Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

377 страниц

Купить Том IV — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник законодательных и ведомственных руководящих материалов по угольной промышленности содержит дсствующие законы, постановления и распоряжения Правительства СССР, нормативные акты, изданные обiцесоюзньтми подведомственными органами, приказы, постановления коллегии и директивные письма Министерства угольной промышленности СССР.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Планирование и цены

     Глава 1. Планирование и экономическое стимулирование

     Глава 2. Цены

Часть II. Финансирование

     Глава 1. Общие вопросы

     Глава 2. Финансирование промышленности и капитального строительства

     Глава 3. Расчеты с бюджетом, налоги

     Глава 4. Кредитование и банковские операции

Часть III. Капитальное строительство и проектирование

     Глава 1. Капитальное строительство

     Глава 2. Проектирование

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СБОРНИК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ РУКОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ ПО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

СБОРНИК

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ РУКОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ ПО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Том IV

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(ЦНИЭИуголь)

МОСКВА 1979

18.    Установить следующий порядок использования амортизационного фонда:

а)    амортизационные отчисления в части, предназначенной для капитального ремонта, остаются в распоряжении предприятия для использования по прямому назначению. Разрешить предприятиям расходовать эти средства также на модернизацию основных фондов, приобретение деталей и узлов, необходимых для проведения капитального ремонта, и нового оборудования взамен устаревшего, капитальный ремонт которого экономически нецелесообразен.

Предоставить вышестоящим организациям право создавать резерв за счет амортизационных отчислений, предназначенных для капитального ремонта, в размере до 10% общего объема этих отчислений для использования на тех предприятиях, у ко. торых собственных средств на осуществление капитального ремонта недостаточно;

б)    амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, в размерах, установленных в соответствии с пунктом 16 настоящего Постановления, остаются в распоряжении предприятия и включаются в фонд развития производства.

Остальная часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, в соответствии с действующим порядком используется как источник финансирования централизованных государственных капитальных вложений.

19.    Разрешить за счет средств фонда освоения новой техники производить нс только плановые затраты предприятий на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке производства новых видов гражданской продукции, осуществленные до начала серийного выпуска продукции, но и единовременные дополнительные затраты, связанные с повышением качества, долговечности и надежности готовых изделий, а также повышенные затраты первого года массового производства отдельных вновь осваиваемых изделий (разницу между себестоимостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производства).

20.    Установить, что недостаток собственных оборотных средств, образовавшийся у предприятий в результате невыполнения плана прибыли и осуществления сверхплановых расходов, финансируемых из прибыли, должен быть возмещен ими в течение трех лет за счет выполнения устанавливаемых министерствами и ведомствами заданий по получению дополнительной прибыли от проведения организационно-технических мероприятий, а также за счет части сверхплановой прибыли, подлежащей направлению на эту цель в установленном порядке, и уменьшения отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования в размере до 30%.

В связи с этим:

прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий;

разрешить Госбанку СССР выдавать предприятиям на период до восстановления утраченных собственных оборотных средств, но не более чем на три года ссуды на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств с погашением их за счет источников, предусмотренных настоящим пунктом;

подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения об обеспечении необходимыми оборотными средствами промышленных предприятий.

21.    В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств — плату за основные фонды и оборотные средства.

Отчисления от прибыли производить в процентах к стоимости: производственных основных фондов; сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановленного оборудования на действующих предприятиях; нс прокредитованных банком нормируемых запасов товарно-материальных ценностей (кроме сверхнормативных сезонных запасов).

Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фон. да развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка—до погашения ссуды. Освободить вновь вводимые в действие предприятия, а также действующие предприятия в части производственных фондов вновь вводимых цехов от платы за основные фонды и оборотные средства на срок освоения производственных мощностей, установленный отраслевыми нормативами.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик но согласованию с Министерством финансов СССР устанавливать временно, в пределах плановых сроков освоения мощностей, льготы по платежам за основные фонды и оборотные средства для отдельных предприятий, на которых в течение короткого времени в значительных размерах вводятся в действие новые основные фонды.

Министерству финансов СССР и Госплану СССР с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик определить размеры, порядок введения и взимания платы за производственные основные фонды и оборотные средства, предусмотрев при этом установление платы за основные фонды и оборотные средства в отраслях промышленности, где уровень рентабельности позволяет ее ввести, с тем чтобы после осуществления пересмотра оптовых цен распространить плату за основные фонды и оборотные средства на другие отрасли промышленности.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик в пределах установленной нормы платы за производственные основные фонды и оборотные средства, в необходимых случаях дифференцировать ее по группам предприятий.

Нормы платы за производственные основные фонды и оборотные средства (в процентах к их стоимости) устанавливаются на ряд лет, при этом должно быть обеспечено оставление у нормально работающего предприятия прибыли, необходимой для образования фондов предприятия и покрытия плановых затрат (прироста собственных оборотных средств, капитальных вложений и других). Следует исходить из того, что в перспективе плата за фонды, являющаяся частью прибыли (чистого дохода) предприятия, должна стать основной формой платежей в бюджет и важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов государства 1 2.

22.    В связи с тем. что у предприятий, находящихся в особо благоприятных природных и транспортных условиях, образуется дифференциальный чистый доход; установить для таких предприятий, в отношении которых не применяются расчетные цены, фиксированные (рентные) платежи в бюджет за счет прибыли.

23.    Установить, что проценты за пользование банковским кредитом относятся на результаты деятельности предприятий и нс включаются в себестоимость продукции.

24.    Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием;

а)    из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за основ, ные фонды и оборотные средства и фиксированные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит;

б)    после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства. Для определения нормативов отчислений в эти фонды принимается прибыль за вычетом из нее платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит;

в)    из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизованных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисления в резерв для оказания Финансовой помощи и на другие пели в соответствии с решениями Правительства СССР. Разиина между общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плановых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли.

Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик:

а)    подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке образования резерва министерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям;

б)    разработать и утвердить Положение о порядке распределения прибыли (плановой и сверхплановой)

III. По усилению материальной заинтересованности работников в улучшении работы предприятий

25. В целях усиления материальной заинтересованности работников промышленных предприятий в повышении эффективности производства, улучшении качества продукции, росте объема реализации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия.

В соответствии с этим наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов) повышать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также ввести выплату вознаграждения работникам за улучшение общих годовых итогов работы предприятия за счет использования части фонда материального поощрения.

Предусматривать в планах по мерс роста прибыли и рентабельности производства увеличение размеров прибыли, оставляемой предприятиям для материального поощрения работников.

26.    Установить, что в фонд материального поощрения, кроме отчислений от прибыли, включаются суммы премий, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы.

В иелях стимулирования заинтересованности работников в повышении качества продукции отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам дополнительно часть прибыли, полученной за счет надбавки к иене за улучшение качества продукции, а также часть прибыли от реализации новых высококачественных и улучшенных товаров народного потребления.

