Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Основные понятия и определения

II. Основные требования, предъявляемые к нормативной информации

III. Методы разработки норм и нормативов

IV. Порядок разработки апробации и оформления нормативов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976 - 1980 годы для годового и пятилетнего планирования основного производства в угольной промышленности (добыча и переработка угля и сланца)

Ведущие институты по группам нормативов

Управления Минуглепрома СССР, ответственные за состояние нормативного хозяйства

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.07.1976УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР346
РазработанЦНИИЭИуголь
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(ЦНИЭИуголь)

1976

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ И ОБНОВЛЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ И НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МОСКВА

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

Объединениям, предприятиям,

ГВЦ и У!ВЦ, научно-исследовательским, проектно-конструкторским и проектным институтам

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЦНИЭИугоаь)

103012. Москаа. проем Сапуном, а 13/15

14.09.76 л II-III/I360

На М

Для обеспечения методического единства при упорядочении нормативного хозяйства и совершенствовании системы нормативной информации в угольной промышленности направляются для руководства утвержденные приказом Министра угольной промышленности СССР от 30.07.1976г. К; ЗД6 "Общие методические положения по разработке новых и обновлению действущих норм и нормативов для планирования в угольной промышленности".

Приложение по тексту.

А.Курносов

Директор проф.,докт.техн.наук

продукции или работ по сравнению с имеющим место фактическим расходом соответствующего ресурса, повышению надежности и долговечности оборудования и т.п. при условии, что это не противоречит требованиям техники безопасности и промышленной санитарии*

18.    Научная обоснованность норматива определяется учетом всех основных нормообразующих факторов, а также перечисленных выше требовании.

Пример: при расчете нагрузки на очистной забой должны учитываться кроме длины лавы, мощности и угла падения пласта, удельного веса угля, режима работы лавы, способа механизации выемки, также и другие горногеологические и горнотехнические условия наряду с требованиями п.п. 13-17.

Ш. Методы разработки норм и нормативов

19.    Из существующих методов разработки норм и нормативов рекомендуется применять, где это возможно, расчетно-аналитический как наиболее точный. Он представляет собой метод определения нормативов на основе технически и экономически обоснованных расчетов с учетом всех нормообразующих факторов.

Этот метод применим при разработке нормативов:

-    основанных на экономической оценке, например, нормативов потерь угля (сланца) в недрах путем экономического сравнения разьых технически возможных вариантов разработки конкретного участка; кондиций угольных (сланцевых) пластов; нормативов обеспечения шахт к разрезов запасами, готовыми к выемке; резерва очистной линии забоев и др,;

-    основанных на технической или технологической документации, например, индивидуальных норм расхода лесных материалов, металлоконструкций, сборного железобетона для крепления очистных забоев или подготовительных выработок по паспортам крепления, взрывных материалов по паспортам буровзрывных работ, материалов для заводских изделий по технологическим картам их изготовления и т.п.;

-    на основе базовых групповых и средневзвешенных норм расхода материальных, топливных и энергетических ресурсов с учетом мероприятий по их экономии, а также изменения структуры производства;

-    финансовых, например, нормативов собственных оборотных средств, отчислений в фонды экономического стимулирования и др.

20.    Опытно-производственный метод основывается на результатах соответствующих экспериментов и наблюдений в производственных условиях и рекомендуется в случаях, когда не представляется возможным использовать расчетно-аналитический метод. Он применим, например, для разработки норм расхода горнорежущего инструмента, повторного исполь-

зования материалов из погашенных выработок, нормативов стойкости деталей и сборочных единиц и норм расхода запасных частей, затрат внерабочего времени рабочих и в других аналогичных случаях.

21.    Отчетно-статистический метод основывается на использовании данных статистической отчетности иди бухгалтерского учета с обработкой их методами математической статистики и мсхет иметь ограниченное применение при невозможности использования расчетно-аналитического или опытно-производственного методов.

22.    Более применим, по сравнению с опытно-производственным и отчетно-статистическим, комбинированный метод, заключающийся в использовании отчетно-статистических и опытно-производственных данных, обработанных методами математической статистики и учитывающий нестабильные нормообразующие факторы.

Этим методом можно пользоваться, например, при расчете нормативов нагрузки на очистной забой, эксплуатационной производительности основных машин и др.

