Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные требования по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Все работы по обслуживанию электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава на железных дорогах МПС должны производиться при обязательном выполнении настоящих Правил. В Правилах по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава приведены основные требовании по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации электровозов, тепловозов в моторвагонного подвижного состава. В Инструкции приведены требования по безопасному выполнению работ локомотивными бригадам и проводниками при обслуживании локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

 Скачать PDF

Оглавление

Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов н моторвагонного подвижного состава

1. Общие требования

2. Требования к защитным мерам и средствам на локомотивах и моторвагонном подвижном составе

3. Требования к защитным средствам в депо, на экипировочных и смотровых канавах

4. Требования к организации обслуживания локомотивов и моторвагонного подвижного состава

5. Санитарно-гигиенические требования

Приложение 1. Перечень основных профессий работников локомотивного хозяйства, подлежащих периодической проверке знаний по технике электробезопасности в соответствии с указанной квалификационной группой

Приложение 2. Перечень должностных лиц локомотивного хозяйства, которым выдаются «Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава»

Приложение 3. Нормы и сроки испытания защитных средств

Инструкция по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава

1. Общие требования

2. Требования к содержанию защитных средств, пожарных и сигнальных принадлежностей и инструмента

3. Меры безопасности при приемке и сдаче электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава

4. Требования к безопасному обслуживанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в пути следования, на станциях и тракционных путях

5. Меры безопасности при маневровой работе

6. Меры безопасности при постановке и выезде электроподвижного состава из дело и пункта оборота .

7. Меры безопасности при работе на электроподвижном составе

8. Дополнительные требования при работе на электроподвижном составе переменного тока

9. Требования техники безопасности при эксплуатации тепловозов и дизель-поездов

10, Правила личной гигиены

Приложение 1. Меры пожарной безопасности и средства пожаротушения локомотивах и моторвагонном подвижном составе

Приложение 2. Первая помощь пострадавшим от электрического тока и при друоих несчастных случаях

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

13.11.1974УтвержденПрезидиум ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта62
13.11.1984УтвержденМинистерство путей сообщения СССР
ИзданТранспорт1978 г.
РазработанЦТ МПС
РазработанВНИИЖГ
РазработанЦНИИ МПС
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА

ЦТ

3199

ПРАВИЛА И ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА


Утверждены:


Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного


транспорта


Утверждаю: зам. министра путей сообщения


13 ноября 1974 г. Протокол № 62


А. ГОЛОВАТЫП 13 ноября 1974 г.


ЦТ

3199


ПРАВИЛА И ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1078


ального источника напряжением до 400 В сигнализация внутри депо осуществляется аналогично указанной в .пункте 3.3.

3.9. Подачу и снятие напряжения с контактной сети, а также подачу питания на электроподвижной состав напряжением до 400 В должен производить дежурный но депо, его помощник или выделенный для этой цели работник.

Требование о подаче напряжения в контактную сеть оформляется записью в специальном журнале, в котором указываются дата и время подачи напряжения и номер канавы. Такую запись могут сделать машинист локомотива, мастер или бригадир.

Выделенные для подачи напряжения работники должны быть проверены в знании инструкции по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, а также местной инструкции.

ЗЛО. В каждом депо, пункте технического осмотра и пункте экипировки должна быть местная инструкция о подаче и снятии напряжения при въезде элоктропод-вижного состава в здание депо или смотровые стойла и выезде из них. Местной инструкцией должен быть установлен порядок подачи и снятия напряжения для выезда и въезда электроподвижного состава в депо, пункты технического осмотра и экипировки как при нор!маль-ном напряжении в контактной сети, так и напряжении до 400 В. В этой инструкции также .необходимо указать номера разъединителей или контакторов для снятия и подачи напряжения, а также схему звуковой сигнализации для каждой ремонтной и смотровой канавы.

3.11.    Снятие напряжения с контактной сети на станции или перегоне должно производиться энергодиспет-чером, а заземление контактной сети — работником контактной сети по приказу энергодиспетчера.

