Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

9 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция является типовой, на основании которой министерства, ведомства, у которых имеются предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные краны, должны разработать и утвердить инструкцию для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов. Инструкция должна содержать: основные указания настоящей типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов на предприятиях и в строительных организациях; указания о взаимоподчиненности должностных лиц, на которых возложены обязанности по содержанию кранов в исправном состоянии, о правильной их эксплуатации и контроле за безопасностью производства работ.

 Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

Обязанности

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.04.1965УтвержденГосгортехнадзор СССР
ИзданНедра1986 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9

Утверждено Госгортехнадзором РСФСР 9 апреля 1965 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ для лиц, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Настоящая инструкция является типовой, на основании которой министерства, ведомства, у которых имеются предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные краны, должны разработать и утвердить инструкцию для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов.

Инструкция должна содержать: основные указания настоящей типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов на предприятиях и в строительных организациях; указания о взаимоподчи-ненности должностных лиц, на которых возложены обязанности по содержанию кранов в исправном состоянии, о правильной их эксплуатации и контроле за безопасностью производства работ.

С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние н безопасное действие грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 26 апреля 1960 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11. В соответствии с ’'Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных кранов предприятия, цеха, строительства или участка должна быть возложена приказом руководства предприятия (организации) на инженерно-технического работника соответствующей квалификации.

2. Ответственность за обеспечение исправного состояния кранов может быть возложена только на одно лицо.

31. Лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъемных кранов, может быть назначен инженерно-технический работник, которому подчинен персонал, обслуживающий краны, после проверки его знаний "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” комиссией и вручения ему удостоверения и соответствующей инструкции. Крановщики и стропальщики могут быть в штате производственных бригад.

4. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица, а также должность, фамилия, имя, отчество и роспись его должны содержаться в паспорте крана.

Эти сведения должны вноситься в паспорт крана до его регистрации в местных органах надзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица.

5.    Приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние кранов, издается их владельцем, т.с. предприятием или организацией, на балансе которой находятся краны.

При передаче крана в аренду организация, отвечающая за содержание его в исправном состоянии, должна быть указана в договоре на передачу крана.

Если ответственность возлагается на арендатора, то он должен организовать надзор и обслуживание крана в соответствии с требова!шями ’’Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” и издать приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние крана.

6.    На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, предусмотренном настоящей инструкцией.

7.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно знать устройство кранов, ’’Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, ’’Инструкцию для лиц, ответственных за исправное состоя!ше грузоподъемных кранов”, инструкции завода-изготовитсля по монтажу и эксплуатации кранов, производственные инструкции для обслуживающего персонала и руководствоваться при работе содержащимися в них указаниями.

8.    Лицо, на которое возложена ответственность за исправное состояние кранов с электрическим или паровым приводом, должно соответственно знать ’’Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей” и ’’Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей” в части, касающейся электрооборудования кранов, или ’’Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов” и обеспечить выполнение их при эксплуатации кранов.

9.    Руководство предприятия (организации) - владельца крана обязано создать условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей и установить надзор за содержанием кранов в исправном состоянии и безопасной их эксплуатацией.

ОБЯЗАННОСТИ

10.    Лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных кранов, обязано обеспечить:

а)    содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, подкрановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

б)    обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и атте-

стованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала не реже чем через 12 месяцев и систематический инструктаж его;

в)    обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение этим персоналом содержащихся в инструкциях указаний по обслуживанию кранов;

г)    своевременную остановку и подготовку к техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов;

д)    вывод кранов в ремонт в соответствии с графиком;

е) вылолнение предписаний местных органов Госгортехнадзора и лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии (организации);

ж)    хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала.

11 Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно обеспечить обслуживание кранов постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без своего ведома.

При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки. Перевод крановщика или помощника крановщика на кран с паровым приводом, если они не имеют удостоверения на обслуживание крана с таким приводом, может быть произведен только в порядке, предусмотренном ”Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”.

Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами по кранам.

12.    Лицо, ответственное за исправное состояние мостовых кранов, должно установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления краном, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ или марку на период пребывания их на кране.

13.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно присутствовать при контрольных проверках кранов, проводимых инспектором Госгортехнадзора, и при технических освидетельствованиях, проводимых лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными кранами.

14.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно подготовлять краны к техническому освидетельствованию и испытанию их грузом; при этом должно проверяться и отражаться в акте:

а) состояние металлоконструкций грузоподъемного крана и его сварных (заклепочных) соединений, отсутствие трещин, деформаций, ослаблений клепаных и болтовых соединений и других дефектов.

б) ¥ состояние крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в зеве, в нарезанной части и других местах).

У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески а также деталей подвески пластинча-ных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинча-нисм физического метода контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.

Физическим методом контроля должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой.

Такая проверка производится не реже одного раза в двенадцать месяцев. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются администрацией предприятия;

в)    состояние блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста, а также элементов подвески стрелы-у стреловых кранов;

г)    соответствие массы противовеса и балласта у стреловых кранов значениям, указанным в паспорте;

д)    соответствие состояния подкранового пути требованиям правил;

е)    состояние заземления электрических кранов с определением сопротивления растеканию тока, которое проверяется электрослужбой предприятия. Акт проверки должен храниться вместе с паспортом крана.

15.    Лицо, ответственное за исправное состояние крана, может допустить в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования его и разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных крановщиков, стропальщиков (зацепщиков) и аттестованных лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. В указанных случаях разрешение на работу кранов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено от инспектора Госгортехнадзора, а для кранов нерегистри-руемых — от лица, осуществляющего надзор за грузоподъемными кранами на предприятии.

16.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно:

а)    установить порядок приемки и сдачи смены крановщиками, выделить необходимое время крановщикам для осмотра крана и смазки механизмов;

б)    закрепить за кранами слесарей и электромонтеров для производства осмотра и текущего ремонта;

в)    разработать график периодических осмотров кранов и подкрановых путей;

г)    обеспечить периодический осмотр кранов слесарями и электромонтерами в соответствии с графиком;

д)    обеспечить слесарей и электромонтеров журналом для записи результатов осмотра крана (журнал периодических осмотров), а крановщиков — вахтенными журналами;

е)    следить за наличием на рабочих местах схем правильной обвязки и зацепки грузов. Такие схемы могут быть выданы на руки крановщикам к стропальщикам;

ж)    обеспечить наличие на кране плаката с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;

з)    контролировать обеспечение стропальщиков (зацепщиков) исправными, испытанными, маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и исправной маркированной тарой;

и)    контролировать проведение осмотра и нивелировки подкрановых путей в соответствии с графиком и инструкцией по устройству и содержанию путей;

к)    не допускать без своего разрешения перестановки тупиковых упоров, концевых выключателей и их линеек.

17.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно контролировать выполнение установленного правилами порядка допуска обслуживающего краны персонала и других рабочих на подкрановые пути для производства ремонтных и других работ только по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.

18.    При эксплуатации башенных, козловых и других кранов, работающих на строительстве, лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно потребовать:

а)    наличия на кранах или на участке работ таблиц массы строительных деталей, схем способов зацепки и обвязки грузов и предупредительных надписей и плакатов;

б)    наличия в местах производства работ плакатов с указанием фамилий лиц, ответственных за производство работ по перемещению грузов кранами, и стропальщиков (зацепщиков).

На башенных кранах должны быть опломбированы или заперты двери защитных панелей.