23.    Агрегирование нормативов производится с низшего уровня планирования на последующий высший уровень и представляет собой простое определение средневзвешенной величины по всем учитываемым объектам низшего уровня.

24.    Дезагрегирование норматива с высшего уровня планирования

на следующие низшие производится с целью определения дифференцированных нормативов по объединениям (предприятиям, производственным едини«-цам).

При невозможности дезагрегирования методами, указанными в п.п. 19-22, оно может производиться на основе задания вышестоящей организации. Например, норма расхода какого-либо материала, вида топлива или энергии для производственного объединения, насчитывающего "а" производственных единиц, утверждена Министерством на Ъ% ниже агрегированной; по указанию объединения дезагрегирование этой нормы производится дифференцированно по производственным единицам: оставлена без сокращения для а-p сокращена на 1% для а2, на 2% для аэ, а для остальных - равномерно из остатка.

1У. Порядок разработки, апробации и оформления нормативов

25.    Разработка нормативов производится научно-исследовательскими институтами и другими организациями в соответствии с заданиями Минуглепрома СССР с учетом координационных планов ШШПиН Госплана СССР и других институтов центральных ведомств, а также по заказам производвтвенных объединений и предусматривается в планах научно-исследовательских работ.

Методические руководство и координация работ по совершенствованию всей системы технико-экономических нормативов для планирования возлагается на головной институт, а руководство работами по отдельным группам нормативов - на ведущие институты.

26.    Головной институт (головная тема 0911, ЦНИЭйуголь):

26.1.    разрабатывает:

-    с привлечением ведущих институтов общие методические вопросы по нормативному хозяйству и согласовывает их при необходимости с институтами центральных ведомств;

-    проекты отраслевых пятилетних и годовых планов по созданию новых и обновлению действующих нормативов;

-    предложения по дополнению и изменению номенклатур отраслевых нормативов и другие предложения по дальнейшему совершенствованию системы технико-экономических нормативов для планирования в угольной промышленности и представляет их на утверждение Министерства;

26.2.    согласовывает тематические пятилетние и годовые планы институтов, разрабатывающих нормативы, с точки зрения соответствия их отраслевым планам;

26.3.    осуществляет связь с институтами центральных ведомств и своевременно доводит до сведения ведущих институтов и организаций, разрабатывающих нормативы, методические материалы этих ведомств, которые должны или могут быть использованы при разработке и обновлении норм и нормативов;

26Л. рассматривает (руководитель головной темы) научные отчеты по выполненным работам;

26.5.    осуществляет контроль за выполнением ведущими институтами по группам нормативов утвержденных планов разработки нормативов;

26.6.    решает другие вопросы, вытекающие из необходимости координации работ по совершенствованию системы нормативов.

27.    Головной, а также ведущие институты одновременно выполняют функции организаций, разрабатывающих отдельные нормативы.

28.    Ведущие институты по группам нормативов:

28.1.    разрабатывают с привлечением институтов-соисполнителей проекты отраслевых пятилетиях и годовых планов создания новых и обновления действующих нормативов соответствующей группы;

28.2.    согласовывают методики и календарные планы выполнения работ по созданию новых или обновлению действующих нормативов соответствующей группы, представляемые организациями-соисполнителяии;

28.3.    рассматривают на заоеданиях Ученого совета института или его секции разработанные нормативы и научные отчеты по их обоснованию;

-    согласовывают, в случав надобности, нормативные материалы с научно-исследовательскими институтами центральных ведомств;

-    представляют их на согласование управлениям Министерства и Всесоюзным объединениям, ответственным за состояние нормативного хозяйства, и подготавливают к утверждению руководства Министерства;

28Л. осуществляют контроль за выполнением утвержденных планов организациями, разрабатывающими нормативы.

