Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для специалистов, работающих в области охраны атмосферного воздуха.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Определение категории опасности предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

2. Установление списка приоритетных примесей при разработке нормативов ПВД и составлении планов по охране атмосферного воздуха в целом для города

Список использованных источников

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

13.11.1987ПринятЗапСибНИГМИ
РазработанЗапсибНИГМИ
РазработанЭСУГКС
УтвержденЗСУГКС
УтвержденЗапСибНИГМИ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

государственный комитет ссср по гидрометеорологии и контроле

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЗАПАДН0-СИВ55СКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ УПРАВЩИЕ ПО ГЩОгеТЕОРОЖГЮ й КОНТРОЛЮ

природной среды

РЕКОМЕЦДОИ

ПО ДЕЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НА КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАССЫ И ВИДОВОГО СОСТАВА ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЙ*» ВВДЕСТ9

Новосибирск, 1967 год

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ

природной среду ссср

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЬДОЗАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЩРОМЕТЕСГОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

УТВЕРЖДАЮ Jfoiidj) £|рмг -ЗС

'-.•УГЗЕРДДАЮ ‘ ■ -Директор. ЗалСибНИГМИ tyD. Пушисто в 1987г


КС

Й^И.Зиненко ^>7    1987    г


fr&hr.’V

Ьчй, f А»:


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДЕЛЕНИЮ ПРЩРИЯТИЙ НА КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ в зависимости от массы и ачдового СОСТАВА ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМХФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЩИХ ВЕ2ЦЕСТВ

Замдиректора по

научной работе,к.г.н.    В.М.Топоров

Завотделом прогнозирования и регулирования качества

атмосферного воздуха, к. ф.-м.н./^>    Л.С.-перанский

,4 Г'

i СсСс: £$ Т.С.Селегей

Ответственный исполнитель, старом*! научный сотрудник, к.г.н.

ю.


I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ..АТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ ПРЕДДРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАССУ И ВИДОВОГО СОСТАВА ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНПОДХ ВЕЩЕСТВ

1.1.    Для определения категории опасности предприятий используют данше о выбпосах загрязняющих веществ в атмосферу по Форме статистической отчетности 2 ТП-пздух. При этом в Форме 2 ТП-воэдух в обязательном порядке должна быть подробная расшифровка "углеводородов1* и "прочих" и не должна иметь место информл’гия о суммарных выбросах вредных веществ в атмосферу от группы предприятий (например, в ’делом по объединениям, управлениям и т.д.).

1.2.    Категорию опасности предприятия (КОП) рассчитывают по

формуле:    п

коп » £ (_i!i— Л ,    (I.I.)

' ВДК,

где - масса выброса t-того вещества, т/год;

1Щ- среднесуточна* предельно допустимая кончентра?:ия L -того вещества, мг/мэ;

М - количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием;

0^- безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности -того вещества с вредностью сернистого газа /6/. Определяется по табл.1.1.

Таблигда I.I.

Значения для веществ раз.- *чных классов

опасности


Константа



(лаес опасности

со

сч

4

1.3

0,9



1.0


Значения КОП расчитывают пли условии, когда —

Пои

• *

ДДК i

*«£. I значения КСП не оассчитмвапт и прирав*

нивают к нулю.

1.3.    Дл.‘. расчета КОП при отсутствии среднесуточных значений предельтю допустимых коиттентра"*й иопсльзуют значения максимально-разовых ВДС, ОБУВ или уменьшенные в 10 раз значения предельно допустимых концентраций рабочей зоны /5/.

1.4.    Для веществ, по которым отсутствует информа»ги». о ДДК или ОБУВ, значения КоП приравнивают к массе выбросов данных веществ.

1.5.    По величине КОП предприятия делят на четыре категории опасности. Граничные условия для деления предприятий на категории опасности приведены в табл.1.2.

Таблиц 1.2.

Граничные условия для деления предприятий на категории опасности в зависимости от значений КСП

Категория опасности

Значения КОП

предприятия

I    коп > ю6

п    юб > коп    ю4

ш    ю4 > коп > ю3

1У    коп ю3

.1.6. К первой категории опасности относят предприятия со значениями КОП ^ 10®. Таких предприятий насчитывается немного: в крупных промышленных городах до 5-10, в маленьких городах до 1-2. Зто, как правило, предприятия, имеющие значительный вал выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или значительный вал выбросов веществ первого класса опасности. Не смотря на свою малочисленность, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмо-

сферу гтзедприятитди I категории составляет белое половины общих ГЭ’ЧЗДСКИХ выбросов.

