Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

 Скачать PDF

Графическая копия документа представлена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений)

Оглавление

Паспорт федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

II. Основные цели и задачи Программы, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

III. Мероприятия Программы

     1. Совершенствование нормативной правовой базы

     2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

IV. Ресурсное обеспечение Программы

V. Механизм реализации Программы

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

Приложение № 1. Целевые показатели и индикаторы Программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Приложение № 2. Перечень целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации

Приложение № 3. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Приложение № 4. План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Приложение № 5. Предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Приложение № 6. Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Приложение № 7. Методика расчета целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 603 О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011—2017 годы

11равитсльство Российской Федерации постановляет;

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Чистая вода» на 2011—2017 годы.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН

Москва 22 декабря 2010 г. № 1092

УТВЕРЖДЕНА

постановлением П равительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092

Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011—2017 годы

ПАСПОРТ

Наименование Программы

федерально*! целевой программы «Чистая вола» на 2011—2017 годы

Основания для разработки Программы

федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011—2017 года

Государственный заказчик Программы

Основные разработчики Программы

Цель Программы

поручение Президента Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № Ир 1251, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2007 г. № ВЗ-П9-6078, от 24 июля 2008 г. № АЖ-Г19-4510, от 18 мая 2009 г. № АЖ-П9-2682, от 20 августа 2010 г. № ЛЖ-П9-5765

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации, открытое акционерное общество «Институт микроэкономики»

Задачи Программы

обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности , установленным санитарно-эпидемиологическими правилами

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очиегки сточных вод

удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам:

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

по санитарно-химическим показателям; по микробиологическим показателям; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

датя сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; датя объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем обломе сточных вод; обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжс! шя;

обеспеченность i гасслення    ист ггрализоват и тыми

услугами водоотведения;

Срок реализации Программы

Объем и источники финансирования Программы

рост инвестиционной активности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

2011-2017 годы

предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 2017 годах за счет всех источников составит 331.8 млрд, рублей, из них: за счет средств федерального бюджета 9 млрд, рублей, в том числе:

3 млрд, рублей — в 2011 году';

3 млрд, рублей в 2012 году;

3 млрд, рублей — в 2013 году; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 9 млрд, рублей, в том числе:

3 млрд, рублей в 2011 году';

3 млрд, рублей — в 2012 году;

3 млрд, рублей — в 2013 году;

за счет средств из внебюджетных источников

313,8 млрд, рублей, в том числе:

7.3 млрд, рублей в 2011 году;

21.2    млрд, рублей — в 2012 году;

27,6 млрд, рублей - в 2013 году;

41.9 млрд, рублей — в 2014 году;

58.4 млрд, рублей - в 2015 году;

70.2    млрд, рублей в 2016 году;

87.2    млрд, рублей — в 2017 году.

Ожидаемые конечные результаты реализации 11рограммы и показатели ее социально-экономической Эффе КТИ BI10СТИ

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального и региональных бюджетов на соответствующий год

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:

по показателю удельного веса проб воды, нс отве-чающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим пока шс.тям, который должен снизиться с 16,8 процента в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году;

но показателю удельного веса проб воды, не отве-чающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента к 2017 году; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 46 процентов в 2009 году до 53 процентов к 2017 году; уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 42 процентов в 2009 году-до 28 процентов к 2017 году;

увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 5 процентов в 2009 году до 30 процентов к 2017 году

Российской Федерации, представивших для реализации на условиях софииаисиро-ваиия мероприятия но строительству и реконструкции централи зованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, используемых в деятельности организаций.

