Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Положение распространяется на водителей автомобилей, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, за исключением водителей, занятых на международных перевозках.
I. Общие положения
II. Рабочее время
III. Время отдыха
IV. Порядок учета рабочего времени
Приложение Рекомендуемые графики сменности водителей автомобилей при различных режимах работы
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
16.08.1977 | Утвержден | Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам | 225/16 |
---|---|---|---|
Утвержден | Секретариат ВЦСПС |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ и
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 1977 г. № 255/16 г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Москва —НИИ труда — 1979
(£) Государственный комитет СССР но труду и социальным вопросам, 1979
ничные дни, которая учитывается в часах). Работа водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, сверх нормальной продолжительности смены не считается сверхурочной.
28. При переводе водителя на другие работы (ремонт автомобиля и др.) учет его рабочего времени производится в порядке, действующем на этих работах (табель, наряд и т. д.).
29. В месте командировки рабочее время водителя учитывается на общих основаниях в порядке, установленном на автопредприятии. Если в месте командировки организована работа по графику, отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителей учитывается по его фактической продолжительности.
30. Началом работы для водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности.
Окончанием работы считается конец установленного нормативного времени для проведения заключительных работ после возврата автомобиля к месту стоянки.
31. Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на две части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянки), начало и окончание смены определяется графиком сменности.
32. При дальних междугородных перевозках началом работы водителя в смене считается время истечений установленного графиком сменности отдыха, а окончанием смены — время начала отдыха по графику в пути или в пункте оборота.
33. Учет времени простоев водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе.
Приложение к пункту 10 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
Составление графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях производится на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
При составлении графиков необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах-за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.
Графики сменности могут быть использованы в грузовых и пассажирских автотранспортных предприятиях, автотранспортных цехах и гаражах предприятий с учетом специфики работы предприятий при различной продолжительности рабочей смены и с учетом организации бригадной работы.
Автотранспортные предприятия (цехи, гаражи) выбирают такие графики сменности, которые обеспечивают необходимую продолжительность работы автомобилей на линии в течение дня в соответствии с потребностью транспортного обслуживания предприятий и населения.
Следует иметь в виду, что продолжительность работы автомобиля на линии во всех случаях будет меньше продолжительности рабочей смены водителя на 0,3 часа, т. е. на нормативное подготовительно-заключительное время. На предприятиях, где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей, при составлении графиков сменности учитывается также нормативное время на предрейсовое обследование.
При работе водителей автомобилей по режиму шестидневной или пятидневной рабочей недели с общими выходными днями для них применяются графики работы, установленные для всех работников данного предприятия. При работе автомобиля в две смены, для его обслуживания закрепляются два водителя.
Рекомендуемые графики рассчитаны для случаев суммированного учета рабочего времени за месяц. Они являются примерными и не исчерпывают всех возможных вариантов.
Средняя продолжительность рабочей смены водителей в графиках рассчитана по следующей формуле:
Гсм = НчхК. (цас^
где Тсы — средняя продолжительность рабочей смены водителей;
Нч — нормальное количество рабочих часов одного водителя в данном месяце (по календарю);
Кв — количество водителей в бригаде, за которой закреплены автомобили;
С — общее количество рабочих смен на закрепленных за водителями автомобилях в данном месяце.
В расчетах принято нормальное количество рабочих часов за определенный месяц—177 часов (например, в апреле 12
1977 г.). При разработке графиков на другие месяцы расчет ведется исходя из нормы рабочих часов на эти месяцы.
В рекомендуемых графиках указано примерное время выезда автомобиля на линию и возвращения его в гараж. Время начала и окончания смены водителя определяется с учетом нормативного подготовительно-заключительного вре-* мени выезда и возвращения автомобиля и времени проведения предрейсового медицинского осмотра.
В графиках приняты условные обозначения:
В — день еженедельного отдыха (выходной день);
О — дополнительный день для межсменного отдыха;
Р — рабочий день;
1—первая смена (утренняя);
2 — вторая смена (вечерняя).
Продолжительность смены . .
ИЗ часа |
Продолжительность междусменного и | |
1 |
еженедельного отдыха (вместе с | |
8.00 часов |
временем перерыва для отдыха и | |
21.00 час |
питания в предшествующий день) |
36.2 часа |
Число рабочих смен |
15 | |
два по 0,75 часа |
Количество дополнительных дней для | |
(по 45 мин) |
междусменного отдыха . . . |
II |
Число выходных дней .... Количество водителей (работают чс- |
4 | |
рез день)....... |
2 | |
Количество автомобилей |
1 |
Число смен .......
