Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

137 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает порядок эксплуатации и производства работ на действующих воздушных линиях электропередачи напряжением выше 1000 В, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных воздушных линий.

 Скачать PDF

Оглавление

Раздел I. Назначение и область применения

Раздел II. Основные характеристики воздушных линий

Раздел III. Осмотры, профилактические измерения и охрана ВЛ

Раздел IV. Эксплуатационные допуски, коэффициенты запаса прочности и нормы отбраковки

Раздел V. Ремонтные работы

Раздел VI. Организация комплексного выполнения профилактических и ремонтных работ на ВЛ

Раздел VII. Приемка ВЛ в эксплуатацию

Приложение 1. Рекомендуемые формы документации по - ВЛ (основные)

Приложение 2. Метод подсчета Механической прочности древесины опор ВЛ при внутреннем загнивании

Приложение 3. Нормальные распределения напряжений по гирляндам изоляторов ВЛ напряжением 35 - 500 кв

Приложение 4. Акт рекламации на пропитанные детали деревянных опор

Приложение 5. Антисептирование древесины опор диффузионным методом

Приложение 6. Рекомендуемые нормы отбраковки стальных проводов и тросов

Приложение 7. Токи плавления гололеда и предупреждающие его образование

Приложение 8. Перечень комплектации ремонтных механизированных станций, предназначенных для капитального ремонта и эксплуатационного обслуживания линий электропередачи 35 кв и выше (РМС-I), и распределительных сетей 0,4 - 20 кв (РМС-III)

Приложение 9. Нормативы аварийного запаса для магистральных и межсистемных линий

Приложение 10. Перечень необходимой и рекомендуемой технической документации и инструктивных материалов

Приложение 11. Акт приемки в эксплуатацию Государственной приемной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Техническое управление по эксплуатации энергосистем

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ линий ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1000 в

Техническое управление по эксплуатации энергосистем

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 ООО в

ш

«ЭНЕРГИЯ»

МОСКВА 1967

Выемка провода и троса из зажимов производится выборочно. При выявлении большого количества повреждений объем дальнейшей проверки устанавливается главным инженером. При наличии в электросети специальных приспособлений и соответствующих инструкций при необходимости выемки провода из зажимов может производиться под напряжением

9. Верховые проверки с выемкой проводов и тросов из зажимов; детальной проверкой подвесной и натяжной арматуры со снятием напряжения

10. Измерения подвесных изоляторов натяжных и поддерживающих гирлянд:

а)    на ВЛ напряжением до 35 кв включительно

б)    на ВЛ напряжением выше 35 кв

Измерение производится при помощи измерительных штанг под рабочим напряжением или путем измерений высокочастотных разрядов

Для ВЛ, на которых установлены изоляторы низкого качества или где изоляторы проработали 25—30 лет и более, по решению главного инженера электросетей могут производиться более частые измерения изоляторов

I раз в б лет, начиная с четвертого года эксплуатации, а для ВЛ с пролетами более 120 м, не оборудованных зашитой от вибрации на участках, проходящих по открытой местности, нс реже 1 раза в 3 года

1 раз в 3 года, начиная с первого года эксплуатации

1 раз в 6 лет, начиная с первого года эксплуатации

11. Проверка штыревых и стержневых (типа СП-110) изоляторов внешним осмотром


1 раз в б лет одновременно с верховой проверкой по п.9 дайной таблицы


12.    Измерения сопротивления соединений проводов:

раз в 6 лет

а)    соединения медных, алюминиевых или 1 сталеалюминиевых проводов методом прессования или обжатия, а также овальные соединители, смонтированные методом скрутки

раз

в

год

раз

D

3 года

раз

в

год

раз

в

3 года

раз

в

3 года

б)    болтовые плашечные соединения мед- 1 ных, алюминиевых или сталеалюыи-ииевых проводов

в)    то же, но болтовые    прессуемые    1

г)    переходные соединения:

болтовые    !

опргссованные    1

д)    соединения, выполненные сваркой

Ежегодно при осмотре ВЛ мастерами по линиям 1 раз в 3 года

13.    Проверка состояния деревянных опор 1 и измерения глубины их загнивания

14.    Выборо чная проверка загнивания деталей

15.    Проверка ржавления металлических опор и металлических траверс железобетонных опор

Первая проверка проводится в гвд приемки ВЛ в эксплуатацию — все соединения независимо от типа. Для ВЛ с расщепленными проводами допускается выборочная проверка не менее !()♦/• установленных ха линии зажимов

Измеряются в первый год эксплуатации и в дальнейшем измерениям не подлежат При применении деталей опор из некачественной древесины сроки проверки могут изменяться главным инженером предприятия (района) электросетей на основании опыта эксплуатации

Одновременно с верховыми осмотрами ВЛ выборочно не менее 10*/*


16.    Выборочная проверка ржавления металлических подножннков со вскрытием грунта

I раз в 6 лет

1 раз в 6 лет, начиная с десятого года эксплуатации

17.    Измерения сопротивления заземления опор с выборочным вскрытием отдельных элементов заземления

В зависимости от результатов выборочной проверки назначается следующий срок окраски или осмоления подиожников

При приемке ВЛ в эксплуатацию н далее по мере необходимости При приемке ВЛ о эксплуатацию и при реконструкции пересекаемых объектов I раз в 3 года

