Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция обязательна для предприятий и организаций, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией всех типов напочвенных дорог. Инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские рельсовые напочвенные дороги с канатным тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным (до 35 градусов) подземным выработкам угольных шахт

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Оборудование горных выработок

3. Перевозка людей и грузов

4. Механизмы и устройства напочвенных дорог

5. Надзор и контроль

Приложение. Объем и содержание проекта установки напочвенной дороги

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

ГОСУДАРСТВЕННЫ» МАКЕЕВСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ по безопасности работ в горной промышленности

МакНИ И

ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ НАПОЧВЕННЫХ ДОРОГ В УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ

Макеевка—Донбасс 198 6

УТЗЕРШЮ Заместитель председателя Госгортехнадзора СССР

( подпись ) В.С.11аталов "12й ноября 1985 г,

СОГЛАСОВАНО

ЦК про<?союза рабочих угольной промышленности

Постановление # 8 от 6 сентября 1985 г.

У ТЕЕ КОЛЮ Первый заместитель Министра угольной промышленности СССР ( подпись ) М.И.Шадсв "20" сентября 1985 г.


ИНСТРУКЦИЯ

ПО НьЗОПАСНСЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ PEUibCObLOC НАПО'ШБШхЫХ ДОРОГ В УГОЛЫПД ШАХТАХ

Мэкеевка-Донбзсс

1906

где Q - максимальный вео грузового (пасоажирского ) ооотава.даН;

оС - наибольший угол наклона выработки .град;

6    - средневзвешенный угол наклона .град;

- длина одной ветви тягового каната (длина дороги),!* ;

0    - погонный вео каната, даН/м;

(Г - вес натяжного груза в сбегашей оо шкива ветви каната,даН;

0,СЕ - коэффициент сопротивления движению состава;

0,3    - коэффициент сопротивления перемещению каната;

0,1 и 0,2- коэффициенты,учитывающие сопротивление вращению блоков а роликов на трассе дороги, даН/м.

4.3.    Счалка канатов должна производиться в ооотзетотвии о

"Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в угольной и сланцевой промышленности". Допустимое число счалок ( п ) по длине тягового каната определяется (о округлением до ближайшего большего целого числа) выражением n« L/Lj , где L - длина тягового каната в метрах #    L§> 600 м- емкость аккумулирующего

устройства для запаса каната (канатоемкооть барабана приводной тележки).

Расстояние между очалками должно быть не менее трех длин счалок.

4.4.    Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие уотройотва, расстояние между которыми определяется эксплуатационное документацией и проектом установки дороги в горной выработке.

При этом угол перегиба канате на блоках и роликах поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.

4.5.    В наклонных горных выработках должны применяться напочвенные дороги о приводами ,оборудованнши двумя тормозами; рабочим и предохранительным колодочного или дискового типа.

В приводах с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять сама гидропередача.

На грузовых дорогах допускается применение в качестве предохранительного ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.

4.6.    Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-крэтчый гапао прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.

4.7.    Хля управления и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.

Временно допускается применение схем угравлекдя с использованием серийно выпускаемых аппаратов по согласованию с МокНИИ или ВостШШ.

5. Надзор и контроль

5.1.    Ежесменно перед начзлоы работы дороги обслуживающим персоналом должны осматриваться подвижной состав, приводная станция, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устрсГства, а парашютные устройства опробоваться включением вручную.

Выработка, привод, пврашютные устройства и электрооборудование не реже одног'* раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, на&.^чентл! приказом по шахте.

Контроль состояния оборудования напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится дорога, а груэолдцсксй также ежеквартально - главным (старшим) механиком шахты или назначенным им липом из числа ИТР.

Результаты осмотра заносятся в "Книгу осмотра подъемной установки ", форма которой имеется в ПБ.

5.2.    На дорогах, установленных в выработках с углами наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.

Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть меояиев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.

Результаты испытаний должны оформляться актом.

б.З. Отношение величин моментов, развиваемых предохранительным тормозом при заторможенном состоянии привода, к статическому моменту должно быть не менее указанных в таблице.

Угон наклона выработки ,град.!до 15 ! 20 j 25 !30 и более

к .    М 22*6    3,0

Мстат.

Для выработок о переменян* углем наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона данной выработки.

Замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.

5.4,    Тяговые канаты напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям "Правил безопасности...". Канат должен браковаться, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного оеченпя проволок, не вадерлавших испытания не перегиб и разрыв, составляет 62.

