ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
Москва, 1971
УТВЕРЖДАЮ Министр угольной промышленности СССР Б. БРАТЧЕНКО
10 февраля 1071 г.
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
Москва, 1971
ра должна быть не менее 10-М5 дней (в зависимости от марки автомобиля).
§ 19. Стажировка должна проводиться под руководством шоферов, имеющих стаж работы по перевозке горной массы на разрезах не менее двух лет.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Глава 1
Общие требования к подвижному составу
§ 20. Подвижной состав технологического автомобильного транспорта состоит из:
а) автомобилей и тягачей;
б) прицепов и полуприцепов.
§ 21. Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, должны соответствовать установленному для них ГОСТу или утвержденным соответствующим образом техническим условиям.
Автотранспортные средства, не соответствующие ГОСТу или утвержденным техническим условиям (в том числе автомобили иностранного производства), могут находиться в эксплуатации только при наличии разрешения вышестоящей организации и органов Госавтоин-спекции.
§ 22. При выборе типа и грузоподъемности подвижного состава необходимо учитывать:
а) объемы перевозок;
б) параметры погрузочного оборудования;
в) физико-Механические свойства горных пород;
г) климатические условия района.
И
Наиболее целесообразным следует считать оснащение автотранспортных предприятий одномарочным подвижным составом.
§ 23. Автомобили-самосвалы для открытых горных работ должны быть оборудованы:
а) устройством для подогрева платформы в холодное время года, исключающим примерзание горной массы к днищу и бортам платформы;
б) устройством для обогрева кабины в холодное время года;
в) устройством для вентиляции кабины;
г) устройством для отвода выхлопных газов вверх с целью исключения поднятия пыли с дороги и площадок экскаваторных забоев и уменьшения загазованности воздушного бассейна, особенно глубоких разрезов;
д) дополнительной фарой заднего света;
е) устройствами, исключающими самопроизвольное или случайное опускание поднятой платформы автомобиля-самосвала при его обслуживании и ремонте;
ж) нейтрализаторами для очистки выхлопных газов (при глубине разреза более 200 метров).
Глава 2 Приемка автомобилей-самосвалов
§ 24. На каждый автомобиль-самосвал, поступающий в автотранспортное предприятие, составляется приемо-сдаточный акт, в котором указывается комплектность самосвала, соответствие его требованиям ГОСТа или техническим условиям.
§ 25. В случае несоответствия технического состояния отдельных агрегатов и узлов требованиям ГОСТа или техническим условиям, а также отсутствия каких-либо приборов и оборудования, указанных в заводской спецификации, приемщик обязан потребовать от сдающего устранения выявленных дефектов или отказаться от приемки автомобиля-самосвала, на что составляется акт отказа с указанием дефектов. Изменение указанного порядка может быть сделано только по разрешению вышестоящей организации.
§ 26. Каждый поступивший в автохозяйство автомобиль-самосвал должен быть до начала обкатки закреплен за шофером или бригадой шоферов. Закрепление автомобиля-самосвала оформляется актом установленной формы, который должен быть подписан всеми шоферами бригады.
Если кто-либо из шоферов включается в бригаду позднее или целиком заменяется вся бригада шоферов, то при этом должен быть составлен дополнительный акт.
Ответственность за соблюдение установленного порядка приемки автомобилей-самосвалов и закрепление их за шоферами возлагается на руководителя автотранспортного предприятия.
§ 27. Каждый новый или капитально отремонтированный автомобиль должен пройти обкатку. Обкатка должна производиться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. По окончании обкатки автомобиля составляется акт с указанием даты и показания счетчика спидометра.
§ 28. При доставке новых или капитально от-
ремонтированных автомобилей-самосвалов с заводов в автотранспортные предприятия своим ходом, лица, которым поручена доставка, обязаны строго соблюдать все правила обкатки.
§ 29. В период действия гарантийного срока, установленного ГОСТами или техническими условиями на автомобили-самосвалы, а также ГОСТами на шины и аккумуляторные батареи, автотранспортное предприятие имеет право предъявить заводу, изготовившему самосвал, или предприятию, выполнившему капитальный ремонт, рекламации на все дефектные детали, приборы и агрегаты, пришедшие в негодность из-за некачественного изготовления или ремонта. Исправным считается полностью укомплектованный автомобиль-самосвал, техническое состояние которого обеспечивает безопасность движения и надежность эксплуатации.
Рекламации должны оформляться в порядке, установленном заводами-изготовителями или авторемонтными заводами.
