Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция определяет порядок выбора и внесения в технологические карты диагностических признаков (параметров) и критерия технического и предельного состояний по ресурсу оборудования угольных шахт. Инструкция является руководящим нормативным документом и обязательна для применения проектно-конструкторскими институтами и заводами-изготовителями горношахтного оборудования

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Общие положения

3. Указания по расчленению оборудования на составные части, сборочные единицы и детали при выборе диагностических признаков (параметров) и критериев технического и предельного состояний оборудования

4. Установление диагностических признаков (параметров) и критериев технического и предельного состояний по ресурсу оборудования

5. Методические указания по выбору ПТС и КПС оборудования

     5.1. Основные требования к ПТС и КПС оборудования

     5.2. Порядок определения ПТС и КПС оборудования и их внесения в документацию

     5.3. Учет требований отраслевой системы технического обслуживания и ремонта оборудования

     5.4. Указания по определению КПС основных составных частей очистного и проходческого оборудования

     5.5. Указания по выбору ПТС оборудования

Приложение 1. Классификация диагностических признаков (параметров) и критериев технического и предельного состояний по ресурсу оборудования

Приложение 2. Схема расчленения насосной станции СНУ-5 (пример)

Приложение 3. Рекомендуемые предельные зазоры и износи деталей редукторов

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Ордена Огтабрьсиой Революции и ордена Трудового Красного Знамени

ИНСТИТУТ

ГОРНОГО

ДЕЛА


имени А. А. Скочииского

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫБОРУ ПАРАМЕТРОВ И КРИТЕРИЕВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИИ ОБОРУДОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ

МОСКВА

1982

Министерство угольной промышленности СССР Академия наук СССР Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Институт горного дела им. А. А. Скочинского

Утверждена заместителем Министра угольной промышленности СССР

В. П. Герасимовым 19 мая 1982 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫБОРУ ПАРАМЕТРОВ И КРИТЕРИЕВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИИ ОБОРУДОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ

Москва

1982

Экспертиза должна проводиться комиссией, в состав которой включаются представители организации-разработчика оборудования, заво.:*.а-изготовителя, головного ПКИ, бассейнового НИИ и (или) производственного объединения с наиболее характерными условиями эксплуатации оборудования, энергомехашгческой службы.

Экспертиза выполняется с учетом требований нормативно-технической документации, реальных возможностей предприятия-изготовителя, требований заказчика, данных анализа лучших современных конструкций отечественных и зарубежных образцов, результатов анализа причин отказов и факторов, определяющих надежность оборудования.

5.2.3.    Определение ПТС и КПС и их внесение в документацию осуществляет организация-разработчик эксплуатационной документации одновременно для всего выпускаемого оборудования.

5.2.4.    КПС определяются для серийного очистного и проходческого оборудования в соответствии с техническим заданием на работу "Исследовать и разработать комплекс технических средств и нормативно-технической документации по проведению испытаний для оценки и повышения надежности серийного очистного и проходческого оборудования", утвержденным Минутлепромом СССР. Для остального оборудования (в том числе вновь создаваемого) КПС устанавливаются по мере разработки документации (см. раздел 4 настоящей инструкции).

5.3. Учет требований отраслевой системы технического обслуживания и ремонта оборудования

.Оля росстановления исправности или работоспособности оборудования необходимы затраты труда, времени, материалов, наличие вспомогательного оборудования, приспособлений, т.е. определенные технологические условия выполнения работ. Для забойного оборудовала эти условия оговорены во временных нормативах [i^fl ,а также в конструкторской документации (горнотехнические условия применения, меры безопасности и т.п.). В этой связи ПТС необходимо огредстять с учетом отраслевых НТД [l0, II, 14^ и конструктор-ких документов на рассматриваемое оборудование.

Установленный ПТС должен характеризовать исправность (работоспособность) оборудования или определять вид ТО и ТР при отклонении ПТС от допускаемого значения.

Определить вид ТО и ТР оборудования - это значит, что при отклонении ПТС от допускаемого значения эксплуатационный, дежурный или ремонтный персонал должен знать, какие затраты времени и труда, технические средства и ЗИП необходимы для приведения оборудования или его составной части в состояние, отвечающее требованиям эксплуатационной документации, т.е. определить, какому виду ТО или ТР соответствуют требуемые работы. Для одной сборочной единицы в зависимости от времени, необходимого для восстановления ее исправности или работоспособности, может быть несколько ПТС (при ТО-1 - признак А, при ТО-3 - признак Б и т.д.).

Виды и периодичность технического обслуживания и текущего ремонта оборудования угольных шахт, принятые в отрасли, определены положением о ППР [хз).

