Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

83 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы обязательны при проектировании всех вновь сооружаемых паротурбинных электростанций с турбоагрегатами мощностью 25 МВт и выше при начальных параметрах пара у турбин до 24 МПа (240 кгс/см2) и 540 - 560 °С, а также вновь сооружаемых тепловых сетей. Нормы распространяются также на расширяемые электростанции и тепловые сети с соответствующими коррективами, обусловливаемыми существующими технологическими схемами, компоновками оборудования, зданиями и сооружениями

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

2. Генеральный план

3. Топливно-транспортное хозяйство

4. Теплотехническая часть

5. Управление, автоматизация технологических процессов и теплотехнический контроль

6. Электротехническая часть

7. Техническое водоснабжение

8. Общестанционные устройства

9. Тепловые сети

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.06.1972ПринятГосплан СССРАБ-2201-20/2
08.05.1973УтвержденМинистерство энергетики и электрификации СССР
РазработанВГПИ Теплоэлектропроект
ИзданЭнергия1974 г.

Engineering Design Standards for Thermal Power Plants (VSN 29-81)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

Нормы согласованы: с Госпланом СССР с Г оспланом СССР письмо № АБ-2201-20/2 ут 30 июня 1972 г.

С введением в действие настоящих норм утрачивают силу Нормы технологического проектирования тепловых электрических станции и тепловых сетей, изданные в 1967 году.

3.15.    Ленточные конвейеры, как правило, устанавливаются в закрытых галереях и эстакадах. Высота галереи (эстакады) в свету по вертикали принимается 2,2 м. Ширина галереи и эстакады выбирается исходя из необходимости устройства среднего продольного прохода между конвейерами 1000 мм и боковых проходов вдоль конвейеров 700 мм. При расположении колонн между конвейерами проход с одной стороны колонны должен быть 700 мм. Допускаются местные сужения боковых проходов до 600 мм.

При одном конвейере проход между ним и стеной должен быть с одной стороны 1000, а с другой — 700 мм (все размеры указаны до выступающих частей строительных конструкций и коммуникаций).

В галереях (эстакадах) через каждые 100 м необходимо предусматривать переходные мостики через конвейеры. В этих местах высота эстакады должна обеспечивать свободный проход.

3.16.    При проектировании механизации угольных складов необходимо предусматривать минимальную численность персонала как для выполнения складских операций, так н для ремонта механизмов.

Для механизации угольных складов должны применяться:

наиболее совершенные механизмы непрерывного действия (роторные погрузчики, штабелеукладчики) на гусеничном ходу или на рельсах при дистанционном управлении и максимальной автоматизации их работы;

в случае нецелесообразности применения машин нгпрерывного действия — мощные специальные бульдозеры, имеющие угольные отвалы, при пробеге их до 75 м в комплексе с штабелеукладчиком или удлиненным конвейером.

Выбор схемы механизации угольных складов в каждом конкретном случае определяется технико-экономическим обоснованием с учетом климатических условий района размещения электростанций, часового расхода и качества топлива.

Применение грейферных мостовых кранов-перегружателей допускается только для расширяемых электростанций, оборудованных такими кранами, при соответствующем обосновании.

Склады торфа оборудуются стреловыми грейферными кранами на гусеничном ходу или погрузочными машинами непрерывного действия.

3.17.    В целях исключения простоев груженых вагонов в периоды. когда бункеры котельного отделения заполнены углем, на всех электростанциях с безъемкостными разгрузочными устройствами, включая разгрузочные устройства с вагоноопрокидывателями, должен предусматриваться буферный (расходный) штабель угля емкостью не менее чем на два-три железнодорожных маршрута.

3.18.    Выдача топлива со склада осуществляется однониточной системой ленточных конвейеров. Выдача топлива из буферного штабеля в основной тракт топливоподачи обеспечивается бульдозерами или другими механизмами и самостоятельной однониточной конвейерной системой.

3.19.    При разгрузке топлива вагоноопрокидывателями на складе топлива должна предусматриваться эстакада с фронтом 60 м для разгрузки неисправных вагонов.

3.20.    При загрузке склада мелким или предварительно дробленым топливом дробилки предварительного дробления в тракте подачи топлива со склада не устанавливаются.