Ежегодно весной

По усмотрению администрации

1 раз в год в первые 2 года эксплуатации и далее 1 раз в 3 года 1 раз в 6 лет. начиная с третьего года эксплуатации 1 раз в год в первые 2 года эксплуатации

18.    Проверка габаритов от проводов:

а) до земли

Одновременно с верховыми осмотрами и проверками При периодических осмотрах

б) до пересекаемых сооружений в местах пересечения

19.    Проверка трубчатых разрядников со снятием их с опор

20.    Проверка противопожарного состояния трассы в зоне возможных пожаров

21.    Проверка состояния сооружений и оборудования баз электросетей

22.    Проверка тяжения в оттяжках опор

В дальнейшем производится номере необходимости

23.    Проверка раскрытия трещин в железобетонных опорах и пасынках

24.    Проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов у металлических и железобетонных опор

г) устройство под проводами ВЛ колхозных станов и мест для стоянок скота.

6) Производство без разрешения или с нарушениями требований персонала энергосистемы:

а)    земляных, строительных, планировочных и взрывных работ в охранной зоне;

б)    прокладка в охранной зоне силовых, телефонных и телеграфных подземных кабелей, высоконапорных трубопроводов (водопроводов, газопроводов, нефтепроводов, паропроводов и т. п.);

в)    сооружение в охранной зоне ВЛ дорог, стрельбищ, причалов, разгрузочных площадок и т. п.;

г)    сооружение в охранной зоне каких-либо промышленных или жилых зданий и надворных построек.

7. Отсутствие или неисправное состояние защиты оснований опор от ледохода в период паводка, от размывания основания опоры талыми и дождевыми водами.

8)    Неисправное состояние дорог, мостков и т. п.

9)    Отсутствие или неисправное состояние:

а)    сигнальных знаков на переходах через судоходные реки и автомобильные дороги;

б)    сигнальных огней на высоких опорах;

в)    отбойных тумб для защиты опор от наездов транспортом;

г)    габаритных ворот на пересечениях с подъемными железнодорожными ветками.

35. Дефекты на металлических и железобетонных опорах и фундаментах:

1)    Наклон опор вдоль или поперек линии сверх допустимых норм, деформация отдельных частей опоры, отсутствие соосности стоек и подножников на опорах с оттяжками.

2)    Оседание или вспучивание грунта вокруг фундамента, оседание или выдергивание фундамента.

3)    Трещины и повреждения наземной части железобетонных опор и фундаментов, отделение колонок монолитных фундаментов от нижней части вследствие неудовлетворительного бетонирования.

4)    Неплотное прилегание пяты опоры к поверхности фундамента, несоответствие диаметров гаек диаметрам анкерных болтов, приварка анкерных болтов к пяте опоры вместо креплении гайками, отсутствие гаек на анкерных болтах.

5)    Коррозия деталей опоры и металлических подножников, дефекты заклепочных и болтовых соединений.

6)    Деформация элементов опоры и дефекты сварных швов.

7)    Отсутствие защиты фундаментов от действия агрессивных

вод.

8)    Не залитые бетоном анкерные колодцы на монолитных бетонных фундаментах.

9)    Ослабление и повреждение оттяжек опор, нарушение креплений оттяжек к опоре и к фундаментам, неисправность устройств регулирования длины оттяжек.

10)    Наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов.

11)    Отсутствие предупредительных плакатов, условных обозначений и нумерации опор (то же относится и к деревянным опорам).

36. Дефекты на деревянных опорах:

1)    Наклоны опор вдоль или поперек ВЛ сверх допустимых норм, перекос отдельных частей опоры («семафор» на траверсе и т. д.) в болтовых и бандажных соединениях.

2)    Дефекты крепления деталей опор (отсутствие болтов и гаек, недостаточная длина нарезки болтов, обрыв или ослабление проволочных бандажей, выпадение шпонок и клиньев, ослабление болтовых соединений), неправильная установка пасынков при ремонтах, некачественное закрепление кронштейнов.

3)    Наличие загнивания деталей опор.

4)    Обгорание и расщепление деталей опор.

5)    Наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов.

6)    Оседание или вспучивание грунта у опоры.

7)    Трещины и повреждения железобетонных пасынков.

37.    Дефекты на проводах и тросах:

1)    Наличие набросов, оборванных (лопнувших) или перегоревших проволок, следов перекрытия, оплавления или вспучивания верхнего повива («фонари»).

2)    Неправильная регулировка проводов, отклонение тяжения в проводах от проектного, различное тяжение в отдельных проводах (фазах) одного пролета и в расщепленных проводах одной фазы, ненормальное расстояние от проводов ВЛ до земли, до пересекаемых объектов, между фазами.

3)    Сильная коррозия тросов и проводов.

4)    Вибрация проводов и тросов, отсутствие гасителей вибрации или их смещение от места установки в пролет.

38.    Дефекты в креплениях и соединениях проводов и тросов:

1)    Неисправность зажимов и соединителей:

а)    образование трещин в корпусе зажима или соединителя;

б)    отсутствие болтов я шайб, отвинчивание гаек, отсутствие или выползание шплинтов;

в)    неправильный монтаж зажимов или соединителей, следы перегрева контакта зажима (соединителя), отсутствие инея (зимой) на таком зажиме (соединителе).

2)    Вытяжка провода из зажима или соединителя.

