Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

124 страницы

Купить Методические рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для широкого круга профессионалов в области городского развития, в том числе представителей органов власти городов и регионов, планировщиков и разработчиков цифровых решений для городского развития.

Методические рекомендации могут применяться в целях разработки стратегий, программ и планов «умных городов», программ и планов цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования, а также при разработке отдельных проектов, реализующих подход «умный город».

 Скачать PDF

В методических рекомендациях учтены утвержденные и разрабатываемые международные стандарты ИСО и МЭК, в том числе международные стандарты, разрабатываемые ИСО ТК 268 «Устойчивое развитие городов и сообществ», национальные стандарты Великобритании и Германии в сфере «умных городов».

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Подход «умный город» и реализующая его система требований, основанных на стандартах

6 Потребности системы территориального планирования и градостроительного проектирования в применении цифровых решений на основе «сквозных» технологий и связанных с ними исследованиях и разработках в области цифровой экономики

7 Перспективы и основные направления цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования в Российской Федерации

8 Рекомендации по внедрению цифровых решений в систему планирования развития территории на основе подхода «умный город»

Список литературы

Приложение А. Лучшие практики внедрения подхода «умный город» в различных странах мира и оценка перспектив их внедрения в российских условиях

Приложение Б. Передовые практики внедрения подхода «умный город» в Российской Федерации и государствах-участниках ЕАЭС и оценка перспектив их тиражирования

Приложение В. Методика оценки умного города

Приложение Г. Рекомендации по поэтапной разработке стратегии и дорожной карты умного города

Приложение Д. Хартия «Города Европы на пути к устойчивому развитию» (Ольборгская Хартия)

Приложение Е. Архитектура системы перспективного комплекса документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) в сфере «умных городов»

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанРААСН
РазработанИнститут Теринформ
УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Мин нстерст во ст роител ьст ва и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации н технической оценки соответствия в строительстве»

Методические рекомендации

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИИ В СИСТЕМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД»

Москва 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ..............................................................................................4

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ............................................................................................4

3    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.......................................................................................5

4    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..................................................................................................14

5    ПОДХОД «УМНЫЙ ГОРОД» И РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЕГО СИСТЕМА

ТРЕБОВАНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА СТАНДАРТАХ......................................................20

6    ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ «СКВОЗНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ИССЛЕДОВАНИЯХ И РАЗРАБОТКАХ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ .......................................................................................................................................................44

7 ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ II ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .......................................................................................................................................................47

8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД».......................................................................................................................................48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................70

Приложение А^ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД»В РАЗЛИЧНЫХ С ТРАНАХ МИРА И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ.ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ.....71

Приложение Б. ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.!! ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ ЕАЭСИ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ИХ ТИРАЖИРОВАНИЯ......................................................................................................74

Приложение ВJVflЕТОДИКА ОЦЕНКИ УМНОГО ГОРОДА.....................................................................77

Приложение Г. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЭТАПНОЙ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ И ДОРОЖНОЙ

КАРТЫ УМНОГО ГОРОДА.........................................................................................................................100

Приложение Д. ХАРТИЯ «ГОРОДА ЕВРОПЫ НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ» (ОЛЬБОРГС'КАЯ ХАРТИЯ).......................................-......................................................„112

Приложение Е. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ) В СФЕРЕ «УМНЫХ ГОРОДОВ»...................................................................................................................................122

апробированы инновационные решения в области устойчивой городской мобильности, эффективного использования электроэнергии в районах и интегрированных инфраструктур, реализуемые в качестве флагманских проектов по программе ЕС Horizon2020. Одним из главных проектов инициативы является сеть «1 ООО ООО Humble Lampposts», которая работает над внедрением интегрированных многофункциональных уличных фонарей в городах Европы и создала стимулы для внедрения спецификации DIN 91347

DIN SPEC 91357:2017,2.10

интегрированная инфраструктура (integrated infrastructure): инфраструктура, предназначенная для повторного использования и переназначения данных инфраструктуры для нескольких сервисов и, таким образом, оптимизации общей отдачи от инвестиций.