Выезд автомобиля на линию . .
Возвращение автомобиля в гараж Продолжительность перерывз для отдыха и питания .....
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
12 |
13| 14 |
15 |
1C |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
Is |
30 | |
Первый |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
О |
Второй |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
О |
Р |
В |
Р |
О |
Р |
О |
р |
Примечание. Этот график может применяться и для водителей городских автобусов регулярного сообщения при установлении нм рабочего дня с разделением смены на две части с двумя выходами на работу. В этом случае устанавливается бодсе ранний выезд автомобиля на линию и более позднее возвращение автомобиля в гараж.
Продолжительность смены |
8.85 часа |
Продатжительность еженедельного | |
Число смен ....... |
1 |
отдыха (вместе с временем пере- | |
Выезд автомобиля на линию, . |
8 часов |
рыва для отдыха и питания в пред- | |
Возвращение автомобиля и гараж |
17 час. 33 мин. |
шествующий день) .... |
63,15 часа |
Продазжительность перерыв* для от- |
Число рабочих смен ..... |
20 | |
дыха и питания ..... |
1 час |
Количество дополнительных дней для | |
11родолжительность ежедневного |
междусмениого отдыха . . . |
6 | |
(междусмениого) отдыха вместе с |
Число выходных дней .... |
4 | |
перерывом для отдыха и питания |
15,15 часа |
Количество водителей (одни из них | |
работает поочередно на разных ав- | |||
томобилях)....... |
3 | ||
Количество автомобилей |
2 |
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в |
7 |
8 |
9 |
,0 |
“ |
12 |
1з| 14 |
1б| 16 |
17 |
18 |
1" |
20 |
и |
22 |
23 |
24 |
Z’> |
26 |
27 |
28 |
25 |
30 | ||
Первый |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
Р |
Р |
Р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
О |
в |
р |
Р |
Р |
р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
О |
О |
Р |
Р |
Второй |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
Р |
р |
р |
в |
О |
Р |
р |
р |
Р |
D |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
О |
О |
Третий |
О |
О |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
Р |
р |
Р |
В |
О |
р |
р |
р |
Р |
В |
О |
р |
Р |
Р |
Р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
р |
Примечания:
1. Этот график можно построить и в таком варианте, чтобы каждый водитель работал два дня и отдыхал один день. При этом продолжительность еженедельного отдыха уменьшится до 39.15часа.
2. Если в воскресные дни работа водителей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 10,2 часа, а продолжительность работы автомобиля на линии — до 9.9 часа. При этом
£ количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.
Продолжительность смены . . . 8.85 часа 2 6 часов I час (ночи) 0.95 часа (57 мни.) 15,15 часа Число смен ....... Выезд автомобиля на линию . , Возвращение автомобиля в гараж (смена водителей на линии п 15.30) Продолжительность перерыва для отдыха и питания в каждой смсме Продолжительность ежедневною (мсжлусмснного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания |
Продолжительность еженедельного отдыха (вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день) водителя после работы в 1-ю смену......48,65 часа во 2-ю смену...... 29,65 часа Число рабочих смен .... 20 Количество дополнительных дней для междусменного отдыха ... 6 Число выходных дней .... 4 Количество водителей .... 3 Количество автомобилей ... 1
|
Продолжительность еженедельного отдыха (вместе с временем перерыва для отдыха н питания в предшествующий день) .... 64,1 часа
7.9 часа 1
8 часов 16 час. 36 мин.
I час
Продолжительность смены . . .
Число смен.......
Выезд автомобиля на линию . .
Возвращение автомобиля в гараж Продолжительность перерыва для отдыха и питания .....
Продолжительность ежедневного (междусмениого) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания
Число рабочих смен.....22—23
Количество дополнительных, дней для междусмениого отдыха . . 3—4
16,1 часа
Число выходных дней .... 4 Количество водителей (один из них работает поочередно на разных автомобилях) ......4
Количество автомобилей .... 3
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
12 |
13 |
14 |
15 |
116 |
п\ 18 |
19 |
I20 |
2l| 22 |
Iй |
24 |
2Г> |
26 |
27 |
28 |
129 |
30 | ||
Первый |
Р |
Р |
в |
О |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
в |
О |
р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
о |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
р |
Второй |
Р |
Р |
р |
Р |
О |
в |
Р |
Р |
Р |
Р |
р |
р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
р |
р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
р |
Третий |
Р |
Р |
р |
Р |
Р |
Р |
О |
В |
Р |
Р |
р |
р |
р |
Р |
О |
В |
Р |
Р |
р |
р |
Р |
Р |
О |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
р |
В |
Четвертый |
О |
В |
р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
О |
В |
р |
р |
р |
Р |
Р |
р |
В |
О |
р |
р |
Р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
Р |
р |
р |
ГРАФИК М5
Продолжительность смены . .