5.5.    В процессе эксплуатации теговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытаний не перегиб и разрыв,достигает 252 сЛцей плошади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен Сыть снят.

На повторные испытания препетаеллетея рабочий участок тягового канете,примыкающий к месту его закрепления на раме пригодней тележка.

При представлении на испытания канатов грузолодских дорог в заявлении должны указываться два значения нагрузки :в режиме перевозки людей и в режиме перевозки грузов,

5.6.    Осмотр тягового каната должен производиться ежесуточно специально выделенным и обучение лицом.

Еженедельный осмотр каната производится механиком участка.

Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен производиться о участием главного (старшего) механика шахты.

Осмотр канатов должен производиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/о. Лпя дорог длиной более 500 м допускается производить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превшая установленной периодичности.

Осмотр канатов на грузовых дорогах, не имещих специальной смотровой скорости до 0,3 ц/с и установленных в выработках о углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.

Допускается также производить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до I м/с.

Результаты осмотров должны заноситься в "Книгу осмотра подъемных канатов и их расхода", форма которой имеется в "Правилах безопасности...".

5.7.    Запрещается эксплуатация канатов:

а)    при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, "жучков" и других повреждений;

б)    если на каком-либо участке,равном шагу свивки ,чмоло оборванных проволок достигает % от общего числа в канате;

в)    при утонении более чем на IQ2 от номинального диамитра,

5.8.    В случае экстренного нагружения каната работа напочвенной дороги должна быть немедленно приостановлена для осмотра каната.

Приложение

Объем и содержание проекта установки напочвенной дороги

Проект установки напочвенной дорога гвыдслнявмой в соответствии с п.2.1 "Инструкции...", должен содержать :

списание и схему транспортной выработка с указанием ее длины, профиля, положения в плане и вазоров в местах, оговоренных "Лнструкпаей..,";

схемы размещения основного а вспомогательного оборудования, ь том числе по п.2.7, и схему формирования состава о учетом требований па.3.2 и 3.8;

схемы оборудования перегрузочных пунктов,а такжо посадочных площадок и узлов сопряжений и пересечений с другими транспортными средствами;

расчет закрепления приводной станции ,натяжного устройства и концевого блока в соответствии с требованиями п.4.6;

схему установки поддерживающих и направляющих устройотв тягового каната (по п.4.ч);

указания по организация я порядку выполнения работ по перевозке людей и грузов;

монтажную электричеокую схему, схему сигнализации и схему выполнения блокировок в соответствии с требованием п.3.6;

указания мер безопасности.

Утвержденный проект должен находиться на том участке (службе), в ведении которого находится дорога.

Ответственный за выпуск к.т.и.Л.И.Айзеишток Ротапринт МакНИИ. Заказ li 144. Тираж 1600 эр.з. г.Макеевка Донецкой обл., Лихачева,60

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая инструкция обязательна для предприятий и организаций, занимающихся проектированием .изготовлением и эксплуатацией всех типов напочвенных дорог.

Разработка инструкции осуществлена института! УакНИИ при участии института УкрНМгидроуголь на основании обобщения накопленного опыта эксплуатации напочвенных дорог в шахтах, результатов проведенных исследований, а также предложений и замечаний, представленных заинтересованными организациями.

Инструкцию разработали сотрудники МахНИИ кандидаты технических наук Айзенсток Л.И. и Чуйко И.Т. В разработке инструкции также принимали участив: от МвкН>1Л - доктор технических наук Колосок В.П., кандидаты технических наук Бврвжвнсклй В.И. и Саморсщов А.И.; от Минуглепрсма СССР - инженеры Чубаров Л.А.

1 Довгаль А.й.; от института УкрШ&гидроуголь - инженеры Еухэ-новский З.В., Генералов Г^., Еоьков Л.И., Коваленко Н.С., Лебедев А.И., Ыахияя В.В., Сасунов Д.А.; от ИГД им.А.А.Скочинского-кандадат технических наук Науменко П.П.; от Госгортехнадзора СССР - инженеры Таран И.Д., Кожанов Б.Ы.

I. Общие полевения

I.I. Настоотая инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские рельсовые напочвенные дороги с канатным тягсвым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами .вагокетшли и другими колесными средствами по горизонтальна! и наклонньы (до 35°) подземным выработкам угольных шахт.

К грузовым относятся дороги, обеспечивающие перевозку в грузовом составе (в специальных кабинах) сопровождающих груз лиц в количестве не белее двух человек.