Примечание 1 - Интегрированная инфраструктура используется в качестве интегрированных городских инфраструктур с использованием ИТ-систем и подключает их через Интернет. Интегрированные инфраструктуры служат «системами систем» для городов для получения, анализа и использования городских данных, особенно необходимых для любой междоменной службы.

DIN SPEC 91357:2017, 2.11

коммунальная инфраструктура (community infrastructure): совокупность объектов, оборудования и служб, необходимых для функционального обеспечения и деятельности сообществ.

Примечание - Такие коммунальные инфраструктуры включают, но не исчерпываются энерго- и водоснабжением, транспортом, уборкой мусора, информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).

[ИСО 9000:2015, статья 3.5.3, со следующим изменением — Определение адаптировано применительно к «умным» инфраструктурам сообществ]

ISO 37100:2016,2.6.1

умная коммунальная инфраструктура (smart community infrastructure):    Коммунальная инфраструктура с повышенными

технологическими показателями, спроектированная, используемая и обслуживаемая для содействия устойчивому развитию и жизнеспособности сообщества.

Примечание 1 - Определение «умная» относится к инфраструктуре, а не к сообществу.

Примечание 2 - Устойчивое развитие обычно требует, чтобы коммунальных инфраструктуры одновременно отвечали различным и зачастую противоречивым потребностям.

Примечание 3 - Информационные и коммуникационные технологии стимулятором и инструментом создания умных коммунальных инфраструкту р, а не предварительным условием.

ISO 37100:2016,2.6.2

интероперабельность (interoperability):    способность систем

обмениваться услугами и пользоваться обмениваемыми услугами таким образом, чтобы обеспечивалось совместное эффективное функционирование данных систем.

[ИСО 21007-1:2005, статья 2.30]

ГОСТ Р ИСО 37100:2018,3.6.3

описательный подход (descriptive framework): логическая структура, которая описывает, как ключевые сущности внутри предметной области могут быть классифицированы таким образом, чтобы показать их взаимоотношения друг с другом.

Примечание - «Сущности» относятся не только к оосязаемым вещам, но и ко всему важному, что имеет отдельное и различное существование, например:    элементарные    конвенции,    принципы,    практики, стратегии,

политики, структуры принятия решений и подотчетность.

ISO/DIS 37105 Sustainable cities and communities Descriptive framework for cities and communities, 3.1

Проект международного стандарта ИСО 37105 Устойчивые города и сообщества. Описательный подход для городов и сообществ, 3.1

онтология (ontology): спецификация конкретных или абстрактных вещей и взаимосвязь между ними в заданной области знаний.

ISO/IECTR 19763-9:2015

урбанизм (urbanism): городская жизнь и окружающая среда

ISO/DIS 37105 Sustainable cities and communities Descriptive framework for cities and communities, 3.4

Проект международного стандарта ИСО 37105 Устойчивые города и сообщества. Описательный подход для городов и сообществ, 3.4

создание места (place-making):    многомерное    планирование,

проектирование и управление искусственной (физической) средой городов с целью создания общественных пространств, которые способствуют здоровью, счастью и благополучию людей BSI PD8101

Настоящие Методические рекомендации определяют подход к цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования и требования к цифровым решениям, реализующим подход «умный город».

4.1 Система территориального планирования и градостроительного проектирования в общемировом контексте

Система территориального планирования и градостроительного

проектирования определяется в [1] как «больше, чем технический инструмент, это комплексный, партисипативный процесс принятия решений, который учитывает конфликтующие между собой интересы и связан с общим видением, общей стратегией развития и национальной, региональной и местной политиками развития городов».

Европейская экономическая комиссия ООН в [2] определяет систему планирования как «совокупность правовых, институциональных и прочих договорных инструментов в каком-либо месте или регионе страны для проведения территориально-пространственного планирования».

