Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

88 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Целью основных направлений является обеспечение единой технической политики проектирования предприятий угольной промышленности на период до 1990 года на основе обобщения апробированных прогрессивных проектных решений, передового опыта строительства и эксплуатации, современных достижений науки и техники и перспективы технического прогресса в угольной промышленности. Основные направления проектирования являются руководящим документом для проектных организаций Минуглепрома СССР и должны использоваться при разработке проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий на всех стадиях проектирования.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Предприятия по добыче угла (сланца) открыты способом

3. Предприятия по добыче угля (сланца) подземным способом

4. Предприятия по обогащению углей (сланцев)

5. Технологический комплекс поверхности

6. Погрузочно-складское хозяйство

7. Породный комплекс

8. Заводы угольного машиностроения и ремонтно-механические предприятия

9. Электроснабжение

10. Электрооборудование и автоматизация технологических процессов

11. Управление технологическими процессами

12. Производственно-технологическая связь и сигнализация

13. Охрана природы

14. Организация строительства

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.05.1984УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанЦентргипрошахт Минуглепрома СССР
РазработанИОТТ
РазработанДнепрогипрошахт
РазработанКарагандагипрошахт
РазработанУкрНИИуглеобогащение
РазработанПечорНИИпроект
РазработанДонгипрошахт
РазработанРостовгипрошахт
РазработанКузНИИшахтострой
РазработанДонУГИ
РазработанДонгипрооргшахтстрой Минуглепрома СССР
РазработанУралгипрошахт
РазработанКузбассгипрошахт
РазработанКАТЭКНИИуголь
РазработанУкрНИИпроект
РазработанИГД им. А.А. Скочинского
РазработанНИИОГР
РазработанСоюзшахтопроект
РазработанЮжгипрошахт
РазработанГипрошахт
РазработанСибгипрошахт
РазработанКузНИИУглеобогащение
РазработанКузНИУИ
РазработанПНИУИ
РазработанИГМ им. М.М. Федорова
РазработанВНИИПТуглемаш
РазработанДонПКТИ
РазработанВостсибгипрошахт
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ УГОЛЬНОЙ И СЛАНЦЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА

(РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ)

Утверждены

Министерством угольной промышленности СССР 21 мая 1984 года

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ И СЛАНЦЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА

(РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ)

Москва—1984

освоения в этих условиях проектной мощности и других основных технико-экономических показателей в нормативные сроки.

1.8.    При реконструкции шахт, разрезов и обогатительных фабрик должны предусматриваться, как правило, увеличение производственной мощности, значительное повышение технического уровня производства и технико-экономических показателей предприятия путем замены морально устаревших и физически изношенных элементов основных производственных фондов, а также коренное усовершенствование технологических звеньев на базе передовой техники и технологии.

1.9.    При проектировании реконструкции и углубки шахт и разрезов принимаемые технические решения должны обеспечивать сохранение в период производства этих работ достигнутого к их началу уровня добычи.

2. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОБЫЧЕ УГЛЯ (СЛАНЦА) ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

2.1. Основные положения

2.1.1.    Основным направлением следует считать строительство новых крупных угольных (сланцевых) разрезов, оснащенных мощным оборудованием, с прогрессивной технологией при высокой интенсивности вскрышных и добычных работ.

Проектная мощность разреза должна обосновываться технико-экономическими расчетами с учетом промышленных запасов угля (сланца), его потребности и горно-геологических условий.

2.1.2.    При расположении на одной промплощадке разреза и обогатительной фабрики следует предусматривать предельно возможное объединение вспомогательных объектов и коммуникаций.

2.1.3.    Срок службы разреза следует принимать, как правило, не менее 50—60 лет, а для участков с ограниченными запасами нс менее срока амортизации основного горного и транспортного оборудования.

2.1.4.    Годовые, средние и капитальные ремонты вскрышного оборудования при сезонном режиме работ следует совмещать по времени с остановкой вскрышных работ.