29.    Организации, разрабатывающие нормативы:

29.1.    включают в свои тематические планы работы по нормативам, предусмотренныэ в отраслевых планах;

29.2.    разрабатывают методики выполнения работ по каждому нормативу или группе однородных нормативов; согласовывают методики и календарные планы выполнения работ с ведущим институтом (календарные планы разработки нормативов должны соответствовать срокам, установленным утвержденными годовыми планами с учетом требований п.36 настоящих положений);

29.3.    разрабатывают нормы и нормативы в соответствии с апробированной методикой и в сроки, установленные утвержденными отраслевыми планами, осуществляют опытную проверку их в производственных объединениях, строительных организациях, на машиностроительных заводах и обсуждают на Ученом совете;

29Л. представляют нормы и нормативы на рассмотрение Ученого совета ведущего института;

29.5.    систематически анализируют фактическое выполнение нормативов, заданий по снижению норм расхода ресурсов и своевременно вносят ведущему и головному институтам предложения о необходимости внесения изменений, дополнений, пересмотра действующих норм и нормативов, или разработки новых, относящихся к кругу их деятельности с целью повышения эффективности использования ресурсов;

29.6.    два раза в год - к I июля и I января - представляют ведущему и головному институтам сведения о состоянии разработки нормативов, предусмотренных утвержденными годовыми и пятилетними планами;

29.7.    в случае необходимости и по требованию ведущего института, участвуют в согласовании норм и нормативов с управлениями Министерства и с научно-исследовательскими институтами центральных ведомств;

29.8.    осуществляют авторский надзор в период внедрения норм и нормативов.

30.    Если норма или норматив разрабатываются несколькими организациями, то функции, указанные в л.п. 29.2, 29Л, 29.7. выполвяет основная организация, указанная первой в числе разработчиков этой нормы (норматива) в про. раммах и отраслевых планах, утвержденных Министерством.

31.    Нормы или нормативы должны быть оформлены в виде проекта документа Министерства:

3X.I. содержащие фиксированные числовые значения нормируемых величин - в виде таблиц зависимости нормируемой величины от нормо-образуадих факторов с необходимыми пояснениями или инструкцией по применению;

Примеры: нормативы освоения проектных мощностей угольными и сланцевыми предприятиями (приказ Министра угольной промышленности СССР от II.07.1974 г. 1с 254), нормативы скорости проведения подготовительных выработок (приказ Министерства угольной промышленности СССР от 18.09.1973 г. № 339);

31.2. требующие расчета в каждом конкретном случае (например, нормы расхода материалов на 1000 т добываемого угля, норматив собственных оборотных средств, эксплуатационной производительности экскаваторов и др.) - в виде инструкций, содержащих:

-    методические указания по расчету нормируемой величины в зависимости от основных нормообразующих факторов;

-    индивидуальные нормы и нормативы, а также коэффициенты для корректировки отдельных нормообразующих факторов при внедрении более прогрессивных видов материальных ресурсов, совершенствовании техники и технологии производства, а также мероприятия по экономии ресурсов;

-    алгоритмы расчета, включающие содержательную и математическую постановку задачи, описание метода ее реаения с указанием ограничений на область применения, перечень исходных данных и источники их получения, формы входных и выходных документов.

При применении нормы или норматива на различных уровнях планирования инструкции должны содержать методические указания и алгоритмы расчета для каждого уровня.

Необходимость включения алгоритмов в отраслевой фонд алгоритмов и программ должна быть согласована с ВНИИУугодь. Передаваемые в отраслевой фонд алгоритмы должны быть оформлены в соответствии с приказом Министра от 5.09.75 г. Н» 360.

Инструкция должна содержать также рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов.

32.    Расчет норм и нормативов по утвержденным инструкциям производят ПВЦ и ГВЦ по номенклатуре и в сроки, установленные соответствующими службами производственных объединений и Министерства.

33.    Изложение нормативного документа должно отвечать следующим требованиям:

33.1. терминология, обозначения, определения, единицы измерения должны соответствовать действующим стандартам, общесоюзным и от-

раслевым нормативный материалам. В пределах всего нормативного документа единица измерения для одного и того же параметра должна быть постоянной;

33.2. в колче нормативного документа должно помещаться его оглавление (содержание), включающее название разделов, подразделов и приложений.

34.    Проект норматива, оформленный в виде проекта документа «Министерства, должен быть подписан: со стороны института-разработчика-ответственным исполнителем, руководителем подразделения и директором института; со стороны ведущего института - руководителем соответствующего подразделения и директором института; со стороны головного института - руководителем головной темы. Кроме того, должны быть предусмотрены подписи о согласовании с управлением Министерства или Всесоюзным объединением, ответственным за состояние нормативного хозяйства , а в случае надобности и с институтами центральных ведомств.