Новая программа развития городов, принятая в 2016 г. на Конференции ООН по жилью и устойчивому развитию (ХАБИТАТ III), отмечает необходимость добиваться коренных изменений в городской среде, для чего будут пересмотрены способы планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городов и других населенных пунктов при признании устойчивого городского и территориального развития в качестве необходимого условия достижения устойчивого развития и процветания для всех [3].

При этом «использование цифровых платформ и инструментов, в том числе систем геопространственной информации, будет поощряться с целью совершенствования долгосрочного комплексного городского и территориального планирования и проектирования, управления земельными

ресурсами и землепользования и доступа к услугам в городах и пригородах»1.

ООН-ХАБИТАТ также указывает, что «мы будем способствовать созданию, продвижению и укреплению открытых, удобных для пользователей и коллективных платформ обработки данных    с

использованием имеющихся технологических и социальных инструментов для передачи знаний и обмена ими между национальными, субнациональными и местными органами управления и соответствующими заинтересованными сторонами, включая негосударственные субъекты и людей, с целью укрепления эффективного городского планирования и управления, повышения эффективности и прозрачности посредством электронного управления, подходов с использованием информационнокоммуникационных технологий и управления геопространственной информацией»2 3.

Подчеркивается, что «мы обязуемся следовать концепции «умного» города, которая обеспечивает использование возможностей цифровизации, экологически чистой энергии и технологий, а также инновационных транспортных технологий, тем самым предоставляя жителям возможности для выбора более экологически благоприятных решений и стимулирования устойчивого экономического роста, а также позволяя городам улучшать качество предоставления услуг»'4.

4.2 Цифровая трансформация системы территориального планирования и градостроительного проектирования как фактор достижения глобальных и национальных целей развития и решения государственных задач

Принятые ООН в 2015 г. цели в области устойчивого развития содержатся в Итоговом документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Среди 17 глобальных целей и 169 обеспечивающих их достижение задач основная

часть теснейшим образом связана со сферой развития городов как основного драйвера глобального развития. Глобальная цель № 11 определена как «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных мест»4.

Устойчивое развитие города реализуется посредством принятия решений системой территориального планирования и градостроительного проектирования и является содержанием ее деятельности.

В [4] обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере определено в качестве национальной цели развития Российской Федерации, Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды исходить из необходимости обеспечить кардинальное повышение комфортности городской среды. При этом преобразование городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений признано одной из важнейших задач Правительства [4].

Настоящие Методические рекомендации содержат апробированные мировой практикой и включенные в принятые и разрабатываемые международные стандарты положения, содействующие реализации глобальных и национальных целей развития посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений на основе подхода «умный город» в систему территориального планирования и градостроительного проектирования и цифровой трансформации городского хозяйства и городского развития.

Разработка и внедрение цифровых решений в систему территориального планирования и градостроительного проектирования должна обеспечивать:

интеграцию физического и цифрового планирования и проектирования, на всех территориальных уровнях - на уровне

национальной территории, ее частей, города, района, квартала, ансамбля зданий,единичного здания;

-    применение технологий всеобщей связности и больших городских данных;

-    применение технологий дополненной и виртуальной реальности (визуализации и симуляции), включая технологии городского информационного моделирования;

-    применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения (предиктивная аналитика и алгоритмическое управление).

К объектам стандартизации и нормирования, связанным с предметом настоящих Методических рекомендаций, относятся:

-    технологии информационною моделирования в строительстве (BIM-технологии);

-    технологии Интернета вещей, Интернета зданий, промышленного интернета, Интернета энергии (включая смарт-грид);

-    облачные технологии и платформы;

-    технологии больших данных;

-    технологии распределенных реестров (блокчейн, смарт-контракты).