3.21.    При наличии на угольных складах бульдозеров на территории электростанции для их технического обслуживания и стоянки в составе экипировочно-ремонтного блока предусматриваются закрытые отапливаемые помещения, оборудованные необходимыми средствами ремонта на количество машин из расчета 30% расчетного парка бульдозеров, но не менее чем на две машины. Средний ремонт бульдозеров, как правило, производится в экипировочно-ремонтном блоке.

3.22.    Часовая производительность всех механизмов по выдаче топлива со склада и из буферной емкости должна быть равна производительности одной нитки конвейеров тракта топливоподачи в главный корпус.

Машины непрерывного действия не резервируются. Другие складские механизмы, кроме бульдозеров, резервируются одним механизмом. При механизации склада только бульдозерами резерв должен бьгть в размере 30% их расчетного количества.

3.23.    Емкость складов угля принимается на месячный расход, исчисляемый исходя из 24 ч работы в сутки всех рабочих котлов электростанции.

Для электростанции, располагаемых вблизи (90—100 км) угольных разрезов или крупных шахт, емкость склада принимается, как правило, на 2 нед.

Для всех проектируемых электростанций при перспективе их расширения должна предусматриваться возможность расширения склада.

3.24.    Резервный запас торфа предусматривается на 2 нед. Склад торфа может быть удален от территории электростанции на расстояние в пределах 5 км.

Склад должен иметь непосредственную железнодорожную или однониточную конвейерную связь с основным трактом топливоподачи электростанции (не проходящую по железнодорожным путям общего назначения).

Допускается размещение резервного запаса торфа на близлежащем торфопредприятии, удаленном от электростанции не более чем на 30 км и связанном с нею железной дорогой без выхода на пути МПС. В этом случае вблизи электростанции сооружается расходный склад торфа емкостью на 5 сут, но не более 60 000 т.

3.25.    Устройство закрытых складов допускается для электростанций, расположенных в больших городах в условиях стесненной территории, а также при специальном обосновании в отдаленных северных районах.

3.26.    Все устройства по перевалке топлива виутрц помещений, а также бункера сырого топлива проектируются с герметизацией от пыления и установками по обеспыливанию.

Обеспыливающие установки предусматриваются в узлах пересыпки с большим перепадом высоты (при перекрестной пересыпке), в дробильных устройствах (в местах загрузки топлива на ленточные конвейеры) и в бункерной галерее главного корпуса.

Для разгрузочных устройств выбор схемы обеспыливания (аспирация или гидрообеспыливание) в каждом конкретном случае определяется индивидуально.

Помещения и устройства топливоподачи проектируются в соответствии с «Правилами взрывопожаробезапасности топлнвоподач электростанций».

3.27.    Уборка пыли в помещениях топливоподачи должна быть механизирована. Все отапливаемые помещения топливоподачи должны проектироваться с учетом уборки пыли с полов с помощью гидросмыва.

3.28.    В целях предотвращения скоплений пыли по всему тракту топливоподачи в строительных конструкциях следует максимально ограничивать количество выступающих элементов. Выступающие части должны иметь угол наклона не менее 60°.

3.29. ' Галереи и эстакады ленточных конвейеров, кроме тракта подачи топлива на склад, дробильные устройства, а также подземная часть разгрузочных устройств должны быть оборудованы отоплением для поддержания в них температуры 10 °С. Отопительные регистры должны выполняться только из гладких труб. Температура теплоносителя в отопительной системе топливоподачи не должна превышать 110 °С для торфяных электростанций и 130 °С — для угольных.

Надземная часть разгрузочных устройств (за исключением здания вагоноопрокидывателя и других устройств с непрерывным движением вагонов) оборудуется отоплением для поддержания в ней температуры не ниже 5°С. Кабины машинистов вагоноопро-кидывателсй должны быть закрытыми и обеспечены отоплением и вентиляцией.

Мазутное хозяйство

3.30.    Основное мазутное хозяйство сооружается для снабжения мазутом как энергетических, так и водогрейных котлов электростанций, работающих на мазуте, а также на газе, который является основным топливом, а мазут — резервным или аварийным.

