Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

122 страницы

Купить Методические рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации распространяются на строительство (реконструкцию) монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог общего пользования и аэродромов, устраиваемых современными машинами и оборудованием во всех климатических зонах РФ, а также аналогичных по условиям эксплуатации монолитных цементобетонных сооружений

 Скачать PDF

Методические рекомендации разработаны в развитие СП 34.13330, СП 78.13330, СП 121.13330 на основе исследований "СоюздорНИИ", с учетом накопленного опыта строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов в России и за рубежом.

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Конструкции цементобетонных покрытий и оснований

6 Организация строительства

7 Требования к бетону и бетонной смеси

8 Требования к материалам для бетона, ухода за свежеуложенным бетоном и герметизации швов

9 Подбор составов бетона покрытий и оснований

10 Приготовление и транспортирование бетонной смеси

11 Подготовительные работы перед распределением и укладкой бетонной смеси

12 Строительство цементобетонных покрытий и оснований бетоноукладчиками со скользящими формами

13 Строительство бетонных оснований методом укатки (укатываемый бетон)

14 Строительство бетонных оснований и покрытий с применением средств малой механизации

15 Нанесение искусственной шероховатости на поверхность свежеуложенного бетона

16 Уход за свежеуложенным бетоном

17 Устройство деформационных швов в покрытиях и основаниях и их герметизация

18 Бетонирование в зимних условиях

19 Контроль качества бетонной смеси и бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов

20 Оценка неровности и коэффициента сцепления колеса с покрытием

Приложение А (информационное). Годовые потребности в электроэнергии, сжатом воздухе и воде

Приложение Б (информационное). Основные типы и параметры бетоносмесительных установок

Приложение В (информационное). Схема технологического потока устройства цементобетонного покрытия комплектом машин в скользящих формах

Приложение Г (информационное). Перечень лабораторных журналов

Приложение Д (рекомендуемое). Лабораторное оборудование для контроля бетонной смеси и бетона покрытий и оснований на ЦБЗ и месте укладки бетона

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

Методические рекомендации

СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ

Москва 2018

Содержание

Введение.................................................................................... 4

1    Область применения................................................................... 5

2    Нормативные ссылки............................................................................ 5

3    Термины и определения............................................................... 10

4    Общие положения...................................................................... 13

5    Конструкции цементобетонных покрытий и оснований........................ 15

6    Организация строительства.......................................................... 19

7    Требования к бетону и бетонной смеси................................................... 25

8    Требования к материалам для бетона, ухода за свежеуложенным

бетоном и герметизации................................................................................. 34

9    Подбор составов бетона покрытий и оснований................................. 40

10    Приготовление и транспортирование бетонной смеси........................ 54

11    Подготовительные работы перед распределением и укладкой

бетонной смеси............................................................................. 60

12    Строительство цементобетонных покрытий и оснований

бетоноукладчиками со скользящими формами..................................... 68

13    Строительство бетонных оснований методом укатки

(укатываемый бетон)......................................................................... 74

14    Строительство бетонных оснований и покрытий с применением

средств малой механизации............................................................. 79

15    Нанесение искусственной шероховатости на поверхность

свежеуложенного бетона................................................................. 82

16    Уход за свежеуложенным бетоном................................................ 84

17    Устройство деформационных швов в покрытиях и основаниях

и их герметизация......................................................................... 87

18    Бетонирование в зимних условиях................................................. 91

19    Контроль качества бетонной смеси и бетона покрытий

и оснований автомобильных дорог и аэродромов.................................. 96

20    Оценка неровности и коэффициента сцепления колеса с покрытием...... 110

Приложение А (информационное). Годовые потребности в

электроэнергии, сжатом воздухе и воде............................................. 112

поточный метод: метод непрерывного и равномерного производства дорожных строительно-монтажных работ, которые выполняются специализированными комплексно механизированными подразделениями (отряды, звенья, бригады), передвигающимися в одном направлении непрерывно друг за другом по трассе строящейся дороги (аэродрома) строго по графику' и с согласованной скоростью, оставляя за собой полностью готовые участки автомобильной дороги (аэродромной конструкции);

