Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

121 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основные направления проектирования разработаны с учетом перспективы технического развития отрасли и обеспечивают внедрение в проекты предприятий угольной промышленности прогрессивных проектных решений, передового опыта строительства и эксплуатации, современных достижений науки и техники. Основные направления проектирования предназначены для использования при разработке проектов на строительство новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий на всех стадиях проектирования.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Предприятия по добыче угля (сланца) открытым способом

     2.1. Основные положения

     2.2. Вскрытие и порядок отработки

     2.3. Системы разработки

     24. Основное горное и транспортное оборудование

     2.5. Карьерный транспорт

     2.6. Отвальное хозяйство

     2.7. Буровзрывные работы

     2.8. Осушение и водоотлив

     2.9. Ремонтно-профилактический комплекс

     2.10. Складской комплекс

3. Предприятия по добыче угля (сланца) подземным способом

     3.1. Основные положения

     3.2. Вскрытие и подготовка шахтных полей

     3.3. Системы разработки и механизация очистных работ

     3.4. Проведение и поддержание горных выработок

     3.5. Проветривание, дегазация, пылеподавление, противопожарные мероприятия и борьба с высокими температурами. внезапными выбросами угля и газа, горными ударами

     3.6. Подземный транспорт

     3.7. Осушение и водоотлив

     3.8. Шахтные подъемные комплексы

     3.9. Компрессорные установки

4. Предприятия по обогащению углей (сланцев)

     4.1. Основные положения

     4.2. Прием, аккумулирование и подготовка угля (сланца) к обогащению

     4.3. Методы обогащения

     4.4. Обезвоживание и сушка

     4.5. Водно-шламовое хозяйство

5. Технологический комплекс поверхности

6. Погрузочно-складское хозяйство

7. Породный комплекс

8. Заводы угольного машиностроения и ремонтно-механические предприятия

     8.1. Основные положения

     8.2. Технология, механизация и автоматизация производства

9. Электроснабжение

10. Электрооборудование и автоматизация технологических процессов

11. Управление технологическими процессами

12. Производственно-технологическая связь и сигнализация .

13. Охрана окружающей среды

14. Организация строительства

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

31.10.1990УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ УГОЛЬНОЙ И СЛАНЦЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД до 1995 года

(Руководство по проектированию)

Утверждены Министерством угольной промышленности СССР 31 октября 1990 года

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ УГОЛЬНОЙ И СЛАНЦЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ПЕРИОД до 1995 года

(Руководство по проектированию)

Выбор способа вскрытия следует производить на основе технико-экономического сравнения вариантов отработки карьерного поля (по падению и простиранию и комбинированный) по приведенным затратам.

Для Экибастузского и Майкубенского бассейнов должна предусматриваться отработка угольных пластов от почвы к кровле и целях отнесения части вскрыши на более поздние сроки.

При использовании на транспортировке вскрыши железнодорожного транспорта необходимо предусматривать:

—    вскрытие верхних горизонтов разреза фланговыми капитальными траншеями внешнего заложения;

—    вскрытие нижележащих горизонтов постоянными трассами, укладываемыми на стационарном борту разреза;

—    две независимые трассы железнодорожных путей в выездных траншеях для вскрытия отдельно верхних и нижних горизонтов.

При ведении горных работ с вывозом угля железнодорожным транспортом следует принимать:

—    для природных условий разреза «Богатырь»--вскры

тие добычных горизонтов трассами многоступенчатых тупиковых съездов с односторонним примыканием добычных горизонтов со стороны флангов поля;

—    для природных условий разреза «Северный» — вскрытие добычных горизонтов трассами многоступенчатых тупиковых съездов с двухсторонним примыканием железнодорожных путей.

Для условий разреза «Майкубенский» вскрытие породных горизонтов предусматривать внешними выездными траншеями, расположенными на стационарном борту разреза, а вскрытие добычных горизонтов — наклонными траншеями с выдачей угля на поверхность конвейерами.

Для месторождений Кузнецкого бассейна:

—    при вскрытии добычных горизонтов на пластах крутого и наклонного падения разрезную траншею проходить по породам висячего бока.

Для месторождений Восточно-Сибирского и Забайкальского регионов следует принимать:

—    вскрытие траншеями внешнего заложения — центральной угольной, фланговыми вскрышными;

—    вскрытие двумя фланговыми траншеями — вскрышной и добычной.

2.3.1.    Систему разработки принимать на основании технико-экономических расчетов исходя из условий обеспечения и высокопроизводительной работы горного и транспортного оборудования, с учетом горно-геологических условий месторождения и параметров оборудования.

