Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

VI. Предложения по цели и задачам Программы, а также показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

VII. Предложения по объему и источникам финансирования Программы

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

XI. Предложения по направлениям финансирования и реализации Программы на вариантной основе

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Приложение № 1. Показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" по 2 вариантам решения проблемы

Приложение № 2. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", по источникам финансирования на вариантной основе

Приложение № 3. Объем и источники финансирования федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"

Приложение № 4. Предельный объем финансирования федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д770 1 Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы

“ «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы».

2.    Определить:

государственным заказчиком — координатором федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы» (далее — Программа) — Минприроды России;

государственными заказчиками Программы — Минприроды России, Мин-репюн России, Роспрнроднадзор, Росгидромет, Роснедра, Росводресурсы и Рос-рыболовсгво.

3.    Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования 1 1рограм-мы за счет средств федерального бюджета на 2012—2020 годы составляет 48,5 млрд, рублей (в ценах соответствующих лет).

4.    Минприроды России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН

Москва 20 ИЮЛЯ 2011 г. № 1274-р

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением П рашпельсгва Российской Федераин и от 20 июля 2011 г. № 1274-р

КОНЦЕПЦИЯ

федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы»

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы» (далее — Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 сентября 2009 г. № 11р-2378.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, предусматривают разработку механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности, развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, разработку критериев отнесения территорий к категории территорий, находящихся в критическом или околокритическом состоянии по экологическим показателям, и проведение соответствующей оценки экологического состояния территорий.

Указанные задачи социально-экономического развития Российской Федерации напрямую относятся к проблеме охраны озера Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.

В 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал», в соответствии с которым на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал.

№ 31    -    10341 -    Ст.    4772

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Координация деятельности государственных заказчиков Программы но подготовке мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком — координатором 11рограммы.

На основе предложений государственных заказчиков Программы государственный заказчик — координатор Программы в установленные сроки формирует перечень мероприятий Программы.

Проект Профаммы согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ фажданского назначения). Министерством регионального развития Российской Федерации (в части комплексного территориального развития). Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий) и в установленном порядке вносится в 11равительство Российской Федерации.

XIII. Предюжения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы будут осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых профамм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением 11равительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

Текущее управление реализацией Программы и координацию взаимодействия государс твенных заказчиков 11рограммы осуществляет государственный заказчик — координатор Программы — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственный заказчик — координатор Программы до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией 11рограммы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий Профаммы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации, процедуры предоставления государственными заказчиками государственному заказчику — координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Профаммы, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей. В случае необходимости может быть создана в установленном порядке дирекция 11рограммы.

Для обеспечения эффективного управления реализацией Программы и кон троля за ходом ее выполнения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования и др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ .4* I к Киштсипии <Ьс.к*|Х1.1Ы1«й tKUMMft при ритмы «Охрип а игра Гзайиы и аяпта.ш*у-жлт(оммч<хю)с р* шише Го*и.альс».мй пгириннй игре* Юрии

Ст. 4772    -    10342    -    31

на 2012-ТО) гам»

ПОКАЗАТЕЛИ

>ффект mmiocih реалм децим фе«еральиой не. тевой нротрачны "Охрани о*ера Ьаика.т и соииадыю-жоиомическое рати те Ьаика/тьскон природной территории на 2012—2020 голы-

по 2 вариантам решения проблемы

В.ЧрИЖ!

