МЕТСЕИЧГОКИ1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ УДШПОГО УРОВНЯ ПУМА ТЕРРИТОРИИ
Киев - 1982 год
Одобрены
"Утверждаю"
Зам.Министра х^здравоогранения УССР
А,у/:£ n 'a
бюро Президиума Ученого медицинского совета М3 УССР "4 "05 1982 г.
Протокол №11 проф. / Г\ . „____—’ 0.А.Пятак
__
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕГОШЩАЦИИ ПО РАСЧЕТУ УДЕЛЬНОГО УРОВНЯ ШУМА ТЕРРИТОРИИ
Киев - 1932. год
Пример. Определить удельный уровень шума микрорайона , если известно, что на его территории находятся следующие транспортные магистрали:
- автомагистраль с эквивалентным уровнем звука Lh7= 81 дБА(длина 3000 м, ширина проезжей части 90 м) ;
- железнодорожная магистраль с эквивалентна уровнем ЗБука!_,Л?=78,,тБА (длина 1000 м, ширина проезжей части 50 м);
- две автомагистрали с эквивалентным уровнем звука1*47*72 дБАСдли-на 1200 и 8С0 м, ширина проезжей части 65 и 80 м);
- автомагистраль с эквивалентным уровнем звукаЬА?^ 76 дБА (длина 1500 м, ширина проезжей части 40 м).
Общая площадь селитебной территории микрорайона Jlce,IMTe(j -= 1600000 м2.
Расчет удельного уровня шума сел.-.тебной территории микроарйона производим в следующей последовательности:
1. В соответствии с табл.1 относим магистрали с уровнем шума
72 дБ/. ко П классу, магистраль с уровнем шума 75 д£А к Ш классу, магистрали с уровнем шума 78 и 81 дБА к "У классу и заполняем графы 3,4,5, тгбл.2 исходными донными по кьяцой магистрали.
2. Вычислим площадь огибающей поверхности по каждой магистрали (Sj ) в соответствии с п.2 настоящих Рекомендаций и заполняем графу 6 табл.2.
3. По каждому клгссу в отдельности определяем суммарную площадь огибающих поверхностей магистралей (Si ) в соответствии с п.З. и заполняем графу 7. табл.2. и графу 3 табл.З.
4. По каждоцу классу в отдельности вычисляем величину акустической мощности магистралей Wt в соответствии с п.4, и заполняем графу 4 табл.З.
5. Определяем суммарную акустическую модность^ WL веех магистралей территории микрорайона в соответствии с п.5, и заполняем. графу 5. табл.З.
6. Вычисляем удельную интенсивность потока звуковой энергии на селитебной территории микрорайона I в соответствии с п. 6 и заполняем графу 7 табл.З.
7. Вычисляем удельный уровень шума селитебной территории микрорайона L удел в соответствии с п.7 и заполняем графу 8 табл.З.
Номер класса |
Средний |
Эквивалентной |
Длина |
,Ширина проезжей части ма- |
Пяодадь оги- |
Суммарная площадь оги- |
|
уроземь |
урозень Oiua |
магистрали^ |
балдей по- |
бающих поверхностей, |
1 |
звука класса i |
на магистрал^ |
гистрали^ |
верхности
магистрали^ |
магистралей класса*. |
|
'LA ,дБА |
ЫлдРА |
1 и* |
Ч •“ |
Sj.S |
Si . м2 |
I |
; 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
70 |
72 |
1200 |
65 |
I4I30C |
254340 |
I |
(68 - 72) |
72 |
800 |
80 |
I13040 |
|
П |
75
(73 - 77) |
76 |
1500 |
40 |
I17750 |
I17750 |
|
80 |
81 |
3000 |
90 |
471000 |
565200 |
ш |
(78 - 82) |
78 |
IOCO |
50 |
94200 |
Средний уровень звука . классаь |
Икгенсисн..сть [звука классаt
« |
i ; I
Суммарная «кубическая Суммарная площадь оги- мощность акустическая бавдих по- магистралей модность 1вврхностей класса i всех м-ги- : магистралей i г стралей ми-1 класса | . крорайона | |
Обдал площадь еаяитао. тер. микрорайона' |
Удельная ИКТв! зивн. звука на се-литеб.тер. микрорайона |
Удельный уровень ыуме на селитебной территории микрорайона |
Ь.ДБА |
, Вт/м2 |
i Л • ^ |
WI. Вт |
• Вт |
г 2 Jcte. , м |
I улел, Вт/и2 |
! L УДвл*. ДВА |
I |
2 |
1
3 |
4 |
5 ! |
6
- |
7
. |
8 |
70 |
0,00001 |
254340 |
2.54 |
|
|
|
|
75 |
0,00003 |
I17750 |
3,53 |
62,59 |
I8X-I03 |
0,000035 |
75,4 |
УТВЕРЗДШ
U.U
руководитель учреждения, в
котором проведено внедрение _ 198 г.
