Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

24 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основами определяются цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также механизмы ее реализации

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Оценка состояния химической и биологической безопасности

III. Цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

IV. Механизмы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности постановляю:

1.    Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2.    Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

3.    Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г. № Пр-2573.

4.    Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль 11 марта 2019 года №97

УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. № 97

ОСНОВЫ

государственной политики Российской Федерации в области

обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положения

1.    Настоящими Основами определяются цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее - государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности), а также механизмы ее реализации.

2.    Государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, медико-биологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарносанитарных, фитосанитарных, административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных, информационных и других мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, предотвращение химических и биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга химических и биологических рисков, а также на осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности.

3.    Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

31)    анализ угроз совершения террористических актов с использованием химических веществ и опасных биологических агентов, в том числе созданных на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии, органической и неорганической химии и в других смежных областях, в целях разработки мер предупреждения и минимизации возможных негативных последствий;

32)    выявление научно-технических предпосылок к разработке иностранными государствами химического и биологического оружия нового поколения, анализ технологий двойного назначения и новых иностранных образцов вооружения, полученных с использованием химических веществ и биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений Российской Федерации;

33)    создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

34)    обоснование мер государственного регулирования по обеспечению химической и биологической безопасности по результатам оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду;

35)    разработка процедур проведения химического анализа токсикантов в окружающей среде и биологическом материале, разработка технологии определения малых и сверхмалых доз высокотоксичных химических соединений по результатам регистрации маркеров этих соединений в биологических объектах;

36)    организация мониторинга стойких органических загрязняющих веществ;

37)    создание отечественных биоинформационных и генетических баз данных микроорганизмов, создание национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов;

38)    развитие производства отечественного лабораторного оборудования для обеспечения микробиологических, в том числе молекулярно-генетических, исследований;

39)    предупреждение и ограничение распространения на территории Российской Федерации антимикробной резистентности, реализация программы системного мониторинга распространения антимикробной резистентности.

14. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся    совершенствования    нормативно-правового

регулирования и государственного управления в этой области, являются:

1)    нормативно-правовое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности путем принятия базовых федеральных законов о химической безопасности и о биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в этой области, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных законов;

2)    разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности;

3)    оптимизация взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности, функционирование координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности;

4) разработка    и реализация моделей интеграции    в

межгосударственные и международные системы химической и биологической безопасности, отвечающие интересам Российской Федерации;

5)    принятие мер по выполнению международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности;

6)    совершенствование международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности в интересах экономического развития Российской Федерации и ее дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, других международных организаций;

7)    участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области

производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов;

8)    участие в подготовке решений коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам об установлении порядка отнесения химических веществ к ограниченным в применении или запрещенным к применению, а также о замещении их более безопасными аналогами;

9)    совершенствование нормативно-правового регулирования в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов, присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, а также к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности;

10)    развитие механизмов стимулирования деятельности организаций по обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков, льготное налогообложение, сертификация продукции, усиление административной ответственности за нарушение нормативов допустимых выбросов и сбросов, временно разрешенных выбросов и сбросов), а также создание благоприятных условий (предоставление льгот, субсидий, кредитов) для организаций, оказывающих услуги в области обеспечения химической и биологической безопасности, и организаций, внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов;

11)    разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, а также ответственности за несоблюдение требований химической и биологической безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации, перепрофилировании и

ликвидации указанных объектов, за незаконный оборот биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, за хищение или вымогательство химических веществ и биологических материалов;

12)    совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

13)    развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и биологической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами и биологическими агентами, работников потенциально опасных химических и биологических объектов, лиц, проживающих в зонах, подверженных негативному воздействию таких объектов, а также лиц, пострадавших в результате аварий на них;

14)    внедрение современных механизмов управления химическими и биологическими рисками на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в организациях;

15)    формирование, развитие и внедрение государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности, развитие инновационной телекоммуникационной структуры управления рисками в условиях штатного функционирования потенциально опасных химических и биологических объектов и при возникновении чрезвычайных ситуаций на них, разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения информированности должностных лиц, а также населения;

16)    создание в Российской Федерации системы мониторинга разработок в области синтетической биологии, в том числе продукции, созданной с использованием технологий синтетической биологии;

17)    совершенствование нормативно-правового регулирования в области обмена информацией с иностранными государствами о

передовых научно-технических достижениях в сфере биотехнологий, которые могут быть использованы для разработки опасных биологических агентов;

18)    разработка предложений по перечням контролируемых товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения химического и биологического оружия;

19)    лицензирование деятельности, не запрещаемой Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и осуществляемой с использованием химикатов, включенных в списки 1 - 3 приложений по химикатам к названной Конвенции;

20)    разработка специальных механизмов международного контроля в области нераспространения химического и биологического оружия, осуществление этого контроля, определение средств и методов контроля для проведения международных инспекций в этой области;

21)    участие в международном сотрудничестве по выполнению положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении с учетом интересов Российской Федерации;

22)    участие в международных переговорах по проблемам запрещения химического и биологического оружия.

15. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности, являются:

1)    научное, методическое, технологическое, информационное и координационно-аналитическое обеспечение решения проблем в области химической и биологической безопасности;

2)    укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом функций этих организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности;

3)    устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса на основе использования современных технологий, в том числе наилучших доступных технологий;

4)    создание правовых оснований для установления порядка принятия решений о внесении изменений в национальный календарь профилактических прививок;

5)    создание, модернизация и техническое перевооружение локальных лабораторий, опытных, научно-производственных и промышленных мощностей;

6)    формирование и ведение номенклатуры лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения в целях профилактики и лечения заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;

7)    создание средств индикации для выявления потенциально опасных химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, а также создание средств диагностики воздействия опасных химических и биологических факторов, средств диагностики лекарственных и ветеринарных препаратов и средств защиты растений;

8)    создание систем (средств) обеспечения химической и биологической безопасности в мирное и военное время для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

9)    обеспечение деятельности центров индикации и диагностики опасных инфекционных заболеваний и отравлений химическими веществами, центров проведения исследований химических веществ и смесей промышленного назначения (в том числе обеспечение их соответствия требованиям надлежащей лабораторной практики), инжиниринговых центров федерального значения в области утилизации промышленных отходов и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, центров разработки безопасных химических технологий (включая технологии ликвидации выведенных из эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических веществ, и рекультивации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности), а также центров содействия организациям по вопросам безопасности химической продукции;

10)    создание условий для проведения генетической

паспортизации населения,    развития    технологий    скрининга

генофондов человека, животных и растений;

11)    формирование, сохранение и развитие национальной коллекции патогенных микроорганизмов;

12) обеспечение мер    физической    защиты    и охраны

потенциально опасных химических и биологических объектов;

13)    формирование и обновление запасов средств химической и биологической защиты войск (сил) и населения в мирное и военное время;

14)    укрепление кадрового потенциала в области химической и биологической безопасности и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе:

совершенствование механизмов подготовки специалистов -токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов, энтомологов и эпизоотологов, а также повышение привлекательности и престижа этих специальностей;

повышение уровня подготовки кадров, в том числе административно-технического персонала, по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности при эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодиверсионной защиты;

развитие учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных организаций (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации;

разработка и внедрение образовательных программ, в том числе дополнительных профессиональных программ, по вопросам анализа химических и биологических рисков, применение технологий управления рисками;

проведение учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера;

15)    разработка высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, автоматизированных систем обнаружения

потенциально опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде и контроля за ними;

16)    создание условий для обеспечения (согласно нормативам) накопления и обновления в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующими субъектами, а также запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых органами местного самоуправления;

17)    разработка и внедрение программного обеспечения для прогнозирования, оперативной оценки ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения обоснованности принятия управленческих решений;

18)    принятие мер государственной поддержки, направленных на

повышение уровня оснащенности и профессиональной компетенции назначенных Организацией по запрещению химического оружия российских лабораторий по анализу химических и биологических проб, а также продвижение таких лабораторий для участия в международных расследованиях    случаев    предполагаемого

применения химического оружия;

19) обеспечение готовности    российских    экспертов и

специализированных организаций к проведению в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1987 г. №42/37 и поручениями Генерального секретаря ООН расследований случаев предполагаемого применения химического и (или) биологического оружия;

20)    организация подготовки специалистов для работы в качестве экспертов при проведении международных инспекций, а также специалистов по разработке и эксплуатации технических средств контроля в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

16. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждения и минимизации химических и биологических рисков, повышения защищенности населения и окружающей среды от

негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, являются:

1)    совершенствование мер реагирования на химические и биологические угрозы на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе на основе ситуационного и имитационного моделирования параметров химической и биологической безопасности;

2)    разработка и внедрение современных методов, средств и технологий защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов;

3)    разработка и применение технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;

4)    создание принципиально новых эффективных средств специфической профилактики, разработка средств и методов лечения опасных инфекционных заболеваний;

5)    принятие мер по предотвращению возможности выноса работниками биологических материалов за пределы потенциально опасных биологических объектов;