Глава 3
Регистрация и учет автомобилей-самосвалов
§ 30. Каждый вновь поступивший в автотранспортное предприятие автомобиль-самосвал должен быть зарегистрирован в местных органах Госавтоинспекции не позднее пяти суток со дня поступления.
Ответственность за несвоевременную регистрацию несет руководитель автотранспортного предприятия.
§ 31. На зарегистрированный автомобиль-са-
мосвал автохозяйство должно получить в Гос-автоинспекции технический паспорт, талон технического паспорта и номерные знаки установленного образца. Категорически запрещается изготовление номерных знаков взамен утерянных или поврежденных.
§ 32. Каждому автомобилю-самосвалу в автотранспортном предприятии присваивается гаражный номер. Гаражный номер наносится на двери кабины автомобиля-самосвала или боковых стенках капота.
§ 33. На автомобиль-самосвал, поступивший в автотранспортное предприятие, заводится карта учета, где указывается пробег, проводимые технические обслуживания и ремонты, а также замена агрегатов.
§ 34. Периодически, в сроки, установленные Г осавтоинспекцией, автомобили-самосвалы
должны предъявляться для технического осмотра, прохождение которого фиксируется в техническом паспорте и учетных документах.
Ответственность за подготовку автомобилей-самосвалов к осмотрам Госавтоинспекцией несет технический руководитель автотранспортного предприятия.
§ 35. Автомобили-самосвалы, пришедшие в полную негодность вследствие износа, аварий, пожара и не могущие быть восстановленными, подлежат выбраковке в соответствии с существующими положениями.
Выбракованные в установленном порядке автомобили-самосвалы снимаются с учета в Гос-автоинспекции.
§ 36. Выбракованные автомобили-самосвалы до снятия с государственного учета в органах
Госавтоинспекции должны находиться в автотранспортном предприятии комплектными и не могут быть никому переданы или разобраны на части.
Глава 4
Требования к техническому состоянию автомобилей-самосвалов, находящихся в эксплуатации
Общие требования
§ 37. Все автомобили-самосвалы, находящиеся в эксплуатации, должны содержаться в технически исправном состоянии. Техническое состояние автомобилей-самосвалов должно обеспечивать:
а) бесперебойную работу и безопасность движения со скоростями, установленными на разрезе;
б) нормальные условия труда шофера;
в) расходование топлива, масла и других эксплуатационных материалов не выше установленных норм.
Предупреждение появления каких-либо неисправностей автомобилей-самосвалов должно быть одной из основных задач в работе лиц, ответственных за его содержание.
§ 38. Автомобили-самосвалы, находящиеся в эксплуатации, должны быть полностью укомплектованы всеми приборами и механизмами в соответствии с установленными ГОСТами и техническими условиями. Все агрегаты, оборудование и арматура должны быть надежно закреплены.
§ 39. Каждый находящийся в эксплуатации
автомобиль-самосвал должен быть оборудован:
а) исправным спидометром, снятие или отключение которого запрещается;
б) комплектом инструмента и принадлежностей, предусмотренных ГОСТом или техническими условиями;
в) в зимнее время — утеплительным чехлом на капот двигателя или чехлом на облицовку радиатора;
г) средствами пожаротушения.
§ 40. Автомобильные поезда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь надежные сцепные устройства, обеспечивающие движение прицепов и полуприцепов без рывков и отклонения в стороны. Прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы тормозами автоматического действия, габаритными световыми сигналами, стоп-сигналом и сигналами поворота. Буксировка автомобилей по автодорогам разрезов разрешается только на жесткой сцепке.
Двигатель
§ 41. Техническое состояние двигателя должно обеспечивать надежную и экономичную его работу на всех эксплуатационных режимах Запрещается выпуск автомобиля-самосвала в эксплуатацию при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей двигателя:
а) чрезмерном дымлении;
б) перебоев в работе;
в) стуков в кривошипно-шатунном механизме;
г) течи топлива, масла или охлаждающей жидкости;
д) ненадежном действии пусковых устройств и неустойчивой работе на холостом ходу;
е) давлении в системе смазки ниже установленного инструкцией завода-изготовителя;
ж) перегреве двигателя при эксплуатации автомобиля-самосвала в обычных условиях;
з) расходе топлива или масла более установленного нормой.
Трансмиссия
§ 42. Техническое состояние агрегатов трансмиссии должно обеспечивать плавную передачу (без повышенного шума, стуков и рывков) крутящего момента от двигателя к ведущим колесам при любой нагрузке и скорости движения, допустимыми для данного автомобиля-самосвала по технической характеристике.