2010 пи

< 6a к mufti

2012 нм

2013 гид

2014 пи

2015 ни

2016 nxt

2017 ни

201* тси

2010 mi

2020 ни

nivimieinie ыгряшенних вод ото-

первый

100

95

90.7

86.3

80.8

76.9

71.4

63.7

58.2

40.0

си те. 1ЫЮ u(Vu;mi«! ciuKI И0С1ЯШ и

ТрИОИПТЫХ ПОЛНЫХ рССурСОВ (ТТрЧТСН-

тов no опшшемию к 2010 то ту»

шорой

100

05

90.7

85.3

77.5

72.7

64,4

53.9

44.7

37.7

Обитая п/ххи.гть. подперли ляс я вы со-

первый

100

00

*5

80

75

70

60

45

33

20

кчЛ|\ И Я8СТр8М111ЮШСОЮШ) Ш ИСПИТО (ITpHlCHTOB ПО OlHOHIClIHk» к

2010 iaiy)

шорой

100

00

85

78

72

67

56

42

30

15

Объемы IK переработанных и нс ра>-

ПСрВЫЙ

80*

77

73

60

65

60

54

47

33

20

мешенных на понтонах опадав < процентов по отношению к 2*) 10 году)

шорой

»)•

77

73

60

64

58

51

43

31

10

Отношение капгкспи поссшснмй

ПСрВЫЙ

60*

64

68

71

74

77

80

84

87

00

особо охраняемых ирмрхшых территорий К ИХ pcxpCJIUIOtfHoft емкости (иро-нентов по отношению к 2010 году)

шорой

60*

66

71

75

70

82

85

87

00

00

От шеи сине и. ихний особо охрит яс

первый

30е

26.2

25.1

23.8

20.4

18.7

17.4

16.5

15.8

15

мых прмроотх территорий. пройденной пожарами, к kam*»ccniy пожарит

шорой

30*

25.6

21.7

18.0

16.7

14.0

13.4

12.2

11.2

10

tick тарою

•Cl С


д- Д-    8 8

-г t    2 2


‘в- с


•в «

г*    2


* ^ *•%



•Л «С


•С вс — п



Я Я 8 5    -    Л



ПРИЛОЖЕНИЕ >fe 2

к Концепции федеральной целевой про1раммы «Охрана озера Г>айка1 и социально-экономическое развитие Байкатьской природной территории на 2012—2020 годы»

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы», по источникам финансирования на вариантной основе

(млн. рублей, в ценах соответствующих лег)

Основные задачи

11срвый вариант

Второй вариант

Сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории — всего в том числе:

14 613,2

34 456

федеральный бюджет

11 997,2

29 700

бюджеты субъектов Российской Федерации

2616

4 756

внебюджетные источники

Снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, — всего в том числе:

22 750,8422

37 716

федеральный бюджет

17 575,0422

30 690

бюджеты субъектов Российской Федерации

2 675,8

3 226

внебкыжстныс источники

2 500

3 800

Повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и сохранение иахсыящихси под угрозой исчезновения и эндемичных объектов растительного и животною мира — всего в том числе:

6 981,3513

15 840

федеральный бюджет

6 981,3513

15 840

бюджеты субъектов Российской Федерации

внебюджетные источники

Сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской приростной территории — всею в том числе:

964,38

1 268

федеральный бюджет

956,18

1 268

бюджеты субъектов Российской Федерации

8.2

внебюджетт(ыс источники

Развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории — всего в том числе:

2 920.1

15 000

федеральный бюджет

2 920.1

13 582

бюджеты субъектов Российской Федерации

1 418

внебюджетные источники

Развитие системы зашиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории — всего в том числе:

9 570,1265

7 920

федеральный бюджет

8 070,1265

7 920

бюджеты субъектов Российской Федерации

1 500

внебюджетные источники

Всего в том числе:

57 800

112 200

федеральный бюджет

48 500

99 000

бюджеты субъектов Российской Федерации

6 800

9 400

внебюджетные источники

2 500

3 800

ПРИЛОЖЕНИЕ Nk 3 к KoiunTiuint <Jv.Kpati.non ik.wboA прираммы • < ivjuiij акр* Гк1Пш!