2.2.1. Способ вскрытия полей разрезов следует принимать в зависимости от возможного порядка отработки поля разреза на основании технико-экономического сравнения вариантов с применением экономико-математических методов и ЭВМ, исходя из:

— условий залегания пластов угля;

—    рельефа поверхности;

—    минимального объема и стоимости горнокаиитальных работ;

—    наименьших площадей земельных отводов и использования земельных участков, непригодных для сельского хозяйства;

—    расчетной пропускной способности вскрывающих выработок:

—    расположения отвалов;

— системы разработки, вида транспорта, расстояния транспортирования угля и вскрыши;

—    обеспечения минимальных текущих коэффициентов вскрыши в первоначальный период работы разреза;

—    гидрогеологических условий;

—    постоянства качества товарной продукции.

2.2.2.    Разрезные траншеи следует размещать по возможности в зонах наименьшей мощности вскрыши на запасах угля промышленных категорий (А+В).

2.2.3.    Для проходки капитальных горных выработок следует принимать высокопроизводительное горное и транспортное оборудование, ориентируясь в первую очередь на оборудование принятое по проекту для эксплуатации.

2.2.4.    Сечение разрезных траншей по породе и углю следует принимать с учетом запасов угля (сланца), готовых к выемке, устойчивых углов откосов уступов и бортов, размещения вскрышных и добычных механизмов и транспортных берм, обеспечения водоотлива и безопасности ведения работ.

2.2.5.    Углы рабочих и нерабочих бортов разреза необходимо определять геотехническими расчетами на основе данных геологической разведки с учетом состояния бортов действующих разрезов, а также по результатам исследований и рекомендаций научно-исследовательских институтов.

2.2.6.    В выездных траншеях должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие устойчивость откосов (укрепление, дренаж и др.).

2.2.7.    Глубина заложения выездных траншей должна обосновываться технико-экономическими расчетами, исходя кз количества вскрываемых горизонтов и надежной работы внутрикарьерного транспорта.

2.2.8.    По мере углубки разреза следует рассматривать возможность изменения схемы вскрытия нижних горизонтов с использованием циклично-поточной технологии и размещением на этом горизонте конвейеров и дробильно-погрузочных пунктов. Запасы угля на вскрываемом горизонте должны обеспечивать возможность эксплуатации оборудования непрерывного действия на период срока его амортизации.

2.2.9.    При проектировании вскрытия карьерных полей основным направлением являются:

Для месторождений Канско-Ачинского, Днепровского бассейнов и Приморского края:

—    вскрытие траншеями внешнего заложения — центральная угольная, фланговые вскрышные;

—    вскрытие двумя фланговыми траншеями;

—    вскрытие одной фланговой траншеей.

Выбор способа вскрытия следует производить на основе технико-экономического сравнения вариантов отработки карьерного поля (по падению и простиранию пласта и комбинированной) по приведенным затратам.

Для Экибастузского и Майкюбенского бассейнов должна предусматриваться отработка угольных пластов от почвы к кровле в целях отнесения части вскрыши на более поздние сроки.

При использовании на транспортировке вскрыши ж. Д. транспорта необходимо предусматривать:

—    вскрытие верхних горизонтов разреза фланговыми капитальными траншеями внешнего заложения;

—    вскрытие нижележащих горизонтов постоянными трассами, укладываемыми на стационарном борту разреза;

—    две независимые трассы железнодорожных путей в выездных траншеях для вскрытия отдельно верхних и нижних горизонтов.

При ведении горных работ с вывозом угля железнодорожным транспортом следует принимать:

—    для природных условий разреза «Богатырь» вскрытие добычных горизонтов трассами многоступенчатых тупиковых съездов с односторонним примыканием добычных горизонтов со стороны флангов поля;

—    для природных условий разреза «Северный» вскрытие добычных горизонтов трассами многоступенчатых тупиковых съездов с двусторонним примыканием железнодорожных путей.

При ведении горных работ на глубоких горизонтах разрезов «Богатырь» и «Северный» рассматривать целесообразность вскрытия добычных горизонтов наклонными стволами и трассами железнодорожных путей, расположенными на стационарном борту разреза.

В наклонных стволах следует размещать ленточные конвейеры и средства доставки оборудования для вспомогательных операций.

Вскрытие добычных горизонтов разреза «Восточный» следует предусматривать разрезными траншеями с выдачей угля на поверхность конвейерами.

Для условий разреза «Майкюбенский» вскрытие породных горизонтов предусматривать внешними выездными траншеями, расположенными на флангах и постоянными съездами, расположенными на стационарном борту разреза, а вскрытие добычных горизонтов — наклонными траншеями с выдачей угля на поверхность конвейерами.

