Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

176 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять изготовляемые грузоподъемные краны, а также требования по установке грузоподъемных кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общие технические требования

3. Разрешение на изготовление и ремонт кранов

4. Материалы, сварка и контроль качества сварки

5. Устройство и установка грузоподъемных машин

6. Эксплуатация грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений

7. Лебедки для подъема людей

8. Кабельные краны

9. Порядок расследования аварий и несчастных случаев

10. Заключительные положения

Приложение 1. Терминология. Рекомендация технических надзоров РТ 19-68

Приложение 2. Классификация грузоподъемных машин по режиму работы

Приложение 3. Определение числового значения коэффициента грузовой и собственной устойчивости крана

Приложение 4. Паспорт крана (образец)

Приложение 5. Паспорт крана (образец), поставляемого на экспорт. Рекомендация технических надзоров РТ

Приложение 6. Паспорт электротали (образец)

Приложение 7. Определение величины натяжения в ветви стропов

Приложение 8. Нормы браковки стальных канатов

Приложение 9. Знаковая сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами

Приложение 10. Выписка из Правил техники безопасности на лесозаготовках и при подсочке леса

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

СОГЛАСОВАНЫ с Государственным Комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 22 декабря 1969 г.

СОГЛАСОВАНЫ с ВЦСПС 25 декабря 1969 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 30 декабря 1969 г.


ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Обязательны для всех министерств и ведомств

Москва «МЕТАЛЛУРГИЯ» 1983

жснии механизма поворота, по формуле, приведенной в приложении 3.

Коэффициент грузовой устойчивости, определяемый как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана без учета дополнительных нагрузок и уклона пути, к моменту, создаваемому рабочим грузом, должен быть не менее 1,4.

Собственная устойчивость крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона пути в сторону опрокидывания относительно ребра опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, принимаемой по ГОСТ 1451—77 для нерабочего состояния крана относительно того же ребра опрокидывания.

Собственная устойчивость определяется при наиболее неблагоприятном положении крана относительно действия ветровой нагрузки по формуле, приведенной в приложении 3. Для кранов, у которых изменение вылета стрелы осуществляется с помощью лебедки с машинным приводом, числовое значение коэффициента собственной устойчивости может быть определено в предположении, что стрела установлена в нижнее рабочее положение1, а у кранов, не оборудованных механизмом изменения вылета стрелы,— при наименьшем вылете стрелы, который назначается из условия ее устойчивости под действием ветра нерабочего состояния крана по ГОСТ 1451-77.

35.    Уклон пути тележки у стационарных и подвижных поворотных и консольных кранов при наиболее невыгодном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003.

Указанная норма уклона не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележка перемещается канатной тягой.

36.    Реконструкция кранов (изменение привода,переоборудование крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличение пролета, удлинение стрелы, увеличение высоты подъема груза, усиление крана для повышения грузоподъемности), а также другое переоборудование, вызывающее повышение или перераспределение нагрузок в узлах и рабочих элементах крана или

* В этом случае обязательна проверка устойчивости крана без груза при наименьшем вылете стрелы и действие ветра рабочего состояния крана по ГОСТ 1451-77.

уменьшающее грузовую или собственную устойчивость крана, должны производиться по проекту, разработанному специализированной организацией.

При разработке проекта реконструкции должно быть учтено фактическое состояние подлежащего реконструкции крана (степень износа, наличие повреждений и пр.).

Укорочение башни или стрелы, если возможность таких изменений не предусмотрена паспортом крана или инструкцией по его эксплуатации, может производиться без проекта по согласованию со специализированной организацией (организацией, разработавшей проект крана).

Перевод машин специального назначения (экскаваторов, трубоукладчиков и т. п.) в краны может производиться с разрешения органов технадзора при условии приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к кранам. Возможность использования машин специального назначения в качестве кранов должна быть подтверждена специализированной организацией.

37. Владелец грузоподъемной машины, обнаружив в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации недостатки в ее конструкции или изготовлении, а также несоответствии машины требованиям настоящих Правил, должен направить заводу-изгото-вителю рекламацию. По импортным машинам рекламация предъявляется через соответствующую внешнеторговую организацию.

Копия акта-рекламации направляется в орган технадзора, выдавший разрешение на изготовление машины.

