Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила предусматривают порядок планирования, экспертизы, организации и выполнения воздухоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и оздоровление воздушного бассейна городов, промышленных центров и других населенных пунктов страны, а также порядок осуществления указанных мероприятий. Правила подлежат выполнению всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы, а также гражданами.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация и планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

3. Разработка и утверждение нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

4. Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу

5. Организация и осуществление мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортными или иными передвижными средствами и установками

6. Экологическая экспертиза мероприятий по охране атмосферного воздуха в предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию) народно-хозяйственных объектов

7. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях

8. Оснащение источников загрязнения атмосферы газоочистным и пылеулавливающим оборудованием, эксплуатация установок очистки газа

9. Учет и отчетность по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу

10. Контроль за охраной атмосферного воздуха

11. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан по соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха

12. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Приложение Перечень основных нормативных актов и стандартов по охране атмосферного воздуха

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30


ПРАВИЛА ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Ленингра 1991

загрязняющих веществ, превышающими установленные нормативы.

5.5.    В топливной системе и системе смазки должна быть обеспечена герметичность всех элементов данных систем, а конструкция топливной системы должна исключать преднамеренный выброс топлива.

5.6.    Экологические характеристики двигателя транспортного средства на протяжении всего срока службы должны отвечать паспортным данным. Запрещается эксплуатация транспортных средств с неисправными одним или несколькими двигателями.

5.7.    При соблюдении требований инструкции по эксплуатации должны обеспечиваться надежный запуск двигателя и устойчивая его работа на всех эксплуатационных режимах.

5.8.    Устройства, регулирующие подачу топлива для автомобилей, работающих на бензине, должны быть опробировании

5.9.    Выпускная система не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.

5.10.    Не должна допускаться эксплуатация транспортных средств с повышенным расходом топлива относительно паспортных данных.

5.11.    Транспортное средство должно заправляться топливом и смазочными материалами строго в соответствии с рекомендуемыми предприятием-изготовителем.

5.12.    При выпуске с предприятий после изготовления или ремонта содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств, а также отдельных двигателей должно соответствовать нормативам государственных стандартов, требованиям документации предприятия-изготовителя.

5.13.    Соответствие нормативам государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств должно быть зафиксировано в документе установленного образца.

Документ, удостоверяющий соответствие каждого типа двигателя (транспортного средства) нормативам но выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, должен составляться соответствующим отраслевым органом и включать информацию, относящуюся к данному типу двигателя (транспортного средства):

заводское обозначение типа, модели, двигателя (транспортного средства);

указание о любых дополнительных изменениях, введенных с целью приведения выбросов в соответствие с установленными нормативами;

данные о расчетной мощности и другие технические характеристики;

указания об изменении выбросов в соответствии с установленным ресурсом.

5.14.    Техническое состояние транспортных средств, двигателей и его систем должно обеспечивать содержание загрязняющих ве-

ществ в отработавших газах в соответствии с нормативами, установленными государственными стандартами, что должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении регламентированных стандартами проверок на токсичность и дымность отработавших газов.

5.15.    При несоблюдении п. 5.14 настоящих правил эксплуатация транспортных средств запрещается.

5.16.    Требования к моторному топливу, используемому при эксплуатации транспортных средств:

предприятия, выпускающие моторное топливо, при соблюдении условий транспортировки и хранения должны гарантировать соответствие его качества нормативам государственных стандартов;

хранение и транспортировка топлива должны осуществляться в соответствии с требованиями государственных стандартов;

организации, занимающиеся реализацией топлива, должны проводить входной контроль и периодическую проверку качества топлива (при необходимости проверка качества топлива на отсутствие в ней механических примесей, воды должна проводиться непосредственно перед заправкой транспортного средства).

5.17.    Министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств, обязаны:

назначать приказом (распоряжением) должностных лиц, ответственных за охрану природы, и контролировать деятельность должностных лиц, ответственных за охрану атмосферного воздуха от загрязнения;

разрабатывать перспективные планы и мероприятия по снижению загрязнения атмосферы выбросами транспортных средств, осуществлять контроль за их выполнением;

организовывать в аэропортах, морских и речных портах, отделениях железных дорог, на автотранспортных предприятиях контрольно-регулировочные пункты (посты), лаборатории по контролю токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;

регламентировать периодичность проведения регулировочных работ систем и агрегатов, влияющих на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

разрабатывать должностные инструкции для персонала, занятого проведением инструментального контроля токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств.