27.    Размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения определяется по нормативам в зависимости от увеличения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются в процентах к фонду заработной платы:

за каждый процент увеличения объема реализации продукции в сопоставимых иенах (или размера прибыли), предусмотренный в плане данного года по сравнению с предыдущим годом;

за каждый процент рентабельности, предусмотренный в годовом плане.

Нормативы предусматриваются стабильными на ряд лет и дифференцируются по отраслям (а при необходимости по группам предприятий внутри отрасли). Предельные размеры отчислений в фонд материального поощрения не устанавливаются.

При утверждении показателей годового плана каждому предприятию в соответствии с установленными нормативами определяются размеры отчислений от прибыли в фонд материального поощрения.

При расчете годового уровня плановой и фактической рентабельности в стоимость основных фондов не включаются фонды, вводимые во втором полугодии планируемого года.

Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объеме производства.

В планово-убыточных предприятиях фонд материального поощрения образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции.

28.    Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший период с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год), исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли.

Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производятся при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмотренной в плане.

При перевыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения.

При невыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощрения, устанавливается предприятиям вышестоящими органами при утверждении показателей годового плана. Другие ограничения по отчислениям в фонд материального поощрения не устанавливаются.

Установить, что на поощрение работников предприятия расходуется ежеквартально не более 90% средств, поступающих в фонд материального поощрения. Остальная часть фонда расходуется на эту цель по окончании года при условии выполнения предприятием годовых плановых заданий по реализации продукции (или по прибыли) и рентабельности производства.

На предприятиях с длительным циклом производства при отсутствии или незначительном объеме реализации продукции в отдельные кварталы отчисления в фонд материального поощрения могут производиться в зависимости от выполнения плана производства.

29.    Установить, что фонд материального поощрения используется:

а)    на премирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих но устанавливаемым премиальным системам;

б)    для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий;

в)    для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим за общие результаты работы предприятия по итогам за год;

г)    для оказания единовременной помощи работникам предприятий.

Распределение фонда материального поощрения но указанным в настоящем

пункте направлениям производится администрацией предприятия с участием профсоюзной организации.

30.    Ввести систему премирования, обеспечивающую заинтересованность всех ра* ботинков предприятий в росте объема реализации продукции или прибыли, а также .'ivBUiucnnii рентабельности произволе та.

Руководящие работники . предприяши и работники аппарата управления предприятий премируются за выполнение и перевыполнение плана по реализации продукции или ириоылн при соблюдении условий премирования, устанавливаемых вышестоящей организацией с учетом особенностей отдельных отраслей и предприятий. В отдельных отраслях для руководящих, инженерно-технических работников и служащих аппарата управления предприятий могут быть установлены другие показатели премирования.

Показатели и условия премирования инженерно-технических работников и служащих цехов, служб и участков предприятия и размеры премий этим работникам устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с профсоюзной организацией в пределах сумм, выделяемых из фонда материального поощрения предприятия.

Премирование рабочих производить по показателям и условиям премирования, устанавливаемым директором предприятия по согласованию с профсоюзной организацией на основе типовых положений, утверждаемых по отраслям промышленности.

В хорошо работающих предприятиях, у которых за счет прибыли образуется достаточный фонд материального поощрения, премии рабочим, выплачиваемые из фонда заработной платы, увеличиваются за счет фонда материального поощрения.

Показатели, условия и размеры премирования устанавливаются ежегодно при утверждении годового плана. При этом не должна допускаться множественность условий и ограничений в выплате премий.

Премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих производится по месячным или квартальным результатам работы.

При поощрении работников исходить из того, что размеры индивидуальной и коллективной оплаты труда должны находиться в прямой зависимости нс только от количества, но и от качества произведенной продукции. Сочетать принцип материальной заинтересованности с материальной ответственностью работников за результаты труда, для чего наряду с повышением оплаты труда при улучшении качества продукции уменьшать оплату труда при ухудшении качества продукции и выпуске брака по вине работников предприятия.

31.    Установить, что премии, начисленные руководящим работникам аппарата управления предприятий, при относительном перерасходе фонда заработной платы по предприятию в целом уменьшаются на сумму допущенного перерасхода, но не более чем на 50% от начисленных премий. Если предприятие в период до 6 месяцев возместит допущенный перерасход фонда заработной платы, указанным работникам .выплачивается 50% той части премии, которая нс была выплачена в предыдущие периоды в связи с перерасходом фонда заработной платы.

В таком же порядке производится выплата премий при перерасходе Лонда за-работной платы руководящим работникам цехов и служб предприятия. При этом перерасход фонда заработной платы учитывается только по соответствующему цеху и службе предприятия.

Предприятие может использовать полученную в истекших кварталах данного календарного года экономию по фонду заработной платы, пересчитанному в соответствии с процентом выполнения плана, на выплату заработной платы и премий в последующих кварталах этого же года.

При наличии экономии фонда заработной платы по предприятию в целом руководитель предприятия имеет право выплачивать премии в полном размере также руководящим работникам цехов и служб, улучшивших свою работу, но еще не возместивших перерасход фонда заработной платы, допущенный за прошлый период.

32.    Выплата вознаграждения работникам предприятий за улучшение общих годовых итогов работы производится за счет части фонда материального поощрения в соответствии с полученной ими заработной платой и с учетом продолжительное!и непрерывного стажа работы на данном предприятии. Руководителям предприятий предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией уменьшать или увеличивать работникам эти поощрительные выплаты в зависимости от результатов их работы.

33.    Премии и вознаграждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения, учитываются при исчислении средней заработной платы работающего.

34.    В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в снижении трудоемкости производства и освоении новых норм выработки и норм обслуживания при пересмотре норм на основе внедрения организационно-технических мероприятий использовать часть средств полученной в связи с этим экономии для дополнительной оплаты труда рабочих в течение 3—6 месяцев.

Разрешить руководителям предприятий за счет этой экономии премировать также мастеров и других инженерно-технических работников производственных участков, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении указанных организационно-технических мероприятий.

35.    Предоставить право руководителям предприятий по согласованию с профсоюзной организацией при недостатке соответствующих категорий рабочих доплачивать за счет экономии фонда заработной платы (пересчитанного на процент выполнения плана) рабочим за совмещение профессий в размерах до 30% тарифной ставки или оклада заменяемого рабочего при сокращении численности по сравнению с численностью, полагающейся по установленным нормам обслуживания.

36.    При в белении попой системы премирования работников, предусмотренной настоящим Постановлением, сохранить действующий порядок премирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих:

за создание и внедрение новой техники;

за поставку продукции на экспорт;

за выпуск предметов широкого потребления из отходов производства;

за лучшие результаты работы по итогам социалистического соревнования.

Сохранить также на установленные сроки специальные премии, выплачиваемые сверх фонда заработной платы.

37.    Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения.

Предоставить право директорам предприятий по согласованию с профсоюзными организациями перераспределять средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каждого фонда.