Л» 31    -    10345    -    Ст.    4772

и считана-жятмичесжпс [итнмгос ГаЛс-ньссЛ мг*1|'ишЛ кр{П горни

к* 3012—ЮН) тш-

Опьеч и источники финансирования федеральной целевой программы • Охрана о<ера Байкал и социально-экономическое ра«витие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы»

1401 ро.к#. ■ IKM1X СОО|ВЛСП)ЯМШП ЛГТ)

Истомил <1*ии1кир<«жи*

Объем ■нволапиЯ

iH-ршЯ

лап

*10фс* ля

ЮН гоя

2013 гоя

ЮН гот

2013 гол

2016 гот

2017 гот

201» гот

2014 гот

2020 гот

Всего

1000

1000

1.

2990

Игриый парили

10754.185

9681.141

7921.146

7607.378

7»2.14

9644.01

и том числе: <|кмсрх1Ы1ий Gki.uurr

1000

1000

2900

92I9.V85

8155.141

6395.146

6081.378

5676.14

7982.21

Олдхсш с><Уьсктов

1134.2

1126

1126

1126

1126

1161.8

Российской Фс крапин внебюджетные источники

400

400

400

400

400

500

Всего

25»

змо

II. Второй вариант

5*10 7310

112»

15310

18410

20660

27080

» том •тс.гс

*1*С ICpA. 1М1ЫЙ бЮ 1ЖСГ

22»

3050

4800

6140

9800

13400

16390

18450

24720

бы UU.-IU с|4икка

270

570

600

750

950

1390

1450

16»

1740

Российской Фс крапин внебюджетные искушнки

200

350

470

570

590

ПРИЛОЖЕНИЕ Nk 4 к Концепции фс.ктильм41 некоей ироттиичм • Ovjum окра Пайка) и омтиатыю- иконочичсскос funomte IVaitKaibcKoB птмрлдиий и'рппкгми IM 2012-20» |«ш-

Предельный объем финансирования федеральной целевой программы • Охрана о «ера Байкал и социально-жономнческое ра житие Байкальской прнро.дной территории на 2012—2020 годы*

(май. р>4ХкВ. s тип окпвпсп>ии1ж\ яп)

Пснчинм и напрей, (гния

2012—

В ТОМ ЧИС.1С

<|атансяр<«и11ан

2020 кии — ьссто

2012 тот

201.» тот

2014 тот

2015 тот

2016 тат

2017 тем

201* гея

2019 км

2020 тол

ОбшИЙ объем фн|иНСМ[Х<ВаНИИ — всего в том числе:

57*00

1000

1000

2990

10754.1*5

96*1.141

7921.146

7607.37*

7202.14

9644.01

Kaniiranaiue вложения

3622*.2415

19*.3

213.9565

1533.915

6*62

6*72

4*00

4*00

4900

6048.07

НИОКР

572.17

9

*

236

95.0*5

72.0*5

2*

34

40

50

ИрСИШС H> А.Ш

20999.58*5

792.7

77S.W35

1220.0*5

3797.1

2737.056

3093.146

2773.37*

2262.14

3545.94

Средспм 4елера.«аюго бюджета — всего в том числе

4*500

1000

1000

2990

9219.9*5

*155.141

6395.146

60*1.37*

5676.14

79*2.21

КЛЛИ1Х04(12С П.10ЖС11ИЯ

2*036.4415

19*.3

213,9565

1533.915

5512

5524

3452

3452

3552

459S.27

НИОКР

572.17

9

*

236

95.0*5

72.0*5

2*

34

40

50

Про*01С Н> Л. 112

19*91.3*85

792.7

778.0435

1220.0*5

3612.9

2559.056

2915.146

2595.37*

2084.14

3333.94

Средства бюджетов объектов Российской Фс краник — всею в том числе:

6*00

1134.2

1126

1126

1126

1126

1161.*

копит» паше вложении

5691.*

950

94*

94*

94*

94*

949.*

НИОКР

lIpCHDIC Н> A.IM

1I0S.2

1*4.2

17*

17*

17*

17*

212

Внебюджетные источники — всего в том чис.те

2500

"

400

400

400

400

400

500

клип алым jc moaciuim

400

400

400

400

400

500

ниокр

П|ХУО(С II) A.Ill

Ст. 4772    -    10346    -    .4    31

Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее 10-летие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.