Оформление обложки, титульного листа, первой страницы нормативного документа должно соответствовать приложениям 1,2 и 3, а титульного листа проекта, представляемого на утверждение Министерства,-приложению 4.

35.    В научном отчете по работе (ГОСТ 19600-74) должна быть кратко изложена методика разработки норматива; обоснован метод расчета; показано, каким основным требованиям, из числа приведенных в настоящих методических положениях, а также дополнительно предусмотренных авторами и в какой мере, удовлетворяет им разработанный норматив. Если он не отвечает каким-либо требованиям из числа предусмотренных настоящими методическими указаниями, это должно быть обосновано. Кроме того, должны быть приведены данные о результатах сравнения разработанного проекта норматива с ранее утвержденными и фактическими показателями и обоснован технико-экономический эффект от введения я действие нового норматива, а также приведен перечень нормативных документов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с утверждением нового норматива.

36.    Нормативные материалы представляются управлениям Министерства ведущими институтами за 2С дней до предусмотренного планом окончания срока разработки норматива совместно с протоколами рассмотрения работы Учеными советами институтов, па предприятиях, в строительных организациях и в объединениях.

Научные отчеты по работам и другие документы представляются управлениям Министерства по их требованиям.

Приемка работы ведущим институтом должна быть произведена в

месячный срок со дня ее представления организацией, разработавшей норматив. Нормативные материалы представляются институтами-разработ-чиками в ведущие институты за 50 дней до предусмотренного ограслевым планом срока окончания их разработки.

57.    Управления Министерства, Всесоюзные объединения, ответственные за состояние нормативного хозяйства, рассматривают представленные им ведущими институтами инструкции и методики расчета норм и нормативов и другие нормативные материалы; согласовывают их для утверждения в установленном порядке.

58.    Разработка, обновление, оценка, согласование и утверждение нормативных материалов по труду, выполняемых нормативно-исследовательскими станциями, производится в порядке и в сроки, одобренные Госкомтрудом.

59.    Регистрация утвержденных Министерством нормативных материалов производится в головном институте по созданию отраслевой системы нормативов в угольной промышленности.

Утвержденные нормативы, оформленные в соответствии с РТЫ "Основные положения по созданию комплексной АСН", утвержденным в сентябре 1974 г. направляются во ЗНШуголь для обновления информационно-нормативного фонда отрасли.

40.    Издание утвержденных нормативных материалов осуществляется Минуглепромом СССР. Тираж издания определяется управлением, ответственным за состояние нормативного хозяйства, исходя из необходимости обеспечения ими всех заинтересованных производственных единиц, предприятий, строительных организаций, объединений и институтов.

41.    Работы по совершенствованию системы технико-экономических нормативов для планирования включаются в планы научно-исследовательских работ. Поэтому предложения к планам разработки нормативов должны составляться ведущими институтами по формам планов научно-исследовательских работ и представляться головному институту за один месяц до истечения срока представления последних в министерство.

Предложения ведущих институтов по темам и срокам выполнения работ по нормативам должны быть проработаны предварительно с инсти-тутами-соисполнителями.

Предложения по годовым планам работ должны соответствовать утвержденному пятилетнему плану.

42.    Настоящие "Общие методические положения по разработке новых и обновлению действующих норм и нормативов для планирования в угольной промышленности" обязательны для руководства начиная с 1977 года.

к общим методическим положениям Оформление обложки нормативного документа МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

НАИМЕНОВАН*.Е НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Шифр (условные обозначения)

Москва .... год

Приложение 2 к общим методическим положениям

Оформление титульного листа нормативного документа МИНИСТЕРСТВО ИТОНОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

НАИМЕНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Шифр

(условные обозначения)

Утвержден (наименование документа об утверждении, его номер и дата)

Срок ввода в действие

Москва .... год

Оформление первой страницы нормативного документа

МИНУГЛЕПРОМ СССР

НАИМЕНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Шифр (условные обозначения)

Взамен (наименование и шифр нормативного документа, теряющего силу с вводом в действие настоящего документа)

Утвержден (наименование документа об утверждении, его номер и дата)