5.18.    Министерства и ведомства, осуществляющие разработку, изготовление, эксплуатацию транспортных средств, обязаны внедрять:

новые научно-технические решения, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортными

средствами, а также средства и методы регулировки двигателей, обеспечивающие снижение выбросов;

системы нейтрализации отработавших газов транспортных средств;

малотоксичные виды моторного топлива.

5.19.    Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств, обязаны внедрять:

мероприятия, позволяющие сократить время прогрева двигателя до начала движения транспортного средства, в том числе прогрев двигателя перед запуском за счет нетоксичных источников энергии;

приемы вождения, пилотирования, маневрирования, позволяющие снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

восстановление технических характеристик транспортных средств после ремонта, в том числе по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

5.20.    Министерства и ведомства на основании настоящих Правил должны разрабатывать отраслевые и ведомственные правила (инструкции) по проведению работ по охране атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами при их изготовлении, эксплуатации и ремонте и согласовывать их с Госкомприродой СССР.

5.21.    Отраслевые и ведомственные правила (инструкции) должны содержать:

требования к подготовке, проведению и оформлению результатов проводимых проверок в части соблюдения правил, норм но охране атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами;

порядок и последовательность проверки состояния работ по охране атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами;

порядок и последовательность проведения инструментального контроля токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;

требования техники безопасности и производственной санитарии при проведении инструментального контроля токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;

перечень контрольно-регулировочного оборудования, инструмента и приспособлений, перечень диагностической и контрольно-измерительной аппаратуры для контроля токсичности и дымности отработавших газов;

способы и методы снижения количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

права и обязанности лиц, производящих контроль за охраной атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами

5.22. Действующие отраслевые и ведомственные правила (инструкции), содержащие требования по разработке, выпуску, эксплуатации и ремонту транспортных средств, должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.

6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МЕРОПРИЯТИИ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

6.1.    В соответствии со статьей 13 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» и СНИП 1.02.01—85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (М., 1986) Государственными комитетами союзных республик и территориальными комитетами по охране природы Госкомприроды СССР осуществляется экспертиза предпроектных и проектных материалов, в частности, по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

6.2.    Организация и порядок проведения экологической экспертизы предпроектной документации и проектов народнохозяйственных объектов в органах системы Госкомприроды СССР регламентированы письмом Госкомприроды СССР от 20.09.88 № 07/11-1228.

6.3.    Министерства и ведомства, предприятия-заказчики при разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, технико-экономических обоснований (расчетов), проектов и другой документации обеспечивают подготовку экологического обоснования предполагаемой хозяйственной деятельности, проводят оценку воздействия планируемого вида этой деятельности на состояние окружающей среды и обсуждение ее с общественностью. Заключение по оценке воздействия является неотъемлемой частью раздела «Охрана окружающей среды» схемы, ТЭО проекта и другой документации. Материалы по экологическому обоснованию ведения хозяйственной деятельности, включая раздел «Охрана окружающей среды», представляются заказчиком документации на экспертизу в соответствующий орган системы Госкомприроды СССР.

6.4.    Состав материалов, представляемых на экспертизу, перечень вопросов, подлежащих проверке, и другие требования сформулированы в «Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям» (ОНД 1-84).

6.5.    В представляемых на экспертизу проектных материалах должны быть достаточно полно описаны технология и технологическое оборудование производств, имеющих выделения и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, приведены полный

перечень выбрасываемых веществ, показатели удельных выбросов на единицу продукции, сравнения с лучшими отечественными и зарубежными аналогами и дано обоснование развития этих производств на данной территории. Должны быть указаны мероприятия по сокращению неорганизованных выбросов, дан анализ возможных аварийных ситуаций и выбросов загрязняющих веществ, установлены показатели, характеризующие аварийную ситуацию с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха.

6.6.    Основным требованием, предъявляемым органами экспертизы к проектным материалам, является требование соблюдения санитарно-гигиенических норм чистоты атмосферного воздуха на рассматриваемой территории от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем народнохозяйственных объектов.