38.    Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР но вопросам труда и заработной платы совместно с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и представить в Совет Министров СССР:

а)    проект нормативов отчислений от прибыли в фонд материального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по отраслям промышленности.

Установить, что дифференциация этих нормативов по группам предприятий производится министерствами и ведомствами СССР по согласованию с ЦК профсоюзов.

При разработке нормативов исходить из того, что улучшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, учтенное в годовом плане, должно поощряться в больших размерах, чем перевыполнение плановых заданий.

В тех случаях, когда у предприятия образуется прибыль за счет значительного превышения уровня рентабельности по сравнению со средней рентабельностью но отрасли, отчисления в фонд материального поощрения от соответствующей части прибыли производятся по пониженным нормативам;

б)    проекты положений о порядке образования и расходования фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

39.    Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств и ведомств:

а)    разработать и утвердить в соответствии с настоящим Постановлением типовые положения о премировании работников по отраслям промышленности;

б)    разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке и сроках пересмотра норм выработки в промышленности.

IV. О повышении роли кредита в развитии промышленности

40.    Признать необходимым повысить роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности производства с тем, чтобы кредит Госбанка СССР более активно содействовал улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Госбанку СССР при кредитовании и расчетах осуществлять дифференцированный подход к предприятиям и организациям в зависимости от выполнения ими основных показателей плана — предоставлять преимущества хорошо работающим предприятиям и организациям, выполняющим планы производства и реализации продукции и планы накоплений и сохраняющим собственные оборотные средства, и применять в необходимых случаях меры кредитного воздействия к плохо работающим предприятиям и организациям.

41.    Установить, что капитальные вложения в промышленности осуществляются:

на строительство новых предприятий по централизованному плану капитальных

вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмотренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности;

на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР. Реконструкция предприятий за счет средств государственного бюджета производится только с разрешения Совета Министров СССР.

Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов.

Министерству финансов СССР предусматривать в Государственном бюджете СССР необходимые средства для кредитования централизованных капитальных вложении и передавать эти средства Стройбанку СССР в качестве ресурсов.

42.    Установить, что затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования и по осуществлению других мероприятий по техническому совершенствованию и улучшению организации производства, а также затраты по расширению и организации производства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банка. Этот кредит предоставляется на срок до шести лет со дня выдачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления.

Кредит, выданный на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию производства, погашается за счет средств фонда развития производства.

Кредит, выданный на затраты по увеличению производства товаров народного потребления, погашается за счет средств фонда развития производства, а при недостаточности этого фонда — за счет прибыли (экономии) и 50% суммы налога с оборота, полученного от реализации указанных товаров •.

43.    В целях более эффективного использования оборотных средств, улучшения расчетов предприятий и усиления банковского контроля рублем за выполнением планов реализации продукции и прибыли установить, что кредитование предприятий нс-сезонных отраслей промышленности производится Госбанком СССР преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату на условиях долевого участия собственных оборотных средств предприятий и банковского кредита.

Проценты за пользование кредитом по обороту материальных ценностей и затрат в пределах суммы, замещающей собственные оборотные средства, с предприятий не взыскиваются.

44.    Разрешить Госбанку СССР и Стройбанку СССР предоставлять предприятиям, стройкам и подрядным организациям в случаях возникновения у них временных финансовых затруднений краткосрочный (до 30 дней) кредит для расчетов с поставщиками за поставленные ими материалы, оборудование и оказанные услуги, с погашением его в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Установить, что выдача указанного кредита может не приостанавливаться при пали-чин просроченной задолженности но ссудам длительностью до 30 дней.

Стройбанку СССР предоставлять стройкам, предприятиям, организациям и учреждениям кредит на оплату оборудования в соответствии с Правилами финансирования строительства.

45.    В целях создания наиболее благоприятных финансовых условий для перехода на выпуск новой продукции и изделий повышенного качества разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кредит на осуществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий на срок до одного года при условии окупаемости и погашения ссуд в течение этого срока за счет прибыли, получаемой от реализации указанной продукции.

46.    Разрешить предприятиям, прекратившим дальнейший выпуск изделий, не пользующихся спросом у потребителей, передавать накопившиеся остатки этих изделий торговым и снабженческо-сбытовым организациям для реализации на комиссионных началах, а в случае отказа торговых и снабженческо-сбытовых организаций от приема указанных ценностей на комиссию реализовать их государственным и кооперативным предприятиям и организациям.

47.    Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за несвоевременную оплату расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги.

Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных требований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для выплаты заработной платы в меру выполнения плана производства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем производства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР.

При перевыполнении плана производства продукции средства па заработную плату выдаются Госбанком СССР с применением соответствующих нормативов за

каждый процент перевыполнения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов.

50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально.

При перерасходе предприятиями фонда заработной платы в целом за квартал против суммы, причитающейся в меру выполнения плана, они обязаны возместить допущенный перерасход путем создания экономии по фонду заработной платы в течение одного-двух кварталов.

V. О совершенствовании оптовых цен на продукцию промышленности

53. В качестве первоочередных мер для улучшения действующих оптовых цен признать необходимым:

а)    установить порядок, по которому одновременно с введением новых стандартов и технических условий, предусматривающих повышение требований к качеству, надежности и долговечности продукции, должны’ пересматриваться оптовые цены на эту продукцию с учетом дополнительных затрат и экономического эффекта для потребителей. Включать в прейскуранты на отдельные виды продукции надбавки к ценам за улучшение эксплуатационных н потребительских свойств продукции по сравнению с показателями, предусмотренными стандартами и техническими условиями.

Предоставить право предприятиям-изготовнтелям при выполнении разовых заказов по специальным требованиям заказчиков, предусматривающим улучшение отдельных технико-экономических показателей поставляемых изделий по сравнению с действующими стандартами и техническими условиями, устанавливать по договоренности с заказчиками единовременные доплаты к оптовым иенам в тех случаях, когда применение доплат за выполнение указанных требований заказчиков не предусмотрено в прейскурантах;

б)    устанавливать оптовые цены на новую продукцию на таком уровне, при котором за счет лучших технико-экономических показателей новой продукции по сравнению со старой обеспечивались бы потребителю экономическая выгода, а изготовителю возмещение дополнительных затрат и, как правило, повышенная рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции;

в)    принять дополнительные меры к выравниванию рентабельности различных предприятий в пределах одной и той же отрасли путем использования фиксированных платежей в бюджет, внесения при необходимости поправок в действующие прейскуранты, применения групповых расчетных цен;

г)    расширить практику утверждения по продукции, облагаемой налогом с оборота, прейскурантов оптовых цен предприятий с изъятием налога с оборота в виде разницы между розничными ценами за вычетом торговых скидок и оптовыми ценами предприятия.