Отбор региональных программ, на поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, будет осуществляться ежегодно (в 2011—2013 годах) государственным заказчиком 11рограммы последующим основным критериям:

реализация мероприятий в населенных пунктах с нсблагоирняшым состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения;

реализация мероприятии в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек;

эффективность вложения средств, определяемая как улучшение целевых показателей на 1 рубль вложенных средств, предусмотренных региональной программой в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

реализация мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

закупка российского оборудования, материалов и услуг;

выполнение требований, установленных статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

финансирование мероприятий региональной нрофаммы из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных обра зований в части, относящейся к этим муниципальным образованиям;

софинансирование мероприятий региональной нрофаммы за счет средств частных инвесторов;

наличие в региональной профамме мероприятий но совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (или заключение) концессионных соглашений и других мероприятий но реформированию отношений в указанном секторе;

отсутствие в нрофамме мероприятий, реали зуемых за счет бюджетного финансирования в рамках иных утвержденных федеральных или ведомственных программ (в том числе мероприятий но оснащению приборами учета энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Мероприятия региональных программ должны учитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов в результате повышения энергосбережения и энергетической эффективности и роста уровня тарифов.

Региональные нрофаммы должны содержать целевые индикаторы и показатели их реализации, предусмотренные в приложении № 2 к Профамме. Помимо указанных показателей региональные нрофаммы должны включать показатели, характеризующие уровень заболеваемости населения но специфичным для региона заболеваниям и хроническим болезням, связанным с низким качеством питьевой воды.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Предельный (прогнозный) объем финансирования Нрофаммы в 2011 — 2017 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составит 9 млрд, рублей. Указанный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета направляется на софинансирование региональных программ, осуществляемое в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2011—2017 годах предельный (прогнозный) объем финансирования 11рограм-мы за счет всех источников финансирования составит 331,8 млрд, рублей, в том числе за счет:

бюджетных ассигнований федерального бюджета — 9 млрд, рублей;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бкхджетов — 9 млрд, рублей;

средств внебюджетных источников — 313,8 млрд, рублей.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются на каппталь-ные вложения.

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы приведен в приложении № 5.

Указанный объем финансирования определен:

исходя из существующих расходов бюджетов всех уровней на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляющих около 18 процентов общего объема капитальных вложений;

исходя из возможностей но привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных нрофамм в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

При степени износа водопроводных и канализационных сетей, составившей в 2009 году 42 процента и 36 процентов соответственно, инвестиционный потенциал сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в части замены водопроводных и канализационных сетей составляет не менее 400 млрд, рублей.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком Профаммы является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое осуществляет текущее управление Профаммой и несет ответственность за ее результаты.

Средства ({кодера.зьного бюдже т, предусматриваемые на поддержку региональных программ, предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субз>ектов Российской Федерации на софинансирование региональных профамм в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенными в приложении № 3 к Программе.

Формы и методы организации управления реализацией 11рофаммы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1 Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в целях обеспечения реализации мероприятий 11рофаммы осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении за каю в на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дтя государственных и муниципальных нужд».

Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Профаммы возлагаются непосредственно на государственного заказчика. К сведениям, содержащимся в промежуточных отчетах и годовых докладах о ходе реализации 1 (рофаммм, должен быть обеспечен открытый доступ.

Мониторинг и контроль за реализацией региональных ирофамм, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках настоящей Профаммы, осуществляется в соответствии с порядком мониторинга и контроля за реализацией региональных профамм, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении № 4 к Программе.

Оценка эффективности реализации региональных программ, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках Профаммы, осуществляется в соответствии с порядком оценки эффективности использования бюджетных ассигнований на поддержку региональных профамм, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении № 4 к Профамме.

Предоставляемые средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не Moiyr быть израсходованы на другие цели.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации Профаммы, ежеквартально представляют государственному заказчику Российской Федерации отчеты о ходе реализации Профаммы, в том

числе об использовании средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий.

Но результатам реализации Программы государственный заказчик подготавливает и до 1 марта 2018 г. представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и эффектив-ности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

VI. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Оценка социально-экономической п экологической эффективности Программы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее — система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении № 6.

Методика расчета целевых показателей и индикаторов Программы приведена в приложении № 7.

Мониторинг реализации Профаммы будет проводиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартальное предоставлением информации ©достигнутых результатах государственному заказчику Профаммы.

Ожидается, что в результате реализации Профаммы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни фажлан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических зафяз-ненпй.

Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно с повышением качества предоставляемых услуг.

