Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

162 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Реализация федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" завершена в 2005 г. согласно распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 1952-р

Оглавление

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

III. Система программных мероприятий

IV. Научное, нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы

V. Ресурсное обеспечение Программы

VI. Механизм реализации Программы

VII. Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы

VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических результатов от реализации Программы

 
Дата введения01.01.2002
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.12.2001УтвержденПравительство Российской Федерации860
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 24.12.2001, № 52 (Часть II), ст. 4973
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4973 О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.    Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)» (далее именуется — Программа).

2.    Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы исходя из возможностей федерального бюджета.

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы.

4.    Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N? 732 «О Программе оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993— 1998 годы» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 34, ст. 3257);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. № 720 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 27, ст. 3261);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 738 «О федеральной целевой программе «Переработка техногенных образований в Свердловской области» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N° 27, ст. 3273);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1996 г. № 1161 «О федеральной целевой программе «Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца» на 1997—2010 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, Ne 42, ст. 4801);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1353 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5464);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N° 843 «О федеральной целевой программе «Сохранение амурского тигра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3452);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N? 414 «О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 18, ст. 2051);

постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 1999 г. N? 35 «О федеральной целевой программе «Охрана лесов от пожаров на 1999—2005 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N9 4, ст. 554);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N2 97-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 4, ст. 603).

Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ

Москва 7 декабря 200 J г.

№ 860

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г.

№ 860

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)»

ПАСПОРТ

Наименование Программы

федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)*

Дата принятия решения о разработке Программы

Перечень подпрограмм

федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002— 2010 годы)»

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 242-р

«Минерально-сырьевые ресурсы*

«Леса*

«Водные ресурсы и водные объекты* «Водные биологические ресурсы и аквакультура*

«Регулирование качества окружающей природной среды*

«Отходы*

«Поддержка особо охраняемых природных территорий»

«Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений*

«Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории*

«Возрождение Волги*

«Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования»

«Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения*

Государственный заказчик —    —    Министерство природных ресурсов Россий-

координатор Программы    ской Федерации

Так, прирост запасов по нефти и газу составил соответственно 31,7 и 21,1 процента от программных заданий.

Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы страны. Основными из них являются:

острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный, с одной стороны, отсутствием крупных месторождений (марганец, барит, бентонит, каолин, фосфориты), с другой — неосвоенностью подготовленной сырьевой базы (титан, свинец, цирконий) или слабой геологической и поисковой изученностью территории страны при достаточно высоком прогнозном потенциале (уран, хром, вольфрам, сурьма, ртуть, кристаллический графит и др.);

истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу железных руд (Карело-Кольский регион, Урал, юг Западной Сибири), олова и вольфрама (Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область), свинца и цинка (Приморский край, Республика Северная Осетия — Алания), вольфрама и молибдена (Кабардино-Балкарская Республика), бокситов и медно-колчеданных руд (Северный и Южный Урал), кристаллического графита и хризотил-асбеста (Свердловская область);

нарушение баланса между приростом запасов и добычей полезных ископаемых: уровень прироста запасов практически по всем их видам начиная с 1994 года не восполняет даже существенно уменьшившиеся объемы добычи (соотношение прирост — добыча в 1999 году составило по нефти — 88,5 процента, по газу — 42,9 процента, по никелю — 32,5 процента, по олову — 30,9 процента, по меди — 23,9 процента, по свинцу — 20,3 процента, по цинку — 5,1 процента, по вольфраму — 2,2 процента);

низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения: до настоящего времени около 50 процентов городов и других населенных пунктов России, в том числе 76 городов с населением более 250 тыс. жителей, используют для водоснабжения поверхностные, не защищенные от загрязнения воды (гг. Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород, Омск и др.);

низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых, сдерживающие освоение ряда новых крупных месторождений с рядовыми и бедными рудами;

низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности страны минеральными ресурсами.

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

Цель подпрограммы — устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевой продукции, а также геополитических интересов Российской Федерации.

