Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

21 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Паспорт Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года

Важнейшие целевые показатели

Анализ современного состояния, места и роли атомной энергетики в топливно-энергетическом комплексе страны

Содержание проблемы, основные цели и задачи Программы

Основные этапы Программы

Область международного сотрудничества

Экономическая оценка Программы

Экологическая оценка Программы

Экологическая безопасность проектируемых АЭС

Государственная экологическая экспертиза по объектам атомной энергетики

Финансовое обеспечение Программы, меры реализации и управления

Основные источники финансирования Программы

Меры реализации и управления Программой

 
Дата введения18.08.1998
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.07.1998УтвержденПравительство Российской Федерации815
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 10.08.1998 № 32, ст. 3879
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21

12.    Кадастр ведется Министерством промышленности я торговля Российской Федерации иа бумажных и магнитных носителях на основании перечня. Изменения в Кадастр вносятся Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 3 месяцев после утверждения перечня.

13.    Образец каждой модели оружия (типа патрона), включенной в Кадастр, передается на хранение в Министерство внутренних дел Российской Федерации в качестве эталонного образца.

14.    Оплата работы по включению модели оружия (типа патрона) в Кадастр производится заявителем.

15.    Кадастр издается я распространяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на бумажных и магнитных носителях на основании перечня. Изменения, внесенные в Кадастр, публикуются в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

16.    Кадастр переиздается один раз в три года.

17.    Подлинник н контрольные экземпляры Кадастра, изменения я дополнения к нему, а также документы о включении моделей оружия (типов патронов) в Кадастр хранятся в центральном органе по сертификации в соответствии с правилами хранения дел государствсккых стандартов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3879 утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года

В целях создания условий для безопасного и устойчивого развития отечественной атомной энергетики Правительство Российской федерации постановляет:

1.    Утвердить прилагаемую Программу развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы и на период до 2010 года (далее именуется — Программа).

2.    Определить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по атомной энергии.

3.    Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству наухя и технологий Российской Федерации обеспечивать начиная с 1998 года финансирование Программы в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию федеральной целевой программы «Топливо в энергия» на 1996—2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. №263.

Председатель Правительств* Российской федерация С КИРИЕНКО

Мосш 21 mom 1998 г. Н815

УТВЕРЖДЕНА


гтост*коалеимей Правительства РгххяАсхой Федерация от 21 том 1998 г.

M81S


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ■а 1998—2005 годы н на период до 2010 года


ПАСПОРТ

Программы развитая ятомвой эаврггпош Россжйсжо* Федерация ■я 1996—2005 гады ■ я* период яо 2010 года


Навмсяовккнс Программы


Основание япя разработки Программы Государственный заказчик Программы Основные разработчики Программы


Целя и задачи Программы


Основные исподкители Программы


Программа раздели атомвой эяергепая Яхсхйской Федерация на 1998—2005 годы ■ на период до 2010 года

поручение Президента !Ъссийск0й Федерации огг 17 июня 1997 г. М Пр-952

Министерство Кхсийской Федерации по атомной анергии

Министерство Росскйско* Фс к раня и по атоююй экергки. Меняете рство экономики Иххийской Федерате». Министерство топлива и анергеткхм ГУхскйской Федерации. Министерство науки и технологий Российской Федерации и Лхххйсхая академия наук

повышение энергетической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации за счет эффективного и безопасного развития атомной энергетики, создание предпосылок крупномасштабного развития атомной зяергетвк*. содействие реизеюоо социально экономических проблем развития регионов Российской Федерации, расширение экспорта ядерных технологий путем; обеспечения безопасности действующи* АЭС за счет технического перевооружения, реконструкции я (Tpoava** ресурса эвеолутциг. ввода ь действие новых генерирующих мощностей на АЭС • основном с энергоблоками нового третьего поколения;

надежного топляаообеспечекна АЭС;

развития научно-технического и промышленного

потеиюила «томного промышленного комплекса

Министерство (Ъссяйской Федерации по атомной энергии. Министерство экономики 1Чксийской Федерации. Министерство финансов Российской Федерация. Министерство топлива я энергетика РхскЯсков Федерация. Министерство науки н технологий Вххийской Федерации, Вхскйскал академия наук я Российский научный центр «Курчатовекий институт*


Важнейшие целевые показатели:


Обкем производства электротягргяя на действующих я новых АЭС


Говы


Устамовлсюия мокяюсгв я концу года. Пскова (ГВт)


Объем провдевства

(кара. кВт.ч)


1997

1998

1999

2000 2001—2005 2006—2010


21.2 2U 23.2 242 26.9 27,6'—29.2*

1 минимальный вариант


110 115 120 126 140 150'—170* * максимальный вариант


Создание около 60 тыс. дополипгельяых рабочих мест • гражданской сфере производства отрасли


Таблица Н 3


Установленная мощвостъ АЭС по объединенным энергетическим системам

ГВт(ап)

Наиме номже объе акне иной энергетической системы

1997 год

2000 год

2005 год

2010 год

Северо-Запад

5.76

5,76

6.4

6Л06Р

Центр

10.88

12.88

13,88

14X1/15

Средам Волга

4

4

4

4/4

Северный Кавказ

1

2

2/2

Урал

0,6

0.6

0.6

1.4/1.4

Итого

2124

24.24

26.88

2756/29.2

* Числителе — минимальный вариант, знаменатель — максимальный вариант.

Доля эиерговыработкя АЭС по объединенным энергетическим системам

Таблица М 4 (процентов)

Наименование объединенной энергетическое системы

1997 гос

2000 год

2005 гоя

2010 год

Северо-Запад

46

47—48-

46—48

42—44

Центр

22

25—27

27—27,5

26-27

Среде» Волга

18

26-27

26-27

25-26

Северный Кавказ

11-12

19—20

Урал

3

3

3

3—4

ЕЭС

из

133-143

14-143

14—14,7

• Диапазоны изменения дали эме производства алеггроэиергки $ период яо

Ерговыработки 2010 года

определены уста номе иными уровнями

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

До 2000 года плакируется обеспечить: обоснование и разработку мероприятий по продлению срока службы действующих АЭС; модернизацию АЭС первого и второго поколений с повышением их безопасности с целью продолжения эксплуатации после исчерпания проектного ресурса; незначительный рост мощности АЭС за счет начатого и расконсервированного строительства; разработку й начало строительства на основе освоенных технологий головных энергоблоков нового поколения, уровень безопасности и экономические показатели которых обеспечат устойчивое развитие атомной энергетики на следующих этапах.