Реализация Программы к концу 2017 г. позволит:

увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам.

Результатом реализации Профаммы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной акгпвности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций.

При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования Профаммы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.


( т. 603


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к фслоральной целевой программе «Чистая жгла» на 2011—2017 годы

Перечень целевых показателей и индикаторов региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации

Единица измерения

1.    Удельный вес проб воды, отбор которых произведен    процентов

из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим

нормативам но санитарно-химическим показателям

2.    Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из    —

водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам но микробиологическим показателям

3. Доля уличной водойроводной сети, нуждающейся в замене    —    *—

4.    Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене    —

5.    Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки    количество

сточных вод    аварий    в    год

на 1000 км сетей

6.    Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения,    процентов

в общем объеме сточных вод

7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем    —»>— объеме сточных вод, пропущенных через о*шстные сооружения

8.    Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами А, В,    гыс.    человек

С. сальмонеллсзными инфекциями, острыми кишечными

инфекциями

9.    Зарегистрировано больных вирусными гепатитами    —

10. Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения    —    •>—

11. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями    —»—

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011—201/ годы

ПРАВИЛА

предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

1.11асгоящне 11равила определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее соответственно — субсидии, региональные профаммы) в рамках реализации федеральной целевой профаммы «Чистая вода» на 2011 — 2017 годы (далее — Профамма).

2.    Субсидии предоставляются ежегодно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3.    Порядок и условия отбора региональных программ для предоставления субсидий устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.

4.    Субсидии могут быть направлены на софинансирование следуюншх мероприятий:

а) создание системы управления комплексом водоснабжения (модернизация энергомеханнческого оборудования и установка автоматизированных систем ли-

станционного сбора н передачи данных но объему потребления и качеству воды в целях повышения энергетической эффективности п автоматизации регулирования режимов работы насосных станций и гидравлических режимов сети, установка гсоинформационных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества воды);

б)    строительство или реконструкция объектов водоподготовки, действующих в том числе с применением технологии отстаивания (тонкослойные отстойники), флотации, скоростного фильтрования, мембранных технологий, сорбционных технологий, технологий кондиционирования подземных вод (методы ионного обмена, окислительные методы, элекгроднализ), стабилизационных технологий (реагентные методы, ингибиторы), экологически безопасных технологий обеззараживания (гипохлорит натрия, аммонийсодержащие соли, ультрафиолетовое облучение);

в)    строительство и реконструкция установок централизованной доочистки и кондиционирования воды;

г)    установка и модернизация энергомеханического оборудования, автоматизированных систем дистанционного сбора и передачи данных но объемам сброса и химическому составу сточных вод в целях повышения энергетической эффективности и автоматизации регулирования режимов работы канализационных насосных станций и очистных сооружений;

д)    создание теоинформаниоиных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества сточных вод;

е)    строительство и реконструкция сооружений механической очистки воды (решетки, песколовки, механические фильтры, отстойники);

ж)    строительство и реконструкция сооружений биологической очистки воды;

з)    строительство и реконструкция очистных сооружений, действующих на основе реагентных технологий химического осаждения фосфора;

и)    строительство и реконструкция очистных сооружений, действующих на основе экологически безопасных технологий обеззараживания (ультрафиолетовое облучение, окислительные методы);

к)    строительство и реконструкция сооружений обработки осадков (обезвоживание, сбраживание, сушка, сжигание);

л)    строительство и реконструкция локальных очистных сооружений;

м)    строительство и реконструкция сооружений для выработки вторичных энергетических ресурсов (тепло, электроэнергия), с использованием осадков очистных сооружений сточных вод.

5.    Предоставление субсидий осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации на основании соглашения о предоставлении субсидии на поддержку региональной программы (далее — соглашение), заключаемого ежегодно указанным Министерством с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Форма соглашения устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации.