Учет требований отраслевой системы ППР и указаний по расчленению оборудования (см. раздел 3) позволяет сформулировать принцип установления неисправного или неработоспособного состояния структурной части оборудования на различных ступенях ее вхождения:

изделие или сборочная единица n-й ступени вхождения будет находиться в одном из видов технического состояния, если при появлении ПТС сборочной единицы (детали) на (пЛ)-Й ступени вхождения довести величину определяющего параметра до значения, допустимого эксплуатационной документацией, или если произвести замену ее (сборочной единицы, детали) за регламентируемое время не представляется возможным.

Сформулированный принцип поясняется на примере рассмотрения видов ТС регулятора СНУ 5.04.060 насосной станции СНУ-3. Регулятор СНУ 5.04.С60 находится на I-й ступени вхождения при расчленении станции СНУ-5 (станция - изделие - это нулевой уровень, см. приложение 2).

В технологической карте по ТО и ТР СНУ-5 предуомгтрены следующие работы по ТО и ТР регулятора:

при ТО-1 (ежесменно) - настройка регулятора на рабочее давление затраты времени - 6 мин;

npi РО (ежемесячно) - ревизия регулятора с разборкой, проявкой деталей, заменой уплотнительных колец, затрать* времени - 55 адн*

при Гг (один раз в 6 месяцев) - замена отказавшего сегуля-тора аспргшгым затраты времени - 30 ми:

За ПТС, определяющий исправность регулятора, принято номинальное (рабочее) давление в магистрали крепи (настройкА СНУ-5).

При проведении ТО-1 выявлено, что отрегулировать станцию ;регулятор) на требуемое давление (при исправности других элементов СНУ-5) не представляется возможным, причем с фактически развиваемым давлением гидрооборудование механизированной крепи эксплуатироваться не может.

В соответствии с временными нормативами jj[4] продолжительность ТО-1 составляет 30 мин. Следовательно, при наличии резервного регулятора на участке можно произвести замену неисправного регулятора за регламентируемое время (30 мин), т.е. выполнить неплановый ремонт регулятора (Т2).В рассматриваемом случав в неисправном состоянии находится регулятор СНУ 5.04.060. Конструктивной схемой СНУ-5 структурное резервирование регулятора не предусмотрено. Отсутствие запасного регулятора потребует проведения непланового РО (ревизии) регулятора,на который будет затрачено 55 мин,т.е. станция СНУ-5 будет находиться в неисправном состоянии 31 мин (Т2 + TT0_f -    55    +    6    -    30    =    31 мин).Если

в результате ревизии не удается вернуть в исправное состояние регулятор, то время нахождения станции СНУ-5 ч неисправном состоянии может возрасти.

Приведенный пример показывает взаимосвязь выбираемого ЛТС со структурой изделия, системой материально-технического обеспечения, средствами диагностики, принятыми в процессе разработки регламента, видами ТО и ТР и эффективностью эксплуатации изделия.

3 данном случае повышения эффективности эксплуатации СНУ-5, ее надежности (ремонтопригодности) можно достичь в результате:

разработки другого ПТС, позволяющего без разборки установить вид ТС регулятора, что в свою очередь может потребовать разработки или применения средств диагностики;

введения структурного резервирования регулятора в СНУ-5.

5.4. Указания по определению КПС основных составных частей очистного и проходческого оборудования

5.4.1. Расчленение оборудования и выбор КПС основных составных частей очистного и проходческого оборудования должны осуществляться в соответствии с таблицей, составленной на основе

результатов наблюдений за эксплуатацией оборудования и обобщения предложений головных институтов и заводов-изготовителей по установлению КПС оборудования.

5.4.2.    В обоснованных случаях по согласованию с головным институтсм-разработчиком настоящей инструкции (ИГД им. А.А.Ско-чкнского) перечень составных частей и их КПС, представленный в таблице, может быть изменен или дополнен.

5.4.3.    При установлении КПС редукторов рекомендуется использовать данные приложения 3.

Do-

Составные

Качественный признал ПС

Способ

Количественный кри-

ряд-

ко-

части оборудования

составных частей

определения

ПС

терий ПС1^

ноыор

I

2

3

4

5

Составные части обиеге назначения

I

Редуктора

Необходимость замены (вое становления) зуОчагах колес, валов-шестерев, шлицевых соединений, оодши-

Визуальный

...

ников, общее величество которых превышает допустимое, шт.

Повреждения корпуса, неустранимые или устранимые

Визуальный

Наличие повреждений

путем механической обработки на станках

Суммарный зазор передач

Икструмен-

свыше допустимой величины, град.