Основными задачами подпрограммы являются:

удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности) в минеральном сырье;

улучшение социально-экономической обстановки в регионах с преимущественно минерально-сырьевым профилем экономики;

обеспечение платежного баланса страны за счет развития и использования минерально-сырьевой базы, в состав которой входят углеводородное

сырье, благородные металлы, алмазы и другие виды полезных ископаемых, представляющие интерес для экспорта.

Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов предусмотрено осуществлять в объемах, обеспечивающих потребности развития добывающих отраслей в соответствии с прогнозами развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, определенными федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года (таблица 1) и Стратегией развития металлургической промышленности России до 2005 года (таблицы 2 и 3).

Прогноз добычи углеводородного сырья и энергоресурсов

Таблица 1

Единица

измерения

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2010 год

Добыча нефти с газо-

млн. т

345

350

355

360

360-370

вым конденсатом Добыча газа природно-

млрд.

583-600

590-605

618

620

635

го и попутного Добыча угля

куб. м млн. т

270

280

290

300

335

Прогноз спроса на основную продукцию черной металлургии

Таблица 2

(млн. тонн)

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2010 год

Чугун

40,5

41

42

43

48

Металлизированные брикеты

1,3

1,8

2,4

3

5,1

Металлизированные окатыши

1,73

1,73

1,73

1,73

2,2

Товарная руда

82

84

86,2

88,9

95

Таблица 3

Прогноз производства основных видов продукции цветной металлургии

(в процентах к 2000 году)

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2010 год

Алюминий первичный

101

101,2

101,7

101,5-102,8

105

Медь рафинированная

100

101,1

103,5

105-106,5

110,8

Никель

100

100

103

104-105

108

Свинец, включая вторичный

100

105

109,5

115-120

130

Цинк

101

106.4

111,3

115-117

124 ч

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2010 год

Олово, включая вторичное

100

115

132

140—145

150

Титан губчатый

101

103

114,5

123,6-130,7

143

Вольфрамовый концентрат

105,8

109,2

112,9

118,2-120

128

Молибденовый концентрат

104,6

106,3

108,7

110,3-117,6

125

Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:

изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей России в минеральном сырье;

изучение геологического строения и минеральных ресурсов Мирового океана и Антарктиды и формирование резервного фонда участков недр континентального шельфа Российской Федерации;

государственное регулирование использования государственного фонда недр и минерально-сырьевых ресурсов; охрана недр;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

техническое перевооружение материально-технической базы геолого-разведочных работ, лабораторно-аналитической базы, строительство и реконструкция производственных и социально-культурных объектов.

Реализация подпрограммы намечается в два этапа.

Задачи I этапа (2002 — 2004 годы) — обеспечение роста основных производственных показателей, подготовка различных моделей освоения минерально-сырьевой базы для поддержания минимально необходимого уровня добычи важнейших видов минерального сырья.

Задачи II этапа (2005 — 2010 годы) — обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим, среднесрочным и долгосрочным внутренним и экспортным потребностям страны, создание резерва стратегических видов полезных ископаемых путем качественного и количественного улучшения ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр, приближение к общемировому соотношению объемов добычи и подготовленных к освоению запасов полезных ископаемых.

Для решения указанных задач наряду с мероприятиями, предусмотренными в настоящей подпрограмме, необходимо обеспечить развитие международной кооперации в минерально-сырьевом секторе. В качестве возможных партнеров для заключения долгосрочных соглашений по поставке в Россию дефицитных видов минерального сырья могут рассматриваться Украина (марганец, титан, цирконий, уран, высококачественный каолин, бентонит), Казахстан (хром, уран, марганец, свинец), Узбекистан (уран), Армения (молибден), Гвинея, Греция, Венгрия (бокситы), другие страны.

Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 4).

Более 90 процентов предусмотренных на реализацию подпрограммы средств будет направлено на выполнение работ, связанных с изучением, локализацией и оценкой ресурсного потенциала недр России.

Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана и Антарктики будет направлено на уточнение поисковых признаков и критериев выявления месторождений с

подсчетом прогнозных ресурсов категорий Рг и Рз для твердых полезных ископаемых и категории Дг для углеводородного сырья.

В период до 2010 года предусматривается составление государственных геологических карт масштаба 1:1000000 в объеме до 70 номенклатурных листов, геологическое доизучение перспективных территорий в среднем масштабе, проведение геолого-геофизических работ в Мировом океане и Антарктике.