В 2000—2005 годах и в период до 2010 года плакируется обеспечить: рост мощностей на базе энергоблоков атомных станций нового поколения, дальнейшее повышение технико-экономических показателей действующих АЭС, реализацию мероприятий по продлению их срока службы, разработку и строительство атомных станций нового поколения повышенной безопасности, являющихся основой крупномасштабного развития атомной энергетики в перспективе; начало вывода из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс.

Реализация Программы создает предпосылки для начала крупномасштабного развития атомной энергетики после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения. К 2030 году возможно увеличение доли выработки электроэнергии ядеркымн энергоисточниками до 20—301 процентов в целом по стране и до 25—40 процентов в ее европейской части.

Формирование крупномасштабной атомной энергетики позволит: диверсифицировать энергетическое производство в стране. Уже в настоящее время доля газа в производстве электроэнергии в Российской Федерации составляет более 60 процентов, а в большинстве развитых стран не превышает 25—30 процентов. В результате замещения атомной энергетикой газа удалось сэкономить в 1994 году 25 млрд. куб. м газа, или в современных экспортных ценах 2 млрд, долларов США (интегральный эффект за все время эксплуатации АЭС составил 440 млрд. куб. м газа, или 35 млрд, долларов США в современных ценах на газ);

репгнтъ задачу длительного и надежного энергообеспечения отдаленных и труднодоступных районов страны, использующих жидкое органическое топливо; диверсифицировать использование органических энергоносителей; реструктурировать экспортный потенциал Российской Федерации и восполнить его энергетическими ресурсами или заместить часть экспорта энергоносителей экспортом энергетических технологий;

способствовать решению экологических проблем страны, связанных с энергетикой, прежде всего в ее европейской части.

Относительно крупные запасы органического топлива в Российской Федерации являются национальным достоянием, в стратегическом плане надо предполагать ограничение их энергетического использования и экспорта. В связи с этим атомная энергетика может рассматриваться как замещающий источник электроснабжения, обеспечивающий энергетическую безопасность страны.

Разработка и внедрение проектов АЭС нового поколения повышенной безопасности с улучшенными техннхо-экономическими показателями являются необходимыми факторами обеспечения развития атомной энергетихн в составе топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Проекты АЭС нового поколения отвечают современным международным требованиям по безопасности и предусматривают:

вероятность предельного выброса при запроекткых авариях не более 10' на один реакторо-год, вероятность тяжелого повреждения активной зоны при залроектных авариях не более 10* на один реакторо-год. Реализация этих критериев требует подтверждения в процессе завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с изучением залроектных аварий;

сокращение санитарно-защитной зоны до 300—500 метров, а зоны экстренных защитных мероприятий для населения в случае залроектных аварий до 700—3000 метров.

Проектирование АЭС нового поколения ведется с учетом технических и организационных решений, направленных на снижение влияния технологии производства энергии на биосферу и обеспечение экологической безопасности АЭС.

Безопасность эксплуатации АЭС обеспечивается за счет последовательной реализации принципа глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду, а также за счет осуществления технических и организационных мер.

Особенностью АЭС нового поколения является применение наряду с активными системами безопасности систем пассивного принципа действия, использующих естественные физические процессы.

К приоритетным проектам АЭС нового поколения, разработка которых должна завершиться к концу 1998 года, относятся проект энергоблока мощностью 1000 МВт (ал) с реакторной установкой В-392 (ВВЭР-1000) и проект энергоблока мощностью 640 МВт (эл) с реакторной установкой В-407 (ВВЭР-640).

В России накоплен уникальный опыт создания и эксплуатация АЭС с реакторами на быстрых нейтронах, подтверждена высокая степень их надежности и безопасности. Проект энергоблока мощностью 800 МВт(ал) с реакторной установкой БН-800 утвержден.

Создание АЭС с реакторами типа БН позволит на данном этапе решить вопросы использования оружейного н энергетического плутония как топлива, подготовить переход на замкнутый топливный цикл, разработать подходы к утилизации и выжиганию долгоживущих высокоактивных отходов, обеспечить выработху энергии н, кроме того, в отношении Южно-Уральской АЭС решить проблемы реабилитации загрязненной территории региона.

Важным направлением развития атомной энергетики является проектирование и строительство атомных станций малой мощности, в том числе с использованием судовых технологий.

На базе имеющегося опыта будет проводиться разработка качественно нового поколения реакторов естественной безопасности с широким спектром мощностей и технологических возможностей, позволяющих в перспективе решать задачи радиационно-эквивалентного обращения с радиоактивными отходами.

ОБЛАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Реализация Программы будет содействовать укреплению позиций страны на мировом рынке оборудования АЭС, а также на рынке топлива и услуг по оказанию технической помощи в строительстве атомных станций за рубежом.

В соответствии с имеющимися межправительственными соглашениями и заключенными в настоящее время контрактами о сотрудничестве в сооружении АЭС Российской Стороной приняты обязательства по техническому содействию в строительстве, изготовлении и поставке основного оборудования для АЭС «Куданкулам» (Индия), «Бушер» (Иран), а также Лякьюньганской АЭС (Китай) с реакторами ВВЭР-1000.

Реализация утвержденного 17 января 1997 г. Советом глав правительств государств — участников Содружества {^зависимых Государств Перспективного плана развития сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств а мирном использовании атомной энергии, повышении безопасности ядерных установок будет способствовать дальнейшему развитию атомной энергетики и восстановлению корпоративных связей предприятий и организаций Содружества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ

Экономическая эффективность Программы определяется сравнением технико-экономических показателей действующих н проектируемых АЭС и ТЭС на органическом топливе и оценкой ид конкурентоспособности.

