Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Срок реализации Федеральной целевой программы продлен на 2001 год согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1034
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Оценка ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации Программы
Приложение № 1. Перечень мероприятий по научно-техническому обеспечению программы
Приложение № 2. Перечень мероприятий по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов
Дата введения | 01.10.1996 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
13.09.1996 | Утвержден | Правительство Российской Федерации | 1098 |
---|---|---|---|
Издан | Собрание законодательства Российской Федерации | от 23.09.1996, № 39, ст. 4565 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4565
В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Отходы» (далее именуется — Программа), содержащую мероприятия на 1996—2000 годы.
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуются мероприятия Программы.
3. Министерству экономики Российский Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета начиная с 1997 года.
4. Министерству экономики Российский Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать в установленном порядке выделение средств из федерального бюджета для осуществления намеченных Программой мероприятий.
5. Принять к сведению, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся мероприятия Программы, согласовано выделение не менее 84 процентов средств, необходимых для се реализации, из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также из внебюджетных источников.
6. Признать утратившим силу с 1 января 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 216 «О первоочередных меропри-
ятиях на 1996—1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 12, ст. 1111).
Председатель Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН
Москва 13 сентября 1996 г. f* 1098
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 19% г.
№ 1098
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОТХОДЫ»
Наименование Программы
Основание для разработки Программы
Государственный заказчик Программы
Основные ра зработчики Программы
Цели н задачи Программы
Сроки и этапы реализации Программы
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
федеральная целевая программа «Отходы»
постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. 4% «О плане действий Правительства Вхсийской Федерации по охране окружающей среды на 1994—1995 голы»
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
научные организации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации. Министерства строительства Россииской Федерации, других министерств и ведомств. Кхсийской академии наук. Российской академии естественных наук
концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов.
реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных о стране отходов
1996 — 2000 годы:
1 этап — 1996—1998 годы;
2 этап — 1999—2000 голы
мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы;
мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов
3 За*. 2599.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к федеральной целевой программе «Отходы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тыс. тонн в гол отходов гальванического производства и целлюлозно-бумажной промышленности в Нижегородской области1 |
Создание типовой слиномоцульной установки обезвоживания 800 тонн в год осадков гальванических и тра |
1997—1998 годы |
2.1 |
0.3 |
вильных производств с утилизацией ценных металлов в г. Новосибирске* | |||
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объемы Финансирования (млрд, рублей, в ценах 1996 года) | |
всего |
в том числе за счет средств федерального бюджета | ||
Мышьяксодержащие отходы | |||
Создание мощностей по производству оксида мышьяка |
1996—1998 |
8.2 |
1,5 |
из отходов металлургической переработки концентратов |
ГОЛЫ | ||
сульфида мышьяка мощностью 2р тыс. тонн в год на об- | |||
жиговом заводе в Челябинской области1 | |||
Отходы хро мутного производства | |||
Изготовление промышленной установки и организация |
1996—1999 |
11.5 |
2 |
переработки отходов хроматного производства мощ- |
годы, в том | ||