6)    обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в отношении лиц, подверженных риску негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на потенциально опасных химических и биологических объектах и территориях, а также в зонах их влияния;

7)    обеспечение проведения противоэпидемических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

8)    обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний;

9)    разработка, производство, утилизация, пополнение и обновление запасов средств индивидуальной защиты населения от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, включая поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

10) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера, в том числе:

совершенствование систем контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективности функционирования дежурнодиспетчерских служб потенциально опасных химических и биологических объектов;

повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты в местах массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);

повышение надежности функционирования и уровня безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов, модернизация систем контроля и управления химическими и биологическими рисками при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

расширение возможностей для доступа к информации о химической продукции (в том числе о ее свойствах, правилах безопасного обращения с химической продукцией и мерах по устранению чрезвычайных ситуаций, связанных с ее производством и обращением) на основе паспортов безопасности химической продукции;

проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию химических и биологических объектов и технологий, обеспечивающих допустимый уровень негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду;

замена физически изношенного оборудования и морально устаревших технологий более современными (в том числе позволяющими уменьшить объем используемых потенциально опасных химических веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а также проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к несанкционированным воздействиям;

4.    Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности.

II. Оценка состояния химической и биологической безопасности

5.    Состояние химической и биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором химический и биологический риск остается на допустимом уровне.

6.    Наличие опасных химических и биологических факторов, формирующих недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области химической и биологической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию химического или биологического характера, представляет собой химическую или биологическую угрозу.

7.    Основными химическими угрозами являются:

1)    широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;

2)    разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено недостаточно;

3)    наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;

4)    аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и недостаточным уровнем квалификации персонала;

5)    увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост химических

предотвращение несанкционированного доступа к токсичным веществам и биологическим агентам, в том числе генно-модифицированным организмам;

повышение обеспеченности работников потенциально опасных химических и биологических объектов, а также населения средствами индивидуальной и коллективной защиты;

11) ликвидация    (обезвреживание), перепрофилирование выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также рекультивация территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, научно-методическое обеспечение процессов санации и реабилитации таких объектов и территорий, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, возникшего в результате деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, их паспортизация, сертификация и аудит;

12)    развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в том числе медицинскими, отходами, а также лекарственными препаратами, срок годности которых истек;

13)    ликвидация (утилизация) запасов (в том числе бесхозяйных) удобрений и средств защиты растений, сроки хранения которых истекли, имущества гражданской обороны, срок хранения которого истек и которое утратило защитные свойства, стойких органических загрязняющих веществ;

14)    разработка мер, направленных на предотвращение угрозы применения против Российской Федерации химического и биологического оружия, оценка возможных последствий применения этих видов оружия массового поражения;

15)    разработка и внедрение мер по предотвращению совершения террористических актов с использованием потенциально опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);

16)    совершенствование методов государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации к обеспечению химической и биологической безопасности на потенциально опасных химических и биологических объектах;

отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий;

6)    использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность;

7)    усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;

8)    распространение и (или) использование химического оружия, совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ.

8. Основными биологическими угрозами являются:

1)    модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф;

2)    возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;

3)    появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;

4)    проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;

5)    нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение;

6)    отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;

7)    распространение антимикробной резистентности, рост

эпидемиологической    значимости    условно-патогенных

микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями,

распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

8)    аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих объектах;

9)    террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ;

10)    применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;

11)    бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.

9.    В Российской Федерации обеспечивается химическая и биологическая безопасность. Вместе с тем наличие опасных химических и биологических факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарносанитарной, фитосанитарной и экологической обстановки, состояния химической и биологической безопасности, а также национальной безопасности в целом.

III. Цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности

10.    Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.

11.    Принципами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются:

1)    приоритетное право человека на охрану жизни и здоровья при обеспечении химической и биологической безопасности;

2)    возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья других лиц, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3)    совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с учетом интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в целях решения глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с химическими и биологическими угрозами;

4)    соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности;

5)    взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления при обеспечении химической и биологической безопасности;

6)    разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, установление прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности;

7)    рациональное сочетание интересов и ответственности личности, общества и государства;

8)    приоритетное обеспечение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов;

9)    своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на химические и биологические угрозы, а также осуществление ими мер, направленных на предотвращение этих угроз;

10)    доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения химической и биологической безопасности.

12. К приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности относятся:

1)    мониторинг химических и биологических рисков;

2)    совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления;

3)    развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности;

4)    осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации химических и биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, а также оценка эффективности указанных мероприятий.