3.12.    Территория депо должна постоянно содержаться в чистоте и порядке. Для безопасного прохода локомотивных бригад и проводников к месту явки на работу и пунктам смены бригад должны быть установлены маршруты служебного прохода по территории станции, на которых находятся специальные указатели. Схема маршрутов должна быть вывешена на видных местах в депо.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

4.1.    Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны устанавливаться начальником дороги в зависимости от тип«а локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также местных условий на основе утвержденных МПС систем обслуживания.

4.2.    Для обслуживания локомотивов и моторвагонного подзижного состава, обращающихся со скоростью более 120 км/ч, должны назначаться машинисты, имеющие первый и второй классы, и помощники м-ашиниста, имеющие право управления локомотивом, после прохождения дополнительного медицинского освидетельствования о пригодности к этой работе. Перед каждой поездкой эти.бригады должны проходить предрейсовый медицинский осмотр.

4.3.    Назначение локомотивных бригад для обслуживания поездов, обращающихся со скоростью более 120 км/ч, должно быть согласовано с начальником отделения дороги. Изменения в составе этих бригад допускаются в исключительных случаях по личному разрешению начальника локомотивного депо.

4.4.    Обслуживание поездных электровозов, тепловозов и моторвагонного .подвижного состава одним машинистом может производиться по специальному указанию МПС и согласованию с отделом охраны труда ЦК профсоюза, при этом локомотивы и моторвагонные поезда должны иметь устройства автоматической остановки на случай внезапной потери машинистом способности вести поезд.

Обслуживание маневровых, вывозных локомотивов одним машинистом может .производиться по указанию начальника дороги и согласованию с главным техническим инспектором профсоюза.

Порядок обслуживания локомотивов одним машинистом, обеспечивающий безопасность движения и труда,, должен устанавливаться начальником дороги в зависимости от местных условий по согласованию с Главным техническим инспектором профсоюза дороги.

4.5.    Все работы по экипировке локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны быть организо-

2* 11

ваны в соответствии с Правилами техники безопасности и производственной санитарии для экипировочных устройств локомотивных депо и складов топлива железных дорог СССР.

Порядок содержания тепловозов, находящихся в отстое под контактным проводом, должен устанавливаться начальником отделения дороги по согласованию с техническим инспектором профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.

5. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Локомотивные бригады должны быть обеспечены бытовыми помещениями, оборудованными при депо в соответствии с Указаниями к проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта.

5.2.    Пребывание локомотивных бригад в домах отдыха пунктов оборота должно обеспечиваться в соответствии с действующими Правилами устройства и содержания домов отдыха для локомотивных и поездных бригад.

5.3.    В тех местах, где обычно собираются локомотивные бригады перед работой, а также в местах отдыха должны быть установлены краны-фонтанчики или бачки с водой с плотно закрывающимися крышками. Температура воды в них должна быть от 8 до 20° С. Бачки необходимо ежедневно очищать и промывать горячей водой. Если водопроводная вода удовлетворяет требованиям ГОСТа, с разрешения местной санитарной организации допускается употребление некипяченой воды.

5.4.    Локомотивные бригады должны быть обеспечены специальной одеждой и обувью, а также форменной одеждой в соответствии с установленными нормами.

5.5.    На локомотиве должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и наставлением по оказанию первой помощи.

5.6.    На локомотивах, оборудованных санитарным узлом, должна обеспечиваться чистота и своевременное заполнение бачков водой.

5.7.    Боковые окна и входные двери в кабину машиниста электровоза, тепловоза и моторвагонного подвижного состава должны быть в исправном состоянии,

плотно закрываться и иметь хорошее уплотнение для предупреждения проникновения холодного воздуха, шума и газов (на тепловозах).

5.8.    Подушки сидений кресел и подлокотники боковых окон, стеклоочистители, кабина машиниста должны быть в исправном состоянии.

5.9.    Установка кондиционирования воздуха, отопительно-вентиляционные устройства и холодильники для хранения продуктов питания при наличии их на локомотивах должны содержаться в исправном состоянии.

