Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

17 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации об особенностях создания угледобывающих предприятий, общем порядке проектирования и их строительства на территории Кемеровской области разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и охватывают круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса, строительства и сдачи в эксплуатацию и являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку и реализацию проектов по добыче полезных ископаемых на территории Кемеровской области, если они не противоречит иным законодательным актам.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Особенности создания угледобывающего предприятия

3. Порядок предоставления земельных участков для капитального строительства

4. Общие порядок проектирования и строительства предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.06.2004УтвержденКузнецкое управление ФСТН
РазработанКузнецкое управление Госгортехнадзора
РазработанЗАО Гипроуголь
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

Кузнецкое управление

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об особенностях создания угледобывающих предприятий, общем порядке проектирования и их строительства на территории Кемеровской области

Кузнецкое управление

Храмцов В.И.

« 30 » июня 2004г.

УТВЕРЖДАЮ:

Кузнецкого управления ФСТН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об особенностях создания угледобывающих предприятий, общем порядке проектирования и их строительства на территории Кемеровской области

2004 г.

деятельности, на условиях субподряда. Проектная документация, разработанная этими организациями, выпускается под грифом этих организаций и включается в общий перечень проектной документации, выпускаемый организацией - генпроектировщиком. Ответственность за качество и полноту документации, выпущенной субподрядными проектными организациями несет генпроекти-ровщик.

Разработанное ТЭО (проект) строительства предприятия подлежит экспертизе промышленной безопасности и ,при необходимости, экспертизе охраны недр, а также согласованию в органах Федеральной службы по технологическому надзору, с защитой ТЭО (проекта) организацией- генпроектировщиком на Коллегии Кузнецкого управления в присутствии представителей заказчика.

Состав документации, представляемой на согласование в федеральную службу по технологическому надзору, определен в п.18 «Положение о порядке согласования органами Госгортехнадзора России проектной документациями на пользование участками недр.

Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами .государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласованию не под-лежит за исключением случаев, особо оговоренных Законодательством Российской Федерации.

Направление проектных материалов на согласования и экспертизу, а также оплата этих услуг, входит в обязанности заказчика, но может бьггь поручена проектной организации за отдельную плату.

После утверждения ТЭО (проекта) и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы выполняются проекты земельного и горного отводов.

Разработка рабочей документации для строительства предприятия начинается после получения положительного заключения экспертных органов (промышленной безопасности, охраны недр, государственной, государственной экологической) и утверждения ТЭО (проекта) заказчиком (инвестором). В отдельных случаях, в целях ускорения строительства, рабочая документация может выдаваться и до утверждения ТЭО (проекта) по тем зданиям и сооружениям, по которым принятые технические решения очевидны.

Состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений определяется требованиями соответствующих государственных стандартов СПДС и может уточняться в договоре на выполнение проектных работ. В случае, если в проекте применяется нестандартизироваыное оборудование (НО), т. е. оборудование индивидуального изготовления), то в рабочей документации разрабатываются чертежи общих видов этого оборудования для заказа его на соответствующих заводах. Ввиду того, что эти заводы, как правило, не имеют в своем составе конструкторских бюро, разработку конструкторской документации для изготовления НО вынуждена выполнять проектная организация. .Разработка конструкторской документации на нестандартизирован-ное оборудование осуществляется по отдельному договору, а затраты на ее раз-

работку включаются в стоимость изготовления оборудования, что предусматривается в сметной документации.

Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, а таюке чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, не входят в состав рабочей документации и могут передаваться проектировщиком заказчику, если это оговорено в договоре.

Обязанностями заказчика (инвестора) на данном этапе являются:

-    заключение с соответствующими организациями договоров на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских и, при необходимости, научно-исследовательских работ;

-    подготовка совместно проектной организацией задания на разработку проектно-сметной документации и согласование его с Федеральной службой по технологическому надзору;.