ностью 20 тыс. тонн в год в г. Первоуральске Свердлов- |
числе в | ||
ской области1 |
1996—1998 |
8.6 |
1.5 |
голах | |||
Отходы углеобогащения | |||
Создание установок по полному использованию |
1996—1999 |
17.8 |
2.9 |
угольных шламов мощностью 0,9 млн. тонн в год в Кеме- |
годы, в том | ||
ровской области1 |
числе в | ||
1996-1998 |
12.4 |
2.1 | |
годах | |||
Реконструкция Щуровского цементного завода для |
1996—1998 |
4.7 |
0.9 |
использования отходов углеобогащения мощностью |
годы | ||
20 тыс. тонн в год в Московской области1 | |||
Создание цехов мощностью 0,7 млн. тонн в год по эколо- |
1997—1998 |
30,2 |
4.1 |
гически безопасному использованию отходов обогаще* |
годы | ||
ния углей Кузнецкого бассейна в Кемеровской области1 | |||
Золошлаковые отходы | |||
Создание технологической линии по производству про- |
1996—2000 |
36.8 |
3.2 |
пантов из золошлаковых отходов мощностью 100 тыс. |
годы, в том | ||
тонн в год по золошлаковым отходам в Тульской облас- |
числе в | ||
ти1 |
1996—1998 |
30,8 |
1.7 |
голах | |||
Создание производства по переработке эолошлаковых |
1996-1998 |
30 |
4.8 |
отходов в цемент мощностью 600 тыс. тонн в год в г. Жи- |
годы | ||
гулсвске Самарской области1 | |||
Создание производства по совместной переработке эо- |
1996—1998 |
49.2 |
10 |
лошлаковьи и шламовых отходов мощностью 120 тыс. |
годы | ||
тонн в год в г. Дзержинске Нижегородской области* | |||
Создание производства по совместной переработке эо- |
1996-1998 |
23 |
4.8 |
лошлаковых и шламовых отходов мощностью 60 тыс. |
годы | ||
тонн в год в г. Волгограде1 | |||
Фосфогмпс | |||
Создание производства строительных изделий я матери- |
1996—1999 |
174 |
23.8 |
ало в мощностью по фосфогилсу 300 тыс. тонн в год в |
годы, в том | ||
Саратовской области1 |
числе в | ||
1996—1998 |
98 |
12.6 | |
годах |
Объемы финансирования (млрд, рублей, в ценах 1996 года) | |||
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
всего |
В ЮМ числе за снег средств федерального бюджета |
Создание производства облицовочных и перегородочных плит, стеновых блоков и других строительных изделий из фосфогипса мощностью 200 лис. тонн в юл в Вологод- |
1996—2000 годы, в том числе в |
25.2 |
5.8 |
ской области1- |
1996—1998 годах |
16.7 |
4.1 |
Создание произволства кальцинированного гипса на основе обработки фосфогипса мощностью 3.0 млн. тонн в год в Ленинградской области1 |
1997—2000 годы, в том числе в |
83 |
10.5 |
1997—1998 годах |
45.5 |
5 | |
Создание производства стеновых камней мощностью по фосфогипсу 140 тыс. тонн в год в Лепублике Башкор- |
1997—1998 годы |
18.2 |
1.7 |
тостам- | |||
Создание производства стеновых плит, стеновых блоков и штукатурных смесей мощностью по фосфогипсу 1 млн. тонн в год в Ленинградской области1 |
1997—2000 годы, в том числе в |
20.4 |
2.5 |
1997—1998 годах |
11.5 |
1.1 | |
Отходы обогащения впятит о-нефелиновых руд | |||
Создание производства нефелиновых окатышей для разжижения шлаков • металлургической промышленности |
1996-1998 голы |
50.4 |
6 |
мощностью 200 тыс. тонн в год в г. К крове ке Мурманской области* ^ | |||
Создание производства пигментной двуокиси титана из сфенового концентрата мощностью 75 тыс. тонн в год в Мурманской области |
1997-2000 годы, в том числе в |
224 |
32 |
1997—1998 годах |
3 |
0.1 | |
Шламы а пыла металлообработки | |||
Создание производства по переработке шламовых отходов мощностью 1 тыс. тонн в гол в г. Томске* |
1996-1998 годы |
10.8 |
U |
Создание кустового комплекса селективного сбора, хранения и переработки отходов металлообработки маши- |
1997—1998 годы |
27.8 |
2.9 |
ностроительных предприятий мощностью 150 тыс. тони в год в г. Туле Древесные отходы | |||
Создание производства по гранулированию мягких и пылевидных отходов мощностью 5.5 тыс. тонн в год по про- |
1996—1998 годы |
5.9 |
13 |
дукции в Ленинградской области1 * | |||
Создание цехов малой мощности по перс работке древесной зелени мощностью 600 тыс. куб. метров в гол в fcc-публико Карелия' |
1997—2000 годы, в том числе в |
3.5 |
0.4 |
1997—1998 годах |
1.8 |
0.2 | |
Создание производства по изготовлению оборудования для перевода котельных на отходы лесозаготовок мощностью 25 установок в год производительностью 25 тыс. |
1997—2000 годы, в том числе в |
20.3 |
2.9 |