Для месторождений Кузнецкого бассейна:

—    при вскрытии добычных горизонтов на пластах крутого и наклонного падения разрезную траншею проходить по породам висячего бока;

—    максимально использовать удаление наносов средствами гидромеханизации при соответствующем опережении этими работами вскрышных уступов коренных пород.

Для участков, неудобных для разработки обычным оборудованием (разработка целиков и отдельных площадей, не вошедших в технические границы разреза), рассматривать возможность применения шнеко-буровой выемки или подземного способа доработки, максимально используя технологический транспорт, поверхностные здания и сооружения разреза.

Для месторождений Восточно-Сибирского и Забайкальского региона следует принимать:

—    вскрытие траншеями внешнего заложения — центральная угольная, фланговые вскрышные;

—    вскрытие двумя фланговыми траншеями — вскрышной и добычной;

13

—    подвигание фронта работ — по падению угольного пласта.

4-189

2.3.1.    Для намечаемых к закладке разрезов Днепровского буроугольного бассейна, Канско-Ачинского бассейна и разрезов п. о. «Приморскуголь» в качестве основных должны рассматриваться варианты систем разработки с применением техники непрерывного действия в схемах поточной технологии.

2.3.2.    Для намечаемых к закладке и реконструкции разрезов Кузнецкого, Манкюбенского и Экибастузского бассейнов в качестве основного для глубоких горизонтов следует рассматривать вариант применения системы разработки с комбинированным автомобильно-конвейерным или железнодорожно-конвейерным транспортом в схемах циклично-поточной технологии.

Для намечаемых к закладке разрезов Восточной Сибири и Забайкалья рассматривать в качестве основного варианта комбинированную систему разработки с отработкой нижнего уступа по бестранспортной системе, передовых уступов по транспортной с погрузкой вскрыши в автосамосвалы.

2.3.3.    Систему разработки выбирать, исходя из горно-геологических условий и уровня развития горнотранспортной техники.

2.3.4.    При выборе системы разработки в первую очередь рассматривать:

—    применение бестранспортной (в том числе для угла падения пласта до 15°), транспортно-отвальной и комбинированной систем разработок;

—    применение техники непрерывного действия в схемах поточной и циклично-поточной технологии;

—    увеличение грузоподъемности транспортных средств;

—    применение экскаваторов большой единичной мощности;

—    .механизацию вспомогательных работ и операций.

2.3.5.    Высоту уступов следует принимать максимально возможную по условиям физико-механических свойств разрабатываемых пород и параметров применяемого оборудования, но не более максимальных значений, допускаемых «Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом».

2.3.6.    Ширину заходки одноковшовых экскаваторов, как правило, принимать не более полуторной -величины максимального радиуса черпания на уровне стояния.

И

2.3.7.    Ширину заходки драглайнов при бестранспортной системе разработки принимать по расчету.

2.3.8.    Ширину рабочих площадок следует определять с учетом применяемого горного, транспортного и вспомогательного оборудования:

—    при технике цикличного действия по «Типовым технологическим схемам ведения горных работ на угольных разрезах» (НИИОГР, 1982 г„ Недра);

—    при технике непрерывного действия по «Типовым технологическим схемам ведения горных работ на угольных разрезах» (УкрНИИпроект, 1974 г.).

2.3.9.    При циклично-поточной технологии работ следует принимать управляемое разрушение горных пород с обеспечением заданного качества подготовки горной массы для транспортирования ее конвейерами.

2.3.10.    В схемах с циклично-поточной технологией при использовании перегрузочных пунктов производительность этих пунктов следует принимать кратной производительности ленточных конвейеров.

2.3.11.    Выбор концентрационных горизонтов для размещения перегрузочных пунктов и определения зоны их действия следует производить по методике УкрНИИпроекта.

2.3.12.    Основным типом добычного агрегата в схемах с непрерывной технологией следует принимать роторные экскаваторы. В условиях сравнительно мягких пород (f до 3) и сезонной работы вскрыши, допускается использование цепных экскаваторов.

Основным типом забоя роторных экскаваторов следует принимать торцевой, при котором экскаватор полностью размещается в пределах отрабатываемой заходки.