сохраняемость бетонной смеси: способность смеси сохранять нормируемые значения свойств в определенных временных пределах;

технологический задел: работы по опережению строительства цементобетонных покрытий и оснований (работы по строительству нижележащих слоев);

удобоукладываемость бетонной смеси: характеристика бетонной смеси, определяющая ее способность к распределению, уплотнению и формованию соответствующими средствами механизации для получения проектной конструкции;

удобообрабатываемость бетонной смеси: свойство бетонной смеси, позволяющее осуществить обработку (отделку) поверхности свежеуложенного покрытия или основания и обеспечить требуемую ее ровность, сплошность и заданные проектом уклоны;

цементобетонное покрытие: верхняя часть дорожной одежды или аэродромного покрытия (далее, покрытие), расчетный слой из цементобетона, непосредственно воспринимающий усилия от колес транспортных средств и воздействие климатических и техногенных факторов (антигололедных реагентов и пр.);

цементобетонное основание:    слой    (слои),    расположенный под

покрытием и обеспечивающий совместно с ним перераспределение и снижение давления на расположенные ниже слои и грунт земляного полотна;

цементобетонный завод (ЦБЗ): производственное предприятие для приготовления цементобетонной смеси, состоящее из бетоносмесительной

установки стационарного или мобильного (модульного, контейнерного) типа, складов каменных материалов и цемента, отделений энергетического и вспомогательного назначения.

Другие термины и их определения, использованные в настоящих Методических рекомендациях, приведены в соответствующих нормативных документах, перечисленных в разделе 2.

Рекомендации предусматривают использование бетона по ГОСТ 26633 для монолитных дорожных и аэродромных покрытий и оснований из бетонной смеси по ГОСТ 7473.

Положения рекомендаций распространяются на строительство монолитных цементобетонных покрытий и оснований с применением:

-    комплекта высокопроизводительных машин со скользящими формами (опалубкой);

-    комплекта машин для распределения жестких бетонных смесей, в том числе, их предварительного уплотнения и окончательного уплотнения методом укатки;

-    комплекта «рельсоходных» машин;

-    средств малой механизации.

Рекомендации предполагают использование тяжелого бетона (со щебнем) в технологии строительства с применением бетоноукладчиков со скользящими формами и рельсоходных, средств малой механизации, а также мелкозернистого (песчаного) бетона по ГОСТ 26633 - в технологии укатки или с использованием рсльсоходного бетоноукладчика.

Рекомендации предусматривают необходимость создания условий для обеспечения непрерывности укладки бетонной смеси предпочтительнее в автоматическом режиме, поддержания проектных высотных отметок и курса в каждом слое бетонирования для получения высокого качества поверхности рядов укладки (заданных показателей ровности, прямолинейности, уклонов).

При выполнении комплекса работ по строительству дорожных и аэродромных цементобетонных покрытий и оснований следует соблюдать требования Правил по охране труда в строительстве [1], Правил пожарной безопасности [2], Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог [3].

Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей среде и обеспечивать сохранение устойчивого состояния природного баланса - СП 34.13330, СП 78.13330, СП 121.13330.

Приемка выполненных работ по строительству цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов выполняется в соответствии с требованиями СП 78.13330 для автомобильных дорог и СП 121.13330 для аэродромов.

5.1    Требуемую толщину монолитных цементобетонных покрытий (оснований) автомобильных дорог и аэродромов определяют расчетом в соответствии с требованиями СП34.13330, СП 121.13330 [6, 7].

5.2    Аэродромное покрытие проектируют однослойным из монолитного бетона, армобстона, железобетона (с ненапрягаемой армату рой), с верхним слоем двухслойного покрытия из монолитного бетона, армобетона, железобетона (с ненапрягаемой арматурой), с нижним слоем двухслойного покрытия из монолитного бетона.