6.7.    При оценке состояния и возможности изменения качеств атмосферного воздуха органы системы Госкомприроды СССР проводят анализ расчетов уровней загрязнения атмосферы от проектируемых объектов, базирующихся на методике, разработанной в ГГО им. А. И. Воейкова (ОНД-86).

6.8.    Расчеты рассеяния загрязняющих веществ должны проводиться по согласованным с ГГО им. А. И. Воейкова программам. Один экземпляр проектных материалов с расчетами на ЭВМ и их распечатками, а также исходными материалами со ссылками на источники остается в органах Госкомприроды СССР.

6.9.    В результате анализа проектных материалов, раздела по охране атмосферного воздуха от загрязнения подготавливается заключение органа Госкомприроды СССР па проектные материалы, в котором делается оценка их качества и обосновывается согласование материалов или отклонение от согласования с изложением мотивов отклонения.

7 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

7.1.    Согласно статье 10 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» при получении предупреждения о возможном повышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями предприятия обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу.

7.2.    Решение о регулировании выбросов в период неблагоприятных метеоусловий принимается местными Советами народных депутатов с указанием:

перечня предприятий, которые должны проводить регулирование выбросов;

организации, ответственной за передачу информации о наступлении периода неблагоприятных метеоусловий;

порядка передачи и регистрации этой информации;

порядка отчетности предприятий об осуществлении мероприятий;

организации, осуществляющей контроль за выполнением предприятиями согласованных мероприятий по регулированию выбросов.

7.3. Предприятия, которые обязаны регулировать выбросы, должны:

назначать лиц, ответственных за организацию и выполнение комплекса работ и мероприятий, связанных с регулированием (снижением) выбросов при неблагоприятных метеоусловиях, а также за прием, регистрацию, передачу цехам, производствам, участкам информации о наступлении неблагоприятных метеоусловий, регистрацию выполненных мероприятий, проведение инструментального контроля за источниками загрязнения, передачу информации контролирующим органам;

разрабатывать перечень конкретных мероприятий но снижению выбросов по всем подразделениям с указанием лиц, ответственных за их выполнение;

вести учет поступающей информации.

Порядок и форма учета данных инструментального контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на которых осуществляется регулирование выбросов в период неблагоприятных метеоусловий, согласовываются с местными органами Госкомприроды СССР.

Руководящим документом при организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоусловиях являются «Методические указания» (РД 52.04.52—85).

8 ОСНАЩЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

ГАЗООЧИСТНЫМ И ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИМ ОБОРУДОВАНИЕМ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ УСТАНОВОК ОЧИСТКИ ГАЗА

8.1.    Согласно статье 13 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» предприятия, независимо от времени ввода их в действие, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ.

8.2.    Оснащение источников загрязнения атмосферы газоочистным и пылеулавливающим оборудованием осуществляется в соответствии с годовыми и перспективными планами по охране атмосферного воздуха, проектами нормативов ПДВ, проектными решениями на строительство, расширение и реконструкцию предприятий.

8.3.    Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии со следующими нормативно-техническими документами:

правилами эксплуатации установок очистки газа, введенными в действие 1 января 1984 года и содержащими требования к эксплуатации и ремонту установок очистки газа;

отраслевыми, ведомственными и заводскими инструкциями для персонала, обслуживающего установки очистки газа, которые должны быть согласованы с органами Госкомприроды СССР.

8.4.    Контроль технического состояния и организация эксплуатации установок очистки газа осуществляется в соответствии с требованиями проектной и технической документации к ним.

9. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ВЫБРОСАМ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

9.1.    Государственный учет и отчетность по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

9.1.1.    Порядок ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух определен Положением о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1982 г. № 746.

9.1.2.    Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Госкомприродой СССР, Минздравом СССР и Госкомстатом СССР по единой для страны системе.

9.1.3.    Государственному учету подлежат все объекты, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух. Перечень этих объектов утверждается местными органами Госкомприроды СССР и Минздрава СССР (по объектам, оказывающим вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, отрицательно влияющим на здоровье людей).