Срок ввода в действие

Организации, разработавшие нормативный документ и его основные исполнители

Москва .... год

Титульный лист проекта нормативного документа, представляемого в Минуглепром СССР

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

Наименование института, разработавшего проект нормативного документа

СОГЛАСОВАНО:

наименование управления,    Проект

ответственного за состо-    Наименование института

ства


яние нормативного хозяй-    центрального ведомства

НАИМЕНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Подписи ведущего института:

Директор института


Подписи

иьститута-разработчика


Директор института


Заведующий отделом (лабораторией)


Заведующий отделом (лабораторией)


Ответственный

исполнитель

Подпись головного института:

Руководитель головной темы

Город - 197... год

центральный научно-исследовательский институт экономики и научно-технической информации угольной промышленности

(ЦНИЭИуголь)

1976

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ И ОБНОВЛЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ И НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МОСКВА

Программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976-1980 годы для годового и пятилетнего планирования основного производства в угольной промышленности (добыча и переработка угля и сланца)

Ш

пп

!Наименование норм и нормативов!Уровни*) !Организации!Срок выполнения !    лиаинрова-!-исполните-! ^ !

!    !ння    !    ли    {начало !конец

I

*---------------1-----х-----+---+----

1_______ 2    !    3    !    4,15    !    6

I. Нормативы и нормы по подсистеме "Материально-технического снабжения"

Расход материалов Ведущий институт ДонУГИ

А. Действующие нормативы (нормы).

подлежащие обновлению

I. Лесных крепежных материалов на добычу угля подземным и открытым способом для предприятий Минуглопрома УССР (вторая редакция)

1,2,3,4 ДонУГй.УнрШШ-проект

1975

2. Лесных крепежных материалов для добычи угля П0Д86ЫНЫМ и открытым способом для предприятий остальных бассейнов и месторождений

1*2,3,4

ДонУГИ,НИИОГР,

бассейновые

институты

1976

3. Проката черных металлов на ремонтно-эксплуатационные нужды вахт, разрезов и обогатительных фабрик

2,3,4

ДонУГИ,НИИОГР,

УкрНШуглеобо-

гащениеДузЯИИ-

углеобогащение

1975

1976

1977

1977

х) Нормы и нормативы, а также инструкции по их расчету должны разрабатываться для уровней планирования, шифр которых имеет следующие значения:

1    - по видам и местам работы,

2    - по производственной единице (предприятию),

3    - по объединению,

4    - по отрасли.

Общие методические положения по разработке новых и обновлению действующих норы и нормативов для планирования в угольной промышленности завершают цикл основных методических работ, необходимых для создания системы технико-экономических нормативов для годового и пятилетнего планирования в угольной промышленности, К другим работам этого цикла относятся выполненные ранее в ЦНИЭИугле и утвержденные Министром номенклатура отраслевых нсрм и нормативов (приказ от 24 июня 1975 г. № 255) и программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976-1980 годы для годового и пятилетнего планирования в угольной промышленности (добыча и переработка угля и сланца), утвержденная 6 января 1976 г.

Общие методические положения также утверждены приказом Министра от 30 июля 1976 года к 346.

В отличив от первых двух работ они охватывают все отрасли входящие в систему Минутлепрома СССР, в том числе шахтное строительство и угольное машиностроение.

Для более удобного пользования общими методическими положениями к ним приложены материалы, на которые в них имеются ссыл ки: программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976-1980 годы для годового и пятилетнего планирования основного производства в угольной промышленности (добыча и переработка угля и сланца), утвержденная Министром 06.01.76 г. а также перечень ведущих институтов по группам нормативов и управлений Минуглепрома СССР, ответственных за состояние нормативного хозяйства в соответствии с приказом Министра угольной промышленности СССР от 24.06.75 г, к 255.

Общие методические положения разработан в лаборатории методологии нормативного обеспечения отдела планирования и экономического стимулирования ЦНИЭИуголь: д.т.н. А.К.Харчеыко, к.т.н. И.И.Лившиц, 0..Э.Н. ЛЛ.Майзель, к.т.н. Е.А.Мартемьяков, к.э.н. В.П.Соколов, инж. О.Е.Солдатенко и инж. Б.И.Воронович (Минуглепром СССР).