19.    Лицо, ответС7Б*,Кпое за исправное состояние кранов, должно:

а)    производить периодическую проверку контрольным грузом ограничителей грузэнсдьемности башенных и стреловых самоходных кранов с записью результатов проверки е журнал периодических осмотров;

б)    обеспечить краны приспособлениями для запирания дверей кабин и контролировать запирание их персоналом;

в)    не допускать без своего разрешения установку в кабине башенного и других кранов, работающих на открытом воздухе, электропечей и других отопительных приборов;

г)    направлять стреловые самоходные краны на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны: фамилия лица, ответственного за безопасное производство работ но перемещению грузов кранами, фамилии стропальщиков и номера их удостоверений, напряжение линии электропередачи и расстояние места производства работ от линии при необходимости выполнения работ вблизи линии электропередачи.

Указанные данные должны быть вписаны в путевой лист, а при необ-

ходимости работы вблизи линии электропередачи эти данные должны быть записаны в наряде-допуске. В путевом листе должно быть также указано, что кран находится в исправном состоянии;

д)    обеспечить наличие на стреловых самоходных кранах предупредительных надписей (”Не стой под стрелой и в зоне возможного ее опускания”, ’’Запрещается работа вблизи ЛЭП без наряда-допуска”, ’’Берегись поворота крана”);

е)    производить осмотр кранов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей; при этом должно быть обращено особое внимание на состояние постоянно замкнутых ленточных тормозов механизмов подъема и изменения вылета стрелы (отсутствие трещин в ленте и собачках, исправность и надежность креплений, отсутствие масла на шкиве и т.п.), осмотр которых с разборкой и с помощью лупы должен производиться не реже одного раза в 10 дней с отметкой в журнале осмотра.

20.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, не должно допускать к работе и обслуживанию кранов необученных крановщиков, помощников, слесарей и электромонтеров и работу кранов при отсутствии обученных стропальщиков (зацепщиков) или при отсутствии лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

21.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно систематически производить инструктаж слесарей и электромонтеров по вопросу правильного содержания кранов, а крановщиков, кроме того, — по правильной установке кранов и безопасному производству работ, разбирая случаи допущенных ими нарушений, аварий и травматизма.

22.    При инструктаже крановщиков мостовых кранов, а также слесарей и электромонтеров, обслуживающих мостовые краны, должно быть обращено особое внимание их на:

а)    необходимость строгого выполнения установленного на данном предприятии порядка по применению ’’марочной системы” обслуживания кранов;

б)    опасность выхода и хождения по подкрановым путям, посадки на кран не через посадочную площадку;

в)    недопустимость работы крана при неисправном ограничителе высоты подъема крюка.

23.    При инструктаже крановщиков автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов должно быть обращено особое внимание их на:

а)    недопустимость установки крана для работы ближе 30 м от линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего условия безопасного выполнения работы;

б)    порядок установки крана на дополнительных опорах, уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов;

в)    порядок проверки тормозов механизма подъема груза и изменения вылета стрелы и возможные их неисправности;

г)    опасность нахождения людей вблизи работающего крана из-за возможности зажатия между неповоротной и поворотной частями крана.

24.    При инструктировании крановщиков стреловых кранов на железнодорожном ходу должно быть обращено особое внимание их на:

а)    порядок установки и работы крана на железнодорожных путях, в том числе на кривых, уклонах и вблизи электрифицированных участков;

б)    недопустимость работы на неисправных железнодорожных путях.

25.    При инструктаже крановщиков стреловых самоходных кранов всех типов (автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, железнодорожных) должно быть обращено внимание их на необходимость соблюдения расстояния между поворотной частью крана при любом его положении и габаритами приближения строении или штабелями грузов и другими предметами не менее 1 м. Лицо, ответственное за исправное состояние крана, должно ознакомить крановщиков этих кранов с указаниями, содержащимися в инструкции завода-изготовителя, о возможности совмещения операций при работе крапа, а также о возможности и условиях опускашш стрелы с грузом.

26.    При инструктаже крановщиков башенных кранов должно быть обращено особое внимание их на:

а)    недопустимость работы при неисправном ограничителе грузоподъемности и ограничителе высоты подъема;

б)    необходимость соблюдения расстояния между выступающими элементами крана и грузом при его укладке не менее 700 мм;

в)    недопустимость заклинивания контакторов как из-за неисправности электрических цепей, так и в других случаях (например, при падении напряжения сети).