куб. метров в год в Свердловской области* |
1997—1998 годах - |
9.1 |
U |
Объемы финансирования (млрд, рублей, d ценах 1996 года) | |||
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
всего |
в том числе за счет средств федерального бюджета |
Отходы целлюлозно-бумажной промышленное™ Создание производства по сушхе я сжиганию осадхов |
1996—1998 |
106 |
17 |
сточных вод мощностью 80 тыс. тонн в год в г. Коряжме Архангельской области* Создание производства по очистке сточных вод мощ- |
годы 1997—2000 |
33.6 |
3,1 |
ностью 25 тыс. тони в год и по переработке макулатуры мощностью 30 тыс. тонн в год в Красноярском крае'-2 |
голы, в том числе в 1997—1998 |
232 |
2 |
Медицвяские отходы Создание производственных мощностей по выпуску |
годах 1996-1998 |
21 |
4 2 |
12 штук в год блочно-модульных установок 5 типоразмеров производительностью err 0,5 до 10 тыс. тонн в год для плазменной переработки опасных медицинских отходов в г. Москве1 Создание типовой региональной системы сбора и пере- |
годы 1996—1998 |
15.4 |
4 2 |
работки опасных медицинских отходов мощностью 10 тыс. тонн в год в г. Тольятти Самарской области* Сельскохозяйственные отходы Создание экспериментальной установки на базе ракетно- |
голы 1996-1998 |
26.6 |
3.8 |
го двигателя по переработке непригодных для использования пестицидов мощностью до 0,5 тыс. тонн в год в Рязанской области' Создание передвижной опытно-промышленной у станов- |
годы 1996—1998 |
16,4 |
3.4 |
кя термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 тони в год в Воронежской области* Создание сооружений по безотходной переработке осад- |
ГОЛЫ 1996—1998 |
56 |
9.8 |
ков сточных вод животноводческого комплекса на 108 тыс. голов свиней в Тверской области* Создание сооружений по безотходной переработке осад- |
годы 1996-2000 |
204.4 |
31,7 |
ков сточных вод животноводческого комплекса на 216 тыс. голов свиней в Пермской области* |
годы, в том числе в 1996—1998 |
107.8 |
172 |
Создание экспериментального цеха по переработке |
годах 1996—1998 |
10 |
4.4 |
птичьего помета мощностью 1250 куб. метров в сутки на пгицефабрихе в Воронежской области* Создание опытного производства мощностью 200 тыс. |
годы 1997—1999 |
32 |
10 |
куб.метров в год по безотходной переработке стоков животноводческого комплекса на 18 тыс. голов крупного рогатого скота во Владимирской области |
годы, в том числе в 1997—1998 |
22 |
7 |
Твердые бытовые отходы Создание опытно-промышленной установки по перера- |
годах 1996—1998 |
84 |
19,6 |
ботке твердых бытовых отходов и промышленных отходов в шлаковом расплаве мощностью 30 тыс. тони в год с выпуском товарной продукции в г. Троицке Московской области* |
годы |
Объемы финансирования (млрд, рублей, в ценах 1996 года) | |||
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
всего |
В ТОМ числе за счет средств федерального бюджета |
Создание олы г но-промышленном хстанонки по высокотемпературной переработке твердых бьпонмх отходов мощностью 10 тыс. тонн в гол в г. Челябинске1 |
1996—1998 ГОДЫ |
15 |
2.4 |
Строительство опытно-экспериментально! о закола по термической переработке твердых бытовых отходов мощностью 90 тыс. тонн § год в г. Бийске Алтайского |
1996—1999 годы, в том числе в |
90 |
18 |
края1 |
1996—19У8 голах |
63 |
12 |
Создание экспериментального комплексного предприятия по переработке твердых бытовых отходов мощностью 270 тыс. тонн в гол в г. Самаре |
1997—1999 годы, в том числе в |
423 |
59 |
1997—1998 годах |
213 |
28.2 | |
Создание произвольна по переработке твердых бытовых отходов биотермическими методами в органическое удобрение и гранулированное топливо мощностью 60 |
1997—1999 годы, в том числе в |
50 |
7.5 |
тыс. тонн в год в г. Костроме Осадки городских и промышленных сточных вод |
1997—1998 годах |
36 |
4.4 |
Создание опытно-производственного комплекса по обработке осадков городских сточных вод с обезвоживанием на центрифугах мощностью по сухому веществу |
1996—1999 годы, в том числе в |
44.6 |
2.8 |
25 тыс. тонн в год в г. Твери1 |
1996—1998 голах |
34.6 |
2.1 |
Создание опытно-производственного комплекса по обработке осадков городских сточных вод с применением технологии двухступенчатого сбраживания мощностью |
1996—1999 голы, в том числе в |
45 |
5.6 |
