МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (MminpoMiopi России)
ПРИКАЗ
С?_:о
Моста
Об утверждении методических рекомендаций по организации стрит-ритейла в городском пространстве
В целях создания условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие и стимулирование роста объектов стрит-ритейла приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по организации стрит-ритейла в городском пространстве.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Евтухова В.Л.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России от 20 августа 2019 г. № 3061
Методические рекомендации но организации стрит-ритейла в юродском пространстве
I. Общие положении
1. Методические рекомендации по организации стрит-ритейла в городском пространстве (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях создания условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие и стимулирование роста объектов стрит-ритейла.
2. Для целей настоящих Методических рекомендаций под стрит-ритейлом понимаются зоны концентрации торговли и потребительской активности, представляющие собой совокупность объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания (магазины, кафе, рестораны, парикмахерские и т.д.), преимущественно небольшого размера, размещаемых, как правило, на первых этажах зданий, расположенных вдоль пешеходных улиц или тротуаров на транспортнопешеходных улицах, с витринами, вывесками и имеющих отдельный вход с улиц и тротуаров, образующих, как правило, непрерывный ряд витрин и объектов либо ряд витрин и объектов с небольшими промежутками (не отдельно стоящие объекты). Нестационарные, мобильные торговые объекты, ярмарки, объекты иных торговых форматов, расположенные в этих зонах, также являются объектами стрит-ритейла.
3. Формами групповой организации объектов стрит-ритейла в городском пространстве выступают торговые улицы (площади), торговые галереи и ряды.
4. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, носят рекомендательный характер и могут учитываться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при
комплексного благоустройства территории и зон рекреации, комплексное архитектурное освещение. Рекомендуемый образец организации общественных территорий городской рекреации приведен в приложении № 11 к настоящим Методическим рекомендациям.
Приложение № 1
к приказу Минпромторга России от 20 августа 2019 г. № 3061
Группы городов по численности населения
Группы
городов |
Крупнейшие |
Крупные |
Большие |
Средние и малые |
Население, тыс. чел. |
свыше 1000 |
500-1000
250-500 |
100-250 |
до 100 |
Малые туристические и курортные
Ра (метсинс обьенчон piiicft.ia в юродекой taci ройке |
|
|
|
Akiim lipfOlfH |
5
L
i
3
S
1
2 |
5 5 e
3 H S- 5 I
hi
i2' |
! QOUn
i |
Be 1 pMNIO-BpNCIpIKNMUC (■(■миаммк I-» MJAIMI |
HcIpKHKMfWIpxnUC (ктцчтмс I-» iiud) |
He (pucMTVIipT ||ЫСМИМГ
iKMIkMIH l-« iiukHI |
! = 5
12 i |
3 Г. J L—i ГГ § _ _ _ _ _
; Luinr^\ |
Hci ригмио-ирмс i pncHUMc |K*Mk>«MK 1-» НШЙ)
||и|(|рМр<>ЫНИЫС ■ IlfUMW инфрк<!>ук|ур>
1И.КШЧ1i lamK «Чп i м |
IV1 ротИШ-мрт 1 ркИИЫ* |КЮ.№МММ l-«
Ии|1|||||~»|||Ш< • lufankl» ■ ф>|рш<|и
Oi И.1ЫИ пт» aiuciu |
Be ip>K1ML>-ll|WU|UCHHUr iKHttlliWHH 1-Ж IIIACDI
01.К.1Ы» С11ИИЖ uAmkiu |
i i I
Hi
Ш |
5 \\\\ ' ТГ
5 - ■ |
llcipnraao-npMCfpncinn» {иппгаах l-« nu(t) |
HcrpnaiKvopKipixnut Ик1Ч1и>чцпк l-x nm*) |
Oi k.immihihik liuiiiu |
|
1 r:i\= |
|
1 Лк.»» СИНИТ afenni |
|
|
|
|
|
|
|
11риложснис № 2к приказу Мннпромторга России от 20 ашусга 2019 г. № 3061
Морфоши стройки: исрихнм ра.1ыи>-кочп<1К1 нмй в метрической чао и юрода
I. Пешеходная торговая >.тииа (площадь) в исторической части города Территория ОТМОС1ГТСЯ к морфотит периметральной встройки с плотностью <4-Х тыс кв м/га) с контрастной этажностью <2-7 этажей) и интенсивностью астройки 20-25 % Здания, как привило, раетичных периодов строительства, прсимхшсствсино - дореволюционные и довоенные, индивид) альные
В данной юне полностью илрешеио движение автотранспорта <и исключением пестренных служб и хборочиой техники) Вся игруна товаров ос> икств-тяется со емежтх просиов и тыльной стороны фасадов Движение пешеходов • линейно-поперечное
Формат етрит-ритей.и - в основном хилый с прсоб.иданием обьсктов обюсствеитюго питания
Допхетихюе ратмешенне объектов стрит-ритей. та
первые и цокольные этажи иаинй с обкитедьным входом с уровня
темдн.
