Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

188 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методике представлены организация и технология работы по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность. Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. В методике определены задачи и организация работы участников системы мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг; содержание основных этапов мониторинга и документооборот; порядок оценки результатов деятельности, в том числе статистические показатели; описана технология комплексной оценки и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг с определением доступности основных структурно -функциональных элементов зданий и сооружений, необходимых мероприятий по их адаптации.

 Скачать PDF

Оглавление

Обозначения и сокращения

1 Общие положения

2 Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

3 Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

     3.1 Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг; их задачи и функции

     3.2 Порядок работы (основные этапы) и документационное обеспечение процесса паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг

     3.3 Оценка результатов деятельности: статистические показатели, методика расчета, порядок заполнения и представления статических форм

4 Технология оценки состояния доступности и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

     4.1 Основные структурно-функциональные элементы зданий и сооружений; их значение в оценке доступности объектов социальной инфраструктуры

     4.2 Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию доступности для инвалидов: технология комплексной оценки и определения необходимых мероприятий по адаптации

Приложение А. Формы документов (образцы)

     А.1. Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

     А.2. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

     А.3. Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры

     А.4. Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры

     А.5. Адресная программа (план) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

     А.6. Отчет о выполнении адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

     А.7. Информация о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложение Б. Справочник структурных элементов и параметров оценки доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг

     Б.1. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Территория, прилегающая к зданию (участок)"

     Б.2. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Вход (входы) в здание"

     Б.3. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)"

     Б.4. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)"

     Б.5. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Санитарно-гигиенические помещения"

     Б.6. Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Система информации на объекте"

Приложение В. Технические средства реабилитации - для адаптации и обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры

Приложение Г. Определения и термины, используемые в методике

Приложение Д. Система нормативно-правового регулирования создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, использованная при разработке методики паспортизации и классификации объектов и услуг

Приложение Е. Система документов в сфере проектирования и строительства по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.09.2012УтвержденМинистерство труда и социальной защиты РФ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

МЕТОДИКА ПАСПОРТИЗАЦИИ II КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ИХ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИХ ДОСТУПНОСТЬ

Методическое пособие

Москва

2012

В настоящей методике представлены организация и технология работы по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность.

Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В методике определены задачи и организация работы участников системы мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг; содержание основных этапов мониторинга и документооборот; порядок оценки результатов деятельности, в том числе статистические показатели; описана технология комплексной оценки и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг с определением доступности основных структурно-функциональных элементов зданий и сооружений, необходимых мероприятий по их адаптации.

Представленная методика паспортизации и классификации объектов призвана стать основой:

-    объективизации и систематизации информации, в том числе с использованием автоматизированных систем, о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

-    формироания карт доступности объектов и услуг на региональном и федеральном уровне, а также соответствующих информационно-справочных материалов для специалистов и граждан.

-    разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

бытовая адаптация и социальио-срсдовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне (согласно МКФ).

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами юродского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование

звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов и МГН, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа и использования их инвалидами и другими МГН, создание условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструкгур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели средства в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все указанные положения международных документов, российского законодательства (приложения Д и Е) и опыта их реализации за рубежом и в субъектах Российской Федерации положены в основу предлагаемой

методики.

Цель данной методики:    предоставление    органам власти и

специалистам системы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации унифицированного организационного и методического инструмента и технологии объективизации и систематизации информации о доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, направленных на удовлетворение основных жизненных потребностей указанных категорий граждан.

Методика паспортизации и классификации объектов призвана стать основой для организации:

- мониторинга состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их потребностей, в    т.ч. с использованием автоматизированных информационных систем;

- разработки планов и    программ    адаптации среды

жизнедеятельности: обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов; их оперативного контроля и оценки эффективности;

-    развития сферы услуг и организаций, их предоставляющих, с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных группам населения для обеспечения их доступности; а также для соответствующего информирования и консультирования этой категории граждан;

- подготовки и распространения информационно-справочных материалов для специалистов и граждан (как на бумажном, так и на электронном носителе) - для размещения    в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в том

числе путем создания и обновления карт доступности объектов и услуг на уровне субъектов Российской Федерации1.

2. Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобпльных групп населения

Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жи знедеятел ьности.

Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и

коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утверждения соответствующих нормативов, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:

-    во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;

-    во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:

-    архитектурно-планировочными решениями и соответствующими рем опт» 1 о-строительны м и работам и;

-    организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.

Согласно СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) «Требования доступности общественных зданий и сооружений для

инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектноорганизационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, согласно статье 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеют право:

-    участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

-    принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

-    участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

-    разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных

возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

-    осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

-    предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

При этом порядок реализации требований доступности для инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры имеет принципиально различные организационные решения:

1.    В отношении новых объектов, вводимых в результате строительства

(в том числе реконструкции, капитального ремонта);

2.    В отношении существующих и не предполагаемых к реконструкции

объектов.

В первом случае действует четко регламентированный порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории    Российской Федерации. Этот порядок    определен

Градостроительным кодексом Российской Федерации и системой документов в строительстве. Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам

социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (подпункт 10 пункта 12). Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов». В этом случае должен быть обеспечен принцип «универсального дизайна».

Второй путь определяет последовательность работ по созданию для инвалидов условий досту пности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры. В данном случае чаще всего применяется принцип «разумного приспособления» -адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидам и другим МГН. Согласно пункту 6 постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 № 74/51, утвердившим РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (п.7) рекомендовано органам исполнительной

власти субъектов Российской Федерации «разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, с учетом положений Программы».

Согласно основным положениям Государственной программы необходимо решение следующих основных задач:

-    оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

-    реализация системных мер, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

-    совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг.

