Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Основные принципы полного хозяйственного расчета

Формы хозяйственного расчета

Планирование

Финансирование

Оценка готовности предприятий к работе в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИЭИуголь
УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ЦНИЭИуголь)

Учебно-методическое пособие для производственноэкономического образования

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

— 198В

(памятка для руководителей, специалистов и служащих объединений (предприятий) и организаций угольной (сланцевой) промышленности)

МОСКВА

ВВЕДЕНИЕ

Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС утвердил сОсновные положения коренной перестройки управления экономикой».

На современном этапе главной политической задачей партии в области экономики являются осуществление радикальной реформы, создание целостной эффективной и гибкой системы управления, позволяющей максимально реализовать преимущества социализма (1).

Суть коренной перестройки экономики состоит в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Важнейшими звеньями перестройки экономики являются резкое расширение границ самостоятельности предприятий (объединений)* перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, повышение ответственности за конечные результаты деятельности, выполнение обязательств перед потребителями, установление прямой зависимости уровня доходов коллектива от эффективности его работы.

Фундаментом новой системы управления стал Закон СССР о государственном предприятии (объединении), которым определены экономические и правовые основы хозяйственной деятельности, предусмотрено усиление экономических методов управления, расширение демократических начал и развитие самоуправления, определены отношения между предприятиями (объединениями) и органами государственной власти и управления.

В 1987 г. на полный хозяйственный расчет и самофинансирование переведены отдельные министерства: Минавтопром, Миннефте-пром, Минприбор, Минхиммаш, Минлегпром, Минморфлот, Минторг. С начала 1988 г. на эту систему переведено более половины предприятий страны. Начиная с 1989 г. в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования будет работать вся промышленность, в том числе и угольная.

Настоящее пособие подготовлено в помощь руководителям, специалистам и служащим предприятий и объединений угольной

добычи и на сумму амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов. Абсолютные размеры ФРПНТ в плане и фактически определяются:

в части, образуемой за счет прибыли — умножением установленной поточной ставки образования этого фонда соответственно на плановый и фактический объем общей добычи;

в части, образуемой за счет амортизационных отчислений — умножением установленного норматива соответственно на плановую и фактическую сумму амортизационных отчислений для полного восстановления основных фондов.

Средства ФРПНТ расходуются по смете, проект которой обсуждается в трудовом коллективе и после его одобрения утверждается совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета.

За счет ФРПНТ финансируются затраты на: техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и поддержание действующего производства; строительство новых объектов собственного производства;

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, включая приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

прирост собственных оборотных Средств, а также на возмещение их недостатка;

создание и расширение мощностей но производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению; осуществление природоохранных мероприятий; приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Часть средств ФРПНТ может быть направлена в фонд социального развития на строительство жилых домов, а также передаваться другим предприятиям или исполкомам местных Советов народных депутатов для финансирования совместно выполняемых работ и других мероприятий, определенных в Типовом положении:

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМиЖС), образуемый в настоящее время, в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования заменяется фондом социального развития (ФСР), который становится основным источником финансирования жилищного строительства, содержания объектов социально-культурной сферы, проведения оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

В отличие от ФСКМиЖС, который образуется по нормативам в процентах от суммы фонда материального поощрения, фонд социального развития будет формироваться по стабильным нормативам — потонным ставкам в копейках за I т общей добычи.

Для расчета потонных ставок образования ФСР, в первую очередь. определяется размер средств, направляемых в этот фонд в

условиях перевода на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в соответствии с расчетами пятилетнего плана.

В этих целях ФСР, установленный в расчетах пятилетнего плана по показателям на 1989—1990 гг. (по годам), увеличивается на сумму затрат на строительство жилья и других объектов непроизводственного назначения, предусмотренных в плане капитального строительства на двенадцатую пятилетку (кроме затрат, учтенных в расчетах пятилетнего плана на указанные цели за счет средств этого фонда) и расходов, финансируемых ранее за счет бюджета.

Размеры потонных ставок образования ФСР определяются путем деления указанных выше средств, входящих в ФСР, на объем общей добычи по пятилетнему плану на соответствующий год.

Фонд социального развития определяется предприятием (структурной единицей) по плану и фактически путем умножения установленной потонной ставки соответственно на плановый и фактический объем общей добычи, исчисленный нарастающим итогом с начала года.