5.3    Более технологичными и долговечными являются монолитные неармированныс цементобетонные покрытия (с более толстыми слоями по сравнению с равнопрочными железобетонными). При этом армирование предусматривают только в деформационных швах сжатия и расширения для недопущения появления уступов между плитами в процессе эксплуатации при передаче нагрузки с плиты на плиту, снижения скалывающих напряжений в бетоне в зоне швов от действия подвижной нагрузки и климатических факторов.

Примечание - При армировании возникает необходимость крепить к нижележащим слоям ар.моэлементы и в связи с этим применять боковую подачу бетонной смеси.

5.4    Для обеспечения независимых перемещений слоев покрытий и

оснований в    дорожных    одеждах и аэродромных    конструкциях

предусматривается разделительная прослойка в виде полиэтиленовой пленки, геотекстильных материалов или асфальтобетона.

5.5    Верхние слои основания устраивают из монолитного бетона, обработанных вяжущими материалов по ГОСТ 23558, щебня и щебеночнопесчаных смесей. В аэродромных конструкциях устраивают эти слои, как правило, из укрепленных материалов, малопрочных бетонов или из жестких бетонных смесей.

5.6    В нижних слоях оснований применяют необработанные вяжущим каменные материалы в виде щебеночных слоев по методу заклинки и щебеночно-гравийно-песчаных смесей по ГОСТ 25607.

5.7    Типичные конструкции дорожной одежды и аэродромные конструкции из монолитного неармированного бетона по данным отечественного и зарубежного опыта строительства [6, 7, 9, 10] представлены на рисунке 1а, 16.

а)

!00-250*мм

слон покрытия*: цементобетон класса Btb4.0-B,b4.8; В30-В40; F;10()-F;200

верхний    слой    основания    (необработанный,

обработанный битумом или цементом) нижний    слой    основания    (необработанный,

обработанный)

слой покрытия*: цементобетон класса В,ь4.0-В,ь4.8; В30-В40; марки F:100-F2200

обработанные цементом материалы или цементобетон класса В,ь1.2-В,ь2.4: В7.5-В20: марки Fi25-F|100

* - толщины слоев определяются расчетом

Рисунок 1 - Принципиальные конструкции дорожных одежд и аэродромных

конструкций: а - дорожная одежда; б - аэродромная конструкция

5.8    В покрытии и основании устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения и коробления), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины в соответствии с нормами СП34.13330 и СП 121.13330 [9, 10].

5.9    В швах рекомендуется предусматривать штыревые соединения. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.

5.10    Температурные колпачки, надеваемые на штыри швов расширения, должны обеспечивать свободное смещение штыря в бетоне не менее чем на 30-35 мм (на ширину паза шва).

5.11    Паз (камера) швов сжатия может быть в сечении прямоугольным, ступенчатым. Ширина паза швов сжатия может быть от 3 до 15 мм, глубина паза - не менее 0,25И (И - толщина слоя).

Ширина паза шва расширения принимается равной 30-35 мм, коробления - 10-20 мм.

При использовании доски в шве расширения, с отделяемой после бетонирования дощатой прокладкой, ее высота составляет обычно,60-70 мм.

5.12    Перед мостами и путепроводами устраивают не менее трех швов расширения без штырей и прокладок шириной по 60 мм каждый через 15-30 м друг от друга. Швы заполняют сильно сжимаемым материалом, например, песком, обработанным битумом и др.

5.13    Деформационные швы в аэродромных монолитных цементобетонных покрытиях проектируют в соответствии с СП 121.13330.

5.14    Деформационные швы в цементобетонном покрытии, как правило, должны совпадать со швами в основании, независимо от наличия разделительной прослойки между цементобетонными слоями и его толщины, или отстоять от них не более чем на 0,5 м.

Рабочие (технологические) швы, как правило, должны совпадать с расположением деформационных швов.

5.15    Продольные швы обычно совпадают с границами рядов (полос) укладки бетона по ширине.

Продольный шов в покрытии рекомендуется устраивать при ширине ряда укладки более 4,5 м, в основании - более 9 м.