9.1.4.    Министерства и ведомства должны:

организовать на подведомственных предприятиях ведение первичного учета и отчетности выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и обеспечивать их достоверность;

разрабатывать по согласованию с Госкомстатом СССР, Госкомприродой СССР и Минздравом СССР (по вредным физическим воздействиям на здоровье людей) и утверждать отраслевые дополнения к инструкциям по заполнению форм государственной статистической отчетности о вредных воздействиях на атмосферный воздух, а также отраслевые формы и инструкции по ведению первичного учета таких воздействий.

9.1.5.    Предприятия обязаны:

назначать приказами или распоряжениями лиц, ответственных за ведение первичного учета объемов, видов и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, по типовым фор-

мам и в соответствии с инструкциями, утвержденными Госкомстатом СССР;

раз в пять лет проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предоставлять результаты инвентаризации для их анализа в местные органы Госкомприроды СССР;

вести первичный учет видов и количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, видов и размеров вредных физических воздействий в соответствии с Инструкцией, утвержденной Госкомстатом СССР, согласованной с Госкомприродой СССР и Минздравом СССР;

осуществлять инструментальным путем определение видов и количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, видов и размеров вредных физических воздействий на нее; в случае отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР;

передавать органам Госкомприроды СССР и Минздрава СССР (по вредным физическим воздействиям на атмосферный воздух, отрицательно влияющим на здоровье людей) экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий па атмосферный воздух;

составлять и представлять в соответствующие органы в установленные сроки отчеты об охране атмосферного воздуха по форме № 2-тп (воздух), при наличии капитальных вложений на строительство воздухоохранных сооружений — по форме № 18-кс в соответствии с инструкциями, утвержденными Госкомстатом СССР.

9.2. Первичный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятиях и в учреждениях.

9.2.1.    Первичный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, стационарных источников загрязнения, мероприятий по охране атмосферного воздуха и работы газоочистных и пылеулавливающих установок ведется на всех предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности.

9.2.2.    Организация первичного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должна начинаться на предприятии с проведения их инвентаризации. По результатам анализа данных инвентаризации местный орган Госкомприроды СССР должен определить перечень веществ; перечень источников загрязнения атмосферы, по которым предприятие должно проводить первичный учет, а также перечень веществ, по которым предприятие должно предоставлять ежегодную статотчетность.

9.2.3.    Перечень типовых форм первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха утвержден Госкомстатом СССР.

Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик (форма № ПОД-1) является первичным документом,

удостоверяющим количество источников загрязнения (выделения выбросов) и их характеристик по цеху (участку) предприятия.

Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха (форма № ПОД-2), разработанных для обеспечения выполнения заданий Государственного плана и других мероприятий по сокращению количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок (форма № ПОД-3) применяется на всех предприятиях, имеющих эта установки. Форма применяется для учета отработанного времени по каждой имеющейся установке.

Наряду с рекомендуемыми формами первичного учета каждое предприятие и организация должны иметь укрупненную схему расположения источников загрязнения атмосферы с указанием производства (цеха, участка) и номера источника.

На основании данных первичного учета производится заполнение показателей форм статистической отчетности № 2-тп (воздух).

9.2.4. Обеспечение народного хозяйства бланками форм учетной и отчетной документации и инструкциями по их заполнению распоряжением Совета Министров СССР от 4 апреля 1972 г. № 680р возложено на Всесоюзное государственное промышленное хозрасчетное объединение «Союзучетиздат» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли по заказам министерств и ведомств.

9.3. Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха.

9.3.1.    Статистические отчеты об охране атмосферного воздуха составляются по формам, определенным инструкцией, утвержденной Госкомстатом СССР.

9.3.2.    Отчеты по форме № 2-тп (воздух) составляются по всем производственным предприятиям, организациям и учреждениям, имеющим стационарные источники загрязнения атмосферы, независимо от того, оборудованы они очистными сооружениями (установками) или нет.

9.3.3.    Государственная статистическая отчетность но капитальному строительству составляется по формам в соответствии с Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству от 22.12.80 № 190/6 по единой методологии, устанавливаемой Госкомстатом СССР.

9.3.4.    Статистическая отчетность по капитальному строительству представляется всеми предприятиями и общественными организациями, осуществляющими капитальные вложения.

9.4.    Экологический паспорт предприятия.