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Министра угольной промышленности СССР

Б.Ф.Братченко от "30" июля 1976г.

te 346

Общие методические положения по разработке новых и обновлению действующих норм и нормативов для планирования в угольной промышленности

Приказом Министра угольной промышленности СССР от 24 июня 1975г. fc 255 ”0 дальнейшем совершенствовании системы технико-экономических нормативов в угольной промышленности" утверждена разработанная ЦНИЭИ-углем номенклатура отраслевых норм и нормативов для годового и пятилетнего планирования добычи и переработки угля и сланца на всех уровнях планирования, а разработка нормативов в системе Министерства возложена на 24 научно-исследовательских, проектных и других института, а также на ьорыативно-исследовательские станции по труду. Предусмотренные в номенклатуре нормы и нормативы должьы использоваться не только для планирования, но также для анализа производственно-хозяйственной деятельности (в дальнейшем, для краткости, в большинстве случаев будет применяться только термин "нормативы", подразумевая под ним как нормы, так и нормативы - см.далее п.п. I и 2 общих положений).

Утвержденная номенклатура содержит около 450 наименований норм и нормативов по всем видам ресурсов, из которых большая часть требует новой разработки или обновления.

Целью настоящих положений является унификация разрабатываемых нормативных материалов и отражение в них основных требований, которым должны отвечать новые или обновляемые нормативы.

Каждый норматив должен разрабатываться или обновляться по собственной методике. Вместе с тем все нормативы должны отвечать определенным общим требованиям как по содержанию (прогрессивность, сопоставимость, динамичность и др.), так и по оформлению и апробации.

Важно также обеспечить однозначное толкование применяемых терминов.

Для определенных множеств нормативов могут быть применены одинаковые методы расчета. Все нормативные материалы должны отвечать требованиям применения их в комплексной автоматизированной системе нормативов (КАСН), которая является одной из подсистем АСУ, ОАСУ и АСПР.

Общие методические положения предназначены для предприятий и организаций Министерства угольной промышленности СССР, разрабатывающих нормативные материалы (инструкции и методики расчета норм и нормативов, мероприятия по экономии ресурсов и др.), а также рассчитывающих нормы и нормативы и определяющих задания по экономии ресурсов и снижению норм расхода на планируемый период.

I# Основные понятия и определения

При разработке новых и обновлении действующих нормативов для планирования производственно-хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться следующими положениями и понятиями:

1. Технико-экономическая норма в угольной промышленности - установленное максимальное допустимое значение затрат материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов или времени на единицу выпускаемой продукции или выполняемой работы, обусловленное горногеологическими факторами, техникой, технологией и организацией производства с учетом их развития в планируемом периоде и критериями экономической эффективности. В качестве примероз можно привести: нормы расхода материалов, энергии, топлива на единицу продукции или работы, нормы выработки, времени, амортизационных отчислений, расхода воды и ДР.

2.    Технико-экономический норматив - показатель степени использования ресурса или величина параметра, регламентирующего плановые показатели, например: коэффициент использования металла при изготовлении машин и других изделий; величина, регламентирующая объем производства новых или реконструированных предприятий; размер отчисления от себестоимости, прибылей и др.

3.    Нормы и нормативы не зависят от выделяемых ресурсов, что принципиально отличает их от плановых показателей, которые определяются на основе нормативов, ко с учетом выделяемых ресурсов. В связи с этим они более стабильны, чем показатели краткосрочных (годовых) планов.

Примеры: норматив суточной нагрузки на одну лаву с гидрофици-рованным комплексом оборудования при определенных горногеологических и горнотехнических условиях и организации производства (число смен работы по выдаче угля) и плановый показатель - объем или удельный вес добычи угля из комплексно-механизированных лав, определяемый на базе этого норматива л числа лав, которые могут быть оборудованы такими комплексами в планируемом периоде, т.е. с учетом выделяемых ресурсов. При одном и том же нормативе нагрузки на лаву плановый показатель добычи угля из таких лав может быть различным для разных плановых периодов; норма расхода металла на крепление сорных выработок и плановый показатель - объем крепления выработок металлом.

Б ряде случаев плановые показатели совпадают с нормативами, например, плата за банковский кредит.