тальыый

Неустранимая течь масла,

Визуальный

• • •

капель ь мин

Нагрев свыше допустимой

Инструмен-

• • •

величины, ос

талькый

Уровень сума свыше до-

Ияструмеа-

пустимой величины, дБ

талькый

2

Лдродсм-

Деформация или захликв-

Визуальный

Наличие деформаций

краты

ванне штока

или заклинивания

Механические повреждения

Визуальный

Наличие повреждений

рабочей поверхности штока Неустранимая течь масла,

Визуальный

капель ь мин

Самопроизвольное опуска-

Визуальный

Самопроизвольное

ние

опускание

Количественные критерии ПС. не указанные в данной таблице, устанавливаются в соответствии о настоящей инструкцией.

Гадроыд-

оосы


Гидро двигатели


Звездочки


Рабочее давление ния допустимого, Mila (хго/см*)

Производительность меньше допустимой

Неустранимая течь масла, ка пяль в мин

Частота вращения меньше допустимой, с-1

Рабочее давление ниже допустимого, Ши (кгс/см*)

Неустранимая течь, капель в МИК

Износ млн смятие алиментов (зубьев, ложа.шоночной ка-наьки. шлицев) свыше допустимой величины, мм

Излом зубьев


Инструментальный

Низуильный

Инструмен

тальный

Инструмен

тальный

Визуальный


Инотрумен-

тальный


Визуальный


Нади*

ев


• излома зубъ-


Отрезки

цепных

ТЯГОБЫ1

органов


Количество соединительных звеньев на отрезке, превышающее допустимое (для очистных комбайнов в стругов), шт.

Износ или коррозия свыше допустимой величины, мм


Визуальный


Инструментальный


Более пяти соединительных звеньев на отрезке 25 м


Наличие трещин на основных звеньях

Забоины и острые надрезы на основных звеньях, мы


ВизуальныЯ

Инструмен

тальный


Уменьшение диаметра эвена вследствие износа или коррозии в любом месте более чем на 10% (только для очистных комбайнов и отругов)

Уменьшение диаметры звона в результате износа или коррозии на боковых сторонах болев чем на 20%. в остальных местах -более чем на 10% (только для скребковых конвейеров)

Увеличение внутренней длины !шага) звеньев вследствие износа более чем на 5%

Наличие трещин

Наличие забоин плавных очертаний глубиной более 3 ш или острых надрезов глубиной болев Х.5 мм


10


II


12


Раки различного назначения (свар-нив. ли тыа, оверно-литые)


Гидро блоки различного назначения

Фильтры гидросистемы


Электродви

гатели


Встроенные э. вктро-блоки (станции управления)


Встроенные {несъемные) штепсельные разьамы


Износ отдельных элементов свыше допустимой величины, мм

Деформация или отрыв отдельных элементов (боковин, фланцез, кронштейнов, листов, доталей соединения с другой составной частью)

Повреждения, неустранимые иди устранимые пут».ч механической обработки на станках или сварки

Утечки рабочей жидкости, капель в мин


Прзвы.ение рабочего давления в гидросистеме допусти мой величины вследствие за соре кия, мПа (кгс/см2)

Сопротивление изоляции между обмоткой и корпусом ("землей') ниже допустимой величины, Ом Посторонни;! шум


Визуальный


Наличие деформаций


Визуальный


Наличие повреждений


Визуальный


Визуальный

инструмен

тальный


Инструмен

тальный

Органолеп

тический

(на слух)

цизуатький

деформации

Визуальный

инструмен

тальный

Визуальный

инезрумен-

талькый

Визуальный


Поломка или деформация рабочего конца вала

Повреждение элементов взрывозащиты (увеличение зазоров свыше допустимых), мм

Повреждение элементов взры воэащиты (уъеличенио зазоров спыше допустимых). мм

Заклинивание быстр «открываемой коьшки.ие поз олшмцее открыть ее обычней с ред-ствамд

Повреждение элементов вари Визуальный воэащиты (увеличение заэо-[инструмен-ров свыше допустимых), мм тнльньй


Наличие повреждений


Наличие поломки или деформации


Наличие эахлмяиванмя


13

14


Редуктор

Исполнительные органы (шнеки. барабаны)


15


16

17

18

19


Систома сро-шоння


Опорные узлы

Ценной тяговый орган

Электродви

гатель


Гидромуфта


Комбайны очистные узкозахватные См. j» I

Поломка резцедержателей    Визуальный

Развальцовка гнезд под    Визуальный

резцы

Повреяденяя паза иля отвер- Визуальный стия длч крепления резцов

Повреждения корпуса.неуст- Визуальный ранимые или устранимые путем механической обработки на станках или сварки

Снижение рабочего давлония Инструмен-насосной установки за пре- тальныя делн допустимого (вследствие утечек в системе разводки, разрывов и разгерметизации заделок водовода), мПа (кгс/см^)

Износ лыжи и захватов свы- Инструыен-ше допустимой величины, мм тальный

См. * 6


Поломка

Повышенный люфт резцов

Повышенный люфт Наличие поврежден*!