В 1997 году АЭС выработали 1083 млрд. кВт.ч, что составляет в общем объеме выработки электроэнергии на всей территории Российской Федерации 1334 процента и на ее европейской части около ЭД процентов. В 1996 году объем выработки электроэнергии на АЭС составил 108,8 млрд. кВт.ч, или 13 процентов общего объема выработки электроэнергии в стране. АЭС поставляют электроэнергию в регионы, наиболее удаленные от месторождений дешевого органического топлива (Центр, включая Москву, Северо-Запад, Кольский полуостров, Центрально-Черноземный район, северо-запад Чукотского автономного округа).

Доля поставки электроэнергии АЭС на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) достигает 37 процентов, такова же доля поставки электроэнергия АЭС на экспорт.

АЭС являются основой Единой энергетической системы страны (особенно в энергоэонах Северо-Запада в Центра), поскольку мощные АЭС — Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская я Балаковская — во многом определяют структуру высоковольтных ЛЭП напряжением 220 кВ и выше.

Конкурентоспособность АЭС по сравнению с наиболее эффективными ТЭС, работающими на органическом топливе, подтверждается более низким уровнем тарифов на отпускаемую атомными энергоисточниками хлектроэнергию.

Технико-экономический анализ показателей АЭС, оснащенных новыми типами реакторов повышенной безопасности, с показателями ТЭС с парогазовыми установками я экологически чистых паротурбинных ТЭС на угле, проведенный в условиях сохранения цен на органическое топливо на уровне, прогнозируемом для 2010 года, показывает, что АЭС сохраняют свою эффективность.

При этом рациональные масштабы развития АЭС должны оцениваться с учетом следующих соображений:

недопустимо ориентировать по условиям энергетической безопасности развитие электростанций крупных регионов на один вид топлива (даже самый экономичный, каким, например, является природный газ);

необходимо учитывать реальное увеличение стоимости газа в перспективе, что существенно повышает эффективность АЭС.

Поэтому атомные электростанции являются эффективным источником электроэнергии в районах дорогого топлива, то есть в западных районах страны я на Дальнем Востоке.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ

Экологическая безопасность действующих АЭС определяется соответствием проектных и фактических показателей их функционирования установленным правилам и нормам безопасности.

В Российской Федерации накоплен значительный опыт эксплуатации АЭС с различными мощностями и типами реакторных установок. Контроль, осуществляемый за работой АЭС различных поколений, и мониторинг окружающей среды позволяли получить представительные статистические данкью по воздействию АЭС на окружающую среду.

Среднегодовая доза облучения персонала на АЭС (по результатам многолетних наблюдений) при действующих нормах радиационной безопасности НРБ-96 (индивидуальная доза облучения персонала АЭС ниже 2 сЗв) составляла для АЭС:

с реакторами ВВЭР-440 от 0,3 до 0,8 сЗв;

с реакторами ВВЭР-1000 от 0,1 до 03 сЗв;

с ректорами РБМК-1000 от 0,5 до 1 сЗв.

Радиационная обстановка в районе размещения АЭС в основном определяется естественными источниками ионизирующих излучений. Радионуклиды реакторного происхождения практически невозможно выделить во внешней среде на фоне глобальных радионуклидов ввиду их незначительного количества.

При нормальной эксплуатации АЭС за пределами промышленной площадки загрязненность объектов внешней среды (почвы, растительности, воды) находится на уровне фоновых значений.

На всех АЭС запрещен слив в поверхностные водоемы любых сточных вод с содержанием в них хотя бы одного вида радионуклида выше допустимой величины сброса.

Уровень внешнего гамма-излучеквл за пределами промышленной площадки АЭС не превышает 15—18 мкр/ч, практически не увеличивается с течением

времени и не изменяется с увеличением расстояния. Данный уровень в основном обусловлен местными колебаниями естественного радиационного фона.

Для всех действующих АЭС России по согласованию с региональными органами контроля за состоянием окружающей среды введены экологические паспорта, в которьех отражены основные характеристики АЭС, связанные с воздействием на окружающую среду как при нормальной эксплуатации, так и при авариях. Экологический паспорт является одним нз основных документов, подтверждающих экологическую безопасность объекта.

На основании имеющегося обширного практического материала по контролю содержания радионуклидов в объектах окружающей среды в районе размещения действующих АЭС можно сделать вывод, что влияние их на экологическую обстановку незначительно и не представляет опасности для населения и окружающей среды, что является одним из факторов оздоровления окружающей среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТИРУЕМЫХ АЭС

В целях улучшения экологической обстановки в регионах страны необходимо широкое внедрение АЭС третьего поколения, отличающихся повышенной безопасностью, что позволит ускорить процесс оздоровления экологической обстановки при замещении выбывающих энергетических мощностей, в том числе и объектов, работающих на органическом топливе. АЭС нового поколения проектируются таким образом, что радиационные воздействия на население и окружающую среду при нормальной длительной эксплуатации, предполагаемых нарушениях и проектных авариях не приводят к превышению установленных доз облучения населения, а при эалроектных авариях ограничивают это воздействие.

При разработке проекта АЭС третьего поколения ключевым моментом является обеспечение мер экологической безопасности. Данные требования на стадии техник о-экономического обоснования включаются в Оценку воздействия АЭС на окружающую среду, а в составе проекта — в Обоснование экологической безопасности АЭС.

Оценка приемлемости технических решений в проектах реакторных установок третьего поколения основана на анализе безопасности для всех режимов работы станции — нормальная эксплуатация, нарушение нормальной эксплуатации, проектные аварии, залроекткые аварии.

АЭС с реакторными установками ВВЭР-640 или ВВЭР-1000 спроектированы таким образом, что радиационное воздействие на население и окружающую среду при нормальной длительной работе к предполагаемых эксплуатационных нарушениях не приводит к превышению доз облучения населения, установленных требованиями современной нормативной документации.

Проведенные оценки ожидаемых уровней облучения населения при авариях на энергоблоках ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 и сопоставление кх с дозовымн критериями для принятия решений по защите населения а случае аварии ядерно го реактора позволили сделать следующие выводы:

проектные аварки по радиационным воздействиям на окружающую среду не выходят за Ш уровень шкалы МАГАТЭ и относятся к классу инцидентов;

вероятность принятия экстренных мер. связанных с введением плана защитных мероприятий, включая эвакуацию населения, за пределами промышленной площадки АЭС значительно меньше вероятности достижения предельного выброса.