2.3.2.    При выборе системы разработки в первую очередь рассматривать возможность применения бестранспортной и транспортно-отвальной систем разработок, обеспечивающих кратчайшее расстояние транспортирования вскрышных пород во внутренние отвалы.

При глубоких карьерах рассматривать вариант применения циклично-поточной технологии для скальных пород и угля. При значительных объемах вскрышных (мягкие породы) и добычных работ (более 10 млн. м3) рассматривать варианты применения поточной технологии с конвейерным транспортом.

2.3.3.    Ширину рабочих площадок следует определять с учетом применяемого горного, транспортного и вспомогательного оборудования и параметров БВР:

—    при технике цикличного действия по «Типовым технологическим схемам ведения горных работ на угольных разрезах» (НИИОГР);

—    при технике непрерывного действия по «Типовым технологическим схемам ведения горных работ с оборудованием непрерывного действия на угольных разрезах» (УкрНИИ-проект).

2.3.4.    Высоту уступов следует принимать:

—    при транспортной системе разработки с цикличной технологией — максимально возможную с учетом физико-механических свойств разрабатываемых пород и параметров применяемого оборудования и в соответствии с «Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом» (1987 г.);

—    при комбинированной системе разработки высоту нижнего вскрышного уступа, разрабатываемого по бестранспортной системе — на основании технико-экономического расчета путем анализа приведенных затрат на 1 м3 транспортной и 1 м3 бестранспортной вскрыши с учетом принятой оптимальной производительности разреза;

2*

—    при поточной и циклично-поточной технологии с конвейерным транспортом в забое — по условию максимальной загрузки экскаваторно-конвейерных комплексов, но не более

II

максимально возможной с учетом физико-механических свойств породы и применяемого оборудования.

2.3.5.    Ширину заходки следует принимать:

—    для одноковшовых экскаваторов — не более 1,7 максимального радиуса черпания на уровне стояния;

—    для драглайнов при бестранспортной системе разработки — на основании технико-экономического расчета;

—    для многочерпаковых экскаваторов — максимально возможную по конструктивным размерам и технологическим параметрам.

2.3.6.    Капитальные средние и текущие ремонты вскрышного оборудования при сезонном режиме работ следует совмещать по времени с остановкой вскрышных работ.

2.3.7.    При циклично-поточной технологии работ следует принимать управляемое разрушение горных пород с обеспечением заданного качества подготовки горной массы для транспортирования ее конвейерами.

2.4. Основное горное и транспортное оборудование

2.4.1.    Выбор основного горного и транспортного оборудования осуществлять на основании эколого-технико-экономических расчетов с учетом горно-геологических условий месторождения.

2.4.2.    При выборе горного оборудования рассматривать возможность применения:

Для транспортной системы разработки с цикличной технологией:

—    экскаваторов мехлопат с ковшом вместимостью от 5 до 30 м3;

—    погрузчиков с ковшом вместимостью до 20 м3;

—    гидравлических экскаваторов с ковшом вместимостью до 40 м3;

Для транспортной системы разработки с поточной технологией;

—    роторных экскаваторов производительностью до 1500 м3/ч;

Для комбинированного автомобильно-конвейерного транспорта и циклично-поточной технологии:

—    грохотнльного, дробильного, транспортного и отвального оборудования производительностью до 4000 м3/ч;

Для бестранспортной системы разработки:

—    экскаваторов драглайнов и вскрышных лопат с ковшом вместимостью от 6,0 до 1000 м3.

2.4.3.    В качестве средств транспорта горной массы ориентироваться на применение:

—    карьерных электровозов на переменном токе и тяговых агрегатов с источником автономного питания или без него;

—    специализированных угольных вагонов, обеспечивающих механизированную разгрузку;

—    автосамосвалов большой грузоподъемности, специализированных автосамосвалов — углевозов;

—    ленточных конвейеров;

—    перегружателей.

2.4.4.    Количество основного оборудования следует определять исходя из его расчетной производительности, объемов работ и расстановки оборудования с учетом усреднения угля, а также наличия ремонтной базы и ее размещения.

2.4.5.    Расчет производительности техники непрерывного действия выполнять в соответствии с «Инструкцией по расчету норматива эксплуатационной производительности экскаваторов и комплексов непрерывного действия», расчет производительности экскаваторов цикличного действия — в соответствии с ЕНВ на открытые работы.

2.4.6.    Применяемое оборудование должно обеспечивать надежные, безопасные, комфортные условия работы трудящихся (герметизация кабин, установка кондиционеров, нейтрализаторов выхлопных газов, передвижные вагон-домики и т. п.).