Предприятия I категории создают вокруг себя значительные зо.чы загрязнении несколькими загрязняющими веществами, где наблюдается :<ончентра *ии з десятки раз превксающие санитарно-гигиенические критерии чистоты атмос^епного воздуха. Ка эти пг-ед-пги-тия приходится 60-70/, необходимого снижения выбросов с "елью достижения Г|ДЗ от общего снижения по городу.

Предприятия I категории должны* быть в сентле особого внимания служб контроля загрязнения атмосферного воздуха. К этим предприятиям должны быть предъявлены более жесткие требования пс формирования планов охраны агдосферного воздуха, на этих предприятиях с особой настойчивостью должно контролироваться выполнение мероприятий с релью достижения нормативов ЦДВ и т.д.

1.7. Ко второй категории опасности относят предпри. тия со значениями 10^ > КОП > 10^. Эго также не столь многочисленная группа предприятий. В крупных городах их насчитывается до 15-20, в маленьких до 3-8. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями П категории опасности составляет около 30-35/ общих городских, выбросов.

Предприятия П категории опасности, как правило, создают вокруг себя такие зоны загрязнения, где кокттентраттии в несколько раз превышают предельно допустимые по нескольким загрязняющим веществам или в десятки раз одним-двумя загрязняющими веществами. На эти предприятия приходится около 30/ необходимого снижения выбросов с палью достижения ПДВ от общего снижения по городу.

Предприятия П категории опасности также нуедаготся в постоянном и пристальном контроле за всей пригодно-охранной деятельностью со стороны служб Гоикомгидримета.

1.6 К третьей категории опасности относятся предприятия со

л    О

значениями 10 *> КОП > iCw. Зто одна из самых многочисленных групп предприятий. Однако на их долю приходится всего лкг:ь 10-1556 общих городских выбросов загрязняющих веществ з атмосферу.

Предприятия к категории опасности в зависимости от высоты труб источников выбросов могут как пресыщать, так и не превышать допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ б атмосферу. Превышение Еыбросов в основном имеет место от низких и неорганизованных источников. На эти предприятия приходится 5-10% необходимого снижения выбросов с целью достижения ВДВ. от общего снижения по городу.

Эти предприятия из-за многочисленности, должны входить э списки предприятий, ежегодно отчитывавшихся по формо 2 ТП-воз-дух. Однако ведомствен*^ тома ВДВ они могут составлять по сокращенней программе. Такие предприятия модно контролировать выборочно один раз в несколько лет.

1.9 К четвертой категории опасности предприятия относят при значении КОП I03. Эта группа объединяет саше мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ в атмосферу.

3 целом по городу на эти предприятия приходится от I до 5% общих городских выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Предприятия 1У категории опасности, как правило, не превышают нормативы предельно допустишх выбросов, а если и превышают, то на столь незначительную величину, которой смело можно пренебречь. Для таких предприятий практически можно устанавливать нормативы ВДВ на уровне фактических выбросов.

За счет этой группы предприятий появляетвя возможность сократить объем работ по обработке информации и по контролю за выбросами вредных веществ в атмосферу. Предприятия I? категории

''пасчс^ти могут отчитываться о выбросах вредных веществ в атмосферу не ежегодно, а один раз в пять лет при проведении инвен-таризачии источников выбросов или при значительном увеличении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в связи с расширением производства или его реконструкцией. При этом возможен переход предприятий из 1У в более высокую категорию опасности.

1.10.    Центрам (лабораториям) контроля загрязнения природной среды рекомендуется ограничить городские списки промышленных предприятий, ежегодно отчитывающихся по статистической форме 2 ТП-воэдух, предприятиями I,R и 0 категорий опасности. При этом вал выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет охвачен на 55% и более.

1.11.    В зависимости от категории опасности предприятиям предлагается ввести периодичность отчетности в системе госучета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и периодичность контроля выбросов предприятий согласно табл.1.3.

Т&блипа 1.3.