На тепловозах, оборудованных отопительно-вентиляционными установками, в летнее время должна быть обеспечена подача в кабину машиниста наружного воздуха при отключенном нагревателе калорифера.

5.10.    Металлические бачки для воды на локомотивах, оборудованных струйной обмывкой лобовых окон, должны систематически промываться.

Начальник Главного управления локомотивного хозяйства МПС

О. ТУПИЦЫН

Согласовано: Главный санитарный врач железнодорожного транспорта

Д. СИЛИН

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

Квалификационная группа

ГРУППОЙ

Наименование профессий

Начальники локомотивных депо и их заместители,! главные инженеры дежурные локомотивных депо и их помощники, инженерно-технические работники — лица, ответственные за состояние электрохозяйства предприятия в целом, пр-иемщики электровозов, мастера, инженеры и слесари-электрики по испытанию электрооборудования и электроаппаратуры электровозов и моторвагонного подвижного состава, инженеры-технологи, ст. мастера, мастера технического и профилактического осмотров, периодического и подъ-емочного ремонтов электровозов и электропоездов, заведующие лабораториями (по электрическим испытаниям на испытательных станциях), машинисты электровозов и электропоездов и их помощники, машинисты-инструкторы локомотивных бригад.

Примечание. Заведующим химическими лабораториями присваивать II квалификационную группу. Машинистам-инструкторам локомотивных бригад, работающим на тепловозах и дизель-поездах, присваивать IV квалификационную группу.

Утверждаю: зам. министра путей сообщения А. Головатый

23 марта 1973 г.

К* Т-8206


Согласовано]

зам. заведующего отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта

Б. Котов

22 марта 1973 г.


V

Начальники оборотных локомотивных депо, начальники производственно-технических отделов.

Приемщики тепловозов и- дизель-поездов, инженеры по охране труда, главные механики, ст. мастера, мастера технического и профилактического осмотра, периодического и подъемочного ремонтов тепловозов и дизель-поездов, мастера по реостатным испытаниям, машинисты тепловозов и дизель-поездов и их

14

Наименование профессий

Квалификационная группа

помощники, бригадиры слесарей пунктов технического осмотра, комплексных и специализированных бригад, занятых на профилактическом осмотре, периодическом и подъемочном ремонтах электровозов и моторвагонного подвижного состава, а также бригадиры заготовительных отделений депо.

IV

Электромонтеры по ремонту электрооборудования.

I—IV

Заведующие экипировкой и теплой промывкой, рабочие на реостатных испытаниях, аккумуляторщики, слесари-электрики по ремонту электрооборудования электровозов, тепловозов, электро-и дизель-поездов и электрооборудования депо.

III

Дефектоскописты, машинисты (кочегары) котельной, машинисты паровозов и их помощники, бригадиры неспециализированных (подсобных) цехов, водители электро- и автотележек, машинисты кранов (крановщики), машинисты кранов на ж.-д. ходу и их помощники, машинисты установок для обмывки локомотивов, нефтекачек, насосных, моечных, компрессорных и пескоподающих установок, поворотных кругов, теплой промывки шлакоуборочных установок, электросварщики, практиканты институтов и техникумов, технических и ремесленных училищ.

II

Кочегары паровозов (поездные), проводники моторвагонного подвижного состава, экипировщики, кочегары паровозов в депо, маляры, мойщики-уборщики подвижного состава, рабочие, работающие электроинструментом.

I

Зам. начальника Главного управления локомотивного хозяйства МПС

П. Невежин

ПЕРЕЧЕНЬ

должностных ЛИЦ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА, КОТОРЫМ ВЫДАЮТСЯ «ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

1.    Начальник службы локомотивного хозяйства, его заместители и главный инженер, начальник технического отдела, инженерно-технические работники службы локомотивного хозяйства, связанные с эксплуатацией локомотивов.