2.4.7.    Вспомогательное оборудование должно содействовать снижению вредного влияния предприятий отрасли на окружающую природную среду (оборудование по пылеподавле-нию в местах перегрузок, поливомоечные машины, установки местного проветривания, пескоразбрасыватели, автогрейдеры, автогудронаторы и т. п.).

2.4.8.    Выполнение вспомогательных работ при поточной технологии осуществлять набором оборудования (турнодозеры, автокраны, подборщики просыпей, вулканизационные мастерские, машины по замене роликоопор и механизации замены конвейерных лент и т. п.), потребное количество которого принимать по «Типовым технологическим схемам ведения горных работ оборудованием непрерывного действия на угольных разрезах», разработанным институтом «УкрНИИпроект».

2.4.9.    Ремонты, укладка, переукладка и текущее содержание железнодорожных путей должны быть максимально механизированы.

2.4.10. Для дорожно-строительных работ, работ по текущему содержанию и ремонту автодорог предусматривать:

—    машины для землеройно-транспортных работ;

—    планировочные и уплотнительные машины;

—    подметально-уборочные, поливо-моечные и снегоуборочные машины.

Потребное количество и номенклатуру вспомогательного оборудования при работе автомобильного транспорта принимать по «Изменениям норм технологического проектирования угольных и сланцевых разрезов ВНТП 2-86», разработанным институтом «Сибгипрошахт».

2.5. Карьерный транспорт

2.5.1.    Карьерный транспорт рассматривать как транспортную систему, представляющую собой совокупность технологических схем и средств транспорта, обеспечивающую грузопотоки горной массы в соответствии с очередностью развития добычных, вскрышных и рекультивационных работ.

2.5.2.    При проектировании карьерного транспорта ориентироваться на:

—    применение конвейерного транспорта в схемах поточной и циклично-поточной технологии;

—    электрификацию железнодорожного транспорта на постоянном токе напряжением 3 кВ или переменном токе напряжением 10 кВ;

—    применение тепловозной тяги (при надлежащем технико-экономическом обосновании);

—    применение средств транспорта большой единичной мощности и высокой производительности, серийно изготовляемых промышленностью или прошедших испытание в произ-водственых условиях;

—    применение в определенных условиях комбинированных видов транспорта: автомобильно-конвейерного, автомобильно-железнодорожного, железнодорожно-конвейерного;

—    создание при циклично-поточной технологии передвижных, полустацнонарных или стационарных перегрузочных пунктов с дробильно-грохотным оборудованием, стационарных и передвижных загрузочных устройств, а при цикличной технологии — перегрузочных пунктов эстакадно-бункерного типа;

—    автоматизацию управления технологическими процессами (АСУТП), автоматизацию управления (СЦБ) и контроль всех транспортных процессов;

—    объединение транспортных сооружений и устройств с соответствующими устройствами и сооружениями близко расположенных действующих или проектируемых разрезов;

—    широкое применение средств механизации тяжелых и трудоемких работ по укладке путей, конвейеров; для текущего содержания путей, автодорог и конвейеров;

—    централизацию ремонтно-путевых и переукладочных работ на железнодорожном транспорте, создание звеносборочных баз разрезов с поточными линиями по сборке, разборке рельсов и скреплений, изготовлению клееболтовых, изолирующих стыков, сборке стрелочных переводов на деревянных и железобетонных брусьях;

—    применение прогрессивных конструкций верхнего строения железнодорожных путей;

—    создание щебеночных карьеров для выработки щебня для балластировки железнодорожных путей и содержания автодорог.

2.5.3.    При выборе видов транспорта и транспортных средств должны учитываться следующие основные требования:

—    надежность работы в конкретных горно-геологических и климатических условиях района строительства;

—    высокая производительность и экономичность транспорта, низкая металлоемкость и энергоемкость;

—    снижение вредного воздействия на окружающую среду;

—    однотипность транспортного оборудования.

2.5.4.    При проектировании транспорта на разрезах основных угольных бассейнов и месторождений ориентироваться на применение:

—    трудопроводного транспорта для транспортировки угля до потребителей;

—    на разрезах Канско-Ачинского бассейна — конвейерного транспорта при поточной технологии горных работ, автомобильного и железнодорожного — при цикличной технологии работ;

—    на разрезах Экибастузского и Майкубенского угольных бассейнов — железнодорожного, автомобильного и конвейерного транспорта угля и железнодорожного транспорта пород вскрыши. При ведении добычных работ на глубоких горизонтах рассматривать применение в схемах циклично-поточной технологии комбинированного (автомобильно-конвейерного) транспорта;

—    на разрезах Экибастузского бассейна — поточный технологии при отработки верхних вскрышных горизонтов и циклично-поточной технологии с использованием мехлопат и передвижных дробильных агрегатов при отработке нижних вскрышных горизонтов;

—    на разрезах Кузнецкого бассейна — дизель-троллей-возного транспорта; конвейерных поездов; трубопроводного транспорта с дробильными и загрузочными агрегатами при применении гидромеханизации; автомобильного, железнодорожного и комбинированного транспорта (автомобильно-конвейерного и автомобильно-железнодорожного).