9.4.1. Экологический паспорт предприятия (ГОСТ 17.0.0.04— 90) представляет собой комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

9.4.2.    Экологический паспорт является документом, отражающим:

сведения об используемых предприятием технологиях; количественные и качественные характеристики используемых ресурсов — сырья, топлива, энергии;

количественные характеристики выпускаемой продукции; количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от предприятия;

сведения об эффективности использования ресурсов, выраженные через удельные показатели их потребления на единицу продукции.

9.4.3.    Экологический паспорт составляется предприятием по состоянию на 1 января 1990 года и затем ежегодно уточняется и дополняется при изменении характеристик, входящих в любой из его разделов. На проектируемое предприятие экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик.

9.4.4.    Заполнение разделов экологического паспорта производится соответствующими подразделениями предприятия во главе с отделом по охране природы. Разработку паспорта или отдельных его разделов предприятие может поручить сторонней компетентной организации.

10. КОНТРОЛЬ ЗА охраной атмосферного воздуха

10.1.    В соответствии с Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха» в стране функционирует общегосударственная система контроля за охраной атмосферного воздуха, включающая в себя Советы народных депутатов, специально уполномоченные государственные органы, органы ведомственного контроля, службы контроля предприятий, общественные организации и граждан.

10.2.    Общегосударственная система контроля за охраной атмосферного воздуха представляет собой совокупность органов контроля, осуществляющих комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

10.3.    Задачами системы контроля являются:

контроль выполнения предприятиями и организациями мероприятий по охране атмосферного воздуха;

контроль за соблюдением норм и правил по охране атмосферного воздуха;

разработка и внедрение нормативно-технической документации по контролю за выбросами в атмосферу и контроль ее использования;

обеспечение разработки методов и средств контроля за параметрами выбросов в атмосферу и внедрения их в практику работы контролирующих органов;

получение достоверных данных о выбросах; обеспечение информацией заинтересованных организаций и органов управления;

Ленинградская организация ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОИ ПРОПАГАНДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

ПРАВИЛА ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Методическое письмо

Серия — Биотехнология, экология, защита окружающей среды,

охрана труда

Ленинград 199 1

контроль за эффективностью работы установок по очистке отходящих газов.

10.4.    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей целью обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими организациями, учреждениями и предприятиями, а также гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу.

10.5.    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Советами народных депутатов, а также следующими специально уполномоченными на то государственными органами:

органами системы Госкомприроды СССР — в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха, регулирования использования воздушного бассейна городов и промышленных центров, оснащенности предприятий, учреждений и организаций сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соблюдения правил эксплуатации этих сооружений, оборудования и аппаратуры;

санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР — в части соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, включая охрану его от вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей (шум, электромагнитные излучения и т. п.);

государственной автомобильной инспекцией МВД СССР — в части соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также уровней шума, установленных для автотранспортных средств.

10.6.    Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется министерствами и ведомствами союзного и республиканского подчинения, а также головными институтами по охране природы в соответствии с «Типовой инструкцией по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности». — Л.: ГГО, 1976. На основе данной «Типовой инструкции» должны быть разработаны и утверждены отраслевые инструкции по осуществлению контроля за выбросами в атмосферу на предприятиях отраслей.

Органы ведомственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляют:

разработку и согласование координационных планов по созданию и совершенствованию отраслевой системы контроля;

разработку проектов типовых положений о службах контроля выбросов в атмосферу предприятий;

координацию научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области контроля выбросов;

Правила разработаны Глазным контрольно-инспекционным управлением Госкомприроды СССР, отделом контроля атмосферы Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела.

ИСПОЛНИТЕЛИ: заместитель начальника Главного контрольно-инспекционного управления Госкомприроды СССР А. С. Дадаян, заведующий отделом контроля атмосферы ВНИИ охраны природы канд. физ.-мат. наук В. Б. Миляев, научный сотрудник Б. К. Нурмеев, заведующий лабораторией канд. техн. наук Н. И. Орлов, научный сотрудник А. В. Оглоблин, старший научный сотрудник канд. техн. наук А. М. Шишкин, заведующий лабораторией канд. техн. наук А. Н. Ясенский, научный сотрудник В. Д. Григорьев.

ISBN 5-7320-0343-6

Размножению не подлежит.