Средства фонда социального развития расходуются по смете, утверждаемой после ее одобрения на собрании трудового коллектива.

Использование средств фонда социального развития может осуществляться по следующим направлениям:

строительство жилых домов, детских учреждений и других объектов социального назначения;

проведение оздоровительных мероприятий; проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий;

удешевление стоимости и усиление питания в столовых, профилакториях, детских садах, детских яслях, пионерских лагерях; благоустройство коллективных садов;

предоставление безвозмездной материальной помощи трудящимся для кооперативного и индивидуального жилищного строительства;

предоставление молодым семьям беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством; другие цели.

Фонд материального поощрения (ФМП) образуется по стабильным нормативам — потонным ставкам н копейках за 1 т общей добычи (потонная ставка). За объем общей добычи, принятый сверх (1жже) пятилетнего плана, размер ФМП при планировании на текущий год увеличивается (уменьшается) по повышенным потонным ставкам. На очередной год ФМП образуется суммированием величины этого фонда, определенной по утвержденным потонным ставкам за установленный в пятилетнем плане объем общей добычи и величины прироста (снижения) фонда, исчисленной по повышенным потонным ставкам за превышение (снижение) объема общей добычи по сравнению с заданиями пятилетнего плана на соответствующий год.

При перевыполнении (невыполнении) плана по объему обшей добычи в течение года (квартал, полугодие, девять месяцев, год) отчисления в ФМП увеличиваются (уменьшаются) также по повышенным потонным ставкам.

Кроме того, ФМП в течение года (поквартально нарастаюшим итогом) увеличивается (уменьшается) в зависимости от выполнения обязательств по поставкам продукции и выполнения плана по уровню затрат на рубль товарной продукции. При выполнении обязательств по поставкам продукции ФМП увеличивается на 15%, при невыполнения — уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения. При снижении (росте) затрат на рубль товарной продукции по сравнению с уровнем, предусмотренным в плане, ФМП увеличивается (уменьшается) на 2 процента за каждый процент снижения (роста) затрат.

Неиспользованная сумма экономии по фонду заработной платы перечисляется в конце года в фонд материального поошрения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (объединения) при условии выполнения плана по росту производительности труда.

При формировании ФМП учитывается соблюдение установленного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда. В случае нарушения соотношения соответствующая часть ФМП резервируется и может быть использована при достижении в дальнейшем нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития.

Средства ФМП расходуются по смете, которая утверждается после обсуждения ее в трудовом коллективе. Кроме действующих в настоящее время направлений использования ФМП (текущее премирование ИТР, единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий, премирование по результатам социалистического соревнования, выплата вознаграждения работникам за общие результаты деятельности по итогам за год и другие), предусматривается выплачивать премии, регламентированные специальными положениями, источниками которых являются прибыль и себестоимость продукции, в частности, премии за прирост производства товаров народного потребления; премии за создание, освоение и внедрение новой техники; авторские вознаграждения изобретателям и рационализаторам; премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов и др.

Предприятия (объединения) могут с согласия трудового коллектива направлять средства фонда материального поошрения на выплату заработной платы при превышении фактического фонда заработной платы над нормативным (плановым).

Неиспользованные остатки средств фонда материального поошрения изъятию не подлежат и используются в последующие годы в соответствии с утвержденной сметой расходования ФМП.

Предприятия (объединения) в целях повышения заинтересован*

ности в улучшении качества отгружаемого угля, эффективного использования отходов производства и материальных ресурсов производят дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования. а именно:

часть прибыли, полученной от превышения доплат за улучшение качества отгруженного угля (сланца) над суммой плановых скидок или надбавок к оптовой цене в пересчете на фактически реализованную продукцию за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий (объединений). Конкретный размер отчислений устанавливается объединением, имея в виду, что общая сумма этих отчислений во все ФЭС не должна превышать 50 процентов суммы указанной прибыли. При этом отчисления в ФЭС не должны превышать 25 процентов плановых размеров этих фондов;

часть прибыли, получаемой вследствие комплексного использования минерального сырья и реализации попутно добываемых полезных ископаемых, вскрышных пород, отходов обогащения и снижения потерь против установленных норм. Конкретный размер отчислений устанавливается объединением, имея в виду, что общая сумма этих отчислений во все ФЭС не должна превышать 50 процентов суммы указанной прибыли;

часть прибыли, полученной от реализации продукции производственно-технического назначения, изготовленной из отходов производства, и реализации восстановленных запасных частей сверх уровня, достигнутого в предшествующем году. Конкретный размер отчислений устанавливается объединением.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Основными источниками образования средств предприятий (объединений) являются прибыль от реализации товарной продукции, амортизационные отчисления, выручка от реализации излишнего имущества.