Автомобильный транспорт предпочтителен при отработке нагорной части разреза, не имеющего сплошного фронта работ, а также при наличии вблизи поля разреза свободных площадей для размещения породных отвалов.

Железнодорожный транспорт с применением тяговых агрегатов следует предусматривать при отработке разрезов до глубины 200—250 м на месторождениях с крутым, пологим и наклонным залеганием угольных пластов при обеспечении сплошного фронта работ по всей длине поля разреза.

При разработке глубоких горизонтов ориентироваться на применение автомобильно-железнодорожного и автомобильно-конвейерного транспорта. Автомобильно-железнодорожный транспорт предусматривается в схемах цикличной технологии при необходимости складирования пород вскрыши на значительном удалении от разреза, автомобильно-конвейерный — в схемах циклично-поточной технологии;

—    на разрезах Восточной Сибири и Забайкалья — автомобильного или железнодорожного транспорта.

2.6. Отвальное хозяйство

2.6.1.    Отвалы вскрышных работ следует размещать на безугольных, малоценных, не пригодных для сельского хозяйства землях.

2.6.2.    Отвалы следует располагать на сдренированных (осушенных) площадях.

2.6.3.    При благоприятных горно-геологических условиях отвалы должны размещаться в выработанном пространстве с максимальным его использованием.

2.6.4.    При высоте отвала, не превышающей критическую, следует принимать одноярусную отсыпку, при большей высоте — многоярусную.

2.6.5.    Выбор технологической схемы отвалообразования и типа отвального оборудования должен производиться на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом физико-механических свойств вскрышных пород и вида транспорта на перевозках.

2.6.6.    Для отвалообразования следует применять:

—    при железнодорожном транспорте — одноковшовые карьерные экскаваторы и экскаваторы-драглайны с ковшом повышенной вместимости;

—    при автомобильном транспорте — бульдозеры, а в особых условиях (слабые породы, при заполнении логов и большой высоте отвалов) — драглайны;

—    при конвейерном транспорте — консольные отвалообра-зователи.

2.6.7.    Количество отвальных тупиков на железнодорожных отвалах должно определяться по годовым объемам вскрышных работ разреза и производительности отвальных экскаваторов.

2.6.8.    Приемную способность отвальных тупиков следует определять по производительности отвальных экскаваторов с учетом времени обмена составов. Количество резервных отвальных тупиков определяется проектом.

2.6.9.    Рабочий фронт бульдозерных отвалов должен обеспечить безопасную одновременную работу по разгрузке автосамосвалов, планировочным работам и устройству дорожной полосы.

2.6.10.    Длина отвального фронта определяется количеством одновременно разгружаемых автосамосвалов. Количество отвальных фронтов определяется проектом с учетом резерва в размере не менее 20%.

2.6.11.    При поступлении породы с нескольких уступов предусматривать их объединение в транспортные потоки максимально возможной производительности по пропускной способности отвалообразователя.

2.6.12.    При определении параметров сухих отвалов, гидроотвалов и отвалов, отсыпаемых на гидроотвалах, следует руководствоваться исследованиями ВНИМИ «Методические указания по расчету устойчивости и несущей способности отвалов», «Рекомендации по инженерно-геологическому обоснованию параметров сухих пород, отсыпаемых на гидроотвалах» и «Указания по методам гидромеханического обоснования оп тимальных параметров гидроотвалов и отвалов на слабых основаниях».

2.7.1.    Параметры буровзрывных работ, а также нормы расхода взрывчатых материалов должны приниматься из условия степени дробления, обеспечивающей минимум приведенных затрат по всему комплексу смежных технологических процессов и минимального загрязнения продуктами взрыва окружающей среды.

2.7.2.    Для бурения взрывных скважин по вскрышным породам, представленным аргиллитами, алевролитами и песчаниками, при отработке высоких уступов мощными экскаваторами следует применять станки с шарошечным и комбинированным буровым инструментом диаметром до 390 мм с различными углами наклона и глубиной до 60 м.

2.7.3.    На добычных работах следует применять буровые станки шнекового бурения диаметром до 200 мм и углом наклона бурения от 60° до 90°.

2.7.4.    Выбор типа ВВ и средств взрывания должен производиться исходя из свойств взрываемых пород, обводненности скважин, наличия средств механизации заряжания, подготовки, растаривания и погрузки ВВ, а также с учетом обеспечения минимального выделения ядовитых газов при взрыве. При этом необходимо обеспечивать максимальное использование простейших ВВ, приготавливаемых на месте потребления.