А1СГ О ВНЕДРЕНИИ
I. Наименование предложений для внедрения (гигиенические рекомендации методы определения вредных веществ в окружающей среде, прогно-стические модели, алгоритмы, формы организационной работы и др.)
2. Кем и когда предложено.._____
наименование учреждения, автор, авторского
свидетельства и .f рацпредложения '
Источник информации (методические рекомендации, информационное пгсьмо, отчет1 2 3 о iuIP, диссертация, монография, съезды, конференции)
4. Где и кегда внедрено.
наименование организации,предприятия,ведомства,дата начала внедрения
5. _____
При роведении каких видов работ внедрено предложение (проведение предупредительного и текущего санитарного надзора; исследования состояния окружающей среды; разработка проектной документации строительство объектов; составление руководящих документов, докладов в директивные органы и др.мероприятий,направленных на предупреждение загрязнения,сохранения и улучшения качества окружающей среды)_<_
б. Эффективность внедрения (повышение качества санитарного надзора; предупреждение загрязнения или оздоровления окружающей среды; улучшение состояния здоровья населения; экономический эффект,сокращение времени проведения анализа, др.показатели)__
В настоящих методических рекомендациях, разработанных на основании действующих положений и собственных исследований, представлен метод расчета удельного уровня шума территории - интегрального показателя оостояния шумового загрязнения окружающей среды. Методические рекомендации предназначены для санитарных врачей, инженеров проектировщиков и градостроителей и направлены на предупреждение и устранение вредного воздействия на организм человека шума, создаваемого автотранспортом.
Методические рекомендации подготовлены сотрудниками Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им.А.Н.Марэеева к.м.н. Л.А.Олешке-вичем и ст.инас. Е.А.Алпатовой.
Ответственный за издание методических рекомендаций директор Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им.А.Н.Млрзеева чл.-корр. АМН СССР, профессор М.Г.Шандала.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современных городов шум становится одним из самых распространенных неблагоприятных факторов окружающей среды, оказывающих отрицательное влияние на здоровье населения.
Преобладающим источником шума в современных городах является транспорт. Уровни шума, создаваемые транспортными средствами, часто достигают 85 дВА и составляют 80£ всех шумов, проникающих в места пребывания человека, превышая санитарные нормы допустимых уровнем шума в ряде случаеэ более, чем на 20 дБА. Поэтому правомерно предположить, что акустический режим города или отдельного городского района определяется в основном величиной суммарной звуковой энергии, излучаемой в черте рассматриваемой территории транспортными потоками.
Величина суммарной звуковой энергии определяется акустической мощностью отдельных источников шума (транспортных магистралей) и зависит от степени разветвленности транспортной сети в селитебной зоне и интенсивности движения транспортных средств.
Для сравнительной санитарно-гигиенической оценкч акустического режима городов и отдельных городских районов предлагается интегральный показатель состояния шумового загрязнения окружающей среды - "удельный уровень шума территории", представляющий с собой суммарную акустическую мощность всех источников шума территории, условно распределенную по площади селитебной территории.
I. Назначение и область применения
1.1. Настоящие рекомендации являются руководством по расчету "удельного уровня шума территории" - интегрального показателя состояния шумового загрязнения окружающей среды, предназначенного для :равнительной санитарно-гигиенической оценки акустического режима городов и отдельных жилых образований (микрорайонов, кварталов, функциональных зон) с целью установления количественных связей между уровнем заболеваемости населения
и степенью шумового загрязнения городской среды.