Систему территориального планирования и градостроительного

проектирования необходимо рассматривать в следующих аспектах:

управленческом:    как часть системы публичного-частного

(совместного) управления, отвечающую за развитие территорий посредством согласования публичных интересов и частных интересов владельцев и пользователей недвижимости и потребителей городских услуг;

технологическом:    как совокупность конкретных решений,

определяющих физические параметры объектов, составляющих среду жизнедеятельности;

-    правовом:    как    фактор,    связанный с распределением прав

собственности на недвижимость.

4.3 Развитие технологий как предпосылка цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования

Сложность рассмотрения перспектив и направлений развития цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования обусловлена тем, что набор конкретных технологий, входящий в технологический пакет, связанный с подходом «умный город», в настоящее время находится в фазе активного формирования и до конца не определен.

К основным технологическим предпосылкам цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования согласно [5] относят:

1)    связность (connectivity): мы более не ограничены использованием компьютеров для подключения к цифровому миру и можем использовать смартфоны, планшеты и телевизоры, что позволяет нам получать доступ к информации, обеспечивать обратную связь и связываться друг с другом, где бы мы ни находились, и независимо от того, какой деятельностью мы занимаемся;

2)    сенсоры: встроены в смартфоны и другие цифровые устройства, используемые растущим процентом населения, внедряются в застроенную среду. Это позволяет руководству городов получать в реальном времени подробную информацию о том, что происходит в городе;

3)    данные: растущее использование географических информационных систем (ГИС) позволяет объединять данные из разных источников на основе местоположения и, таким образом, предоставлять более информационно насыщенную картину того, что происходит в разных частях города, поддерживается открытыми стандартами от Открытого Геопространственного Консорциума (OGC) и Технического комитета 211 Международной организации по стандартизации ISO ТС211. Возможности геопространственных технологий точно определять географическую привязку, обеспечивать доступ и связывать данные позволяют делиться

данными между различными департаментами, агентствами, промышленными и исследовательскими организациями;

4)    аналитику: наша способность анализировать и извлекать выводы из обработанных данных также быстро растет. Инструменты и приложения для смартфонов теперь могут предоставлять нам полезную контекстуализированную информацию в нашей повседневной жизни, в то время как суперкомпьютеры могут запрашивать огромное количество неструктурированных данных и предлагать решения более сложных проблем;

5)    сотрудничество: все более широкое использование Интернета способствует более широкому сотрудничеству между клиентом и поставщиком, что дает возможности, например, пациентам играть все большую роль в мониторинге и управлении своими собственными показателями здоровья.

5 Подход «умный город» и реализующая его система требований, основанных на стандартах

5.1 Общая характеристика стандартизации в области «умных городов»

Как отмечается в [6], роль стандартов в области «умных городов» заключается главным    образом    в обеспечении    интеграции и

интероперабельности городских систем, под которыми могут пониматься, например, система    городского    водоснабжения,    энергоснабжения,

предупреждения чрезвычайных ситуаций и др.

Основные характеристики предметной области стандартизации в области «умных городов» включают в себя:

-    инструментарий города, который обеспечивает сбор данных о городской жизни;

-    агрегирование и обработку данных из различных источников для содействия лучшему пониманию городской деятельности;

-    измеряемое, получаемое в реальном времении знание о городе и доступности;

-    анализ и визуализацию шаблонов данных и тенденций;

-    фиксации изменений в функционировании одной или нескольких городских систем;

-    с развитием технологий и приложений искусственного интеллекта обсуждается вопрос, должны ли городские системы функционировать полуавтономно, в таком случае порядок принятия решений должен быть описан тем самым также станет ключевой характеристикой;

-    устойчивость обсуждается как общая ключевая характеристика, которая не должна описываться каждый раз отдельно, поскольку является предпосылкой для всех пунктов, изложенных выше.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой сочетание перекрестных технологий и служат основой для интеграции большинства других отраслей.

Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены на основе проведенного Институтом «Теринформ» исследования мирового опыта и передовых практик стандартизации применения подхода «умный город» к решению задач системы планирования развития территорий.

