Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

226 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические указания являются обязательными при сооружении железнодорожного земляного полотна как на вновь строящихся железных дорогах нормальной колеи, так и при постройке вторых путей.

 Скачать PDF

Оглавление

Глава I. Общие положения

Глава II. Конструктивные элементы земляного полотна

Глава III. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна

Глава IV. Сооружение земляного полотна

Глава V. Сооружение земляного полотна при постройке вторых путей

Глава VI. Сооружение насыпей на болотах

Глава VII. Организация механизированных земляных работ

Глава VIII. Гидромеханизация земляных работ

Глава IX. Взрывные работы

Глава Х. Организация производства земляных работ с применением ручного труда

Глава XI. Сопутствующие работы при сооружении земляного полотна

Глава XII. Укрепление земляного полотна

Глава XIII. Особенности производства земляных работ в зимнее время

Глава XIV. Обмер и приёмка земляных работ и охрана земляного полотна

Приложение 1 Выписка на производство земляных работ

Приложение 2 Определение геометрических размеров резервов

Приложение 3 Определение уширения земляного полотна у мостов

Приложение 4 Определение размеров поперечного сечения водоотводных канав

Приложение 5 Краткая характеристика грунтов

Приложение 6 Инструкция по определению влажности грунтов

Приложение 7 Инструкция по определению пределов пластичности грунтов

Приложение 8 Виды укреплений земляного полотна

Приложение 9 Инструкция по контролю степени уплотнения насыпей, отсыпаемых в зимнее время

Приложение 10 Журнал наблюдения на возведением насыпи

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО СООРУЖЕНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

ТРАНСЖЕЛДОРИЗД АТ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО СООРУЖЕНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Введены в действие на железнодорожном транспорте приказом министра nvmea сообщения тов. Ковалёва И. В. Л5 581,14, от 21j VIII 1946 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва 1947

дополнительные работы (траверсы, дамбы, бермы, банкеты, подсыпки к путепроводам и переездам, русла у мостов, водоотводные канавы и пр.). В более сложных случаях на дополнительные работы вместо выписки должны составляться отдельные проекты.

§ 15. Размеры резервов вносятся в выписку на основании предварительной проектировки (см. приложение 2). Выписка глубин резервов должна быть привязана к чёрным отметкам профиля полотна и сделана отдельно для правых и левых резервов.

§ 16. При заполнении граф 12 и 23 выписки („Высота насыпей или глубина выемок по оси полотна") необходимо:

а)    для насыпей добавлять по высоте над проектной бровкой высоту сливной призмы 0,15 м для однопутного полотна и 0,20 м—для двухпутного и запас на осадку;

б)    для выемок вычитать из проектной глубины высоту сливной призмы (0,15 м—для однопутного полотна и 0,20 м—для двухпутного);

в)    для насыпей и выемок добавлять (при выпуклом продольном профиле выемки и вогнутом продольном профиле насыпи) или вычитать (при выпуклом профиле насыпи и вогнутом профиле выемки) ординаты сопрягающей вертикальной кривой.

Примечание. Указания в пунктах „а", „б* и „в* не относятся к сооружениям, возведённым из грунтов песчаных, каменистых и щебёночных.

§ 17. При составлении выписок по земляному полотну в пределах станционной территории фактическая отметка земляного полотна должна приниматься на 0,20 м выше проектной (красной) отметки, относящейся к бровке земляного полотна главного пути, за счёт отсыпки полотна до верха сливной призмы и уменьшения толщины балластного слоя на станциях на 5 см. При устройстве станционного земляного полотна в песчаных грунтах проектная отметка его на насыпях увеличивается дополнительно на 5 см, а в выемках уменьшается на 5 см.

Эти добавления и вычеты записываются соответственно в графы 10 и 11, 21 и 22 выписки, приведённой в приложении 1.

ГЛАВА II

КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

1. Полоса отвода

§ 18. Размеры отводимых участков земли должны обеспечивать не только первоначальную потребность строительства железной дороги, но также возможность будущего развития линии и устанавливаются в соответствии с генеральным планом её развития.

Отвод земель, необходимых для дальнейшего развития устройств пороги, производится либо при сооружении дороги, либо впоследствии, в зависимости от ценности занимаемых земель и стоимости подлежащего изъятию имущества. В последнем случае площадь, намеченная для будущего развития, обращается в запретную зону.