Условия безопасного применения напочвенных дорог определяются наличием и конструкцией аварийной тормозной(парашютной) систем, которая может быть сосредоточенной (расположенной на одной тормозной тележке) или рассредоточенной (расположенной на двух или нескольких тормозных тележках). Функции тормозных тележек могут выполнять буксировочные тележки и пассажирские вагонетки о парашютами.

1.2.Эксплуатация дорог должна осуществляться в соответствия о положениями "Правил безопасности в угольных и сланцевых тахтах", "Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт", вастоядей "Инструкции..." и эксплуатационной документацией.

Сроки приведения действующих дорог в соответствие требования! настоящей инструкция устанавливаются производственным объединением (комбинатом, трестом) по согласованию с местными органами Госгортехнадзора.

1.3.    Перед вводом в эксплуатацию каждая напочвенная дорога должна быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

Прием в эксплуатацию грузолвдекой напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты. В состав комисоии должны включаться (по согласованию) представителя квотных органов Госгортехнадзора и технической инспекции профсоюза.

1.4.    На производство грузолвдеких и лодских рельсовых напочвенных дорог с канатным ткговьм органом должно быть о^ершено разрешение Гоогортехнадзора СССР.

2. Оборудование горных выработок

2.1.    Оборудование горных выработок непочьенными дорогами должно производиться по проекту .утвержденному главным инженером тахты а выполненному в соответствии с требованиям "Правил безопасности..." и настоядей "Инструкции..." в объеме, указанном

в п рил сие нии.

2.2.    Горнотехнические условия применения напочьенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиям эксплуатационной документации.

2.3.    Напочвенные дороги могут располагаться в отдельных выработках или ъ выработках с конвейерами.

В отдельных случаях по согласованию о ulaxhiUl или ВоотНИИ и о разрешения органов Госгортехнадзора допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог с сосредоточенной парашютной системой разрешается только в выработках с уклоном до 0.С50.

Требования настоядего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.

2.4.    Зазоры в выработках, оборудованных напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиям "Правил безопасности..." для рельсового транспорта. При этом проходы для людей в конвейеризированных выработках независимо от угла наклона должны устраиваться между подвижным составом а крепью выработки.

Запрещается располагать тяговый канат а проходах, предназначенных для передвижения людей.

В оборудованных напочвенными дорогами конвейеризированных выработках допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступавшими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузок горной массы о конвейера на конвейер, расположения промежуточных приводов и установки

площадок пооадки и схода людей (на грузолюдских конвейерах). Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.

2.5.    На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта,проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки .

2.6.    В выработках, имеющих уклон пути более 0,005, могут устанавливаться только дороги, оснащенные парашютной системой.

В выработках со знакопеременньы профилем .имеющих участки о обратна! уклоном протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги .оборудованные парашютной системой двухстороннего действия.

2.7.    Наклонные выработки, в которых установлены напочвенные дороги с сосредоточенной парашютной системой, должны оборудоваться предохранительными барьерами в соответствии с требованиями "Правил безопасности..." для концевой канатной откатки.

В выработках о односторонним уклоном при расположении тормозной тележки ниже грузовых единиц оостава установка предохранительных барьеров не требуется.

2.8.    Меота установки приводной станции и натяжного устройства должны быть ограждены.

2.9.    В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее I м оо стороны посадки.

Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации .допускается уменьшение сирины прохода до С,7 м.

Посадочные площадки должны оборудоваться настилам. Длина настила должнв быть не менее длины пассажирской части состава.

2.10.    Посадочные плсщадки а выработка .оборудованные гру-золюдскими напочвенными дорогами .должны быть освещены в соответствии с нордами ПТЭ.

2.II. Стационарные посадочные площадки .приемо-отправитель-выв площадки и приводные отанипя дорог должны оборудоваться переговорной о вязью.

3. Перевозка людей и грузов

3.1.    К управлению напочвенной дорогой допуокаются лица* прошедшие специальное обучение .имеющие удостоверение на право управления дорогой и назначенные приказом по шахте.

3.2.    Перевозимые дорогой люди .в тем «юле управляющие ею

и сопровождающие груз, должны находиться в специальных пассажирских кабинах, расположение которых в составе и способ установки на грузонесущих тележках определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.

Пешее сопровождение груза не допускается.

3.3.    Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой ила подающее сигналы из состава .должно находиться в передней чаота первой по ходу движения пассажирской кабины.

Допускается управлять грузовой дорогой о привода по сигналам о конечных пунктов откатки.

3.4.    При работе грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов количество людей, находяцпхея в составе ,не должно превышать трех человек.