Переодичность отчетности и ..онтроля промышленных предприятий в зависимости от их категории опасности


Вид работы I

Категория

опасности пр

едприятия

1

I 11

1 я |

I.Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ г атмосферу (1 раз в 5 лет)

♦ +

4-

2.Пересмотр норм в налом по го ролл'

(I раз в 5 лет;

+ +

+

3.Форма статистической отчетности 2 ТП-воздух (ежегодно)

+

+

4.Планы по охране атмосферного воздуха по формам ПОПР (ежегодно,

I раз в 5 лет)

+


5.Разработка ведомственных проектов норм предельно допустимых выбросов

а) по полной схеме    +    +


б)    по сокращенной схеме

в)    не составляют тома ПДЗ


+


+


6. Периодичность контроля атмосфероохранной деятельности предприятий

а)    ежегодно    +    +

б)    один раз в 2-3 года    +

в)    контролируются выборочно I раз в 5 лет


2. УСТАНОВЛЕНИЕ СПИСКА IiFHOPHTSTIM ПРИМЕСЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ГДО И СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНОВ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА з ЦЕЛОМ да ГОРСТА

КОВ - ( £ -ili-» Wi

2.1. Критерий приоритетности примеси или критерий опасности вещества (КОВ) рассчитывает по формуле:

)*L , (2.1.)

где ^ - количество предприятий, выбрасывавших I -ую примесь; Mi, - масса выброса I - того вещее ва в ?;елом по городу, т/год;

1ЩК^- среднесуточная предельно допустимая концентрация L - того веществя, мг/м3; безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности L -того вещества с вредностью сернистого газа. Определяется по табл I.I.

значения КОБ не рассчитывают^Г^й пр;фавниваются *к^цулю.

2.3. Граничные условия для деления загрязняющих веществ на три категории опасности представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1.

2.2. Расчет ЮВ по фор^ле (2.1) производят только при условии, когда отношение —Mi.— > I. При —~^ I

Категория опасности

Значения КОВ

вещества

1    КОЗ    5»    Ю4

2    1С3=бК0В    -t    104

3    КОВ    .с    Ю3

2.4. К первой самой опасной категории опасности относят поимеси, для которых значения КОВ ^ 10^. Зго примеси, выбросы по которым, как правило, создают поля концентраций, превышающие

в десятки раз, а иногда и о сотки раз санитарно-гигиенические критерии чистоты атмосферного воэ^/ха. ho этим примесям необходимо в первую очередь разоабаткзать планы мероприятий по снижению выбросов с целью достижения нормативов ВДВ.

2.5.    Ко второй категории опасности относят примеси, для которых значения 1С^> КОЬ > 10^. Эго примеси, выбросы по которым создают зоны с повышенными концентрациями лишь в отдельных локальных очагеv, в основном, вокруг промышленных предприятий, в отдельных случаях с выходом за граниты ССЗ. По этой группе примесей также необходимо разрабатывать планы мероприятий по снижению выбросов с целью достижения нормативов ПДВ.

2.6.    К третьей категории относят примеси, для которых

о

КОВ *<£ 10 . Выбросы по этим примесям, как правило, не превышают критериев чистоты атмосферного воздуха. По этой группе примесей не следует разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов. Еы-бросы по этим примесям приравниваются к предельно допустимым на уровне фактических выбросов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1.    Временное методические указания по разработке и согласованию проектов годовых и пятилетних государственных планов экономического и социального развития СССР по разделу "Охрана атмосферного воздуха": РД 52.04-84/Под руководством д-ра ф.м.н. М.Е.Берлянда.-Л. :Иэд.ГГ0, 1984.-25с.

2.    Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухос грешных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по I., рентным решениям:

ОЦД 1-84 /Под редакцией И. М. орале вс кого, Р.Н.К> ^ненова (ГГО им.А.И.Воейкова); Ю.С.Цатурова, В.II.Антонова, А.И.Позднякова (Госкомгидромет); Е.В.Михайлина, Ю.Л.Максименко (Госстрой СССР).-М.:Гидрометеоиздат, 1984.-24 с.

3.    Рекомендации по составлению ведомственного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы", проект: методическое пособие /Ответств. исполнитель А.П.Быков.-Новосибирск: Изд.ЗалСибРВЦ, 1986.-^7 с.