2.7.5.    При проектировании взрывных работ следует ориентироваться на использование зарядов, рассредоточенных воздушными промежутками (полостями), применение коротко-замедленного взрывания с использованием порядных, диагональных, врубовых схем замедления, а также применения технологии взрывания — в зажатой среде, на буфер и сброс породы в выработанное пространство.

2.7.6.    При использовании техники непрерывного действия на добычных работах производить взрывание на «встряхивание» без нарушения структуры угольных пластов.

2.7.7.    Для обеспечения устойчивости откосов бортов разреза и сейсмической безопасности зданий и сооружений при проектировании массовых взрывов руководствоваться методическими разработками отраслевой лаборатории сейсмики Магнитогорского горно-металлургического института и ВНИМИ.

2.7.8.    Проектирование производства буровзрывных работ должно быть направлено на комплексную механизацию всех технологических процессов во взаимной увязке между собой: 18

—    средств механизации для погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных операций на складах взрывчатых материалов;

—    оборудования пунктов по подготовке взрывчатых веществ и загрузки их в смесительно-зарядные машины в зависимости от грузоподъемности и производительности машин;

—    средств механизации по осушению, заряжанию, забойке скважин и дроблению негабаритов;

—    средств малой механизации при измерении глубины скважин, централизованного изготовления боевиков (промежуточных детонаторов) и др.

2.7.9.    Рациональная схема комплексной механизации взрывных работ должна предусматривать эффективную организацию труда и высокие технико-экономические показатели, обеспечивающие:

—    контроль и учет количества ВВ в процессе переработки;

—    рациональное размещение грузовых мест (пакетов, контейнеров, штабелей мешков) ВВ как на складе ВМ, так и в местах временного хранения;

—    благоприятные санитарно-гигиенические, эстетические и безопасные условия труда;

—    минимальные сроки подготовки массовых взрывов при максимально возможном количестве подготавливаемой взорванной массы (экскаваторных блоков) и одновременно взрываемого ВВ;

—    безопасность по сейсмическому воздействию, разлету осколков и действию воздушной волны на промышленные объекты, сооружения, оборудование и людей.

2.7.10.    При проектировании технологии разработки угля и пород вскрыши, содержащих крепкие включения, с применением техники непрерывного действия использовать рекомендации, разрабатываемые институтами «УкрНИИпроскт», НИИОГР, «КАТЭКНИИуголь» для каждого конкретного месторождения.

2.7.11.    Для сложных мерзлотно-гидрогеологических условий и при производстве буровзрывных работ в слабых грунтах скважин необходимо заряжать непосредственно вслед за их бурением.

2.8. Осушение и водоотлив

2.8.1. При проектировании дренажа и водоотлива для угольных разрезов предусматривать осушение пород вскрыши и угольных пластов, обеспечивающее снижение уровня воды 3*    19

«Основные направления проектирования предприятий угольной и сланцевой промышленности и угольного машиностроения на период до 1995 года» разработаны институтами «Центрогипрошахт» (М. И. Верзилов, В. М. Еремеев, А. С. Стельмухов, Н. Г. Петухов, Ю. В. Ермаков, В. М. Смирнов), «Днепрогипрошахт» (Г. С. Пиньковский, В. С. Мочков, А. И. Радич), «Снбгипрошахт» (В. И. Ческидов, А. Н. Соболев, В. В. Земляных, И. С. Пешков, В. Б. Морозов, Г. Н. Дудник), «Южгипрошахт» (В. С. Ушкалов, В. Д. Косьянов, И. Е. Ровенский, Н. Г. Гриненко), «Ростовгипрошахт» (Н. А. Денщиков, Л. А. Асрибеков, Г. А. Келешьян, Г. М. Захарченко) с участием проектных институтов «Гипрошахт», «Дон-гипрошахт», «Луганскгипрошахт», «Карагандагипрошахт», «Уралгипро-шахт», «Востсибгипрошахт», «Донгипрооргшахтострой», научно-исследова тельских и проектно-конструкторских институтов ИГД им. А. А. Скочин-ского, ДонУГИ, МакНИИ, ВНИМИ, ВНИИГМ им. М. М. Федорова, ИИИОГР, ИОТТ, ВНИИОМШС, УкрНИИпроект, Гипроуглеавтоматизация, Луганский филиал ГУА, ВНИИОСуголь, ИНИУИ, КНИУИ, КАТЭКНИИ-уголь, УкрНИИуглеобогащение, КузНИИуглеобогащение, ВНИИПТугле-маш, ДонПКТИ, а также шахтостроительных организаций.