Количество людей в составе грузовой дороги не должно превышать двух человек.

В дюбем случав в их число могут входить только лица, управляющие дорогой и сопровождающие груз.

3.5.    Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При эта! инструмент не должен выступать за габариты кабины.

3.6.    Перевозка людей а грузов напочвенными доращена в конвейеризованных выработках во время работы конвейера допуокает-оя при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителяли ленты допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках о углом наклона до 18°.

Во воех остальных случаях одновременная работа дорога и {(онвейера не допуокается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращаетея возможность такой работы.

Запрещается уотройотво в конвейеризованных выработках приемно-отправительных площадок для грузов, не связанных о обслуживанием этих выработок (ремонт .проходка) и расположенного в них оборудования.

3.7.    При перевозке людей конвейером .а также при оболужи-зании а ремонте конвейера, находяцаяоя рядом о ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею - заблокирована.

3.8.    Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в ооответотвии ◦ эксплуатационной документацией о принятием мер безопаоаооти против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную чаоть выработки.

Соотав напочвенной дороги должен быть сформировав таким образом, чтобы человек, управляющий дорогой, воегда находилоя лицом по направлению движения.

При формировании ооотавов напочвенных дорог о раооредото-ченной парашютной оистемой паосажирокие и грузовые вагонетки и платформы должны располагаться между тормозньаш тележками.

При формировании ооотавов напочвенных дорог о сосредоточенной парашютной системой (о одной тормозной тележкой) должны выполняться следующие правила:

а)    в выработках о односторонним уклоном паосажирокие кабины должны располагаться выше тормозной тележки;

б)    в выработках оо знакопеременным профилем паооажирские элементы должны соединяться с тормозной тележкой ,а также между ообой, не менее чем двумя ооелииительньыи элементами.Элементы

соединения должны быть заводского изготовления (или изготовления ремонтных предприятий производственных объединений) и иметь не менее чем 10-кретный запас прочности по отношения в максимальной статической нагрузке;

в)    в выработках оо знак ©переменно профилем запрещается в процессе эксплуатации производить отцепку пассажирских элементов состава от тормозной талежки;

г)    грузовая часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими самопроизвольному скатыванию вагонеток, в соответствии с требованиям» "Правил без опасности.. •" для концевой канатной откатки.

3.9.    На посадочных площадках грузолодских дорог должны быть вывешены объявления о указанием кода применяемых оигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.

3.10.    Выработки и подвижной соотав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопаонооти в соответствии с "Едиными требованиями к сигналам в знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных и сланцевых шахт".

3.11.    Запрещается:

а)    перевозить лодей в составе о грузом за исключением лиц управляющих дорогой а сопровождапдих груз;

б)    управлять дорогой другим лицам, креме указанных в п.3.1 настоящей инструкции;

в)    ездить людял на грузовых тележках (вагонетках);

г)    эксплуатировать напочвенные дорога в выработках о неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработка ,а также при неисправности пути, подвижного оостава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств осязи;

д)    перевозить крупногабаритное оборудование без участия лаиа технического надзора;

в) прицеплять платформы о длинномерными мате риалами или о крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной ,в которой находятоя леди;

ж) передвижение людей по наклонной выработке во время работы напочвенной дороги.

4. Механизмы и устройства напочвенных дорог

4.1.    На напочвенных дорогах в качестве тяговых рекомендуется применять круглопрдцные грузояюдские канаты диаметром не менее

15 мм с органическим сердечником и проволокой не ниже марки "В", крестовой свивки ( ГОСТ 2688-80 ■ 7665-80), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе I* Допуокается применение канатов» изготовленных по техническим условиям ,согласованным ЫакНИИ. Допускается также использование канатов из проволок ,оцинкованных по группе С, а на грузовых дорогах - канатов из оветдой проволоки и канатов из проволоки марки I.

4.2.    Тяговые канаты грузолвдеких напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:

6- кратного в режиме перевозки людей;

5- кратного в режиме перевозки грузов.

Тяговые канаты грузовых дорог должны иметь запао прочноотш не ниже 5- кратного.

Запас прочности каната определяется относительно реочетноИ статической нагрузки S , которую следует рассчитывать по муле:

для нижнего расположения привода

S - Q(slnd ♦0,02cosc()+ 0,3<j-2L,(Cosj>*0,5QH* 0,2 L, , дЛ|

для верхнего расположения привода

S- Q(sinrt*0,02cosoO^LK(stnj>* O.Scosji)* 0,<L* , *ан.