4.    Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий: 01 Д-86 /Под редакцией М.Е.Борланда, Н.К.Гасилиной, Е.Л.Гениховича, Р.И.Оникула (Госкомгидромет) и В.А.Глухарева (Госстрой СССР). -Л.:Гидрометеоиздат,. 1987.-92 с.

5.    Методическое письмо по вопросам ускорения и упрощения разработок нормативов ПДВ в ХП пятилетке /ГГО им.Воейкова; Исп. Н.С.Буренин, Р.И.Оникула.-Л.:Иэд.ГГО,1987,-ДОе-

6.    Методические рекомендации по обобщению результатов наблодений за пятилетний период и разработка прогноза состояния загрязнения атмосферы на длительный период: Методическое пособие /Ответств.исполнитель Э.X).Безуглая.-Л.:Иэд.ГГОг 1985.- 15 с.

Отпечатано в ЭСУГКС. Заказ TI&G Тираж 200 экз

Рекомендации по делению предприятий на категории опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмо-cr'Vjy загрязняющих веществ разработаны в рамках темы НИР Гос-комгидромета 5.29.02 "Разработать нормативно-методическую основу для расчета плановых показателей по охране атмосферного воздуха, а также госучета предприятий, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух" (проблема ГКНГ G.85.04.03.C2. H.H.I).

Работа выполнена в лаборатории разработки методов нормирования выбросов отдела прогнозирования и регулирования качества атмосферного воздуха Заладно-Сибирск го регион? ьного научно-исследовательского института под руководством Т.С.Селегей и при участии от ЗалСибНИГМИ Т.А.Суслиной и И.Е.Куромсково; от ЭСУГКС В.М.Андреевой, Н.Н.Васильевой и В.М.Соболевой.

Рекомендации одобрены научно-техническим советом "Охрана окружающей среды" ЗалСибНИГМИ " 13 " ноября 1987 года и рекомендованы к внедрению-в УГКС региона.

Предназначены ддя специалистов, работающих в области охраны атмосферного воздуха.

стр.

Предисловие ........................................... 5

1.    Определение категории опасности предприятий в зависи -

мости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ ...................... 10

2.    Установление списка приоритетах примесей при разра

ботке нормативов ПДВ и состаале ли планов по охране атмосферного воздуха в целом для города ............. 16

Список испсльзованных источников ..................... 18

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для включения предприятий в систему государственного учета выбросов эюеднъгх веществ в атмос^яру (Форма статотчетнооти 2-ТП-воэдуг), ускорения и упрощения работ на стадии разработки ведомственных проектов по установлению нормативов ВДВ, для разработки проехтов планов по охране атмосферного воздуха, а также при инспекционных проверках предприятий необходимо четкое деление их на категории опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу.

В настоящее время из-за отсутствия достаточно четкого подхода к делению предприятий на такие категории службы контроля загрязнения атмосферного воздуха Госкомгидрсмета (отделы нормирования выбросов, отделы согласования планов и экспертизы проектов, государственная инспекция) затруднены в выборе приоритетных предприятий, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия в работе по охране атмосферного воздуха.

Способы деления предприятий на категории предлагались в руководящих долументах /1,2,3,**,5/. Однако эти предложения не нашли широкого применения из-за ряда недостатков предложенных критериев.

Предложенные классификации базируются, в принципе, на одном и том же методическом подходе, который впервые изложен в указаниях по разработке и согласованию проектов годовых и пятилетних планов охраны атмосферного воздуха /I/.

По /I/ предприятия оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, если на них хотя бы один источник попадает в категорию опасных. Предприятия считаются не оказывающими вредно? * влияния на атмосферный воздух, если на них ни один-источник не попадает в категорию опасных. Опасность Уточника

предлагается определять по формуле:


пдк


где М - максимальная величина выброса вредного вещества в атмосферу из источника, г/с;

ПДК - предельная максимально-разовая допустимая коннентра-"ия, мг/мэ ;

Ф - величина, характеризующая условный расход воздуха, необходимый для разбавления вредного вещества, по-, ступающего э атмосферу, до ДЦК, мэ/с.


Для Н^»10м Ф » 0,1.

Для Н ^ 10 м Ф - 0,01 • Н.