2.    Начальник отдели локомотивного хозяйства отделения дороги, его заместители, инженер, ведающий охраной труда, ИТР, связанные с эксплуатацией локомотивов.

3.    Начальник, его заместители, главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер по технике безопасности, машинист-инструктор, дежурный основного локомотивного депо, мастера и начальники цехов.

4.    Начальник оборотного локомотивного депо, его заместитель, машинист-инструктор, дежурный по депо.

Главный инженер Главного управления локомотивного хозяйства МПС

Б. НИКИФОРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 НОРМЫ И СРОКИ ИСПЫТАНИЯ ЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ 1

22. Защитные средства, находящиеся в эксплуатации и в запасе, должны храниться и перевозиться в условиях, обеспечивающих их исправность и пригодность к употреблению без предварительного восстановительного ремонта, поэтому защитные средства должны быть защи-

щены от увлажнения загрязнения и механических повреждений.

36. Все защитные средства при приемке в эксплуатацию должны быть испытаны независимо от заводского испытания, а также должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам в сроки и по нормам, указанным в таблице.

я

о

<У “

Электрические испытания в эксплуатация

Сроки

Наименование •ащитных средств

Its

X Л 5

Испыта

тельное

напряже

ние.

кВ

Продолжи

тельность,

мин

Ток, проходящий через изделия. мА

периодических испытаний

периодических осмотров

Изолирующие штанги (кроме измерительных)

Ниже

110

Трехкратное линейное напряжение, но ир менее 40

5

1    раз В

2    года

1 раз В год

Инструмент с изолирующими рукоятками

До 1

2

i

1 раз в

год

Перед

употреб

лением

Перчаггюи резиновые диэлектрические

До 1

2,5

1

2,5

1 раз в 6 мес.

То же

То же

Свыше 1

6

1

6

То же

>

Коврики резиновые диэлектрические

До 1

3,5

Протягивание со скоростью 2— 3 см/с между цилиндрическими электродами

3,0

1    раз в

2    года

1 раз в год

То же

Свыше 1

15,0

То же

15,0

То же

То же

37. Внеочередные испытания защитных средств должны производиться при наличии признаков неисправности, после работы их и при замене каких-либо частей.

38: Результаты испытаний заносятся в журнал, который должен быть заведен в лаборатории, производящей эти испытания. Форма журнала не регламентируется.

3—737    17

39. На защитные средства, прошедшие испытания, кроме инструмента с изолированными рукоятками, должен ставиться штамп, имеющий следующую форму:

№_

Годно до._кВ, до_107    г.

(название .лаборатории)

Штамп должен быть хорошо виден. Он должен быть выбит, нанесен прочной несмываемой краской или наклеен.

143. Все испытания, как правило, должны производиться переменным током частотой 50 Гн при температуре 15—20° С.

Испытания защитных средств из резины можно производить постоянным (выпрямленным) током.

Испытательное напряжение должаю повышаться постепенно до полного значения со скоростью, поз вол я-' ющей следить за показаниями приборов. Начальное напряжение не должно быть выше 50% полного испытательного напряжения. Полное испытательное напряжение должно держаться не дольше, чем это указано в требованиях к отдельным защитным средствам, время отсчитывается с момента установления полного испытательного напряжения.

При испытании напряжением выпрямленного тока значение испытательного напряжения должно быть ранным 2,5нкратному значению испытательного напряжения, принимаемого при испытании напряжением переменного тока. Продолжительность испытания та же, что и при переменном токе.

135. Противогазы должны подвергаться 1 раз в 3 мес. осмотру, при котором устанавливаются отсутствие внешних повреждений, исправность клапанов и пр. Кроме того, противогазы должны подвергаться периодическим испытаниям и перезарядкам в сроки и способами, определяемыми специальными инструкциями в зависимости от рода применяемых фильтров.

На. каждое испытание составляется протокол, а на самом противогазе ставится клеймо «испытан» с указанием даты испытания. Результаты осмотров записываются в журналах учета и содержания защитных средств.