приобъектные'пристроенные летние кафе.
органиюваиные птощадкн мини-ярмарок сельхотпродх кипи и торговые ряды (в том числе воете торцевых и г.тххих хчастков синий);
рассредоточенное ратмещение киосков и мобильных точек обслуживания (фаст-фхды. кофе-пойнты н лр ). вернисажей
Допхетихюе ратмсшсиис обьсктов рекреаций - на свободных нсистроенных хчэстках воете торимых и г.тххих хчастков станин. во вихтрскних дворах и кхрдонСрах
Модель органшации пешеходной юрювой улицы в метрической част юрода
СНЩИИ ВИА *ГAMCftO’lMO-nCL.ClOAI’OC 04САУХИВАИИС |
|
- отсутствуют торговые объекты и места рекреации
- улица пуста и безжизненна
|
- размешены объекты стрит-ритейла paworo (JwpMara - проведено комплексное благоустройство территории
• организованы летние кафе • объекты на первых этажах оборудованы пандусами
- приведены в порядок входы и вывески магазинов |
|
- подсветка зданий позволяет «удлинить» время торговой жизни
- создается уютная атмосфера |
- отсутствуют торговые объекты
- отсутствуют места рекреации
- низкое качество благоустройства
осуществлении градостроительной деятельности, в том числе могут быть включены в нормативные правовые и иные акты.
5. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер и в каждом муниципальном образовании могут корректироваться с учетом местных особенностей и условий их дислокации, в том числе планировочной организации улиц.
6. При разработке Методических рекомендаций в качестве градостроительной единицы взято локализованное общественное пространство (участок торговой улицы) протяженностью 200-300 метров с 1-2 остановками общественного транспорта или в иных сложившихся функциональных границах, обеспечивающих возможности графического и аналитического представления основных характеристик соответствующей формы организации торговой улицы (площади), торговой галереи и ряда.
7. При разработке Методических рекомендаций рассматривалась следующая типология городских поселений и градостроительных условий размещения объектов в зоне стрит-ритейла (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям):
а) группы городов по численности населения (тыс. чел.);
б) укрупненное планировочное зонирование территорий города (центральная часть; срединная часть; периферийные районы и территории перспективного развития);
в) функциональное зонирование территорий (общественно-деловые, общественно-жилые, жилые, производственные, рекреационные и др.);
г) морфологические типы общественно-жилой застройки (периметральный, плотный, контрастный - историческая часть города, туристические центры; периметральный разреженный, среднеэтажный; разреженный контрастный, многоэтажный; разреженный малоэтажный (частный сектор в черте города).