Прибыль распределяется по нормативам, утверждаемым вышестоящим органом, в числе которых нормативы платы за производственные фонды, платы за трудовые и природные ресурсы (угольная промышленность в связи с недостаточным уровнем рентабельности проектируемых новых оптовых цен на угольную продукцию освобождена на 1989—1990 гг. от внесения платы за эти ресурсы), норматив отчислений от расчетной прибыли в государственный (в том числе местный) бюджет, норматив отчислений от расчетной прибыли в централизованный фонд развития производства, науки н техники и резервы министерства.

Под расчетной прибылью понимается прибыль от реализации продукции, работ, услуг за вычетом платы за ресурсы и процентов за краткосрочный банковский кредит.

После расчетов предприятия (объединения)с бюджетом, министерством и банком остаточная прибыль поступает в распоряжение

трудового коллектива и направляется на образование фондов экономического стимулирования.

С введением Закона о государственном предприятии (объединении) существенно ограничиваются права вышестоящих органов по внутрисистемному перераспределению прибыли и амортизационных отчислений. Отчисления от прибыли и амортизационных сумм в централизованные фонды и. резервы министерств и ведомств осуществляются по стабильным нормативам независимо от фактически полученной прибыли или начисленной амортизации. Такой порядок исключает возможность произвольных решений со стороны вышестоящих органов, ущемляющих права трудовых коллективов в части распоряжения созданным хозрасчетным доходом.

В условиях работы на полном хозяйственном расчете и самофинансировании министерство образует централизованный фонд развития производства, науки и техники (ЦФРПНТ) и резервы по фонду материального поощрения и фонду социального развития за счет отчислений от расчетной прибыли (дохода) объединений, предприятий и организаций, а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов по установленным стабильным нормативам.

При этом отчисления от расчетной прибыли (дохода) производятся по общему нормативу, учитывающему суммы, подлежащие направлению как в централизованный фонд развития производства, науки и техники, так и в резервы.

Резервы по фонду социального развития и фонду материального поощрения создаются в размерах до 15 процентов плановой величины каждого из этих фондов в целом по министерству. Средства централизованного фонда развития производства, науки и техники предназначены для финансирования капитальных вложений общеотраслевого и межотраслевого характера, важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, возмещения убытков и образования ФРПНТ планово-убыточных и малорентабельных предприятий, содержания аппарата управления, другие цели. Средства ЦФРПНТ могут также направляться на пополнение фондов социального развития для финансирования капитальных вложений предприятий, коллективы которых особо нуждаются в улучшении жилищных условий.

Средства резерва по фонду материального поощрения (фонду оплаты труда) направляются на следующие цели: создание фондов на вновь вводимых предприятиях, а также на планово-убыточных и малорентабельных предприятиях; премирование за работы по новой технике межотраслевого и общеотраслевого характера и другие цели.

Средства резерва по фонду социального развития направляются на следующие цели:

создание фонда социального развития для вновь вводимых в действие предприятий, объектов, мощностей;

долевое участие в совместном строительстве жилых домов, при-

обретение путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты, на туристические базы, на экскурсии и путешествия, на проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий для работников аппарата управления министерства по установленным нормативам;

на увеличение фонда социального развития коллектива —победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании;

создание ФСР планово-убыточных и малорентабельных предприятий;

другие затраты, связанные с социальным развитием.

В условиях полного хозрасчета и самофинансирования предприятия (объединения) создают финансовый резерв.

Финансовый резерв создается;

а)    по предприятиям, где применяется нормативное распределение прибыли, за счет части плановой и фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия до ее направления в соответствии с утвержденными нормативами на образование фондов экономического стимулирования или за счет смет расходования фонда социального развития и фонда развития производства, науки и техники;

б)    по предприятиям, где осуществляется нормативное распределение дохода (2 модель), за счет части планового и фактического хозрасчетного дохода коллектива до его распределения или за счет сметы расходования фонда социального развития и фонда развития производства, науки и техники.