18

начальник Главного управления локомотивного хозяйства МПС


вам. заведующего отделом охрани труда ЦК профсоюза рабочих


железнодорожного транслорта


О. Тупицыч


В. Котов


11 ноября 1974 г.


13 ноября 1974 г.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


1. Общие требования


1.1.    Инструкция содержит требования по безопасному выполнению работ локомотивными бригадами и проводниками при обслуживании локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Локомотивные бригады и проводники должны соблюдать все требования, изложенные в инструкции. Руководство депо обязано создать нормальные и безопасные условия работы локомотивным бригадам и проводникам, обеспечив контроль за выполнением ими требований техники безопасности.

1.2.    При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада и проводники электропоездов и дизель-поездов должны быть внимательными и не отвлекаться .посторонними делами.

1.3.    На тяговой территории депо, в цехах и отделениях необходимо выполнять следующие требования техники безопасности:

1.3.1.    Быть внимательным к сигналам, подаваемым машинистами и водителями движущегося транспорта, крановщиками кранов и выполнять их;

1.3.2.    Не находиться под поднятым грузом;

1.3.3.    Переходить смотровые канавы только в установленных .местах;

1.3.4.    Не заходить без разрешения руководителя отделения или цеха за ограждения;

1.3.5.    Не касаться к клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать двери элек-троилкафов и электрооборудования.

1.4. При возникновении опасности для окружающих заметивший ее должен немедленно принять срочные меры по предотвращению несчастного случая, а затем 3*    19

В Правилах по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава приведены основные требования по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава.

В Инструкции приведены требования по безопасному выполнению работ локомотивными бригадами и проводниками при обслуживании локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Правила переработаны и подготовлены к печати комиссией в составе работников ЦТ МПС Б. Д. Никифорова, Н. И. Егор кин а, В. С Дейкина, В. И. Ч и р-ч«йко, Л. М. Лор м а н а, ЦК профсоюза рабочих ж.-д. транспорта В. Н. Макарова, Ю. К. Моргунова, ЦНИИ МПС А. Л. Левицкого и ВНИИЖГ Я. С.'Коня, Е. Д. Бренера.

Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, утвержденные МПС 04 марта 1967 г., и Инструкция по технике безопасности при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, утвержденная Главным управлением локомотивного хозяйства МПС 26 марта 1967 г., № ЦТ/2543, с вводом вышеуказанных Правил и Инструкции считаются утратившими силу.


П


31802-109 049 (01)-78


109-78


Главное управление локомотивного


хозяйства МПС, 1978


предупредить об этом руководителя цеха, мастерской, участка.

1.5. При нахождении на путях локомотивные бригады и проводники должны выполнять следующие требования:

1.5.1.    При необходимости пройти вдоль путей надо идти на перегонах только по обочине пути, а на станции — по обочине пути или посредине междупутья по специально установленному маршруту. При этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, а также обращать внимание, нет ли предметов, выступающих за очертания габарита подвижного состава. Хождение внутри колеи и по концам шпал запрещается.

1.5.2.    При подходе к пути необходимо осмотреться и убедиться в том, что по пути, который надо переходить, не приближается подвижной состав. Переходить пути необходимо в установленных местах (пешеходные мостики, настилы и др.) под прямым углом; при этом нельзя становиться на рельс, между остряком, и рамным рельсом. В районе стрелочных переводов следует переходить через пути, не доходя 20 м до предельного столбика.

1.5.3.    При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, надо пользоваться тормозными площадками вагонов или обойти состав. Подлезать под вагонами или автосцепками запрещается.

1.5.4.    Прежде чем сойти с тормозной площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов. При сходе- с тормозной площадки нужно держаться за поручни и располагаться лицом к вагону.

1.5.5.    При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от стоящего подвижного состава и проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 10 м, при этом необходимо убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.

1.6. Запрещается касаться опор контактной сети. При обнаружении оборванного контактного провода необходимо принять меры к тому, чтобы к нему не подходили люди на расстояние менее 10 м и сообщить о случившемся энергодиспетчеру.