6.    В соглашении указываются:

а)    орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия с Министерством регионального развития Российской Федерации (далее — уполномоченный орган);

б)    размер субсидии, предусмотренной бюджету субъекта Российской Федерации;

в)    перечень объектов капитального строительства, на софинансированис строительства и реконструкции которых могут быть направлены средства субсидии;

г)    размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах, направляемых на реализацию мероприятий региональной профаммы;

д)    реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих его расходные обязательства, связанные с реализацией мероприятий региональной программы;

с) обязательство уполномоченного органа представлять отчетность об исполнении обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о достигнутых значениях показателей эффективности использования субсидии;

ж)    порядок представления уполномоченным органом отчетности Министерству регионального развития Российской Федерации;

з)    значения целевых показателей эффективности использования субсидии;

и)    порядок осуществления контроля за исполнением условии соглашения, а также основания и порядок приостановления и (или) прекращения предоставления субсидии;

к)    ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

л)    иные условия, относящиеся к предмету соглашения.

7.    Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлении и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

8.    Субсидии не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в региональные программы.

9.    Для каждого субьекта Российской Федерации — получателя субсидии Министерство регионального развития Российской Федерации рассчитывает уровень софинаисирования мероприятий, предусмотренных региональными програм-мами, по формуле:

Уг = С/ BOi.

где:

У| — уровень софинаисирования мероприятий региональной программы i-ro субъекта Российской Федерации за счет субсидии;

BOi — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Росс 11 йской Федера ни и»;

С — средний уровень софинаисирования мероприятий региональных профамм за счет субсидии, который равен:

в случае софинаисирования мероприятий, реализуемых в городских поселениях с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения, число жителей которых не превышает 100 тыс. человек, — 50 процентов;

в случае софинаисирования мероприятий, реализуемых в сельском поселении с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения, — 60 процентов.

10.    Уровень софинаисирования мероприятий, предусмотренных региональной нрофаммой, реализуемых в городских поселениях, не может быть выше 70 процентов и ниже 30 процентов, в сельском поселении — выше 70 процентов и ниже 40 процентов.

Исли размер средств, предусмотренных в составе расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий региональных программ, не позво.шет обеспечить уровень софинаисирования, установленный дня субъекта Российской Федерации, то размер субси;иш подлежит сокращению до размеров, позволяющих обеспечить установленный уровень софинаисирования.

11.    Министерство регионального развития Российской Федерации в течение 15 дней со дня подведения итогов конкурса по отбору региональных профамм представляет в 11равительство Российской Федерации проект решения 11равитель-ства Российской Федерации о распределении между субъектами Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор, бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление субсидий.

12.    Уполномоченный орган представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по форме, утверждаемой указанным Министерством.

Уполномоченный орган несет ответственность за своевременность представления указанных отчетов и достоверность содержащихся в них сведений.

13.    Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации н (или) местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в установленном порядке.

14.    В случае нарушения получателем субсидии условий и обязательств, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, предоставление субсидии до устранения нарушений приостанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Если указанные нарушения не устранены в установленный срок, а также если субсидия использовалась не по целевому назначению, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации. Высвободившиеся в текущем финансовом году средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий, перераспределяются в порядке, установленном настоящими Правилами, между субъектами Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор, но размер предоставленной им субсидии был меньше, чем запрашивался в заявке.

15.    Эффективность использования субсидий в отчетном финансовом году оценивается на основании представленных уполномоченными органами субъектов Российской Федерации отчетов исходя из уровня достижения целевых показателей и индикаторов реализации региональных программ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

к Федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011—2017 годы

ПЛАН

мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011—2017 годы

Вид документа

Срок

Исполнители

исполнения

I. Совершенствование законодательства, регулирующего отношения в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод


постановление

Правительства

Российской

Федерации

1. Внесение изменений в постановление Правите л 1>сгва Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке роллировании тарифов, надбавок и предельных индексов в с<1>ерс деятельности организаций коммунального комплекса»» в части корректировки:

регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала; установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений

IV квартал    Минэкономразвития

2010 г.    России,

Минрсгион России


Вид документ

Срок

Исполнители

исполнения


2.    Разработка проекта федерального    проект

закона о водоснабжении, водоот-    федерального

ведении и очистке сточных вод    закона


I квартал 2011 г.