Число смей .......
Выезд автомобиля на линию Возвращение автомобиля в гараж Продолжительность перерыва для от*
дыха и литания .....
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания
8.2 часа I
8 часов
16 час. 54 мни. I час
Применяется ■ случаях, когда необходимо, чтобы автомобили работали 6 дней в недели» по 7.9 часа
Продолжительность еженедельного отдыха (вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день) .... 39,8—63,8 часа
Число рабочих смен.....21—22
Количество дополнительных дней для междусменного отдыха . . . 4—5
15,8 часа
Число выходных дней .... 4 Количество водителей (один из них работает поочередно на разных автомобилях) ......6
Количество автомобилей .... 5
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
15 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
2:. |
* |
27 |
28 |
29 |
30 |
Первый |
Р |
0 |
В |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
0 |
в |
р |
Р |
р |
Р |
Р |
О |
В |
Р |
р |
Р |
Р |
Р |
0 |
В |
Р |
Р |
р |
Р |
Р |
0 |
Второй |
Р |
Р |
в |
Р |
Р |
Р |
0 |
Р |
Р |
в |
р |
P |
р |
0 |
Р |
Р |
В |
Р |
р |
Р |
О |
Р |
Р |
В |
Р |
Р |
р |
0 |
Р |
р |
Третий |
0 |
Р |
в |
Р |
Р |
Р |
Р |
0 |
Р |
В |
р |
Р |
р |
P |
0 |
Р |
В |
Р |
р |
Р |
Р |
0 |
Р |
В |
Р |
Р |
р |
Р |
0 |
р |
Четвертый |
Р |
Р |
в |
Р |
Р |
0 |
Р |
Р |
Р |
В |
р |
Р |
0 |
Р |
Р |
Р |
В |
Р |
р |
0 |
Р |
Р |
Р |
В |
Р |
Р |
0 |
Р |
Р |
р |
Пятый |
Р |
Р |
в |
0 |
Р |
р |
Р |
Р |
Р |
в |
0 |
Р |
р |
Р |
Р |
Р |
В |
0 |
р |
р |
Р |
Р |
Р |
В |
О |
Р |
р |
Р |
Р |
р |
Шестой |
Р |
Р |
в |
р |
0 |
р |
Р |
Р |
Р |
в |
р |
0 |
р |
Р |
Р |
Р |
В |
р |
0 |
р |
Р |
Р |
Р |
В |
Р |
0 |
р |
Р |
Р |
р |
Продолжительность смены ... 9,8 часа Число смен.......I Выезд автомобиля на линию . . 8 часов Возвращение автомобиля в гарзж . 18 час. 30 мин. Продолжительность перерыва для отдыха и питания.....I час Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха н питания 14,2 часа |
Продолжительность еженедельного отдыха (вместе с временем перерыва дли отдыха и питания в предшествующий день) .... 62,2 часа Число рабочих смен.....18 Количество дополнительных дней для междусменного отдыха ... 8 Число выходных дней .... 4 Количество водителей (из них два работают поочередно на разных автомобилях) ...... 5 Количество автомобилей .... 3
|
Применяется в случаях, когда необходимо, чтобы автомобили работали на линии все дни месяца (в том числе воскресные)
Продолжительность смены . . .7,4 часа Продолжительность еженедельного
по 14,2 часа
Число смей.......2 отдыха (вместе с временем переры-
Выезд автомобиля на линию . . 7 часов ва для отдыха и питания в пред-
Возвращение автомобиля в гараж шествующий день) водителя, рабо-
(смена водителей на линии в тавшего:
15 часов).......23 часа в 1-ю смену.......48.6 часа
Продолжительность перерыва для от- во 2-ю смену......32.6 часа
дыха и питания в каждой смене . 0.9 часа (54 мин.) Число рабочих смен.....24
Продолжительность ежедневного Количество дополнительных дней для
(междусменного) отдыха вместе с междусмеимого отдыха ... 2
перерывом для отдыха н питания 16,6 часа Число выходных дней .... 4
Количество водителей (один из них работает поочередно на разных автомобилях) ......5
Количество автомобилей .... 2
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ к
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 1977 г. № 255/16 г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.
Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам В. ЛОМОНОСОВ |
Секретарь Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов И. ВЛАДЫЧЕНКО |
Средняя продолжительность смены (7 часов, а в предвыходные и пред- |
6.8 часа |
Продолжительность еженедельного отдыха (вместе с временем переры- | ||
праздничные дни — 6 часов) |
ва для отлыха н питания в |
пред- | ||
Число смен....... Выезд автомобиля на линию |
2 7 часов |
шествующий день) водителя работы: |
после | |
Возвращение автомобиля в гараж |
22 часа |
в 1-ю смену .... |
• . |
48.7 часа |
(смена водителей на линии в 14,30) |
во 2-ю смену .... |
33,7 часа | ||
Продолжительность перерыва для от- |
Число рабочих дней . . . |
• . |
26 | |
дыха и питания в каждой смене |
1 час |
Число выходных дней |
4 | |
Продолжительность ежедневного |
Количество водителей |
2 | ||
(междусмснного) отдыха «месте с перерывом для отдыха и питания |
17,2 часа |
Количество автомобилей |
• • |
1 |
Числа месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
12 |
13 |
14 |
15 |
1б| 17 |
18 |
,0 |
20 |
н |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 | |
Первый |
1 |
1 |
В |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Второй |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
В |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Примечание. Если автомобиль закрепляется за одним водителем, средняя продолжительность его работы на линии £* составит 6,5 часа (6,7 часа —все дни, а в предвыходные и предпраздничные дни —5,7 часа).
Приложение к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам н Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 г. № 255/16
ПОЛОЖЕН И Е О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение распространяется на водителей автомобилей, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях 1, независимо от их ведомственной подчиненности, за исключением водителей, занятых на международных перевозках.
Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы, водителей. Расписания и графики движения автомобилей в городском, пригородном и междугородном сообщениях должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.
2. Труд водителей автомобилей регулируется общими нормами трудового законодательства. В соответствии со статьей 106 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде настоящее Положение регламентирует особенности применения этих норм исходя из специфики организации труда и отдыха водителей автомобилей.
II. Рабочее время
3. В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.
Для водителей, работающих на шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней — 6 часов.
При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продол-
жительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (41 час).
В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и шестидневной рабочей неделе. В тех случаях, когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, указанное сокращение продолжительности рабочей смены не производится.
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час.
Продолжительность ночной работы уравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.
Ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.
4. Суммированный месячный учет рабочего времени устанавливается администрацией предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза. При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться не более 10 часов, а с разрешения министерства (ведомства) по согласованию с соответствующим центральным комитетом профсоюза — не более 12 часов, с соблюдением нормального числа рабочих часов за учетный период.
Учетный период свыше одного до шести месяцев для водителей автомобилей, занятых перевозкой пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, может устанавливаться министерством, ведомством по согласованию с соответствующим центральным комитетом прдфсоюза.
5. В случаях, когда при междугородных перевозках пре
дусматривается пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 часов, на таком автомобиле должно 2—72 5
быть оборудовано специальное место для отдыха водителя, и в рейс должно быть направлено два водителя.
6. Для водителей городских автобусов, с их согласия, администрация совместно с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза может устанавливать рабочий день с разделением смены с двумя выходами на работу. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени обеденного перерыва.
7. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности этим водителям устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (41 час), а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск и производится соответствующая доплата.
8. В состав рабочего времени водителя включается:
а) установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену;
в) время движения автомобиля на линии;
г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
д) ' время простоев не по вине водителя;
е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания.
На междугородных перевозках после трех часов непрерывного вождения автомобиля предусматривается остановка для отдыха водителя продолжительностью 10 минут, в дальнейшем стоянка такой продолжительности предусматривается через каждые 2 часа. Водителю-сделыцику это время учтено в нормах. При предоставлении водителю обеденного лереры-6
ва указанное дополнительное время для отдыха ему не предоставляется;
ж) время стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком (заданием) для охраны груза и автомобиля. Это время может засчитываться водителю в рабочее время в размере 1/з лишь в тех случаях, когда он вынужден обеспечивать охрану автомобиля и перевозимого груза. Если на автомобиле направляются два водителя, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;
з) половина времени, предусмотренного заданием па рейс (расписанием, графиком) при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом в междугороднем сообщении, двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.