20

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Настоящие Правила устанавливают основные требования по обеспечению безопасных условий труда при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Все работы по обслуживанию электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава на железных дорогах МПС должны производиться при обязательном выполнении настоящих Правил.

1.2.    На предприятиях при необходимости разрабатываются с учетом местных условий инструкции по охране труда при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Местные инструкции согласовывают с районным комитетом профсоюза рабочих железнодорожного транспорта, органами санитарного и пожарного надзора и утверждаются начальником отделения дороги.

1.3.    Инструктаж, обучение и проверка знаний проводятся в соответствии с инструктивным указанием о порядке инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта.

1.4.    Работники, назначаемые на локомотивы и моторвагонный подвижной состав, допускаются к работе только после медицинского освидетельствования, инструктажа, обучения и проверки их знаний по охране труда в установленном порядке.

Работникам, связанным с эксплуатацией электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, должна быть присвоена квалификационная группа по технике безопасности согласно приложению 1 (стр. 14).

Периодическое медицинское освидетельствование, инструктаж, обучение и проверка знаний локомотивных бригад и проводников по охране труда проводятся в установленные МПС сроки.

1.5. Начальники служб локомотивного хозяйства, их заместители и главные инженеры, начальники и их заместители отделов локомотивного хозяйства отделений дорог, начальники основных депо, главные инженеры и начальники оборотных депо обязаны обеспечивать:

1.5.1.    Содержание локомотивов, устройств и сооружений локомотивного хозяйства в соответствии с техническими требованиями, обеспечивающими безопасность труда локомотивных бригад и проводников;

1.5.2.    Модернизацию локомотивов, внедрение новой техники и современных средств техники безопасности, повышающих безопасность труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава;

1.5.3.    Организацию обучения по охране труда локомотивных бригад, проводников и инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией локомотивов и моторвагонного подвижного состава;

1.5.4.    Контроль за соблюдением работниками локомотивного хозяйства всех требований норм, правил и инструкций по охране труда;

1.5.5.    Выдачу по установленным нормам спецодежды, опецобуви и других средств индивидуальной защиты, своевременную стирку, чистку и ремонт спецодежды;

1.5.6.    Выполнение обязательств, предусмотренных в коллективном договоре, и соглашений по охране труда;

1.5.7.    Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

1.6. Заместитель начальника депо по эксплуатации, дежурные по депо, линейным пунктам, пунктам оборота и технического осмотра, их помощники, машинисты-инструкторы обязаны:

1.6.1.    Обеспечить выполнение настоящих Правил, инструкций и местных инструкций, отвечать за состояние техники безопасности и производственной санитарии на своем участке;

1.6.2.    Периодически инструктировать подчиненных работников по технике безопасности, принимать меры для обеспечения безопасного выполнения работ и следить за выполнением настоящих Правил и инструкций:

1.6.3.    Систематически проверять состояние инструмента, защитных средств, предохранительных устройств, противопожарных и сигнальных принадлежностей на локомотивах и моторвагонном подвижном составе и следить за своевременной заменой неисправных;

1.6.4. Не допускать к работе локомотивные бригады и других подчиненных работников без предусмотренных спецодежды и защитных средств.

1.7.    Обучение безопасным приемам труда должно проводиться в соответствии с инструктивными указаниями о порядке инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта.

.Машинисты-инструкторы и инженеры по технике безопасности обязаны периодически проводить инструктаж машинистов, помощников машинистов и проводников моторвагонного подвижного состава по технике безопасности непосредственно на рабочем месте с показом безопасных приемов работы.

Обучение способам оказания первой помощи проводится медицинскими работниками на здравпункте депо.

1.8.    Занятия по охране труда с локомотивными бригадами и проводниками должны проводиться в кабинетах охраны труда или в технических кабинетах.

В помещениях дежурных по депо и в других пунктах явки на работу локомотивных бригад должны быть вывешены плакаты, фотовыставки и предупредительные надписи по технике безопасности, производственной санитарии, а также правилам оказания первой медицинской помощи.