Расчетный суточный расход мазута для электростанций определяется исходя из 20-часовой работы всех установленных энергетических * котлов при их номинальной производительности для полной проектной мощности электростанции и 24-часовой работы водогрейных котлов при покрытии тепловых нагрузок при средней температуре самого холодного месяца.

В качестве топлива для пиковых котлов принимается мазут независимо от вида топлива, принятого для основных котлов ТЭЦ.

Растопочное мазутное хозяйство сооружается для всех электростанций с камерным сжиганием твердого топлива.

Для снабжения мазутом пусковой котельной используется растопочное мазутохозяйство.

3.31.    Для разогрева и слива мазута из цистерн могут применяться как закрытые сливные устройства — тепляки, так и сливные эстакады с разогревом мазута открытым паром. Выбор типа сливного устройства определяется технико-экономическим расчетом. Слив мазута из цистерн производится в межрельсовые каналы (лотки). Из них мазут направляется в приемную емкость, перед которой должны предусматриваться грубая фильтр-сетка и гидрозатвор.

Приемно-сливное устройство мазутохозяйства рассчитывается на прием цистерн емкостью 50, 60 и 120 т. Длина фронта разгрузки основного мазутохозяйства должна приниматься исходя из слива

расчетного суточного расхода мазута, но не менее '/з длины маршрута. При этом доставка принимается в цистернах емкостью 50—60 т с коэффициентом неравномерности 1,2 и временем разогрева и слива одной ставки в среднем 6—9 ч.

Фронт разгрузки растопочного мазутохозяйства принимается 50—100 м.

Для разогрева мазута в цистернах открытым паром r приемносливном устройстве предусматривается паровой коллектор с отводами к каждой цистерне.

По всей длине фронта разгрузки основного и растопочного мазутохозяйства предусматриваются эстакады на уровне верха цистерн для обслуживания парового разогревательного устройства. По обеим сторонам приемных лотков выполняются бетонные отмостки. Уклон открытых лотков принимается однопроцентным.

При подаче мазута на электростанции по мазутонровэлам от близрасположенных нефтеперерабатывающих заводов устройства для приема мазута по железной дороге не предусматриваются.

3.32.    Величина приемной емкости основного мазутохозяйства принимается не менее 20% емкости цистерн, устанавливаемых под разгрузку. Насосы, откачивающие мазут из приемной емкости, устанавливаются с резервом. Рабочие насосы должны обеспечить перекачку мазута, слитого из цистерн, установленных под разгрузку. не более чем за 5 ч.

Приемная емкость растопочного мазутохозяйства должна быть не менее 120 м3, насосы, откачивающие мазут из нее, устанавливаются без резерва.

3.33.    Разогрев мазута в основных резервуарах мазутосклада принимается циркуляционный, при этом схема разогрева осуществляется, как правило, по отдельному специально выделенному контуру.

Схема разогрева и подачи мазута (одно- или двухступенчатая) в основном и растопочном мазутохозяйствах принимается в зависимости от требуемого давления мазута перед форсунками.

Для разогрева мазута в подогревателях, резервуарах мазутосклада и приемной емкости, в сливных каналах и цистернах используется пар давлением 0,8—1,3 МПа (8—13 кгс/см2) с температурой 200—250 °С. Конденсат пара должен использоваться в цикле электростанций и подвергаться контролю и очистке от мазута. Конденсат от мазутоподогревателей. спутников и тепляков должен подаваться по отдельному трубопроводу.

3.34.    Оборудование основного мазутного хозяйства должно обеспечивать непрерывную подачу мазута в котельное отделение •при работе всех рабочих котлов с номинальной производительностью. При этом температура мазута в котельной должна соответствовать его вязкости — не более 2,5° УВ (примерно 135°С).

При этом температура мазута в котельной должна соответствовать его вязкости: не более 3°УВ при установке для растопки котлов механических форсунок и 6°УВ при применении паровых форсунок.

Для расширяемых электростанций при применении механических форсунок допускается вязкость 4° УВ.

Для постоянной циркуляции мазута по подающему мазутопро-воду в мазутных магистралях котельной и в отводах к каждому котлу прокладывается трубопровод рециркуляции из котельной в мазутохозяйство.