Завод-изготовитель, получив рекламацию, обязан устранить выявленные недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от настоящих Правил, если на эти отступления отсутствует разрешение органа технадзора. Завод-изготовитель должен вести в особом журнале учет поступивших рекламаций с указанием следующих данных:

а)    наименование предприятия или организации, предъявившей рекламацию;

б)    заводской порядковый номер грузоподъемной машины;

в)    краткое содержание рекламации;

г)    принятые меры.

И

38.    Завод-изготовитель обязан учитывать недостатки конструкции и изготовления грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, и принимать меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования грузо-подъемными машинами, завод-изготовитель обязан уведомить все организации, эксплуатирующие машины, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать техническую документацию и необходимые материалы, детали или узлы, подлежащие замене.

О необходимости и методах устранения выявленных недостатков завод обязан также уведомить министерства (ведомства), на предприятиях и в организациях которых эксплуатируются такие грузоподъемные машины.

3. РАЗРЕШЕНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ КРАНОВ

39.    Завод-изготовитель, на который возложен выпуск грузоподъемных кранов, электрических талей или отдельных металлоконструкций кранов (мостов, тележек, стрел и т. п.), завод, комплектующий краны из узлов, изготовляемых на других заводах, а также завод, изготовляющий краны для собственных нужд, должен получить разрешение на их изготовление в органах технадзора в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Разрешения органов технадзора не требуется на изготовление кранов, не подлежащих согласно ст. 256 настоящих Правил регистрации, а также на изготовление опытного образца крана.

40.    Разрешение на изготовление кранов или отдельных металлоконструкций может быть выдано лишь заводу, имеющему технические возможности для изготовления, а также условия для производства сварки и контроля качества ее в соответствии с настоящими Правилами.

Наличие этих условий проверяется в соответствии с Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов и экскалаторов) на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.

41.    Завод-изготовитель для получения разрешения на серийное изготовление кранов должен представить в органы технадзора:

а)    чертеж общего вида крана и основных его узлов;

б)    акт приемочных испытаний опытного образца, составленный комиссией, утвержденной министерством или ведомством, в ведении которого находится завод-изготовитель;

в)    технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

г)    паспорт, составленный по прилагаемой в приложении 4 форме (форма паспорта крана, поставляемого на экспорт, дана в приложении 5, форма паспорта элек-тротали дана в приложении 6);

д)    инструкцию по монтажу и эксплуатации.

42.    Разрешение на изготовление кранов для собственных нужд неспециализированному заводу в каждом случае выдается органами технадзора на основании рассмотрения следующих документов:

а)    чертежа общего вида крана и его основных узлов;

б)    технических условий на изготовление, утвержденных в установленном порядке;

в)    справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

Если кран для собственных нужд будет изготовляться по проекту и техническим условиям неспециализированной организации, органы технадзора могут потребовать соответствующее заключение по проекту и техническим условиям специализированной организации.

43.    Для получения разрешения на изготовление металлоконструкций кранов, выпускаемых заводом в виде отдельных узлов (мосты, тележки, стрелы и т. п.), завод-изготовитель должен представить в орган технадзора:

а)    чертежи общего вида изготовляемых узлов;

б)    технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

в)    справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

44.    Разрешение на выпуск кранов и их отдельных металлоконструкций выдается органами технадзора по результатам проверки завода-изготовителя, рассмотрения представленной заводом документации и приемочных испытаний опытного образца крана в случае серийного их изготовления.

При выдаче разрешения на изготовление кранов и металлоконструкций с отступлениями от настоящих Правил органы технадзора выносят решение в порядке, установленном Госгортехнадзором СССР, копию которого завод-изготовитель должен прилагать к паспорту каждого крана.

Номер и дата разрешения на выпуск кранов данного типа, а также наименование органа технадзора, выдавшего разрешение, должны быть указаны заводом-изго-товителем в паспорте крана.

45.    При комплектовании крана из узлов и деталей, изготовленных несколькими заводами, за качество изготовления в целом, за соответствие настоящим Правилам и государственным стандартам, а также за оформление технической документации отвечает завод, комплектующий кран. Паспорт крана составляется по документам заводов, изготовляющих отдельные узлы. Документы этих заводов должны храниться на заводе, комплектующем кран.

46.    В технических условиях на изготовление крана или отдельных металлоконструкций наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил, порядок приемки, узлов и готового изделия, а также должны содержаться сведения о применяемом для изготовления металле и сварочных материалах.