1.9.    Продолжительность стажировки (работы в качестве дублера) перед самостоятельной работой в качестве машиниста, его помощника или проводника должна быть не менее 3 поездок (смен на маневровой работе).

1.10.    Периодическая проверка знаний по охране труда работников, связанных с эксплуатацией локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должна проводиться одновременно со сдачей экзаменов по Правилам технической эксплуатации железных дорог СССР в установленные сроки.

1.11.    Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается .на руководителей соответствующих подразделений локомотивного хозяйства.

Перечень должностных лиц, которым выдаются настоящие Правила, приведен в приложении 2 (стр. 16).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ И СРЕДСТВАМ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

2.1.    Локомотивы л моторвагонный подвижной состав, поступающие на железнодорожный транспорт, должны отвечать действующим Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки магистральных и маневровых электровозов и тепловозов и Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки электропоездов.

2.2.    На эксплуатируемых локомотивах и моторвагонном подвижном составе, не отвечающих вышеуказанным требованиям, проводят необходимые работы по модернизации в установленном порядке.

2.3.    При работе магистральных двухсекционных тепловозов (ТЭ2, ТЭЗ и др.) на маневрах в одну секцию каждая секция должна быть оборудована прожектором с обеих сторон.

2.4.    Каждый электровоз, тепловоз и моторвагонный подвижной состав должен иметь в соответствии с технической документацией исправные защитные блокировки, ограждающие устройства и другие средства, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала.

2.5.    На локомотивах и моторвагонном подвижном составе должны наноситься следующие предупреждающие знаки и надписи, которые выполняются в соответствии с ГОСТом «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

2.5.1.    На дверях и съемных щитах высоковольтных камер, на ящиках электрических аппаратов, у коллекторных люков вспомогательных машин, расположенных вне высоковольтной камеры, на задних стенках щитков измерительных приборов и др. — «При поднятом токоприемнике не открывать».

2.5.2.    Около раскладных лестниц и люков выхода на крышу электровозов и электропоездов — «При поднятом токоприемнике на крышу не подниматься».

2.5.3.    На кожухах аппаратов и приборов высокого напряжения, изолированных от кузова электропоездов, — «Смертельно».

2.5.4.    На дизельных локомотивах и дизель-поездах у раскладных лестниц и люков, ведущих на крышу, атак-6

же боковых стейках кузова — «Остерегайся контактного провода» со стрелой эл е ктроол а снасти.

2.5.5. На дизельных локомотивах, на баках для топлива .— «Обтирка локомотива дизельным топливом запрещается».

2.6.    На локомотивах и моторвагонном подвижном составе кожуха электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала, должны быть надежно заземлены. В электропоездах на печи должны быть установлены оградительные щиты или защитные кожуха.

2.7.    Исправность защитных блокировок, состояние заземлений и предупредительных надписей должны проверять при каждом ремонте локомотива или моторвагонного поезда.

2.8.    Каждый локомотив и моторвагонный подвижной состав укомплектовывают необходимым инструментом, наличие и состояние которого следует проверять при каждом плановом р .монте.

2.9.    На каждом локомотиве и .моторвагонном подвижном составе должны быть следующие защитные-средства:

две лары диэлектрических перчаток;

не менее двух диэлектрических ковриков размером не менее 0,5X0,6 .м;

не менее одной отключающей изолирующей штанги на электровозах (на двух секционных электровозах не менее двух штанг), не имеющих механического привода разъединителей;

две изолирующие заземляющие штанги на электровозах и электропоездах переменного тока для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора;

два противогаза марки Б или М на тепловозах, оборудованных противопожарной установкой газового тушения;

два противогаза марки Г на электровозах переменного тока с ртутными выпрямителями;

три пары шумоизолирующих наушников (для тепловозов) .

Кроме того, на локомотиве и моторвагонном подвижном составе должен быть комплект противопожарного оборудования и сигнальных принадлежностей, со-

ответствующий Нормам оснащения противопожарным оборудованием и инвентарем зданий, сооружений, обустройств и подвижного состава железнодорожного транспорта.