В комплекс работ по государственному геологическому изучению ресурсного потенциала недр входят работы по развитию государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, обеспечивающих недропользователей информацией о глубинном строении Земли. Объем работ составит 11—14 тыс. километров профилей на суше и 8—9 тыс. километров на море, объем бурения — 27—36 тыс. метров.

Планируется проведение государственной гравиметрической съемки масштаба 1:200000 в объеме 220—250 номенклатурных листов.

Составленные государственные карты, глубинные региональные профили и разрезы позволят выделить перспективные нефтегазоносные и минерагени-ческие области, зоны и плошади для проведения региональных поисковых работ, оценить обший минерально-ресурсный потенциал слабо изученных территорий.

Подпрограммой предусматривается продолжение морских геолого-разведочных работ с целью вовлечения в сферу хозяйственных интересов минерально-сырьевых и, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также международной зоны Мирового океана.

Работы в Мировом океане выполняются в соответствии с международными обязательствами, принятыми Россией на основе Конвенции ООН по морскому праву, направлены на обеспечение национальных интересов России при распределении между государствами наиболее перспективных участков морского дна и отвечают геополитическим интересам страны.

Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах включает в себя проведение среднемасштабных геолого-съемочных, прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ в районах с наиболее высоким прогнозно-минсрагеническим потенциалом. В результате предполагается обеспечить формирование федерального фонда резервных участков и месторождений и провести их геолого-экономическую оценку.

По углеводородному сырью к таким районам, в первую очередь, относятся: северная часть Западно-Сибирского региона, малоизученные районы с установленной нефтегазоносностью в Восточной Сибири, на полуострове Камчатка, в Магаданской области, в Еврейской автономной области, а также в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и в Архангельской области.

Поисковые работы с целью выявления прогнозных ресурсов высококачественных урановых руд на первом этапе будут сосредоточены в Онежско-Ладожском, Восточно-Сибирском и Витимском ураново-рудных районах, а в 2005—2010 годах — распространены на перспективные районы Северо-Западного региона, Приполярного Урала, Забайкалья и Дальнего Востока.

Будут увеличены объемы прогнозно-поисковых, поисковых и поисковооценочных работ для выявления высоколиквидных полезных ископаемых (благородные металлы, алмазы, медь, никель), дефицитных для России руд марганца, хрома, титана, а также сырья для обеспечения высоких технологий.

Перевод ресурсного минерально-сырьевого потенциала в запасы добываемого сырья будет выполняться предприятиями-недрополъзователями за счет собственных средств с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.

Основной объем работ будет направлен на прирост запасов нефти и газа. Эти работы включают в себя глубокое поисково-разведочное бурение, профильную и объемную сейсморазведку и др. Работы в отношении твердых полезных ископаемых и подземных вод включают в себя геофизические исследования, колонковое и ударно-механическое бурение, горно-проходческие работы.

В результате этих работ будет осуществлен перевод прогнозных ресурсов в оцененные и разведанные запасы промышленных категорий.

В подпрограмме предусмотрено также проведение государственных гидрогеологических, инженерно-геологических и геолого-экологических съемок территорий, где осуществляется интенсивная горнопромышленная деятельность для обеспечения охраны недр и безопасного использования геологической среды. Объем гидрогеологических и инженерно-геологических съемок масштаба 1:200000 в 2002 году составит 40—50 тыс. кв. километров в год, геоэкологических исследований и картографирования в масштабе 1:200000 — 40—55 тыс. кв. километров в год, в масштабе 1:1000000 — 200 тыс. кв. кило- , метров в год.

В результате указанных работ будут составлены государственные инженерно-геологические и геолого-экологические карты для суши и шельфовых зон Российской Федерации, получена информация, необходимая для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений в горнопромышленных районах и в районах нефтегазодобычи.

Предусматривается техническое перевооружение материально-технической базы геолого-разведочных работ и модернизация технических и технологических средств с заменой физически изношенного и морально устаревшего оборудования, удельный вес которого в геолого-разведочных организациях достигает 75—90 процентов, на более производительное.