В составе целевых показателей (индикаторов) Государственной программы показатель: «доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социазьной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».

С целью реализации на территориях субъектов Российской Федерации государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи, органы власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение

СОДЕРЖАНИЕ

Обозначения и сокращения

1    Общие положения

2    Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

3    Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

3.1    Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг; их задачи и функции

3.2    Порядок работы (основные этапы) и документационное обеспечение процесса паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг

3.3    Оценка результатов деятельности: статистические показатели, методика расчета, порядок заполнения и представления статических форм

4    Технология оценки состояния доступности и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

4.1    Основные структурно-функциональные элементы зданий и сооружений; их значение в оценке доступности объектов социальной инфраструктуры

4.2    Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию доступности для инвалидов: технология комплексной оценки и определения необходимых мероприятий по адаптации

5    ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Формы документов (образцы)

А. 1. Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других 84

доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов Российской Федерации целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.

Основой для разработки адресных программ и планов, либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг - их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов и других МГН.

Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» (п.8) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации «возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры».

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств

моломобильных групп населения

А.2. Паспорт доступности объекта социальной инфраструкту ры

А.З. Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к Паспорту доступности объекта социальной инфраструкту ры

А.4. Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к Паспорту досту пности объекта социальной инфраструктуры

А.5. Адресная программа (план) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

А.6. Отчет о выполнении адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

А.7. Информация о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложение Б. Справочник структурных элементов и параметров оценки доступности объектов социальной инфраструкту ры и услуг

Б. 1.    Характеристика    параметров    доступности    структурно

функциональной зоны «Территория, прилегающая к зданию (участок)»

Б.2.    Характеристика    параметров    доступности    структурно

функциональной зоны «Вход (входы) в здание»

Б.З.    Характеристика    параметров    доступности    структурно

функциональной зоны «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)»

Б.4.    Характеристика    параметров    доступности    структурно

функциональной зоны «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)»

Б. 5.    Характеристика    параметров    доступности    структурно

функциональной зоны «Санитарно-гигиенические помещения»

Б.6. Характеристика параметров доступности структурнофункциональной зоны «Система информации на объекте»    126

Приложение В. Технические средства реабилитации - для адаптации и обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры    127

Приложение Г. Определения и термины, используемые в методике 136

Приложение Д. Система нормативно-правового регулирования создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, использованная при разработке методики паспортизации и 143 классификации объектов и услуг

Приложение Е. Система документов в сфере проектирования и строительства по вопросам формирования доступной среды 144 жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

ОБОЗНАЧЕНИЯ II СОКРАЩЕНИЯ

Общие

АИС

ВОГ

ВОЗ

ВОИ

ВОС

вен

ГОСТ Р

ИОГВ

ИГ1Р

КоАП

КД

мгн

мде

МКФ

НПБ

ООН

ООН

оси

оезн

пд

РДС

СНиП

со

СП

Автоматизированная информационная система

Всероссийское общество глухих

Всемирная Организация Здравоохранения

Всероссийское общество инвалидов

Всероссийское общество слепых

Ведомственные строительные нормы

Государственный стандарт Российской Федерации

Исполнительный орган государственной власти

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях

Коэффициент уровня доступности

Маломобильные группы населения

Методические документы в строительстве

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Нормы пожарной безопасности

Общественная организация инвалидов

Организация объединенных наций

Объект социальной инфраструктуры

Орган социальной защиты населения

Показатель состояния доступности

Руководящий документ системы

Строительные нормы и правила Российской Федерации

Социазьное обслуживание

Свод правил по проектированию и строительству

СПАС Служба поддержки адаптивной среды ТСН    Территориальные строительные нормы

TCP    Техническое средство реабилитации

УСО    Учреждение социального обслуживания

Формы инвалидности Г    Инвалиды    с нарушениями слуха

К    Инвалиды,    передвигающиеся на креслах-колясках

О    Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата

(ОДА)

С    Инвалиды    с нарушениями зрения

У    Инвалиды    с нарушениями умственного    развития

Состояние доступности объекта (зоны)

ДП Доступно полностью ДЧ Доступно частично ДУ Доступно условно «ВИД» Временно недоступно

Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)

«А» Доступность всех зон и помещений - универсальная

«Б» Доступны специально выделенные участки и помещения

«ДУ» Доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно

«ВИД» Не организована доступность

Вид работ по адаптации (в соответствии с классификатором)

ТР    Текущий ремонт

ПСД Подготовка проектно-сметной документации Стр    Строительство

КР    Капитальный ремонт

Рек    Реконструкция

и другие

Орг    Организация альтернативной формы обслуживания

организационные мероприятия

МЕТОДИКА ПАСПОРТИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

1. Общие положения

Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конститу цией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом, взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества. Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество.

«Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию инвалидов в обществе» (на 2006-2015 годы) в порядке реализации положений Конвенции ООН «О правах инвалидов» среди 15 основных

направлений деятельности, включающих все ключевые области жизни инвалидов (в том числе такие, как образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда) особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества - для повышения уровня автономии (независимости) инвалидов как личности и обеспечение их экономической независимости и полной интеграции в общество. В этой связи в Санкт-Петербургской декларации «Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы» (2006) еще раз подчеркнута необходимость действий и ответственности за действия всех ветвей власти, государственных учреждений в партнерстве с неправительственными, в том числе общественными организациями инвалидов, в формировании доступности социальной, информационной и производственной инфраструктуры, в предоставлении людям с ограниченными возможностями необходимых условий для равноправного участия в жизни общества - в целях повышения уровня и качества их жизни.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект является социальная реабилитация, в частности, социально-

1

Работа осуществляется с учетом методических рекомендаций о формировании и обновлении карт доступности объектов и услуг.