Размер отчислений в финансовый резерв не должен превышать 5 процентов прибыли (дохода), направляемой в фонд социального развития и фонд развития производства, науки и техники Средства финансового резерва направляются на: дополнительные затраты по производственному и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение его недостатка,

дополнительные отчисления в фонд материального поощрения (единый фонд оплаты труда) за выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами; другие цели.

При избытке прибыли после образования ФЭС она зачисляется в финансовый резерв и используется в последующие периоды при ее недостаточности для образования ФЭС в пределах ранее зачисленных сумм.

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

Практика показывает, что успешная работа трудового коллектива по-новому в большой степени зависит от уровня и качества готовности предприятия к переходу на новые экономические методы хозяйствования.

Учитывая серьезные особенности организации работы в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, требования к подготовке и ответственность к переходу на эти условия значительно возрастают.

Исходя из этих требований комплексными критериями оценки готовности структурной единицы, предприятия, объединения являются:

1.    Обеспеченность финансовыми ресурсами в размерах, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности — в соответствии с принципами полного хозрасчета и самофинансирования.

2.    Производственно-техническое обеспечение.

3.    Организационно-методическое и нормативное обеспечение, отвечающее требованиям Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

4.    Состояние экономического образования трудящихся.

5.    Решение социальных вопросов.

Перечисленные критерии включают в себя следующие основные направления.

I ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ наличие собственных оборотных средства и изыскание внутренних ресурсов для их восполнения при недостатке, а также источников для погашения банковских кредитов, полученных на эти цели и на прирост нормативов собственных оборотных средств;

высвобождение финансовых ресурсов, отвлеченных на внеплановые цели — капитальный ремонт, сверхнормативные, сверхплановые запасы материальных ценностей и других нормируемых средств и т. д. ;

максимальное снижение и полная ликвидация непроизводительных расходов;

повышение оперативности в маневрировании финансовыми ресурсами, др. направления.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: уровень выполнения плана добычи (переработки) угля, освоение нормативной производственной мощности;

уровень выполнения плана поставок по договорам; наличие и использование фронта очистных забоев на шахтах, подготовка запасов угля на разрезах;

проводимые мероприятия по совершенствованию горного хозяйства. ликвидации сузких» мест, по внедрению новой техники;

первоочередная потребность в важнейших видах оборудования и ожидаемое обеспечение этой потребности; др. направления.

3 ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕ ЧЕНИЕ

наличие и знание директивных, типовых и других документов центральных органов, отраслевых директивных документов, методических положений и рекомендаций, нормативов, разработанных управлениями Минуглепрома СССР, институтом ЦНИЭИуголь, непосредственно объединениями и входящими в его состав подразде-

лениями по вопросам организации работы в условиях полного хозрасчета и самофинансирования.

4.    ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, деятельность совета трудового коллектива по вопросам подготовки к переходу на полный хозрасчет и самофинансирование;

наличие и знание положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, отражающих требования к работникам и службам в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Закона о государственном предприятии (объединении);

реализация мер по усилению взаимодействия и ответственности всех подразделений, служб, основных и вспомогательных участков, цехов, бригад, отдельных работников;

организация и результаты аттестации работников и рабочих мест в соответствии с требованиями условий полного хозрасчета и самофинансирования (результаты по эффективности проведения аттестации);

развитие хозрасчета и подряда в бригадах, цехах, предприятиях; повышение достоверности учета и оценки работы коллективов бригад, цехов, предприятия; усиление материальной заинтересованности и ответственности за конечные результаты труда;

принимаемые меры и их эффективность по обеспечению 100%-го выполнения плана реализации продукции с учетом обязательств, улучшению договорно-претензионной работы между объединением и структурными подразделениями, внутрипроизводственных отношений;

наличие и знание положений о предприятии, участке, цехе, учитывающих систему взаимных претензий, санкций за несоблюдение плановых заданий и договорных обязательств, других требований и положений в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, др.