по сухому веществу 14.6 тыс. тонн в год в г. Саранске1 |
1996— 1998 годах |
35 |
4.2 |
Создание экспериментального комплекса по переработке илового осадка и гальванических шламов мощностью 158 тыс. тонн в гол по осадкам и 1.6 тыс. тонн в год по гальваническим шламам в г. Пскове* |
1996—1998 годы |
43 |
6.4 |
Создание установки по переработке отходов производства синтетических жирных кислот мощностью 30 тыс. тонн в год в г. Уфе |
1997—1998 голы |
6.2 |
0.8 |
Создание установки для обезвоживания осалхов сточных вод производительностью 75 куб. метров в сутки в г. Геленджике Краснодарского края |
1997—1998 годы |
3.7 |
0.4 |
Создание установки для безреагенгиого механического обезвоживания осадков биологической очистки на поро-фильтре и шнековом фильтр-прессе проишоли-тельиостью 500 куб. метров в сутки в г. Ишиме Тюменской области |
1997—1998 голы |
3.2 |
0.2 |
Строительство завода-центра по использованию и обезвреживанию сложных промышленных отходов мощностью 7.9 тыс. тонн в год по органическим отходам и 9.8 |
1997—2000 голы, в том числе я |
229.8 |
28.2 |
тыс.тонм в год по неорганическим отходам в г. Калуге |
1997—1998 голах |
80.2 |
11,4 |
Объемы финансирования (млрд, рублей, в ценах 1996 года) | |||
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
всего |
в том числе за счет средств федерального бюджета |
Отходы добычи и переработки горнорудного сырья | |||
Создание производства по переработке отходов обогащения железных рул с получением медного концентрата мощностью по отходам 2 млн. тонн в год и ликвидация Черсмшанского шламохраиилкща в Свердловской об-flacTH,J |
1996—1998 годы |
223 |
5 |
ИТОГО |
1996-2000 годы, в том числе в 1996—1998 годах, в 1999—2000 голах |
27223 16%,8 1025.4 |
416.8 270.8 146 |
1 Первоочередные программные мероприятия.
2 Выделение средств из федерального бюджета осуществляется по результатам конкурсного отбора проектов.
1 Финансирование мероприятия осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Переработка техногенных образований в Свердловской области*, утвержденной постановлением Правительства Ьхсийской Федерации от 24 июня 19% г. № 738.
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности
Исполнителя подпрограмм ш основных мероприятий
Объемы и источники финансирования
— общий объем финансирования — 2744.5 млрд, рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств: федерального бюджета — 439,1 млрд, рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 477,4 млрд, рублей;
Федерального экологического фонда Йхсийской Федерации — 88,3 млрд, рублей;
региональных и местных экологических фондов — 157 млрд, рублей;
средств предприятий и привлеченных ими средств — 1582,7 млрд, рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
По направлениям затрат: капитальные вложения — 2722,2 млрд, рублей; научно-исследовательские я опъггно-конструкторские работы — 223 млрд рублей
— эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды я здоровье населения; новые технологии по переработке и обезвреживанию для 16 видов отходов;
Система контроля за исполнен* ем Программы
уменьшение я локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны н объема производимой товарной продукции; производство более 40 видов пользующейся спросом товарной продукции, изготовленной из (или с применением) отходов, объемом 10 млн. токи ежегодно, в том числе черных, цветных, редких металлов в их соединений, строительных материалов, органических удобрений и других; прибыль от реализации продукции в обьеме 693, 6 млрд, рублей в год начиная с 2000 года; предотвращенный экологический ущерб в объеме 2013 млрд, рублей в год
— контроль за исполнением Программы осуществляется государственным заказчиком Программы — Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Текущее управление мероприятиями осуществляет дирекция Программы, формируемая Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. При дирекции создается наблюдательный совет, включающий представителей заинтересованных органов исполнительной власти
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд, тонн отходов, из которых используется лишь 1 млрд, тонн, или 28,6 процента. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд, тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.
Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс.га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
Неиспользуемые отходы — это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает.
До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятия по строительству пилотных (опытно-промышленных, экспериментальных, демонстрационных) установок, реализация которых требует системной увязки их по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в стране. В дальнейшем предполагается тиражирование предприятиями технологии и техники, отработанных на реализуемых в рамках Программы пилотных проектах.
Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на федеральном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, для социального развития и условий проживания населения.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными целями федеральной целевой программы «Отходы» являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Реализация Программы рассчитана на 1996—2000 годы. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 5 лет.
По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные проработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы ("новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.
В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Программе определены первоочередные мероприятия на 1996—1998 годы.
Первоочередные мероприятия отличаются:
наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов;
проработанностью технических решений и ожидаемыми позитивными результатами их осуществления;
выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет; наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию.
Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1996—1998 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программные мероприятия сформированы на основе предложений отраслевых министерств и ведомств, территориальных органов исполнительной власти и природоохранных органов, исследований и разработок научных и проектных организаций.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы (приложение
№1);
мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов (приложение № 2).
Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно-правовых актов, необходимых для развития федеральной системы управления в сфере обращения с отходами.
Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Мероприятия, направленные на развитие федеральной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управления отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами.
Одной из задач Программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшение ресурсообеспсчсния экономики, является реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых средозащитными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выоросов в атмосфе-
ру. Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки, фосфогипс, золошлаковыс отходы, нефелиновые хвосты, отходы углеобогащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод, отходы добычи и переработки горнорудного сырья.
Практически все отходы из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (не ниже III класса опасности), средний уровень использования этих отходов нс превышает 10—12 процентов. Таким образом, около 90 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую природную среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения. Потери земельных площадей под складирование таких отходов на свалках, в отвалах, хвосто- и шламохра-нилищах составляют сотни тысяч га.
Ресурсная ценность перечисленных выше отходов подтверждена технико-экономическими исследованиями и практическими результатами, полученными на основе их опытной переработки.
При включении пилотных проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели: наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия; готовность региональных и местных органов власти оказать финансовую и организационную поддержку реализации пилотного проекта.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Федерального экологического фонда Российской Федерации, региональных и местных экологических фондов, средств предприятий и привлеченных ими средств.
В целом для реализации Программы в 1996—2000 годах требуется финансирование в объеме 2744,5 млрд, рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета — 439,1 млрд, рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 477,4 млрд, рублей, средств Федерального экологического фонда Российской Федерации — 88,3 млрд, рублей, региональных и местных экологических фондов —-157 млрд, рублей, предприятий и привлеченных ими средств — 1582,7 млрд, рублей.
Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в 1997—2000 годах 22,3 млрд, рублей.
Объем финансирования пилотных проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов — 2722,2 млрд, рублей.
В таблице приведены объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации.
Выделение средств из федерального бюджета по ряду мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Таблица Объемы капитальных вложений и реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.
Мероприятия Программы, связанные с реализацией пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, формируемой государственным заказчиком.
Для координации и контроля выполнения Программы учреждается наблюдательный совет, в состав которого войдут специалисты Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, других заинтересованных министерств и ведомств, а также представители субъектов Российской Федерации, научных, финансовых и общественных организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования указанной Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с субъектами Российской Федерации, местными органами власти, Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, региональными и местными экологическими фондами и предприятиями.
Источником финансирования мероприятий Программы могут быть целевые кредиты коммерческих банков, предоставляемые под государственные гарантии.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных природоохранных органов организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения программных мероприятий и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств.