По продукции, с которой налог с оборота не может взиматься в виде разницы в ценах, установить порядок введения ставок налога с оборота одновременно с установлением цен. При этом должна обеспечиваться рентабельность не менее 15%, но нс ниже средней рентабельности по предприятию;

д)    проводить своевременный пересмотр устаревших оптовых цен на отдельные группы изделий в случаях, когда такие цены сдерживают производство н внедрение в народное хозяйство новой, прогрессивной техники, а также создают трудности в сбыте продукции.

Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскурантами, с отнесением потерь на результаты деятельности этих предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмотренных планом.

55.    Ограничить применение временных цен на вновь осваиваемую продукцию, расширить практику установления лимитных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продукции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон.

56.    Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму полученной дополнительной выручки в доход государственного бюджета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(Директивное письмо Минуглепрома СССР от 26.06.69 № Д-59)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Перспективное планирование социального развития коллективов промышленных предприятий имеет своей целью обеспечить научно обоснованное управление социальными процессами, происходящими в жизни и деятельности коллектива. В плане социального развития коллектива должны предусматриваться мероприятия, нанравлен-

Hue на более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей работающих, улучшение условий труда и быта, создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития каждого трудящегося.

Составление таких планов должно стать столь же необходимым, как и разработка производственных планов. К настоящему времени уже накоплен некоторый опыт разработки перспективных планов социального развития производственных коллективов в судостроительной, металлургической, машиностроительной, электротехнической, радиоэлектронной и других отраслях промышленности. В угольной промышленности к методам социального планирования первым обратился коллектив Бачат-ского угольного карьера.

План социального развития составляется на основе анализа технико-экономических показателей работы предприятия и его подразделений, изучения статистической отчетности и проведения минимально-необходимых социологических исследований. В план должны включаться только те мероприятия, которые обеспечены соответствующей материально-технической базой и необходимым финансированием.

Основной формой планирования социального развития коллективов на предприятиях отрасли должны быть, как правило, пятилетие планы (с разбивкой по годам).

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИИ ПЛАНА

Для подготовки необходимых материалов (анализ технико-экономических показателей работы предприятия и его подразделений, изучение статистической отчетности, проведение необходимых социологических исследований, сбор предложений и т. п.) и разработки проекта плана на предприятии создается постоянно действующая комиссия по социальному планшюванию. В помощь комиссии рекомендуется создавать творческие бригады по разработке проектов соответствующих разделов плана.

Комиссию возглавляет руководитель предприятия (или один из его заместителей), а творческие бригады — специалисты по соответствующим разделам. В состав комиссии входят инженерно-технические работники, рабочие и служащие — представители администрации и общественных организаций предприятия.

Для проведения социологических исследований и непосредственного участия в разработке плана, при необходимости, могут привлекаться ученые и специалисты научных организаций и высших учебных заведений.

Проект плана социального развития обязательно обсуждается на участковых (цеховых) собраниях, производственных совещаниях, общих собраниях (конференциях) рабочих и служащих и по согласованию с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями утверждается руководителем предприятия.

Мероприятия этого плана рекомендуется включать в соответствующие ежегодные и квартальные производственные планы предприятий, участков, цехов, служб, а также включать в планы работы общественных организаций те пункты плана социального развития, выполнение которых зависит от них. По отдельным, наиболее важным мероприятиям рекомендуется издавать приказы руководителя предприятия, согласованные с общественными организациями.

Выполнение плана социального развития коллектива должно быть столь же обязательным для каждого работника, как и выполнение производственного плана.

Предусмотренные перспективным планом социального развития мероприятия должны быть экономически обоснованы и обеспечены необходимыми материально-техническими средствами.

Одним из главных источников финансирования мероприятий плана социального развития коллективов предприятий, переведенных на новую систему планирования н экономического стимулирования, должны служить фонды развития производства и фонды социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, формируемые из прибыли.

Отдельным предприятиям, территориально расположенным близко друг от друга, рекомендуется объединять свои ресурсы для совместного осуществления мероприятий по социальному развитию своих коллективов.

3. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для разработки плана социального развития необходимо проведение целого ряда предварительных социологических исследований.

Основными задачами исследования являются:

а)    оценка достигнутого уровня социального развития коллектива предприятия, организации;

б)    выявление социальных потребностей коллектива н определение направлений его социального развития в непосредственной связи со стоящими перед ним производственными задачами.

При социологическом исследовании важное значение имеют изучение социальной структуры коллектива предприятия и его подразделений в настоящее время и перспективы се изменения.

17

При необходимости более глубокого исследования отдельных подразделений предприятия или групп трудящихся целесообразно привлекать к этой работе специалистов: социологов, психологов, экономистов и для каждого конкретного случая разрабатывать методику исследования (программы, анкеты для опроса и т. п.).

2. Зак. 804

При проведении исследований необходимо в максимальной мере использовать существующие источники информации (статотчеты, протоколы совещаний и собраний, советов НТО Горное и ВОИР, хронометражиые наблюдения, материалы творческих объединений трудящихся и др.).

Методы социологических исследований:

а)    непосредственное наблюдение, ознакомление с жизнью коллектива, беседы с рабочими, инженерно-техническими работниками и служащими, руководителями предприятия и общественных организаций;

б)    изучение документов, характеризующих уровень техники и технологии производства, организации труда й управлении, условия труда на рабочих местах, структуру и состав кадров, уровень их квалификации, формы производственного обучения, удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся и т. д.;

в)    опросы различных групп трудящихся с целью выявления стимулов к труду и общественной деятельности, оценок трудящимися своих производственных и битовых условий, характера взаимоотношений в коллективах, действующей системы производственного обучения, мнений и предложений по различным вопросам социальной жизни коллектива и т. д.

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПЛАНА

Раздел 1. Технический прогресс, развитие и совершенствование производства

Экономической основой плана социального развития коллектива является утвержденный перспективный план развития производства.

В первом разделе плана социального развития должны предусматриваться мероприятия, непосредственно связанные с техническим прогрессом, внедрением научной организации труда, новой техники и передовой технологии, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и ликвидацией на этой основе тяжелого малопроизводительного ручного труда, повышением уровня рентабельности.

Раздел II. Улучшение условий труда, повышение культуры производства и создание благоприятной производственной обстановки

В этом разделе предусматриваются мероприятия по повышению культуры производства, созданию условий, способствующих систематическому росту производи, тельностн труда, его безопасности, ликвидации производственных вредностей (шумы, вибрация, запыленность атмосферы, высокая температура, чрезмерная влажность и т. п.), длительному сохранению работоспособности и жизнедеятельности работающих. Для составления указанного раздела плана социального развития необходимо провести всесторонний анализ состояния условий труда, характера, размеров и при-' чин производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на предприятии; определить необходимые мероприятия по улучшению условий труда в соответствии с законодательными санитарными нормами, наиболее рациональные режимы работы и отдыха на производстве.