В документе /2/ к формуле (I) дополнительно предлагается вводить поправку на диаметр источника (#) и концентрацию вещества в устье источника (<2 ) в виде:

R - Ъ .    9    (2)


пдк


На основе формулы (I) и поправки (2) предприятия относят к той или иной категории опасности при приведении экспертизы проектов на строительство или реконструкцию предприятий.

В последующем документе /3/ формуле ( I) придается несколько иная смысловая нагрузка. Под №- подразумевается суммарная величина выбросов данного вещества ото всех источников в г/с; под Н - средняя предприятию высота источников выбросов данного вещества.


Окончательно категория предприятия устанавливается, если одновременно удовлетворяется одно из следующих условий:

Ом -S- Л К    м    тлЭ


ПДК


> 0,5


ПДК • Н


> Ю3 при Н^Юм ,(3)


0,5 и ---— ^ Ю4 при Н> Юм , ПДК

См

да

где См - максимальная кон*:ентра»?ия, создаваемая всеми источниками по данному веществу, мг/м3.

По этой классификации предлагается делить все гтедгтигтия на три категории. К первой категории относятся пгедпгиятия, имеющие наиболее мощные истопники загрязнения воздухе; по второй - более мелкие, но необходимые при улете суммарного загрязнения воздуха; к третьей - все остальные мелкие предприятия.

Данная методика предназначена для ускорения и упущения работ на стадии разработки ведомственных проектов нормативов предельно допустимых рыбросов (ЦЦв). Предприятиям, относящимся к первой категории опасности, предлагается разрабатывать ведомственные тома ПДБ по полной программе, ко второй - по упрощенной схеме, к третьей - не разрабатывать тома ПДВ.

В документе /4/ предлагается формула для расчета средней высоты источников выбросов предприятия

К ** 5 * Мр—fo ♦ 15 _•    +    25    *    ♦..... ,    (4)

М

где Mq-Ю» ^ll_20 - суммарная мощность выброса на предприятии о^о всех источников в интервале высот 0-10, 11-20, 21-30 и т.д., г/с.

В документе /5/ прин'1ип подхода к классификации предприятий остается прежним, даются лишь несколько иные граничные условия* для отнесения предприятий к той или иной категории опасности.

Не смотря на то, что подход к делению предприятий на категории опасности в рассмотренных документах один и тот же, за счет различных граничных условий или поправок к формуле ( I ) предприятия при разработке нормативов ПДВ должна пользоваться одними критериями, при составлении планов - другими1,-

при экспертизе - третьи. I. Такой разнобой в оценке одного и того же предприятия приводит к затруднениям в работе, а в хо-нечнсм итоге, к отри»танию любой из перечислентвлс выше хласси-

фмкачий.

Хроме того, рассмотренные классификагти обладают рядообъективных недостатков.

Во-перзнх, в категорию не очень опасных предприятий (том 11ДВ составляется по упрощенной схеме/ попадают предприятия с мощными и водными выбросам.! загрязняющих веществ, значительно влияющими на атмосферный воздух.

Во-нторнх, для определения категории опасности предприятия используется величина Су , расчет хотсрой является наиболее трудоемким при разработке нормативов ПДВ. Получив расчет См, можно решить вопрос о превышении гигиенических критериев чистоты атмосферного воздуха по тому или иному веществу как отдельным источником, ток и предприятием в целом, а, следовательно, классифичировать его категорию опасности.

иеразумно дэлать трудоемкие расчеты лишь для определения категории опасности предприятия. Наоборот, редварительное деление предприятий на категории опасности должно облегчить работы по нормированию выбросов.

В-третьих, в предложенных классификациях не учитывается класс опасности выбрасываемых веществ. Нельзя сравнивать предприятия химической np^v«!iure,r40CTH, выбрасывающие вещества первого или вт§?о класса опасности, с любы* другими предприятиями, выбрасывающими такое же количество веществ четвертого или третьего класса опасности.

Дачные рекомендации по установлению категории опасности предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу исключают некоторые из

отмеченных недостатков существующих методик. Граничные условия для отнесения предприятий к той или иной категории опасности з предлагаемом подходе основывались на сопоставлении рдсчитанных критериев опасности предприятий с установленными для них значениями ЦДВ.

Методика опробирована на данных о фактических и предельно допустимых выбросах предприятий ряда городов Западной Сибири.