© О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация. ЛДНТП, 1991

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Общие положения..................;    4

2.    Организация и планирование мероприятий по охране атмосферного

воздуха.......................5

3.    Разработка и утверждение нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу б

4. Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу 7

загрязняющих веществ в атмосферу транспортными и иными пере

5.    Организация и осуществление мероприятий по снижению выбросов

движными средствами и установками........ 8

6.    Экологическая экспертиза мероприятий по охране атмосферного воз

духа в предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию) народнохозяйственных объектов.......12

7.    Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лр« неблагоприятных метеорологических условиях..........13

8.    Оснащение источников загрязнения атмосферы газоочистным и пылеулавливающим оборудованием, эксплуатация установок    очистки    газа    14

9.    Учет я отчетность по выбросам загрязняющих веществ    в    атмосферу    15

10.    Контроль за охраной атмосферного воздуха..........18

11.    Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан по

соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха .    .    22

12.    Ответственность за нарушеггие законодательства об охране атмосферного воздуха.....................

Приложение. Перечень основных нормативных актов и стандартов по охране атмосферного воздуха...............28

1.1.    Настоящие правила охраны атмосферного воздуха (далее Правила) составлены в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик об охране атмосферного воздуха в целях улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

1.2.    Правила предусматривают порядок планирования, экспертизы, организации и выполнения воздухоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и оздоровление воздушного бассейна городов, промышленных центров и других населенных пунктов страны, а также порядок осуществления государственного и ведомственного контроля за выполнением указанных мероприятий.

1.3.    Настоящие правила подлежат выполнению всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы, а также гражданами.

1.4.    Одной из основных задач министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, организаций в части охраны атмосферного воздуха является сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха в интересах настоящего и будущих поколений.

1.5.    В деятельности по охране атмосферного воздуха министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения, организации, а также граждане обязаны руководствоваться:

законодательством Союза ССР и союзных республик;

постановлениями Советов Министров СССР и союзных республик;

нормативными актами специально уполномоченных органов государственного контроля за охраной атмосферного воздуха: Государственного комитета по охране природы, Министерства здравоохранения СССР и Министерства внутренних дел СССР;

государственными стандартами.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИИ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. № 984 в министерствах и ведомствах СССР, предприятия, учреждения и организации которых являются источниками загрязнения природной среды, в Госпланах союзных республик должны быть созданы самостоятельные структурные подразделения по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, а также введены соответствующие должности в плановых комиссиях автономных республик, краев и областей. Задачи и функции этих подразделений определены «Примерным (типовым) положением об управлении (отделе) охраны природы Министерства (ведомства) СССР», утвержденным Госпланом СССР 01.09.82. На основе указанного Примерного положения должны быть разработаны положения о структурных подразделениях по охране окружающей среды министерств и ведомств.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1982 г. № 746 министерства и ведомства создают на подведомственных предприятиях лаборатории и оснащают их необходимым оборудованием и аппаратурой для осуществления контроля за вредными воздействиями на атмосферный воздух.

Существующие на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее предприятия) в соответствии с решением вышестоящих организаций структурные подразделения (отделы охраны природы, службы ведомственного контроля) или лица, ответственные за охрану природы, в части охраны атмосферного воздуха должны осуществлять:

контроль за соблюдением законодательства Союза ССР, союзных республик, постановлений Советов Министров СССР и союзных республик, приказов (инструкций, указаний) министерств и ведомств по вопросам охраны атмосферного воздуха;

первичный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и статистическую отчетность по охране атмосферного воздуха;

контрольные замеры количества и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от отдельных цехов и производств;

проверки работы заводских лабораторий, осуществляющих инструментальный контроль источников загрязнения атмосферы и эффективности работы установок очистки газа;

контроль за получением предприятием разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдением установленных нормативов;

контроль за выполнением мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий, а также мероприятий по предотвращению аварийных и залповых выбросов;

контроль за выполнением предписаний органов государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Обязанности, права и ответственность структурных подразделений и лиц, ответственных за охрану атмосферного воздуха, определяются соответствующими положениями или должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

При планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха предприятие должно руководствоваться требованиями Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 20 Закона СССР «О государственных предприятиях в СССР».