47.    В инструкции по монтажу и эксплуатации крана наряду с другими сведениями должны содержаться указания по периодичности осмотра и смазки узлов крана; по периодичности и способам осмотра металлоконструкций, регулировки тормозов; допуски на износ ответственных деталей; возможные механические повреждения ме таллоконструкций и способы их устранения; периодичность проверки ограничителя грузоподъемности, а также указания по безопасности обслуживания и эксплуатации крана, составленные с учетом его конструкции. В инструкции грейферного и магнитного кранов должны быть указаны условия применения грейфера и магнита.

Если при монтаже крана предусматривается применение сварки, то в инструкции должны содержаться указания по обеспечению качественного ее выполнения и методы контроля качества сварного шва.

48.    Приемочные испытания опытного образца проводят с целью установить, что кран выполнен в соответст-

вии с настоящими Правилами и проектом, что качество изготовления отвечает техническим условиям на изготовление, а конструкция крана позволяет его безопасную эксплуатацию.

Испытание должно производиться по программе, разработанной проектирующей организацией и утвержденной в порядке, установленном министерством, в ведении которого находится завод-изготовитель.

При испытании стрелового, башенного или портального крана программой должна быть предусмотрена проверка его устойчивости поднятием груза весом, равным 1,4 расчетной грузоподъемности, при расположении стрелы относительно ходовой платформы и при вылете, отвечающем наименьшей устойчивости крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если при подъеме груза весом, превышающим на 40 % номинальную грузоподъемность, на высоту 100—200 мм, груз остается в подвешенном положении в течение 10 мин, при этом отрыв опор крана признаком потери устойчивости не считается. Кроме того, кран проверяется путем выполнения всех операций с грузом весом, равным 1,25 расчетной грузоподъемности крана. Результаты приемочных испытаний оформляются актом. Испытание опытного образца крана должно производиться комиссией с участием представителя органов технадзора.

Для получения разрешения на изготовление кранов, производство которых было начато ранее, повторное приемочное испытание может не производиться. В этом случае для получения разрешения на изготовление кранов завод-изготовитель должен представить копию акта испытания опытного образца, на основании которого был разрешен выпуск таких кранов ранее, а также акт заводского испытания головного образца, изготовленного на этом заводе.

49. Инженерно-технические работники (главный инженер, главный конструктор, главный технолог, работники ОТК) завода, изготовляющего или ремонтирующего краны серийно, а также изготовляющего металлоконструкции кранов, выпускаемых не в собранном виде, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками.

50.    Каждая изготовленная грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля завода-изготовителя и снабжена:

а)    паспортом;

б)    инструкцией по монтажу и эксплуатации;

в)    другой документацией, предусмотренной соответствующим государственным стандартом или техническими условиями на изготовление.

При изготовлении отдельных металлоконструкций кранов (стрел, тележек и т. п.) они должны быть снабжены соответствующим паспортом.

51.    Каждую вновь изготовленную грузоподъемную машину завод-изготовитель должен занести в книгу учета выпускаемых машин и снабдить металлической табличкой, укрепленной на видном месте с указанием наименования завода-изготовителя, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера.

У кранов с передвижной тележкой такие таблички должны быть укреплены на кране и на тележке, а у стреловых, башенных и портальных кранов, помимо таблички, укрепляемой на видном месте, на каждой из секций должно быть нанесено клеймо завода-изготовителя. При изготовлении отдельных металлоконструкций сведения о них должны заноситься в книгу учета.

52.    Ремонт и реконструкция несущих металлоконструкций кранов с применением сварки должны производиться предприятиями, имеющими разрешение органов технадзора.

Разрешение на производство таких работ выдается в порядке, установленном Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов и эскалаторов) на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.

53.    На производство ремонта и реконструкции металлоконструкций кранов предприятие, производящее такие работы, должно иметь технические условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормы браковки сварных соединений и порядок приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также оформления документации.

54.    Предприятие, производившее ремонт или реконструкцию крана, обязано отразить в паспорте характер произведенной работы и внести в него сведения о примененном материале. В необходимых случаях на под-

вергнутый ремонту или реконструкции кран должен быть составлен новый паспорт. Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, должны храниться на предприятии, производившем сварочные работы.