§ 19. Одновременно с изъятием земель для строительства производится также отвод земли для размещения подсобных предприятий дороги (карьеры, заводы и др.) в размерах, обоснованных проектом подсобных предприятий.

§ 20. Ширина полосы отвода на перегонах должна соответствовать поперечным профилям земляного полотна строящегося пути с учётом укладки в будущем второго пути. Одновременно должны быть учтены площади для прилегающих к основной части земляного полотна кавальеров, резервов, водоотводных канав, а также площади для размещения других устройств железнодорожного транспорта, линии связи, автоблокировки и т. п.

Минимальная ширина полосы отвода для перегонов должна составлять не менее 25 м, причём расстояние от полевых бровок канав, резервов и кавальеров до границы полосы отвода должно быть не менее 2 м.

§ 21. Ширина полосы отвода в местах, подверженных снежным заносам, принимается на основании опытных данных эксплуатации дорог, находящихся в аналогичных условиях, и должна быть не менее 30,0 м в каждую сторону от верхней бровки откоса выемки или подошвы откоса насыпи при ограждении переносными щитами или постоянными заборами, не менее 90 м при двухрядном ограждении из насаждений хвойных пород и не менее 100 м при ограждении многорядными насаждениями лиственных пород.

§ 22. В лесных районах полоса отвода назначается из условия вырубки просеки, достаточной по своим размерам для размещения резервов, кавальеров, опор линий связи и оставления невырубленной части леса, достаточной для защиты железнодорожной линии от снежных заносов. Линия связи должна размещаться от невырубленной части леса на расстоянии, обеспечивающем сохранность линии связи при валке деревьев, с добавлением полосы шириной 4,0 м> на которой вырубается лес для предохранения от захвата её лесными пожарами.

§ 23. В местах, где вырубка леса может отразиться на устойчивости склонов гор и косогоров (оползни, сплывы, осыпи) и вызвать появление или увеличение селевых потоков и т. п., площади леса, необходимые для сохранения, обращаются в запретные зоны, без включения этих земель в полосу отвода.

§ 24. В местах, подверженных песчаным заносам, полоса отвода должна быть уширена для обеспечения соответствующего

U

укрепления песков растительностью, установки специальных щитов и т. п. В зависимости от характера песков и направления ветра ширина полосы определяется по расчету и должна быть не менее 500 м в каждую сторону от края откоса земляного полотна.

§ 25. На перегонах в пределах постройки линейно-путевых зданий, переездов, путепроводов и других сооружений железнодорожного транспорта должно быть предусмотрено уширение полосы отвода, необходимое для размещения усадьбы линейно-путевого дома, для устройства въездов на переезд или путепровод и др.

§ 26. Размеры полосы отвода на станциях, разъездах и обгонных пунктах устанавливаются в соответствии с перспективным проектом полного путевого развития и планом размещения служебно-технических и жилых зданий.

§ 27. Миниалыюе расстояние от оси крайнего пути станции, разъезда и обгонного пункта до границы полосы отвода должно быть на менее 11,0 м.

§ 28. План полосы отвода земель для станций и железнодорожных линий, располагаемых в городах и крупных населённых пунктах, должен быть согласован с местными организациями.

§ 29. В пределах городов, населённых пунктов, рудников, карьеров, а также в местностях, занятых посадками ценных многолетних культур (фруктовые сады, виноградники, цитрусовые плантации и др.), ширина полосы отвода устанавливается только в зависимости от высоты насыпей и глубины выемок и, в отдельных случаях, обоснованных технико-экономическими расчётами, уменьшается до 16 м\ при этом расстояние от оси крайнего пути с учётом присыпки второго пути до границы отвода должно быть не менее 6,0 м и от подошвы насыпи или края откоса выемки или канавы—не менее 1,0 м.

§ 30. План полосы отвода должен быть составлен в масштабе 1 :5000 и кроме основной полосы отвода должен охватывать местность на 100 м в обе стороны от границ полосы отвода.