3)    Дефекты петель (шлейфов) на анкерных и угловых опорах; близость петли к элементам опоры; значительная изогнутость петли.

4)    Ослабление крепления (вязки) провода к штыревым изоляторам, проскальзывание провода в вязке.

5)    Дефекты сварки.

6)    Наличие нестандартных зажимов и скруток.

7)    Наличие неудовлетворительных конструкций соединителей: болтовых переходных, латунных заклепочных или обжимных и т. п.

39.    Дефекты в изоляторах и арматуре:

1)    Механические повреждения фарфора изоляторов (скол части тарелок изолятора, появление трещин).

2)    Следы перекрытия гирлянд и отдельных изоляторов (повреждение глазури, разрушение фарфора, следы оплавлении на армироз-ке изоляторов и арматуре гирлянд).

3)    Наличие дефектных изоляторов в гирлянде.

4)    Загрязненность изоляторов, вызывающая при сырой погоде сильное коронирование.

5)    Отклонение гирлянд подвесных изоляторов от вертикального положения сверх допустимого предела.

6)    Неправильная насадка штыревых изоляторов на крючья и штыри.

7)    Выползание стержня из головки изолятора, наличие погнутых штырей и стержней изоляторов, наличие трещины на шапке изолятора.

8)    Отсутствие замков или шплинтов в гирлянде.

9)    Коррозия арматуры и шапок изоляторов.

10)    Трещины в сцепной арматуре, отсутствие гаек и шплинтов и перетирание или деформация отдельных деталей арматуры.

11. Разгибание или трещины в крюках и штырях для крепления штыревых изоляторов.

40.    Дефекты линейных разъединителей на опорах:

1)    Наличие перекрытий изоляторов.

2)    Обгорание ножей и неподвижных контактов.

3)    Разрушение изолирующей вставки на тяге привода.

4)    Повреждение гибких связей.

б) Повреждение заземления рукоятки привода.

6) Отсутствие замка на рукоятке разъединителя.

41.    Дефекты заземляющих устройств:

1)    Повреждения или обрывы заземляющих спусков на опоре к у земли.

2)    Неудовлетворительный контакт в местах болтовых соединений заземляющих спусков с грозозащитным тросом, а также с телом опоры.

3)    Неудовлетворительное, превышающее нормы сопротивление заземления опоры.

4)    Отсутствие скоб, прикрепляющих заземляющие спуски к опоре.

5)    Разрушение контура заземляющего устройства коррозией.

6)    Выступание над поверхностью земли контуров заземления.

42.    Дефекты в защитной арматуре, разрядниках и молниеотводах:

1)    Повреждение защитных рогов и колец, координирующих промежутков.

2)    Дефекты в установке трубчатых разрядников на опорах:

а)    несоответствие внешнего искрового промежутка заданной величине, плохое закрепление рогов разрядников;

б)    неправильная установка разрядника (возможность попадания влаги внутрь разрядника, неправильное расположение зон срабатывания— выхлопа газов — разрядников смежных фаз);

в)    загрязнение, трещины и другие повреждения лаковой пленки разрядников;

г)    неудовлетворительное крепление разрядника на опоре, допускающее его смещение при работе;

д)    отсутствие или неисправность указателей срабатывания разрядника, наличие оплавлений на электродах внешнего искрового промежутка разрядника.

3. Сильное зашивание или коррозия молниеотводов, увеличенное (свыше допустимых норм) сопротивление заземления молниеотводов.

3. ОСМОТРЫ вл

43.    Для выявления возникающих на ВЛ и их трассах дефектов с целью их своевременного устранения производятся следующие виды осмотров:

а)    периодические дневные осмотры В Л монтерами;

б)    ночные и внеочередные осмотры монтерами и инженерно-техническими работниками;

в)    осмотры ВЛ мастерами РМС с выборочными контрольными измерениями изоляции, соединителей и загнивания древесины;

г)    осмотры ВЛ с приемкой капитального ремонта мастерами РМС или инженерами служб линий;

д)    контрольные осмотры ВЛ (выборочно) начальником (директором), главным инженером сетевого района и инженерно-техническим персоналом службы линии.

44.    Периодические дневные осмотры имеют целью детальную и тщательную проверку состояния всех элементов ВЛ и ее трассы согласно настоящей инструкции.

45.    Ночные осмотры выполняются в основном для проверки состояния изоляции в сильно загрязняемых участках при сырой погоде — мелком моросящем дожде, тумане, мокром снегопаде.

По интенсивности коронирования гирлянд изоляторов определяется степень их загрязненности: наличие на изоляторах разрядов желтого или белого цвета, временами охватывающих всю гирлянду, является признаком приближающегося перекрытия и требует принятия срочных мер по очистке изоляции.

Кроме того, при ночных осмотрах загруженных ВЛ напряжением до ПО кв могут быть выявлены дефектные контакты.

46.    Внеочередные осмотры назначаются для контроля состояния как всей ВЛ, так и отдельных ее участков при возникновении гололеда, паводка, сильных туманов (для участков, подверженных интенсивному загрязнению), резких оттепелей, мокрых снегопадов и других стихийных явлений (гроза, буря, ураган), а также после лесных или торфяных пожаров, оползней, обвалов, сильных морозов и пр.