5.    СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ: наличие учебных и наглядных пособий;

деятельность совета по экономическому образованию; организация контроля за учебным процессом с учетом приказов министра от 5 11.87 г. S? 221 и от 27.11.87 г. № 241 и др. указаний;

оценка активности трудящихся в учебном процессе и доходчивости применяемых на учебе материалов;

организация проверки знаний работников, охват обучением трудящихся, другие вопросы.

6.    РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:

обеспеченность кадрового состава жильем, детскими садами, профилакториями, другими соцкультобъектами;

осуществляемые меры по созданию лучших производственно-бытовых условий, охране труда и технике безопасности и их эффективность;

реализация мероприятий по совершенствованию оплаты труда; основные показатели плана социального развития коллектива; наличие на предприятиях клубов, дворцов культуры, спортивных сооружений, оценка их работы; другие вопросы.

Введение.......................

Основные принципы полного хозяйственного расчета........

Формы хозяйственного расчета................

Планирование .....................

Экономическое стимулирование................

Финансирование .....................

15

Оценка готовности предприятий к работе в условиях полного хозрасчета и самофинансирования....................

Ответственный за выпуск М. С. Михайлов

Техн. редактор С. М. Хозяинов Корректор Г. П. Евлентьева

Сдано в пр-во н подп. в печать 17.11.1988 г Формат 60X 90/16. Печать офсетная. Бумага для множ аппаратов Уел. печ. л. 1.00. Уел. кр. отт. 1,25. Уч.-нзд. л. 1.25.

Тираж 16000 экз. Заказ Х» 1061 И3Д- М-1800

ЦНИЭИуголь. Москва. 103012. пр. Сапунова, д. 13/15 Типография. 1-й Смоленский пер., д. 10/5

g. ЦНИЭИуголь, 1968

(сланцевой) промышленности для использования в системе производственно-экономического образования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО

РАСЧЕТА

Хозяйственный расчет является основным методом социалистического хозяйствования Он предусматривает возмещение расходов за счет доходов, материальную заинтересованность и ответственность предприятия в выполнении государственных плановых заданий, повышение эффективности работы.

В И. Ленин писал: «.. тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий».

Полный хозрасчет расширяет понятие безубыточности, включая в число расходов, подлежащих покрытию за счет собственных источников, платежи в бюджет за пользование ресурсами, расходы на расширенное воспроизводство данного предприятия.

Таким образом полный хозяйственный расчет предусматривает осуществление всей производственно-хозяйственной дейтельности предприятия (объединения) за счет собственных средств, а важнейшим его принципом становится самофинансирование.

Работая на полном хозяйственном расчете, предприятие (объединение) за счет своих средств:

покрывает затраты на производство и реализацию продукции; вносит плату за ресурсы и другие платежи в бюджет; производит отчисления вышестоящему органу; выплачивает проценты банку за пользование кредитом; фЪрмирует фонды развития производства, науки и техники и социального развития в размерах, обеспечивающих техническое перевооружение, реконструкцию предприятия, осуществление мероприятий по улучшению социально-бытовых условий жизни трудящихся;

формирует фонд материального поощрения или единый фонд оплаты труда.

Полный хозяйственный расчет базируется ра следующих принципах:

хозяйственная самостоятельность предприятия (объединения). Предприятие (объединение) наделено обособленной частью общенародной собственности и использует ее как хозяин для создания и приумножения народного богатства. Предприятие само организует производственно-хозяйственную деятельность;

самоокупаемость (безубыточность) и самофинансирование. Самоокупаемость предусматривает, что затраты на производство возмещаются за счет выручки от реализации продукции. Самофинансирование является дальнейшим развитием самоокупаемости, предусматривает, что предприятие обеспечивает за счет собственных источников не только простое, но и расширенное воспроизводство;

материальная заинтересованность трудовых коллективов предприятий в улучшении конечных результатов путем формирования и использования хозрасчетного дохода в зависимости от этих результатов;

материальная ответственность за обеспечение конечных результатов хозяйствования, выражающаяся в том. что предприятия отвечают за соблюдение интересов государства и трудящихся. Инструментами материальной ответственности являются экономические санкции, нормативы уменьшения фондов поощрения, возмещение ущерба;

денежный контроль за хозрасчетной деятельностью. Все денежные средства предприятий находятся на расчетном счете в Государственном банке, который контролирует правильность расходования денежных средств.