Будет осуществлена модернизация лабораторно-аналитической базы.

В 2002—2010 годах намечено приобретение 12—15 комплектов плазменных спектрометров, 20 атомно-адсорбционных спектрометров, 5 электронно-зон-довых микроскопов, 5 рентгеновских дефрактометров и другой аппаратуры для определения химического и вещественного состава руд и минералов.

Для обеспечения широкомасштабных геолого-разведочных работ для поиска и разведки месторождений нефти и газа на шельфе арктических и дальневосточных морей России и твердых полезных ископаемых в международной зоне Мирового океана предусматриваются модернизация специализированного флота и развитие береговой инфраструктуры. В 2002 — 2010 годах будет осуществлено проектирование и строительство 7 новых судов, в том числе усиленного ледового класса.

Реконструкция производственных и социально-культурных объектов направлена на поддержание на должном уровне зданий и сооружений, имеющихся на балансе геолого-разведочных организаций, создание нормальных условий труда и проживания персонала в местах их базирования.

Научное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы включает в себя: формирование моделей глубинного строения геоблоков земной коры на принципах глобальной металлогении, создание кинематических моделей изменений геологической среды, разработку принципиально новых методов регионального и локального прогноза размещения оруденения.

Значительная часть финансовых средств направляется на научное обоснование и проектирование технических средств и технологий выявления ресурсов минерального сырья, создание современных аппаратурных комплексов для геологических, геофизических, геохимических исследований, а также высокопроизводительного бурового оборудования.

Подпрограмма также предусматривает развитие государственного мониторинга геологической среды для обеспечения органов исполнительной влас-

ти информацией о тенденциях ее изменения под воздействием природных и антропогенных факторов и повышения эффективности государственного управления в области изучения и использования подземных водных ресурсов, гидрогеологического, инженерно-геологического и геоэкологического обеспечения недропользования. Будет продолжено ведение федерального и территориальных фондов геологической информации, развитие государственного банка цифровой геологической информации.

Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 5.

Эффективность подпрограммы

Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов за счет:

прироста ресурсного потенциала углеводородного сырья в объеме 18—20 млрд, тонн условного топлива, а также дефицитных стратегических видов твердых полезных ископаемых стоимостью нс менее 4 трлн, рублей;

прироста балансовых запасов нефти и газа в объеме около 4 млрд, тонн условного топлива общей ценностью около 18 трлн, рублей, угля и урана ценностью 4,4 трлн, рублей и стратегических видов твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн, рублей.

Поступления от уплаты налогов и платежей в бюджетную систему страны за пользование природными ресурсами недр за период реализации подпрограммы составят около 1,77 трлн, рублей.

Внедрение в сферу геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов передовых технико-технологических разработок позволит получить экономический эффект в размере 67—68 млрд, рублей.

Экологический эффект от реализации мероприятий подпрограммы по внедрению рациональных и природосберегающих технологий недропользования за счет снижения возможного ущерба оценивается в размере 86—87 млрд, рублей.

Социально-экономическая эффективность подпрограммы будет заключаться в следующем:

создание поисково-разведочного задела для проведения разведочных и добычных работ позволит сохранить и создать около 8—10 тыс. рабочих мест;

интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 250—300 тыс. рабочих мест.

Таблица 4


Мероприятия подлротраммы «Минерально-сырьевые ресурсы


(млн рублей, о пенах 2002 года)

В том числе

Lie Га V. It bik U -В- - -Ц | 11 - I ■nrtl~

MUIMIIBMl 4'VM 9 И*. ИрОЫЧИЯ

conue

средства

т 2002-

го 10 ГОЛЫ -•сего

2002 гад

2003 гах

2004 год

2005-

2010

годы

феде

рмышй

бюджет

бюджеты субъект о* Российской Федерации и местные бюджету

Ы1е6»’Л-

жетиыс

источ

ники

Ожидаемые ретуяьтаты


Работы долговременного характера


I. Государственное теологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, лна Мирового океана и Антарктики:

геолого-геофизические и геологи-съемочные работы на территории Российской Федерации