2.10. Защитные средства необходимо периодически испытывать в порядке, указанном в приложении 3 (стр. 16). Допускается испытание защитных средств ранее установленного срока при очередных ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

В депо должен быть установлен порядок учета хранения и выдачи защитных средств, а также их испытаний.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТНЫМ СРЕДСТВАМ В ДЕПО, НА ЭКИПИРОВОЧНЫХ И СМОТРОВЫХ КАНАВАХ

3.1.    Питание электроподвижного состава при въезде и выезде из депо, пункта технического осмотра и экипировки осуществляется от специальной сети напряжением до 400 В. В случае отсутствия на электроподвижиом составе постоянного тока розеток для питания от специальной сети напряжением до 400 В, допускается питание при въезде и выезде от контактной сети с рабочим напряжением. Разрешается постановка и вывод электроподвижного состава из депо, пункта технического осмотра и экипировки другим локомотивом.

При выводе из депо, пункта технического осмотра и экипировки электроподвижиой состав должен быть размещен полностью за пределами секционирования контактной сети со стороны тракционного пути.

3.2.    Контактная сеть, расположенная над экипировочной или смотровой канавой, должна быть оборудована секционным разъединителем для подачи и снятия напряжения, смонтированным у ворот электродепо. Разъединитель при отключенном положении должен заземлять контактную сеть. Привод разъединителя имеет двойное заземление на тяговый рельс и при отключенном положении заперт на замок.

Каждый разъединитель должен иметь свой замок, а ключи снабжены бирками, соответствующими номеру или литеру разъединителя. Ключи от замков должны находиться у дежурного по депо или пункта оборота, его помощника или выделенного для этой цели работника.

Напряжение в контактную сеть необходимо подавать только для ввода и вывода электровоза или электро-8

поезда, а также для опробования работы оборудования. Во включенном положении рукоятку привода секционного разъединителя запирать на замок запрещается.

3.3.    Секционные разъединители должны быть оборудованы автоматической сигнализацией, действующей в зависимости от положения разъединителя.

Если контактная сеть какой-либо канавы находится под напряжением, то на видном месте по обоим концам этого пути должен гореть красный огонь, соответствующий включенному положению рукоятки привода секционного разъединителя.

При снятии напряжения с контактной сети должен загореться зеленый огонь, что соответствует отключенному положению рукоятки привода секционного разъединителя. Кроме того, необходимо установить звуковую сигнализацию для подачи сигналов перед включением напряжения в контактную сеть (радио, звонок).

Если в электродепо имеются канавы, рассчитанные на постановку двух-трех электросекций, следует устанавливать промежуточные сигналы о подаче напряжения в контактную сеть.

3.4.    Контактная сеть в здании депо нормально должна находиться без напряжения, а на линейных пунктах оборота и экипировки под напряжением.

3.5.    Двери площадок в депо для выхода на крышу электроподвижного состава должны быть оборудованы блокировкой, не позволяющей войти на крышу при напряжении в контактной сети. На лестнице для подъема на площадку или ,на площадке необходимо установить световую сигнализацию о подаче напряжения в контактную сеть. Работа этой сигнализации аналогична действию. внутренней сигнализации секционного разъединителя у ворот депо.

3.6.    Сигнализацию о наличии напряжения в контактной сети необходимо устанавливать как внутри депо, так и снаружи. При этом показание наружной сигнализации должно быть обратное, т. е. в течение всего времени нахождения контактной сети над канавой под напряжением снаружи должен гореть зеленый огонь, а при сияiом напряжении — красный.

3.7.    На открытых экипировочных и смотровых стойлах должна быть установлена сигнализация, аналогичная сигнализации в здании депо.

3.8.    При вводе электровоза в электродепо от слеци-

2—737:    о

1

Извлечения из Правил пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках, утвержденных Госэнергонадзором и согласованных ВЦСПС.