2.3.13.    При выборе систем разработки следует руководствоваться следующими положениями:

Для месторождений Канско-Ачинского, Днепровского бассейнов и Приморского края:

—    при комбинированной системе разработки рассматривать отработку вскрыши нижнего горизонта по транспортноотвальной системе, верхних горизонтов — по транспортной системе с поточной технологией;

—    при транспортной системе рассматривать варианты применения поточной и цикличной технологии;

—    при залегании пластов угля под углом до 7° отдавать

предпочтение наклонному подвиганию вскрышных уступов 4’    15

параллельно кровле пласта, свыше 7° — подвиганию уступов;

горизонтальному

—    высоту уступа экскаватора непрерывного действия при транспортно-отвальной системе разработки принимать исходя из возможности размещения в выработанном пространстве объема пород, обусловленного заданными параметрами отвального оборудования и углом откоса отвала;

—    на вскрышных и добычных работах ориентироваться на применение роторных экскаваторов, перегружателей, отва-лообразователей.

Для месторождений Кузнецкого бассейна:

—    при работе на глубоких горизонтах рассматривать вариант применения транспортной системы разработки с комбинированными автомобильно-конвейерным и железнодорожно-конвейерным транспортом в схемах циклично-поточной технологии;

—    при разработке пластов угля сложного строения с многочисленными пачками угля и прослоями породы рассматривать вариант селективной и валовой выемки с последующим обогащением;

—    для снижения коэффициента переэкскавации при бестранспортной системе разработки рассматривать возможность увеличения угла откоса нижнего яруса отвала за счет подрезки основания;

—    на вскрышных работах ориентироваться на применение механических лопат, драглайнов, а при работе на глубоких горизонтах в схемах циклично-поточной технологии — на дробильно-грохотильныс установки и перегружатели. На добычных работах использовать механические лопаты, перегружатели, дробильно-грохотильные установки.

Для Экибастузского и Майкюбинского бассейнов:

—    предусматривать транспортную систему разработки с вывозом вскрыши на внешние отвалы;

—    для технологических схем отработки угля рассматривать применение железнодорожного, комбинированного и конвейерного транспорта;

—    при применении комбинированного транспорта (железнодорожно-конвейерного) транспортировку угля и вскрыши внутри разреза производить железнодорожным транспортом с выдачей на поверхность конвейерными подъемниками, укладываемыми в стационарном борту разреза;

—    Перегрузку угля и вскрыши с железнодорожного транспорта на конвейерный предусматривать на иолустаци-онарных перегрузочных пунктах;

—    нарезку новых добычных горизонтов, как правило, производить в почве пласта по угольной массе роторными экскаваторами в комплексе с перегружателями;

—    на вскрышных работах ориентироваться на применение механических лопат, на добычных работах — роторных экскаваторов, перегружателей, дробильно-грохотильных установок.

Для месторождений Восточно-Сибирского и Забайкальского регионов:

—    ввиду суровых климатических условий и наличия на полях разрезов многолетнемерзлых пород для всех намечаемых к строительству в регионе разрезов следует предусматривать цикличную технологию ведения вскрышных работ;

—    на вскрышных работах ориентироваться на применение драглайнов и механических лопат, на добычных работах, в основном, применять роторные экскаваторы с повышенным усилием резания, а при сравнительно небольших объемах— одноковшовые погрузчики, работающие с рыхлителями.

2.4. Отвальное хозяйство

2.4.1.    Отвалы следует располагать на сдренированных (осушенных) площадях.

2.4.2.    При благоприятных горно-геологических условиях при разработке пород вскрыши по бестранспортной, транспортно-отвальной и комбинированной системам отвалы должны размещаться в выработанном пространстве.

2.4.3.    Внешние отвалы следует размещать на безугольных, малоценных, непригодных для сельского хозяйства землях.

2.4.4.    Выбор технологической схемы отвалообразования и типа отвального оборудования должен производиться на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом физических свойств вскрышных пород.

2.4.5.    При высоте отвала, не превышающей критическую, следует принимать одноярусную отсыпку, при большей высоте — многоярусную.

2.4.6.    Для отвалообразования следует применять:

— при железнодорожном транспорте — одноковшовые карьерные экскаваторы с ковшом повышенной вместимости; 5-189    17

—    при автомобильном транспорте — бульдозеры, а и особых условиях (слабые породы, при заполнении балок, логов и большой высоте отвалов) — драглайны;

—    при конвейерном транспорте — консольные отвалооб-разователи.