тсолого-тсофишчсские и теолою-съемочныс роботы в Мировом океане и Антарктике


2158    90    164


3368    190    252


214    1690    2158


328.9    2597,1    3368


соиаиис государственных геологических карт, построение глубинных региональных геофизических профилей и разрезов с выделением перспективных нефтегазоносных и мичерл-гснических областей, зон, районов и площадей для проведения региональных поисковых работ и оценки общего ресурсного потенциала слабо изученных территорий. Получение геолого гсофитической информа НИИ для потребностей Минобороны России, МЧС России и других


М 52    -11719-    Ст.    4973


ведомств. Выполнение Россией взятых обязательств перед Международным органом ООН по Морскому дну. Оценка локализованного потенциала минерально-сырьевых ресурсов в Мировом океане суммарной стоимостью около 110 млрд долларов Закрепление позиций России в Антарктике Районирование территории Российской Федерации по степени пеодинамичсскоЯ активности для оценки перспектив их хозяйственного освоения

Ст. 4973    -    11720    -    №52

Финан

сам*

средства

па 2002 -2010 годы — всего

В том числе

Источники финансирования

2002 гад

200) гоя

2004 гол

2005-

гОЮ

гоям

феде

ральный

бюджет

Виджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты

висбюд

жетмые

источ

ники

создание государственной сеги опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин

2856

130

216,2

282,1

2227,7

2856

'

роботы специального геологического назначении

1265

60

95.6

124,7

984.7

1265

геолого-геофизические ра-

435

30

32.1

41,9

331

435

_

Ожидаемые результата

боты по прогнозу землетрясений

2 Локализации и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью восполнении запасов минерального сырья:

локализации потенциала минерально-сырьевых ресурсов суммарной стоимостью 44,5 трлн, рублей, в том числе, топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уран,

г соло- о гсофизичсс кис. гсолого-съемочныс работы по докали juuhh рес>рсмого потенциала на территории Российской Федерации

14037.9

793,4

1050.3

1370,6

формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых. в том числе на кон г и ментальном шельфе

32819,3

2220

2462

2653.5

поис ково -оисноч и ые работы на углеводородное сырье

19720.9

1140

1473.5

1922,8

поисково-оценочные работы на твердые горючие полетные ископаемые

667.5

40

49.8

М.9

пожжоэо-оцемочмые работы на урановое сырье

5216.1

220

396,2

517

поисково-оценочные работы на черные, цветные и редкие металлы

2187.9

150

161.6

210.9

поисково-оценочные работы на благородные металлы и алмазы

4406.5

190

334,4

436,3

поисково-оценочные работы на неметаллические полезные ископаемые

1007.9

50

76

99.1

воспроизводство и охрана подземных пресных и термальных вод

1133,9

80

83.6

109.1

уголь) суммарной стоимостью не менее 40 Трлн, рублей; пысоко-ликвидных ресурсов (золото, платима, алма эм) суммарной стоимостью не менее 2,5 трлн рублей; ресурсов на замещение импорта (хром, титан, марганец) суммарной стоимостью не менее I трлн, рублей; ресурсов для обеспечения высоких технологий (тантал, и но бий и редкие земли и др.) суммарной стоимостью нс менее 0,5 трлн, рублей; ресурсов подземных под суммарной стоимостью не мемсс 0.5 трлн, рублей Формирование федерального <х>ндл резервных участков и месторождений Геолого-экономическая оценка промышленной значимости и инвестиционной привлекательности    рудо-

N» 52    -    11721    -    Ст.    4973

10823,6

14037,9

23483,8

31119,3

700

1000

15184,6

19720,9

512,8

667,5

-

4082,9

5216,1

-

1665,4

2187,9

3445.8

4406,5

782,8

1007,9

861,2

1133,9

_

проямеиий и месторождении. в том числе на континентальном шельфе и в Мировом океане

прироста разведанных запасом топливно-энергетического сырья (нефть, т, уголь, урон), высоколиквидных полезных ископаемых (золото, платиноиды, алмазы), сырья на замещение импорта (марганец, хром, титан), сырья для обеспечения высоких технологий (редкоземельные металлы и др.). подземных под

В той числе

Источники фашансировамкя

с опыт средств»