Решение проблемы сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Необходимость комплексного решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

масштабность, сложность и многообразие проблем, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий Программы, решение организационно-технических, экономических и других задач, скоординированных по ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

межотраслевой н межведомственный характер проблем, заключающийся в потребности координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опьггно-конструкгорских работ.

Применение программно-целевого метода при максимальной открытости и контроле со стороны Правительства Российской Федерации и общественных институтов обеспечит согласованную работу органов государственной власти и местного самоуправления, консолидацию финансовых ресурсов и вовлечение всех участников в процесс достижения поставленной цели.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.

Байкальская природная территория играет важную роль в социально-экономическом развитии образующих ее субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Ресурсы территории лежат в основе производственных циклов находящихся на ней предприятий, а сама Байкальская природная территория обладает высоким рекреационным потенциалом.

Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом привело к существенным негативным изменениям в экологической системе озера и его прибрежных территорий.

Объем выбросов от стационарных источников на Байкальской природной территории увеличился с 398 тыс. тонн в 2003 году до 520 тыс. тонн в 2008 году (в 1,31 раза). Сбросы в поверхностные водные объекты возросли с 354 млн. куб. метров до 527 млн. куб. метров (в 1,49 раза). Образование отходов производства и потребления увеличилось с 10 413 тыс. тонн до 12 354 тыс. тонн (в 1,19 раза), поэтому инфраструктура для обезвреживания, хранения и захоронения отходов требует развития и модернизации.

В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характери зовался следующими показателями:

Иркутская область — выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы — 30,1 млн. куб. метров, образование отходов — 275,7 тыс. тонн;

Республика Бурятия — выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы — 495,4 млн. куб. метров, образование отходов — 11 712 тыс. тонн;

Забайкальский край — выбросы составили 10,9 тыс. тони, сбросы — 1,3 млн. куб. метров, образование отходов — 366,6 тыс. тонн.

В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили;

выбросы — 17,9 процента;

сбросы — 17,5 процента;

образование отходов — 4,5 процента.

Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является открытое акционерное общество «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает р. Селенга (около половины притока речных вод в озеро Байкал). Основным зафязнителсм р. Селенги на территории России является г. Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с очисткой до нормативного уровня сточных вод промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения р. Селенги нефтепродуктами в районе нос. Стеклозавод. Большинство очистных сооружений в небольших населенных пунктах бассейна озера Байкал находится в аварийном состоянии, в частности, реконструкции требуют очистные сооружения, расположенные в поселках городского типа Тарбагатай, Бада, в нос. Гусиное озеро, нос. Новокпжинск, в селах Петропавловка, Иволгинск, Кижинга и других. В ряде населенных пунктов очистные сооружения канализации отсутствуют.

Часть загрязнения вод озера Байкал поступает из Забайкальского края. Загрязняющие вещества поступают в озеро но р. Чикой и р. Хилок, являющимся главными притоками р. Селенги.

Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что в настоящее время представляет реальную угрозу уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории.

Проблема размещения отходов потребления особо актуальна для Республики Бурятия, так как здесь практически во всех населенных пунктах (кроме гг. Улан-Удэ и Северобайкальска, нос. Саган-Hyp) отсутствуют полигоны для размещения отходов. Однако и на других участках Байкальской природной территории значительное количество объектов также не имеют специально оборудованных полигонов захоронения отходов, в том числе муниципальных, или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют отходы хозяйственной деятельности предприятий, расположенных в населенных пунктах Байкальск, Слюдянка, Листвянка, Култук, Новоснежная, Байкал, а также в населенных пунктах Ольхонского и Иркутского районов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

За последние 10-летия ycyiyOiuiacb негативная тенденция в области утилизации накапливающихся отходов. Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Гак, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году — 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году — 51,213 тыс. тонн).