Примечав н е. При сдельно»’! оплате труда водителе»! автомобилей все их рабочее время (кроме предусмотренного подпунктами «б», «д», «•ж» и «з») учитывается в нормах времени и особой оплате не подлежит.
9. В случае, когда нормальное рабочее время водителя-повременщика полностью не загружено выполнением остов-ной работы, на него может быть по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации я специальности, что должно быть обусловлено трудовым договором.
10. Рабочее время водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками сменности, которые составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период. В них определяется: время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха (рекомендуемые графики сменности водителей прилагаются).
Графики сменности с установленной продолжительностью рабочей смены утверждаются администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза и доводятся до сведения каждого водителя не позже, чем за две недели до введения их в действие.
В графиках сменности для водителей-женщин не должна предусматриваться работа в ночное время.
7
11. Для водителей автомобилей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, графики сменности составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками сменности рабочих, обслуживаемых этими водителями участков.
2*
12. При направлении водителей в дальние рейсы (такие рейсы, при которых водитель за установленную графиком смену не может вернуться к постоянному месту работы) для выполнения междугородных перевозок грузов и пассажиров, руководители предприятий устанавливают им задания по времени на движение и стоянку автомобилей, исходя из действующих норм времени на подготовительно-заключительные работы, предрейсовый медицинский осмотр водителей, кратковременный отдых в пути, погрузку и разгрузку, расчетных норм пробега автомобилей, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей. Время, установленное заданием (расписанием, графиком), учитывается как рабочее.
13. Организуя междугородные перевозки, министерства, ведомства и предприятия должны принимать меры к созданию для водителей автомобилей нормальных условий для отдыха в пунктах стоянки автомобилей (промежуточных и конечных) с тем, чтобы не допускать сверхурочных работ и использования водителей для охраны автомобилей и перевозимых грузов вместо отдыха.
14. Сверхурочные работы для водителей могут быть применены в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде союзных республик, и лишь с разрешения фабричного, заводского, местного комитета профсоюза.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение дня вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
III. Время отдыха
15. Водители в соответствии с действующим законодательством о труде пользуются правом на:
а) перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв);
б) ежедневный отдых (междусменный);
в) еженедельный отдых (выходные дни);
г) отдых в праздничные дни;
д) ежегодный (основной) отпуск и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, — дополнительный отпуск.
16. Перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.
При продолжительности рабочей смены более 8 часов мо*
гут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов.
17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
18. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы с разрешения министерства, ведомства, согласованного с соответствующим центральным комитетом профсоюза, может быть уменьшена против установленной пунктом 17 настоящего Положения до 12 часов с тем, чтобы рабочее время в течение учетного периода не превышало нормы рабочего времени, установленной законодательством.
Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода.
На междугородных перевозках водителям автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к постоянному месту работы.
19. Водителям предоставляется еженедельный непрерывный отдых вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день продолжительностью не менее 42 часов.
В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов (в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Положения) период еженедельного отдыха может быть менее 42 часов и более 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
20. Водителям, занятым на междугородных перевозках продолжительностью более недели, если водитель не имеет возможности использовать день еженедельного отдыха в период поездки, должен предоставляться отгул после возвращения водителя к месту постоянной работы.
21. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, еженедельные дни отдыха в случаях, предусмотренных законодательством, могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам сменности. При суммированном учете рабочего времени число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике сменности из общего числа свободных от работы
дней. Привлечение к работе в выходные дни и компенсация за эту работу производится в порядке, предусмотренном законодательством.
22. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
Работа в праздничный день оплачивается в двойном размере. При подсчете сверхурочных часов для повышенной их оплаты работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени за учетный период, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
23. Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, предусмотренный графиком.
IV. Порядок учета рабочего времени
24. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других документов.
25. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.
Часы работы сверх установленной продолжительности рабочей смены считаются сверхурочной работой и не могут компенсироваться недоработкой в другие дни или отгулами.
26. При суммированном учете норма рабочего времени за учетный период определяется путем умножения продолжительности рабочего дня, установленной законодательством для водителей автомобилей (7 часов), на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом сокращения ее накануне праздничных и выходных дней.
Время, отработанное сверх продолжительности смены по графику и в свободные от работы дни по графику, не отнесенные к дням еженедельного отдыха, считается сверхурочным и компенсируется дополнительной оплатой в установленном порядке. Общее количество сверхурочных часов за учетный рериод определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.
27. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в празд-10
1
Предприятия, организации и учреждения в дальнейшем именуются «предприятия».
4