См. Л 10


Конвейеры скребковые


Ск^л поверхности лопаток,


Визуальный


Скол шгоаадью до 40% поверхности лопатки на 2-3 лопатках


Тонь рабочей жидкости, капель в мин

Износ подшипников свыше допустимой величины, мм

Окрашивание кулаков насосного колеса, мм


Визуальный

Инструмен

тальный

Инструмен

тальный


Излом ила трешини корпуса насосного и турбинного колес


Износ шлицов свыше стимой величины, им


допу-


СМзуальный


Инструмен

тальный


Выкрашивание кулака одновременно по высоте более ЬС% ■ длине более 20 мм от края

Наличие повреждений


1

2

!-- 1

5

20

Редуктор

См

Я I

21

Рама привода

См.

Я 7

22

Звездочка

Сй.

* 5

23

Съемник цепи

Износ свыше допустимой поличины, мм

Инструмен

тальный

...

24

Козырек

Износ и деформация, приводящие к просыпанию угля на порожнее ветвь

Визуальный

Наличие повреждений

25

Утюг

Износ свыше допустимой величины , мм

Инструмен

тальный

...

26

Секция переходная

См.

* 7

27

Цепной тяговый орган

См.

Л 6

28

Скребки

Деформация, приводящая к соскакиванию цепи со звездочки

Визуальный

Наличие повреждений

29

Рештак линейный (переходный)

Прорезанио гнида к направляющих в местах сопряжения секций

визуальный

Наличие поврежден:*!

Деформации днища, перекрывающей планки,боковины или лыжи, нарушающие нормальное прохождение тяговою органа и насыпного груза

То же

То же

Деформация боковины, нарушающая нормальное прохождение скргбковой цепи и перемещение чомвлйна

щ

Отрыв планок для крепления навесного оборудования

*

«•

Отрыв замков

т

««

30

Концевая

См.

* 7

головка

Износ деталей оси свыше допустимой величины мм

Инструмен

тальный

31

Борт кабе-леукладчика

Износ деталей свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

...

Отрыо и (или) деформация деталей, нарушающие нормальное выполнение функций

Визуальный

Наличие повреждений

I

2

3

4

_§_

32

Направля-

Отрыв трубы от планки

Визуальный

Наличие порреждекмй

юшя

Деформация трубы, нарушающая нормальное перемещение комбайна

Отрыв вертикальной планки от основания

То же •

То же

т

33

Лемех

Деформация носка, нарушающая нормальное выполнение функции

т

34

Электро

двигатель

См. * 10

Струговые установки (скребковые конвейеры - см. # 19-30)

35

Исполни

тельный

орган

Предельное оостоянне с

СЯОВНОЙ и

сонцевой рам

36

Рама основная

См. » 7

37

Рама концевая

С

■м. #7

38

Прицепное

устройство

тяговой

цепи

Изноо свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

• • •

39

Державка

Износ свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

• • •

40

Проставка

Изноо свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

• • •

41

Утюг

Износ свыше допустимой величины, мы

Инструмен

тальный

...

42

Тяга

Порыв

Износ свыше допустимой величины , мм

Визуальный

Инструмен

тальный

Наличие порыва

43

Приводная

головка

См. Л 19-25

44

Цепной тяговый орган

См. * 6

45

Электродви

гатель

См. # 10

I

2

з

_4___

1 5

Комбайны проходческие

со стреловидным исполнительным органом

46

Исполнитель ниЯ орган

Предельное состояние

рамы, редуктора или стрелы

47

Рама

См. Л 7

48

Редуктор

См. # I

49

Стрела

Повреждения корпуса,неустранимые или устранимые путем механической обработки на станках или сварки

Визуальный

Наличие повреждений

Смятие или износ шлицев выходного вала, мм

Инструмен

тальный

...

Излом зубьев соединительной муфты

Неустранимая течь масла, капель в мин

Визуальный

Наличие излома

Визуальный

Нагрев свыше допустимой величины, °С

Инструмен

тальный

...