Запрещается выпуск автомобиля-самосвала в эксплуатацию при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей.
По гидромуфте:
а) течи масла через сальниковое уплотнение;
б) повышенном шуме (из-за ослабления крепления гидромуфты к фланцу коленчатого вала двигателя);
в) перегрева картера из-за недостаточного уровня масла;
г) радиальном биении гидромуфты.
По сцеплению:
а) пробуксовке сцепления;
б) резких рывках во время включения;
в) неполном выключении сцепления;
г) величине свободного хода педали сцепления, не соответствующей требованиям инструкции завода-изготовителя.
По гидромеханической трансмиссии:
а) течи масла из картеров;
б) давлении масла менее или более пределов, указанных в инструкции завода-изготовителя;
в) повышенном шуме шестерен во время работы.
По коробке перемены передач и раздаточной коробке:
а) самопроизвольном включении какой-либо из передач;
б) течи масла из картеров;
в) затрудненном включении какой-либо из передач.
По карданной передаче:
а) износе шлицов, погнутости карданных валов или других деталей, дисбалансе, вызывающем вибрацию автомобиля-самосвала во время движения с любой скоростью, допустимой для данного автомобиля;
б) заедании скользящих шлицевых соединений;
в) трещинах трубы карданного вала или других деталей карданной передачи.
По ведущим мостам и планетарной передаче:
а) трещинах в картере;
б) течи масла из картера;
в) стуках или повышенном шуме шестерен при движении аЕтомобиля-самосвала.
Рулевое управление
§ 43. Техническое состояние рулевого управления должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем при движении с различными скоростями в любых дорожных условиях. Запрещается выпуск автомобилей-самосвалов при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей:
а) суммарном люфте рулевого управления более #5° при замере по углу поворота рулевого колеса и положении передних колес автомобиля-самосвала, соответствующем прямолинейному движению;
б) нарушении крепления рулевой колонки, сошки, поворотных рычагов, кронштейна (картера) рулевого механизма (заметное взаимное перемещение деталей в местах их крепления при быстром повороте рулевого колеса в обе стороны на неподвижном автомобиле);
в) повреждении отдельных деталей рулевого управления (изгиб, трещины, повреждение резьбы, поломка шплинтов и т. д.);
г) заедании рулевого управления или заметном повышении сопротивления вращению рулевого колеса при повороте передних колес во время движения автомобиля-самосвала;
д) уменьшении углов поворота левого и правого передних колес ниже норм, установленных автозаводом;
е) течи масла (гидроусилитель) или утечке воздуха (пневмоусилитель) из цилиндров, трубопроводов и шлангов или картера насоса;
ж) ослаблении крепления деталей и узлов усилителя рулевого механизма,
ПРЕДИСЛОВИЕ
Планами развития угольной промышленности предусматривается значительное увеличение добычи угля прогрессивным и экономичным открытым способом. Применение большегрузных автомобилей-самосвалов в технологическом процессе открытой добычи угля получает все более широкое распространение, что обуславливается, в ряде случаев, значительными преимуществами автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта на разрезах.
На открытой добыче угля используются в основном большегрузные автомобили-самосвалы Кременчугского и Белорусского автозаводов грузоподъемностью от 12 до 40 тонн, однако уже в ближайшее время на разрезах будут эксплуатироваться автомобили, автопоезда и специализированные углевозы грузоподъемностью до 300 т.
От эффективности использования технологических автомобилей в значительной мере зависит производительность разрезов и себестоимость добываемого угля.
Вместе с тем, имеющиеся положения и инструкции, регламентирующие работу автомобильного транспорта, не учитывают специфики эксплуатации большегрузных автомобилей в условиях открытых горных разработок. В целях осуществления единой технической политики при организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта большегрузных автомобилей, достижения наибольшей эффективности их использования и обеспечения необходимой безопасности работ группой специалистов Министерства угольной промышленности СССР и научно-исследовательского и проектно-конструкторско-
го института по добыче полезных ископаемых открытым способом (НИИОГР) в составе: А. Я. Самодумова, В. Я. Ужанова, А. А. Войнова, С. И. Болховитинова, А. Е. Анпилогова, Л. Ф. Гроссова, А. Ф. Пономарева, С. Д. Око-ловича, Ю. А. Дмитриевского, Л. С. Буркова подготовлены специальные «Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах».
Правила подготовлены в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР и действующими положениями по организации эксплуатации автомобильного транспорта. При этом использован передовой опыт работы технологического автотранспорта в угольной и других отраслях горнодобывающей промышленности, а также материалы НИИАТ и НАМИ.
«Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах» согласованы с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности, Госгортехнадзором СССР, Госавтоинспекцией МВД СССР, Белорусским и Кременчугским автозаводами.
§ 1. «Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах» предназначены для автотранспортных предприятий Министерства угольной промышленности СССР, использующих большегрузные автомобили-самосвалы на перевозке горной массы.
§ 2. Автомобильный транспорт, как один из основных видов технологического транспорта на разрезах угольной промышленности, должен обеспечивать выполнение и перевыполнение государственных планов перевозок угля и вскрышных пород.
§ 3. «Правила технической эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов на открытых горных работах» являются обязательными для работников всех подразделений автотранспортных предприятий Министерства угольной промышленности СССР и устанавливают:
а) требования к подвижному составу автомобильного транспорта, обслуживающего разрезы;
б) порядок технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
в) требования к сооружениям и техническим средствам автомобильного транспорта;
г) порядок работы подвижного состава на линии;
д) основные обязанности работников автомобильного транспорта.
§ 4. Контроль за выполнением настоящих Правил организациями и предприятиями угольной промышленности возлагается на управления автомобильного транспорта комбинатов Министерства угольной промышленности СССР.
§ 5. Точное и неуклонное выполнение Правил должно способствовать обеспечению слаженной работы всех звеньев технологического процесса добычи угля открытым способом, четкой и бесперебойной работы автомобильного транспорта и безопасности движения.
§ 6. Все технические условия, положения, инструкции и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации автомобильного транспорта, издаваемые в системе Министертва с целью развития настоящих Правил, должны быть строго согласованы с ними.
АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ И СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ШОФЕРОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Глава 1
Общая структура автомобильной службы на открытых горных работах
§ 7. При эксплуатации автомобильного транспорта на угольных разрезах необходимо руководствоваться действующими «Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом», «Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», «Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» и настоящими Правилами.
§ 8. Всю работу автотранспортного предприятия организует директор (начальник), на которого возлагается полная ответственность за состояние предприятия и его деятельность.
§ 9. Для улучшения работы предприятия и правильного распределения обязанностей целесообразной является организация в автотранспортном предприятии технической службы и службы эксплуатации.
§ 10. Основными обязанностями технической службы, возглавляемой главным инженером (техноруком) автотранспортного предприятия, являются:
а) поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии;
б) безопасность эксплуатации автотранспорта;
в) надлежащее содержание и развитие производственной базы;
г) материально-техническое снабжение.
§ 11. Основными обязанностями службы эксплуатации, возглавляемой зам. директора по эксплуатации (начальником отдела эксплуатации), являются:
а) суточное планирование перевозок;
б) руководство работой подвижного состава на линии;
в) контроль за работой подвижного состава;
г) оперативный учет выполнения плана;
д) сверка объемов перевозок с данными маркшейдерских замеров (при необходимости).
§ 12. Принятая в автотранспортном предприятии структура служб применительно к типовой должна быть утверждена руководителем предприятия.
§ 13. На каждого инженерно-технического работника обеих служб автотранспортного предприятия должны составляться должностные инструкции, которые утверждаются руководителем предприятия. Типовые перечни обязанностей, ответственность и права каждого руководящего работника служб автотранспортного предприятия приведены в приложении 1.
§ 14. Общий контроль за выполнением должностных инструкций возлагается на главного инженера (по технической службе) и зам. директора или начальника отдела эксплуатации (по службе эксплуатации).
§ 15. Непосредственный контроль за выполнением должностных инструкций каждым работником обеих служб осуществляется начальниками соответствующих участков, зон, подразделений автотранспортного предприятия.
Глава 2
Техническая подготовка шоферов к эксплуатации большегрузных автомобилей-самосвалов
§ 16. Шоферы не имеют права управлять большегрузным автомобилем-самосвалом в условиях открытых горных работ без предварительного изучения особенностей устройства и освоения практических приемов вождения этих автомобилей по дорогам разрезов путем стажировки.
§ 17. Обучение вновь поступающих шоферов практическим приемам вождения должен организовывать по согласованию с руководством автотранспортного предприятия начальник соответствующей колонны или должностное лицо, заменяющее его. При этом администрация автохозяйства и разреза должны обеспечить обучение указанных шоферов безопасным методам работы на открытых горных работах, ознакомление с маршрутами движения, профилем и возможными опасными участками пути при работе на линии с последующей сдачей экзаменов.
Подготовленным шоферам должны выдаваться удостоверения на право работы в разрезе.
§ 18. Продолжительность стажировки шофе-