Раздел III. Повышение жизненного уровня, улучшение социально-бытовых условий

трудящихся

Настоящим разделом предусматривается проведение исследований социально-бытовых условий и культурных потребностей трудящихся, изучение бюджета семей различных категорий рабочих и служащих, а также возможностей повышения заработной платы на основе роста производительности труда, который должен быть обеспечен за счет осуществления мероприятий, предусмотренных в I разделе плана. На основе результатов исследования разрабатываются меры по повышению уровня средней заработной платы трудящихся, улучшению жилищных условий, коммунальнобытового и культурного обслуживания работников и их семей.

Мероприятия этого раздела должны быть направлены на:

удовлетворение потребностей членов коллектива в жилье, медицинских и детских учреждениях;

совершенствование сети общественного питания (в том числе лечебно-профилактическое питание);

улучшение коммунально-бытового обслуживания трудящихся (парикмахерские, комнаты гигиены, пункты сдачи белья в стирку, организация широкой продажи полуфабрикатов, кулинарных и других изделий по заявкам работающих);

совершенствование медицинского обслуживания и оздоровительной работы на предприятии (строительство поликлиник, санаториев-профилакториев, домов отдыха и баз отдыха, спортивных сооружений, оборудование здравпунктов, фотариев, ингаляториев и других лечебно-профилактических объектов).

Раздел IV. Изменение профессионального состава и повышение квалификации работников

Мероприятия раздела IV плана социального развития подчинены задаче улучшения социальной структуры коллектива, определению наиболее целесообразного профессионального состава работников предприятия и повышению их квалификации.

Изменение квалификационно-профессионального состава работников должно отвечать задачам дальнейшего преодоления социально-экономических различий между работниками умственного н физического труда, достигаемого в результате технического прогресса (автоматизация, механизация, использование вычислительной техники и др.), при котором могут возникать новые и исчезать существующие профессии.

Правильное определение квалификационно-профессионального состава кадров должно способствовать выявлению и рациональному использованию трудовых ресурсов, своевременному принятию мер к подготовке и переподготовке тех или иных категорий работников.

При определении квалификационно-профессионального состава работников предприятия следует учитывать:

изменения в численности и составе работающих, происходящие в результате механизации н автоматизации производственных процессов, совершенствования организации производства и труда;

изменения пропорций неквалифицированного и высококвалифицированного труда в общем объеме трудовых затрат на планируемый период; повышение квалификации рабочих по профессиям;

размеры сокращения численности работающих, занятых тяжелым физическим н ручным трудом;

квалификационно-профессиональный состав и численность работников, высвобождаемых в результате технического прогресса в планируемом периоде и меры по обеспечению их занятости.

Этот раздел должен включать в себя также мероприятия по повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня рабочих и служащих, улучшению производственно-технического обучения рабочих, созданию наиболее благоприятных условий для учебы рабочих, инженерно-технических работников и служащих без отрыва от производства.

Раздел V. Удовлетворение духовных потребностей, развитие трудовой и общественной активности рабочих, ИТР и служащих

Мероприятия раздела V плана должны способствовать коммунистическому воспитанию трудящихся, их всестороннему развитию.

В процессе подготовки этого раздела плана необходимо провести изучение бюджетов свободного времени трудящихся и членов их семей, анализ структуры внерабочего времени рабочих и служащих с целью разработки мероприятий по наиболее полному удовлетворению запросов различных категорий работающих и их семей в области духовной культуры.

В этом разделе должны быть определены меры по совершенствованию системы морального поощрения, повышению общественно-политической активности работников предприятия, организации экскурсий, культпоходов, организации досуга трудящихся (особенно в условиях шестидневной рабочей недели), улучшению работы культурных учреждений и физкультурных организаций.

При разработке мероприятий этого раздела необходимо обратить особое внимание на более широкое привлечение членов коллектива к участию в различных формах коллективного управления производством (рабочие собрания, постоянно действующие производственные совещания, общественные конструкторские и технологические бюро, бюро экономического анализа, бюро общественного нормирования и другие творческие объединения).

В этом разделе плана следует предусматривать также:

создание новых и расширение существующих библиотек, технических кабинетов и красных уголков, обеспечение их необходимым оборудованием и техническими средствами пропаганды;

создание музея трудовой славы коллектива;

подготовку кадров лекторов, пропагандистов, политинформаторов, агитаторов, воспитателей;

совершенствование форм и методов работы по коммунистическому воспитанию трудящихся, развитию социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду.

О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ ПО БЕСПЛАТНОМУ ОТПУСКУ УГЛЯ (СЛАНЦА) ТРУДЯЩИМСЯ И ОТПУСКУ ТОПЛИВА НА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ

(Директивное письмо Минуглепрома СССР от 19.05.70 А$ Д-49)

[Извлечение]

Министерство устанавливает, начиная с 1 июля 1970 г., слёдующий порядок планирования и учета расходов, производимых в соответствии с инструкцией «О порядке бесплатной выдачи угля (сланца) работникам шахт и разрезов Министерства угольной промышленности СССР»:

1. При бесплатном отпуске:

а) стоимость угля (сланца), подсчитанная по прейскурантной цене, действовав-2*    19

АННОТАЦИЯ

Сборник законодательных н ведомственных руководащих материалов по угольной промышленности содержит действующие законы, постановления и распоряжения Правительства СССР, нормативные акты, изданные общесоюзными подведомственными органами, приказы, постановления коллегии и директивные письма Министерства угольной промышленности СССР.

Материалы даны по состоянию на 1 июля 1977 г.

Том IV состоит из следующих частей:

Часть I. Планирование

Часть И. Финансирование

Часть III. Капитальное строительство и проектирование

Под общей редакцией Ю. С. ЦИМЕРМАНЛ

Составители: И. К. Семерджисва. Н. И. Толченков, С. И. Тесля


© ЦНИЭИуголь 1979


шей на 31 декабря 1948 г., включается в состав фонда заработной платы и относится на издержки производства по элементу «Заработная плата»;

б) разница между производственной себестоимостью (при отпуске угля или сланца собственной добычи) или прейскурантной (отпускной) ценой (при отпуске покупного топлива) и стоимостью угля (сланца) в ценах, действовавших на 31 декабря 1948 г., списывается на себестоимость добычи угля по статье «Натурвыдачи» элемента «Прочие денежные расходы».

2.    Шахты и разрезы планируют и учитывают стоимость отпускаемого угля (сланца) бесплатно трудящимся, занятым:

а)    в детяслях и детсадах-г-в составе общешахтных расходов предприятия по статье «Прочие общехозяйственные расходы»;

б)    по обслуживанию зданий культурно-просветительных учреждений и пионерлагерей— в затратах на хозяйственное содержание этих объектов в ценах на 31 декабря 1948 г., по статье «Заработная плата»; разница между фактической стоимостью и льготной ценой 1948 г. учитывается по статье «Прочие расходы»;

в)    в капитальном строительстве н капитальном ремонте —в составе накладных расходов по статье «Жилищно-коммунальные расходы»;

г)    в жилищно-коммунальных отделах — в смете по эксплуатации жилого фонда по статье «Содержание обслуживающего исрсонала».