Составной частью полного хозяйственного расчета является внутрихозяйственный расчет, который основан на использовании соответствующих экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих материальную заинтересованность коллективов участков и бригад в качественном выполнении своих производственных обязательств, экономии ресурсов. Внутрихозяйственный расчет должен быть ориентирован на цели, соответствующие задачам полного хозяйственного расчета структурной единицы, предприятия (объединения).

ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА

При переходе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование Закон СССР о государственном предприятии (объединении) предусматривает возможность использования с разрешения вышестоящего органа любой из двух форм хозяйственного расчета: первой — основанной на нормативном распределении прибыли; второй — основанной на нормативном распределении дохода, полученного после возмещения из выручки материальных и приравненных к ним затрат.

При первой форме из прибыли производятся расчеты с бюджетом и вышестоящим органом, выплачиваются банку проценты за кредит.

Образовавшаяся после этих расчетов остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Из оставшейся в распоряжении предприятия прибыли по нормативам формируются фонды:

развития производства, науки и техники; социального развития; материального поощрения.

Фонд зарплаты образуется по нормативу к объему продукции (работ, услуг) производства. Хозрасчетный доход представляет собой сумму фонда заработной платы и остаточной прибыли

Первая форма в основном соответствует ныне действующему порядку распределения прибыли.

При второй форме из дохода, полученного после возмещения из выручки материальных затрат, производятся расчеты с бюджетом и вышестоящим органом, выплачиваются проценты за кредит, после чего образуется хозрасчетный доход трудового коллектива. В состав материальных затрат, исключаемых из выручки, входят материалы, топливо, электроэнергия, услуги производственного ха рактера, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления, прочие денежные расходы за минусом зарплаты, входящей в услуги, оказанные подразделениями объединения.

Из хозрасчетного дохода по нормативам формируются: фонд развития производства, науки и техники; фонд социального развития.

Остающаяся часть хозрасчетного дохода образует единый фонд оплаты труда, в котором органически объединены средства фонда зарплаты и материального поощрения.

Вторая форма хозяйственного расчета обладает стимулирующим воздействием на снижение издержек производства, связанных с материальными и приравненными к ним затратами.

Рассматривая вопрос о выборе формы хозрасчета для угольного предприятия (объединения), необходимо учитывать объективную зависимость финансовых результатов его работы от природных факторов, воздействие которых зачастую носит случайный характер. Применение второй формы хозрасчета предпочтительно для предприятий, имеющих надежную основу устойчивой работы, хорошую перспективу экономического и социального развития.

ПЛАНИРОВАНИЕ

В условиях полного хозяйственного расчета предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверждают пятилетние и годовые планы.

Для формирования пятилетних планов предприятие (объединение) Получает от вышестоящего органа исходные данные: контрольные цифры; государственные заказы; долговременные экономические нормативы; лимиты.

Исходные данные разрабатываются Госпланом СССР и не позднее, чем«за год до начала очередной пятилетки доводятся до министерства, которое в свою очередь в месячный срок сообщает их предприятиям (объединениям).

Такой порядок позволяет трудовым коллективам заблаговременно подготовиться к разработке планов, обеспечить необходимое обоснование расчетов, провести их согласование с местными Советами народных депутатов по вопросам развития социальной сферы

обслуживания населения, производства товаров народного потребления.

Контрольные цифры включают:

производство промышленной продукции в стоимостном выражении (расчетно) для заключения хозяйственных договоров;

производство продукции в натуральном выражении, имеющей особо важное значение для сбалансированности народного хозяйства:

добыча угля общая;

выпуск крупных и средних сортов угля;

брикеты угольные,

из общей добычи — уголь для коксования;

товарный выпуск концентрата угольного с ОФ для поставки другим отраслям;

из общего количества концентрата угольного с ОФ — концентрата для коксования;

производство непродовольственных товаров народного потребления в розничных ценах;

объем реализации платных услуг населению; прибыль (или хозрасчетный доход); валютная выручка;

важнейшие обобщающие покагатели научно-технического прогресса:    в их числе в плане '989 г.—удельный вес добычи

угля на шахтах механизированными комплексами в общем объеме добычи угля из очистных забоев, удельный вес добычи угля открытым способом в общей добыче угля и обновление продукции машиностроения;

показатели развития социальной сферы: в их числе ввод в действие за счет всех источников финансирования жилых домов, дошкольных и лечебно-профилактических учреждений, объектов культуры;

показатели охраны природных ресурсов; рост производительности труда.