Требования к проектированию предприятий угольной промышленности разработаны для угольных бассейнов и месторождений, намечаемых к освоению «Схемой развития и размещения угольной промышленности СССР на период до 2005 года», с учетом особенностей их вскрытия, подготовки и разработки в зависимости от горно-геологических условий и применяемой техники и технологии добычи и обогащения угля (сланца), а также технологии, механизации и автоматизации заводов угольного машиностроения, рудоремонтных заводов и ЦЭММ. Строительные конструкции, объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения зданий и сооружений, генеральные планы должны проектироваться с учетом «Основных направлений строительного проектирования объек тов угольной промышленности СССР на XIII пятилетку».

«Основные направления проектирования...» разработаны с учетом перспективы технического развития отрасли и обеспечивают внедрение в проекты предприятий угольной промышленности прогрессивных проектных решений, передового опыта строительства и эксплуатации, современных достижений науки и техники.

«Основные направления проектирования...» предназначены для использования при разработке проектов на строительство hobtix, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующи предприятий на всех стадиях проектирования.

ниже горизонта установки оборудования и благоприятные безопасные условия производства горных работ при строительстве и эксплуатации разреза.

2.8.2.    Выбор способа осушения — открытый водоотлив, поверхностный, подземный или комбинированный — должен решаться проектом в зависимости от гидрогеологических условий, обводненности пласта угля, вскрышных пород и климатических условий, а также технологии ведения горных работ. При проектировании осушения предусматривать применение системы гидронаблюдательных скважин, пробуренных на горизонты, участвующие в обводнении разреза.

2.8.3.    Для разрезов Канско-Ачинского и Экибастузского бассейнов основным способом их осушения считать комбинированный, т. с. сочетание подземного дренажа и водопонизительных скважин. В качестве перспективного способа осушения месторождений Канско-Ачинского бассейна рассматривать поверхностный способ осушения с использованием лучевых водозаборов. При проектировании разрезов в Кузнецком, Майкубенском бассейне, а также на Шубаркольском месторождении применять открытый водоотлив.

2.8.4.    При проектировании систем защиты разрезов от притоков грунтовых и подземных вод предусматривать сооружение противофильтрационных завес инъекционного, барражно-го типа или комбинированных ПФЗ для обеспечения максимально возможного сохранения ресурсов подземных вод и предотвращения загрязнения рудничными водами близлежащих поверхностных и подземных водоемов.

Выбор типа проектируемой противофильтрационной завесы должен базироваться на тщательном анализе инженерно-геологических условий строительства и эксплуатации разрезов.

2.8.5.    При необходимости проведения предварительного осушения в период строительства разрезной траншеи и опережающего осушения в период эксплуатации ввод систем осушения необходимо осуществлять с соответствующим опережением горных работ. При применении подземной системы осушения строительство дренажной шахты вести с необходимым опережением для достижения необходимой степени осушения первоочередно отрабатываемой части поля разреза. Осушение пионерных траншей следует предусматривать поверхностным способом с применением водопонижающих скважин. При проектировании водопонижения предусматривать бурение скважин с обратной промывкой.

Стр.

1.    Общие положения............5

2.    Предприятия по добыче угля (сланца)    открытым способом    7

2.1.    Основные положения............7

2.2.    Вскрытие и порядок отработки.........8

2.3.    Системы разработки............П

24. Основное горное и транспортное оборудование    12

2.5.    Карьерный транспорт...........14

2.6.    Отвальное хозяйство............16

2.7.    Буровзрывные работы...........18

2.8.    Осушение и водоотлив.......... .19

2.9.    Ремонтно-профилактический комплекс.......21

2.10.    Складской комплекс....... .23

3.    Предприятия по добыче угля (сланца)    подземным способом    24

3.1.    Основные положения...........24

3.2.    Вскрытие и подготовка шахтных полей    ....    27

3.3.    Системы разработки и механизация очистных работ ...    31

3.4.    Проведение и поддержание горных выработок    ...    35

3.5.    Проветривание, дегазация, пылеподавленне, противопожарные

мероприятия и борьба с высокими температурами, внезапными выбросами угля и газа, горными ударами.....37

3.6.    Подземный транспорт...........43

3.7.    Осушение и водоотлив...... 49

3.8.    Шахтные подъемные комплексы.........53

3 9. Компрессорные установки ...    ......54

4.    Предприятия по обогащению углей (сланцев)    55

4.1.    Основные положения....... 55

4.2.    Прием, аккумулирование и подготовка угля (сланца) к обогащению .................56