Производительность основных насосов с выделенным контуром разогрева выбирается с учетом дополнительного расхода мазута на рециркуляцию в контурах каждого котла и в обратной магистрали при минимально допустимых скоростях.

Производительность насосов циркуляционного разогрева должна обеспечивать подготовку мазута в резервуарах для бесперебойного снабжения котельной.

3.35. В насосной основного мазутохозяйства должно предусматриваться резервное оборудование: по одному основному насосу I и II ступеней, один резервный подогреватель, один фильтр непрерывной очистки после основных подогревателей, по одному насосу и подогревателю циркуляционного подогрева.

Количество мазутных насосов в каждой ступени основного мазутного хозяйства должно быть не менее трех (в том числе один резервный).

Перед каждым насосом первой ступени должна быть предусмотрена установка сетки с отверстиями 10—12 мм.

Подача мазута на энергетические и водогрейные котлы из основного мазутохозяйства должна производиться по двум магистралям, рассчитанным каждая на 75% номинальной производительности с учетом рециркуляции.

Подача пара на мазутное хозяйство производится по двум магистралям, рассчитанным каждая на пропуск 75% расчетного расхода пара.

Устанавливается не менее двух конденсатных насосов, один из них резервный

На всасывающих и нагнетательных мазутопроводах должна быть установлена аварийная запорная арматура на расстоянии 10—50 м от мазутонасосной.

На вводах мазутных магистралей в котельное отделение, а также для отключения каждого котла должна устанавливаться запорная арматура с дистанционным электрическим и механическим приводами, расположенными в удобных для обслуживания местах.

Аварийное положение давления мазута в магистральных мазутопроводах должно автоматически сигнализироваться в котельном отделении и мазутонасосной.

Подача мазута в мазутохозяйство от нефтеперерабатывающего завода должна производиться по одному трубопроводу; в отдельных случаях при обосновании допускается подача мазута по двум трубопроводам, при этом пропускная способность каждого из них принимается равной 50% расхода топлива всеми рабочими котлами при их номинальной паропроизводительности.

Прокладка всех мазутопроводов выполняется, как правило, наземной.

Все мазутопроводы, прокладываемые на открытом воздухе и в холодных помещениях, должны иметь в общей с ними изоляции паровые и другие обогревательные спутники.

Вся арматура мазутопроводов диаметром 50 мм и больше должна применяться только стальная.

На газомазутных электростанциях необходимо предусматривать стенд для тарировки форсунок, расположенный в котельном отделении.

3.36. Емкость мазутохранилищ для электростанций, у которых

Дистанционное аварийное выключение мазутных насосов должно производиться со щита, расположенного в главном корпусе.

мазут является основным, резервным или аварийным топливом, принимается следующая:

Мазутохозяйства

Основное для электростанций на мазуте при доставке по железной дороге

Основное для электростанций на мазуте при подаче по трубопроводам

Резервное для электростанций на газе

Аварийное для электростанций на газе

Для пиковых водогрейных котлов


Емкость баков

На" 15-суточный расход


На 3-суточный расход

На 10-суточный расход на полную мощность электростанции На 5-суточный расход на полную мощность электростанции На 10-суточный расход, подсчитанный исходя из средней температуры самого холодного месяца


Кроме того, могут создаваться дополнительные емкости для сезонного запаса мазута, для чего следует предусматривать резервные площадки.

В составе мазутного хозяйства необходимо предусматривать устройства для приема, слива, хранения и дозирования жидких присадок в мазут.

Электростанции, для которых в качестве основного топлива выделен природный газ, независимо от числа ниток подающих газопроводов оборудуются резервным (при сезенной подаче газа) или аварийным (при круглогодовой подаче газа) мазутным хозяйством.

3.37. Растопочное мазутное хозяйство выполняется:

а)    для электростанций на твердом топливе с общей производительностью котлов 4 000 т/ч и более — с тремя резервуарами емкостью по 2 000 м3;

б)    для электростанций на твердом топливе с общей производительностью котлов менее 4 000 т/ч — с тремя резервуарами емкостью по 1 000 м3.