Охум свыше допустимой величины, дБ

Инструмен

тальный

50

Коронка

Поломка резцедержателей

Визуальный

Поломка

Развальцовка гнезд под резцы

Визуальный

Повышенный люфт резцов

Износ шлицев соединения с выходным валом стрелы свыше допустимой величины, мм

Визуальный

...

Повреждения паза или отвор-стпя для крепления резцов

Визуальный

Повышенный лифт

Повреждения корпуса, неустранимо или устранимые путем сварки у механической обработки нг. станках

Визуальный

Наличие повреждений

51

Забурник

Поломка

Визуальный

Наличие повреждения

Срыв, износ резьбы свыше допустимой величины, количество витков резьбы

Визуальный

Срыв, изноо резьбы более двух витков

52

Погрузочный орган

Предельное ооотояние редукторов нагребающих дап

53

Рама

См.

# 7

54

Промежуточный редуктор

См.

* I

Инструкция определяет порядок выбора и внесения в технологические карты диагностических признаков (параметров) и критерия технического и предельного состояний по ресурсу оборудования угольных шахт.

Инструкция разработана на основе проекта "Методических указаний по выбору и внесению в технологические карты диагностических признаков (параметров) технического состояния оборудования угольных шахт" к проекта ■Методики установлена критериев предельных состояний основных составных частей очистного и проходческого оборудования".

В разработке инструкции принимали участие: кандидаты технических наук Н.Г.Лдоцов, 3.L.Френкель, про$.,докт.техн.наук и.В.Семенча.канд.техн. наук Ю.А.Зхслии (ХГд им. А.А.Скочинского); инженеры Е.М.Зддярин, Т.ц.Туме-исв, А.и.оунусоьа (Карагандинский политехнический институт); ипжоноры Ь.В.Ля, З.Ъ.Самойлюк (шахта им. 50-леткл Октябрьской Гсволюции ПО "Кара-гапдауголь"). а тайке инженеры Е.В.донисенко и В.М.Корольков (Мяк-углопрсм СССР).

В подготовке материала инструкции участвовали:    кандидаты    технических

наук Р.Г.Беккер, А.Ь’.Гольдбухт, А.С.Казанский, Г.С.Рахутик, А.В.Тохмяцян, Ь.л.ЗЯдерман (ЯГм им. А.А.Скочинского); инженеры Б.И.Грязнов, Б.Б.Кальн-таров, канд.техн.наук X.И.Хазанов (Гкпроуглемаш); инж. Б.М.Ихельэон. канд. техн.наук В.А.Постанов (15иВ1подземмаи); канд.техн.наук И.Л.ЖягулъсклЯ, и»й. A..i.Ko4iiOD (ШахтЗМУИ им. А.М.Терпигорева); канд.техн.наук Б.Н.Ванеев, кнж. Н.Ф.Симонов (ВНИКВЭ); хнх. В.А.ГЗикитин [Александровский машиностроительный завод '.ил. К.Б.Ворошилова); инженеры i>.H.Поморцев, В.А.Солоденко (Анжерский машиностроительный завод); инженеры А.М.Хатыкин, А.Г.Скуроз (Копе Ас кий машиностроительный завед и;л. С. М. Кирова); инженеры А. М. Крылов, л.Б.Лечусь (Скопинский машиностроительный завод); инженеры А.Л.Кернео, Б.;,.Ланче:.ко (Харьковский машиностроительный завод "Свет шахтера"); инж. Ь.Л./вансв (махтиискпй машиностроительный завод); ига. А.П.Рябикин (Московский горный институт).

Инструкция согласована с заместителем начальника Знергомеханического управления ’..ннуглогтрома СССР Е.З.денисенко и главным инженером ШО "Союз-углсмаи" 3.В.Туркиным.

©

Инструкция является руксьодядам нормативным документом и обязательна для приминокия арссктно-конструкторсхики институтами и эаводама-иэготовш-толями горне шахтного оборудования.

Институт горного дела им. Д. А. Скочинского (ИГД нм. Л. А. Скочинского). 1982

1

2

з

4

5

5b

Нагребающие лапы с кулисным механизмом

Поломка или деформация лап, подлинников кулис или пальца (ролика)

Казуальный

Наличие повреждений

Износ пальца (ролика) свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

...

Износ кулис и дисков свыше допустимо! величины, мм

Инструмен

тальный

• • •

Поломка подшипников

Визуальный

Наличие повреждений

56

Редуктор

нагребающее

лапы

О

д. И J

57

Уширитель

Деформация, нарушающая движение лапы

Визуальный

Наличие повреждений

Износ верхних листов свышо допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

...

58

Цепной тяговый орган

Ci

1. * 6

59

Головка прл-водная

Износ направляющих и ползунов свыше допустимой величины, мм

Инструмен

тальный

...