Предприятие союзного (республиканского) подчинения обязано согласовывать проекты своих пятилетних и годовых планов в части охраны атмосферного воздуха с советом министров соответствующей союзной (без областного деления), автономной республики, исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

3. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ И ВРЕМЕННО СОГЛАСОВАННЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

3.1.    Предельно допустимый выброс (ПДВ) в граммах в секунду (тоннах в год) является научно-техническим санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливаемым для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы загрязняющих веществ от него и всей совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом их рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития предприятий не создадут приземных концентраций, превышающих установленные нормативы качества воздуха.

3.2.    Для предприятий или группы предприятий, расположенных в одном районе, при невозможности немедленного достижения ими значений ПДВ по согласованию с органами Госкомприроды СССР устанавливается график поэтапного снижения выбросов с указанием продолжительности каждого этапа.

Для каждого этапа устанавливаются допустимые величины выбросов в граммах в секунду (т/год) на уровне, не превышающем величины выбросов лучших отечественных производств, достигнутых в предэтапном году.

Невыполнение графика поэтапного снижения выбросов и несоблюдение лимитов ведет к наложению санкций на предприятие, вплоть до закрытия производств или предприятия в целом в соответствии с действующими законодательствами Союза ССР и союзных республик.

Для проектируемых и реконструируемых предприятий непре-вышение ПДВ является обязательным условием.

3.3.    Общее руководство работами по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками

загрязнения в целом по городу, промышленному району или зоне осуществляют местные Советы народных депутатов совместно о органами системы Госкомприроды СССР. К выполнению работ по нормированию привлекаются:    институт    —    генпроектировщик

данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства и ведомства; организации, специализирующиеся в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций; кооперативные и другие организации, способные на договорных началах квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.

3.4.    Порядок и методы установления ПДВ промышленными предприятиями определяются соответствующими стандартами и иными нормативными документами:

1)    Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. — Л.: Госкомприрода СССР, 1989;

2)    Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. — Л.: Госкомприрода СССР, 1990.

3.5.    При наличии разногласий по представляемым на согласование и утверждение проектам нормативов ПДВ окончательное решение принимается Госкомприродой СССР.

3.6.    Проект нормативов ПДВ является базовым документом для технического задания на разработку отдельного комплекса документации на осуществление технических мероприятий по уменьшению выбросов.

3.7.    Проект нормативов ПДВ является документом, содержащим, в частности, краткое конкретное изложение плана мероприятий по снижению выбросов. Предложения по нормативам ПДВ разрабатываются на стадии подготовки проектной документации предприятия.

3.8.    Нормативы ПДВ пересматриваются в случае изменения мощности, технологии производства или режима работы предприятий, но не реже одного раза в пять лет.

3.9.    Норматив ПДВ может входить как составляющая в систему экологического нормирования.

4. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИИ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

4.1. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого органами Госкомприроды СССР. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

4.2.    Государственным контролирующим органам предоставляется право ограничивать, приостанавливать или запрещать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, производимые с нарушением условий и требований, предусмотренных разрешениями, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.

4.3.    Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается действующим предприятиям на основании утвержденных нормативов ПДВ (ВСВ) в 3-месячный срок со дня их утверждения.

4.4.    Порядок выдачи и продления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу определяется соответствующими указаниями, утвержденными Госкомприродой СССР.

4.5.    Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу вновь строящимся, расширяемым и реконструируемым предприятиям и другим объектам со стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха осуществляется на основании заключения органов Госкомприроды СССР и Минздрава СССР по проектным решениям на строительство, расширение и реконструкцию объектов.

5 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ТРАНСПОРТНЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПЕРЕДВИЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И УСТАНОВКАМИ

5.1.    На все виды транспортных и иных передвижных средств и установок и двигатели к ним, изготовленные и эксплуатируемые на территории СССР, должен быть установлен норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соответствующий современным достижениям научно-технического прогресса.

5.2.    Транспортные средства должны подвергаться проверке на соответствие токсичности и дымности отработавших газов по установленным нормативам:

после изготовления;

после проведения всех видов обслуживания и ремонта систем и агрегатов, влияющих на выброс загрязняющих веществ;

при проведении технического осмотра;

при периодических проверках органами госконтроля;

перед продажей их индивидуальным владельцам.

5.3. Проверка токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.

5.4. Эксплуатация транспортных средств разрешается лишь при исправности и правильной регулировке всех систем и агрегатов, влияющих на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается выход транспортных средств на линию с выбросами