4.    Нормативы должны разрабатываться или обновляться:

4.1. по следующим уровням планирования:

-    местам (участкам и цехам) и (или) видам работ;

-    производственным единицам, предприятиям;

-    производственным объединениям, комбинатам, трестам;

* отрасли;

4.2. по следующим периодам планирования:

-    квартальным (месячным);

-    годовым и пятилетиим;

-    долгосрочным перспективным.

Настоящие методические положения разработаны для годового и пятилетнего планирования в системе Министерства угольной промышленности СССР.

5.    Утвержденные вышестоящими организациями нормы и нормативы имеют директивный характер и обязательны для учета при определении плановых показателей.

6.    Индивидуальные (технические) нормы расхода и нормативы использования материальных ресурсов устанавливают величину расхода материалов для конкретных видов и мест работ, а также изделий одного типоразмера на определенном предприятии и определяются условиями производства на основе технической или технологической документации.

Примеры: расход лесных материалов, проката черных металлов, железобетонных изделий, взрывчатых веществ, средств взрывания, бурового и горнорежущего инструмента для конкретного очистного забоя или подготовительной выработки на определенной шахте; расход металла и других материалов для изготовления определенного типоразмера какого-либо изделия на конкретном заводе или ремонтной базе (определенного типа скребкового конвейера, типоразмера железобетонной стойки,металлической рамы для крепления горных выработок и др.).

Инструкции и методические указаьия по нормированию расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов должны содержать рекомендации по оптимальной структуре индивидуальной нормы, т.е. по такому соотношению элементов затрат или нормообразующих факторов, при которой эта норма будет минимальной.

Индивидуальная норма должна устанавливать количественный расход материалов в специфицированном виде, т.е. по сортам, маркам, размерам.

Индивидуальные нормы являются исходными данными для расчета групповых или средневзвешенных норм.

7.    Групповые нормативы, определяемые на основе индивидуальных на производство одноименной продукции или видов работ (например, вагонеток, железобетонных стоек для крепления горных выработок), представляют собой:

-    для объединения - средневзвешенные по входящим в его состав

предприятиям на производство одноименной продукции иди видов работы;

-    для отрасли - средневзвешенные по подведомственным предприятиям, объединениям и организациям нормы не производство одноименной продукции или видов работы.

Потребность в основных видах материалов для производства продукции по заводу: машиностроительному, ремонтному, лесопильному, деревообрабатывающему, железобетонных изделий и др. - определяется по индивидуальный нормам.

8.    Потребность в основных материалах по дахте (разрезу) определяется, как правило, по средневзвешенным нормам на основе индивидуальных дл участков или видов работы. По отдельным видам материалов (стальные канаты, рельсы, шпалы, трубы и др.) потребность определяется по индивидуальным нормам.

9.    В тех случаях, когда норматив для соответствующего уровня планирования не может быть выражон фиксированными числовыми значениями, должна быть разработана инструкция, содержащая методические указания, формализованные выражения его расчета и необходимые исходные данные для каждого конкретного случая.

10.    При разработке норматива прежде всего следует определить, для каких уровней планирования он нужен и методы его расчета для каждого уровня.

Примеры:

-    нормы выработки и нормы времени могут быть использованы только на первом уровне планирования - по видам и местам работ, но не на уровне предприятия, объединения и отрасли;

-    нормативы сроков и уровней освоения проектной мощности новых и реконструированных предприятий используются только для планирования объема производства каждого отдельного предприятия и не могут быть распространены на объединения и отрасль. В то же время нормативы прироста мощности действующих предприятий с учетом увеличения за счет оргтехмероприятий и снижения из-за ухудшения гориогеологических условий могут быть установлены только для объединений и отрасли, насчитывающих определенные множества предприятий;

-    нормы расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, кабельных изделий должны разрабатываться, как правило, для всех уровней планирования; методы расчета этих норм не одинаковы (см. раздел Ш).

При определении уровней планирования для каждого норматива следует руководствоваться разработанной ЦНИЭйуголь и утвержденной Министром 6.1.1976 г. "Программой создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976-1980 годы для годового и пятилетнего планирования основного производства в угольной промышленности

(добыча и переработка угля и сланца)". В отдельных случаях допускаются отступления от уровней, указанных в этом документе, но они должны быть обоснованы.