55. Ремонт и реконструкция несущих элементов металлоконструкций стреловых и башенных кранов с применением сварки должны производиться на специализированном ремонтном предприятии. Проведение ремонта или реконструкции металлоконструкций таких кранов силами владельца может быть допущено в единичных случаях по разрешению органов технадзора.

4. МАТЕРИАЛЫ, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРКИ

56. Материалы для изготовления и ремонта металлоконструкций грузоподъемных машин и деталей механизмов должны применяться в соответствии с государственными стандартами на изготовление грузоподъемных машин.

Качество примененного металла для расчетных элементов и деталей должно быть подтверждено сертификатом завода — поставщика металла.

В тех случаях, когда в государственном стандарте отсутствуют указания по применению материалов, материал следует выбирать с учетом температурных условий в районе эксплуатации крана по рекомендациям, разработанным головным научно-исследовательским институтом по краностроению. В этом случае расчетная температура воздуха1 в районе эксплуатации крана должна быть указана организацией, заказывающей кран.

В паспорте крана завод-изготовитель должен указывать минимальную температуру, при которой допускается работа крана.

Поставка и перебазировка кранов должны производиться в соответствии с температурным режимом работы крана, указанным в его паспорте.

Материалы, ранее не применявшиеся для изготовления металлоконструкций грузоподъемных машин, мо-

гут быть применены по рекомендации головного научно-исследовательского института по краностроению, согласованной с Госгортехнадзором СССР.

57.    Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15—32 по ГОСТ 1412-70 «Отливки из серого чугуна» может применяться для изготовления:

а)    зубчатых, червячных и ходовых колес грузоподъемных машин с ручным приводом;

б)    червячных колес грузоподъемных машин с машинным приводом, предназначенных для легкого режима работы, при окружной скорости червяка не более 1,5 м/сек',

в)    червячных колес с ободом из бронзы, независимо от рода привода и режима работы грузоподъемной машины;

г)    барабанов, корпусов редукторов и блоков, за исключением блоков стреловых и башенных кранов;

д)    колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников.

Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин допускается применение отливок по качеству не ниже марки СЧ 28—48 по ГОСТ 1412-70. Тормозные шкивы механизмов портальных кранов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 11283-72 «Краны портальные для районов с умеренным климатом. Общие технические требования».

Для изготовления противовесов и несиловых деталей марка отливок не регламентируется.

58.    Сварка несущих элементов кранов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции по технологии сварки, разработанной с учетом специфики свариваемого изделия.

Инструкция по технологии сварки должна разрабатываться предприятием, осуществляющим изготовление, реконструкцию или ремонт кранов, или соответствующей специализированной организацией, исходя из условий обеспечения высокого качества и надежности выполняемых сварных соединений.

59.    Расчетные сварные соединения основных (рабочих) элементов металлоконструкций должны быть выполнены с применением электродов по ГОСТ 9466-70 «Электроды покрытые металлические для дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация. Размеры и общие технические требования», по ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для дуговой свар-

ки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы» или сварочной проволоки по ГОСТ 2246-70 «Проволока стальная сварочная».

60.    Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол загиба, ударную вязкость) не ниже нижнего предела указанных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или техническими условиями. Это требование распространяется также на приварку перил и подвесных лестниц.

При применении в одном соединении сталей разных марок механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с наибольшим пределом прочности.

Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов должны быть указаны в технических условиях на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.

61.    К сварке ответственных элементов металлоконструкций, приварке перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

62.    Прихватки элементов сварных соединений при сборке должны выполняться сварщиками той же квалификации с использованием тех же сварочных материалов, что и при выполнении сварных швов.

63.    При разработке конструкции сварных соединений необходимо руководствоваться следующим:

а)    конструкция сварных соединений должна предусматривать возможность удобного доступа для выполнения швов и их контроля. Стыковые швы по возможности должны иметь доступ для выполнения сварки с обеих сторон;

б)    угловые швы тавровых соединений в сечении, как правило, должны иметь вогнутое или плоское очертание поверхности с плавным переходом к основному металлу;

в)    наибольшая высота углового шва не должна превышать 0,7 Si, где Si толщина более тонкого из соединяемых элементов (рис. 1);

г)    угловые швы допускаются с обеих сторон элемента, если его толщина S в 1,5 раза превышает высоту шва а (рис. 2,а). При толщине элемента менее указан-

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ:

А. А. Окороков (председатель), Дмитренко И. Е., Медяное И. И., Николаевский Т. М., Перемысловский В. И., Сквира Е. М., Соколова А. Д., Фиджанова С. X., Чернышов Н. И.