-    обеспечение полноты и качества выдаваемых проектной организации исходных данных для проектирования (см. «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг», утв. Минстроем РФ);

-    согласование с проектной организацией календарного графика разработки и выдачи проектно-сметной документации;

-    проведение согласований (в том числе с градостроительным Советом местного, органа исполнительной власти), экспертизы и утверждения проектной документации, а также организация внесения изменений в соответствующую документацию исправлений по замечаниям и предложениям согласующих и экспертных организаций;

-    заключение договора с генеральной проектной организацией на осуществление авторского надзора.

4-ый этап - строительство предприятия

Строительство предприятия (объекта) может быть начато после получения разрешения на строительство от местного органа исполнительной власти и, в случае строительства объектов на площадях залегания полезных ископаемых, также разрешение Федеральной службы по технологическому надзору, для чего этим органам направляются материалы ТЭО (рабочего проекта) с приложением всех согласований и экспертных заключений, а таюке документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок.

Обязанностями заказчика на данном этапе являются:

1. В области материально-технического обеспечения:

-    заключение договоров подряда на выполнение строительно-монтажных работ;

-    обеспечение строительства объектов технологическим, электротехническим, энергетическим и общезаводским оборудованием и аппаратурой, а таюке материалами, поставка которых возложена на заказчика;

-    своевременное предъявление претензий к заводам-изготовителям или поставщикам в случае установления некомплектности или дефектов оборудования и аппаратуры или материалов;

-    согласование с проектной организацией возмоясности применения не предусмотренного проектом оборудования;

-    осуществление приемки, учета и надлежащего хранения поступающего на стройку оборудования, изделий и материалов;

-    своевременная передача подрядным организациям оборудования, материалов и аппаратуры, подлежащих монтажу, с обеспечением их доставки на приобъектные склады.

При заключении договоров на поставку технологического оборудования и устройств, в том числе импортных, заказчик должен требовать от изготовителя представления разрешений Федеральной службы по технологическому надзору на возможность применения поставляемых технических устройств на опасных производственных объектах.

Примечание. Ранее при системе планового распределения материальных ресурсов на каждую из сторон строительного подряда было возложено .обеспечение строительства материалами и оборудованием по установленному перечню. В новых условиях свободного рынка Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть II, п.1 ст.745*) возлагает на подрядчика обязанность обеспечения строительства всеми необходимыми материалами, конструкциями, деталями и оборудованием. Стороны в договоре могут установить иной порядок, при котором на заказчика будет возложено обеспечение строительства отдельными видами материалов или заказ оборудования, особенно технологического.

Подрядчик вправе требовать передачи ему расчетов проектной организации о потребности основных видов материалов, строительных конструкций, технологических устройств (оборудования) и энвр-горесурсов. На основании этих расчетов сторонами согласовываются комплектовочные ведомости, способствующие обеспечению заказа и    получению    комплектов    оборудования.

Когда договором на заказчика возложено обеспечение материалами и оборудованием, подрядчик, обнаружив при проверке нарушения качества и комплектности поставленного, должен предложить заказчику произвести замену полученных им материалов и оборудования, принимая временно на ответственное хранение некачественные предметы поставки.

*Содержание П. 1 cm. 745 - Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом ши в определенной части осуществляет заказчик.

2.    В области освоения строительных площадок:

а)    создание геодезической разбивочной основы для строительства;

б)    получение разрешений соответствующих эксплуатационных органов

на:

-    производство работ в зоне воздушных линий электропередач и линий связи, в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, расположенных на строительной площадке;

-    вырубку леса и пересадку деревьев;

в)    переселение граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции;

г)    возмещение гражданам, в случае необходимости, предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых плодово-ягодных насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и строений, принадлежащих им на правах личной собственности;

д)    проверка расчетов остаточной стоимости сносимых зданий и сооружений, принадлежащих государственным, кооперативным организациям и колхозам, правомерность включения ее в сметную документацию на строительство;

е)    реализация возвратных материалов от разборки сносимых сооружений, а также материалов, получаемых при попутной добыче.