Смятие шлицев на приводных валах, мм

Инструмен

тальный

...

Поломка псдумуфт (фланцев)

Визуальна 3(Наличие повреждения

60

Косоус комбайна

См. * 7

61

Гусеничная

тележка

Предельное состояние рамы

62

Рама

См. Л 7

63

Гун-кичка* цепь

Чисдо отказов свыше допустим- й сличит;

Ьи^уальный

• • #

64

Траки

Поломка

Визуальный

Наличие повреждений

Какое свыше допустимой величины мм

Инструмен

тальный

...

65

Оси траков

Де1>01*4ация препятствующая зацеклскию о звездочкой

Визуальный

Наличие повреждений

Поломка

Вадуальный

Го же

Износ свыше допустимой ве- |Инструмен-лмчнкы мм 1 тальку й

...

На современном этапе существенное значение приобретают вопросы экономической эффективности эксплуатация оборудования угольных шахт, в том числе его технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР). При этом экономия должка достигаться как за счет снижения затрат труда и средств на ТО и ТР, так и за счет бережного расходования ресурса оборудования, его сборочных единиц и составных частей. Оптимизация процессов ТО и ТР оборудования, своевременность замены изношенных сборочных единиц и деталей, подлежащих восстановлению, позволят значительно повысить эффективность эксплуатации и ресурс оборудования. В связи с этим в настоящее время изыскиваются новые формы организации ТО и ТР оборудования во всех отраслях народного хозяйства страны. Наиболее перспективным является проведение ТО и ТР оборудования в зависимости от его технического состояния (ТС). Для определения и прогнозирования ТС оборудования необходимо знать объективные диагностические признаки (параметры) технического состояния (ПТС) исправного оборудования. Отклонения их величин от установленных требованиями должны контролироваться эксплуатационным, обслуживающим или ремонтным персоналом, и на основании этого должны проводиться техническое обслуживание и ремонт с целью восстановления исправности или работоспособности оборудования.

Критерием предельного состояния (1ШС) оборудования является такое его техническое состояние, при котором эксплуатация оборудования становится невозможной, небезопасной или неэффективной и возникает необходимость проведения капитального ремонта или списания оборудования в целом или его отдельных составных частей. Установление ДОС и ого внесение в конструкторскую документацию является необходимым условием .иля определения ресурса оборудования, его составных частей и количественного выражения ресурса в единицах, принятых в отрясли.

2.1.    Инструкция устанавливает порядок выбора, определения величины и внесения в технологические карты диагностических признаков (параметров) технического состояния оборудования угольных шахт и критериев его предельного состояния по ресурсу.

2.2.    Под техническим состачнием понимается совокупность свойств оборудования, подвергаемых изменению в процессе его производства или эксплуатации и характеризуемых в определенный момент времени признаками (параметрами), которые установлены технической документацией на это оборудование. Признаками технического состояния оборудования могут быть качественные и (или) количественные характеристики его свойств. Значения количественных и качественных характеристик оборудования определяют его техническое состояние.

2.3.    Под предельным понимается такое состояние оборудования,

при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена □о следующим причинам:    невозможность    (полная    или    частичная)

выполнения составной частью заданных функций, неустранимое нарушение требований безопасности, неустранимое изменение значений заданных параметров, неустранимое снижение эффективности эксплуатации за пределы допустимой величины (определяемое технико-экономическими факторами), необходимость капитального ремонта.

Таким образом, предельным считается ТС, при котором невозможно восстановить работоспособность оборудования путем проведения ТО и ТР силами шахты.

2.4.    Установление ПТС и КПС оборудования и его составных частей осуществляется организацией-разработчиком эксплуатационной документация (ЭД) в зависимости от стадии производства.

ПТС и КПС определяются на основе требований государственных стандартов и межотраслевой документации [l-б] , отраслевой нормативно-технической документации [7-18], конструкторской документации, в том числе чертежей и расчетов прочности оборудования, данных приемочных, ресурсных, заводских испытаний, материалов нормативно-исследовательских станций отрасли, результатов НИР, проводимых различными организациями отрасли, результатов наблюдений при эксплуатации оборудования.

При установлении ПТС и КПС следует учитывать вид, назначение, конструкцию, структуру и физический принцип действия составной части, технические требования к составной части и обору-

доваяию в целом, систему технического обслуживания и ремонта, условия эксплуатации, возможные нарушения техники безопасности, свойства применяемых материалов, влияние ТС (ПС) составной части на работу комплекса оборудования и другие факторы, определяющие работоспособность составной части.