В    методических рекомендациях    учтены утвержденные    и

разрабатываемые международные стандарты ИСО и МЭК, в том числе международные стандарты, разрабатываемые ИСО ТК 268 «Устойчивое развитие городов и сообществ», национальные стандарты Великобритании и Германии в сфере «умных городов».

Методические рекомендации предназначены для специалистов и руководителей проектных организаций градостроительного профиля, руководителей органов местного самоуправления, учреждений и служб заказчика, а также организаций, обеспечивающих инфраструктурное развитие территорий населенных мест,    с целью обеспечения    их

информационно-справочными материалами, которые позволяют разрабатывать и применять основанные на подходе «умный город» цифровые решения для повышения эффективности деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом Института «Теринформ» в составе: к. э. н. А.А. Васильев, к. ю. н. А.А. Костина, к. т. н. В.И. Семенов, под руководством и обшей редакцией к. ю. н., советника РААСН М.В. Дорофеева.

з

Ключевой тенденцией развития стандартизации в области «умных городов» является расширение применения ИКТ в традиционно функционирующих отраслях городского управления и городского хозяйства.

Особым объектом стандартизации являются открытые бизнес-модели данных. Поскольку сервисы становятся повсеместными и всеохватывающими, проблема открытости и использования данных становится одним из наиболее важных.

Прозрачность для конечных пользователей в отношении того, как их информация используется, редактируется и хранится, должна быть отправной точкой при предоставлении сервисов, использующих персональные данные.

Платформы данных (городские платформы для сбора данных в городских пространствах) входят в состав основных городских инфраструктур.

В реализации подхода «умный город» необходимо изначально применять открытые стандарты, гарантирующие интероперабельность технологических решений, совместимость и взаимодействие с различными системами (поставщиками) и различными платформами данных.

Следует задействовать различные заинтересованные стороны в разработке таких открытых платформ, необходимо разработать общую онтологию городских данных, основанную на едином понимании семантики и связанных таксономиях во всех отраслях городского хозяйства: транспорт, электронное правительство, энергетика и т. д.

Данные, создаваемые в этих отраслях, должны собираться, передаваться и совместно использоваться до того, как их можно будет использовать для принятия решений соответственно в городском транспорте, энергетике, водоснабжении, для чего необходимо разрабатывать единые подходы к стандартизации моделей, форматов данных.

Объекты стандартизации в области «умных городов» включают в себя:

1    Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для широкого круга профессионалов в области городского развития, в том числе представителей органов власти городов и регионов, планировщиков и разработчиков цифровых решений для городского развития.

Методические рекомендации могут применяться в целях разработки стратегий, программ и планов «умных городов», программ и планов цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования, а также при разработке отдельных проектов, реализующих подход «умный город».

2    Нормативные ссылки

В настоящих Методических рекомендациях ссылки на нормативные технические документы отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях применены термины по [1], СП 42.13330.2016, ГОСТ Р ИСО 37100-2018

умный город (smart city): Эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в среде жизнедеятельности для обеспечения устойчивого, процветающего и инклюзивною будущего для всех жителей

PAS 180:2014,3.1.6

устойчивость (sustainability): состояние глобальной системы, включая экологические, социальные и экономические аспекты, в которых удовлетворяются потребности настоящего, без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Примечание 1: Экологические, социальные и экономические аспекты взаимодействуют, взаимозависимы и часто упоминаются как три измерения устойчивости.

Примечание 2: Устойчивость является целью устойчивого развития. Руководство ИСО 82: 2014, 3.1 ISO 37100:2016,3.2.1 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.1 умность (smartness): качество содействия устойчивому развитию и жизнеспособности посредством выработки обоснованных решений и принятия долгосрочной и краткосрочной перспективы.

Примечание 1: Умность встроена в процесс устойчивого развития, т.е. устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, в то время как умность является его характеристикой. Это подразумевает целостный подход, включая правильное управление и адекватные организацию, процессы и поведение, а также соответствующее новаторское использование техник, технологий и природных ресурсов.