На загрязнение озера оказывает влияние текущая хозяйственная деятельность предприятий, расположенных во всех 3 экологических зонах, а также промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств. Одним из примеров экологических последствий деятельности ликвидированных предприятий являются отходы, накопленные в 1934—2001 годах, в период деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината, в результате чего около одной третьей терри-

тории г. Закаменска подверглось повышенному загрязнению, а в озеро Байкал до сих пор попадают различные химические элементы высокого класса опасности. По гидрохимическим показателям р. Модонкуль в районе г. Закаменска в результате сбросов загрязняющих веществ в составе шахтных вод Джидинского вольфрамомолибденового комбината до сих нор характеризуется как самая загрязненная река на Байкальской природной территории.

Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Требуется развитие системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории на основе комплексного подхода, предусматривающего в том числе интеграцию в единую информационную систему данных о состоянии поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и других компонентов природной среды с одновременным увеличением количества контролируемых параметров, что позволит обеспечить органы государственной власти и управления информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений.

Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края и муниципальных образований в области охраны окружающей среды в основном сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, что не обеспечивает устранение угроз уникальному объекту природного наследия.

Расходы в 2011 и 2012 годах на обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют 170,93 млн. рублей ежегодно.

Росгидрометом осуществляются мероприятия по государственному экологическому мониторингу с объемом финансирования 5,3 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета осуществляется в 2011—2013 годах финансовое обеспечение мероприятий в сфере водных отношений на территории Республики Бурятия, Иркугской области и Забайкальского края (субвенции, субсидии) в размере 178,34 млн. рублей ежегодно.

Расходные обязательства Республики Бурятия в 2011 году на охрану окружающей среды составляют 155,72 млн. рублей, в том числе субсидии и субвенции из федерального бюджета — 105,07 млн. рублей.

Расходными обязательствами Иркугской области предусмотрены расходы на обеспечение реализации мер по охране окружающей среды в размере 143,56 млн. рублей (на 2011 год — 43,37 млн. рублей, на 2012 год — 47,71 млн. рублей, на 2013 год — 52,48 млн. рублей).

Расходные обязательства Забайкальского края в 2011—2013 годах обеспечивают финансирование природоохранных мероприятий в пределах Байкальской природной территории, осуществляемое из средств краевого бюджета, и составляют 3,1 млн. рублей ежегодно.

В 2011 году за счет средств федерального бюджета будет осуществлен комплекс первоочередных природоохранных мероприятий, предусматривающий решение рта экологических проблем, связанных с наличием экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, отвечающих основным направлениям 11рограммы.

Бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных мероприятий на Байкальской природной территории предусмотрены в размере 1003 млн. рублей, в том числе на развитие особо охраняемых природных территорий (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузииский заповедники. Забайкальский, Прибайкальский

национальные парки) 227,24 млн. рублей и на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитие государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории — 775,76 млн. рублей.

Наиболее острой проблемой, требующей неотложных действий, является наличие хранилищ лежалых хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джи-динского вольфрамомолибденового комбината г. За Каменска, содержащих отходы 1—3-го классов опасности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

Всего за период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов обогащения полезных ископаемых, складированных в 2 хвостохранили щах, которые являются источником загрязнения г. Закаменска, р. Модонкуль, а также р. Джиды, впадающей в озеро Байкал.

В рамках Программы в 2015 году предусматривается осуществить первоочередной комплекс следующих мер по устранению последствий, связанных с хозяйственной деятельностью комбината:

ликвидация негативных воздействий на окружающую среду техногенных хвостов обогащения полезных ископаемых;

рекультивация нарушенных земель;

проведение мероприятий по снижению риска здоровью населения г. Закаменска.

В результате прошлой хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» накоплены отходы производства. Для хранения накопленных за период эксплуатации комбината отходов были задействованы карты-накопители, содержащие отходы лигнина. Суммарная масса накопленных отходов превышает 6 млн. тонн.

Реализация мероприятий но совершенствованию государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал предполагает формирование модели организации мониторинга и непосредственно шаги по укреплению материально-технической базы пунктов мониторинга, расширению их количества, увеличению числа и видов измерений, а также создание информационно-аналитической базы данных. Развитие системы экологического мониторинга будет продолжено в рамках Программы.

Реализация природоохранных мероприятий по сохранению природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения предусматривает сохранение объектов животного мира, мониторинг объектов животного и растительного мира, охрану лесов от пожаров, развитие экологического просвещения и рекреационное обустройство на этих территориях.

Без использования программно -целевого метода при реализации природоохранных мер на Байкальской природной территории не будет достигнуто сбалансированное решение задач социально-экономического развития Байкальского региона и задач по охране озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, что приведет к развитию тенденции загрязнения озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Варианты решения проблемы программно-целевым методом определяются количеством предлагаемых к реализации мероприятий 11рограммы.

Первый вариант предусматривает реализацию наиболее значимых мероприятий на Байкальской природной территории с объемом финансирования Программы 57800 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 48500 млн. рублей.

Второй вариант ориентирован на решение большего комплекса мероприятий с объемом финансирования Программы 112200 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 99000 млн. рублей.

Риском второго варианта является вероятность возникновения недостатка средств бюджетов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края для финансирования мероприятий Программы.

Преимуществом первого варианта является меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффск-тивности 11рограммы.

Предлагается первый вариант решения проблемы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы планируется осуществить в 2012—2020 годах в 2 этапа. Программа ориентирована на реализацию специальных мер природоохранного характера, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию па Байкальской природной территории и создание условий для использования ее уникального природного потенциала.

На первом этапе (2012—2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, на втором этапе (2016—2020 годы) — остальные мероприятия.

VI. Предложения по цели и задачам Программы, а также показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью Программы является охрана озера Байкал и зашита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории. В этих целях планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и канализации;

снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. В целях решения этой задачи планируются мероприятия но строительству и реконструкции объектов ра змещения отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций, а также по ликвидации накопленного экологического ущерба;

повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по созданию инфраструктуры экологического туризма, строительству визит-центров, проведению противопожарных мероприятий по защите особо охраняемых природных территорий;

сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по осуществлению мониторинга биологического разнообразия, изучению структуры и динамики природных комплексов заповедников и сохранению находяпв1хся под угрозой исчезновения эндемичных объектов растительного и животного мира;

развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по совершенствованию методологии и технологии экологического мониторинга, включая расширение и модернизацию государственной сети наблюдения, автоматиза-цию процессов сбора, обработки и передачи информации;

развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции берегоукрепительных сооружений.

Состав показателей Профаммы определяется в соответствии с целью и задачами Программы, а их численные значения — в зависимости от необходимых

объемов финансовых средств, определяемых с учетом возможностей бюджетов различных уровней.

Показателем, характеризующим состояние водной системы Байкальской природной территории, уровень антропогенной нагрузки на воды озера Байкал и впадающих в него рек, является снижение поступления загрязненных вод относительно объемов стока местных и транзитных водных ресурсов (процентов).

Показателями эффективности мероприятий по обращению с отходами и реабилитации участков, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, являются:

снижение общей площади, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению на Байкальской природной территории (процентов);

сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов).

Показателем эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий и развития на них экологического туризма является отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов).

Показателем эффективности противопожарных мероприятий на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории является отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров.

I Указателем сохранения находящихся под угрозой исчезновения и эндемичных объектов растительного и животного мира является доля видов растений и животных, включенных в Красную кишу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных, включенных в Красную кишу Российской Федерации (процентов).

Показателем увеличения биомассы ценных видов рыб в озере Байкал является увеличение запасов ценных видов рыб за период реализации Программы (процентов).

Показателем эффективности государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал является охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов).

Показателем развития системы защиты берегов озера 1>айкал и иных водоемов Байкальской природной территории является доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов).