2.5. Исправность или работоспособность изделия должна прямо или косвенно характеризоваться ПТС (КПС), полностью или частично определяющими ТС (1IC) изделия и легко устанавливаемыми дежурным или ремонтным персоналом в процессе эксплуатации. Появление нескольких ПТС (КПС) оборудования объясняется наличием большого количества составных частей, сборочных единиц и деталей,влияющих на ТС (ПС) оборудования; признаков (параметров), которыми можно характеризовать ТС (ПС) конкретной структурной части изделия; видов технического обслуживания или ремонта, которые необходимо провести для приведения оборудования в исправное или работоспособное состояние.

3. УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЛЕНЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ И ДЕТАЛИ ПРИ ВЫБОРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ (ПАРАМЕТРОВ) И КРИТЕРИЕВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ

3.1.    Цели расчленения оборудования на составные части определены приложением 4 ОСТ 12.44.024-82 [э]. Кроме того, при установлении КПС расчленение выполняется для выбора номенклатуры составных частей оборудования.подаежалщх замене в шахтных условиях при исчерпания ресурса или необходимости проведения капитального ремонта, а также для определения качественных признаков ПС.

3.2.    На каждом уровне расчленения оборудования "по вертикали" (см.приложение 2) выделяются покупные изделия, применяемые при сборке основного изделия, или составные части, на которые имеются технические условия, включающие отдельные ПТС, контролируемые при изготовлении (отдельные параметры могут быть стандарт з-рованы). Эти ПТС анализируются с целью установления воз-мощности зключения их в технологическую карту.

3.J. При достижении в процессе расчленения так называемого недопустимого уровня, определяемого «гвозможностью дальнейшей

‘ Сборки рассматриваемой составной части (сборочной, единицы) в конкретных условиях производства ремонтных работ, допускается определять ПТС этих составных частей (сборочных единиц) без разборки.

3.4.    Расчленение оборудования "по горизонтали" должно производиться по функциональному признаку, т.е. для каждой сборочной единицы изделия, выделяемой на конкретном л-м уровне, находится ПТС, по которому можно судить о качестве функционирования этой сборочной единицы или детали. Показатели качества функционирования принимает для дальнейшего анализа как признак ТС.

3.5.    На следующем, (n+D-м, уровне расчленения рассматриваемую сборочную единицу необходимо разделить ("по горизонтали") таким образом, чтобы каждая выделяемая структурная часть имела не только одно функциональное назначение, но и один физический принцип действия или износа (старения). В противном случае для характеристики ТС рассматриваемой сборочной единицы (м +1)-го уровня потребуется несколько признаков. Это не только затрудняет выделение определяющего параметрах\ но и увеличивает объемы контрольных 1диагностических) проверок, а возможно, и разбороч-но-сборочных работ на (а +1)-м уровне расчленения.

3.6.    Требования, которые должны быть соблюдены при расчленении оборудования, указаны в приложении 4 ОСТ 12.44.024-82 [?J. Кроме того, при установлении КПС изделия необходимо учитывать, что демонтаж составной части (сборочной единицы) не должен требовать разборки других составных частей (сборочных единиц), .*.е достигших ПС.

3.7.    При расчленении оборудования должны быть выделены основные его составные часта:    сборочные    единицы    первой    ступени вхож

дения (например, редуктор,испслнительный и тяговый органы,конце-?ая головка и т.д.); сборочные единицы второй ступени вхождения (например, рама исполнительного органа струга или проходческого комбайна, гидронасос или гидродвигатель механизма подачи и т.д.). Сюда же условно должны быть отнесены некоторые съемные детали, определяющие функционирование всего оборудования (например, звездочка механизма подачи или концевой головки, забурник коронки проходческого комбайна, трак гусеничной тележки).

Определяющий параметр - параметр сборочной едяняцы, ясполъэуемый ара контроле ее ТС.

4. УСТАНОВЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ (ПАРАМЕТРОВ) И КРИТЕРИЕВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИИ ПО РЕСУРСУ ОБОРУДОВАНИЯ

4.Х. Качественные признаки и количественные критерии ТС (в том числе ПС) необходимы для достижения следующих целей:

установления в отрасли единого порядка определения ПТС (КПС);

выбора обоснованных и объективных критериев для проведения ТО и ТР оборудования, замены составных частей в шахтных условиях при исчерпании их ресурса или необходимости проведения капитального ремонта;

систематизации ПТС (КПС) составных частей одного назначения для машин различных типов (например, редукторов, гидронасосов, гидромоторов, электродвигателей, гидродомкратов).