5.16 При конструировании цементобетонных покрытий и оснований дорожных одежд и аэродромных конструкций следует учитывать особенности современных технологий выполнения работ, в том числе, автоматизированными машинами и оборудованием.

6.1    При выборе мест размещения производственных баз и ЦБЗ, кроме стоимостных показателей на производство и транспортирование бетонных смесей к месту укладки, затрат на возможные перебазировки, необходимо учитывать удобство примыкания к железнодорожным (водным) путям, возможность обеспечения материалами, электроэнергией, сжатым воздухом и водой (Приложение А).

Ориентировочно, ЦБЗ производительностью 120 м3/час потребляет в год, при выпуске 50 тыс. м3 готовой бетонной смеси, не менее 600 тыс. кВт/час электроэнергии, требует около 5 млн м3 сжатого воздуха и расходует около 50 тыс. м3 воды. Для обеспечения электроэнергией при необходимости возможна смешанная система электроснабжения: от имеющейся сети через трансформатор и от собственных электростанций.

6.2    Месторасположение ЦБЗ должно обеспечивать время транспортирования бетонной смеси не более 30 минут при температуре воздуха от 20 до 30 °С и не более 60 минут при температуре воздуха ниже 20 °С (СП 78.13330).

6.3    Площадка под ЦБЗ должна иметь твердое покрытие для исключения загрязнения материалов для приготовления бетонной смеси при хранении и погрузке, уклон для отвода воды. На ЦБЗ должно быть предусмотрено также размещение лаборатории, отделений вспомогательного назначения (ремонтно-механическая мастерская, материально технический склад, бытовые помещения и др.).

6.4    Бетоносмесительные установки рекомендуются в модульном (контейнерном или мобильном) исполнении, как правило, циклического действия с принудительным перемешиванием компонентов бетонной смеси, оборудованные системами автоматизации, задания состава смеси, документирования замесов. Рекомендуемые типы и параметры бетоносмесительных установок приведены в Приложении Б.

6.5    Производительность ЦБЗ должна соответствовать темпу укладки бетона по принятой технологии работ, с рекомендуемым превышением на

20-30%.

Рекомендуемая производительность ЦБЗ для ритмичной доставки бетонной смеси к бетоноукладчику со скользящими формами должна быть не менее 120 м3/час, а объем замеса 2-3 м ' (в уплотненном состоянии).

Возможно применение двух бстоносмеситсльных установок, обеспечивающих общую требуемую производительность.

6.6    Количество емкостей цемента на ЦБЗ должно обеспечивать его хранение раздельно по маркам (классам) и, целесообразно, по поступающим партиям.

Рекомендуется, чтобы запасы цемента нс менее чем вдвое превышали суточную потребность, что исключает работу «с колес» и вынужденные простои. По опыту рекомендуемый объем склада цемента должен быть не менее 1000 т.

Необходимо предусмотреть возможность перекачивать цемент из одной емкости в другую для исключения его слсживасмости и снижения температуры при получении горячего цемента (с температурой более 40 °С).

6.7    На ЦБЗ (базах) щебень и песок следует хранить в штабелях, отделенных друг от друга и по фракциям.

Для выполнения погрузо-разгрузочных работ со щебнем и песком рекомендуется использовать одноковшовый фронтальный погрузчик, предпочтительно, с «ломающейся» рамой для повышения его производительности. На ЦБЗ производительностью 120 м'/час рекомендуется использовать одноковшовый фронтальный погрузчик с объемом ковша не менее 2 м\

6.8    На ЦБЗ следует предусмотреть возможность применения в бетоне не менее двух химических добавок, дозируемых отдельно: пластифицирующей и воздухововлекающей (по ГОСТ 26633 для бетона дорожных и аэродромных покрытий). Для зимних условий необходимо

Приложение Б (информационное). Основные типы и параметры

бетоносмесительных установок....................................................... 113

Приложение В (информационное). Схема технологического потока устройства цементобетонного покрытия комплектом машин в скользящих

формах....................................................................................... 115

Приложение Г (информационное). Перечень лабораторных журналов....... 116

Приложение Д (рекомендуемое). Лабораторное оборудование для контроля бетонной смеси и бетона покрытий и оснований на ЦБЗ

и месте укладки бетона................................................................... 117

Библиография.............................................................................. 121

предусмотреть возможность применения третьей - противоморозной добавки для бетонирования покрытий и оснований по технологии «холодного бетона» и методом термоса.