Примечание 2:    Умность    рассматривается    с    точки    зрения

производительности, относящейся к технологически реализуемым решениям. ISO 37100:2016,3.1.4

жизнеспособность (resilience):    способность организации

адаптироваться в сложной и изменяющейся среде;

Примечание 1: Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) определяет жизнеспособность как «способность системы и ее составных частей своевременно и эффективно предвидеть, поглощать, вмещать или восстанавливаться от последствий воздействия опасного события, в том числе путем обеспечения сохранения, восстановления или улучшения его основных базовых структур и функций».

Примечание 2: Жизнеспособность - это способность организации сопротивляться влиянию события или возможность вернуться к приемлемому уровню производительности в течение приемлемого периода времени после воздействия события.

Примечание 3:    Жизнеспособность    - это способность системы

поддерживать свои функции и структуру перед лицом внутренних и внешних изменений и плавно отключаться с минимально возможными последствиями для себя.

Руководство по ISO 73: 2009, 3.8.1.7, изменено: добавлены примечания 1,2 и 3.

ISO 37100:2016,3.1.3

город (city): городское сообщество, находящееся в определенных административных границах.

Примечание 1 - Город иногда называют муниципальным образованием или органом местного самоуправления.

Примечание 2 - Вырабатывая всесторонние и комплексные политики, города могут содействовать облегчению возрастающего давления на окружающую среду и сбережению природных ресурсов, являющегося следствием глобальной урбанизации

ISO 37100:2016,3.2.1 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.1

сообщество (community):    группа людей с распределенными

обязанностями, организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями

Примечание 1: Во многих, но не во всех контекстах, сообщество имеет определенные географические границы.

Примечание 2: Город - это тип сообщества ISO 37100:2016,3.2.2 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.2 соседство (neighbourhood): часть территории города, в которой локализовано сообщество PD 8101:2014, 2.3

создание мест (place-making):    многоаспектное    планирование,

проектирование и управление общественными пространствами со стремлением создать общественные пространства, которые обеспечивают здоровье, счастье и благополучие людей PD 8101:2014, 2.4

инновационнаи экосистема (innovation ecosystem): сложная система взаимозависимых компонентов из государственного и частного секторов, работающих вместе для внедрения инноваций в город или сообщество ISO 37106:2018,3.1

группа специальных интересов (silo): группа индивидов, команд или организаций, сотрудничающих между собой в рамках выполнения отдельной функции в городе

ISO 37106:2018,3.2

граждано-центрнчный [подход к проектированию и осуществлению городских функций/услуг] (citizen-centric):    подход,    движимый скорее

потребностями граждан. нежели функциональными структурами групп специальных интересов.

Примечание - Термин «гражданин» в этом контексте включает жителей, посетителей и бизнесы в городе.

ISO 37106:2018,3.3

открытые данные (open data): наборы данных, предоставляемые органами публичной власти или государственными предприятиями ко всеобщего использования.

Примечание - Нередко данный термин также определяет свободное использование наборов данных, используемых на условиях соответствующей открытой лицензии. Данные считаются открытыми, если предоставляемые данные могут быть подготовлены и использованы кем угодно для каких угодно целей. Открытые данные должны соответствовать таким критериям, как «своевременность», «как можно ближе к источнику данных», «публикация по открытой лицензии», такой как СС BY 2.0, которая была опубликована некоммерческой организацией Creative Commons и позволяет осуществлять обмен, репликацию и модификацию данных даже для коммерческих целей.

DIN SPEC 91357:2017, 2.1

открытые интерфейсы (open interfaces):    интерфейсы,

характеризующиеся способом описания передачи или чтения сигнала.

Примечание - Протоколы, в свою очередь, описывают правила взаимодействия с интерфейсами. Их описание доступно для всех заинтересованных сторон, их можно использовать и развивать в дальнейшем.