13. Основными задачами государственной политики в области химической и биологической безопасности в части, касающейся осуществления мониторинга химических и биологических рисков, являются:

1)    комплексный анализ ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности, выявление новых химических и биологических угроз, прогнозирование их возможных последствий;

2)    внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей, а также международной классификации опасных биологических агентов;

3)    проведение фундаментальных исследований, направленных на обеспечение раннего выявления новых и известных патогенов, а также развитие молекулярной эпидемиологии и создание геоинформационных систем для оперативного реагирования на биологические угрозы;

4)    разработка современных методов индикации химических веществ (в том числе аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, и биологических агентов в окружающей среде и биологических средах;

5)    разработка современных методов идентификации химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;

6)    всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся на территории Российской Федерации или поступающих в обращение, принятие программы исследований химических веществ и смесей, осуществления их оценки и регистрации;

7)    ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа национальной коллекции патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических), для принятия решений о необходимости их сохранения и защиты от несанкционированного доступа;

8)    осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения;

9)    создание национального банка сывороток крови и разработка информационно-аналитической системы мониторинга инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации на основе проведенных среди различных групп населения и на отдельных территориях сероэпидемиологического мониторинга и оценки популяционного иммунитета к актуальным инфекционным заболеваниям (иммуноструктуры), возникновение или распространение которых связано с негативным воздействием биологических факторов;

10)    установление порядка выдачи сертификатов профилактических прививок, а также создание и ведение федерального реестра сертификатов профилактических прививок;

11)    разработка гигиенических нормативов содержания химических веществ (в том числе стойких органических загрязняющих веществ, аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, а также биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, в том числе в соответствии с критериями риска;

12)    совершенствование методов оценки безопасности новых видов продукции, в том числе созданной с использованием генно-модифицированных организмов, технологий синтетической биологии и нанотехнологий;

13)    создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных химически опасных веществ, в том числе стойких органических загрязняющих веществ, а также разработка методик проведения их анализа;

14)    организация мониторинга атмосферного воздуха в городах и

крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек, а также контроль за содержанием взвешенных частиц (РМ10,    РМ2,5), стойких

органических загрязняющих веществ и биологических агентов в окружающей среде;

15)    проведение на территории Российской Федерации мониторинга химических и биологических рисков, обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации биологического и химического характера, организация функционирования референс-центров и национального центра мониторинга биологических и химических угроз;

16)    научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду, а также страхование рисков, связанных с эксплуатацией объектов и использованием территорий, представляющих химическую и биологическую опасность;

17)    категорирование и классификация объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, на основе сведений о свойствах химических веществ и биологических агентов, о заболеваемости населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды заболеваний, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о параметрах среды обитания, в том числе о качестве атмосферного воздуха, питьевой воды и поверхностных водных источников, степени загрязнения почв;

18)    проведение инвентаризации и уточнение перечня химических веществ, находящихся в обращении на территории Российской Федерации;

19)    прогнозирование введения в обращение на территории Российской Федерации новых химических веществ;

20)    нотификация новых химических веществ;

21)    проведение государственной регистрации химических веществ и смесей, формирование и ведение федерального реестра химических веществ и смесей;

22)    обеспечение экспертной оценки решений в области обращения химических веществ и смесей, развитие соответствующих центров компетенций;

23)    выявление и учет неиспользуемых химических веществ, образующихся в процессе производства, в целях эффективного вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для исключения негативного воздействия этих веществ на население и окружающую среду;

24)    создание региональных карт размещения неиспользуемых химических веществ, отходов I - V классов опасности и объектов захоронения отходов, а также использование этих карт заинтересованными органами государственной власти в пределах своих полномочий;

25)    формирование и ведение федерального реестра скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов;

26)    обеспечение в соответствии с законодательством Российской

Федерации государственного надзора в области обращения с отходами и производственного контроля в области обращения с отходами, содержащими стойкие органические загрязняющие вещества, в том числе полихлорированные    диоксины и

полихлорбифенилы, а также контроль за оборудованием, которое выведено из эксплуатации и в состав которого входят полихлорбифенилы;

27)    проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических веществ, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;

28)    создание региональных баз данных о надежности потенциально опасных химических объектов, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации, в рамках государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности;

29)    подготовка медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены потенциально опасные химические и биологические объекты;

30)    обследование объектов и территорий, представляющих химическую и биологическую опасность, и разработка техникоэкономических обоснований работ по ликвидации таких объектов, рекультивации территорий или снижению уровня химического и биологического риска;