Ответственный редактор И. Е. Дмитренко

УДК 621.87

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.,«Металлургия», 1983. 173 с.

Настоящие Правила являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации грузо-подъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором РСФСР 24 апреля 1964 г.

В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять изготовляемые грузоподъемные краны, а также требования по установке грузоподъемных кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ранее утвержденные Госгортехнадзором РСФСР.

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Редакторы издательства Г. К. Петрова, С. Н. Степанова Художественный редактор А. И. Гофштейн Технический редактор Г. Б. Жарова Корректоры Ю. И. Королева, Г. Т. Петрова

Н/К

Сдано в набор 17.03.83. Подписано в печать 08.06 83. Формат бумаги 84X1087» Бумага типографская № 3 Гарнитура литературная Печать высокая Уел. печ. л. 9,24. Уч.-изд. л. 8.89. Уел. кр.-отт. 9,35. Тираж 80 000 экз. Заказ № 427. Цепа 45 коп. Изд. № 0676

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Металлургия», 119034, Москва, Г-34, 2-й Обыденский пер., д. 14

Владимирская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 600000. г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

2601000000—147 040(01)—83

© Издательство «Металлургия», 1983

ной швы должны быть смещены один относительно другого на расстояние 1^2 S (рис. 2, б).

д)    прерывистые швы на элементах кранов, подверженных коррозии (краны, предназначенные для работы на открытом воздухе, в химических цехах и т. п.), допускаться не должны;

е)    в соединениях несимметричных профилей швы следует размещать так, чтобы их общий центр тяжести сов

Рис. I

Рис. 2

падал с центром тяжести привариваемого профиля (в проекции), а если это невозможно, необходимо учесть напряжения, вызванные эксцентриситетом (рис. 3).

ж) выполнение клепаных и сварных соединений в одном узле не допускается.

64.    Рабочие чертежи должны содержать указания, касающиеся конструкций сварных соединений, а также указания по механической и термической обработке. Монтажные швы должны быть обозначены особо.

65.    Для заготовки элементов конструкции из листов, профильного проката, труб и т. п. допускается применение всех способов резки, обеспечивающих получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами.

Резка материалов и полуфабрикатов из стали, чувствительной к структурным изменениям при быстром нагреве и охлаждении, должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.

66.    При сборке конструкции под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами и инструкцией по технологии сварки.

67.    Свариваемые кромки, а также прилегающая к ним поверхность металла шириной не менее 20 мм перед сваркой должны быть зачищены до чистого металла.

1.    Настоящие Правила распространяются па:

а)    краны всех типов;

б)    грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в)    ручные и электрические тали;

г)    лебедки для подъема груза или людей;

д)    краны-экскаваторы (экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, когда крюк подвешен на канате)1;

е)    сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т. п.);

ж)    съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т. п.), навешиваемые на крюк грузо-подъемной машины;

з)    тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды и т. п.), тары, применяемой в морских портах, и транспортных контейнеров общего назначения, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

2.    Настоящие Правила не распространяются на:

а)    грузоподъемные машины, установленные на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях (кроме драг), на которые распространяются специальные правила;

б)    экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейферами;

в)    грузоподъемные машины специального назначения, например напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, шта-белеры и т. п.;

г)    монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.);

д)    грузоподъемные машины военного ведомства.

3.    Грузоподъемность машины означает вес наибольшего рабочего груза, на подъем которого она рассчитана.

У стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъема наибольшего рабочего груза 2 3 4

1

на расчетном уклоне при всех положениях поворотной части.

В величину грузоподъемности включается вес съемных грузозахватных приспособлений, а у грузоподъемных машин, грузозахватным органом которых служит грейфер, магнит, кюбель, бадья — вес последних.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.    Все грузоподъемные машины, сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в полном соответствии с настоящими Правилами и государственными стандартами, а при отсутствии последних — в соответствии с техническими условиями на изготовление, утвержденными в установленном порядке.

5.    Электрическое оборудование грузоподъемных машин, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок, за исключением случаев, особо оговоренных в настоящих Правилах.