27.    При инструктаже крановщиков магнитных и грейферных кранов должно быть обращено особое внимание на недопустимость в связи с опасностью;

а)    нахождения людей в зоне производимых работ;

б)    погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

в)    использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан.

28.    При инструктаже крановщиков кранов, работающих на открытом воздухе, должно быть обращено внимание на:

а)    необходимость запирания дверей кабины при окончании работы или отлучке с крана;

б)    недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;

в)    необходимость укрепления противоугонными захватами за рельсы башенных, козловых и портальных кранов при окончании работы на них, при скорости ветра свыше указанного в паспорте крана, а также при приближении грозы.

29.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, проводя инструктаж крановщика, должно объяснить ему, в каких случаях при работе крана, помимо стропальщика, на месте производства работ кранов должен быть также сигнальщик.

30.    При инструктаже персонала, обслуживающего кран, работа которого согласно требованиям Правил по кранам возможна в отдельных случаях только при получении наряда-допуска, лицо, ответственное за исправное состояние кранов, обязано систематически объяснять такому персоналу случаи, в которых необходимо получать наряд-допуск, его содержание, оформление и значение дня обеспечения безопасности работ.

31.    Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, не должно оставлять без внимания установленные им случаи нарушения правил производства работ кранами и принимать меры к недопущению их в дальнейшем.

В случае, если эти нарушения производятся с ведома лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, он должен приостановить работу крана и поставить об этом в известность руководство предприятия (организации), в подчинении которого находится это лицо.

32.    При выявлении неисправностей крана лицо, ответственное за исправное состояние, должно принять меры к их устранению.

В частности, нс должна допускаться работа крана до устранения.

а)    трещин в металлоконструкциях и механизмах крана;

б)    ослаблении креплений в стыках металлоконструкций или деталей

механизмов;.

в)    неисправности механизмов или недопустимом износе их деталей, канатов и крюков;

г)    неисправности (отсутствии) ограничителя грузоподъемности, концевых выключателей механизмов подъема стрелы или груза, указателей грузоподъемности, сигнальных приборов.

Кран не должен также допускаться в работу без разрешения органов Госгортехнадзора в случаях, предусмотренных ’’Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, а также без разрешения лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии по истечении срока работы, указанного в паспорте крана.

В тех случаях, когда кран органами надзора останавливался принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих органов, а сохранность ее с момента постановки до момента снятия возлагается на лицо, ответственное за исправное состояние крана.

33.    Вывод крана в ремонт должен производиться лицом, ответственным за исправное состояние крана, в соответствии с графиком ремонта. В случае необходимости досрочного производства ремонта он должен поставить об этом в известность руководство цеха (предприятия).

Дата и время вывода крана в ремонт и фамилия лица, ответственного за его проведение, должны быть указаны в распоряжении руководства предприятия (цеха) о выводе крана в ремонт, наряде-допуске и вахтенном журнале крановщика.

На производство ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск. В наряде-допуске должны быть указаны меры по обеспечению безопасных условий выполнения ремонтных работ. В частности, должны быть указаны меры по предупреждению

поражения ремонтного персонала током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый и по предупреждению выхода ремонтного персонала на подкрановые пути действующих кранов.

Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.

34.    После ремонта или переделки металлоконструкции крана (стрелы, моста, портала, башни) лицо, ответственное за исправное состояние крана, должно обеспечить хранение документов, подтверждающих качество металла, электродов и сварки, примененных при ремонте.

35.    Ввод кранов в эксплуатацию после ремонта должен производиться в порядке, предусмотренном '’Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”. Дата и время ввода крана в эксплуатацию должны записываться в вахтенный журнал крановщиков лицом, ответственным за исправное состояние крана.

1

В статьи со звездочкой по отношению к утвержденной инструкции внесены изменения и дополнения.