П. Основные требования, предъявляемые к нормативной информации

11.    В общем виде разрабатываемые и обновляемые нормативы должны отвечать следующим основным требованиям: сопоставимости, взаимообусловленности, прогрессивности, напряженности, динамичности, экономической целесообразности и научной обоснованности.

12.    Нормативы одного и того же наименования для разных уровней планирования должны быть сопоставимы, т.е. должны иметь одну и ту же единицу измерения для возможности их агрегирования и дезагрегирования от одного уровня к другому. Так, например, норма расхода одного какого-либо материала должна для всех уровней планирования относиться к одному и тому же показателю - объему добычи угля (сланца) в натуральном выражении, объему строительно-монтажных работ и наличию основных фондов в денежном выражении и т.д. Это требование обязательно для всех нормативов, разрабатываемых для двух и более уровней планирования, но не относится к индивидуальным нормам (п.6). Последние могут иметь единицы измерения, отнесенные, например, к одному метру проведения подготовительной выработки, одной детали какого-либо изделия и др.

Средневзвешенные нормы по производственной единице, предприятию, рассчитанные на основе индивидуальных норм, должны отвечать требованию сопоставимости.

13.    Некоторые нормативы должны быть взаимно обусловлены, т.е. одни из них являются нормообразующими факторами для расчета других. Например, норматив собственных оборотных средств - с нормативами запаса материалов на предприятиях и базах и запасами угля на складах угольных предприятий; норматив нагрузки на очистные забои - с нормативами длин вновь подготавливаемых очистных забоев и нормами выработки рабочих в этих забоях; нормы расхода металла на. крепление подготовительных выработок - с нормами повторного использования металла из погашаемых выработок и др. Это приводит в взаимной обусловленности нормативов, что является одним из основных принципов создания системы нормативов.

При разработке новых и обновлении действующих нормативов необходимо установить, с какими другими нормативами они взаимообусловлены, какие из них являются первичными и должны быть учтены как нормообразующие факторы для других. При разработке взаимообусловленных

нормативов различными организациями эти вопросы должны быть ими согласованы.

14.    Напряженность норматива - это отношение предлагаемого норматива при существующей технологии, технике и организации производства к фактическому среднему значению расхода соответствующего ресурса без учета отходов и потерь, вызванных отступлениями от установленных регламентов, рецептур, технологии, а также всякого рода неполадками

в организации производства и снабжения (см.методические указания по разработке и применению системы технико-экономических нормативов для планирования, распределения и использования сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии в производстве и строительстве, утвержденные Постановлением Госплана СССР от 25.02.1969 г. te 16). Напряженность норматива при этом определяется с учетом расширенного применения передового опыта. Одним из возможных путей обеспечения напряженности норматива в указанных условиях может быть принятие в качестве исходной базы для расчета лишь тех данных динамического ряда, которые превышают среднеарифметическое значение.

Требование напряженности не распространяется на нормативы, определяемые на основе только экономических оценок (кондиции угольных /сланцевых/ пластов, потери полезных ископаемых в недрах и др.), а также на индивидуальные нормативы, определяемые на основе технической документации.

15.    Прогрессивность вновь разрабатываемых ь обновляемых нормативов (по сравнению с действующими) обеспечивается учетом влияния на их нормообразующие факторы применения новых видов продукции, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизированных систем управления, передового опыта и научной организации труда, предусматриваемых к внедрению в плановом периоде.

16.    Динамичность нормативов обеспечивается своевременным их обновлением в связи с изменяющимися условиями производства, как указанными в п.15, так и другими, например, горногеологическими и горнотехническими условиями на шахтах и разрезах, сырьевой базой на обогатительных фабриках и др.

Наиболее динамичными являются нормы и нормативы расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также собственных оборотных средств, которые обновляются, как правило, ежегодно. Трудовые нормы и нормы выработки, времени и др. обновляются по мере изменений условий труда, нормы расхода запасных частей - в соответствии с нормативами их стойкости, а остальные, в основном, каждые 5 лет.

17.    Новый или обновленный норматив должен быть экономически целесообразным, т.е, он должен способствовать снижению себестоимости