Анализ радиационных характеристик показал более высокую степень надежности и безопасность для окружающей среды и населения энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-640 и ВВЭР-1000 по сравнению с энергоблоками предыдущих поколений как при нормальной эксплуатации, так и при авариях различных классов тяжести.

Аналогичный вывод сделан н в отношении проектных решений для энергоблока с реакторной установкой БН-800.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОБЪЕКТАМ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

В соответствии со статьями 36 и 37 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и статьями 28 и 30 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» по объектам атомной энергетики проводится государственная экологическая экспертиза. Информация о проведении такой экспертизы по состоянию на 1 сентября 1997 г. приведена в таблице № 5.

По мере разработки проектной документации по другим площадкам размещения атомных станций государственная экологическая экспертиза будет проведена в установленном порядке.

В связи с введением лицензирования деятельности в области использования атомной энергии получены разрешения Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на строительство головного энергоблока с реакторной установкой ВВЭР-640 в г. Сосновый Бор, первого энергоблока Кольской АЭС-2 и одобрен выбор площадок для размещения Нововоронежской АЭС-2 и Дальневосточной АЭС.

В ходе реализации Программы по мере разработки нормативно-правовой и проектной документации, регламентирующей процесс вывода энергоблоков АЭС из эксплуатации и обращения с радиоактивными отходами, указанная документация будет представляться в Государстве иную экологическую экспертизу в установленном порядке.

Программа прошла государственную экологическую экспертизу и получила положительное заключение, утвержденное Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Табшцд 45


Проведение государственион экологической экспертизы по объектам атомной энергетики


Решение Государственного экспертного совета оо экологам в природных ресурсам МПР Рооснм кды сводное заключение государстве кной экозопгксков экспертное комиссия


Обьехтм экспертизы и стадия проектированы*


Калининская АЭС (2-яочередь),энергоблок 4 3(проект) от20ноября 1992 г.МЗ


от29 января 1993г. 44 от 18 февраля 1993 г.Н5 от 20 января 1994 г. М14


Балаковская АЭС. энергоблок 4 4 (проект) Белоярская АЭС, энергоблок .44 (проект)


Новоаороневеская АЭС энергоблоки 4 6 и 7 (текикко-эко-комическое обоснование)

Билибинская АЭС (2-я очереда) — проект


сво*нос захлючелже от 16 сентября


1994 г.

от 5 декабря 1994 г. 419


Северо-Западный иаучхо-промьошгвммы* центр (г. Сосновый Бор), головной энергоблок ВВЭР-640 (технико-экономическое обоснование)


Воронежская ACT (проект)


сводное заключение от 14 апреля 1995 г.


Ростовская АЭС (проект)


сводное заключение от 14 июля 1995 г.


Курская АЭС, энергоблок 4 5 (проект) Кольская АЭС энергоблоки М 5—7 (проект)


от 13 октября 1995 г. 4 22


сводное заключение от 25 декабря 1995 т.


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ,

МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Финансовое обеспечение Программы ориентировано на ограниченное бюджетное финансирование и максимально возможное использование собственных я других внебюджетных источников.

Сводные экономические показателе Программы, а также структура затрат по ней представлены в таблицах >4 6 и 7.

Объемы и структура затрат на финансирование Программы будут корректироваться в соответствии с ежегодными прогнозами и с учетом привлечения и использования собственных средств я реальных возможностей федерального бюджета.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основными источниками финансирования Программы являются: средства федерального бюджета, используемые для проведения следующих работ:

завершение разработки проектов АЭС нового поколения; строительство Южно-Уральской АЭС для решения экологических проблем и утилизации оружейного плутония;

развитие экспериментальной базы атомной энергетихя, научные исследования, оптимизация топливообеспечения, а также ряд других работ, собственные источники финансирования, включающие:

целевые инвестиционные средства в составе тарифа на электроэнергию АЭС и на услуга эксплуатирующих организаций; амортизационные отчисления;

отчисления в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

целевые расходы на обеспечение ядерной, радиационной, технической в пожарной безопасности;

средства из прибыли АЭС на производственное развитие; собственные источники предприятий топливного цикла.

Собственные источники финансирования используются на: обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС и продление их срока эксплуатации;

техническое перевооружение, модернизацию я реконструкцию действующих АЭС;

завершение строительства АЭС (Калининская АЭС (энергоблок М 3), Курская АЭС (энергоблок Nt 5), Ростовская АЭС (энергоблоки № 1 и 2), Белоярская АЭС (энергоблок 4), Воронежская ACT* (энергоблоки >4 1 и 2); финансирование строительства новых АЭС; топлнвообеспечение действующих АЭС; вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС.

Реализация Программы предусматривает сохранение инвестиционной составляющей в себестоимости электро энергии АЭС и услуг эксплуатирующих организаций.

Интенсификация строительства я ввода новых мощностей АЭС может быть осуществлена при условиях:

Без лрмалечскня среяст» федер&яького б*оджеп.

перехода к формированию тарифов на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) по принципу маржи и использованию образовавшейся при этом прибыли АЭС для инвестирования нового строительства;

перехода к фьючерсным сделкам по продаже электроэнергии с использованием средств потребителей в качестве инвестиций, включая средства иностранных инвесторов;

использования кредитных механизмов привлечения инвестиций для строительства готовых энергоблоков АЭС нового поколения.

МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Управление Программой основывается на принципах проектного планирования и скоординированного взаимодействия участников Программы на всех этапах подготовки проекта, начиная от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и кончая реализацией конечной продукции.

Комплексность я сложность решаемых в Программе задач, большое количество участников работ, длительный срок реализации проектов требуют;

создания комплексного организационно-экономического механизма реализации Программы и разработки соответствующих инвестиционных проектов и бизнес-планов первоочередных объектов;

формирования организационных структур Программы в целях привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов;

периодической актуализаций Программы, разработки ее версий по итогам выполнения работ, а также решения проблем стратегического развития атомной энергетики.