1.2. После выработки гигиенически обоснованного нормативного "удельною уровня шума территории" предлагаемый в настоящих рекомендациях показатель может быть использован для абсолютной санитарно-гигиенической оценки акустического режима городских территорий.
1.3. Рекомендации предназначены для использования научнэ-иссле-
дочательскими организациями гигиенического профиля при проведении исследовательских работ; они также могут использоваться органами санитарно-эпидемиологической службы при проведении предупредительного санитарного надзора.
2. Определения, условные обозначения, единицы измерения.
2.1. Источники шума - авто и железнодорожные магистрали с шумовыми характеристиками транспортных потоков 65 дБА и выше (линейные источники, излучение звуковой энергии которых происходит по закону цилиндрических волн).
2.2. Акустическая мощность источника - общее количество звуковой энергии, излучаемой источником в единицу времени. Обозначение: Vi ; измеряется в Вт. Определяется по формуле:
VJ-[idS ,
где I - поток звуковой энергии (интенсивность звука) б направлении нормвли к элементу поверхности ofS »
$- замкнутая поверхность, окружающая источник звука (огибающая поверхность).
п 3 ~&t(f * $ ) , М* ,
где С - длина магистрали, м; 9
G - ширина проезжей части магистрали,м.
2.4. Удельный уровень шума территории - интегральный показатель состояния щумопого загрязнения окружающей среды, представляющий собой суммарную акустическую мощность всех источников шуме рассматриваемой территории условно распределенную по площади селитебной территории. Обозначение:Lудел.j измеряется в дБА* Определяется по формуле:
2.3. Огибающая поверхность (применительно к транспортном магистралям)-поверхность цилиндра, ось которого совпадает с осью магистрали, радиус равен половине ширины проезжей части плюс пять метров* а гысота равна длине магистрали. Площадь огибающей поверхности определяется по формуле:
= _________
где Я - колическтво бравши^в расчет источников шума;
6 - номер источника шума;
Wc - акустическая мощность t-oro источника шума, Вт;
Sew “ площадь селитебной терри1; рии, ;
Ie = IQ"/J- пороговое значение интенсивности звука.
Показатель условный.
3. Расчет удельного уровня шума территории.
3.1. Исходными данными для расчета удельного уровня шума территории являются:
- шумовые характеристики транспортных потоков авто и железнодорожных магистралей с эквивалентными уровнями звука 65 дБА у. вше ( L. ) ;
- длине и ширина авто и железнодорожных магистралей с уровнями шума 65 дБА и выше;
- площадь селитебной территории города или района.
3.2. Расчет удельного уровня шума территории СЕрядахклххряЛакж.максимально унифицирован и сводится к заполнению специально разработанных расчетных таблиц.
Для упрощения расчета все транспортные магистрали территории с эквивалентами уровнями звука 65 дБА и вьше распределяют по классам в зависимости от свойственных им уровней шума в соответствии с таблицей I и последующий расчет ведут на средние уровни классов. Строки первых двух граф расчетных таблиц повторяются в расчетах частично или полностью (в зависимости от свойственных рассматриваемой территории уровней шума); остальные графы заполняются исходными данными и промежуточной расчетными величинами, получаемыми в ходе расчета.
Таблица 2 служит для вычисления суммарной площади огибающих поверхностей магистралей отдельных классов. Таблица 3 - для вычисле ния суммарной акустической мощности всех магистралей территории и расчета удельного уровня шума на ней.
3.3. Расчет удельного уровня шума территории городе или района производится а следующей последовательности:
3.3.1. Все магистрали территории с эквивалентными уровнями звука 65 дЬА и вше распределяют по классам в зависимости от свойственных и:ч уровней ;jyMa в соответствии с табл. I, и по каждой магистрали в зависимости от ее принадлежности к тому или иному классу заполняют исходили данными графя 3,4,5 табл. 2. Последующий расчет вг.п,ут на средние уровни классов (65, 70, 75, 30, 85 дБА).
3.3.2. Вычисляют площадь огибающей поверхности по ка,:чцой магистрали j j в / по формуле:
где tj - длина магистрали ^ , м (графа 4 тгбл.2);
aj - ширина проезжей части магистрали i , м (графа 5 табл.2
Результат заносят в графу б табл.2.