4.3.    Методы обогащения............57

4.4.    Обезвоживание и сушка...........58

4.5.    Водно-шламовое хозяйство.........58

5.    Технологический комплекс поверхности.......59

6.    Погрузочно-складское хозяйство........62

7.    Породный комплекс............65

8.    Заводы угольного машиностроения и ремонтно-механические

предприятия..............67

8.1. Основные положения............67

8 2. Технология, механизация и автоматизация    производства .    .    71

9.    Электроснабжение............92

10.    Электрооборудование и автоматизация технологических про

цессов ................94

11.    Управление технологическими процессами......97

12.    Производственно-технологическая связь и сигнализация    .101

13.    Охрана окружающей среды..........105

14.    Организация строительства.........110

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Проектирование предприятий угольной промышленности должно осуществляться на базе основных направлений технического развития угольной промышленности СССР, общесоюзных и отраслевых нормативных и директивных документов.

1.2.    Проектирование должно вестись на основе схем развития и размещения предприятий угольной промышленности, определяющих целесообразность их строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения.

Выбор основных качественных и количественных характеристик новых и реконструируемых шахт, разрезов, обогатительных фабрик и заводов угольного машиностроения следует обосновывать технико-экономическим сравнением вариантов и оптимизационными расчетами, применяя для этой цели экономико-математические методы и ЭВМ.

1.3.    Основным направлением при проектировании шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик и заводов угольного машиностроения, обеспечивающим ускорение научно-технического прогресса, является реализация в проектах достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия были технически передовыми, обеспе чивали выпуск продукции высокого качества и эффективное использование капитальных вложений.

1.4.    В проектах предприятий должны быть предусмотрены:

1.4.1. Способы наиболее полного извлечения и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов за счет внедрения мало- и безотходных технологических процессов, широкого внедрения в хозяйственный оборот отходов производства.

1.4.2.    Складирование, учет и сохранение образующихся при переработке минерального сырья технологических продуктов, временно не используемых в произодстве, включая отходы производства, представляющие народнохозяйственную ценность или содержащие ценные компоненты.

1.4.3.    Меры, обеспечивающие внедрение принципиально новых водосберегающих технологических процессов, высокоэффективных методов очистки и обеззараживания сточных вод, прогрессивных технологических процессов, оборудования и материалов для очистки отходящих газов, сокращения изъятия высокопродуктивных угодий под несельскохозяйственные нужды, приведение земельных участков, нарушенных в процессе строительства и эксплуатации предприятий, в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве.

1.4.4.    Применение наиболее рациональных форм и научно обоснованных методов организации труда при строительстве и эксплуатации.

1.5.    При проектировании шахт и разрезов основные технические решения, технологическое оборудование и схемы должны выбираться с учетом рекомендаций научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Проектирование обогатительных фабрик должно базироваться на научно обоснованном прогнозе качественных характеристик сырьевой базы, подготавливаемом научно-исследовательскими институтами.

1.6.    При проектировании следует преимущественно ориентироваться на применение наиболее передового серийно выпускаемого оборудования или оборудования, прошедшего опытную эксплуатацию и рекомендованного к серийному производству. Применять новое оборудование допускается только в тех случаях, когда оно разрабатывается для данного конкретного объекта, а его изготовление предуматривается в плане в соответствии с графиком строительства.

1.7.    Принятые технологические схемы и другие проектные решения должны учитывать возможность их уточнения в процессе строительства и эксплуатации при изменении горно-геологических условий, сырьевой базы обогатительных фабрик, основного технологического и транспортного оборудования и предусматривать необходимые мероприятия для освоения в этих условиях проектной мощности и других основных технико-экономических показателей в нормативные сроки.

1.8.    При реконструкции шахт, разрезов и обогатительных фабрик должны предусматриваться, как правило, увеличение 6

производственной мощности, значительное повышение технического уровня производства и технико-экономических показателей предприятия путем замены морально устаревших и физически изношенных элементов основных производственных фондов, а также коренное усовершенствование технологических звеньев на базе передовой техники и технологии.

1.9. Предусматривать в сметах проектов затраты на выполнение научно-исследовательских работ, для чего заключать договоры с НИИ по решению сложных проблем и совместной ответственности за их реализацию.

2. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ДОБЫЧЕ УГЛЯ (СЛАНЦА) ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

2.1. Основные положения

2.1.1.    Основным направлением проектирования на рассматриваемый период следует считать реконструкцию (расширение), техническое перевооружение действующих и строительство новых угольных (сланцевых) разрезов с прогрессивной технологией, обеспечивающих интенсификацию вскрышных, добычных и рекультивационных работ с минимальным ущербом для окружающей среды.