6.9    При необходимости ежесменного приготовления водных растворов химических добавок на ЦБЗ следует организовать отдельный технологический узел и закрепить за ним обученного работника. При необходимости растворения добавок до рабочей концентрации в горячей воде необходимо предусмотреть возможность нагрева воды до требуемой температуры и перемешивания получаемого водного раствора.

6.10    ЦБЗ рекомендуется оборудовать автомобильными весами для дополнительного контроля объема отпускаемой бетонной смеси (определяется по массе и фактической плотности смеси в уплотненном состоянии по данным лабораторного контроля по ГОСТ 7473) и специальными местами для отбора проб бетонной смеси из транспортных средств.

6.11    Для обеспечения надежной эксплуатации машин и оборудования, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту в составе ЦБЗ рекомендуется иметь мобильную мастерскую.

6.12    Кроме выполнения всех регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонтам, предусмотренных инструкцией по эксплуатации оборудования на ЦБЗ, особое внимание следует уделить обеспечению экологической безопасности при работе с цементом: замене фильтров на складе цемента, проверке герметичности узлов загрузки цемента из цементовозов в емкости и его дозирования.

6.13    При необходимости готовую бетонную смесь можно получать с ЦБЗ сторонних поставщиков по соответствующим заказам. При этом должно быть обеспечено соответствие качества бетонной смеси требованиям ГОСТ 7473 и ГОСТ 26633 (к бетонам дорожных и аэродромных покрытий и оснований).

Настоящие методические рекомендации (далее, рекомендации) разработаны в развитие СП 34.13330, СП 78.13330, СП 121.13330 на основе исследований «СоюздорНИИ», с учетом накопленного опыта строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов в России и за рубежом.

Рекомендации предназначены для проектных и строительных организаций при разработке конструктивно-технологических решений, проектов организации строительства (ПОС) и производства работ (ППР), выполнении строительно-монтажных работ, для испытательных лабораторий. Заказчика, органов технического надзора и строительного контроля, а также для подготовки специалистов.

Рекомендации направлены на повышение качества, надежности и долговечности автомобильных дорог и аэродромов с цементобетонными покрытиями и основаниями, производительности и экономической эффективности строительства.

Рекомендации разработаны авторским коллективом: д. т. н. Л.А. Андреева, инженеры И.П. Потапов, П.А. Костюкевич, Н И. Карганова, А.В. Ватинов, А.С. Букреева, Л.В. Клименко (ЗАО «ПРОМ'ГРАНСНИИПРОЕКТ»), к. т. н. В.М. Юмашев, Р.А. Коган, В.В. Силкин, С.В. Эккель, инженер И В. Басурманова (АНО «НИИ МК НТ»).

Рекомендации распространяются на строительство (реконструкцию) монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог общего пользования и аэродромов, устраиваемых современными машинами и оборудованием во всех климатических зонах РФ, а также аналогичных по условиям эксплуатации монолитных цементобетонных сооружений.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 4.212-80 «Система показателей качества продукции. Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей»

ГОСТ 310.3-76 «Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема»

ГОСТ 310.4-81 «Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии»

ГОСТ 310.6-85 «Цементы. Метод определения водоотделения»

ГОСТ 5578-94 «Щебень и песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия»

ГОСТ 5781-82 «Сталь г орячекатаная для армирования железобетонных конструкций»

ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»

ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия»

ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физикомеханических испытаний»

ГОСТ 8269.1-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического

анализа»

ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний» ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия»

ГОСТ 10060-2012 «Бетоны. Методы определения морозостойкости» ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и    шлако портландцемент.