Показатели эффективности реализации Программы но 2 вариантам решения проблемы представлены в приложении № 1.

VII. Предложения по объему и источникам финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы но первому варианту, предлагаемому для реализации, составляет 57800 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

средства федерального бюджета — 48500 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) — 6800 млн. рублей; средства внебюджетных источников — 2500 млн. рублей.

Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 112200 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета — 99000 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) — 9400 млн. рублей; средства внебюджетных источников — 3800 млн. рублей.

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении № 2.

Преобладание финансирования мероприятий га счет средств федерального бюджета обусловлено:

ответственностью Российской Федерации за сохранение озера Байкал как уникального объекта всемирного природного наследия и требованиями особого режима хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, установленными Федеральным законом «Об охране озера Байкал»;

необходимостью реализации системы природоохранных мероприятий, относящихся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы но надзору в сфере природопользования. Федеральной службы но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Федерального агентства по недропользованию. Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства но рыболовству.

Наряду с финансированием выполнения задач федерального уровня планируется осуществить поддержку региональных и (или) муниципальных целевых программ в форме субсидий бюджетам Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Фпнансиро1ганпс Программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников обеспечит консолидацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

Наиболее приемлемым вариантом финансирования Программы является первый вариант с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета, составляющим 48500 млн. рублей.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация 11рограммы позволит создать условия для сохранения уникальной экологической системы озера Ыгйкал как значимого фактора ра згзития Байкальской при роди гой территорг г г г.

Оценка эффективггости реализации Программы проводится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых ре зультатов поставленной цели и степени приближения к этой цели.

В ходе реализации 11рограммы планируется достигнуть существенного сокра-щеггггя поступления в акваторию озера Байкал загрязггеггггых сточных вод — до 50 процентов к 2020 году гго сравнению с 2010 годом.

Реалггзанггя мероприятий Программы по управлению отходами позволит: реабилитировать 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся вьгеокому и экстремально гзысокому загрязнению;

решить проблему нерегулируемого накопления отходов до 80 процентов отходов к 2020 году, которые будут нерерабаплзаться и размещаться на оборудованных полигонах.

Обеспечение развития инфраструктуры экологического туризма позволит гго-выеггть вклад системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории посредством оптимизации рекреационной нагрузки на природные системы.

Мероприятия но развитию системы особо охраняемых природных территорий позволят повысить эффективность протигзоножарнглх мероприятий на Байкальской природной территории и обеспечить сохранение доли видов растений гг животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем

количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента.

Реал1пация мероприятий в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания позволит увеличить запасы ценных видов рыб в озере Байкал.

Берегоукрепительные работы обеспечат защиту территории и населения от чрезвычайных ситуаций, а также снижение объемов загрязнения продуктами жизнедеятельности человека озера Байкал и рек, впадающих в озеро Байкал.

Значимым результатом реализации 11рограммы станет укрепление материальной базы и совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации всех уполномоченных государственных органов.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Формирование и реализация мероприятий Программы будут осуществляться с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

11редлагается определить:

государственным заказчиком — координатором Программы — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

государственными заказчиками Программы — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Федеральное агентство по недропользованию. Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по рыболовству;

разработчиком Программы — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

XI. Предложения по направлениям финансирования и реализации Программы на вариантной основе

В рамках 11рограммы будет осуществляться комплекс мероприятий, направленных на обеспечение охраны озера Байкал и защиты Байкальской природной территории от негативного воздействия, антропогенных, технических и природных факторов.

Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для обеспечения реализации Программы предлагается направить на поэтапное решение ее задач.

Общий объем средств федерального бюджета составляет 48,5 млрд, рублей, за счет субъектов Российской Федерации — 6,8 млрд, рублей, за счет внебюджетных источников — 2,5 млрд, рублей.

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе приведено в приложении № 2 к настоящей Концепции.

Объем и источники финансирования Программы приведены в приложении № 3.

Предельный объем финансирования Программы приведен в приложении № 4.