Перечисленные работы должны осуществляться в условиях совершенствования управления атомной энергетикой в рамках проводимых в стране экономических реформ и структурной перестройка.

ft* 1 ?


i8

! о I *


p

й


с

я


Ч *

I 1

&


1 i| S § з| S 1


S - - I.

*# a g Sg 2    1


1 *1 8 g S| Я 5


2

I


2

8



!

1


1ЧИИ* 5


5 9 5;


I


5 **


4

5


Гтр)итур1 ы»грат «о программе p«i«wri« «томно* МСР1ГТШШ Poccwtcko* Фсагреаяи «« 1998—2005 годы ■ II огряод до 2010 год*


(н» рубле». ■ «ни 194* там)

В там числе во млрмлсиажы Прогремим

Вс* г

0

Ttpnocu*

м*ср>иея»<

Истомина

•>2005

бехмжаосте АЭС

iKpciOOf^aciM

строите <мтм

АЭС

«•ил АЭС

АЭС

*> ляя» гор

гам

•>2000

том

•>2005

гам

•>2000

гом

«о 2005

пал

•>2000

гем

•>2005

том

«о 2000 гам

*>2005

гем

•>2000 гам

•>2005

гам

1. Всею

14963.889

52868

1367.1

6024

1187

5489

8654

25121

2173.16

12159

1582.629

4075

л том «меле:

♦сjrpttbNV* fro***Т

0493*9

3584

770.1

3016

_

_

125.16

426

54329

1C

собстосиыьм: »ст<*ооъ* —

■сего

14014

49284

597

3008

1187

54*9

8654

25121

2048

11733

15»

3933

пш

среастм АЭС ■ иингрч •toewepronoM*

12486

45351

597

3008

1187

5489

8654

25121

2048

11733

cpcJKTM ГреЛЛр-етчЛ WJnwiMJIHl

152*

3933

15»

3933

2. К«л*т*п*ыс ыожелм — •сего

134561

47458

709.1

2561

1187

5489

8654

25121

2048

11733

858

2554

• том числе фо раденье* Сажает

709.1

2561

709.1

2561

соОспешале ncTO-aeoi -> •сего

12747

*4897

тшя

1187

5489

8654

25121

2048

11733

858

2554


I

I

I


М 32


Объемы фвааястфошвд Программы


Всего

• том числе

собствеюшс источзохм


<м«и. рублей. а ценах 1996 гола)

•о 2000 года    ж>    2005    года    ороп*»

до 2010 гада

14963.889    52868    113938

14014    49284


Срока и этапы реализации Программы


Перечень основных мероприятие Программы


Ожкикмые конечные результаты реализации Программы


Система контроля и исосянемнем Программы


1998—2010 годы:

первый та (1998—2000 гоям) — модернизации действующих АЭС с целые продолжения их безопасной эксплуатации, наращиадиме мощностей м счет аачатосо я расховсервироаатюго строительства. разработка и начало строительства головных энергоблоков нового поколения иа основе освоенных технологий;

второй этап (2001—2005 голы я период до 2010 года) — наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения, оовьшзеиие технвхо-экономических показателей действующих АЭС, в том числе за счет продления срока их эксплуатации, вывод из эксплуатвшв энергоблоков, выработавших ресурс, начало крулиомвеиггабиого религия атомной энергетики после 2010 года на базе энергоблоков нового поколения

обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС. продление срока ид мсаяуаташш; техническое перевооружение и реконструкция действующих АЭС: балаковской. Смоленской. Курской. Белоярской. Билибинской. Калин киской, Нововоровсжской, Кольской. Ленинградской; эавскоеяве строительства 2-й очереди Калхкямсхой АЭС. 3-й очереди Курской АЭС, Ростовской АЭС, Воронежской ACT;

строительство Южмо-Уральской АЭС; строительство АЭС нового поколения, в том числе. Но во воронежская АЭС-2 (ВВЭР* 1000). головной энергоблок ВВЭР-640 в г. Сосновый Бор (Сеаеро-ЗапавшД яэ учло-промышленный центр). Кольская АЭС-2 (ВВЭР-640), разработке тсхнжко-эховомнческлх обосновали* строительства АЭС для замещения выбывающих мощностей — Курской АЭС-2. Смоленской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2. Томской ACT, а также иа новых площадках, надежное тосдявообесоечснпс

повышение энергетической беэосасаостя Российской Федерация за счет усиления роли атомной энергетики в обеспечении надежного энергоснабжения страны, безопаской эксплуатация действующих АЭС. замещения выбывающих АЭС и ТЭС энергоблоками АЭС нового поколения, экономии органического топлива и улучшения экологтчссхой обстановки

контрольные функции осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной анергии


АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, МЕСТА И РОЛИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ

В Российской Федерации на конец 1997 года находились в эксплуатации на девяти АЭС 29 энергоблоков. В ях числе 13 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР (6 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-440 н 7 энергоблоков с реакторами тала ВВЭР-1000). 11 энергоблоков с реакторами типа РБМК, 4 энергоблока с реакторами типа ЭГП (Билибинская АТЭЦ) и 1 энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-600 (Белоярская АЭС).


I


я

я

5

§

5

г

5

л

S

я    я

*    •


i •    11

& l    il


§

s



Энергоблоки АЭС с реакторами всех типов устойчиво работают в базовой часта графика нагрузок, а Билибинская АТЭЦ работает в скользящем графике покрытия требуемых энергетических и тепловых нагрузок изолированного района — Чукотского автономного округа. Характеристики действующих АЭС представлены в таблице to 1.

Восемь объектов атомной энергетики, размешенных в энергосистемах европейской частя Вхсийской Федерации — Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, обеспечивают совместно с объектами Российского акционерного общества «ЕЭС России» бесперебойное электроснабжение потребителей в 35 из 58 субъектов ГЪссийской Федерации этой зоны, дефицитных по топливу и не обеспечивающих потребность в электроэнергии за счет выработки на собственных электростанциях.

Коэффициент использования установленной мощности (КИУМУ средний по всем АЭС, составил в 1997 году 58,19 процента по сравнению с 58,32 процента в 1996 году.

Обеспечение безопасности действующих АЭС — центральная задача атомной энергетихи, которая решается выполнением долговременных мероприятий, предусмотренных в соответствующих планах реконструкции и модернизации.

Анализ состояния основного оборудования энергоблоков, в том числе реакторных установок, показал принципиальную возможность продления сроков их службы по крайней мере на 5—10 лет за счет проведения соответствующего комплекса работ для каждого энергоблока.

Затраты на эти мероприятия во много раз меньше доходов от дополнительно вырабатываемой электроэнергии и заметно меньше затрат на сооружение новых энергоблоков.

Таблица М 1

Характеристики действующих АЭС

Нымияс АЭС

Номер

блока

Поз ротор*

Эаектрвче-

сил

МОЩНОСТЬ

(брутто, МВт)

Поксле-

DC j

энерго

блока

Срок меси • мешдуа-

Т1ШМО

Срок ОКОНЧАНИЯ жсаяутидн

Белоярская*

3

БН-600

600

а

1980 той

2010 год

Билибинская

1

ЭГП-6

12

1

1974 год

2004 год

2

ЭГТ1-6

12

1

1974 год

2004 год

3

ЭГП-6

12

I

1975 год

2005 год

4

ЭГП-6

12

1

1976 год

2006 год

Buikokmi

1

ВВЭР-1000

1000

D

1985 год

201$ год

2

ВВЭР-1000

1000

п

1987 год

2017 год

3

ВВЭР-1000

1000

п

1988 год

2018 год

4

В8ЭР-1000

1000

а

1993 год

2023 год

Калюоокжал

1

ВВЭР-1000

1000

а

1984 год

2014 год

2

ВВЭР-1000

1000

п

1986 год

2016 год

Кольская

I

ВВЭР-440

440

1

1973 год

2003—2008 гоям”

2

ВВЭР-440

440

1

1974 ГОД

2004—2009 ГОЯМ"

3

ВВЭР-440

440

п

1981 год

2011 год

4

ВВЭР-440

440

Q

1984 год

2014 год

Курская

1

РБМК-1000

1000

1

1976 год

2006—2011 годы**

2

РБ MX-1000

1000

I

1979 год

2009—2014 годы"

3

РБМК-1000

1000

П

1983 год

2013 год

4

РБМК-1000

1000

D

1985 год

2015 год

Ленинграде ют

1

РБМК-1000

1000

1

1973 год

2003-2008 годы**

2

РБМК-1000

1000

I

1975 гад

2005-2010 годы**

3

РБМК-1000

1000

П

1979 год

2009—2014 годы**

4

РБМК-1000

1000

D

1981 год

2011 год

Ковмие АЭС

Номер

блок*

Tkn pttxropa

Эл*ггр«ч«-

(Ш мощность (брутто. МВт)

Посом-

шк

мерго-

бдои

Сро*м<хи

• XCAJtjr*-

тешоо

Срок ОКОМЧвКМ жсядуагвшш

Ноаоаоромежсхая*

3

В ЮР-440

417

,

1971 год

2001—2006 гоям**

4

ВВЭР-440

417

1

1972 год

2002-2007 годы**

5

ВВЭР-1000

1000

0

1980 год

2010 год

Смоленская

1

РБМК-1000

1000

и

1982 год

2012 год

2

РБМК-1000

1000

п

1985 год

2015 год

3

РБМК-1000

1000

а

1990 год

2020 год

• Первые и вторые энергоблок» указанных АЭС остановлены для выполнении работ по выводу ял ю эксплуатации.

** С учетом продленка срока экевлуатации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа развития атомной энергетики 1Ч>сснйской Федерации на 19%—2005 годы в на период до 2010 года (далее именуется — Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г. № Пр-952 по итогам его поездки в г. Санкт-Петербург 6 июля 1997 г.

Программа разработана Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук с привлечением отраслевых институтов.

Программа основывается на необходимости развития атомной энергетики как неотъемлемой части топливно-энергетического комплекса Российской Федерации с размещением АЭС в регионах, для которых получены соответствующие согласования на их строительство.

Программа охватывает период 1998—2010 годов и уточняет подпрограммы развития атомной энергетики, входящие в состав федеральной целевой программы «Топливо и энергия*» на 1996—2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 263, в частя приведения графиков ввода энергоблоков АЭС в соответствие с уточненными сценариями производства первичных энергетических ресурсов, прогнозируемых в «Энергетической стратегии Рхсии (Основные положения)», одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1006, а также динамики изменения установленных мощностей АЭС в рассматриваемый период с учетом продления срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС с соответствующей корректировкой затрат.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. № 472 утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, которыми определены условия, приоритеты, задачи и пути реализации устойчивого обеспечения страны энергоносителями, проведения согласованной энергетической политики на федеральном я региональном уровнях, стабильного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса страны за счет динамичного развития составляющих его подотраслей и решения проблем экономичности, экологичности и безопасности предприятий комплекса.

Решение указанных вопросов нашло свое отражение в «Энергетической стратегии России (Основные положения)» и в разработанной Министерством Российской Федерации по атомной энергии в 1994—1995 годах «Стратегии развития подотрасли атомиой энергетики», охватывающей вопросы законодательного, научно-технического и социального характера, а также вопросы охраны окружающей среды, связанные с безопасным развитием атомной энергетихя на период до 2010 года. Стратегия рассмотрена Государственным экспертным

советом по экологии и природным ресурсам. Министерством топлива и энергетики Вхсийской Федерации, Российской академией наук и утверждена Министерством Российской Федерации оо атомной энергии.

Программа исходит из того, что в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года определенная часть увеличения потребности в электроэнергии должна покрываться атомными станциями в экономически целесообразных масштабах при наличии экологического обоснования использования атомных энергоисточников.

Основными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной безопасности, надежное обеспечение атомных станций ядеркым топливом, подготовка к созданию замкнутого топливного цикла и сжиганию долгоживущих радиоактивных продуктов отработавшего топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики.

Достижение основных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздействия на окружающую среду, экономию органического топлива, развитие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и международной кооперации в области атомной энергии.

В области обеспечения безопасности АЭС Программой предусматриваются: модернизация и создание современных систем я оборудования для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации действующих АЭС ;

обеспечение эксплуатации и развития исследовательских реакторов и экспериментальной базы при проведении работ в обоснование безопасности действующих в вновь проектируемых АЭС;

совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках исследовательских реакторов;

создание комплекса теплофизических стендов для обоснования безопасности действующих а вновь проектируемых АЭС;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обоснованию безопасности АЭС с реакторами нового поколения, в том числе анализ маловероятных тяжелых аварий.

В области технического перевооружения и реконструкции действующих АЭС необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности энергоблоков действующих АЭС и продление их срока службы, а также по выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс. В области завершения строительства АЭС предусматривается: завершение начатого и расконсервированного строительства 3-го энергоблока Калининской АЭС, 5-го энергоблока Курской АЭС, 1-го и 2-го энергоблоков Ростовской АЭС, Воронежской ACT, продолжение строительства Южно-Уральской АЭС с реактором БН-800;

формирование объективного общественного мления по проблемам атомной энергетики на основе экономически и экологически обоснованной политики ее развития;

разработка и внедрение критериев экономического стимулирования регионов, в которых размешены АЭС. а также населения, проживающего в непосредственной близости от АЭС.

В области строительства новых АЭС предполагается:

разработка проектов перспективных атомных станций на основе новых технологий повышенной безопасности;

строугтельство энергоблоков АЭС нового поколения повышенной безопасности с реакторами ВВЭР-640 на площадках Северо-Западного научно-промышленного центра (г. Сосновый Бор) н Кольской АЭС-2, а также с реакторами ВВЭР-1000 на площадке Нововоронежской АЭС-2;

разработка технихо-экономических обоснований строительства АЭС для замещения выбывающих мощностей на Курской АЭС, Смоленской АЭС, Ленинградской АЭС, а также строительства АЭС на новых площадках;

строительство объектов малой энергетихи в Чукотском автономном округе (г. Псвск) и в Приморском крае;

оказание технического содействия при сооружении АЭС за рубежом.

В области топливообссиечекия АЭС предусматривается; обеспечение действующих АЭС ядерным топливом с высокими показателями безопасности и эксплуатационной надежности;

совершенствование активных зон и топливных циклов действующих АЭС; разработка активных зон к топливных циклов АЭС нового поколения, в том числе с использованием смешанного уран-плутонисвого топлива;

разработка технологий обращения с отработавшим топливом АЭС и отходами его переработки.

Развитие атомной энергетихи будет способствовать;

обеспечению энергетической составляющей национальной безопасности Российской Федерации за счет экономии органического топлива, снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения конкурентоспособности российских АЭС на внутреннем и международных рынках;

обеспечению энергоснабжения энергодефицитных отдаленных и труднодоступных районов страны;

сохранению научного н производственного потенциала ядерно-энергетического комплекса и производственных мощностей атомного энергетического машиностроения, приборостроения и строительных мощностей;

решению экологических проблем техногенного воздействия энергетических технологий на окружающую среду и здоровье человека;

расширению возможностей передачи энергетических технологий на базе АЭС нового поколения за рубеж, а также экспорта электроэнергии от АЭС;

обеспечению формирования объективного общественного мнения на основе аргументированной и с формулированной политики развития атомной энергетики для решения стратегических задач энергетической безопасности Российской Федерации и перехода к крупномасштабному развитию атомной энергетики;

созданию правовой базы для безопасного и экономичного развития атомной энергетики;

поддержанию рациональной тарифной политики на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Наиболее перспективными регионами размещения АЭС по технико-экономическим показателям являются районы европейской частя России (особенно Северо-Запад, Центр н Северный Кавказ) и Дальнего Востока.

Реализация целей н задач, определенных стратегией развития атомной энергетихи, осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Топливо и энергия» на 1996—2000 годы в составе следующих подпрограмм развития атомной энергетики; безопасность АЭС;

техническое перевооружение, реконструкция и строительство АЭС; развитие электроэнергетики энергодефншггньос регионов Дальнего Востока, Калининградской области и других территорий; экологически чистая энергетика;

топливообеспеченве атомной энергетики. Развитие ядерно-энергетического топливного цикла атомных электростанций.

Настоящая Программа уточняет комплекс первоочередных работ по подпрограммам развития атомной энергетики в составе указанной программы «Топливо и энергия» в частя ввода новых генерирующих мощностей, продления срока эксплуатация действующих энергоблоков АЭС, снятия энергоблоков с эксплуатации, обеспечения их надежного топливообеспеченмя, создания предпосылок для крупномасштабного развития атомной энергетики исходя из возможностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии и сложившихся ограничений по финансированию из федерального бюджета.

Предусматривается дальнейшее развитие и уточнение Программы в ходе ее реализации при составлении ежегодных прогнозов экономических и производственных показателей, а также решение вопросов стратегического развития крупномасштабной атомной энергетики.

Исходя из экономических прогнозов развития Российской Федерации, производство электроэнергии в стране может составить:

(клрд. кВт ч)

1996 год (фыст)

1997 год (Ф**т)

2000 год

2005 гад

Производство электроэнергии — всего*

847.2

826,1

882—915

930—1030

в том числе на АЭС

108,8

по

122—130

135—145

• Мки/таби пронзаоастм электроэмергмн <• том число н» АЭС) будут уточишься при СОСПЛЛС1ШМ сжсгоохш прогною*

К 2010 году общее производство электроэнергия в Российской Федерации может достигнуть 1100—1150 млрд. кВт.ч, в том числе на АЭС при условии реализации настоящей Программы — 150170 млрд. кВт.ч в зависимости от варианта развития атомной энергетики.

В Программе рассматриваются следующие варианты развития атомной энергетики:

минимальный вариант: доведение мощностей АЭС в 2000 году до 24,24 ГВт, в 2005 году — до 26,88 ГВт, в 2010 году — до 27,56 ГВг, вывод из эксплуатации

2.76    ГВт;

максимальный вариант: доведение мощностей АЭС в 2000 году до 24,24 ГВт* в 2005 году — до 26,88 ГВт, в 2010 году — до 29,2 ГВт; вывод из эксплуатации

2.76    ГВт.

График ввода и вывода яэ эксплуатации энергоблоков атомных станций до 2Ш0 года (различные варианты развития атомной энергетики) представлен в таблице М 2, установленная мощность АЭС по объединенным энергетическим системам представлена в таблице >6 3, доли энерговыработки АЭС по объединенным энергетическим системам — в таблице >6 4.

Доля мощности АЭС в суммарной мощности электростанций страны составит в 2000 — 2005 годах около 14 процентов.

С учетом высокой инерционности развития производительных сил основная потребность в электроэнергии (65—70 процентов) сохранится в европейской частя страны.

Смещение газодобывающих баз в северные районы Сибири, увеличение расстояния и стоимости транспортировки газа к основным центрам топливопотрсбления европейской части предопределяют концентрацию основных работ по развитию атомной энергетики именно на территории европейской части России. Тем не менее Программой предусматривается сооружение энергоисточников малой мощности на ядерном топливе для энергообеспечения удаленных районов Крайнего Севера (Чукотский автономный округ) и Дальнего Востока (Приморский край).

Топливообеспечеяяе атомной энергетики в рассматриваемом периоде основывается:

на наличии развитой сырьевой базы, включающей производимый природный уран и его накопленные запасы, запасы обогащенного урана, реакторного сырья, урана, находящегося в отвалах разделительных заводов, а также сырья, производимого с использованием регенерированного урана из отработавшего ядерного топлива;

на реализации в основном открытого топливного цвкла до 2010 года и подготовке к переходу на полный замкнутый топливный цикл при необходимом

обеспечении соответствующего уровня ядерной безопасности всех переделов ядерного топливного цикла, включая возможное использование смешанного урая-плутониевого топлива.

Вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами АЭС н предприятий ядерного топливного цикла решаются в рамхах федеральной целевой программы «Топливо и энергия» (подпрограмма «Топливообеспечение атомной энергетики. Развитие ядерно-энергетического топливного цикла атомных электростанций»*) и федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996—2005 годы», утвержденной постановлением Правительства ВхсийскоА Федерации от 23 октября 1995 г. № 1030.

ТМлимМг

График ввода в вывода из эксплуатация энергоблоков атомных ставцвй

до 2010 года

Нажмемоммк АЭС.

txj рг актор*

Номер

йло»«

Моданхл»

(МВт)

Срои »КЯ И KV*C14 мертоблосо*

CyMUMAJt МОД( ♦¥***.

•oaf)

(ГВт)

199В—2000 гады

2001-2005

ГОНЫ

2006-2010

годы

1

2

3

4

5

6

7

I. АЭС

Зддершекис начатого и раскоимраироааяногостронтельсгаа АЭС

Кллхаооастиа АЭС.

1

1000

В8ЭР-1000

2

км)

3

1000

МОЙ

♦1

Курсив АЭС.

1

1000

PSMK-1000

2

1000

3

1000

4

1000

5

1000

MOI

♦1

Ихтокяяя АЭС.

1

1000

•гол

ВВЭР-1000

2

шоо

моя

♦2

Белоярсаш АЭС, БН-600

3

600

Белоарсхая АЭС-2. БН-800

4

800

Юхоао-Уршлси* АЭС. БН-800

1

800

МО*

«ОД

Сгро*ггелст»о головных энергоблоков АЭС нового

поколения

Сосковца Ьор. ВВЭР-040

1

640

моа

♦064

Новоаоро«с*<*м АЭС-2.

6

1000

•мл

ВВЭР-1000

7

1000

мол

♦2

Стронгельстро новых АЭС

Колы км АЭС-2.

5

640

хвоя

♦064

ВВЭР-6*0

6

640

мод

♦064—

7

640

Курская АЭС-2*

6

1000

МО*

♦1—

Ст. 3879

— 7418 —

М32

1

1 г

1 3 | 4

1 з

1 ‘ 1

0*аяе*сс«л АЭС-2"

4

1000

Ленинграде кл* АЭС-2*

5

1000

МОЙ

♦I**

6

1000-1500

7

1000—1500

ДеЛст1 2 3у>ошхе АЭС

Бм1х<жш АЭС,

1

1000

ВВЭР-1000

2

1000

3

1000

4

1000

Одедсясш АЭС.

1

1000

PSMX-1000

2

1000

3

1000

Клпслм АЭС,

1

440

МНОЙ

ВВЭР-440

2

440

МАО*

-QM

\

440

4

440

Ko*o*ooo*t хам АЭС, ВВЭР-440

3

4

440

440

мд*ал

ММ)

•OjBe

ВВЭР-шоо

5

1000

/кюосградсхад АЭС,

I

1000

МООв

л

РБМК-1000

2

1000

3

1000

4

1000

П. АТЭЦ в ACT

Вородежскл* ACT

1

500—

мо*

2

500—

гаоа

41****

Томсыл ACT

1

J00*"*

2

500* —

г. Педек, 4>мтс«* ««тоном-кы* о«р>г.

КЛТ-40

1

70

МО*

♦0Л7

Прнморстл* кр*1, «Волмооои* са КЛТ-40

1

70

••о*

♦ОЛТ***

Б»д»б«ж«м АТЭЦ,

1

12

мзоа

ЭГП-6

2

12

моса

3

12

мам

4

12

мооа

А048

Несло моапад мерго&юкс*

во годе (веэ АТЭЦ ■ ACT)

3

3

4—7

10—1Э

Устаяожлехам иощжхт* и сома первой*. ГВт

21,24

24,24

27.56—29.2

Вдев. ГВт

3

3.44-5Л

9ХЮ—10.72

Вивса. ГВг

2.76

2.76

Прирост мосдаосг*. ГВт

3

гм

ом—иг

6J2-7.96

1

♦ Претим4 ttwi мкрго&жж1 уточимте» op pciyorrrm гешю.»миомрисмго сбое юмих».

2

B1\jw м ос»»о1« ретуллто» T«o<uu>->coeo1ar<1cioro о6ос»о«ащ.

3

"1 В деды во ммссм&лмом) Mpauiry.

4

Теплом1 mquooctv