Одновременно Министерство угольной промышленности сообщает объединениям в составе контрольных цифр объемы проведения подготовительных выработок на шахтах и производства вскрышных работ на разрезах, а также показатели качества угля.

Контрольные цифры не носят директивного характера, они не должны сковывать трудовой коллектив при разработке планов, должны оставлять ему свободу выбора решений. Однако при этом надо учитывать, что контрольные цифры отражают общественные потребности в производимой продукции и минимальные уровни эффективности производства.

Государственные заказы подлежат обязательному включению в план. Это принципиально новый показатель в составе исходных данных для планирования. Их директивный характер оправдан необ-

ходимостью гарантировать обществу производство жизненно важных изделий в достаточном количестве.

Государственные заказы выдаются предприятию вышестоящим органом на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, на поставку тех видов продукции, которые нужны прежде всего для решения общегосударственных, социальных задач, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности страны, обеспечения экономической независимости, а также на поставку сельскохозяйственной продукции. При выдаче государственных заказов должна предусматриваться взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика, и размещаться они должны, как правило, на конкурсной основе, что обусловливает заинтересованность предприятия в получении госзаказа.

В зависимости от специализации предприятия, номенклатуры выпускаемой им продукции доля государственных заказов в его производственной программе может быть выше или ниже.

В связи с перестройкой планирования в рамках уже действующей двенадцатой пятилетки. Советом Министров СССР установлен порядок формирования государственных заказов на 1989—1990 гг. Предусмотрено, что государственный заказ в угольной промышленности определяет объем поставок угля населению (рыночный фонд) для коксования, создания государственных резервов и на экспорт.

В целом по Минуглепрому СССР на 1989 г. государственный заказ, кроме перечисленных направлений на поставку, включает также производство непродовольственных товаров народного потребления в розничных ценах, объем реализации платных услуг населению, ввод в действие производственных мощностей на объектах госзаказа, прирост разведанных запасов угля (категория A+B+Ci) и ввод в действие объектов социальной сферы за счет государственных централизованных вложений.

Долговременные экономические нормативы предназначены для установления взаимоотношений с государственным бюджетом, в том числе с местным, формирования фондов экономического стимулирования и определения других сторон хозяйственной деятельности объединения (предприятия). Они обеспечивают увязку общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами объединений (предприятий) и устанавливаются с учетом региональных особенностей. Нормативы призваны создавать такие экономические условия деятельности объединений (предприятий), при которых выгодны наиболее эффективные решения но развитию производства, использованию ресурсов.

Экономические норматива утверждаются вышестоящим органом управления заблаговременно до начала разработки пятилетнего плана.

Объединениям (предприятиям) устанавливаются следующие долговременные экономические нормативы: платы за производственные фонды; платы за трудовые ресурсы; платы за природные ресурсы;

отчислений от расчетной прибыли в государственный и местный бюджет;

отчислений от расчетной прибыли, а также от амортизации на полное восстановление основных фондов в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства;

образования фонда заработной платы;

образования фонда развития производства, науки и техники; образования фонда социального развития; образования фонда материального поощрения; образования фонда валютных отчислений;

соотношения темпов прироста средней заработной платы и производительности труда;

предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема товарной продукции, работ и услуг (на период 1989-1990 гг.).

Конкретный перечень экономических нормативов для объединений (предприятий) соответствующей отрасли устанавливается Советом Министров СССР. Плата за ресурсы имеет большое экономическое значение, она существенно усиливает хозрасчетные взаимоотношения между предприятием и государством. В то же время плату могут вносить только высокорентабельные предприятия. Поэтому предприятия министерства угольной промышленности на 1989— 1990 гг. освобождены от платы за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы.

Лимиты — устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ дли развития межотраслевых производств, нового строительства, проведения крупномасштабных мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции производства, технике безопасности и охране природы и решения других особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, а также централизованно распределяемых материально-технических ресурсов с учетом экономии.

В составе лимитов устанавливаются также объемы геологоразведочных работ, финансируемых из государственного бюджета.