Подача мазута в котельное отделение из -растопочного мазуто-хозяйства производится по одному трубопроводу.

Число мазутных насосов в каждой ступени растопочного мазу-тохозяйства принимается равным двум, в том числе один резервный.

Пропускная способность трубопровода и производительность насосов растопочного мазутного хозяйства выбираются из условий одновременной -растопки четырех блоков по 300 МВт или шести блоков по 200 МВт с нагрузкой 30% их номинальной паропроизво-дительности.

Склад мазута растопочного мазутохозяйства допускается выполнять совмещенным со складом масла и горюче-смазочных материалов. Для TpaKfopoB топливного хозяйства пылеугольных электростанций предусматривается склад горюче-смазочных материалов, включающий один подземный резервуар емкостью 75 м3 для дизельного топлива и один подземный резервуар емкостью 3 м3 для бензина.

Отвод замазученной воды из нижней части любого резервуара основного и растопочного мазутохозяйства производится в работающий резервуар, или приемную емкость, или на очистные сооружения.

Газовое хозяйство

3.38.    Газорегулирующий пункт (ГРП) предусматривается на электростанциях, работающих на газе, который применяется в качестве основного или сезонного топлива. Производительность ГРП на электростанциях, где газовое топливо является основным, рассчитывается на максимальный расход всеми рабочими котлами, а на электростанциях, сжигающих газ сезонно, — по требуемому расходу газа для летнего режима.

ГРП располагаются на территории электростанции в отдельных зданиях.

3.39.    Подвод газа от газораспределительной станции (ГРС) к ГРП производится по одному газопроводу на каждый ГРП, резервный подвод газа не предусматривается.

На газомазутных конденсационных электростанциях мощностью до 1 200 и ТЭЦ до 900 МВт может сооружаться один ГРП. На электростанциях большей мощности сооружается соответственно два или более ГРП.

Число параллельных установок, регулирующих давление газа в каждом ГРП, выбирается с учетом одной резервной.

3.40.    Прокладка всех газопроводов в пределах ГРП и до котлов выполняется наземной.

Подвод газа от каждого ГРП к магистрали котельного отделения и от магистрали к котлам не резервируется и может производиться по одной нитке.

Газовый коллектор, распределяющий газ по котельным агрегатам, прокладывается вне котельного отделения.

Вся арматура на основных газопроводах устанавливается только стальная.

Транспортное хозяйство

3.41.    Выбор вида транспорта для внешних и внутренних перевозок грузов электростанций должен производиться на основании технико-экономических сравнений вариантов.

3.42.    Для пассажирских перевозок в периоды строительства и эксплуатации следует применять наиболее эффективные виды транспорта, обеспечивающего наименьшие затраты времени для передвижения трудящихся между местами жительства и работы (как правило, не более 30 мин).

3.43.    Для электростанций, размещаемых в промышленном районе или при промышленных предприятиях, железнодорожный транспорт увязывается с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта данного промышленного узла.

При этом следует предусматривать максимальное кооперирование с соседними предприятиями и МПС по организации объединенных железнодорожных станций, подъездных путей, общих экипировочных устройств и локомотиво-вагонных депо.

3.44.    Все объекты железнодорожного транспорта надлежит проектировать на конечную мощность электростанций с выделением объемов работ по очередям строительства.

3.45.    Сооружение подъездных железнодорожных путей для газомазутных электростанций при поступлении мазута по трубопроводам или водным транспортом должно определяться объемом

перевозок грузов в периоды строительства и монтажа электростанции.

3.46.    Подъездные железнодорожные пути и пути станций примыкания следует проектировать с учетом передачи их в ведение МПС.

3.47.    Полезные длины приемо-отправочных путей на станциях примыкания и железнодорожных станциях электростанций принимаются, как правило, из расчета установки маршрутов перспективной весовой нормы поезда.

В отдельных случаях при соответствующем обосновании и согласовании с Управлением железной дороги на железнодорожных станциях электростанций допускается сокращение полезных длин путей, но при условии обеспечения приема маршрута не более чем в две-три подачи.

3.48.    Число путей на железнодорожной станции электростанций определяется количеством поступающих маршрутов в сутки с учетом коэффициента неравномерности движения поездов 1,2.