3.    Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в гом числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения»

4.    Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации об определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса

5.    Разработка методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций коммунального комплекса, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг

6.    Разработка методических указании по расчету уровня надежности и качества реализуемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод


постановление

Правительства

Российской

Федерации


постановление

Правительства

Российской

Федерации


ведомственный

акт


ведомственный

акт


II квартал 2011 г.


I квартал 2012 г.


I квартал 2012 г.


I квартал 2012 г.


Минрегион России, М и 11эко1 юм ра звития России,

Минэдравсоцразвития

России,

Минприроды России

Минэкономразвития

России,

Минрегион России


Минрегион России,

Минэкономразвития

России


Минрегион России, Мин эко» юм развита я России


Минрегион России.

Минэкономразвития

России


И. Формирование нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы

Минрегион России, Мин экогюм развита я России,

Минфин России


«Чистая вода* на 2011—2017 годы


Утверждение порядка отбора региональных программ по развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, претендующих на получение средств федерального бюджета

Утверждение формы отчета уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о расходовании


ведомственный

акт


I квартал 2011 г.


I квартал 2011 г.


Минрегион России. Мин эког сом развита я России,

Минфин России

средств федерального бюджета, полученных на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод


ведомственный

акт


I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России. Согласно Концепции дано-срочною социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственною мае и ггаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011—2017 годы (далее — Про-грамма).

По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд, человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд, человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

11о данным (}юрмы федерального статистическою наблюдения № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а но микробиологическим — 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой 11редварител ыюй очистки.

Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.

Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием

Вид документа

Срок

исполнения

Исполнители

3. Утверждение порядка мониторинга и контроля за реализацией региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный

акт

I квартал 2011 г.

Мин регион России,

Минэкономразвития

России,

Минфин России

4. Утверждение порядка опенки эффективности использования средств федерального бюджета, полученных на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

ведомственный

акт

I квартал 2011 г.

Минрегион России, Мин экономра зви гия России,

Минфин России

5. Разработка и (или) внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, необходимые для осуществления мониторинга целевых показателей и индикаторов Программы

ведомственный

акт

I кварки 2011 г.

Росстат,

Минэкономразвития

России,

Минзлравсоцразвития

России,

Минприро;[ы России

6. Утверждение положения об управлении реализацией Программы

ведомственный

акт

IV квартал 2010 г.

Минрегион России, М и и экономра зви гия России,

Минфин России

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

к федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011—2017 годы

(млрд, рублей)

I 1аименование

2011-2017 годы — всего

В том числе

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

1. Капитальные вложения

9

3

3

3

_

_

_

_


Предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011—2017 годы

за счет средств склерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных

вод

9    3    3    3


2. Капитальные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов


Капитальные вложения за счет средств внебюджетных источников

313,8

7.3

21,2

27,6

41,9

58,4

70,2

87,2

Итого

331,8

13,3

27,2

33,6

41,9

58,4

70,2

87,2


организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. Поданным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.

В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. Поданным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году — 51 процент).

В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. 11о одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети.

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.

В России вся выручка сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд, рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее — организации). В мире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процента расходов организаций составляют расходы па вложения. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Нвроиы. При этом рост тарифов в России обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего в перспективе платежи населения за воду в России будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.

При относительно низком уровне тарифов потребление питьевой воды в России значительно превышает потребление воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано с высокими потерями воды при грансиор-тировке и отсутствием у потребителей стимулов к экономии.

Большая часть расходов водоснабжающих организаций связана с закупкой импортного оборудования, сырья и материалов. Б России наблюдается дефицит собственного производства оборудования и реагентов, таких, как коагулянты, фло-кулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антпнакнппны, сорбенты, ионообменные смолы и синтетические фильтрующие загрузки, то есть продуктов, необходимых для обеспечения современных технологий водоподготовки.

При разработке вариантов реформирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в качестве возможных подходов к решению вышеизложенных проблем рассматривались 2 основных подхода.

Пассивный подход заключается в прямой государственной поддержке проектов по осуществлению инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. К. преимуществам этого варианта можно отнести наличие опыта и отработанной нормативно-методической базы в области разработки и реализации Iюдобных и рогра м м.