Годовые планы разрабатываются и утверждаются объединением исходя из его пятилетнего плана и заключаемых хозяйственных договоров.

В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) всей полнотой прав в области планирования распо-

лагают юридически самостоятельные предприятия, которыми в угольной промышленности являются производственные объединения. В то же время эффективная реализация намеченных преобразований в планировании возможна лишь при доведении их до всех непосредственных участников производственно-хозяйственного цикла. В первую очередь это относится к структурным единицам по добыче и обогащению угля — шахтам, разрезам и обогатительным фабрикам, права которых в этой области определяются производственным объединением. Целесообразно, чтобы объединения предоставили этим структурным единицам возможно более широкие права в планировании, пользуясь которыми они могли бы самостоятельно разрабатывать пятилетние планы. При этом могут вноситься некоторые уточнения в организацию планирования с учетом отличия производственно-хозяйственной деятельности шахт (разрезов) от объединений. В частности, при разработке пятилетнего плана в составе контрольных цифр не следует доводить показатели валютной выручки, поскольку внешторговые операции выполняются производственным объединением.

Не следует, видимо, включать в состав государственных заказов шахтам (разрезам) ввод мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, так как финансово-договорные отношения с подрядными организациями осуществляет объединение.

В составе долговременных экономических нормативов для шахт (разрезов) не целесообразно включать нормативы, регламентирующие взаимоотношения с бюджетом и министерством, а также нормативы образования фонда развития производства, науки и техники и валютных отчислений.

Из числа лимитов до шахт и разрезов следует доводить только лимиты централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения потребностей производства.

Важным в организации планирования является участие членов трудовых коллективов в формировании планов. Необходимо обеспечивать трудящимся возможность давать предложения по плану на всех стадиях его разработки.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Экономическое стимулирование включает методы и формы создания заинтересованности работников и трудовых коллективов в наилучшем выполнении стоящих перед ними задач, повышении экономической эффективности производства. Такая заинтересованность обеспечивается многочисленными материальными стимулами, которые содержатся в различных звеньях хозяйственного механизма.

Ведущую роль среди них играют образование и использование фондов экономического стимулирования, фонда заработной платы, а также других средств объединения (предприятий).

В условиях полного хозяйственного расчета предприятия (объединения) роль фондов экономического стимулирования меняется. Они превращаются в основной источник финансирования мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению действующего производства, мероприятий по развитию социальной сферы, одним из важных источников образования фонда оплаты струда. При этом существенно расширяются права коллективов предприятий в использовании фондов экономического стимулирования, а также повышается экономическая ответственность за эффективное развитие предприятий.

Методы образования фондов экономического стимулирования в условиях угольной промышленности учитывают отраслевую специфику и основываются на следующих основных положениях.

Фонд развития производства, науки и техники (ФРПНТ) образуется за счет:

отчислений от прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятий (объединений), по стабильным нормативам — потомным ставкам в копейках за 1 т суммарного объема добычи угля, выпуска концентрата и брикетов (объема общей добычи);

амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов по нормативам, установленным в процентах к этим амортизационным отчислениям.

Для расчета стабильных нормативов образования ФРПНТ по годам определяется объем капитальных вложений, подлежащих финансированию за счет средств фонда развития производства, науки и техники. Этот объем представляет собой разность между общим лимитом капитальных вложений, учтенным в расчетах к пятилетнему плану предприятия на этот период, и объемом капитальных вложений по объектам предприятия, включенным в Перечень строек и объектов, осуществляемых за счет гос).дарственных централизованных капитальных вложений.

Затем рассчитываются другие затраты, предусмотренные в пятилетием плане и ранее финансировавшиеся за счет прибыли и средств бюджета, включаемые при переходе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в ФРПНТ. Сумма указанных капитальных вложений и затрат образует общий размер ФРПНТ, принимаемый для расчета нормативов.

После расчета общего размера ФРПНТ определяются источники его образования: прибыль, амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, выручка от реализации неиспользуемого имущества и другие плановые источники. При этом часть ФРПНТ, образуемая за счет прибыли, должна, как правило, составлять не менее 20 процентов общего размера этого фонда.

Размеры нормативов образования ФРПНТ рассчитываются путем деления частей фонда, образуемых за счет отчислений от прибыли и амортизационных отчислений, соответственно на объем общей

9