Достижение указанных целей будет способствовать переходу к наиболее прогрессивному, агрегатному, способу ремонта оборудования.

4.3.    Требование внесения в эксплуатационные документы признаков и критериев технического и предельного состояний оборудования, характеризующих его исправность или работоспособность, содержится в ГОСТ 13377-75 [i] и ОСТ 12.44.024-62 [э].

4.3.    Выбранные по каждой конкретной работе ПТС (КПС) оборудования и его составных частей вносятся в технологические карты руководства по эксплуатации:

в графу 4 "Технология выполнения работы, требования к исправному состоянию изделия, номера иллюстраций" - ПТС, характеризующие исправное состояние изделия;

в графу 5 "Признаки (параметры) технического состояния, определяющие необходимость проведения дополнительных работ по ТО или ТР" - ПТС, КПС, отклонение которых от значений, установленных в графе 4 технологической карты, определяет необходимость проведения дополнительных работ по ТО или ТР, а также капитального ремонта шш списания.

Кроме того, КПС вносятся в рабочую программу и методику ресурсных или других испытаний оборудования на надежность.

4.4.    Указанные ПТС (КПС) подлежат обязательному контролю как при проведении регламентных работ ю ТО и ТР, так и при устранении отказов и неисправностей оборудования.

4.5.    Установление вида ТС в соответствии с признаками (критериями) , определенными согласно настоящей инструкции, производится соответствующими специализированными организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию, текущему ремонту, ревизии и наладке оборудования, а также представителями заво-да-изготовителя.

4.6.    ПТС и КПС оборудования должны устанавливаться при его эксплуатации и техническом обслуживании в строгом, соответствии с эксплуатационной документацией.

4.7.    При достижении предельного состояния составная часть оборудования должна быть направлена в капитальный ремонт иди списана в установленном порядке.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ШБОРУ ПТС И КПС ОБОРУДОВАНИЯ

Из всего многообразия ПТС и КПС разработчику необходимо выбрать признаки (параметры), пригодные для включения в конструкторскую документацию в качестве критериев, однозначно определяющих либо исправность оборудования, либо необходимость проведения работ по ТО, ТР или КР.

Для понимания сущности ПТС (КПС) и их связей с регламентом ТО и ТР оборудования в приложении I настоящей инструкции приведена классификация ПТС (КПС) оборудования (см. рисунок).

5.1. Основные требования к ПТС и КПС оборудования

5.1.1.    "нпимальные затраты времени л труда на контрольно-диагностические операции и разборочно-сборочнне работы.

5.1.2.    Минимальное запаздывание между моментом возникновения неработоспособного или неисправного состояния и моментом его обнаружения.

5.1.3.    Максимальная достоверность и однозначность установления вида ТС оборудования.

5.1.4.    Возможность прогнозирования ТС оборудования и его составных частей по изменению выбранного параметра за период как минимум до следующего регламентируемого вида технического обслуживания или ремонта.

5.1.5.    Контроль (диагностирование) технического состояния на возможно больную "глубину" изделия, т.е. желательно на всех ступенях вхождения сборочных единиц при расчленении оборудования.

5.1.6.    Минимальное количество требуемого диагностического, подъемно-транспортного и прочего применяемого оборудования и инструмента, сравнительная несложность их обслуживания.

5.1.7.    Наибольшая простота определения ПТС и КПС органолептически или с помощью технических средств диагностики.

5.1.8.    При отсутствии количественного ПТС (КПС) допускается использовать для диагностирования ТС (ПС) оборудования качественный признак, например, повреждения корпусов, требующие сварки, отрыв листов, наличие сквозных отверстий и др.

5.1.9.    ПТС (КПС) должен определяться для конкретной структурной части оборудования на определенной ступени вхождения.

5.1.10.    ПТС (КПС) должен быть статистически эффективным, т.е. измеряться с наибольшей точностью.

5.1.11.    При отсутствии серийных технических средств или невозможности пользования ими в шахтных условиях ТС (ПС) определяется органолептически до разработки технических средств диагностики.

5.1.12.    В необходимых случаях для установления ТС (ПС) может применяться совокупность признаков, исключающая возможность принятия ложного решения.

5.2. Порядок определения ПТС и КПС оборудования и их внесения в документацию

5.2.1.    ПТС и КПС оборудования устанавливаются на основе нормативных документов, согласно п.2.4.

5.2.2.    При отсутствии достаточного объема данных допускается установление ПТС и КПС экспертным методом.


«едения экспертизы должны соответ-

Проведение экспертизы и оформление ее результатов осуществляет организация-разработчик экспл»лтационной документации (в зависимости от стадии производства изделия).