На план наносятся: а) ось трассы с указанием углов поворота и контуров путевого развития раздельных пунктов, путевых и станционных посёлков и сооружений, влияющих на ширину полосы отвода; б) границы землепользователей (колхозы, совхозы, леспромхозы и пр.); в) границы административного деления (область, район, сельские советы) и г) подробная ситуация (лес, пашня, огороды, сады, усадьбы, кустарники, неудобные земли и т. п.).

§ 31. Закрепление полосы отвода на местности должно быть произведено граничными знаками, устанавливаемыми через 250 м на прямых частях пути и через 0,10 R при радиусах кривой /? = 600 и более метров.

На кривых частях пути радиуса менее 600 м граничные знаки должны устанавливаться через каждые 50 м.

2. Поперечные профили земляного полотна

§ 32. Основные типы поперечных профилей однопутного земляного полотна новостроящихся линий—магистрального назначения приведены на фиг. 1 —13.

Поперечные профили земляного полотна линий местного значения отличаются от указанных выше уменьшенной шириной основной площадки земляного полотна (§ 33).

3. Ширина и очертание основной площадки земляного

полотна

§ 33. На прямых участках пути и кривых радиусом более 2 ООО м ширина основной площадки земляного полотна (ширина по верху) в обычных условиях должна быть не менее величины, указанной в табл. 1.

Таблица 1

Род грунтов земляного

Ширина основной площадки земляного полотна в м

линии магистрального значения

липии мест-

полотна

при ОДНОМ пути

при двух путях, сооружаемых одновременно

ного значения при одном пути

Все грунты, за исключением скалы, щебня, крупно- и среднезернистого песка ........

5,8

10,0

5,0

Скала, щебень, крупный и среднезернистый песок.....

5,0

9,1

4,6

Примечание. Для железнодорожных линий, особо напряжённых, ширина основной площадки может устраиваться 6,0 м.

§ 34. Ширина основной площадки выемки при устройстве подпорных стен, а также выемки в скальных породах, за исключением легковыветривающихся, при отсутствии трещиноватости и падения пластов в сторону полотна определяется из условия, что расстояние от оси пути до откосов на уровне подошвы шпал должно быть на линиях магистральных не менее 3,7 м в каждую сторону от оси пути (фиг. 11) и для линий местного значения 3,7 м в одну сторону и 3,0 м — в другую.

pt менее 0,9


54 il

He менее 0,6

Фиг. 1. Насыпи без резервов высотой 1 м.


ili* *


|ss

* * 2

,«* ^1*


*§t*

1^-| -» 2j S? л    F>    £» £ *

При ширине ^    ^

резерва no дыр~х к ^ более Юм !§■§>


580

Ш-3 «


Ори ширине резерва no дну менее Юм


ПП9 ППО    /    N    Л    I


Продольный унлон резерва не менее Q002


Примечание 7 При возможном подмыве насыпи берма должна быть не менее 4*


Предельная высота насыпи (Н0) с полуторными относами.

Фиг. 3. Высокие насыпи (до Г2 м)


_Q02 0,02


Фиг. 2. Насыпи с резервами при высоте и грунтах, допускающих полуторные откосы


Насыпи, сооружаемые из камня

Фиг. 4 Насыпи, сооружаемые из камня

Примечание. Насыпь отсыпается ьмше красной отметки на разность толщины балластного слои у насыпи и на подходах к ной.



мш

^ о aj ^ П й 3 ^


не менее й£ Фиг. 5. Насыпи на пологом косогоре


Фиг. 6. Насыпи на косогоре при крутизне более 1:5


'—^ Hb менее US


Не менее Otk


Фиг. 7. Раскрытая выемка без кавальеров глубиной До 2 м.



банкет

~ Л

?Ьг€^не ненесТ' а


не мёнеё

Нс мевее Цр*    "Щ

Продольный уклон канабы    ^

не менее OJJOt


не менее Юм

менее Dfi

'енее О/*

Фиг. 8. Выемка без кавальеров глубиной более 2 м Примечание. При устройстве выемки в жирных глинах и глубине выемки 12 м и более в уровне 6р« вки полотна у подошвы откоса за кюветом уораивается полка шириною не менее 1 м


Не менее йбм

мене, ^

Фиг. 9. Выемка глубиной более 2 м с кавальерами


При слабых ?рун^> max 5м*глиоина быв мни 0 метрах, но не менее 10 м


не менее о.б м

Не менее Обо продольный уклон банкетной к с на Вы не менее 0,005


Примечание. Расстояние от подошвы полевого откоса кавальера до нагорной канавы—„а" принимается от 1,0 до 5,0 м, в зависимости от условий сиегозаносимости и фильтрационной способности грунта.


Фиг. 10. Выемка в песчаных грунтах в районах с сухим

климатом, обеспеченная полным впитыванием во

всякое время года

Фиг. 12. Выемка влегковыве-тривающейся скале

Примечание. Выемка не добирается до красной отметки па разность толщины балластного слоя в выемке и на подходах к ней.

1    j

2    бордюр

ид камня

-3,10

в уровне подошвы шппл

Фиг. 11. Выемка в слабовыве-тривающсйся скале

Примечание. Выемки в скальных грунтах не добираются до кра» ной отметки на разность толщины балластного слоя в выемке и на подходах к ней

Примечание. В уровне бровки полотна у подошвы откоса за кюветом устраивается полка шириной от 1 до 2 м, в зависимости от глубины выемки.


Фиг. 13. Выемка в лёссе

17

Примечание. В уровне бровки полотна у подошвы откоса за кюветом устраивается полка шириной от 1 д.> 2 м, в зависимости от выкоса.

2 Технические указания.

В таких выемках через 300 м с каждой стороны для установки съёмных дрезин, вагонеток, компрессоров и т. д. устраиваются в шахматном порядке камеры шириной б м, глубиной 2,5 м и высотой 2,8 м. В промежутках между камерами через каждые 50 м устраиваются для укрытия людей ниши шириной 3 м, глубиной 1 Af и высотой 2 м.

§ 35. Основная площадка земляного полотна однопутных железных дорог в кривых частях пути уширяется с внешней стороны кривой:

а)    на линиях магистрального назначения при радиусе кривых от 2 ООО м и до 1 ООО м включительно—не 0,20 м, а при радиусе кривых менее 1 000 м — на 0,30 м\

б)    на линиях местного значения при радиусе кривых менее 1 500 м — на 0,20 м.

§ 36. Расстояние между осями путей на перегонах на прямых участках пути как для вновь сооружаемых двухпутных линий, так и для переустраиваемых с однопутной на двухпутную должно быть не менее 4,10 м.

§ 37. Основная площадка земляного полотна двухпутной линии в кривых уширяется с внешней стороны кривой так же, как и для однопутных линий, и, кроме того, должно быть уширено междупутье соответственно требованию габарита на величину, указанную в табл. 2 за счёт сдвижки пути внутрь кривой.

Таблица 2

Радиус кривой в м

Увеличение ширины междупутья в кривых в см

Радиус кривой в м

Увеличение ширины междупутья в кривых в см

при возвышении наружного рельса внешнего пути, большем чем возвышение наружного рельса внутреннего пути

в остальных случаях

при возвышении наружного рельса внешнего пути, большем чем возвышение наружного рельса внутреннего пути

в остальных случаях

2000

13

4

600

29

12

1800

15

4

500

32

15

1 500

17

5

400

35

18

1 200

22

6

350

38

21

1000

25

8

300

41

24

800

26

9

250

46

29

700

28

11

200

53

36

§ 38.

Основная пл

ощадка

однопут

ного земляно

го полотна

в поперечном разрезе устраивается в виде трапеции с шириной по верху 2,3 м и высотой 0,15 м,

При сооружении сразу двухпутного земляного полотна основная площадка устраивается в виде треугольника высотой 0,20 м и основанием, равным полной ширине её.

В грунтах скальных, щебенистых и из чистого (крупного и среднезернистого) песка основная площадка земляного полотна устраивается горизонтальной без сливной призмы. Выемки в грунтах гравийных и песчаных, удовлетворяющих требованиям на балласт, не добираются но глубине на толщину балластного слоя.

§ 39. Переход от увеличенной ширины земляного полотна в кривых к нормальной ширине осуществляется постепенно в пределах переходных кривых.

§ 40. Величина уширения земляного полотна у мостов зависит от типов устоев и рода балласта и определяется расчётом, приведённым в приложении 3. Уширение полотна сохраняется на протяжении 10 м от задней грани устоя. На последующих 15 м ширина полотна постепенно сводится к нормальной величине.

Уширение земляного полотна у мостов устраивается симметрично оси пути; при этом уклоны боковых сторон сливной призмы изменяются (уполаживаюгся) в соответствии с величиной уширения.

§ 41. Ширина земляного полотна на раздельных пунктах устанавливается в соответствии с числом и назначением путей и междупутными расстояниями.

§ 42. Расстояние от оси крайнего пути до бровки земляного полотна раздельного пункта принимается равным половине ширины основной площадки однопутного полотна на перегоне. Расстояние от оси пути маневровых вытяжек и стрелочных улиц до бровки земляного полотна должно быть не менее 3,25 м.

§ 43. Основной площадке земляного полотна на станциях и разъездах для обеспечения отвода воды придаётся односкатный (при числе путей не более 5) или двухскатный (при числе путей от 5 до 10) поперечный профиль с уклоном по направлению к водоотводу от 0,005 до 0,010, в зависимости от грунта земляного полотна.

При количестве параллельных путей более 10 раздельные пункты должны иметь специальные проекты водоотводов, в соответствии с которыми и придаётся очертание основной площадке земляного полотна.

4. Крутизна откосов земляного полотна

§ 44. Крутизна откосов земляного полотна в выемках устанавливается для каждого участка линий в зависимости от физикомеханических свойств грунтов, геологических и гидрогеологиче-

19

Отв. за выпуск инж. Быковский В. С. Сдано в набор 1/Х 1946 г.

Подписано к печати 8/IV 1947 г. Объём 14.25 п. л.

ЖДИЗ 86211

Тираж 20 Х)0 экз. Л 80359

2 типография Трансжелдорнадата МПС

Отпечатано с матриц в 1-й типографии Трансжелдориздага Зак. 2890.

ских условий местности, по которой проходит железнодорожная линия. При благоприятных геологических и гидрогеологических условиях и при отсутствии специальных обоснований крутизна откосов выемок назначается по табл. 3.

Таблица 3

Наименование грунтов

Крутизна

откосов

Примечание

Выемки в глинах, суглинистых, супесчаных и песчаных грунтах однородного нпластования ..........

1:1,5

При устройстве выемки в жирных глинах и глубине выемки 12 м и более в уровне бровки полотна у подошвы откоса за кюветом устраивается полка шириной не менее 1 м

Выемки в лёссе......

Выемки в щеббнистых грунтах и в мергеле, в зависимости от свойств грунта, характера напластования и высоты откоса выемки.......

1:0,1

От 1:1,5 до 1 :0,5

В уровне бровки полотна у подошвы откоса за кюветом устраивается полка шириной от 1 до 2 м, в зависимости от высоты откоса

Выемки в слабовыветрнва-ющейся скале при отсутствии трещиноватости или падения пластов в сторону полотна .

1:0,1

Выемки в легковыветри-вающейся скале, в зависимости от свойств грунта, характера напластования и высоты откоса ...........

От 1:1,5 до 1 :0,2

В уровне бровки у подошвы откоса за кюветом устраивается полка шириной от 1 м до 2 м

§ 45. Крутизна откосов выемок глубиной более 12 м, выемок в оползневых и карстовых зонах и прочих неблагоприятных в геологическом и гидрогеологическом отношении условиях, а также выемок, разрабатываемых методом массовых взрывов, устанавливается по индивидуальным проектам на основе подробных геологических и гидрогеологических обследований. В мокрых выемках должны быть запроектированы соответствующие дополнительные осушительные устройства.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие Технические указания по сооружению железнодорожного земляного полотна составлены во исполнение приказания министра путей сообщения № 6399 от 13/VI 1945 г. о пересмотре технических условий и норм проектирования и строительства железных дорог и сооружений, введённых в военный период.

Технические указания, составленные в 1940--1941 гг., отдельные инструкции и указания Министерства путей сообщения, изданные в военный период, не отражают в полной мере необходимых требований, размеров и норм строительства в послевоенный период, а также новых производственных достижений в области организации железнодорожного строительства, в значительной степени устарели и подлежат пересмотру и пересо-ставлению.

При разработке настоящих Технических указаний пересмотрен и пересоставлен весь материал Технических указаний, изданных в 1941 г., использован инструктивный материал Министерства путей сообщения, бывш. НКСтроя, а также опыт строительных и строительно-восстановительных организаций за период строительства и восстановления в Великую Отечественную войну.

Пересоставлены и дополнены разделы: „Основные положения", „Подготовительные работы", „Сооружение земляного полотна", „Гидромеханизация земляных работ", „Организация производства земляных работ с применением ручного труда" и раздел „Сопутствующие работы".

Значительно расширены разделы: „Конструктивные элементы земляного полотна" в увязке с новой классификацией железных дорог и дополнением указаний по полосе отвода и водоотводным устройствам; „Сооружение земляного полотна при постройке вторых путей", „Сооружение насыпей на болотах" с уточнением классификации типов болот; „Укрепление земляного полотна" с включением новых способов укреплений на основе производственного опыта (таштуганные, сипайные укрепления и др.); „Особенности производства земляных работ в зимнее время" с учётом опыта строительства в военный период.

Пересоставлен заново раздел „Организация механизированных земляных работ" с отражением новых производственных достиже-

ний, опыта строительства и использования строительных машин и механизмов.

Разработан новый раздел—„Взрывные работы" на основе достаточного опыта применения этих методов работ на строительстве ряда новых железнодорожных линий.

Кроме того, в приложениях дан большой материал, необходимый строителям-производственникам как справочный материал при проектировании, организации и производстве земляных работ.

Технические указания разработаны бригадой инженеров в составе: инж. Быковский В. С.—руководитель бригады, инженеры Перельман Л. М., Гриневский И. А., Рак С. М., Пономарёв В. П., Васильев Н. П., Жук А. А., Бродский М. П. и Г р у ш е в о (I Н. С., под общим руководством комиссии в составе: тт. Чёрного А. С., Рати ера В. А., Сурменева И. А., Максимовича В. А. и Понаморенко А. А.

Технические указания согласованы с Центральным управлением пути, Центральным управлением железнодорожного строительства, Центральным управлением строительно-восстановительных работ, Главным управлением военно-восстановительных работ и Бюро экспертизы проектов и Технических условий ЦОН Министерства путей сообщения; рассмотрены экспертами: членом-корреспондентом Академии Наук СССР профессором Веденисо-вым Б. Н., профессором доктором технических наук Ливеров-ским А. В., профессором Щадриным Н. А., профессором Бели-ловским В. К., инженерами Сурменевым И. А., Холшевниковым М. П., Русановым Н. В., Вейцером И. 0.,Мигачёвыч Ф. Г.,Костевым И. А. и Бродовым Е. И., коллективами Уральского строительного управления и Строительного управления № 97/2 ЦУСтроя, путейской секцией ВНИТО железнодорожников. Рассмотрены и одобрены на совещаниях секции пути и строительства Научно-технического совета Министерства путей сообщения под председательством генерал-лейтенанта технических войск Головко В. А. и генерал-директора пути и строительства II ранга Веденисова Б. Н.

Начальник Центрального управления железнодорожного строительства Министерства nvmeii сообщения генерал-директор пути и строительства III ринга

Чёрный

ГЛАВА]

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Общие требования

§ 1. Настоящие Технические указания являются обязательными при сооружении железнодорожного земляного полотна как на вновь строящихся железных дорогах нормальной колеи, так и при постройке вторых путей.

§ 2. К общему комплексу устройств железнодорожного земляного полотна относятся следующие сооружения:

а)    собственно земляное полотно главного пути, служащее основанием для верхнего строения (насыпи, выемки, полунасыпи, по-лувыемки) и станционные площадки;

б)    укрепительные сооружения и защитные устройства (мощение, противоразмывные, регуляционные и противообвальные сооружения и т. п.);

в)    водоотводные и дренажные устройства (кюветы, канавы, лотки, быстротоки, штольни, прорези и т. п.).

§ 3. Производство работ по возведению земляного полотна при строительстве железных дорог в районах вечной мерзлоты регламентируется специальными техническими указаниями.

Особыми правилами и инструкциями регламентируются также вопросы охраны труда и техники безопасности на работах при возведении земляного полотна.

§ 4. Все сооружения железнодорожного земляного полотна должны возводиться по утверждённым проектам в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог и Техническими условиями проектирования железных дорог нормальной колеи. Отступления от проекта, обоснованные соответствующими данными, допускаются лишь с утверждения соответствующей инстанции.

§ 5. Железнодорожное земляное полотно, как инженерное сооружение, должно удовлетворять следующим основным требованиям:

а) прочности и устойчивости, i. е. неизменяемости формы под действием нагрузок, атмосферных и других факторов;

б)    минимальной стоимости сооружения при постройке и эксплуатации с обеспечением высоких качеств;

в)    удобству в эксплуатации.

§ 6. Работы по возведению земляного полотна должны быть организованы с учётом широкого внедрения скоростных методов и механизации работ, причём непременными условиями целесообразной организации работ должны быть:

а)    наивыгоднейшее распределение земляных масс;

б)    правильный выбор способов производства работ;

в)    наиболее целесообразный подбор землекопных машин и механизмов, транспортных средств и энергоснабжения;

г)    выполнение работ по графику;

д)    рациональная организация рабочих мест (расстановка рабочей силы, строймеханизмов, размещение материалов и пр.);

е)    обеспечение на объектах работ производства своевременного ремонта и заправки машин в полевых условиях;

ж)    обеспечение нормального движения поездов по существующему пути при сооружении второго пути и реконструкции узлов.

2. Проектная документация для сооружения земляного полотна

§ 7. Основными документами для сооружения земляного полотна являются следующие:

1.    План участка железнодорожной линии на карте.

2.    План отвода земель.

3.    Продольный профиль земляного полотна.

4.    Продольный инженерно-геологический профиль.

5.    Нормальные поперечные профили полотна и в соответствующих случаях—индивидуальные проекты.

6.    Проект водоотводов и дренажных сооружений.

7.    Ведомость рубки и корчёвки.

8.    Ведомость попикетного подсчёта объёмов земляных работ с разбивкой итогов по видам земляных сооружений и километрам (в необходимых случаях); ведомость подсчёта объёмов по поперечникам с приложением самих поперечников.

9.    Ведомость земляных работ по станционным площадкам и дополнительных работ по устройству канав, отводу и засыпке русел рек и пр.

10.    Планы в горизонталях для участков струдными условиями рельефа.

11.    План надземных и подземных коммуникаций, расположенных в районе полосы отвода, с проектом переустройства их.

12.    Ведомость реперов.

13.    Ведомость искусственных сооружений.

14.    Ведомость укреплений земляного полотна и водоотводных сооружений.

15.    Ведомость переездов и путевых зданий.

16.    Материалы геологического и гидрогеологического обследования участка железнодорожной линии, включающие следующие данные:

а)    краткое покилометровое описание геологических и гидрогеологических условий района трассы;

б)    описание характера напластований косогоров с указанием мероприятий по обеспечению устойчивости полотна;

в)    описание пересекаемых болот, характера, возраста и мощности болотных отложений, а также рельефа и состава минерального дна болот;

г)    данные шурфования и бурения по трассе и характеристика грунтов, предназначенных для земляных сооружений;

д)    геологические разрезы всех ожидаемых мокрых выемок, выемок, намечаемых к разработке методом массовых взрывов, и других выемок глубиной более 12 л/, а также оснований насыпей высотой более 12 м, насыпей на крутых косогорах и насыпей на болотах и поймах рек, независимо от высоты насыпей;

е)    описание режима грунтовых вод при косогорных ходах, в местах глубоких выемок и высоких насыпей и на пересечениях оврагов и водотоков.

17.    Данные об атмосферных осадках, о средних максимальных и минимальных температурах, начале и конце заморозков и глубине промерзания грунтов, толщине снегового покрова, характере таяния снега, ливней и паводков.

18.    Проект организации производства земляных работ на данном участке строительства в увязке с планом постройки искусственных сооружений.

19.    Смета к техническому проекту.

20.    Титульный список работ предстоящего года.

При неготовности части документов, перечисленных в настоящем параграфе, к произволегву работ допускается приступать только по особому разрешению начальника Строительного управления по согласовании с заказчиком.

§ 8. Индивидуальные проекты земляного полотна должны содержать:

а)    пояснительную записку с описанием вида сооружений, геологических и гидрогеологических условий данного участка, мероприятий по обеспечению устойчивости и прочности земляного полотна, а также порядка производства работ;

б)    план в горизонталях участка пути и прилегающей местно-

сти с показанием на нём полотна, разведочных выработок, реперов и т. п.;

в)    продольные и поперечные геологические и гидрогеологические разрезы в масштабе не менее 1 :200 с показанием водоносных горизонтов и их дебита и нанесением расположения насыпи или выемки, с обязательной увязкой всех отметок с продольным профилем;

г)    подробные конструктивные чертежи и расчёты устойчивости и прочности полотна (где они необходимы);

д)    чертежи дополнительных устройств (дренажных сооружений, контрбанкетов, берм и пр.);

е)    проект организации работ;

ж)    программы и схемы необходимых наблюдений в период производства работ и, если необходимо, после их окончания.

§ 9. Для выемок, разрабатываемых методом массовых взрывов, индивидуальный проект земляного полотна должен содержать:

а)    продольный и поперечные профили и план выемки в горизонталях с указанием геологического строения и гидрогеологических условий, проходки выработок, схемы размещения взрывчатых веществ и боевиков, а также веса зарядов и рода взрывчатых веществ;

б)    чертежи конструкций боевиков и схему монтажа источника тока;

в)    таблицы объёмных показателей выброса, рыхления и работ по проходке;

г)    пояснительную записку к проекту с обоснованием выбора метода взрыва на выброс и плана организации работ, с расчётами;

д)    согласье горно-технической инспекции на производство взрывных работ и мероприятия по технике безопасности.

3. Техническая документация для производства земляных работ

§10. Производитель работ на основе проверки и изучения проектной документации и местных условий участка линии должен до начала работ составить рабочий проект производства земляных работ, а также проверить сметы и калькуляции единичных расценок стоимостей работ в отношении:

а)    соответствия местным условиям всех производственных процессов, необходимых для выполнения земляных работ на данном объекте;

б)    соответствия фактически имеющихся и предположенных сметой категорий грунтов;

в)    дальности возки грунтов;

г)    соответствия условиям энергоснабжения и оборудования.

§ 11. Рабочий проект производства земляных работ должен содержать следующие данные:

а)    уточнённый попикетный подсчёт земляных работ с указанием кубатуры насыпей и выемок, кубатуры дополнительных работ, способов разработки и перемещения грунта, с экономическим обоснованием принятого варианта;

б)    выписку на производство земляных работ с попикетным указанием ширины и глубины резервов, размеров кавальеров и пр.;

в)    календарный план организации земляных работ по каждому объекту с указанием использования рабочих бригад и средств производства;

г)    графики движения рабочих поездов;

д)    уточнённую ведомость помесячной потребности машин, оборудования и транспортных средств, материалов, запасных частей и сроков их доставки на объект;

е)    план ремонта машин в полевой и участковой мастерских;

ж)    ведомости производственного инвентаря;

з)    уточнённые ведомости потребных привозных и местных материалов;

и)    календарный график движения рабочей силы;

к)    покилометровую ведомость необходимых жилых и подсобных построек;

л)    проект временных дорог и сведения о существующих дорогах;

м)    пояснительную записку к рабочему проекту с необходимыми расчётами.

§ 12. При применении взрывных работ для разработки выемок должен быть составлен особый рабочий проект производства буро-взрывных работ, увязанный с общим проектом производства земляных работ, в составе следующих данных:

а)    ведомость объектов массовых взрывов с указанием методов взрывов и объёмов работ по каждому методу и объекту; ведомость транспортных и доделочных работ;

б)    индивидуальные проекты массовых взрывов выемок с обоснованием проектируемых поперечных профилей;

в)    пояснительная записка с необходимыми расчётами.

§ 13. Для разбивки сооружений земляного полотна на местности и руководства при производстве работ должны быть составлены и выданы лицу, непосредственно производящему работы, .Выписки на производство земляных работ".

Приступать к работам без выписки воспрещается.

§ 14. Выписки (см. приложение 1) даются отдельно на устройство земляного полотна (насыпи, полунасыпи, выемки, полу-выемки с кюветами, полотно под станционные пути) и отдельно на