По результатам экспертных проверок подготавливаются заключение и предложения о продолжении работ и финансировании Программы, о продлении сроков и по другим вопросам реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
6. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результаты реализации Программы должны обеспечить: создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Эколого- и социально-экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20—30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов; сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации пилотных проектов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.
В результате реализации пилотных проектов будет перерабатываться более 55 млн. тонн в год отходов и производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 10 млн. тонн продукции в год, в том числе металлов и их соединений — 124,1 тыс. тонн, строительных материалов (кирпич, цемент, строительные и облицовочные плиты и плитки, пористый заполнитель, клинкер и другие) — 8,4 млн. тонн, пропантов — 18 тыс. тонн, угля, включая кокс, — 330 тыс. тонн, нефелиновых окатышей — 200 тыс. тонн, абразивов — 10 тыс. тонн, вторичных нефтепродуктов —10 тыс. тонн, гранулированных древесных отходов — 5,5 тыс. тонн, органических удобрений — 560 тыс. тонн. Кроме того, будут созданы мощности по производству 100 штук в год модулей по переработке гальванических шламов, 25 штук в год установок для перевода котельных на топливную щепу, 12 штук в год блочно-модульных установок для переработки медицинских отходов, полигон в г. Томске для захоронения гальваношламов и других токсичных отходов и типовая региональная система сбора и переработки медицинских отходов.
Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 693,6 млрд, рублей в год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 2013 млрд, рублей в год.
Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии.
Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будет разработано более 50 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов федерального и регионального уровня, две национальные информационные системы (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов), более 20 учебных пособий для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к федеральной целевой программе «Отходы**
ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий по научно-техническому обеспечению Программы
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объемы финансирования (млрд, рублей.в ценах 1996 года) |
Разработка и совершенствование технологий и оборудования |
1997—2000 |
8 |
по обезвреживанию и переработке отходов (как по вилам отхо- |
годы. | |
дов, включенным в Программу, так и по другим экологически |
в том «теле | |
опасным видам отходов), ресурсосберегающих и малоотход- |
в 1997—1998 |
4 |
ных технологий |
годах | |
Разработка нормативных правовых актов по сбору, траиспор- |
1997—2000 |
U |
тировке, обезвреживанию и размещению токсичных промыт- |
годы. | |
ленных и твердых бытовых отходов, проектированию, строи- |
в том числе | |
тельству и эксплуатации полигонов для обезвреживания и раз- |
в 1997—1998 |
0.6 |
мещекия отходов производства н потребления |
годах | |
Разработка пакета нормативно-технической и нормативно-ме- |
1997—2000 |
4.9 |
тодкчесхой документации по вопросам обращения с отходами |
годы. | |
производства и потребления |
в том числе |
2.4 |
в 1997—1998 годах | ||
Разработка правовых актов и дополнений к действующему за- |
1997—2000 |
0.7 |
конолателъству. направленных на экономическое стимулиро- |
годы. | |
ванне предприятий и организаций, занимающихся сбором, пс- |
в том числе | |
реработкой. обезвреживанием и экологически безопасным |
в 1997—1998 |
0.3 |
размещением отходов |
годах | |
Создание единой системы учета образования, использования. |
1997—2000 |
1.6 |
обезвреживания и размещения отходов, их качественных и |
годы. | |
экологических показателей, мест их размещения и захоронс- |
в том числе | |
ния |
в 1997-1998 голах |
0.8 |
Создание единой системы управления информационными ба- |
1997—2000 |
22 |
зами данных по отходам |
годы, в том числе | |
в 1997—1998 голах |
1,1 | |
Разработка системы мониторинга влияния отходов на окру- |
1997—2000 |
3.2 |
жакмцую среду |
ГОДЫ. В ТОМ числе | |
В 1997—1998 годах |
1.6 | |
Разработка учебно-методической документации (стандарты. |
1997—2000 |
0.4 |
программы, пособия и так далее) для подготовки и переподго- |
годы. | |
товки специалистов по обращению с отходами |
в том числе | |
в 1997—1998 годах |
0.2 | |
ИТОГО |
1997-2000 годы, в том числе |
22.3 |
в 1997—1998 годах |
II |