DIN SPEC 91357:2017,2.2

интернет вещей (Internet of Things, IoT):    интеллектуально

подключенные устройства и системы для сбора данных, объединенных встроенными датчиками и приводами в машинах и других физических объектах.

DIN SPEC 91357:2017, 2.5

умные данные (smart data): [большие] данные, обогащенные анализом, интерпретацией и связыванием с другой информацией.

Примечание - Огромный объем данных и особенно городских данных станет одним из важнейших ресурсов в ближайшие годы, который будет обязательным для решения будущих проблем урбанизации и изменения

климата. Указанный огромный объем данных или больших данных может быть проанализирован и объединен с другими данными для получения более полного представления о том, что случается и произойдет в городском пространстве. Следуя определению, приведенному Acatech в заключительном отчете проекта «Smart Service Welt» , упомянутые большие данные могут быть обогащены анализом, интерпретацией и связыванием с другой информацией, чтобы стать умными данными. Знания, основанные на умных данных, могут стать базисом новых бизнес-моделей и так называемых умных сервисов (Smart Services).

DIN SPEC 91357:2017, 2.6

умные сервисы (smart services): результат цнфровизации, который позволяет потребителям настраивать и покупать отдельные пакеты продуктов и услуг на основе их потребностей.

Примечание - Потребители умных сервисов могут рассчитывать на правильную комбинацию продуктов и услуг повсюду и каждый раз. Провайдерам умных сервисов необходимо понимать требования клиентов и анализировать огромный объем данных, который в итоге станет умными данными. Эти умные данные могут использоваться умными сервисами или продаваться на цифровом рынке.

DIN SPEC 91357:2017,2.7

юродская платформа (Urban Platform): система, которая облегчает эксплуатацию городских данных, интеллектуальный мониторинг и контроль инфраструктуры и активов в городах и обеспечивает новые и улучшенные сервисы (равно как для государственных, так и для частных целей и организаций).

Примечание 1 - Открытые городские платформы, чтобы этот термин ни означал, не являются конкретными продуктами, лежащими на полке. Скорее, их можно рассматривать как платформу платформ, состоящую из существующих и новых элементов и эволюционирующую со временем. Открытая городская платформа может быть определена как локальная

реализация логической архитектуры, которая объединяет (ранее) фрагментированные городские инфраструктуры, платформы данных и сервисы из разных предметных областей, равно как в государственной, так и в частной сферах. Проще говоря, городские платформы интегрируют инфраструктуру и активы с поддержкой интернета вещей в городах, позволяют управлять и собирать и (повторно) распространять/использовать данные из этих и других источников и делать их доступными для приложений.

Примечание 2 - В соответствии с EIP SCC, здесь описывается городская платформа в виде:

а)    реализованной реализации логической архитектуры/контента /дизайна, которая объединяет потоки данных внутри и между городскими системами;

б)    с использованием современных технологий (датчиков, облачных сервисов, мобильных устройств, аналитики, социальных сетей и т. д.);

в)    строительных блоков, которые позволяют городам быстро переходить от фрагментированных операций к прогнозируемым эффективным операциям, а также новым способам привлечения и обслуживания городских заинтересованных сторон.

DIN SPEC 91357:2017, 2.8

открытая юродская платформа (Open Urban Platform, OUP): городская платформа, использующая открытые стандарты и интерфейсы для гарантированного обеспечения совместимости и интероперабельности с другими системами и другими городскими платформами

DIN SPEC 91357:2017, 2.9

Европейское инновационное партнерство умных городов н сообществ (European Innovation Partnership on Smart Cities and Communities): инициатива EC по достижению климатических целей EC на 2020 г. через содействие развитию умных городов в Европе. В рамках этой инициативы была создана сеть в виде «кластеров действий», а также разработаны и

1

Там же. п. 156.

2

: Там же. п. 160.

3

Там же. п. 66.

hnp://\v\v\\iin.org/ga/sc;ux:li/\ic\v_docasp'.,s>mbol=A/RES/7()/l&Lang=R