3.    В области надзора за строительством:

-    согласование с соответствующими организациями вопросов, связанных с установкой, опробованием и регистрацией технологических крановых и подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением;

-    осуществление предусмотренных проектом геодезических измерений деформаций оснований зданий и сооружений, выполнение контрольных геодезических съемок и по их результатам нанесение всех изменений на исполнительный генеральный план;

-    осуществление контроля и технического надзора за строительством объектов, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, участие в составлении актов скрытых работ, а также заключение договоров с проектными организациями на осуществление авторского надзора.

Для исключения дополнительных материальных затрат и сокращения сроков строительства, заказчику целесообразно периодически привлекать органы государственного надзора для контроля качества работ подрядных организаций и соблюдения ими требований действующих нормативных документов.

Примечание: Строительство опасных производственных объектов действующими правилами безопасности на угольных предприятиях без осуществления авторского надзора запрещено.

Отклонения от проектной документации в процессе строительства не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию и влияющие на

обеспечение промышленной безопасности предприятия, подлежат экспертизе промышленной безопасности, охраны недр и государственным ( в том числе экологической) экспертизам в установленном Федеральной службой по технологическому надзору порядке.

Все изменения способов производства работ, замена материалов или изделий, предлагаемые подрядными строительно-монтажными организациями, подлежат согласованию с проектной организацией на основании письменного обращения заказчика.

5-ьгй этап - сдача предприятия в эксплуатацию (СНиП 3.01.04-87)

Основными функциями заказчика на данном этапе являются:

-    согласование с местным органом исполнительной власти состава приемочной комиссии по приемке предприятия в эксплуатацию;

-    представление (совместно с подрядными организациями) необходимых документов приемочной комиссии по законченным строительством объектам;

-    осуществление своевременной и качественной подготовки к выпуску продукции на вводимых в эксплуатацию объектах (подготовка и укомплектование их кадрами, обеспечение сырьем, материалами, энергоресурсами и др.);

-    передача после приемки приемочной комиссией законченных строительством объектов эксплуатирующим организациям, а также проектно-сметной и технической документации, разработанной до начала и в процессе строительства, акты рабочих и приемочной комиссий со всеми приложениями;

-    принятие от подрядчика по акту законсервированных строек с принятием мер по сохранности выполненных работ.

Заказчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации.

В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к Действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Для пусконаладочных работ разрабатывается специальная технологическая документация, предусматривающая необходимые меры безопасности.

По окончании строительства заказчик создает комиссию по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, в состав которой помимо заказчика включаются представители:

-    местного органа исполнительной власти;

-    органа Федеральной службы по технологическому надзору;

-    органа по охране окружающей природной среды Минприроды РФ;

-    органа государственного санитарного надзора;

-    местных органов МЧС РФ (в том числе пожнадзора);

-    местного органа Минтруда РФ;

-    генподрядчика;

-    субподрядных (монтажных организаций);

-    генпроектировщика;

-    организации, которой передается объект для эксплуатации.

В состав указанных комиссий также включаются при приемке: объектов со сложным или уникальным оборудованием — представители

заводов-изготовителей этого технологического оборудования и монтажных организаций;

объектов, имеющих железнодорожные подъездные пути - представители организаций МПС РФ;

объектов, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство рыбных запасов — представители органов рыбоохраны.

Примечание. Более полно функции заказчика (инвестора) приведены в «положении о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре» Госстрой СССР. 1988г.

Перечень основной нормативной литературы

1.    СП 1Ы01-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», утв. Постановлением Минстроя России от 30.06.95г. №18-63. (документ носит рекомендательный характер).

2.    СниП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», утв. Постановлением Минстроя России от 30.06.95г. № 18-64. (документ носит рекомендательный характер).

3.    «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг», утв. Зам. Министра строительства РФ Полтавцевым С.И. 6.02.96г..

4.    Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от.21.07.97г.

5.    Федеральный закон «О недрах» №2395-1 от 21.02.92г. (с изм. на 06.06.2003г. № 65-ФЗ).

6.    «Земельный кодекс Российской Федерации» (с изм. на 30.06.02г.).

7.    «Градостроительный кодекс Российской федерации» (с изм. на 10.01.03г.).

8. ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр»

9.    «Положение о порядке лицензирования пользования недрами», утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 15.07.92г. №3314-1 (с изм. на 1.02.94г.).

10.    РД 07-361-20.00 «Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами».

11. -.РД 07-309-99 «Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых».

12.    РД 07-488-02 «Положение о порядке согласования органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр».

13.    «О применении технических устройств на опасных производственных объектах», Постановление Правительства РФ от 25.12.98г. №1540.

14.    РД 03-485-02 «Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах».

15.    РД 07-192-98 «Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых».

16.    «Положение о заказчике-застрошцике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», Госстрой СССР, 1988г.

17.    СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов».

18.    «Гражданский кодекс Российской Федерации». Часть И.

1. Введение

В условиях реформирования угольной отрасли и перехода к рыночным отношениям в России, законодательная и нормативная базы, регламентирующие порядок получения горного и земельного отводов, использования и охраны недр, составления и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых претерпели значительные изменения.

Строительство и эксплуатация предприятий угольной отрасли представляет собой сложнейший комплекс производственных процессов и инженерных коммуникаций, проектирование которых должно осуществляться в соответствии с современной нормативной базой, в полной мере учитывающей появление на российском рынке новых технологий и оборудования, правовые основы хозяйствования в условиях рыночных отношений, и, конечно, требования промышленной безопасности.

Состояние промышленной безопасности на предприятиях угольной отрасли напрямую зависит от качества разработанной проектно-технической документации, полноты рассмотренных в ней технических и организационных вопросов и реализации проектных решений при строительстве и эксплуатации предприятия.

В последние годы поступающая на согласование в Кузнецкое управление Госгортехнадзора России проектно-техническая документация на строительство и эксплуатацию объектов не всегда соответствует предъявляемым требованиям законодательных и нормативных актов. По этой причине проекты не согласовываются и, как правило, направляются на доработку или корректировку, что приводит к значительному увеличению сроков проектирования и согласований, и отодвигает сроки начала строительства объектов.

Ие в полной мере соблюдают и требования, предъявляемые законодательными и нормативными актами, устанавливающими порядок начала строительства и сдачи объектов в эксплуатацию.

С целью упорядочения и доведения до сведения собственников и проектных организаций требований предъявляемых к проектированию строительству и сдаче объектов в эксплуатацию разработаны настоящие Методические рекомендации.

«Методические рекомендации об особенностях создания угледобывающих предприятий, общем порядоке проектирования и их строительства на территории Кемеровской области» разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской.Федерации и охватывают круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса, строительства и сдачи в эксплуатацию и являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку и реализацию проектов по добыче полезных ископаемых на территории Кемеровской области, если они не противоречит иным законодательным актам.

Разработчики:

От Кузнецкого управления Госгортехнадзора России:

Рычковский В.М., Перковский А.М., Минаков В.В., Шайдулин В.З.

От ЗАО «Гипроуголь» Белокопытов П.И., Кодола В.В.

Создание угледобывающего предприятия с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию можно условно разделить на пять этапов.

1- ый этап- получение права на пользование участком недр.

Право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых предоставляется по результатам конкурса (аукциона), проводимого региональным подразделением министерством природных ресурсов и администрацией субъекта РФ.

Одновременно с заявкой на право пользования недрами инвестор представляет, помимо других документов, и технико-экономические предложения по отработке испрашиваемого участка недр.

Технико-экономические предложения должны содержать:

-обоснование основных технологических решений (способа, системы и технологии отработки участка недр);

-    полноту извлечения полезного ископаемого, объемы добычи по годам;

-    экономическую эффективность проекта освоения участка недр;

-    обеспечение предприятия энергетическими, материальными, трудовыми и прочими ресурсами;

-    мероприятия по охране окружающей среды, соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов и организации безопасного ведения работ;

-    мероприятия по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

-    необходимые размеры земельного участка для строительства.

Победителю конкурса (аукциона) предоставляется право пользования участком недр с целевым назначением в соответствии со статьей 6 Закона РФ «О недрах» и выдается лицензия на это право. В лицензии устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами федеральной службы по технологическому надзору России.

На этом же этапе местный орган исполнительной власти выдает предварительное согласование места размещения объекта и технические условия для разработки «Обоснований инвестиций».

2- ой этап - разработка «Обоснований инвестиций в строительство».

Осуществляется- в порядке, изложенном во втором этапе «Общего порядка

проектирования и строительства угольных предприятий».

На основании утвержденных «Обоснований инвестиций» и предварительного горного отвода участка недр местный орган исполнительной власти утверждает Акт о выборе земельного участка для строительства, что дает право заказчику (инвестору) приступить к 3-му этапу создания предприятия (разработке проектной документации).

3- ий этап - разработка проектной документации.

Осуществляется в порядке, изложенном в третьем этапе «Общего порядка проектирования и строительства угольных предприятий».

После экспертизы, согласования- и утверждения ТЭО (проекта) строительства предприятия разрабатывается проект горного отвода в соответствии с требованиями «Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых» (РД 07-192-98). Проект горного отвода подписываются руководителем, главным геологом и главным маркшейдером организации, испрашивающей горный отвод, главным инженером проекта разработки месторождения полезного ископаемого и руководителем организации, разработавшей проект горного отвода, а подписи скрепляются печатью.

Для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода пользователь недр представляет в территориальный орган федеральной службы технологического надзора письмо (заявку), проект горного отвода и ряд приложений. После рассмотрения документов, орган федеральной службы технологического надзора оформляет и выдает горноотводной акт в уточненных границах на основании технического проекта.

4- ый и 5-ый этапы - строительство и сдача предприятия в эксплуатацию

Осуществляется в порядке, изложенном в «Общем порядке проектирования и строительства угольных предприятий».

Нормативные документы

1. Закон российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992г. №2396-1 (с изм. на 06.06.2003г. № 65-ФЗ).

2.    «Положение о порядке лицензирования пользования недрами», утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92г. №3314-1..

3.    «О лицензировании пользования недрами», письмо МПР России и Госгортехнадзора России от 16.01.98г. №БЯ-61/171 (Постановление от 16.01.98г. №04-35/43).

4.    РД 07-361-2000 «Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами».

5.    РД 07-192-98 «Инструкция по оформлению горных отводов для разработки полезных ископаемых».

6.    РД 07-309-99 «Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых».

3. Порядок предоставления земельных участков для капитального строительства

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства определен «Земельным кодексом Российской Федераций» (с изм. на 30.06.2003г.), утвержденным Федеральным законом Российской Федерации от 25.10.2001г. № 137-ФЗ. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать

свои положения о порядке предоставления земельных участков, не противоречащие требованиям земельного кодекса.

В «Ходатайстве (декларации) о намерениях», подаваемым заказчиком (инвестором) в местный орган исполнительной власти, указывается, в частности, потребность в земельных ресурсах (с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка ц сроков его использования).

Местный орган исполнительной власти выдает предварительные исходные данные для разработки «Обоснований инвестиций» (технические условия на присоединение к внешним энергетическим источникам и транспортным коммуникациям, а также предварительное заключение о возможном размещении земельного участка для строительства, как правило, в нескольких вариантах). В составе исходных данных по предлагаемым земельным участкам представляются планово-картографические материалы с указанием существующих строений и коммуникаций, состав земельных угодий и почвенные характеристики, условия по рекультивации, формы собственности на отдельные участки земли: государственная, муниципальная, частная.

Необходимо отметить, что порядок предоставления земельных участков для строительства, установленный земельным кодексом, касается только земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если какая-то часть земельного участка, отводимого под строительство, принадлежит физическим иЛи юридическим лицам, она должна быть выкуплена у них инвестором по согласованию с местным органом исполнительной власти.

Дальше излагается порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проектная- организация в составе Обоснований инвестиций выполняет раздел «Место размещения предприятия». В разделе излагаются требования к месту размещения объекта, анализ возможных вариантов его размещения (заданных в исходных данных) и выбор оптимального с учетом социальной, экономической и экологической ситуации в регионе, наличия сырьевых ресурсов, транспортных коммуникаций и инженерных сетей. Определяется размер санитарно-защитной зоны предприятия. В состав обоснований инвестиций включаются: схема ситуационного плана с размещением объекта строительства и указанием мест присоединения его к инженерным сетям и коммуникациям, схема генерального плана объекта, обосновывающие размеры земельного участка. В стоимость строительства объекта включаются все убытки землепользователей, вызванные изъятием земельного участка.

После согласования Обоснований инвестиций с заинтересованными органами государственного надзора и контроля, а также землепользователями, чьи интересы ущемляются изъятием земельного участка для строительства, инвестор (заказчик) утверждает обоснования инвестиций.

Материалы обоснований инвестиций направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка для строительства с приложением необходимых документов согласований.

На основании утвержденного акта выбора земельного участка для строительства местным органом исполнительной власти принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Утвержденный акт выбора площадки для строительства является основным и окончательным документом о согласовании основных проектных решений и технических условий на присоединение объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям и сооружениям.

Утвержденный акт выбора площадки для строительства служит основанием для разработки проектной документации на строительство объекта.

После разработки технико-экономического обоснования (проекта) строительства объекта, согласования его с заинтересованными организациями и утверждения, заказчик выдает проектной организации задание на разработку проекта земельного отвода.

В проекте отвода земельного участка уточняются размеры и границы предоставляемого земельного участка с учетом требований рационального использования смежных земельных участков, определяется состав и качество земель этого участка, сроки и условия пользования им, в том числе сроки возврата (при предоставлении его во временное пользование, аренду), фактические суммы убытков, причиняемых землепользователю, землевладельцу, собственнику, арендатору земельного участка, и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств, условия использования снимаемого с него плодородного слоя почвы. В пояснительной записке к проекту приводится таблица с экспликацией земельных участков по землепользователям и угодьям.

К проекту земельного отвода прикладывается план отвода земельного участка и чертеж переноса проекта в натуру.

Проект земельного отвода подлежит согласованию с землеустроительной, архитектурной и градостроительной службами соответствующего органа исполнительной власти.

На основании этих материалов и ходатайства (заявления) заказчика местный орган исполнительной власти принимает решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого участка. В решении указываются виды изымаемых земель, цель, для которой предоставляется данный земельный участок, его размер, условия отвода.

Закрепление на местности границ предоставленного земельного участка межевыми знаками, составление документов, удостоверяющих право пользования, а также оформление землеустроительного дела производятся землеустроительными организациями при местных органах исполнительной власти.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием для получения разрешения на строительство объекта.

Примечание. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных нрав пользователя недр осуществляются только после получения горноотводного акта.

Нормативные документы

1.    «Земельный кодекс Российской Федерации» (с изменениями на 30.06.2003г.), утвержден Федеральным законом РФ от 25.10.2001г. №137-Ф3.

2.    «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг», утверждено Минстроем России 6.02.1996г.

3.    Указ Президента республики Беларусь от 06.08.02г. №422 «Об утверждении положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков».

4.    Закон российской Федерации «О землеустройстве» от 18.06.2001г. №78-

ФЗ.

5.    «Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утверждены руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.03г.

6.    Постановление Правительства РФ от 28.01.93г. №77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (с изм. на 07.05.2003г.).

7.    СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», утв. Постановлением Минстроя России от 30.06.95г. №18-63. (документ носит рекомендательный характер).

8.    СниП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», утв. Постановлением Минстроя России от 30.06.95r. № 18-64. (документ носит рекомендательный характер).

9.    «Эталоны ТЭО строительства предприятий по добыче и обогащению угля». Том I и Том II. г. Москва, 1998г.

4. Общин порядок проектирования и строительства предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию.

Условно этот процесс можно разделить на пять этапов.

1-ый этап - определение цели инвестирования, назначения и мощности объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора).

На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели заказчиком, с привлечением в необходимых случаях проектной организации для выполнения технико-экономических предложений, проводится оценка возможностей

инвестирования и достижения желаемых технико-экономических показателей предприятия.