2.4.7.    Количество отвальных тупиков на железнодорожных отвалах должно определяться по годовым объемам вскрышных работ разреза и производительности отвальных экскаваторов.

2.4.8.    Приемную способность отвальных тупиков следует определять по производительности отвальных экскаваторов с учетом времени обмена составов. Количество резервных отвальных тупиков определяется проектом.

2.4.9.    При конвейерном транспорте пород шаг передвижки отвальных конвейеров увязывать с шагом передвижки забойных конвейеров, исходя из максимально возможного использования параметров отвалообразователя.

2.4.10.    Опора отвалообразователя на отвале должна устанавливаться на породе, отсыпанной в предыдущую заходку.

2.4.11.    При поступлении породы с нескольких уступов предусматривать объединение их в транспортные потоки максимально возможной производительности по пропускной способности отвалообразователя.

2.4.12.    При слабых основаниях, не обеспечивающих устойчивость высоких конвейерных отвалов, следует предусматривать отсыпку предотвалов из более прочных пород.

2.4.13.    При транспортно-отвальной системе разработки рассматривать следующие варианты:

—    с установкой отвалообразователя на угле;

—    с установкой отвалообразователя на предотвале.

2.5. Карьерный транспорт

2.5.1.    Карьерный транспорт рассматривать как транспортную систему, представляющую собой совокупность технологических схем и средств транспорта угля (сланца) и пород вскрыши, обеспечивающую грузопотоки горной массы в соответствии с очередностью развития добычных и вскрышных работ.

2.5.2.    При проектировании карьерного транспорта ориентироваться на:

—    широкое применение конвейерного транспорта в схемах поточной и циклично-поточной технологии;

—    электрификацию железнодорожного транспорта на постоянном токе напряжением 3 кВ или переменном токе напряжением 10 кВ и 25 кВ;

—    применение средств транспорта большой единичной мощности и высокой производительности, серийно изготавливаемого промышленностью или прошедшее испытание в производственных условиях;

—    применение в определенных условиях комбинированных видов транспорта: автомобильно-конвейерного, автомобильно-железнодорожного, железнодорожно-конвейерного;

—    создание при циклично-поточной технологии передвижных. полустационарных или стационарных перегрузочных пунктов с дробильно-грохотильным оборудованием, а при цикличной технологии — перегрузочных пунктов эстакаднобункерного типа;

—    широкое применение средств механизации тяжелых и трудоемких работ по обслуживанию транспортного оборудования, работ по укладке путей, конвейеров, текущему содержанию путей, автодорог и конвейеров;

—    автоматизацию управления (СЦБ) и контроль за всеми основными транспортными процессами;

—    объединение транспортных сооружений и устройств с соответствующими устройствами и сооружениями близко расположенных действующих или проектируемых разрезов;

—    централизацию путевых работ на железнодорожном транспорте и внедрение поточных линий по сборке и разборке рельсовых звеньев.

2.5.3.    При выборе видов транспорта и транспортных средств должны учитываться следующие основные требования:

—    экономичность и высокая производительность транспорта, низкая металлоемкость и энергоемкость;

—    надежность работы в конкретных горно-геологических и климатических условиях района строительства;

однотипность транспортного оборудования.

2.5.4.    При проектировании транспорта на разрезах основных угольных бассейнов и месторождений ориентироваться на применение:

—    на разрезах Канско-Ачинского бассейна — конвейер

ного транспорта угля и пород вскрыши при поточной техно-5*    19

«Основные направления проектирования предприятии угольной и сланцевой промышленности и угольного машиностроения на период до 1990 г.» разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.03.81 № 312 «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела» (приказ Министра от 17.04.81 № 198).

Целью основных направлений является обеспечение единой технической политики проектирования предприятий угольной промышленности на период до 1990 года на основе обобщения апробированных прогрессивных проектных решений, передового опыта строительства и эксплуатации, современных достижений науки и техники и перспективы технического прогресса в угольной промышленности.

«Основные направления проектирования...» являются руководящим документом для проектных организаций Минуглепрома СССР и должны использоваться при разработке проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий на всех стадиях проектирования.