Внеочередные осмотры -производятся также после каждого автоматического аварийного отключения линии независимо от удачного повторного включения (ручного или автоматического), а также после выявления на линии «земли».

На основании анализа работы релейной защиты, показаний импульсных измерителей и других приборов осмотры после аварийных отключений могут назначаться как ло всей длине отключавшейся линии, так и на отдельных ее участках.

47.    Внеочередные послеаварийные осмотры должны проводиться с максимальной скоростью с применением велосипедов, мотоциклов, автомашин, самолетов, вертолетов. Основное внимание при таком осмотре обращается на выяснение причины отклонения или появления «земли» и на определения места и объема повреждения. При этом необходимо тщательно осмотреть в бинокль места пересечения отключившейся линии с другими ВЛ, линиями напряжением до 1 ООО в и линиями связи с целью обнаружения следов оплавления на них. Попутно отмечаются лишь крупные дефекты, хотя и не являющиеся причиной отключения, но угрожающие целости линии или жизни людей.

В случаях, когда первый послеаварийнын осмотр ВЛ, отключавшийся с успешной работой АП В, не выявил причины отключения, решение о необходимости повторного осмотра принимается главным инженером сетевого района.

48.    Внеочередным «очным осмотрам должны подвергаться переходные опоры высотой более 50 м для контроля исправности световых сигнальных знаков, установленных на них в соответствии с требованиями ПУЭ. При обнаружении отсутствия свечения сигнальных знаков должен быть произведен внеочередной ремонт: исправление электропроводки, замена дефектных светильников и т. д.

49.    Осмотры ВЛ мастером РМС (или .инженерно-техническими работниками службы линий) с производством выборочных контрольных измерений изоляции, соединителей и загнивания древесины проводятся с целью проверки состояния элементов ВЛ, их трасс, а также контроля объема и качества выполненных профилактических работ.

На ВЛ, прошедших в текущем году капитальный ремонт, одновременно с осмотром производится приемка выполненного капитального ремонта (проверка его качества и соответствия выполненного объема работ намеченному по плану).

50.    Контрольные осмотры ВЛ инженерно-техническим персоналом службы линий и руководством сетевого района производятся выборочно по всем линиям района для квалифицированной проверки состояния всех элементов ВЛ и их трасс, выполнения противоаварий-ных и прочих мероприятий, предусмотренных планами, а также для контроля работы мастеров и монтеров РМС, обслуживающих данную ВЛ.

Ежегодные графики контрольных выборочных осмотров должны составляться так, чтобы ими были учтены в течение ряда лет все линии электросети по всей длине (не ограничиваясь осмотром ежегодно одних и тех же участков).

61. Лицо, производящее осмотр, обязано принять на месте все возможные меры для устранения обнаруженных нарушений «Правил охраны высоковольтных электрических сетей» и принятых в развитие указанных правил решений областных, окружных или краевых исполкомов Советов депутатов трудящихся, обращаясь за содействием к органам власти и администрации соответствующих предприятий.

52.    Дефекты, обнаруженные лри осмотре ВЛ, включая и выявленные предыдущими осмотрами, но неустраненные, должны подробно и четко записываться лицом, производящим осмотр, химическим карандашом или чернилами в «листок осмотра» (см. приложение 1а). По окончании осмотра «листок осмотра», подписанный монтером, передается мастеру электросети (РМС), который обязан его тут же проверить и расписаться на нем в соответствующей графе.

Лицо, производящее обход, обязано немедленно доложить руководству и дежурному диспетчеру сетевого района о дефектах аварийного порядка, угрожающих целости ВЛ, используя для этого все возможности (телефонная связь, радиосвязь, попутный автотранспорт и т. д.).

53.    Отмеченные в листке осмотра дефекты заносят в журнал дефектов, находящийся у мастера (приложение 16). Мастер обязан за своей подписью дать решение о сроке и способе ликвидации дефек-

га, а при его устранении — отметить дату устранения. Листки осмотра хранятся в течение 1 года, после чего могут быть уничтожены.

4. ВЕРХОВЫЕ ОСМОТРЫ И ПРОВЕРКИ

54. Для проверки верхних элементов линии — крепления гирлянд, соединения изоляторов и арматуры, степени загрязнения изоляторов, правильности крепления дистанционных распорок и состояния провода в местах их установки, наличия гасителей вибрации, состояния верхних частей опор, осмотра линейных разъединителей на линиях 2—10 кв, натяжения и закрепления оттяжек и т. я. — производятся периодические .верховые проверки и осмотры.

Верховые осмотры, как правило, производятся под руководством мастера без снятия напряжения с ВЛ путем .внимательного осмотра с опоры перечисленных выше элементов. Указанные осмотры выполняются совместно с другими профилактическими измерениями и проверками на данной ВЛ. Верховые осмотры напряжением 2—10 кв производятся только на отключенной линии с подъемом на опору.

65. Верховая проверка с выборочной выемкой провода из подвесных зажимов производится с отключением ВЛ или при наличии специальных приспособлений под напряжением.

Одновременно производится тщательная проверка арматуры, крепления гирлянд, прочности насадки штыревых изоляторов, наличия в креплениях необходимых шплинтов, замков и т. л., надежного затягивания гаек, состояния подвесных и натяжных зажимов на проводе и тросе, проверка ржавления оттяжек, тросов и тросовых спусков, контроль предварительного натяжения оттяжек с помощью специальных приборов. При обнаружении такой проверкой повреждений провода или троса от вибрадии или наличия большого количества каких-либо других дефектов должна быть проведена сплошная проверка по всей длине линии со снятием напряжения.

56.    При верховых осмотрах или проверках производятся также проверка, очистка от ржавчины и покрытие антикоррозионной смазкой всех мест присоединения заземляющих спусков к тросам и металлическим опорам. Все обнаруженные набросы должны быть сняты.

57.    Одновременно с верховыми проверками и осмотрами производится проверка состояния, правильности и надежности крепления трубчатых разрядников. Неисправные трубчатые разрядники должны быть заменены.

5. контроль состояния ИЗОЛЯТОРОВ

58.    В условиях эксплуатации линейные изоляторы вследствие старения, дефектов изготовления и монтажа, загрязнения поверхности фарфора и ряда других факторов снижают свои электрические и механические характеристики, что может привести к повреждению изоляции и автоматическому отключению линии.

59.    С целью своевременной замены дефектных изоляторов производятся:

а) внешний осмотр при очередных и внеочередных обходах и верховых проверках и осмотрах;

б) намерения изоляции под рабочим напряжением или мегомметром со снятием напряжения на ВЛ напряжением 35 кв и выше.

60.    Внешним осмотром изоляции определяются:

а)    состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнения глазури, выползание пестика из шапки и другие подобные дефекты, неправильная насадка изолятора на штырь (крюк);

б)    состояние стеклянных деталей и дефектность изоляторов из закаленного стекла;

в)    состояние арматуры, наличие трещин на шапке изоляторов, потеков коррозии и т. п.

61.    Измерениями определяются внутренние повреждения изоляции, а также поверхностные повреждения, не выявленные внешним осмотром.

62.    Проверка изоляции выполняется:

а)    измерением изоляции измерительными штангами с переменным или постоянным искровым промежутком;

б)    методом измерения высокочастотных разрядов в дефектных изоляторах с последующими измерениями изоляторов на выявленной опоре штангой для определения дефектного изолятора в гирлянде;

в)    повышенным напряжением от постороннего источника — кенотронного аппарата, испытательного трансформатора и т. п.

63.    При измерениях изоляторов штангой измерение начинают от изолятора, расположенного у траверсы, в направлении к изолятору, расположенному у провода. При появлении в гирлянде до 50% «нулевых» или дефектных изоляторов дальнейшие измерения долж: ны быть прекращены.

64.    При измерении изоляторов измерительными штангами в ведомости измерений отмечаются только дефектные изоляторы (см. приложение 1 в). При измерении штангой с переменным искровым промежутком дефектными изоляторами считаются такие, «а которых напряжение окажется меньше 50% величины напряжения, приходящегося на данные изоляторы при нормальном распределении напряжения по гирлянде в соответствии с приложением За.

65.    При невозможности измерения по местным условиям изоляторов на отдельных опорах или участках ВЛ одним из методов, указанных в п. 62, такие изоляторы подлежат измерению мегомметром в те же сроки при отключении ВЛ.

66.    Выявленные на линии нулевые и дефектные изоляторы подлежат замене в плановом порядке.

При наличии в гирлянде 50% дефектных изоляторов гирлянда подлежит замене как аваришгая.

Нулевые изоляторы на линиях с деревянными опорами не рекомендуется оставлять на период влажной погоды весной и осенью во избежание возгорания опор от токов утечки.

67.    Снятые с ВЛ нулевые изоляторы независимо от того, каким методом они забракованы, рекомендуется направлять в лабораторию для контрольной проверки и определения причин их дефекта.

При отправке в лабораторию на изолятор вешается бирка с надписью: наименование ВЛ, тип гирлянды (оттяжная, подвесная), номер изолятора в гирлянде, считая от траверсы, год установки изолятора.

УДК 621.315.1.004(083.96) И 70

СОСТАВЛЕНО БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОРГРЭС

Авторы: инженеры И. Г. Барг и А. С. Зеличенко Редактор инж. С. М. Гринев

Настоящая «Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 ООО в» является частично переработанным и дополненным изданием инструкции, выпущенной в 1961 г. (авторы инж. А. С. Зеличенко и М. В. Матюшин). Нормативные материалы Инструкции приведены в соответствие с «Правилами устройства электроустановок» (изд. 1965 г.) и «Строительными нормами и правилами»; заново составлена гл. 7 разд. V, «Ремонт железобетонных опор, свай и бетонных фундаментов»; переработан разд. VI, «Организация комплексного выполнения профилактических и ремонтных работ на ВЛ», который дополнен в части, касающейся организации и механизации работ на ВЛ напряжением 20 кв и ниже.

В инструкции учтены директивные материалы Министерства энергетики и электрификации СССР, изданные на 1.Х 1966 г.

Впервые помещены указания по осмотру и ремонту оттяжек опор, распределению потенциалов по гирляндам изоляторов на ВЛ 330 и 500 кв, комплектации РМС для обслуживания электрических сетей 0,4—20 кв, рекомендуемые нормативы, аварийного запаса для ВЛ 0,4— 20 кв.

Редактор В. А. Озерский    Техн.    редактор    Т.    Г. Усачева

Сдано в набор 9/1V 1956 г.    Подписано к печати 23/II 1967 г.    Т-01794

Формат 84ХЮ87э« Бумага типографская № 2 Уел. печ. л. 7,14 Уч.-изд. л. 9,0 Тираж 24 300 экз.    Цена    45 коп.    Заказ 2410

Издательство «Энергия», Москва. Ж-114, Шлюзовая наб., 10.

Московская типография № 10 Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Шлюзовая наб., 10.

При выявлении измерениями массового количества дефектных изоляторов в лаборатории должны быть проведены типовые проверочные испытания в соответствии с ГОСТ. При этом определяется качество изоляторов и возможность их дальнейшей эксплуатации.

6 КОНТРОЛЬ состояния СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДОВ

68.    Проверка геометрических размеров соединителей производится с помощью обычных измерительных инструментов, а правильности монтажа стального сердечника — с помощью прибора контроля соединителей (ГЖС) конструкции ОРГРЭС.

69.    Соединения проводов ВЛ с течением времени могут ухудшить свою проводимость вследствие некачественного монтажа, дефектов заводского исполнения, коррозии контактов, систематической перегрузки, а также от действия токов коротких замыканий.

Ухудшение электрического контакта приводит к разрушению соединителя, разрыву провода и отключению ВЛ.

70.    Для определения состояния соединений они периодически контролируются следующими методами:

1)    Измерением падения напряжения на соединителе при помощи специальных штанг и приборов.

Так как величина падения напряжения на длине соединения прямо пропорциональна его сопротивлению, то критерием качества соединителя является отношение UCIUпр, где Uc — падение напряжения на контролируемом соединении; £/Пр—падение напряжения на участке провода такой же длины.

2)    Измерением сопротивления соединения постоянному току на отключенной ВЛ с опусканием в случае необходимости провода с опоры.

Такие измерения производятся в местах, не доступных для измерения штангами (переходы через большие реки, ущелья, овраги и т. п.).

Наиболее нестабильными являются болтовые контакты алюминиевых зажимов и болтовые переходные зажимы с алюминия на медь, чем и вызвана сокращенная периодичность их измерений.

Практически совершенно стабильны и не требуют периодического контроля и измерений соединения проводов всех типов и марок, выполненные методом сварки.

Измерениям подлежат также имеющиеся на ВЛ ремонтные муфты.

71.    Измерения падения напряжения на соединителях могут производиться специальными штангами непосредственно с опор ВЛ, автовышек или специальных приспособлений, а также при помощи подвесных кареток на роликах с закрепленными на них измерительными приборами.

72.    Прибор для контроля соединения методом падения напряжения состоит из автотрансформатора или трансформатора, купрок-сного выпрямителя и магнитоэлектрического прибора (гальванометра).

Прибор должен быть хорошо экранирован от влияния электростатического и электромагнитного полей.

73.    При измерении падения (напряжения ножевые наконечники штанги (или каретки) располагают так, чтобы контролируемое соединение находилось между ножами наконечника.

Утверждаю Заместитель начальника Технического управления по эксплуатации энергосистем

П. И. Устинов

Раздел I

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.    Настоящая инструкция устанавливает порядок эксплуатации и производства работ на действующих воздушных линиях электропередачи напряжением выше I ООО в, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных воздушных линий. Инструкция составлена в соответствии и в развитие «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей», «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), «Строительным норм и правил» (СНиП).

2.    При эксплуатации воздушных линий электропередачи, помимо настоящей инструкции, необходимо также руководствоваться «Правилами техники безопасности при эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 ООО в», правилами техники безопасности при производстве отдельных работ, «Инструкциями по работам на линиях электропередачи 35—220 кв и б—10 кв, находящихся под напряжением» и инструкциями по применению машин, механизмов, приборов и приспособлений, используемых при выполнении работ на ВЛ. При необходимости в развитие настоящей инструкции могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ.

3.    Знание настоящей инструкции обязательно для:

а)    директоров (начальников) и главных инженеров предприятий электрических сетей (районов электрических сетей) и энергоуправ-лений;

б)    инженерно-технических работников служб или групп линий и ремонтных механизированных станций по эксплуатации линий электропередачи;

в)    рабочих, занятых на эксплуатации ВЛ;

г)    диспетчеров предприятий (районов) электрических сетей и энергоуправлений.

4.    С изданием настоящей инструкции аннулируется «Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 ООО в» (Госэнергоиздат, 1961 г.).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИИ

I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5.    Воздушной линией (ВЛ) называется устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или к кронштейнам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т. п.).

6.    Трассой ВЛ называется полоса земли, на которой сооружена ВЛ.

7.    «Правилами устройства электроустановок» местности, по которым проходят трассы ВЛ, подразделяются в зависимости от их заселенности.

Населенной местностью называется территория городов, поселков, деревень, (промышленных предприятий, портов, пристаней, железнодорожных станций, общественных парков и бульваров в границах их реального перспективного развития.

Ненаселенной местностью называется незастроенные местности, часто посещаемые людьми, доступные для транспорта и сельскохозяйственных машин.

Огороды, сады, местности с отдельными, редко стоящими строениями и временными сооружениями рассматриваются также как ненаселенные местности.

Труднодоступной местностью называется местность, не доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.

8.    Все В Л разделяются по напряжениям: В Л до 1 ООО в (включительно), ВЛ выше 11 000 в —до 85 кв (включительно), ВЛ ПО— 330 кв, ВЛ 400—'500 кв и выше.

Для каждой группы ВЛ ПУЭ предусмотрены различные требования в части расчетных условий и конструкций.

9.    Различают нормальный, аварийный и монтажный режим работы ВЛ.

Нормальным режимом называется работа ВЛ при необорванных проводах и тросах.

Аварийным режимом называется работа ВЛ при оборванных проводах или тросах.

Монтажным режимом называется работа ВЛ при производстве монтажных или ремонтных работ.

Для каждого режима работы ВЛ предусматриваются соответствующие требования к конструктивным элементам ВЛ.

2. ОПОРЫ

10.    Опоры ВЛ и их элементы изготовляются из древесины, металла или железобетона.

11.    Опоры ВЛ в зависимости от назначения могут быть промежуточными, анкерными, угловыми, транспозиционными, концевыми и специальными (на переходах). Опоры могут быть одноцепными,

3    3    3

Рис. 1. Схемы деревянных опор.


а)    б)    6)

а — одностоечная опора с упором; б — промежуточная П-образная опора с раскосами; в — анкерная опора; / — стойки; 2 — пасынки; 3 — траверсы; 4 — раскосы; 5 — распорки; 6 -« упоры; 7 — ригели; 8 — под



2. Схема металлических опор.


траверсные брусья.

а — свободностоящая башенная опора; б — портальная опора па оттяжках; / — пояса ствола и стоек; 2 — решетки; 3 — траверсы; 4 — тросостойки; 5 —оттяжки; 6 — фундамент (подиожники).

двухцепными, а также многоцепными. Они могут быть с трооом или без троса. Обозначения опор в технической документации В Л должны соотвег-ствовать обозначениям типов этих опор по проекту.

12.    Деревянные опоры (рис. 1) имеют следующие основные элементы: стойки, пасынки (приставки), сваи, траверсы, раскосы, распорки, укосы, ригели и подтраверсные брусья.

13.    Металлические опоры (рис. 2) имеют следующие основные элементы: фундамент (металлический, железобетонный подножник, бетонный Фундамент сваи), ствол или стойки опоры (пояса, решетки, диафрагмы, косынки и накладки), траверсы (пояса, решетки, тяги и косынки), тросостойки или тросовые траверсы (пояса, решетки), оттяжки.

14.    Железобетонные опоры (рис. 3) имеют следующие основные элементы: ствол или стойки опоры, траверсы (металлические или железобетонные), ригели и поддоны, оттяжки, тросостойки, фундамент (железобетонные подиожники, сваи).

3. ПРОВОДА И ТРОСЫ

15. Для ВЛ применяются сталеалюминиевые, алюминиевые, медные, стальные, бронзовые, сталебронзовые провода и провода из алюминиевых сплавов, а также стальные, бронзовые и стале-Рис. 3. Схема алюминиевые грозозащитные тросы, железобетон-    Характеристики    проводов    и    тросов,    применяе-

ной свободно- мых для ВЛ, должны соответствовать требовани-стоящей опоры. ям действующих ГОСТ или технических условий / — ствол опоры;

(ТУ).

2 — траверса; з —    16.    По    своей    конструкции    провода    делятся на

поддон; 4 — тро- одножильные, многожильные и полые.

состойка.    17.    Минимальный    диаметр    применяемых про

водов устанавливается в зависимости от передаваемой мощности, необходимых запасов прочности, номинального напряжения ВЛ и экономически целесообразных потерь на корону.

1в. Для уменьшения индуктивного сопротивления ВЛ и потерь на корону применяются срасщепленные провода», т. е. подвеска двух и более проводов в одной фазе ВЛ.

4. ИЗОЛЯЦИЯ и АРМАТУРА

19.    Для ВЛ могут применяться следующие виды изоляторов: подвесные, стержневые и штыревые.

Штыревые изоляторы, как правило, применяются на ВЛ напряжением до 35 кв включительно.

20.    На ВЛ напряжением 35 кв и выше в зонах загрязнения должны применяться специальные грязестойкие подвесные изоляторы.

21.    Количество изоляторов в гирлянде выбирается в зависимости от номинального напряжения и материала опор ВЛ.

В зонах загрязнения количество элементов изоляторов в гирлянде выбирается в зависимости от интенсивности и характера загрязнения и типа применяемых изоляторов.

22.    Для крепления проводов к изоляторам и изоляторов к траверсам опоры применяется сцепная арматура: скобы, серьги, одно- и двухлапчатые ушки, пестики, коромысла и различные промежуточные звенья. Штыревые изоляторы крепятся к траверсам на штырях и к стойкам опор на крюках.

23.    На промежуточных опорах провода и тросы закрепляются в поддерживающих зажимах, которые по своей конструкции делятся на выпускающие, глухие, скользящие и с ограниченной прочностью заделки. На штыревых изоляторах провода крепятся при помощи проволочной вязки или специальной арматуры.

24.    На анкерных опорах провода и тросы закрепляются в натяжных зажимах, которые по своей конструкции делятся на клиновые, болтовые и ©прессованные.

25.    Для защиты гирлянд подвесных изоляторов от повреждений при возникновении дуги короткого замыкания на ВЛ напряжением выше 220 кв применяются защитные рога и кольца. Защитная арматура применяется также для изоляторов стержневого типа при напряжении ВЛ ПО /се и выше (например СП-110); в остальных случаях на ВЛ напряжением до 220 кв включительно защитной арматуры не требуется.

26.    Для крепления расщепленных проводов в пролетах применяются дистанционные распорки.

27.    Все изоляторы и детали арматуры ВЛ должны соответствовать требованиям действующих ГОСТ или ТУ.

5. ЗАЗЕМЛЕНИЕ ОПОР

28.    Заземление опор служит для отвода в землю токов молнии при грозовых разрядах в ВЛ, а также токов коротких замыканий.

Заземление состоит из заземлителей (металлические проводники — электроды, находящиеся в земле и имеющие определенное сопротивление заземления) и заземляющих проводников — спусков (металлические проводники, соединяющие заземляемые части опор и грозозащитные тросы с заземлителями).

29.    В качестве заземлителей наибольшее распространение получили круглая и полосовая сталь, стальные трубы и уголки. В отдельных случаях (например, при наличии хорошо проводящих грунтов) в качестве заземлителей могут быть использованы железобетонные сваи, подножники и нижние части железобетонных стоек опор при условии отсутствия на их поверхности битумного защитного покрытия.

30.    На деревянных опорах заземляющие проводники должны иметь на высоте 2—2,5 м от земли разъемные болтовые соединения.

Присоединение заземляющих проводников к телу металлических опор или к арматуре железобетонных опор может быть произведено сваркой или на болтах.

ОСМОТРЫ,ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ОХРАНА ВЛ

I. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ПРОВЕРОК НА ВЛ

31.    Осмотры, профилактические измерения и проверки на В Л выполняются в сроки, приведенные в табл. 1.

32.    Профилактические измерения и проверки следует производить комплексно, т. е. одновременно на одной или нескольких параллельно идущих ВЛ совмещаются в один комплекс верховой осмотр, измерения изоляторов и соединителей, измерения сопротивления заземления опор, измерения габаритов и т. л., если по технологическим требованиям это возможно в данное время года.

На ВЛ с деревянными опорами измерение загнивания деталей опор выполняется в летнее время по технологическим требованиям и по возможности совмещается с другими профилактическими работами на данной ВЛ.

2. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ НА ВЛ

33.    Наличие различных дефектов значительно снижает надежность работы ВЛ. Эти дефекты могут остаться со времени строительства линии, а также возникают во время эксплуатации ВЛ под действием внешних нагрузок. Для обеспечения сохранности электрических сетей Постановлением Совета Министров СССР от 30/XI 1953 г. № 28G6 утверждены «Правила охраны высоковольтных электрических сетей».

Ниже приведены наиболее распространенные дефекты на ВЛ.

34.    Дефекты на трассах и просеках:

1)    Наличие в охранной зоне В Л стогов сеиа или соломы, штабелей торфа, лесоматериалов, кирпича, цемента и т. п.

2)    Наличие отдельных деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ или замыканием проводов под тяжестью мокрого снега; недостаточная ширина просеки в лесных участках трассы.

3)    Наличие лесной поросли под проводами ВЛ высотой более

3 м.

4)    Отсутствие или неисправное состояние противопожарной окопк-и опор трасс, проходящих в лесистой местности; недостаточная очистка от растительности прилегающей к опоре зоны радиусом в 2 м.

5)    Производство на трассе различных работ:

а) посадка в охранной зоне кустов или деревьев без согласования с администрацией электросетей;

6)    вспашка земли ближе 3 м от опоры;

в) перегон под проводами ВЛ высокогабаритных машин (стогометатели, экскаваторы, автокраны и т. п.) с неопущенными стрелами; работа высокогабаритных машин под проводами ВЛ и в непосредственной близости от них;

Периодичность осмотров, профилактических измерений и проверок


Наяченоыние рлбог


Сроки

периодичности


Примечание


1.    Периодические осмотры в дневное вре ыя ВЛ напряжением 2—500 кв

2.    То же для ВЛ 2—20 кв на штыревых изоляторах

3.    То же для участков ВЛ, проходящих в населенных пунктах, промышленных районах, местах сильного загрязнения и интенсивного строительства, для ВЛ 35—500 кв

4.    Ночные и внеочередные осмотры для ВЛ 2—500 кв


Не реже 1 раза в 3 мсс.

Нс реже I раза в I мес. Не реже 1 раза в 1 мес.


5.    Осмотр ВЛ мастерами по линиям    1

6.    Осмотр ВЛ (или их участков), на которых производился капитальный ремонт, с целью приемки их мастерами

7.    Осмотры инженерно-техническими pa- 1 ботинками предприятия (района) электросетей


раз в год


раз в год


8. Верховые осмотры ВЛ без снятия на- I пряжения


раз в 3 года, начиная с первого года эксплуатации


По графику, утвержденному главным инженером предприятия (района) электросетей То же

Зона и периодичность учащенных обходов ежегодно определяются главным инженером предприятия (района) электросетей

По решению главного инженера предприятия (района) электросетей по мере необходимости По графику осмотров По окончании работ по капитальному ремонту на данной ВЛ, если она ремонтировалась Выборочный осмотр ВЛ района начальником (директором), главным инженером и инженерно-техническими работниками службы линий предприятия (района) электросетей При совпадении сроков верховых осмотров с проверкой по п. 9 они выполняются одновременно