На основании принятых на данном этапе решений заказчик представляет в установленном порядке «Ходатайство (декларацию) о намерениях» в соответствующий орган исполнительной власти (см. «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг», утверждено Минстроем России 06.02.1996г.).

После получения положительного решения от местного органа исполнительной власти заказчик принимает решение о разработке обоснований инвестиций в строительство предприятия.

2-ой этап - разработка обоснований инвестиций в строительство осуществляется на основании полученных ранее решений и информации с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций, а также предварительного согласования места размещения объекта.

Обоснования инвестиций разрабатываются в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) окончательного решения о целесообразности дальнейшего инвестирования средств и разработке, проектной документации на строительство предприятия (см. «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» СП 11-101-95, утверждены Постановлением Минстроя России от 30.06.1995г; №18-63). В составе Обоснований инвестиций в обязательном порядке разрабатывается раздел «Оценка воздействия предприятия на окружающую природную среду» (ОВОС).

При разработке обоснований инвестиций; как правило, возникает необходимость выполнения и определенного объема инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий.

Обоснования инвестиций подлежат согласованию с заинтересованными организациями и государственной экспертизе в установленном порядке. Направление проектных материалов на согласования и экспертизу, а также оплата этих услуг, входит в обязанности заказчика, но может быть поручена проектной организации за отдельную плату.

Утверждение обоснований, инвестиций заказчиком (инвестором) осуществляется на основе положительного заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта (выдачи утвержденного-Акта о выборе земельного участка для строительства).

Примечание. Для отдельных несложных объектов, экономическая эффективность создания которых очевидна, «Обоснования инвестиции» могут не разрабатываться и первые два этапа создания предприятия могут быть объединены.

В этом случае проектная организация по заданию заказчика разрабатывает «Технико-экономические предложения», которые после утверждения ис-

пользуются при участии в конкурсе (аукционе) на предоставление участка недр для добычи полезного ископаемого, а также предварительного согласования места размещения объекта, оформления Акта выбора земельного участка для строительства и получения технических условий на обеспечение предприятия энергетическими ресурсами и подключение к внешним инженерным сетям и коммуникациям.

3-нй этап - разработка проектной документации.

Разработка проектной документации, как правило, осуществляется в две стадии:

-    технико-экономическое обоснование (проект);

-    рабочая документация.

Для простых и несложных объектов допускается разработка проектной документации в одну стадию - рабочий проект.

Ввиду того, что все угольные предприятия являются опасными производственными объектами, задание на разработку ТЭО (проекта) или рабочего проекта строительства такого предприятия подлежит согласованию в территориальных органах Федеральной службы по технологическому нвдзору.

Разработка ТЭО (проекта) осуществляется на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство предприятия. Для разработки ТЭО заказчик представляет проектной организации все необходимые исходные данные и технические условия на присоединение предприятия к внешним инженерным сетям и коммуникациям. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели с учетом замечаний и предложений экспертного заключения, а также предложений инвестора, изложенных в документе об утверждении Обоснований инвестиций, (см. «Инструкцию о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 11 01-95, утв. Постановлением Минстроя России 30.06.1995г. №18-64).

В случаях, когда в договоре не обусловлены специальные требования о составе выдаваемой заказчику проектной документации, в ее состав не включаются расчеты: строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, а таюке расчеты объемов, строительно-монтажных работ, потребности в материалах, трудовых и энергетических ресурсов. Эти материалы хранятся у разработчика проектной документации и представляются заказчику или органам государственной экспертизы по их требованию.

В процессе выполнения ТЭО, рабочего проекта выполняются инженерногеологические и инженерно-геодезические изыскания по выбранной площадке строительства предприятия. Как правило, изыскания проводятся в один этап в объеме, необходимом для разработки рабочей документации.

Для ускорения процесса проектирования и повышения качества принимаемых проектных решений проектная организация - генеральный проектировщик может привлекать другие проектные, конструкторские или научно-исследовательские организации, имеющие лицензии на соответствующие виды