«Основные направления проектирования...» разработаны В. О. «Со-юзшахтопроект» (Шальнов Н. А., Захаров А. В., Дрантусов А. Н.), институтами: «Центрогипрошахт» (Кузнецов К. К., Еремеев В. М., Мило-взоров Б. Д., Шейнберг С. Д., Панченко В. А., Смирнов В. М., Ермаков 10. В., Пейсахович Г. Я.), «Востсибгипрошахт» (Ершов А. Л., Грош-ков Г. Я.), «Гипрошахт» (Петров В. М., Неуймин В. А., Бурский С. И., Иванов О. Г., Матюхов И. П.), «Днепрогипрошахт» (Пиньковский Г. С., Мочков В. С., Громов Ю. А., Разумный Ю. Т.), «Донгипрошахт» (Цур-пал Г. М., Солдатов В. И., Самойлик Г. В.), «Донгипрооргшахтострой» (Сапронов В. Т., Барский Б. И.), «Карагандагипрошахт» (Курдяев Б. С., Рущин А. А., Мирный И. Я., Петкер Я. Г.), «Кузбассгипрошахт» (Пинигин Ю. К., Павлов Л. Д., Столяров О. И.), «Ростовгнпрошахт» (Денщиков Н. А., Келешьян Г. А., Милушин Р. С.), «Сибгипрошахт» (Чески -дов В. И., Дудник Г. Н., Иванов Б. П., Пешков И. С., Седов Г. П., «УкрНИИпроект» (Олещенко В. 3., Духовный С. Д.), «Уралгипрошахт» (Хатунцев Ю. В., Ананьин К. П., Андреев В. В., Третьяков В. Ф.), «Южгипрошахт» (Ушкалов В. С., Селезнев В. В., Ровенский И. Е.) и согласованы институтами:    ИГД им. А. А. Скочинского, НИИОГР,

КАТЭКНИИуголь, ПНИУИ, ПечорНИИпроект, ДонУГИ, КузНИУИ, УкрНИИуглеобогащение, КузН ИИ углеобогащение, ИОТТ, КузНИИшахто-строй, ИГМ им. Ф. Ф. Федорова, ВНИИПТуглемаш, ДонПКТИ.

логии горных работ, железнодорожного — при цикличной технологии работ;

—    на разрезах Экибастузского и Майкюбенского угольных бассейнов — железнодорожного, автомобильного и конвейерного транспорта угля и железнодорожного транспорта пород вскрыши. При ведении горных работ на глубоких горизонтах рассматривать применение в схемах цикличнопоточной технологии комбинированного (железнодорожноконвейерного) транспорта;

—    на разрезах Кузнецкого угольного бассейна — автомобильного, железнодорожного и комбинированного (автомобильно-конвейерного, автомобильно-железнодорожного) транспорта.

При этом автомобильный транспорт предпочтителен к применению при отработке нагорной части разрезов, не имеющих единого сплошного фронта работ из-за расчлененности рельефа поверхности, а также при отработке глубинной части при наличии вблизи поля разреза свободных площадей для размещения породных отвалов. Железнодорожный транспорт следует предусматривать при отработке разрезов до глубины 100—150 м на месторождениях с крутым залеганием угольных пластов, а также с пологим и наклонным залеганием угольных пластов при обеспечении сплошного фронта горных работ по всей длине поля разреза. При разработке глубоких горизонтов (ниже 100—150 м) ориентироваться на применение автомобильно-железнодорожного и автомобильно-конвейерного транспорта.

Автомобильно-железнодорожный транспорт предусматривать в схемах цикличной технологии при необходимости складирования пород вскрыши на значительном удалении от разреза, автомобильно-конвейерный — в схемах цикличнопоточной технологии:

—    на разрезах Восточной Сибири и Забайкалья преимущественно автомобильного транспорта, а на отдельных разрезах — железнодорожного.

2.6. Основное горное и транспортное оборудование

2.6.1.    Количество основного горного и транспортного оборудования следует определять, исходя из его расчетной производительности и объемов горных работ.