11рименеиие этого подхода дает возможность реализовать отдельные нроекгы, но не позволяет создать к|к|)ективную модель развития сектора, работающую без peiyimpnoro вмешательства государства. В частности, реализация этого подхода

нс обеспечивает создания условий, предпосылок и стимулов для повышения инвестиционной прпвле кате л ьности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением. Наиболее эффективным механизмом, использующим этот подход, является реализация региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет средств внебюджетных источников.

Второй подход предполагает запуск новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.

Предлагаемые в рамках 2-го варианта механизмы взаимодействия различных уровней власти, частных операторов и инвесторов носят институциональный характер и призваны сформировать долгосрочную систему отношений, основанную на создании условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве в части упрощения процедур заключения концессионных соглашений, экологического и других областей законодательства Российской Федерации. Вместе с тем предлагается осуществлять поддержку реализации региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию секгора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:

задача но обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития страны, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не Moiyr быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируется осуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населении крупных и средних городов, малых городов и отдельно сельских поселений.

Па решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:

нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы;

макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

региональные м муниципальные риски. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации — участников Про-граммы.

II. ОС НОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,

ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,

ОТРАЖАЮЩИХ ХОД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие системы государственного pei-улированпя в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показа гелей качества услуг, эффектвности и надежности деятельности сек тора водоснабжения, водоонгедения и очистки сточных вод;

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством ио;цержкн региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели 11рограммы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в обз>екгы жилищно-коммунального хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

Важно отметить, что расходы федерального бюджета, возникающие в связи с принятием Программы, не оказывают существенного влияния на достижение пели Программы. Так, выделение ассигнований из федерального бюджета в размере 3 млрд, рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1 процент. В то же время поддержка реализации региональных программ позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств.

Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих поддержку региональных программ субъекгов Российской Федерации, направленных па развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

I (елевые показатели и индикаторы реализации 11рограммы приведены в приложении № 1.

Перечень целевых показателей и индикаторов региональных профамм развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъекгов Российской Федерации приведен в приложении № 2.

По результатам оценки эффект вности Нрофаммы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Нрофаммы начиная с очередного финансового года.

Ст. 603


- 1413 -III. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ


№ 4


Реализация задач Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы и проведение мероприятий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения н очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны субъектов Российской Федерации — участников Программы. С целью минимизации указанного риска в Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансированне региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенных в приложении № 3, предусмотрено ограничение на предоставление нового транша бюджетных ассигнований из федерального бюджета при наличии объектов незавершенного строительства, строительство (модернизация) которых осуществлялось в рамках ранее предоставленного объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

1. Совершенствование нормативной правовой базы

Существующая нормативная правовая база не позволяет применять в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод наиболее эффективные формы управления и добиться исполнения обязательств по обеспечению населения водой необходимого качества. В связи с этим совершенствование нормативной правовой базы будет осуществляться по следующим основным направлениям: создание правовых, организационных н экономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.

План мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации Профаммы приведен в приложении № 4.

Мероприятия, направленные на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод

Для эффективного развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в России необходимо привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.

Согласно результатам исследования, проведенного Всемирным банком, наибольший экономический эффект от передачи систем коммунальной инфраструк-туры частным операторам заключается в снижении операционных расходов и достигается за счет снижения потерь ресурсов и повышения производительности труда. Так, согласно статистическим данным по Латинской Америке, средний рост производительности труда при передаче объектов водоснабжения частным операторам составил около 40 процентов.

В России в 2008 году капитальные затраты в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 13 процентов выручки организаций. В среднем в мире это соотношение, по данным компании Глобал Ватер Интеле-

джсн, составляет 43 процента. В результате повышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализации Программы ожидается увеличение отношения капитальных затрат к выручке сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и приближение значения этого показателя к мировому.

Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.

11 ом и мо этого необходимо обеспечить установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на срок от 3 до 5 лет.