8. Очевидная неэффективность использования площадок и нежилых помещений на городских улицах при их значительном ресурсе создает предпосылки для формирования качественно новой структуры стрит-ритейла, развития групповых форм его организации в виде торговых улиц (площадей) и торговых галерей и их
- размещены объекты стрит-ритейла разного формата
- организованы летние кафе
- приведены в порядок входы и вывески магазинов
- проведена реконструкция фасадов 1-х пажей
- проведено комплексное благоустройство территории
размещения в городском пространстве, для чего потребуется:
а) инвентаризация территориальных ресурсов общественного пространства;
б) увеличение интенсивности использования (плотности застройки) участков за счет обоснования размещения новых объектов стрит-ритейла;
в) дифференциация форматов стрит-ритейла по типам локации (в отдельных стационарных и нестационарных торговых объектах, в помещениях 1-х этажей, в виде ярмарочной, мобильной торговли и др.);
г) поддержание разумных соотношений между различными видами и профилями стрит-ритейла с учетом территориальных условий его дислокации, плотности общественной застройки и потребительского спроса населения;
д) смягчение нормативных требований и планировочных ограничений при размещении объектов нестационарной торговли и общественного питания;
е) квотирование элементов рекреации (в % от суммарной торговой площади).
II. Рекомендации при проведении анализа потенцнала пространственной организации стрит-ритейла
9. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать степень интенсивности пешеходного трафика и потребительской активности.
В функциональном отношении торговые улицы и иные формы групповой организации стрит-ритейла должны размещаться в зонах высокого пешеходного трафика и потребительской активности.
Основные градостроительные требования при этом связаны с обеспечением транспортной доступности торговой улицы (парковки, остановки общественного транспорта и др.) и организацией комфортного городского пространства (освещение, озеленение, места отдыха, мусорные боксы и др.).
10. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в малых туристических и курортных городах рекомендуется учитывать зоны высокого туристического трафика и наибольшей ту ристической привлекательности.
В малых туристических и курортных городах при решении вопросов развития стрит-ритейла, в том числе организации торговых улиц, следует учитывать преимущественную ориентацию торговли и общественного питания на гостей города (туристов и отдыхающих) с размещением соответствующих объектов в зонах дислокации памятников историко-культурного наследия (туристические города) и зонах высокого трафика отдыхающих (курортные города).
11. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать организацию транспортного обслуживания на торговых улицах. Организация транспортного обслуживания на торговых улицах планируется с учетом плотности улично-дорожной сети и развитости общественного транспорта.
На преимущественно пешеходных улицах (в центральной части города) применяется принцип разделения транзитного и обслуживающего автотранспорта с использованием местных проездов (для загрузки объектов торговли).
Транспортная доступность общественных территорий в срединной и периферийной частях города достигается за счет оптимизации поперечного профиля улиц для организации парковок и зон разгрузки товаров, создания комфортабельных пунктов остановки общественного транспорта, упорядочения приобъектных паркингов.
В городских поселениях с туристическими центрами требуется развитие транспортного каркаса вокруг объектов историко-культурного наследия с организацией крупных и/или небольших автостоянок.
12. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве в целях упорядочения и размещения новых объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания рекомендуется предусматривать в числе градостроительных требований:
а) зонирование общественного пространства по видам стрит-ритейла в пределах локализованного общественного пространства (в том числе микрозонирование на уровне арендаторов помещений в пределах торговой улицы);
б) внедрение смешанного типа объектов стрит-ритейла - отдельно стоящие
(торговые галереи и ряды, павильоны, киоски, палатки на свободных участках, ярмарочные площадки и др.) и встроенные в первые и/или цокольные/стилобатные этажи (в соответствии с пожарными и санитарными нормами);
в) разделение пешеходного потока и зон рекреации;
г) соблюдение единого стилистического и архитектурного облика фасадов зданий, упорядочение рекламы и организация входных групп;
д) резервирование площадок для городских мероприятий.
13. При анализе потенциала организации стрит-ритейла в городском пространстве рекомендуется учитывать формирование современной и комфортной городской среды. Формирование современной и комфортной городской среды предусматривает следующие архитектурно-планировочные требования:
а) регулирование внешнего облика застройки на торговых улицах (площадях) - обустройство фасадов (в том числе глухих торцов) и входных/витринных групп согласно единой стилистической стратегии;
б) регулирование наружной рекламы;
в) информационное обеспечение и навигация объектов стрит-ритейла в пределах пешеходной торговой улицы;
г) дополнительная подсветка объектов стрит-ритейла и рекреаций;
д) обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла;
е) благоустройство и инженерное оборудование участков рекреации (открытых кафе, скверов, тематических площадок для мероприятий и др.);
ж) создание малых архитектурных форм - идентики места.