При определении количества маршрутов суточный расход топлива принимается исходя из 20^часовой работы установленных энергетических и 24-часовой работы водогрейных котлов.

Поступление на электростанцию прочих хозяйственных и строительных грузов учитывается с коэффициентом неравномерности движения поездов 1.5.

3.49.    В целях сокращения протяженности временных железнодорожных путей для нужд строительства следует максимально использовать постоянные железнодорожные пути.

3.50.    Для надвига вагонов на вагоноопрокидыватели и откатки порожняка должны применяться специальные маневровые устройства.

Пути надвига и откатки вагонов должны защищаться сетчатой оградой в соответствии с требованиями техники безопасности.

3.51.    Поступающие на электростанцию вагоны с твердым топливом должны взвешиваться, при этом следует применять весы, позволяющие производить взвешивание вагонов на ходу без остановки состава. Взвешивание порожняка не предусматривается.

Вес жидкого топлива, поступающего в железнодорожных цистернах, определяется обмером.

3.52.    Для маневровой работы на путях электростанций должны применяться, как правило, тепловозы или при соответствующем технико-экономическом обосновании электровозы.

3.53.    На электростанциях при невозможности кооперирования предусматривается сооружение экипировочно-ремонтного блока для локомотивов и механизмов угольного склада, а в случае приобретения для электростанции парка специализированных вагонов — локомотиво-вагонное депо.

На железнодорожной станции должно быть предусмотрено служебно-техническое здание, пункт технического осмотра загонов, в необходимых случаях пост электрической централизации или стрелочные посты.

3.54.    Подъездные пути электростанции, примыкающие к электрифицированной магистрали МПС, должны быть электрифицированы для доставки топливных маршрутов локомотивами МПС.

При электрификации железнодорожных путей элек!росталций следует использовать возможность подключения к тяговым подстанциям МПС, блокирования тяговых подстанций с общепромыш-

ленными трансформаторными подстанциями, а также блокирования дежурных пунктов и мастерских контактной сети с локомотивовагонными депо или пунктами осмотра вагонов.

Следует также проверять возможность использования перегрузочной способности тяговых трансформаторов и выпрямительных агрегатов.

3.55.    Выбор системы • СЦБ железнодорожной станции (электрическая централизация, ключевая зависимость стрелок и сигналов или другая система) определяется технико-экономическим расчетом.

Одиночные редко действующие стрелки на малодеятельных путях следует оставлять на ручном обслуживании маневровой бригадой.

3.56.    Железнодорожные пути и стрелки, связанные с работой вагоноопрокидывателя, должны оборудоваться электрической централизацией.

Стрелками, определяющими выход электротолкателя для ьа-двига вагонов, должен управлять только дежурный по железнодорожной станции с обязательным контролем положения электротолкателя.

3.57.    Разгрузочные и размораживающие устройства должны быть оборудованы автоматической въездной и выездной световой и звуковой сигнализацией.

3.58.    Автомобильные дороги проектируются на конечную мощность электростанции с учетом сроков ввода мощностей и очередности строительства. Конструкция дорожной одежды и ширина проезжей части автодорог выбираются в соответствии со СНиП исходя из размеров движения и типов обращающихся автомаоцин как в период строительства, так и при эксплуатации.

3.59.    При выборе направления внешних автомобильных дорог учитываются перспективы развития района и наиболее эффективное сочетание проектируемой дороги с сетью существующих и проектируемых путей сообщения. Трассы и основные параметры проектируемых автомобильных дорог выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов.

3.60.    Основной автомобильный въезд, связывающий площадку электростанции с внешней сетью автомобильных дорог, проектируется со стороны постоянного торца главного корпуса на две полосы движения по 3,75 м каждая.

Вокруг главного корпуса предусматривается кольцевая дорога с шириной проезжей части 6 м, при наличии бордюра—7 м.

3.61.    Внешние автомобильные подъезды для обслуживания базисных складов топлива, водозаборных и очистных сооружений, открытого распределительного устройства и других объектов электростанций, а также автомобильные дороги вдоль золошлакопрово-дов и открытых подводящих и отводящих каналов проектируются с покрытием облегченного или переходного типа на одну полосу движения.