площадей отдельных магистралей к
3.3.3. Но каждому классу в отдельности определяют суммарную площадь огибающихх поверхностей магистралей Si в \г сложением
в пределах класса по формуле:
- номер магистрали класса i. ;
К - количество магистралей класса Результаты заносят в графу 7 табл.2, и в графу 3 табл.З.
3.3.4. По каждому классу I в отдельности вычисляют величину акустической мощности источников Wi Вт по формуле:
- интенсивность потока звуковой энергии на магистралях класса I , Вт/м^(графа 2 табл.З.);
- суммарная площадь огибающих поверхностей магистралей класса L , (графа 3 табл.З)
Результат заносят в графу 4 табл.З.
3.3.5. Определяют суммарн.-то акустическую мощность всех магистралей территории WL ) в Вт сложением акустических мощностей отдельных классов ( Wi ).
Примечание : I - номер класса магистралей;
и, - количество классов магистралей,к *1,2,3,4,5 Результат заносят в графу 5 табл.З.
3.3.6. Вычисляют удельную интенсивность потока звуковой энергии на селитебной территории города или районе (I л ) по формуле:
где £ wi - суммарная акустическая мощность всех магистралей *'** территории, Вт (графа 5 табл.З.);
общая площадь селитебной территории города или района. Результат заносят в графу 7 табл.З.
3.3.7. Вычисляют удельный уровень щума селитебной территории города или района (Ly*** ) в дБА ло формуле:
L
T9 9
где 10* КГ1* Вт/м* - пороговое значение интенсивности звука. Результат заносят в графу 8 табл.З.
Таблица I |
Номер класса L |
{Интервалы уровней ззу-|ка класса 1 э дБА |
Средний уровень звука класса 1 # дБА |
I |
65 - 67 |
65 |
П |
68-72 |
70 |
Ш |
73 - 77 |
75 |
1У |
78 - 82 |
80 |
У |
83-88 |
85 |
|
Номер класса Средний |
Экгивалентный |
Диска |
Ширина |
уроч9нь |
уровень звука. |
магистра- |
проеэяеЯ |
I 33>Kft .
класса I |
на магистрали^ |
ли.
• |
часта магистрали^ |
Li-.дЕА |
L A7* ^ |
tj . “ |
Л * “ |
I 2 |
3 |
; 4
1 |
5 |
|
I
OS6* 67 |
70
63-72
75
73-77
eo
78-62
85
33-38
Пдоцадь огибавшей поверх- чих поверхносте кости шгистра- лей класса к
Сукмарная площадь сгибао-чих поверхностей кагистра-
**j
Sj j Л J
Средний |
*{Н7вНСИВК0СТЬ |
Суммарная |
Акустическая |
Суммарная Обдал Удельная |
Удельный |
уровень |
звука класса*. |
площадь 01-иц |
модность ма- |
акустячесхьлпд©;адь интенсивн. |
уровень шума на селитебной |
звука |
|
1 ба:>:цих по- |
гистралей |
модность селитеб. звука на |
классас |
|
зерхностей
магистралей
классаi |
класса i |
всех нагие- террктор. селитеб. тралей тер- террктор. территор. ритории | |
территории |
L ДБА |
Ji. , Эт/м2 |
■' Sl . м2 |
1 Wc , Эт |
&Ш, ВТ Зал,^ Туясд. Зт/м2 ЬУДел.. дБА |
I |
2 |
3 |
4 |
5 | б 7 |
6 |
65 |
0,000003 |
70 |
0,00001 |
75 |
О.ООСОЗ |
60 |
0,0001 |
Ь5 |
о.оосз |
1
7 Замечания, предложения____
Да та_Подпись ____
ответствен, за внедрение
Примечание ; IJ пп 1-2 - заполняется разработчиком
2
пп S-7 - заполняется организацией,внедрившей раз
работку
3
акт внедрения направляется организации-разработчику, наименование которой приведено в п.2,цля чего наклеивается почтовая марка,лист складывается
склёйваётся?еГЙ^0В,Ве^ХНИ^ И нижнк^ кРай листа