6.    Эксплуатация электрического оборудования грузо-подъемных машин должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

7.    Содержание и эксплуатация паровых котлов, установленных на кранах, должны отвечать Правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов.

8.    Сосуды, работающие под давлением, и их установка на кранах, а также эксплуатация этих сосудов должны отвечать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

9.    На установку грузоподъемных машин разрешения органов технадзора5 не требуется, если при установке полностью соблюдаются требования настоящих Правил, однако к работе они могут быть допущены лишь после регистрации и технического освидетельствования в порядке, установленном настоящими Правилами.

10.    Организация, ведающая размещением заказов на грузоподъемные машины за рубежом и поставкой их в СССР, должна сопоставить нормы на изготовление грузоподъемных машин страны, в которой производится закупка, с нормами настоящих Правил. Если нормы этой страны окажутся ниже содержащихся в настоящих Правилах, то имеющиеся расхождения должны быть согласованы с Госгортехнадзором СССР дооформления документов на закупку машин.

11.    Грузоподъемные машины должны изготовляться по проектам и техническим условиям специализированной организации или специализированного завода6, В отдельных случаях по согласованию с органами технадзора изготовление грузоподъемных машин для собственных нужд может быть допущено по проекту неспециализированной организации.

12.    Грузоподъемные машины, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образоваться взрывоопасная среда, должны изготовляться по проекту, выполненному по техническому заданию на проектирование в соответствии с Правилами устройства электроустановок и Правилами изготовления взрывозащищенного и рудничного электрооборудования, а также техническими условиями на изготовление. Проектом должны быть предусмотрены все необходимые меры по созданию безопасных условий для работы грузо-подъемной машины в такой среде.

Возможность работы грузоподъемной машины во взрывоопасной среде (с указанием категории среды) должна быть отражена в ее паспорте, а также в инструкции по эксплуатации крана.

13.    Грузоподъемные машины, предназначенные для работы при расчетной температуре ниже минус 40 °С, должны изготовляться в специальном северном исполнении.

14.    За качество проекта, изготовления, монтажа и ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.

15.    Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным стандартам, а в случае отсутствия последних должна быть установлена техническим заданием на проектирование.

16.    Расчет на прочность узлов и деталей механизмов грузоподъемного крана должен производиться с учетом режима его работы, выбираемого в зависимости от типа и назначения крана по табл. 1 приложения 2.

Режим работы грузоподъемных машин, не указанных в табл. 1 приложения 2, определяется расчетом и выбирается по табл. 3 приложения 2.

17.    Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 50 м/мин, а их тележек 32 м/мин.

18.    У всех вновь изготовляемых грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения монтажных и других работ, требующих точности и осторожности при посадке грузов, должны быть предусмотрены соответствующие малые скорости механизмов подъема и перемещения.

19.    Стреловые краны с переменным вылетом должны быть рассчитаны на возможность изменения вылета с грузом в пределах грузовой характеристики.

20.    Механизмы подъема груза и изменения вылета вновь изготовляемых кранов должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы было возможно только двигателем, за исключением кранов-экскаваторов, предназначенных для работы только с грейфером, а также кранов, имеющих в кинематической схеме механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы турботрансформатор.

21.    Механизмы грузоподъемных машин, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения диапазонов скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

Применение фрикционных и кулачковых муфт включения механизмов, предназначенных для подъема людей, расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрыв-

чатых веществ, а также в механизмах с электроприводом, не допускается, за исключением:

а)    механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б)    механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в пп, «а» и «б» настоящей статьи, тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

22.    Механизмы поворота вновь изготовляемых портальных кранов должны быть оборудованы муфтой предельного момента.

23.    В узлах механизмов грузоподъемной машины, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые и т. п. крепления. Возможность применения в таких узлах прессовых посадок без дополнительных креплений устанавливается в каждом отдельном случае по согласованию с Госгортехнадзором СССР.

24.    Неподвижные оси, служащие опорой для барабанов, блоков, колес, катков и прочих вращающихся на них деталей, должны быть надежно укреплены во избежание перемещения.

25.    У кранов, имеющих телескопические выдвижные стрелы и башни, должна быть предусмотрена надежная фиксация в рабочем положении выдвинутой конструкции.

26.    Болтовые, шпоночные и клиновые соединения грузоподъемных машин должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

27.    Канатные и цепные тали и полиспасты грузоподъемной машины должны быть устроены так, чтобы самопроизвольное спадание каната (цепи) с тали или полиспаста, а также заклинивание каната (цепи) между блоком или звездочкой и обоймой было невозможно.