В целях упрощения учета расходы могут собираться на счете основного производства и в порядке, установленном для распределения услуг, относиться на отдельные сметы затрат пропорционально среднему числу трудящихся.

3.    Отпуск угля (сланца) и теплоэнергии всем жилищно-коммунальным хозяйствам для центрального отопления, горячего водоснабжения жнлых домов и для выдачи трудящимся бесплатно производится по ценам на топливо и тарифам на теп-лоэнергию, действовавшим на 1 января 1967 г.

Примечание. Под ценами, действовавшими на 1 января 1967 г., следует понимать цены на уголь или тарифы на теплоэнергию (1948 г., 1956 г. или другие фактически сложившиеся), по которым рассчитана действовавшая на 1 января 1967 г. ставка платы квартиросъемщиков за центральное отопление жилого фонда, принадлежащего предприятиям угольной промышленности. При таком порядке убытки по центральному отоплению за счет цен на топливо и тарифов на теплоэнергию не предусматриваются.

4.    В соответствии с письмом Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР от 28 марта 1969 г. № 31/13—3 разница в ценах на топливо и теплоэнергию, отпущенные предприятиями, работающими в новых условиях хозяйствования, жилищно-коммунальным хозяйствам угольной промышленности для отопления и горячего водоснабжения, относится со счета 46 «Реализация» в дебет счета 80 «Отвлеченные средства за счет прибыли», а не на счет «Прибыли и убытки». В форме 2-кв эта разница показывается по строке 60.

5.    Отпуск угля (сланца) ремонтно-строительным конторам для выдачи трудящимся производится по прейскурантным (оптовым) ценам на 31 декабря 1948 г.

6.    Стоимость топлива, израсходованного на центральное отопление квартир работников шахт (разрезов), пользующихся правом получения угля (сланца) бесплатно, возмещается шахтами жилищно-коммунальным хозяйствам системы министерства по ценам, сложившимся на 1 января 1967 г.

7.    При расчете размера платы за центральное отопление остальным квартиросъемщикам, проживающим в жилфонде предприятий н организаций угольной промышленности, следует исходить из уровня цен на топливо и тарифов на теплоэнергию, сложившихся на 1 января 1967 г

8.    Отпуск теплоэнергии, вырабатываемой котельными установками предприятий и организаций угольной промышленности, для отопления и горячего водоснабжения жнлых домов независимо от их ведомственной подчиненности, а также баням, прачечным и душевым павильонам системы Министерств коммунального хозяйства и Министерств бытового обслуживания населения союзных республик производится по ценам и тарифам, действовавшим на 1 января 1967 г.

9.    В сметах на центральное отопление нежилых помещений (школы, магазины, рестораны, здания общественных организаций и др.) расход угля (сланца) предусматривается по прейскурантным (оптовым) ценам, действующим с 1 июля 1967 г. Количество угля (сланца), расходуемого на эти цели, устанавливают на год комбинаты (тресты).

10.    Хозрасчетные жилищно-коммунальные хозяйства относят стоимость топлива, отпущенного работникам бесплатно как при отпуске в натуре, так н прн центральном отоплении, по ценам, действовавшим на 1 января 1967 г., соответствено на расходы по эксплуатации: жилого фонда, водоснабжения, энергоснабжения, центрального отопления, канализации, общежитий, бань, гостиниц, соцкультбытобъектов, переданных в бесплатное пользование профсоюзным организациям и т. д.

11.    Отпуск угля собственной добычи для отопления зданий и сооружений культурно-просветительных учреждений и пионерских лагерей, переданных в бесплатное пользование профсоюзным организациям, включается в объем реализации и относится на содержание указанных учреждений по фактической производственной себестоимости, но не выше плановой; при отпуске привозного топлива —по фактической покупной цене, но не выше цен, предусмотренных в смете. Если эти здания числятся на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, уголь (сланец), израсходованный на их

Часть I ПЛАНИРОВАНИЕ И ЦЕНЫ

Глава 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

ПОЛОЖЕН И Е О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЛАНОВОМ КОМИТЕТЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР (ГОСПЛАНЕ СССР)

(Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719, СП СССР 1968 г. № 17, ст. 113; директивное письмо Минуглепрома СССР от 16.09.68 № ПР-946)

[Извлечение]

1.    Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР) является союзно-республиканским органом, осуществляющим общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР н контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

2.    Главной задачей Госплана СССР является разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций.

4. На Госплан СССР возлагаются:

а)    подготовка на основе предложений министерств, ведомств, советов министров союзных республик и Академии наук СССР основных направлений развития народного хозяйства СССР на перспективу:

б)    разработка с участием министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик, Академии наук СССР и ВЦСПС:

проектов перспективных государственных планов на базе основных направлений развития народного хозяйства СССР и проектов планов, представляемых министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик;

проектов годовых государственных планов на основе предложений по уточнению заданий перспективных планов на предстоящий год, представляемых министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик:

в)    рассмотрение с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик предложений о развитии и размещении производительных сил в союзных республиках и экономических районах, рассмотрение разработанных советами министров союзных республик показателей комплексного развития союзных республик;

г)    осуществление методического руководства работой по народнохозяйственному планированию, разработка методических указаний, показателей и форм для составления государственных планов в отраслевом и территориальном разрезе, а также организация обмена опытом в области планирования;

д)    подготовка с участием министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик, Академии наук СССР и ВЦСПС предложений и осуществление мероприятий по совершенствованию планирования и экономического стимулирования в народном хозяйстве;

е)    осуществление проверки своевременного и правильного доведения министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик заданий народнохозяйственного плана до предприятий, строек и организаций;

ж)    подготовка и представление заключений по проектам Государственного бюджета СССР, кредитного и кассового планов;

з)    рассмотрение подготовляемых Государственным комитетом цен при Госплане СССР предложений о совершенствовании ценообразования;

3

1*

и)    подготовка с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик предложений о развитии внешних экономических связей СССР, об улучшении межгосударственной специализации и кооперирования производства, о координации планов развития народного хозяйства СССР с народнохозяйственными планами других стран —членов Совета Экономической Взаимопомощи;

к)    разработка с участием Министерства внешней торговли. Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик на основе проектов планов, составляемых ими, проектов планов экспорта и импорта товаров, а также проектов планов поставки оборудования и материалов для объектов, строящихся за границей при техническом содействии Советского Союза;

л)    составление совместно с Министерством финансов СССР на основе проектов валютных планов, представляемых министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик проектов сводных годовых валютных планов (платежных балансов), а также отчетов о выполнении этих планов;

м)    осуществление планирования работ по внедрению в народное хозяйство экономико-математических методов, средств вычислительной техники и автоматизированных систем планирования, управления и обработки информации и контроль за выполнением этих работ.

5.    Госплан СССР;

а)    утверждает планы строительно-монтажных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способами, планы проектно-изыскательских работ и работ проект-ьых организаций, а также в установленном порядке другие разделы и задания планов и технико-экономические нормативы;

б)    утверждает балансы и планы распределения продукции по установленной номенклатуре, задания по снижению норм расхода материальных ресурсен, £ тек» t в установленном порядке утверждает нормы расхода материалов на отдельные нуж-, ды и виды работ, осуществляет научное и методическое руководство работой" по нормированию расхода материально-технических ресурсов и совместно с Госснабом СССР — по нормированию запасов материально-технических ресурсов в народном хозяйстве, определяет виды топлива для вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий;

в)    рассматривает представляемые в установленном порядке на согласование титульные списки строек, титульные списки проектно-изыскательных работ для строительства будущих лет, а также планы проектно-изыскательских работ по составлению технико-экономических обоснований развития отраслей народного хозяйства, утверждает титульные списки вновь начинаемых строек и объектов, осуществляемых но иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования;

г)    рассматривает с участием Госстроя СССР, советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР и определяет порядок и методику выбора районов и пунктов строительства новых промышленных предприятий, городов и поселков;

д)    координирует работу государственных комитетов советов министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов в части планирования распределения и перераспределения рабочей силы между отраслями и союзными республиками, разрабатывает на основе предложений министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик балансы трудовых ресурсов;

е)    вносит в задания народнохозяйственного плана изменения, вытекающие из отдельных решений Правительства СССР, а также в связи с введением в установленном порядке новых цен, не учтенных в утвержденных планах, рассматривает представляемые на согласование министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик предложения об изменении заданий народнохозяйственных планов в соответствии с предоставленными им правами;

6.    Госплан СССР несет ответственность за повышение научного уровня государственного планирования, за экономическую обоснованность разрабатываемых проектов планов развития народного хозяйства, их сбалансированность, за пропорциональность в развитии народного хозяйства, за правильное размещение производительных сил.

7.    Госплан СССР осуществляет контроль за выполнением министерствами, ведомствами, союзными республиками, предприятиями и организациями народнохозяйственных планов, выявляет резервы для дальнейшего роста производства, более эффективного использования производственных фондов, мощностей и материальных ресурсов, повышения рентабельности и улучшения других экономических показателей развития отраслей народного хозяйства СССР, систематически докладывает Правительству СССР о ходе выполнения планов, разрабатывает мероприятия но предупреждению и устранению диспропорций в развитии народного хозяйства и вносит соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

9. Госплану СССР предоставляется право;

а)    привлекать для разработки проектов планов и отдельных народнохозяйственных проблем Академию наук СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и другие организации и учреждения, а также отдельных ученых, специалистов и передовиков производства;

б)    заслушивать доклады руководителей министерств, ведомств, научно-исследовательских и других организаций по вопросам, входящим в его компетенцию;

п) получать:

от министерств и ведомств СССР, а также непосредственно от предприятий, строек, научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, все материалы, необходимые для разработки и проверки выполнения государственных планов, включая статистические материалы от министерств, имеющих ведомственную статистику, и другие информационные материалы:

г)    поручать министерствам и ведомствам СССР разработку отдельных проблем, связанных с развитием отраслей народного хозяйства;

д)    образовывать междуведомственные комиссии и советы по разработке и рассмотрению отдельных народнохозяйственных проблем, а также созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию.

11. Госплан СССР в пределах своей компетенции издает постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и другими организациями.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

(Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729, СП СССР 1965 г. № 19-20, ст. 153; приказ министра угольной промышленности СССР от 01.12.65 № 26 с изменениями и дополнениями)

[Извлечение]

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

I. По улучшению планирования промышленности и расширению хозяйственной самостоятельности предприятий

1.    Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны.

Установить, что пятилетий план (с распределением важнейших заданий по годам) является основной формой государственного планирования развития народного хозяйства.

Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

Пятилетние и головые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр.

Предприятия-изготовители исходя из контрольных цифр заблаговременно договариваются с предприятиями-потребителями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и формируют портфель заказов.

Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с участием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до предприятий не позже чем за 2 месяца до начала планируемого года 3.

2.    В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств

СССР и советов министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно-технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промышленное производство высокоэффективных машин, оборудования, технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по комплексной механизации и автоматизации производства.

3.    Считать одной из главных задач плановых органов, хозяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производительных машин и оборудования, эффективных видов сырья и материалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответствующих современному техническому уровню.

В этих целях предусматривать в пятилетиях и годовых планах показатели технического уровня н качества продукции и необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также организационно-технические и экономические мероприятия, обеспечивающие надежность, долговечность и высокие потребительские свойства изделий.

Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукции. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускаемых ими изделий и установления длительных сроков гарантии.

Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции. Поручить Государственному комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке установления государственной аттестации качества продукции.

4.    Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промыш-леных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничить их, как правило, следующими показателями:

по производству:

общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции; по труду — общий фонд заработной платы; по финансам:

общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

платежи в бюджет и ассигнования из бюджета; по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;

по внедрению новой техники — задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

по материально-техническому снабжению — объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.

Утверждаемые предприятию показатели определяются в годовом плане, как правило, с разбивкой по кварталам, а показатели производства продукции в натуральном выражении в исключительных случаях устанавливаются с распределением также по месяцам с учетом заключенных предприятием договоров на поставку продукции.

Установить, что все остальные показатели планов предприятий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий, сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и оценки экономических итогов работы промышленности.

5.    Установить, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми я торгующими организациями;

планируют и осуществляют за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности, по замене устаревшего и малопроизводительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению «узких мест» производства и другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства;

устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целесообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и других изделий на основе планов материально-технического снабжения;

планируют производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее рациональную структуру управления предприятием;

используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работников, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники;

определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений.

При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать при-быль и рентабельность.

Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа.

6.    Обязать плановые органы, хозяйственные организации и предприятия повысить уровень технико-экономического обоснования планов путем тщательной разработки и более широкого использования в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов — ежегодных балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных режимов работы и производительности оборудования и механизмов, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнергии, нормативов трудовых и денежных затрат, материальных и стоимостных балансов.

Госплану СССР с привлечением заинтересованных организаций пересмотреть систему применяемых в планировании технико-экономических нормативов и разработать методические указания по составлению и порядку утверждения этих нормативов хозяйственными и плановыми органами.

Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР организовать разработку отраслевых технико-экономических нормативов применительно к особенностям соответствующих отраслей с учетом широкого внедрения в производство достижений современной техники и передового опыта.

7.    Обязать плановые органы и хозяйственные организации обеспечивать устойчивость плановых заданий, устанавливаемых предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей плана.

Прекратить неправильную практику внесения частых изменений в утвержденные планы, а также изменений отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других показателей. Изменения планов предприятий вышестоящими организациями могут допускаться в исключительных случаях после предварительного обсуждения этих изменений с руководством предприятия, с одновременным внесением в установленном порядке необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана и взаимоотношения с бюджетом.

Поправки в планы производства товаров народного потребления, вызванные об. основанным изменением заказов торгующих или сбытовых организаций, могут вноситься в течение года самим предприятием в пределах установленных ему плановых заданий по прибыли, а при необходимости уменьшения платежей в бюджет поправки вносятся по согласованию с вышестоящей организацией за счет имеющихся у нес резервов, с тем чтобы не допустить при этом сокращения объема товарных ресурсов и доходов государства.

8.    Поручить Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и Госпланов союзных республик разработать и представить в Совет Министров СССР проект Положения о порядке и сроках составления, утверждения и доведения до предприятий контрольных цифр и плановых заданий на соответствующие периоды.

Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР разработать и утвердить формы техпромфинпланов предприятий и инструкции по их составлению с учетом особенностей соответствующей отрасли промышленности.

9.    Поручить разработать и утвердить номенклатуру промышленной продукции, предусматриваемой в пятилетних и годовых планах:

Госплану СССР — по продукции, включаемой в Государственный план развития народного хозяйства СССР;

министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР —по планируемой ими продукции.

Номенклатуру планируемой продукции, по которой задания предприятиям в планах утверждаются вышестоящей организацией, следует сократить, особенно по товарам народного потребления, производство которых планируется непосредственно предприятием с учетом заказов потребителей.

10.    В интересах последовательного осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями, а также между предприятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распределяемую в централизованном порядке. В соответствии с этим, как правило, отказаться от действующего ныне порядка реализации продукции по квартальным, месячным и разовым нарядам, имея в виду, что наряды на централизованно распределяемую продукцию должны служить преимущественно основанием для заключения договоров.

Договоры на поставку продукции должны заключаться прежде всего в соответствии со сложившимися рациональными производственно-хозяйственными связями, при этом предприятие-изготовитель не может нарушать эти связи без согласия заказчика. Новые связи по поставкам централизованно распределяемой продукции устанавливать по согласованию с соответствующими сбытовыми и снабженческими организациями. Заключать, где стороны найдут это целесообразным в интересах устойчивых связей, хозяйственные договоры на несколько лет, с ежегодным уточнением ассортимента и количества продукции, сроков и других условий поставок.

Повысить материальную ответственность предприятий и организаций за выполнение договорных обязательств по поставкам продукции с тем, чтобы, как правило, возмещать причиненные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий или организаций, по вине которых нарушен договор.

Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке.

Установить материальную ответственность проектных и конструкторских организаций за допущенные ими в проектах, технологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при освоении введенных в действие объектов.

Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, Госстрою СССР, Государственному арбитражу при Совете Министров СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными организациями разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о материальной ответственности промышленных, транспортных, проектных и конструкторских организаций, а также должностных лиц этих организаций за выполнение соответствующих заданий и обязательств.

11.    В целях улучшения организации материально-технического снабжения считать необходимым:

а)    разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразного территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

б)    обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства;

в)    укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарноматериальных ценностей.

Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и соответствующих республиканских органов в 3-мссячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР конкретные предложения по улучшению организации и планирования материально-технического снабжения в указанных направлениях.

II. По усилению экономического стимулирования предприятий и укреплению хозяйственного расчета

12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности.

Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, фииансиро-

вання собственных капитальных вложении, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.

13.    Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются:

а)    фонд материального поощрения:

б)    фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

в)    фонд развития производства.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат.

14.    Фонд материального поощрения предназначается для премирования работников предприятий, а также для оказания единовременной помощи работникам.

15.    Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия.

Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Установить, что нея жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удов-лстворения нужд работников предприятия и распределяется самим предприятием с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся.

16.    Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства.

Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли предприятия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества (основных фондов).

Размеры амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, устанавливаются Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференцированно по отраслям промышленности в пределах от 30 до 50% амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, с учетом структуры, технического состояния основных фондов и особенностей развития отрасли

Отчисления в фонд развития производства от прибыли производятся по нормативам, определяемым в зависимости от увеличения объема реализации продукции или размера прибыли (в сопоставимых ценах) и от уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются стабильными на ряд лет исходя из указанных показателей в процентах к стоимости производственных основных фондов по отраслям промышленности, а в необходимых случаях —по группам предприятий с учетом также состава и возраста фондов.

В планово-убыточных предприятиях фонд развития производства образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества.

Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик:

а)    подготовить и представить в Совет Министров СССР проект нормативов отчислений от прибыли в фонд развития производства по отраслям промышленности, предусмотрев при этом, что указанные нормативы в необходимых случаях могут дифференцироваться министерствами и ведомствами по группам предприятий;

б)    утвердить инструкцию о порядке образования и использования средств фонда развития производства •.

17.    Установить, что капитальные вложения, производимые за счет фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кредита банков, должны полностью обеспечиваться в государственном плане развития народного хозяйства необходимыми материально-техническими ресурсами и фондом заработной платы и включаться в планы подрядных строительно-монтажных работ (в части строительства, осуществляемого подрядным способом).

• Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1971 г. № 413 установлено, что в частичное изменение порядка образования фонда развития производства отчисления от прибыли в фонд развития производства, начиная с 1971 г., производятся по нормативам, исчисленным непосредственно в долях прибыли (экономии от снижения убыточности).

1

Пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1971 г. № 413 в дополнение к порядку освобождения от платы за производственные основные фонды вновь вводимых в действие предприятий, а также вновь вводимых в действие цехов и крупных производственных установок на действующих предприятиях установлено. что предприятия освобождаются от платы за вновь вводимые в действие производственные основные фонды исходя из степени их освоения по плану, но не более чем на срок освоения, определенный отраслевыми нормативами, а за производственные основные фонды, созданные за счет банковского кредита,— только в той части, в какой ссуда не погашена.

2

Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1971 г. № 413 в дополнение к порядку распределения прибыли, полученной предприятием, установлено. что при распределении сверхплановой прибыли дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования производятся за счет и в пределах фактически полученной предприятием сверхплановой прибыли, после внесения платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, а также погашения за счет прибыли ссуд, выданных банком на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств.

3

Совет Министров СССР постановлением от 21 июня 1971 г. № 413 «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства (СП СССР, 1971 г., М? 3. ст. 91) разрешил министерствам и ведомствам в пределах общих средств фондов экономического стимулирования создавать резервы по этим фондам в порядке и размерах, устанавливаемых Междуведомственной комиссией при Госплане СССР по вопросам применения новых методов планирования и экономического стимулирования, и использовать их для обеспечения стабильности нормативов образования соответствующих фондов на подведомственных им предприятиях и в организациях с учетом конкретных условий производства. а также для увеличения фондов поощрения предприятий и организаций, на которых повышается удельный вес производства новой продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники, и предприятий и организаций, широко внедряющих новую технику в производство.