III. Рекомендуемые модели организации стрит-ритейла на общественных пространствах (торговых улицах)
14. Организация пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города (морфотип застройки: периметрально-компактный в исторической части города).
При организации пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города приведен в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города (морфотип застройки: периметрально-компактный в исторической части города).
При организации транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка первых этажей зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы (площади) в исторической части города приведен в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
16. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города (морфотип застройки: разреженный среднеэтажный в срединной части города).
При организации транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты
современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, обустройство и приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, подсветка первых этажей зданий, обеспечение беспрепятственности доступа инвалидов к объектам стрит-ритейла, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы в срединной части города приведен в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
17. Организация транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города (морфотип застройки: разреженный среднеэтажный в срединной части города).
При организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, ярмарок, обустройство и приведение в порядок входных/витринных групп, разнообразное уличное и архитектурное освещение, обеспечение транспортнопешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории, в том числе зонирование территории по видам торговли и мест отдыха, и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в срединной части города приведен в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
18. Организация транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города (морфотип застройки: разреженный многоэтажный в периферийной части города).
При организации транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов стрит-ритейла разного формата, организация летних кафе, обустройство и
приведение в порядок, в том числе реконструкция, фасадов и входных/витринных групп, обеспечение различных видов подсветки зданий и вечернего архитектурного освещения улицы, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортно-пешеходной торговой улицы в периферийной части города приведен в приложении №6 к настоящим Методическим рекомендациям.
19. Организация транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города (морфотип застройки: разреженный многоэтажный в периферийной части города).
При организации транспортно-пешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение нестационарных торговых галерей и рядов с инженерной подготовкой площадок под их установку, обеспечение различных видов уличного и архитектурного освещения площади и торговых объектов, обеспечение транспортнопешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории, в том числе зонирование площади по видам торговли и мест отдыха (рекреации), и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации транспортнопешеходной торговой площади (узла) в периферийной части города приведен в приложении № 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
20. Организация пешеходной торговой улицы в курортной зоне города (морфотип застройки: смешанный среднеэтажный в курортной зоне города).
При организации пешеходной торговой улицы в курортной зоне города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение торговых объектов малого формата, летних кафе, нестационарных объектов торговли и общественного питания, подсветка зон отдыха и архитектурное освещение набережной, организация комплексного благоустройства территории и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации пешеходной торговой улицы в
курортной зоне города приведен в приложении № 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
21. Организация пешеходной торговой улицы в ту ристической зоне города (морфотип застройки: периметрально-компактный в туристической зоне города).
При организации пешеходной торговой улицы в туристической зоне города рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение объектов торговли сувенирной продукцией и общественного питания, подсветка торговых объектов и архитектурное освещение площади, организация комплексного благоустройства территории, в том числе зонирование площади по видам торговли и мест отдыха (рекреации), и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации пешеходной торговой улицы в туристической зоне города приведен в приложении № 9 к настоящим Методическим рекомендациям.
22. Организация регулярных (сезонных) ярмарок для малых городов (морфотип застройки: разреженный разноэтажный).
При организации регулярных (сезонных) ярмарок для малых городов рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение торговых объектов с различным ассортиментом товаров, подсветка ярмарки и архитектурное освещение площади, обеспечение транспортно-пешеходного обслуживания, организация комплексного благоустройства территории, в том числе внутреннее зонирование ярмарок, и зон рекреации. Рекомендуемый образец организации регулярных (сезонных) ярмарок для малых городов приведен в приложении № 10 к настоящим Методическим рекомендациям.
23. Организация общественных территорий городской рекреации (морфотип застройки: незастроенные территории).
При организации общественных территорий городской рекреации рекомендуется учитывать морфотип застройки и предусматривать все аспекты современной и комфортной городской среды. Рекомендуется размещение нестационарных объектов торговли и общественного питания, организация