Технические условия»

ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам»

ГОСТ 10181-2014 «Смеси бетонные. Методы испытаний»

ГОСТ 10884-94 «Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций»

ГОСТ 10922-2012 «Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия»

ГОСТ 12730.0-78 «Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонеп рои и цаем ости »

ГОСТ 12730.4-78 «Бетоны. Методы определения показателей пористости»

ГОСТ 13087-81 «Бетоны. Методы определения истираемости»

ГОСТ 16349-85 «Смесители циклические»

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий»

ГОСТ 17624-2012 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности»

ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» ГОСТ 18481-81 «Ареометры и цилиндры стеклянные»

ГОСТ 22266-2013 «Цементы сульфатостойкие. Технические условия» ГОСТ 22690-2015 «Бетоны. Определение прочности механическими

методами неразрушающего контроля»

ГОСТ 23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия»

ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия»

ГОСТ 24211-2008 «Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия»

ГОСТ 24452-80 «Бетоны. Методы определения призменной прочности, модуля упругости и коэффициента Пуассона»

ГОСТ 24544-81 «Бетоны. Методы определения деформаций усадки и ползучести»

ГОСТ 24545-81 «Бетоны. Методы испытаний на выносливость»

ГОСТ 25192-2012 «Бетоны. Классификация и общие технические требования»

ГОСТ 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия»

ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»

ГОСТ 27006-86 «Бетоны. Правила подбора состава»

ГОСТ 28570-90 «Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций»

ГОСТ 28575-2014 «Защита от коррозии в строительстве. Конструкции бетонные и железобетонные. Методы определения паропроницасмости защитных покрытий»

ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов»

ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»

ГОСТ 30459-2008 «Добавки для бетонов и строительных растворов.

Определение и оценка эффективности»

ГОСТ 30740-2000 «Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия»

ГОСТ 30744-2001 «Цементы. Методы испытаний с использованием полифракционного песка»

ГОСТ 31108-2016 «Цементы общестроительные. Технические условия» ГОСТ 31383-2008 «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Методы испытаний»

ГОСТ 31384-2017 «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические условия»

ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия»

ГОСТ 31914-2012 «Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций. Правила контроля и оценки качества»

ГОСТ 31938-2012 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия»

ГОСТ 32495-2013 «Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия»

ГОСТ 32870-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования»

ГОСТ 33174-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования»

ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»

ГОСТ Р 53225-2008 «Материалы геотекстильные. Термины и определения»

ГОСТ Р 55028-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосннтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения»

ГОСТ Р 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства. Технические условия»

ГОСТ Р 56925-2016 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий.

СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»

СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85* Автомобильные дороги»

СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»

В настоящих Методических рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями:

база производственная: комплекс сооружений и предприятий для обеспечения строительства покрытий и оснований материально-техническими ресурсами;

бетоносмесительная установка:    комплект агрегатов или

технологического оборудования ЦБЗ для приготовления бетонных смесей: бетоносмеситель вместе с дозирующими устройствами заполнителей, цемента, воды и химических добавок, системой управления дозированием и загрузкой компонентов бетона, перемешивания и выгрузки готовой бетонной смеси;

бетоносмеситель: основной агрегат бетоносмесительной установки для приготовления бетонной смеси: емкость, с лопастями, в которой приготавливается бетонная смесь при непрерывном или цикличном (порционном) перемешивании - принудительном или гравитационном;

вовлеченный воздух или образованный в бетонной смеси н бетоне газ: равномерно распределенные в бетонной смеси и бетоне пузырьки искусственно вовлеченного воздуха (газа) диаметром от 10 до 300 мкм;

дорожная одежда н аэродромное покрытие:    многослойная

конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортного средства и передающая ее на грунт земляного полотна;

захватка: участок бетонного покрытия или основания, уложенный при непрерывном бетонировании с использованием бетона одного состава и одной технологии работ за определенное время;

нерасслаиваемость смеси: свойство смеси соответствовать нормам раствороотделения и водоотделения по ГОСТ 7473, сохранять состав бетона и однородность в пределах ГОСТ 27006, ГОСТ 10180, 18105 на всех технологических переделах;

ю