на 2002-2010 голы —

всего

2002 год

2003 гоа

2004 гол

2005-

2010

голы

феде-

рьииый

бюджет

бюджеты субъектом Российской Федерации и местные бюджеты

внебюд

жетные

источ

ники

Ожидаемые результат

3 Геолого-разведочные ра-

172387,4

12196,1

12703.8

16576,9

130910,6

136247,4

36140

перевод ресурсного по-

боты с целью обеспечении    тсициала    в    запасы    до-


4. Государственная гилро- 3800    100    293.4    382,9

геологическая, инженер-но геологическая и геоэкологическая съемка и

Ст. 4973    -    11722    -    №52

бмпаемого сырья: топливно-энергетического (нефть, газ, уран, уголь) суммарной стоимостью

22,4 трлн, рублей, высоколиквидного (золото, платина, алмазы) суммарной стоимостью нс менее 2 трлн рублей; сыры* для замещения импорта (хром, гитан, марганец) суммарной стоимостью не менее 1 трлн рублей; сырья для обеспечения высоких технологий (тантал, ниобий, редкоземельные металлы и др.) суммарной стоимостью не менее I трлн, рублей; подземных вод суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн, рублей

3023,7    3800    —    —    создание    государствен

ных инженерно-геологических и геолого-экологических карт масштабов


—    Министерство природных ресурсов Российской Федерации — подпрограммы: «Минерально-сырьевые ресурсы», «Водные ресурсы и водные объекты», «Регулирование качества окружающей природной среды», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги»; Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации — подпрограмма «Леса»;

Государственные заказчики подпрограмм

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации — подпрограмма «Водные биологические ресурсы и аквакультура»;

Разработчики Программы

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — подпрограмма «Г идрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования»; Федеральная служба геодезии и картографии России — подпрограмма «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения»

—    от Министерства природных ресурсов Российской Федерации —

федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования» (координатор);

Российский государственный проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов;

от Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства»;

от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации —

федеральное государственное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт информации и техн и ко-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»;

от Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды —

Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации — Мировой центр данных; от Федеральной службы геодезии и картографии России —

картирование ДЛЯ регулирования охраны недр и обеспечении безопасного использования геологической среды

1:1000000 и 1:200000 для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений и снижения негативных воздействий на геологическую среду

5. Техническое перевооружение геолого-разведочных работ, производство и приобретение специальной техники. транспортных средств, приборов и оборудования. полевого и экспедиционного снаряжения и другого имущества

4830.9

100

375,2

489,6

3866,1

4830,9

внедрение высокопроизводительного горло-проходческого. бурового и обогатительного оборудования, повышение производительности и эффективности геолого-раэведо<1иих работ

6. Реконструкция производственных (в том числе кернохранилиш) и социально-культурных объектов

200.1

20

20.3

20.5

139,3

200.1

сохранение эталонных коллекций керна по основным минерально-сырьевым регионам, улучшение условий труда работников отрасли

Итого по разделу

272498,3

17799.5

20240

25845.7

208613.1

98410.9

136947.4

37140

Работы но иаучмо-четодичееком).

технологическом)' и нормативно-правовому обеспечению

7. Научное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы: по работам обшетеологи-ческого назначения

2197.9

102

102

179.5

1814,4

2197,9

повышение результативности и снижение затрат при поисках и оценке объектов минерального сырья

№ 52    -    11723    -    Ст.    4973

Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии имени Ф.Н. Красовского

Цель и задачи Программы

—    цель Программы — сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основные задачи:

обеспечение потребностей экономики страны в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;

осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; стабилизация экологической обстановки в стране и ее улучшение в регионах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды;

предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия; формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;

научное и техн и ко-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей природной среды;

Сроки реализации Программы

формирование нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды

—    2002—2010 годы

I    этап — 2002—2004 годы

Исполнители мероприятий Программы

II    этап — 2005—2010 годы

Объемы и источники финансирования Программы

—    научные и производственные организации, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд*

—    общий объем финансирования на 2002— 2010 годы — 723789,2 млн. рублей, в том числе на I этапе — 165847 млн. рублей. Источники финансирования:

средства федерального бюджета, предусматриваемые целевым назначением на реализацию мероприятий Программы, —

10926,4 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения — 9665,8 млн. рублей, затраты на научно-исследовательские и опытно-кон-

структорские работы (далее именуются — НИОКР) — 1260,6 млн. рублей; средства федерального бюджета, предусматриваемые ежегодно государственным заказчикам Программы на текущие расходы по основной деятельности, — 164441,8 млн. рублей, в том числе на текущие расходы по основной деятельности — 152287 млн. рублей, затраты на НИОКР — 12154,8 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, необходимые для реализации Программы, —

221669,4 млн. рублей;

средства внебюджетных источников, необходимые для реализации Программы, — 326751,6 млн. рублей.

Затраты по подпрограммам: подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы* — 300607,3 млн. рублей, в том числе 122583,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно Министерству природных ресурсов Российской Федерации на текущие расходы по основной деятельности; подпрограмма «Леса* — 49418,1 млн. рублей, в том числе 1449,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 1323,9 млн. рублей, затраты на НИОКР — 125,2 млн. рублей; подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты* — 25008,8 млн. рублей, в том числе 1694,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 1621,9 млн. рублей, затраты на НИОКР — 72,3 млн. рублей; подпрограмма «Водные биологические ресурсы и аквакультура» — 93202,9 млн. рублей, в том числе 2871,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 2871,7 млн. рублей; подпрограмма «Регулирование качества окружающей природной среды* — 144054 млн. рублей, в том числе 901,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 866,8 млн. рублей, затраты на НИОКР — 34,7 млн. рублей; подпрограмма «Отходы» — 44003,4 млн. рублей, в том числе 519,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 391,4 млн. рублей, затраты на НИОКР — 127,8 млн. рублей; подпрограмма «Поддержка особо охраняемых природных территорий* — 3902,9 млн. руб-

лей, в том числе 197,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 147,6 млн. рублей, затраты на НИОКР — 49,9 млн. рублей; подпрограмма «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» — 1201,5 млн. рублей, в том числе 44,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них затраты на НИОКР — 44,5 млн. рублей; подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории* —

12403,7 млн. рублей, в том числе 427,6 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 394,1 млн. рублей, затраты на НИОКР — 33,5 млн. рублей; подпрограмма «Возрождение Волги» — 44825,3 млн. рублей, в том числе 1818,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 1564,4 млн. рублей, затраты на НИОКР — 254,5 млн. рублей;

в области обеспечения экономики страны основными видами природных ресурсов:

1) по минерально-сырьевым ресурсам прирост ресурсного потенциала углеводородного сырья (18—20 млрд, тонн условного топлива), а также стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн, рублей;

прирост запасов нефти и газа (около 4 млрд, тонн условного топлива), угля и урана общей ценностью 22,4 трлн, рублей и других стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн, рублей; достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых;

подпрограмма «Г идрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования» — 3459,9 млн. рублей, в том числе 751 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 260,5 млн. рублей, затраты на НИОКР — 490,5 млн. рублей; подпрограмма «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения» —

1701,4 млн. рублей, в том числе 251,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 223,5 млн. рублей, затраты на НИОКР — 27,7 млн. рублей;

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

увеличение балансовых запасов различных видов минерального сырья на 5 млрд, тонн за счет использования техногенных образований;

2)    по лесным ресурсам

лесовосстановление на площади 6,9 млн. гектаров, лесоразведение — 160 тыс. гектаров; ввод молодых лесных посадок в категорию хозяйственно ценных лесных насаждений на площади 9,5 млн. гектаров; подготовка лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год; улучшение санитарного состояния лесов на площади около 10,4 млн. гектаров; уменьшение опасности лесных пожаров;

3)    по водным ресурсам

повышение водообеспеченности населения и отраслей экономики за счет строительства и реконструкции 50 комплексных гидроузлов с водохранилищами;

предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов водных объектов в бассейнах рек Волги, Дона, Амура со снижением наносимого ущерба на 10 млрд, рублей в год;

предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках и наводнениях в бассейнах рек Дона, Оки, Кубани, Тобола, Амура, Лены; повышение уровня безопасности эксплуатации гидроузлов и гидротехнических сооружений;

4)    по водным биологическим ресурсам увеличение добычи водных биологических ресурсов до 5,5 млн. тонн (на 38 процентов по сравнению с 2000 годом), в том числе во внутренних водоемах — до 0,65 млн. тонн

- (в 2,2 раза), и переход отрасли к стабильному развитию;

в области охраны окружающей природной среды:

снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и объемов складируемых отходов (предотвращенный экологический ущерб в размере 170 млрд, рублей в год);

оздоровление экологической обстановки в регионах и городах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды, в том числе в Тульской, Самарской, Оренбургской областях, гг. Братске, Норильске, Череповце, в Уральском регионе, бассейнах озера Байкал и реки Волги и др.; развитие государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды; создание системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, ввод в эксплуатацию опытнопромышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида отходов мощностью около 70 млн. тонн в год;

развитие системы заповедников и национальных парков с увеличением их площади на

11,7 млн. гектаров;

сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;

восстановление качественных характеристик экологической системы озера Байкал; в области развития гидрометеорологического и картографического обеспечения экономики и населения:

снижение ущерба от воздействия неблагоприятных природных явлений и загрязнения окружающей природной среды на 20—30 процентов;

контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации

повышение технологической эффективности решения задач геодезии и картографии, обеспечение потребностей экономики и населения страны картографической продукцией

Контроль за реализацией Программы

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Российская Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

За последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.

Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.

Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34 межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников.

Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается на уровне 9—10 млн. тонн в год. Объем добычи рыбы и других водных биологических объектов с 1991 года по 2000 год сократился с 8,3 до 4,2 млн.

тонн, то есть почти вдвое. Наиболее значительно сократился вылов в экономических зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана. Производство продукции из пресноводной аквакультуры сократилось в 3,5 раза. При наличии неиспользуемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта.

Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.

Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);

загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.);

постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги.

В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.

Кроме того, причинами неудовлетворительного выполнения указанных программ являлись:

недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации средств на главных направлениях;

несогласованность, недостаточная координация и взаимоувязка при разработке и реализации программ различного уровня;

нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов; отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)» (далее именуется — Программа).

II. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель и основные задачи Программы изложены в паспорте Программы.

Программа рассчитана на период с 2002 по 2010 год. На I этапе (2002— 2004 годы) осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды с целью стабилизации уровня ее загрязнения в экологически неблагополучных городах и регионах, охране и воспроизводству минеральных, лесных, водных, водных биологических и других природных ресурсов для обеспечения текущих потребностей экономики и населения страны.

На II этапе (2005—2010 годы) будут осуществлены мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей природной среды с целью коренного улучшения се состояния и работы по обеспечению устойчивого воспроизводства природных и сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих среднесрочные и долгосрочные внутренние и экспортные потребности.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.

Программа включает в себя 12 подпрограмм.

Мероприятия в рамках подпрограмм изложены в следующем порядке:

мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального значения;

мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое и нормативно-правовое обеспечение решения природно-ресурсных и экологических проблем;

текущие работы, связанные с решением программных задач в рамках деятельности министерств и ведомств.

Подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы»

Подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы» разработана для обеспечения регулирования всех видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России и охране недр, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития страны.

Минерально-сырьевая база России в последние годы оказалась в сложном положении. Реализация федеральной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994—2000 годы» осуществлялась в условиях спада производства, ограниченности финансирования геолого-разведочных работ, низкой инвестиционной активности. Финансирование геолого-разведочных работ, предусмотренных указанной программой, осуществлялось на недостаточном уровне. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета в 1996—1998 годах фактически составлял 21—66 процентов потребности. Впервые за годы экономических преобразований относительно стабильное финансирование геолого-разведочных работ было осуществлено лишь в 1999 году и продолжилось в 2000 году, что позволило нарастить объемы этих работ.

Недостаток финансирования обусловил невыполнение федеральной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994—2000 годы» по объемам производства основных видов геологоразведочных работ и, как следствие, невыполнение заданий по приросту запасов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых.