Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

72 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Основные положения разработки укрупненных нормативов затрат на рекультивацию нарушенных земель

3. Примеры пользования укрупненными нормативами затрат на рекультивацию нарушенных земель

4. Укрупненные нормативы затрат на рекультивацию нарушенных земель

Приложение I Основные типы нарушенных земель

Приложение II Природно-техногенные условия, сочетания мероприятий и расстояния транспортировки почв и пород применительно к различным типам нарушенных земель и направлениям рекультивации, принятые при расчете нормативов затрат

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР Подотдел землепользования и землеустройства Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов (ГИЗР)

СБОРНИК

укрупненных нормативов затрат на рекультивацию нарушенных земель

ГОСУДАРСТЗЕНЩЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПОДОТДЕЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУ ЧНО-ИСС1ЕЛО ВАТЕЛЬСКИ Я ИНСТИТУТ ЗЕШЫЙХ РЕСУРСОВ (ГИЗР)

СБОРНИК УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЗАТРАТ НА РЕКУЛЬТИВАЦИЮ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗРАБОТКИ УКРУПНЕННЫХ

НОРМАТИВОВ. ЗАТРАТ НА РЕКУЛЬТИВАЦИЮ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

2.1* Общие положения

2.1 Л. Норматив затрат - величина расходов, обеспечивающая проведение рекультивационных работ в необходимых объемах для данного направления и о требуемым качеством. Превышение значений нормативов допускается, если наблюдается значительное отклонение характеристик объектов и условий их рекультивации от приняп;х в сборнике (приложения I, 2). В таком случае дается обоснование превышения затрат над нормативами*

2Л.2. Удельные показатели разрабатываются укрупненно в нормах и ценах, введенных с января 19ЗД г* и рекомендуются к применению при:

-    определении затрат на рекультивацию нарушенных земель и обосновании ее направлений в соответствующих разделах (частях) Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов страны, региональных схем землеустройства, территориальных комплексных охеы охраны природы, схем развития территориально-промышленных комплексов

и промышленных узлов, проектов строительства (реконструкции) предприятий, нарушающих землю, если раздел рекультивации земель разрабатывается на уровне схемы, в связи о отдаленностью сроков начала рекультивационных работ;

-    плакировании затрат на рекультивацию нарушенных земель как в региональном, так и в отраслевом направлениях;

-    экспертной (ориентировочной) оценке показателей проектов рекультивации нарушенных земель;

-    определении затрат на рекультивацию при проведении инвента

ризации нарушенных земель

£♦1.3. Нормативы разрабатываются впервые, поэтому рекомендуется использовать их в текущей пятилетке (1986-1990 гг.). В дальнейшем будут разработаны нормативы и переходные индексы их изменения на последующие пятилетки.

2.1.4.    Разработка укрупненных показателей затрат базируется в основном на данных проектов. Укрупненные показатели затрат в разрезе союзных республик и экономических районов рассчитываются раздельно по этапам (технический и биологический) на один гектар площади, а для магистральных трубопроводов - на километр одной нитки в зависимости от диаметра труб.

2.1.5.    Затраты на технический этап рекультивации включают расходы на планировку поверхности, террасирование и выполаживание склонов, создание экранирующего слоя, нейтрализацию токсичных пород, путем внесения извести и других веществ, строительство дренажа, противоэрозионных и иных сооружений, нанесение потенциально-плодородных пород и плодородного слоя почвы, а также выполнение других видов работ в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83.

2.1.6.    Затраты на биологический этап рекультивации включают расходы на подготовку рекультивируемых земель под пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и лесонасаждения. Земли, рекультивированные под пастбища, могут вовлекаться в пастбищеоборот, как правило, после 2-3 циклов использования их как культурные сенокосы.

2.1.7.    При рекреационном и санитарно-гигиеническом направлениях рекультивации в показатели включены затраты на посев трав, посадку кустарников, деревьев и уход за ними. Кроме того, учитываются затраты на благоустройство территории при создании зоны отдыха.

2.1.8.    Затраты на рекультивацию земель подразделяются на группы*):

-    единовременные затраты, связанные с рекультивацией земель в период строительства предприятий, нарушающих землю;

-    текущие затраты предприятий на рекультивацию земель, нарушенных в процессе их деятельности;

-    единовременные затраты на рекультивацию ранее нарушенных земель.

Затраты на рекультивацию нарушенных земель по перечисленным группам независимо от источников финансирования рассматриваются в нормативах как капитальные вложения.

2.1.9.    В показатель затрат включаются основные затраты на проведение рекультивационных работ, а также накладные расходы, плановые накопления, льготные надбавки к заработной плате, расходы на авторский надзор, выполнение проектно-изыскательских работ и другие расходы, предусматриваемые сметно-финансовыми расчетами.

2.1.10.    В нормативные показатели не включаются затраты:

-    на рекультивацию земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, а также нарушенных при строительстве дорог, каналов и других линейных сооружений (за исключением магистральных трубопроводов), солеотв^/юв. По мере накопления информации Сборник будет дополнен соответствующими нормативными показателями;

-    на землевание малопродуктивных угодий плодородным слоем

30 рекультивации*0зеиель^от МЕЖ?*** П°

почвы, выполняемого независимо от рекультивации нарушенных земель и являющегося таким образом самостоятельным мероприятием.

Для землевания должны быть разработаны соответствующие нормативы;

- на создание и расширение базы строительных организа ций и расширение парка машин предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых и торфа, выполняющих геологоразведочные, строительные и иные работы.

2.2. Исходные данные для разработки укрупненных нормативов.

2.2.1.    Исходными данными для расчета нормативов затрат являются проекты, разработанные в отрасли с учетом последних достижений науки и техники, а также показатели фактических удельных капитальных вложений.

При разработке нормативов затрат на технический этап рекультивации нарушенных земель на предприятиях основных горнодобывающих отраслей (Минчермет, Минцветмет, Минуглепром, Минудобрения, Минпромстройматериалов) использованы только материалы проектов рекультивации по отдельным объектам и инвентаризации нарушенных земель в связи с отсутствием необходимых статистических данных о фактических затратах на рекультивацию земель.

2.2.2.    Нормативы разработаны на основе ябъектов-предста-

вителей, согласованных с соответствующими министерствами. При этом отбирались    объекты,    на которые проекты рекультивации

нарушенных земель разработаны в последние 3-5 лет с учетом требований нормативно-методических документов и выполнения рекуль-тивационных работ по современной более совершенной технологии,

и характеризующиеся типичными для отрасли природно-техногенными условиями и параметрами площадей нарушенных земель, рекультивируемых в различных направлениях.

2-2.3. Совокупность выбранных объектов обеспечила представительность не только отдельных отраслей, но и всех регионов страны и направлений рекультивации. Количество объектов-предста-вителей превысило объем необходимой выборки для получения надежных расчетных показателей. Распределение объектов-представителей по основным отраслям и направлениям рекультивации соответствовало общей по стране структуре нарушений и рекультивации. Доля нарушенных на объектах-представителях земель в общей площади нарушений в стране превысила 25 процентов.

2.2.А. Исходными материалами для разработки остальных нормативов затрат на технический этап рекультивации явились:

а)    по выработанным торфяным месторождениям - проработки институтов "Гипроторф" и "БелНИИтоппроект*1 соответственно Минтоппро-ма РСФСР и БССР;

б)    при прокладке магистральных трубопроводов - проработки института "ВНИИПИгаздобыча" Мингазпрома СССР.

2.2.5. Исходными материалами для разработки нормативов затрат на биологический этап рекультивации явилиоь:

а)    при сельскохозяйственном направлении - рекомендации научно-исследовательских институтов по мелиоративной подготовке рекультивируемых земель и технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур, разработанные применительно к различным почвенно-климатическим зонам страны;

б)    при лесохозяйственном направлении - рекомендации научно-исследовательских институтов;

в)    при рекреационном и санитарно-гигиеническом направлениях - проекты рекультивации земель в этих направлениях.

2.3. Определение укрупненных нормативов

2.3.1.    Нормативы затрат на рекультивацию определялись для земель, нарупенных и нарушаемых при добыче и переработке угля, горючих сланцев, рудного и химического сырья, минеральных строительных материалов и торфа, а также при прокладке магистральных трубопроводов (Минчермет, Минцветмет, Минуглепром, Мин-удобрений, Минпромстройматериалов, Минтоппром, Мингазпром).

2.3.2.    Затраты на рекультивацию определены с учетом нормообразующих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние

на числовое значение показателя затрат:

-    ресурсный фактор - воспроизводство различных видов ресурсов в результате осуществления рекультивации в определенном направлении;

-    отраслевой фактор - отрасль, предприятия которой нарушают землю, вид и условия залегания полезного ископаемого, тип нарушенных земель;

-    территориальный фактор - экономические районы, союзные республики, природные зоны, территориальные пояса.

При разработке нормативов учтены рекомендации научно-исследовательских организаций, участвующих в исследованиях по рекультивации земель.

2.3.3.    Нормативы затрат определены для объектов, рекультивируемых с целью: использования под пашню, многолетние насаждения,

сенокосы, пастбища; создания лесонасаждений общего хозяйственного назначения; организации водоемов различного назначения; санитарно-гигиенического озеленения.

При строительном направлении рекультивации затраты на ин-яенерную подготовку нарушенных эеиель под застройку определяются

в соответствии с рекомендациями СНиП на строительство промышленных, гражданских и других объектов. Затраты на создание рекреационных зон на рекультивируемых землях определяются расчетным путем (см.п.2.3.9).

2.3.4.    Затраты на технический этап рекультивации земель, нарушаемых предприятиями Минчермета, Минцветмета, Минуглепрома, Мин-удобрений, Минпромстройматериалов, рассчитаны по наиболее распространенным группам нарушенных земель, обобщенным в 14 типов, для каждого из которых характерны определенный состав и объемы реку льтивационных работ в зависимости от форм техногенного рельефа, условий увлажнения, состава и свойств слагающих и вмещающих пород. Краткая характеристика типов нарушенных земель приведена в приложении I.

2.3.5.    При определении нормативных показателей затрат на технический этап учтены расходы на:

-    грубую и чистовую планировку поверхности;

-    террасирование и (или) выполаживание склонов;

-    .уборку и вывозку камней, корчёвку, сгребание и сжигание кустарников, пней;

-    нанесение потенциально-плодородных пород и плодородного слоя почвы;

-    устройство защитных экранов;

-    химическую мелиорацию;

строительство дренажа, противоэрозионных и других сооружений;

дополнительные работы, связанные с селективным снятием пло-дородного слоя почвы и потенциально-плодородных пород в процасое выполнения горных работ;

-    ремонт участков, рекультивируемых под пашню и сенокосы;

-    снятие и складирование плодородного слоя почвы при прокладке магистральных трубопроводов*

2.3.6.    Нормативы затрат на технический этап рекультивации на предприятиях министерств, указанных в п.2.3.4, рассчитаны путем корректировки базового показателя поправочным технологическим коэффициентом. В качестве базового показателя принималась средневзвешенная величина затрат на рекультивацию земель в данном направлении конкретного региона, определенная с учетом представительности выбранных объектов данной отрасли. Такой подход обеспечил учет различий в степени воздействия на показатель затрат нормообразующих факторов, установленной по результатам группировок исходных данных.

2.3.7.    Расчет базовых показателей осуществлялся применительно к наиболее распространенным природно-техногенным характеристикам и сочетаниям мероприятий для каждого из типов нарушенных земель (приложения 1,2).

Сочетания групп пород по их пригодности к биологическому освоению принимались в зависимости от отрасли, региона и вида использования рекультивированных земель.

Расчеты выполнялись применительно к сухим, нормально увлажненным и умеренно влажным отвалам и карьерам, то есть не требующим специальных гидротехнических и гидромелиоративных мероприятий, во всех случаях, кроме обводненных выемок (водохозяйственное направление) и отвалов, сформированных гидроспособом (мероприятия по осушению ядерной зоны).

Варианты осуществления планировочных работ на рекультивируемом участке (сплошная, выборочная, частичная, без планировки) выбирались в соответствии с формами и параметрами техногенного

рельефа, а также в зависимости от направления рекультивации.

Расчет для пашни и многолетних насаждений осуществлялся применительно к аналогичным элементам техногенного рельефа (плато,днище), поэтому значения базовых показателей одинаковы.

Специальные мероприятия по улучшению свойств горных пород или нейтрализации их токсичности (химическая мелиорация, экранирование и др.) учитывались в зависимости от слагающих пород и направления рекультивации.

При сельскохозяйственном и других направлениях рекультивации учитывалось нанесение почвенного слоя мощностью 0,5 м или (и) потенциально-плодородных пород мощностью до 1,5 м с расстоянием их транспортировки в зависимости от типа нарушенных земель от I до 5 км.

2.3.8.    Значения поправочных коэффициентов устанавливались

в разрезе типов нарушенных земель и направлений рекультивации на основании результатов группировок исходных данных, экспертной оценки сложности условий рекультивации нарушенных земель различных типов, данных проектов, позволивших выявить различия в структуре и объемах отдельных видов работ, используемом оборудовании и сметных расчетах.

2.3.9.    Скорректированный технологическим коэффициентом базовый показатель и явился нормативом затрат на технический этап рекультивации земель в сельскохозяйственном, лесохозяйственном, водохозяйственном, санитарно-гигиеническом направлениях рекультивации.

Затраты на создание рекреационных зон на рекультивируемых землях определяются расчетным путем с учетом требований гегиП Ш-60-73 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" и СНиП Ш-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий!!:

-    при создании лесопарков и парков умножением норматива затрат на технический этап рекультивации в лесохозяйственном направлении на коэффициенты соответственно 1,1 и 1,5;

-    при создании зон отдыха с водоемом суммированием нормативов затрат на технический этап в водохозяйственном и лесохозяйственном направлениях с учетом коэффициента 1,5 и соотношения площадей, занимаемых водоемом и лесонасаждениями. Указанные значения коэффициентов получены на основе сопоставления соответствующих проектных показателей.

2.3.10.    При определении нормативов затрат на биологический этап учтены расходы на:

-    подготовку рекультивируемых земель под пашню и другие сельскохозяйственные угодья в целях получения урожайности на уровне среднезональных показателей (внесение органических и минеральных удобрений, посев культур мелиоративного севооборота, уход за ними и уборка урожая). Внесение химическиу мелиорантов предусмотрено в затратах технического этапа;

-    подготовку рекультивируемых земепь под лесонасаждения, включая обработку участка, внесение удобрений, подсев трав, посадку лесных культур, способствуюгаих восстановлению плодородия в горных породах;

-    озеленение отвалов и карьеров в рекреационных и санитарно-гигиеническиз целях (подготовка почвогрунтов, посадка деревьев и кустарников, посев трав).

2.3.11.    Нормативы оатрат на подготовку яемель, рекультивируемых под пашню, многолетние насаждения и кормовые угодья после горных работ, разработаны для случаев с нанесенным плодородным слоем почвы на нетоксичные или (и) предварительно нейтралиоован-

"Сборник укрупненных нормативов затрат на рекультивацию нарушенных земель" разработан сотрудниками Государственного научно-исследовательского института земельных ресурсов Госаг-ропрома СССР В*Л«Овчинниковым, Т.Б.Минаковой, Н.А.Алексеевым, Т«С«Фельмая, Е.Г.Лияьковой, 0«М«Кудряшовой при участии Д.В.Мо-ториной, Н.А.Новиковой, М«П«Гришаева, В«В*Алакоза (Госагропром СССР), М.И«Котоврасовой (ННИПиН при Госплане СССР), В.Н«Данько (УкрНИША Минлесхоза УССР), |В«Д«Дороненко| (ИГД Миячермет СССР), В«П*Костовецкого (ГИГХС Мияудобрений), Р.Г.Ццелевича (Вэсгео-нерудразведка МПСМ РСФСР)3Амиров М.Б« (Баш.СХИ).

Учтены замечания и предложения Подотдела землепользования и землеустройства Госагропрома GCCP и других организаций.

Сборник рассмотрен и одобрен Научно-техническим советом Госагропрома СССР (протокол й 3 от 30 декабря 1986 г«), согласован Отделом охраны природы Госплана СССР (II марта 1987 г«) и рекомендуется к использованию плановыми органами, проектными, научно-исследовательскими учреждениями и организациями системы Госагропрома СССР, Госстроя СССР, министерств я ведомств, предприятия которых нарушают землю.

Предложения по дальнейшему совершенствованию и уточнению Сборника просим прислать по адресу: I4I0I7, г.Мытищи Московской области, ул.2-я Новая, 30 Гос.НИИ земельных ресурсов.

ные токсичные породы, а также для потенциально-плодородных пород с учетом внесения дополнительного количества удобрений и выращивания культур периода мелиоративного освоения. Затраты биологического этапа рекультивации земель под пашню зависят от продолжительности периода мелиоративного их освоения, который при нанесении плодородного слоя почвы примерно в два раза меньше,чем без нанесения.

2-3.12. Нормативы затрат на лесохозяйственное освоение земель, рекультивируемых после горных работ, разработаны в зависимости от степени пригодности и плодородия пород, представленных в поверхностном слое отвалов и карьерных выемок, а также от климатических условий.

2.3.13. Нормативы затрат на рекреационное, санитарно-гигие-включа*

ническое^противоэрозионное озеленение земель, нарушенных горными работами, разработаны для условий, когда рекультивационный слой представлен потенциально-плодородными, малопригодными и непригодными (шахтные отвалы) породами.

При создании рекреационных зон с учетом нанесенных на рекультивируемую поверхность, сложенную непригодными и малопригодными породами, потенциально-плодородных пород и почвенного слоя, предусмотрены следующие виды работ: сидеральный посев бобовых культур, внесение минеральных удобрений; парадка саженцев (сеянцев) деревьев и кустарников, в том числе до 50% почвоулучшающими культурами (ольха, акация белая и желтая, лох, облепиха), при этом до 30% площади отводится под залужение.

При озеленении породных отвалов угольных шахт и обогатительных фабрик с учетом нанесенного плодородного слоя почвы, предусматривается посев сидеральных культур с внесением минеральных

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Введение    7

2.    Основные положения разработки укрупненных нормативов затрат на рекультивацию нарушенных земель........ Ю

2.1.    Обпдае положения................................. ХО

2.2.    Исходные данные для разработки укрупненных нормативов......................................... J3

2.3.    Определение укрупненных нормативов.............. 15

3.    Примеры пользования укрупненная нормативами затрат

на рекультивацию нарушенных земель................... 21

3.1.    Общие рекомендации к пользованию нормативами....    21

3.2.    Определение затрат но нормативам при проектировании............................................. 23

3.3.    Определение затрат по нормативам при планировании    24

4.    Укрупненные нормативы затрат на рекультивацию нарушенных земель........................................... 25

4.1. Нормативы затрат на технический этап рекультивации земель, нарушенных при добыче и переработке угля, горючих сланцев, рудного, химического и минерального строительного сырья - в союзных республиках и экономических районах:

РСФСР .......................................... 28

Северном........................................ 29

Северо-Западном................................. 30

Центральном..................................... 31

Нолго-Впчжом................................... 32

Центрально-Черноземном.......................... 32

Поволжском...................................... 33

Северо-Кавказском............................... 33

Уральском....................................... 34

Западно-Сибирском........................ 35

Восточно-Сибирском.............................. 30

Дальневосточном................................. 37

Украинской ССР.................................. 38

Донецко-Цриднепровском.......................... 39

Юго-Западном................................. 40

Южном ........................................ 41

Белорусской ССР.............................. 42

Узбекской ССР ............................... 42

Казахской ССР................................ 42

Грузинской ССР .............................. 43

Азербайджанской ССР .......................... 44

Литовской ССР................................ 44

Молдавской ССР ............................... 44

Латвийской ССР ............................... 44

Киргизской ССР ............................... 45

Таджикской ССР ............................... 45

Армянской ССР ................................ 45

Туркменской ССР.............................. 46

Эстонской ССР ................................ 46

4.2.    Нормативы затрат на технический этап земель в различив направлениях рекультивации выработанных торфяных месторождений47

4.3.    Нормативы затрат на технический этап рекультивации земель, нарушаемых при прокладке магистральных трубопроводов

по пашне и кормовым угодьям.    51

4.4.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации

земель под пашню после горных работ.    53

4.5.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации

земель под сенокосы после горных работ.    54

4.6.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации

земель под многолетние насаждения после горных работ,    5$

4.7.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации земель в лесохозяйственном направлении после горных работ. 59

4.8.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации

земель в рекреационном и санитарно-гигиеническом направлениях после горных работ,    61

4.9.    Нормативы затрат на биологический этап рекультивации

земель под пашню выработанных торфяных месторождений.    63

4.10.    Нормативы затрат на биологический эаап рекультивации земель под сенокосы выработанных торфяных месторождений, 55

4.II. Нормативы затрат на биологический этап рекультивации земель в сельскохоояйственном направлении при прокладке магистральных трубопроводов.    67

Приложение I. Основные типы нарушенных земель    68

Приложение П. Природно-техногенные условия, сочетания мероприятий и расстояния транспортировки почв и пород применительно к различным типам нарушенных земель и направлениям рекультивации, принятые при расчете нормативов затрат.    70

I. ВВЕДЕНИЕ

В-постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. ”06 улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы” отмечается, что одним из основных направлений совершенствования планирования является усиление нормативного метода, В целях успешного претворения в жизнь упомянутого решения директивных органов принято постановление Госплана СССР от II.01.I960 г. "О системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов и мерах по ее внедрению в планирование”, в котором предусмотрена также разработка норм и нормативов по охране окружающей среды, включающей и рекультивацию нарушенных земель. В качестве составной части упомянутой системы Государственным НИИ земельных ресурсов подготовлен "Сборник укрупненных нормативов затрат на рекультивацию нарушенных земель” для использования при проектировании рекультивации в схемах землеустройства, охраны природы и других предплановых и плановых проработках.

Настоящий сборник составлен в соответствии с заданием 02.05.HI плана НИР на I98I-I985 гг. "Изучить эколого-экономические последствия отрицательного воздействия нарушенных земель на природную среду и разработать нормативные показатели для проектирования (планирования) рекультивации земель”. При разработке укрупненных нормативов затрат на рекультивацию руководствовались "Основными методическими положениями по разработке нормативов удельных капитальных вложений на 1986-1990 гг.и на период до 2000 года”, утвержденными Госпланом СССР 21.02.83 г., "Методическими рекомендациями по планированию природоохранных

затрат на предприятиях, в объединениях, министерствах и ведомствах" (НШПиН при Госплане СССР, 1983 г.)» а также были использованы "Нормативы удельных затрат на рекультивацию земель,нарушен-ных предприятиями промышленности строительных материалов при открытой разработке нерудного, неметаллорудного сырья", утвержденные министерством промышленности строительных материалов СССР 26.09.1977 г.", "Разработка нормативных ставок отчислений на рекультивацию площадей, выбывших из промышленной эксплуатации после разработки торфа" (Гипроторф, 1979 и 1984 гг.), "Нормативы для планирования мероприятий по рекультивации нарушенных земель в газовой промышленности" (ВНШПИгаз добыча, Саратов, 1984).

Использование укрупненных показателей затрат на рекультивацию позволит:

-    повысить уровень научной обоснованности проектных, предплановых и плановых проработок по рекультивации нарушенных земель в составе схем землеустройства, охраны природы, а также в других материалах на основе увязки намечаемых объемов рекульти-вационных работ с затратами на их выполнение;

-    создать информационный массив для обоснования направлений и очередности рекультивации;

-    осуществлять эффективный контроль за использованием средств, выделяемых на рекультивацию.

Для сокращения затрат на рекультивацию земель, которые будут нарушаться в процессе добычи полезных ископаемых, транспортного строительства и т.п., технология производства горных и других работ должна учитывать требования последующей рекультивации согласно ГОСТ 17.5.3.04-83.

Нормативы разработаны впервые по регионам страны и отраслям

применительно к различным природно-техногенним условиям и направлениям рекультивации*

В нормативных таблицах показатели представлены по отраслевым министерствам и этапам рекультивации, что обусловлено следующим:

-    распределение показателей по отраслям в пределах того или иного региона позволяет приблизиться к конкретным объектам и учитывать специфику отдельных отраслей;

-    работы по этапам принципиально различаются по составу, объемам, исполнителям; затраты определяются на техническом этапе в основном объемами планировочных работ и расстоянием транспортировки пород и почв, на биологическом этапе - пригодностью пород.