2.6.2.    Расчет производительности техники непрерывного действия выполнять в соответствии с «Инструкцией по расчету норматива эксплуатационной производительности экска-20

содержание

Впедение ...................................................................................................... 5

1.    Общие положения .................................................................................... 8

2.    Предприятия по добыче угля    (сланца)    открытым способом......    10

2 1. Основные положения ........................................................................ 10

2.2.    Вскрытие и порядок отработки ...................................................... 11

2.3.    Системы разработки ........................................................................ 14

2.4.    Отвальное хозяйство ........................................................................ 17

2    5. Карьерный транспорт ........................................................................ 18

2.6.    Основное горное и транспортное оборудование ........................ 20

2.7.    Дренаж и водоотлив ........................................................................ 22

2.8.    Буровзрывные работы ........................................................................ 23

3.    Предприятия по добыче угля (сланца) подземным способом ...... 25

3.1.    Основные положения ............ 25

3.2.    Вскрытие и подготовка шахтных полей ..... 26

3.3.    Системы разработки и механизация очистных работ ............ 28

3.4.    Проведение и поддержание    горных    выработок ........................ 32

3.5.    Проветривание, дегазация, пылеподавление, противопожарные мероприятия и борьба с высокими температурами ...... 33

3    6. Подземный транспорт ........................................................................ 38

3.7.    Осушение за водоотлив    .................................................................. 44

3.8.    Шахтные подъемные комплексы ...................................................... 47

3.0.    Компрессорные установки    .................................................................. 48

4.    Предприятия по обогащению углей (сланцев) .............................. 49

4.1.    Основные положения ........................................................................ 49

4.2.    Прием, аккумулирование    и    подготовка угля к обогащению 50

4.3.    Методы обогащения ...................... 51

4.4.    Обезвоживание и сушка ........... ......................................... 52

4.5. Водно-шламовое хозяйство ............................................................ 53

5.    Технологический комплекс поверхности .......................................... 54

6.    Погрузочно-складское хозяйство    ............................................................ 55

7.    Породный комплекс .................................................................................... 57

8.    Заводы угольного машиностроения и ремонтно-механические

предприятия .................................................. 59

8.1.    Основные положения ........................................................................ 59

8.2.    Основные направления проектирования, технологии, механизации и автоматизации ........................................................................ 62

9.    Электроснабжение .................................................................................... 70

10.    Электрооборудование и автоматизация технологических процессов ...................................................................................................... 71

11.    Управление техпологическими процессами .......................................... 73

12.    Производственно-технологическая    связь и сигнализация ............ 75

13.    Охрана природы .......................................................................................... 79

14.    Организация строительства .................................................................. 81

14.1 Общие положения .............................................................................. 81

ВВЕДЕНИЕ

Решениями XXVI съезда КПСС и постановлением LIK КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.79 № 695 «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» предусмотрена всесторонняя интенсификация и повышение эффективности общественного производства на базе ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции. Быстрейшая реализация научно-технического прогресса и его социальных результатов во многом зависит от проектирования.

В последние годы принят ряд важнейших постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направленных' на повышение эффективности работы, совершенствование организации, техническое перевооружение и ускоренное развитие угольной промышленности СССР. Решающим участком в реализации этих постановлений является капитальное строительство в отрасли. Объем капитальных вложений, направляемый на развитие угольной промышленности в XI пятилетке на 25 процентов больше, чем в X пятилетке. В текущей пятилетке предусмотрен ввод мощностей по добыче 92,8 млн. т угля, в том числе 65 млн. т за счет нового строительства, и 27,8 млн. т по переработке угля. Более чем в 1,5 раза увеличиваются объемы капитального строительства по заводам угольного машиностроения.

Существенным отличием XI пятилетки является то, что 79 процентов мощностей по добыче и 60 процентов по обогащению угля намечено ввести в восточных районах страны, где должен быть обеспечен ввод мощностей в Канско-Ачин-ском и Экибастузском бассейнах.

2-189    8

Предусмотрено дальнейшее развитие Кузнецкого бассейна, где наряду с реконструкцией шахт и разрезов должен быть обеспечен ввод мощностей за счет нового строительства разрезов.

В перспективном периоде значительно возрастет удельный вес затрат на реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий, особенно в Донецком, Кузнецком, Карагандинском и Печорском бассейнах.

Во вновь осваиваемых районах главным направлением в проектировании будет являться развитие и формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, предусматривающих более широкую меж- и внутриотраслевую кооперацию производства, позволяющую исключить параллелизм в создании объектов производственной и непроизводственной сфер.

В связи с тем, что объекты угольной промышленности отличаются большой капиталоемкостью и требуют значительных материальных и трудовых затрат, длительных сроков проектирования и строительства, эффективность капитальных вложений во многом определяется принятыми в проектах решениями.

Совершенствование проектных решений в XI и XII пятилетках будет осуществляться в основном за счет внедрения наиболее рациональных технологических схем, высокопроизводительного оборудования, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов, механизации ручного труда, рационального использования земель и охраны окружающей среды с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали запланированный выпуск продукции высокого качества в проектных объемах. «Основные направления проектирования» разработаны для угольных бассейнов и месторождений, намечаемых к освоению «Схемой развития и размещения предприятий угольной промышленности до 2000 года» с учетом особенностей их вскрытия, подготовки и разработки в зависимости от горно-геологических условий и применяемой техники и технологии добычи и обогащения угля (сланца), а также технологии, механизации и автоматизации заводов угольного машиностроения, рудоремонтных заводов и ЦЭММ.

Строительные конструкции, объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения зданий и сооружений, генеральные планы должны проектироваться с учетом «Основных направлений строительного проектирования объектов угольной промышленности СССР на XI пятилетку п до 1990 г.», утвержденных в 1982 году Минуглепромом СССР и Госстроем СССР.

Реализация «Основных направлений проектирования» позволит повысить технический уровень проектных решений, сократить сроки строительства и трудоемкость работ при эксплуатации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Проектирование предприятий угольной промышленности и заводов угольного машиностроения должно осуществляться на базе «Основных направлений технического развития угольной промышленности СССР на 1981 —1985 гг. и до 1990 г.», общесоюзных и отраслевых нормативных и директивных документов.

1.2.    Проектирование должно вестись на основе схем развития и размещения предприятий угольной промышленности, определяющих целесообразность их строительства, реконструкции. расширения и технического перевооружения.

Выбор основных качественных и количественных характеристик новых и реконструируемых шахт, разрезов, обогатительных фабрик и заводов угольного машиностроения следует обосновывать технико-экономическим сравнением вариантов и оптимизационными расчетами, применяя для этой цели экономико-математические методы и ЭВМ.

1.3.    Основным направлением при проектировании шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик и заводов угольного машиностроения, обеспечивающим ускорение науно-технического прогресса, является реализация в проектах достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построеннные или реконструированные предприятия были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с нормативами по затратам труда, материалов и топливно-энергетических ресурсов при высокой эффективности капитальных вложений.

1.4.    В проектах предприятий должны быть предусмотрены:

1.4.1. Способы наиболее полного извлечения и рационального использования минерального сырья, продуктов его

переработки и отходов на основании всестороннего анализа технологических свойств этого сырья.

1.4.2.    Складирование, учет и сохранение образующихся при переработке минерального сырья технологических продуктов, временно не используемых в производстве, включая отходы производства, представляющие народнохозяйственную ценность или содержание ценные компоненты.

1.4.3.    Меры, обеспечивающие безопасность и комфортность условий труда, охрану земельных угодий, водного и воздушного бассейнов и других объектов окружающей среды от вредного влияния на них проектируемого предприятия в период его строительства (реконструкции) и последующей эксплуатации, приведение земельных участков, нарушенных в процессе строительства и добычи (переработки) полезных ископаемых в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

1.4.4.    Применение наиболее рациональных форм и научно обоснованных методов организации труда, в том числе бригадного подряда при строительстве и эксплуатации.

1.5.    При проектировании шахт и разрезов основные технические решения, технологическое оборудование и схемы должны выбираться с учетом рекомендаций научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Проектирование обогатительных фабрик должно базироваться на научно обоснованном прогнозе качественных характеристик сырьевой базы, подготавливаемом научно-исследовательскими институтами.

1.6.    При проектировании следует преимущественно ориентироваться на применение наиболее передового серийно выпускаемого оборудования или оборудования, прошедшего опытную эксплуатацию и рекомендованного к серийному производству. Применять ранее не выпускавшееся новое оборудование допускается только в тех случаях, когда оно разрабатывается для данного конкретного объекта, а его изготоваление предусматривается в плане в соответствии с графиком строительства.

1.7.    Принятые технологические схемы и другие проект

ные решения должны учитывать возможность уточнения в процессе строительства и эксплуатации фактических горногеологических условий, сырьевой базы обогатительных фабрик, основного технологического и транспортного оборудования и предусматривать необходимые мероприятия для 8-189    9