28.    При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.

29.    Тяговые колеса грузоподъемных машин с ручным приводом должны быть закреплены на валу и иметь направляющие для предотвращения спадания работающих

на них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы нижняя се часть была на высоте около 0,5 м от поверхности, на которой находится рабочий, управляющий машиной.

30.    Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь амортизирующие устройства.

31.    Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных машин должны быть предохранены от коррозии.

В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против попадания и скопления в них влаги.

32.    К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим постоянного технического обслуживания, а также для осмотра металлоконструкций стрелы грузоподъемных машин должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели должны устраиваться галереи, площадки, лестницы. В случае отсутствия площадок и лестниц на стреле для обслуживания блоков и приборов должна быть предусмотрена возможность опускания стрелы.

33.    Стреловые самоходные (автомобильные, пневмо-колесные, гусеничные, железнодорожные) и прицепные краны, краны-экскаваторы7, башенные и портальные краны должны быть устойчивы при работе и в нерабочем состоянии. Грузовая и собственная устойчивость крана должна быть проверена расчетом.

Расчет устойчивости стреловых и портальных кранов должен производиться согласно ст. 34 настоящих Правил.

Расчет устойчивости башенных кранов производится в соответствии с ГОСТ 13994-75 «Краны башенные стреловые. Нормы расчета».

34.    При расчете устойчивости стреловых и портальных кранов следует руководствоваться следующим.

Определение грузовой и собственной устойчивости должно производиться в предположении, что угол наклона крана составляет величину не менее:

для стреловых кранов (за исключением железнодорожных) 3 град.;

для портальных кранов 1 град.

У железнодорожных кранов, предназначенных для работ без дополнительных опор, следует учитывать превышение на кривых одного рельса над другим.

Действие рельсовых захватов при определении грузовой и собственной устойчивости не учитывается.

Имеющиеся у крана дополнительные опоры и стабилизаторы при определении собственной устойчивости во внимание не принимаются.

Вес нижних ветвей гусеничных лент и других узлов и деталей, не участвующих в удержании крана от опрокидывания, не учитывается.

В тех условиях, когда расположение парового котла, баков для горючего и воды, а также бункеров для топлива уменьшает устойчивость крана, уровень воды в паровом котле принимается высшим, а заполнение баков и бункеров — предельным; в противном случае уровень воды в котле принимается низшим, а баки и бункера — порожними.

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена их устойчивость при таком положении стрелы.

Направление стрелы относительно неповоротной части крана, при котором она может быть опущена до горизонтального положения, и необходимость при этом установки крана на дополнительные опоры должны быть указаны в инструкции по монтажу и эксплуатации крана.

Коэффициент грузовой устойчивости, т. е. отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровая нагрузка, принимаемая по ГОСТ 1451-77 «Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и методы определения» для рабочего состояния крана; инерционные силы, возникающие при пуске или торможении механизмов подъема груза, поворота и передвижения крана) и влияния наибольшего допустимого при работе крана уклона, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же ребра, должен быть не менее 1,15.

Определение числового значения коэффициента грузовой устойчивости должно производиться при направлении стрелы, перпендикулярном ребру опрокидывания, а также под углом 45 град, с учетом дополнительных касательных инерционных сил, возникающих при тормо-

1

За расчетную температуру принимается зимняя температура наружного воздуха по наиболее холодной пятидневке согласно указаниям СНиП 11—А.6-62 «Строительная климатология и геофизика. Основиые положения проектирования».

2-427

2

В дальнейшем в настоящих Правилах перечисленные в ст. I краны, те* лежки, тали, лебедки н экскаваторы именуются грузоподъемными машина

3

ми (Приложение 1).

4

5

В настоящих Правилах органами технадзора называются: управления округов Госгортехнадзора, госгортехнадзоры союзных республик, не имеющие в своем составе управлений округов и ведомственные инспекции Котлонадзора.

6

Под специализированной организацией следует понимать такую проектную организацию, научно-исследовательский институт, завод, одной из функций которых является проектирование грузоподъемных машин.

7

В дальнейшем в настоящих Правилах стреловые самоходные и прицепные краны, краны-экскаваторы будут именоваться стреловыми кранами.