Для нового и реконструируемого (расширяемого) объекта необходимо выполнять технико-экономическое обоснование (ТЭО) с разработкой прогноза состояния окружающей природной среды в результате его деятельности и программы природоохранных мероприятий по сокращению (исключению) вредного их влияния до допустимых пределов.

2.1.2.    Проектная мощность разреза обосновывается технико-экономическими расчетами с учетом потребности в угле (сланце), промышленных запасов угля (сланца) горно-геологических условий и срока службы разреза.

2.1.3.    Срок службы разреза принимать, как правило, не менее 50—60 лет, а для участков с ограниченными запасами— не менее срока амортизации основного горного и транспортного оборудования.

2.1.4.    При расположении на одной промплощадке разреза и предприятия по переработке (обогащения) угля следует предусматривать предельно возможное объединение вспомогательных объектов и коммуникаций.

2.1.5.    При проектировании разрезов, реконструкции и техническом перевооружении предусматривать затраты на полный комплекс природоохранительных и социально-культурных мероприятий.

2.1.6.    Предусматривать снижение общекарьерных и эксплуатационных потерь по мощности выемки за счет:

—    вовлечения в разработку некондиционных пластов или их отдельных участков;

—    исключения прнконтактных потерь угля в кровле пластов при вскрышных работах и потерь угля на почве при очистной выемке, не допуская разубоживания угля при зачистке кровли и почвы.

Предусматривать селективное складирование разубожен-ных углей для дальнейшей переработки на специальных обогатительных установках (КНС и др.).

2.2. Вскрытие и порядок отработки

2.2.1.    Способ вскрытия полей разрезов принимать в зависимости от возможного порядка отработки поля разреза на основании технико-экономического сравнения вариантов с применением экономико-математических методов и ЭВМ исходя из.

—    условия залегания пластов угля (сланца);

—    рельефа поверхности;

—    минимального объема и стоимости горно-капитальных работ;

—    наименьших площадей земельных отводов и использования земельных участков, непригодных для сельского хозяйства;

—    расчетной пропускной способности вскрывающих выработок;

—    расположения отвалов;

—- системы разработки, вида транспорта, минимального расстояния транспортировки угля (сланца) и пород вскрыши;

—    обеспечения минимальных текущих коэффициентов вскрыши в первоначальный период работы разреза;

—    гидрогеологических условий;

—    постоянства качества товарной продукции;

—    ускорения сроков начала попутной добычи угля.

2.2.2.    Разрезные траншеи следует размещать по возможности на участке с наименьшей мощностью вскрыши. Запасы месторождений 1 и 2 групп на таком участке должны быть

разведаны по категории А4-В и В (соответственно), а на месторождении 3-й группы по категории Cj.

2.2.3.    Для проходки капитальных горных выработок следует принимать высокопроизводительное горное и транспортное оборудование, ориентируясь в первую очередь на оборудование, принятое в проекте для эксплуатации.

2.2.4.    Сечения разрезных траншей по породе и углю следует принимать с учетом необходимого количества готовых к выемке запасов угля (сланца), величины устойчивых углов откосов уступов и бортов, размещения вскрышных и добычных механизмов и транспортных коммуникаций, обеспечения водоотлива и безопасности ведения работ.

2.2.5.    Углы рабочих и нерабочих бортов разреза необходимо определять геотехническими расчетами на основе данных геологической разведки с учетом состояния бортов действую щих разрезов, а также используя «Методическое пособие по изучению инженерно-геологических условий угольных месторождений, подлежащих разработке открытым способом» и «Методические указания по определению углов наклона бортов, откосов, уступов и отвалов строящихся и эксплуатируе мых карьеров» (ВНИМИ, 1972 г.).

2.2.6.    В выездных траншеях должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие устойчивость откосов (укрепление, дренаж и др.).

2.2.7.    Глубина заложения выездных траншей должна обосновываться технико-экономическими расчетами исходя из количества вскрываемых горизонтов и наземной работы внутри-карьерного транспорта.

2.2.8.    По мере углубки разреза, отрабатываемого по цикличной технологии, следует рассматривать возможность изменения схемы вскрытия нижних горизонтов с использованием циклично-поточной технологии (дробильно-перегрузочных пунктов и конвейеров). Запасы угля на вскрываемом и нижележащем горизонтах должны обеспечивать возможность эксплуатации оборудования непрерывного действия на период срока его амортизации.

2.2.9.    При проектировании вскрытия карьерных полей основным направлением являются:

Для месторождений Канско-Ачинского, Днепровского бассейнов и Приморского края:

—    вскрытие траншеями внешнего заложения — центральной и фланговыми;

—    вскрытие двумя фланговыми траншеями;

—    вскрытие одной фланговой траншеей.

2—294