В случае применения этого метода тариф формируется из следующих составляющих:

доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками;

возврат капитала;

операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста иен в экономике.

В отличие от действующей системы тарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капитала позволяет создать стимул для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий, организаций.

Метод доходности инвестированного капитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возврата инвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочного периода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе.

Вместе с тем при переходе на метод доходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства но сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг.

Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.

Изменения, содержащиеся в Федеральном законе «О внесении изменений it Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные за конодательные акгы Российской Федерации», упрощают порядок заключения концессионных соглашений, it том числе соглашений, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также обеспечивают баланс интересов концессионера и KOI те дета Эти изменения будут способствовать росту количества проектов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений и привлечению частных инвестиций, в том числе в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Вместе с тем указанные механизмы в ближайшей перспективе позволят привлечь частные инвестиции в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод только в крупных городах. С целью активизации процессов но развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения и неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения необходимо предоставление государственной финансовой поддержки для реализации региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Одним из основных методов обеспечения населения чистой водой является установление требований к качеству поставляемой воды и используемой для этого технологической системе и производственным процессам.

Одним и з основных мероприятий Программы по со зданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области улучшения качества водообеспечення населения Российской Федерации является подготовка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод, в котором предполагается предусмотреть:

совершенствование разграничений полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере;

систему договорных отношений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

основы резюмирования качества воды;

разработку форм и механизмов государственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой;

внедрение современных целевых пока зателей эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

создание стимулов для энергосбережения и механизмов регулирования инвестиций с учетом сокращения удельного потребления ресурсов;

участие саморегулируемых организаций в деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

совершенствование экологического регулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросы сточных вод для организаций коммунального комплекса.

Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.

Для решения этой проблемы необходимо разработать (установить) показатели надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных иод, а также установить их значения. Указанные показатели можно разбить на следуюпше основные фуппы:

показатели качества водоснабжения (в том числе удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам);

показатели качества водоотведения и очистки сточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленных нормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);

показатели эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергии на единицу объема забранной воды.

С целью повышения ответственности и мотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов но уровню надежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы за ока занные услуги организацин коммунального хозяйства в случае отклонения показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным нрофаммам этих организаций.

Реализация механизма дифференциации тарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услуг будет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных !зод и постановления Правительства Российской Федерации, призванного определить показатели надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организациями.

разработка проектов которых предусмотрена планом мероприятий согласно приложению № 4.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации должно в том числе предусматривать разработку методических указаний но расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также разработку методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Внедрение механизма достижения целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг даст возможность организациям осуществить постепенный переход к оказанию более качественных услуг, соответствующих установленным техническим, санитарным и экологическим нормативам. Указанный переход должен осуществляться посредством реализации долгосрочных инвестиционных программ с использованием методов долгосрочного тарифного регулирования (метод доходности инвестированного капитала) в рамках концессионных соглашений или долгосрочных договоров аренды.

Особенностью такого механизма является то, что он в основном не требует бюджетного финансирования и может применяться после окончания срока действия 11рофаммы.

Совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод в централ и зова иные системы коммунального водоотведения и в водные объекты через централизованные системы коммунального водоотведения

Требования, предъявляемые к качеству сточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществ и развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться за счет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно.

В действующей системе регулирования плата за негативное воздействие на водные объекты, осуществляемое с использованием централизованных систем коммунального водоотведения, лежит на организациях. Такой подход не стимулирует иные организации, осуществляющие сброс стоков в сети водоотведения, к сокращению сброса зафязняюпшх веществ. В связи с этим гребуется внедрение механизма, стимулирующего производителей загрязнений к переходу на более экологически чистые способы производства товаров и оказания услуг.

Кроме того, требуется внедрение механизма, позволяющего осуществлять зачет в счет платы за негативное воздействие на водные объекты залрат хозяйствующих субъектов на осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной ирофаммой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений.

2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет обеспечиваться путем осуществления капитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношений посредством реализации мероприятий региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации (далее — региональные нрофаммы).

11оддержку региональных программ предполагается осуществлять путем предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов