Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В данной работе приводятся основные положения применения и методика расчетов продольно-струйной системы вентиляции, которые составлены по результатам проведенных испытаний как в Союзе ССР, так и за рубежом.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Основные положения применения систем продольно-струйной вентиляции

3. Методика расчетов системы продольно-струйной вентиляции

     3.1. Условные обозначения

     3.2. Рекомендуемые формулы для расчетов системы продольно-струйной вентиляции

     3.3. Примеры расчетов

4. Литература

5. Приложение

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.04.1982УтвержденМинтрансстрой СССР
29.04.1982УтвержденМинэнерго СССР
РазработанМетрогипротранс
РазработанОргэнергострой
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИКА

1982

РАСЧЕТА ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНОЙ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ

Москва

"УТВЕРЖДАЙ"

"УТВЕРЖДАЙ Главный инжрве^ТТПТУ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ~

Равный инженер Главтранс-проекта. Минтрансстроя СССР

А.В.Чернышев 1982 г.

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНОЙ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ

/^'айёс'тнз'^&^директора ■ЗЩ}б научкё!^ работе ;1:института°-»--|]

\i£Opгэнер^Шзой", к, т. н.

Я.Чикваидзе


^йт^Хлавный инженер у\атрог,£Хйет рогипротранса

;V\

c'ii /

' ^Jh-А.Алихаыкин


Заведующий отделом тоннельных работ


Начальник технического отдела


В.А.Румянцев

г-t- ^-'/В. В. Ко то в

с-- '    /

Главный специалист .Я .Цодиков


Заведующий лабораторией, к.т.н.

• С. Барский


Москва - 1982

При этом должны учитываться: характер движения автомашин с грузом, без груза, по горизонтали или с уклоном (с учетом величины и направления уклона), направления движения автомашин по отношению к направлению потока вентиляционного воздуха, скорость движения автомашин и барометрическое давление в месте расположения тоннеля.

Для автодорожных тоннелей П типа производительность вентиляции должна определяться в зависимости от местных условий, по количеству одновременно движущихся автомашин в тоннеле и мощности их двигателей, при максимальном развитии движения из расчета подачи наружного воздуха в количестве

5    м3/мин.л.с. для автомашин с дизельными двигателями и

6    ы3/мин.л.с. для автомашин с карбюраторными двигателями [2] и М .

Аэродинамическое сопротивление тоннелей I и П типа следует определять на основании данных [5] [б] и [v] .

В методике приведена последовательность расчетного определения допустимости применения продольно-струйной системы вентиляции для автодорожного тоннеля заданной длины, необходимого расхода воздуха для вентиляции тоннеля, всех видов аэродинамического сопротивления системы, а также количества и взаимного расположения выбранных типов струйных вентиляторов по длине тоннеля.

3. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ СИСТЕМЫ ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНС2 ВЕНТИЛЯЦИИ

3.1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

LT~ Длина тоннеля между порталами, м;

вр - расстояние ыеи7 рядами вентиляторов по длине тоннеля, м;

Лам. - интенсивность движения по тоннелю всех типов автомашин, маш/ч ;

HuMi, Пи.М-2 ...Помп. - то же каждого типа в отдельности, маш/ч;

Пм - количество автомашин одного типа, одновременно дивжущихся в тоннеле, шт.;

Л/к/, ПМ2, * • * Лмп - то же каждого типа в отдельности,шт.;

2/7/v- суммарное количество автомашин всех типов, одновременно движущихся в тоннеле, шт.;

ПМ.пр.Л(+), Пм.пр,/!,{-)- холичество автомашин, приведенных к легковым, одновременно находящихся в тоннеле и движущихся соответственно по направлению движения потока воздуха в тоннеле и против него, шт.;

PS - количество струйных вентиляторов, установленных в одном ряду, шт.;

HSp - количество рядов вентиляторов по длине тоннеля,

комлл.;

%    -    внутренний    радиус    выходного    патрубка вентиляторной

установки, м;

2/д/ - скорость движения автомашин по тоннелю, м/ч;

VU(+) Умп СК0Р0СТЬ двоения автомашин по тоннелю, соответственно по направлению вентиляционного потока воздуха в тоннеле и против него, м/с;

Ifj - продольная средняя скорость воздуха в тоннеле, м/с;

- скорость выхода воздуха из напорного патрубка вентиляторной установки, м/с;

Щет - скорость ветра наружных потоков воздуха, воздействующих на портал, м/с;

К - коэффициент отношения количества автомашин всех

типов, одновременно движущихся по тоннелю в одном определяющем направлении, к общему количеству автомашин, одновременно движущихся в тоннеле в двух направлениях;

Кл.м.,Кгрлт относительное значение количества соответственно легковых и грузовых автомашин,одновременно движущихся в тоннеле;

Кс - коэффициент использования струи из выходного патрубка вентиляторной установки;

Кгп. - коэффициент, увеличения сопротивления вентиляторной

установки в зависимости от количества последовательно установленных секций трубчатых глушителей шума г ia ГШ;

(rft &2 ••• £/? - количество газовых вредностей (окись углерода - СО);

выделяемых автомашинами разного типа, одновременно движущимися в тоннеле, кг/м;

££ - суммарное количество газовых вредностей, выделяемых автомашинами всех типов, одневременно движущимися в тоннеле, кг/ч;

Qk - предельно допустимая концентрация (ПДК) окиси углерода в воздухе транспортной зоны тоннеля, мг/м3;

Сн - то же начальная в наружном воздухе, мг/м3;

Qfi - производительность вентиляторной установки, м3/с;

Q - расчетное количество воздуха для вентиляции тоннеля, мэ/ч;

fydui, У кор,

Q - угол установки направляющего аппарата вентилятора, гр.;

- расчетное количество воздуха, которое необходимо подать в тоннель для его вентиляции на одну лошадиную силу мощности двигателей автомашин, одновременно движущихся в тоннеле, соответственно дизельных и карбюраторных, м3/мин.л.с.;

fj - мощность электродвигателя, квт;

<Цдиз^£Цкор" суммарная мощность двигателей автомашин, одновременно движущихся в тоннеле, соответственно дизельных и карбюраторных, л. с.;

ZN - суммарная мощность электродвигателей, квт.;

Ft, FS - площадь поперечного сечения в свету соответственно тоннеля и выходного патрубка вентиляторной установки, м2;

АН

h

%

*

Ви В2 /

Рм, FM.np.n~ площадь автомашины по Миделеву сечению, соответственно каждого типа и приведенная к легковой, м2;

-    разница отметок оси тоннеля между порталом, м;

-    расстояние от внутренней поверхности свода тоннеля до оси выходного патрубка вентиляторной установки,м;

-    коэффициент лобового сопротивления автомашины;

-    угол направления ветровых потоков воздуха к порталу тоннеля, гр.;

-    барометрическое дазление наружного воздуха, соответственно у одного 2 зтерого порталов, взятые на одной высотной отметке, мм.рт.ст.;

-    коэффициент аэродинамического сопротивления трения внутренней поверхности тоннеля;

Ун., Ут.ср. ~ плотность воздуха при заданной расчетной его температуре, соответственно наружного у портала и средняя в тоннеле, кг/м3;

5Ъжб. - эквивалентный гидравлический диаметр тоннеля, м;

^ - ускорение силы гнести, м/с^;


£ 2 г - суммарные местные аэродинамические сопротивления тоннеля;

, - местные аэродниаюпеские сопротивления входа воздуха в тоннель через портал;

^Шнап-, jinanr то хе выхода воздуха, соответственно из вентиляторное установки и через портал тоннеля наружу;

Ре " суммарное аэродинамическое сопротивление одной венти-

р

ляторной установки, кГс/мс;

Рг - суммарное аэродинамическое сопротивление (трение и местные сопротивления) тоннеля, кГс/м2;

Рп, РстРд. • давление, создаваемое вентилятором, соответственно полное, статическое и динамическое, кГс/м2;

icm.tP6tm.,Pzp.yP^ap.- давление, которое создается соответственно одной

струйной вентиляторной установкой, движущимися автомашинами в тоннеле при встречном и одностороннем движении, наружным ветром у портала, действием гравитационных сил, разницей барометрических давлений у двух порталов на одной высотной отметке, кГс/м^;

t/i.y tr,CPi - расчетная температура воздуха соответственно наружного и средняя в тоннеле, °С;

3.2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНОЙ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ

Протяженность тоннеля, при которой в зависимости от интенсивности движения автотранспорта допустимо применять продольно-струйную систему вентиляции

Lt - 1900 - 0,60 Ним, м    (I)

Формула (I) справедлива при условии ЦООбПи.м.й 2300

Количество автомашин одного типа, одновременно движущихся в тоннеле

Пнш~-г~ • Пи. м. » “вив-    (2)

Суммарное количество автомашин всех типов, одновременнс движущихся в тоннеле

"£Пм = Hmi + Пмг + .. .. * Пкп. , маш. (3)

Количество автомашин, легковых и грузовых, одновременн движущихся з тоннеле в одном направлении, приведенное к легковым автомашинам

Пм.пр.л^К-Г)ц.м.(Кл,м. +1,5Кгрм)    -    ,    маш.    (*0

Суммарное количество газовых вредностей (окиси углерода СО), выделяемых автомашинами всех типов, одковременне движущимися в тоннеле, с учетом повышающего коэффициента 1,5-1,7 в значении Сг для карбюраторных автомашин, в соответствии с рекомендацией,указанной в заключение литературы [3] , стр.21.

££■ = /&/ *Пш +    +    &/>    Лмп)    *    кг/ч    (5)

Расчетный воздухообмен для автодорожного тоннеля I типа по номенклатуре, приведенной во "Введезии"

д.    LL    tQl: (6)

Си- ->

То же для автодорожных тоннелей П типа

Q~ 1, 1' 60 f(f,du3, ZNdui. + у,кар.1 N tap.) > “3/4    (7)

0.

3600 -Ft


1Гт--


, м/с (8)


Продольная, средняя по сечению скорости воздуха в тоннеле

Давление, которое создаст струйные вентиляторы, установленные в тоннеле параллельно в одном ряду

К С - определяется по приложению 6.1, в зависимости от

принятого расстояния между центром выходного отверстия вентиляторной установки и внутренней поверхностью свода тоннеля - выработки;

Тб - должна уточняться по нижеприведенной зависимости.

Аэродинамическое суммарное сопротивление одной вени ляторной установки системы продольно-струйной венти-ляции

Pci -- К г л, • гл.нап. Уг-Ф ‘ V/- . «гс/м2 (Ю)

Напорные патрубки вентиляторной установки с глушителями и без глушителей шума в целях создания максимальной

эжекционной струи при минимальных аэродинамических сопротивлениях следует выполнять гладкими, без насадок, тогда Д/ААШ* 1,0 [вJ

Значение Кгд#в формуле (10) следует принимать по данным [9] . При установке к вентилятору по одному глушителю шума типа ГШ с всасывающей и напорной его стороны «1,03-

1.05, то же по два глушителя шума -    1,06 - 1,10,

то же с. одной стороны вентилятора двух глушителей шума, а с другой трех -    « 1,08 - 1,12.

Значение скоростей воздуха г// определяется точкой пересечения кривой аэродинамического сопротивления вентиляторной установки, построенной при различных задаваемых значениях IfS по формуле (10), и аэродинамической характеристики вентилятора, построенной при полном его давлении -Рп*Рст+Рд, кГс/м2.

Производительность вентиляторной установки

Аэродинамическое сопротивление (трение и местные сопротивления) 'тоннеля

QS r FS • Vt , и3/с си)

^frs j-r.lc. + J-т.мап. _

В расчетах следует принимать I т. ОС, * 0,5,

Г6J , а / по данным литературы [5] и [1].

Давление, создаваемое автомашинами, движущимися в двухпутных или однопутных тоннелях при встречном или попутном движении потоку воздуха вентиляции тоннеля

Рм. tern. --    l2r"°    +    Vr)Z~

- Пм. пр.лЭ /Vmq • 1Гг» кГс/м^ (^3)

При одностороннем движении по тоннелю в формулу (13) включается только одно значение Пм.пр.л. {V'm ~ Vt ), которое должно соответствовать направлению воздушных потоков системы' вентиляции в тоннеле. При движении воздушных потоков попутно движению мадия (♦), а при встречном движении (-)

В случае движения по тоннелю только одного вида автомашин - грузовых или легковых - значения Рм.пр.п и Пи.пр.п. принимаются по виду движущихся автомашин в соот-ствии с данными, приведенными в литературе [Q] .

По некоторым видам автомашин эти данные приводятся в таблице I.

Таблица I.

Тип автомашин

Fm

м2

У и

Автобус ПАЗ-665

5,50

0,586

Грузовик МАЗ-504

5,20

0,63

Грузовик ЗШ1-130В

4,35

0,60

Волга ГАЗ-24

2,10

0,48

Москвич-423

1,75

0,45

Жигули -ВАЗ-21011

1,85

0,46

стр.

1.    ВВЕДЕНИЕ.................... 3

2.    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕЕЕЗй СИСТЕМ

ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНОЙ ВЕНТИЛЯМИ.......... *

3.    МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ СИСТЕМЫ ГРСДОЛЬНО-

-СТРУЙНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ .............. И

ЭЛ. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ........... II

3.2.    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМУЛЫ ИЯ РАСЧЕТОВ

СИСТЕМЫ ПРОДОЛЬНО-СТРгаСЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ... 15

3.3.    ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ ............. 21

5. ПРИЛОЖЕНИЕ ................

5.1. ГРАФИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРУИ Ее ИЗ ВЫХОДНОГО


А.    ЛИТЕРАТУРА................... 36

ПАТРУБКА ВЕНТИЛЯТОРНОЕ УСТАНОВКИ ...... 38

5.2. АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВЕНТИЛЯТОРОВ ТИПА СБК-5Н, СВМ-6М ..... 39

5.3. АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВЕНТИЛЯТОРА ТИПА BM-6I.......... J/0

Давление, создаваемое потоком ветра у порталов тсннеля, направленном навстречу © или по направлению движения еоз-духа системы вентиляции в тоннеле ©

- PSem. = -jffi *    COfct    I    кГс/м2

ч

Давление, создаваемое действием гравитационных сил воздуха у порталов тоннеля навстречу © или по направлению движения воздуха системы вентиляции в тоннеле ©

± Ргр. = АН /Гм- ~ Гт.ср.) , кГс/и2 (15)

Давление, создаваемое разницей барометрических давлений наружной атмосферы перед порталами, действующее навстре чу © или по направлению движения воздуха системы венти ляции в тоннеле ©

-Ptiop. г /3,8 /Bf-82) , кГс/м2 v.16)

Значение    следует определять при производстве

изыскания по строительству автодорожного тоннеля у мест будущих порталов на одной отметке. Практически значение Bj-Bg при ограниченной длине тоннеля может быть

0,05 - 0,2 мм.рт.ст.

Количество рядов вентиляторов, которое следует устанавливать по длине тоннеля

nip. -- ^-т- + Рм-tcm- *РЫ ±Р.Ч>- ±Pfop. , ряд (17)

Pi.

В настоящее зремя в Союзе ССР широко развивается строительство автодгрожных тоннелей на автомобильных дорогах 1-1У категории общей сети Союза ССР, а также на автомобильных дорогах, ксзользуеиых при строительстве гидротехнических и подобных объектов.

Для автодорожных тоннелей длиной как правило не более 1300 и на агт:мобильных дорогах 1-1У категории общей сети Союза ССР при гатенсивности движения от 400 до 2300 автоьепшн в час может быть применена высокоэффективная система продоль-ноотруйной вентиляции, принципы проектирования и методика

расчетов которой до настоящего времени в Союзе ССР не были в полной мере разработаны#

В данной работе приводятся основные положения применения и методика расчетов продольно-струйной системы вентиляции, которые составлены по результатам проведенных испытаний как в Союзе ССР, гак и за рубежом,

Методика расчетов продольно-струйной системы вентиляции разработана лнхзнерами институтов:

Метрогигрстранса - Цодиковым В.Я.

Оргэнергссгроя - Барским А.С. и Барановым В.С,

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОКЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ПРОДОЛЬНО-СТРУЙНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

Проектные решения вентиляции автодорожных тоннелей протяженностью более ЦОО м предусматривают, как правило, применение поперечной, продольно-поперечной или поперечнопродольной систем вентиляции, требующих увеличенного поперечного сечения автодорожного тоннеля для размещения в нем вентиляционных каналов или прокладки параллельно автодорожному тоннелю специального вентиляционного тоннеля, соединенного с автодорожным через 50-100 и поперечными сбойками.

Для тоннелей незначительной протяженности возможно устройство продольной системы вентиляции с применением вентиляционной установки портально-акекционного действия -системы "Саккардо", требующей установки вентиляционных агрегатов большой мощности.

При наличии на трассе автодорожных тоннелей шахтных стволов или подходных штолен с небольшим расстоянием между порталами и шахтами, а также между шахтами в пределах около 1000 м, осуществляется продольная система вентиляции с применением вентиляционных установок, располагаемых у стволов шахт, в подходных штольнях и у порталов тоннелей.

Для системы "Саккардо", а также для вентиляционных шахтных установок требуются сооружения специальных камер для размещения в них мощного вентиляционного оборудования.

Расположение вентиляционных каналов в автодорожных тоннелях, сооружение отдельного вентиляционного тоннеля

рядом с автодорожным, а также сооружение вентиляционных камер для системы вентиляции "Саккардо" и систем продольной вентиляции с применением стволов шахт приводит к большим капитальным и эксплуатационным затратам, а также осложнениям процесса эксплуатации таких систем.

Исключить указанные недостатки позволяет продольно-струйная система вентиляции, заключающаяся в том, что под сводом тоннеля, вдоль его продольной оси, в строительных габаритах тоннеля, но за пределами габаритов его транспортной зоны располагаются рядами, по одному или несколько комплектов в ряду, осевые вентиляторы диаметром около О,5-0,8 м.

Осевые вентиляторы каждого ряда последовательно засасывают воздух из транспортной зоны тоннеля и выдают его вдоль тоннеля через напорные патрубки, создавая с большой скоростью продольный факельный поток воздуха, который эжектирует соответствующий воздушный поток по всему сечению тоннеля.

Переданная этим потоком кинетическая энергия достаточна для преодоления всех видов аэродинамических сопротивлений.

Вентиляторы, расположенные последовательно рядами по всей длине тоннеля, преодолевают его полное аэродинамическое сопротивление. При этом наружный воздух засасывается через один портал и выбрасывается через другой, обеспечивая необходимый воздухообмен.

Помимо преодоления аэродинамического сопротивления внутренней поверхности тоннеля, а также входа и выхода воздуха через порталы активно преодолевается действие даже противоположных направлению потока воздуха гравитационных сил,

скорости ветра у порт&лов и аэродинамического сопротивления встречного потока движущихся в тоннеле автомашин.

В основу данной методики были положены теоретические разработки, а также результаты натурных испытаний продольноструйных систем вентиляции:

-    в автодорожном тоннеле через мыс "Видный" на автомобиль ной дороге Агура-Адлер, испытания по которому были проведены Главтоннельыетростроем, Главтранспроектом, Метрогипротрансом, Кавгипротрансом, Управлением * 157 и Оргэнергостроем Минэнерго СССР;

-    в ряде автодорожных тоннелей при строительстве гидротехнических объектов, испытания по которым были проведены Оргэнергострсем Минэнерго СССР [ю] ;

-    в зарубежных тоннелях, по данным литературы [ll] ,

[12] ,    [13]    .

Для обеспечения оптимального эжекционного потока, создаваемого струйными осевыми вентиляторами, скорость воздуха, выходящего из напорного патрубка этих вентиляторов или примыкающих к ezm трубчатых глушителей шума, на основании проведенных исследований должна быть в пределах 22-35 м/с.

Этими исследованиями установлено, что при работе про-дольно-стругноа системы вентиляции распределение относительны:» продольных споростей воздуха по 15 замеренным точкам в каждом сечении тоенгдя, расположенным от свода тоннеля до его лотка и в пределах всей ширины тоннеля, колеблется от I до 0,72.

Меньшие значения скоростей наблюдаются в точках, расположенных у лотка тоннеля.

Существенное преимущество продольно-струйных систем вентиляции перед выше изложенными системами вентиляции заключается в возможности значительной экономии электроэнергии также за счет дифференцированного, автоматического включения в работу необходимого количества струйных осевых вентиляторов в зависимости от интенсивности движения автотранспорта в тоннеле и, как следствие, количества выделяемых автотранспортом газовых вредностей.

Для продольно-струйной системы вентиляции наиболее целесо образно применение реверсивных осевых вентиляторов, дающих возможность в аварийных ситуациях изменять направление потока воздуха в тоннеле при помощи автоматических устройств, в зависимости от изменения направления действия ветра и разницы барометрических давлений у порталов.

Отечественной промышленностью подобные вентиляторы с соответствующей аэродинамической характеристикой диаметром О,5-0,8 м в настоящее время не выпускаются.

Поэтому впредь до их изготовления при ограниченной длин* автодорожных тоннелей возможно применение вентиляторов типов СВМ-5М, СВМ-бМ и ВМ-6М, диаметром 0,5-0,6 м.

Скорость вращения ротора этих вентиляторов достигает 2950 об/мин. Прм таких скоростях вращения ротора вентиляторы создают большой мощности аэродинамический шум.

Для снижения звуковой мощности этого шума рекомендуется к каждому осевому вентилятору с всасывающей и напорной стороны его патрубков устанавливать трубчатые глушители шума.

Для того, чтобы уровень шума вентиляторов был ниже уровня шума, создаваемого движущимся по тоннелю автомобильным транспортом, необходимая длина трубчатых глушителей шума или количество секций стандартных глушителей шума должны быть определены соответствующими акустическими расчетами.

При установке вентиляторов типа СВМ-6М или ВМ-6М рекомендуется использование трубчатых глушителей шума типа ТИП[9], устанавливаемых последовательно по 2 секции с всасывающей и напорной стороны каждого вентилятора, располагаемого в средней части тоннеля по его длине.

Для вентиляторов, расположенных непосредственно вблизи порталов тоннеля, может оказаться необходимым устанавливать по три секции указанных глушителей шума со стороны патрубков вентиляторов, обращенных в сторону портала.

Расстояние между рядами вентиляторов рекомендуется принимать (10-14) $$экв. Вентиляторы, как правило, рекомендуется располагать от верхней образующей вентилятора до внутренней поверхности свода тоннеля на расстоянии не менее 0,5 м, а по ширине между наружными образующими вентиляторов 1,0-1,2 м.

В отдельных случаях допускается уменьшение этих расстояний, вплоть до расположения вентиляторов непосредственно у внутренней поверхности свода тоннеля и между собой. При этом должно быть уменьшено расстояние между рядами вентиляторов до Вр = (7-9) экв., а коэффициент использования струи из выходного патрубка вентиляторной установки должен быть снижен до 0,7 (приложение 6-1).

Ремонт струйных вентиляторных установок предусматривается путем их предварительного демонтажа совместно с присоединенным? к ним глушителями шума. Для этого конструкция крепления вентиляторных установок к обделке тоннеля должна быть легко разбираемой, а для осуществления демонтажных и монтажных работ должна быть предусмотрена автомашина с соответствующим подъемным приспособлением.

С точки зрения требований к системе вентиляции, автодорожные тоннели могут быть двух типов:

I - тоннели на автомобильных дорогах 1-1У категории общей сети Союза ССР.

П - тоннели, сооружаемые на автомобильных дорогах, используемых при строительстве гидротехнических и подобных объектов.

Системы вентиляции для автодорожных тоннелей I типа должны выполняться в соответствии с требованиями главы СНиП П-*й-78, "Тоннели железнодорожные и автодорожные", а для тоннелей П типа - в соответствии с требованиями, изложенными в "Руководстве по проектированию и осуществлению вентиляции при сооружении тоннелей в энергостроительстве, "Оргэнерго-строй", инв. Б 981939 ВНИИЦЕНТР, 1980 и "Инструкции по безопасному применению самоходного оборудования в подземных рудниках. Издательство "Недра", 1973 г.

Производительность вентиляции для тоннелей типа I определяется по количеству окиси углерода - СО, выделяемой одновременно движущимися в тоннеле автомашинами, при максимальном развитии движения [i] и [э] .