3.62.    На площади у главного въезда на электростанцию предусматриваются площадки для стоянок общественного транспорта, а также личных автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и велосипедов. Размеры площадок (их вместимость) определяются в зависимости от численности эксплуатационного персонала.

3.63.    Автомобильные въезды в главный корпус предусматриваются в турбинное и котельное отделения с постоянного и времен-

ного торцов здания. При длине котельного отделения свыше 200 м предусматриваются также боковые въезды со стороны дымососного отделения (через каждые 100 м).

4. ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Котельное отделение

4.1.    На конденсационных электростанциях, входящих в энергосистемы, применяются блочные схемы с промежуточным перегревом пара.

На ТЭЦ для агрегатов с промежуточным перегревом пара применяются также блочные схемы.

Блоки принимаются в виде моноблоков (котсл — турбина). Установка двух котлов на одну турбину допускается при соответствующем обосновании.

4.2.    На конденсационных и теплофикационных электростанциях без промежуточного перегрева пара применяется, как -правило, схема с поперечными связями. На ТЭЦ в случае преобладания отопительной нагрузки могут применяться моноблоки. В случае преобладания промышленной паровой нагрузки должны применяться дубль-блоки с двумя котлами на турбину.

4.3.    Котельные агрегаты паропроизводительностью выше 400 т/ч должны выполняться, как правило, с газоплотными панелями, газо-мазутные котлы — преимущественно под наддувом, пылеугольные — преимущественно под разрежением.

Паропроизводительность и число энергетических котлов выбираются:

а)    для конденсационных электростанциГ»—по максимальному пропуску острого пара через турбину при номинальной мощности с учетом собственных нужд и с запасом до 3%; установка дополнительных котлов (резервных и ремонтных) для ГРЭС, входящих в энергосистемы, не предусматривается;

б)    для блочных ТЭЦ. входящих в энергосистему, — по максимальному пропуску острого пара через турбину с учетом собственных нужд и запасом до 3%; при выходе из работы одного блока оставшиеся с учетом работы всех пиковых котлов должны обеспечить средний за наиболее холодный месяц отпуск тепла на отопление. вентиляцию и горячее водоснабжение;

в)    для неблочных ТЭЦ, входящих в энергосистемы, — по максимальному расходу пара с тем, чтобы при выходе из работы одного котла оставшиеся, включая пиковые, обеспечили максимально длительный отпуск пара на производство и средний за наиболее холодный месяц отпуск тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение; при этом допускается снижение электрической мощности на величину самого крупного агрегата ТЭЦ; при необходимости круглогодичного ремонта котлов (по графику ремонтов котельного оборудования) в качестве дополнительных ремонтных котлов принимаются водогрейные пиковые.

4.4.    Покрытие тепловой нагрузки отопления производится за счет отборов турбин и специальных пиковых котлов. Отборы турбин покрывают примерно 0.5 суммарной нагрузки.

4.5.    Для ТЭЦ с докритическими параметрами пара, а также для ГРЭС, работающих на морской воде, как правило, применяются барабанные котлы.

научно-технический совет

УТВЕРЖДАЮ: Министр энергетики и электрификации СССР

П. НЕПОРОЖНЯЯ 8 мая 1973 г.

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

«ЭНЕРГИЯ»

МОСКВА 1971

4.6.    При шаровых барабанных мельницах пылеприготовительная установка выполняется, как правило, по схеме с промежуточными бункерами. На котел паропроизводнтельностью 420 т/ч и более устанавливается не менее двух мельниц. При этом во всех случаях осуществляется связь по бункерам пыли с соседними котлами. Производительность мельниц выбирается из расчета обеспечения 110% номинальной паропроизводительности котла.

4.7.    При молотковых и среднеходных мельницах, а также мельницах-вентиляторах пылеприготовительная установка, как правило, выполняется по схеме с прямым вдуванием.

Применение пылевых бункеров при молотковых и среднеходных мельницах допускается при соответствующем обосновании.

Количество мельниц в системах с прямым вдуванием для котлов паропроизводнтельностью 400 т/ч и более выбирается не менее трех; для котлов меньшей паропроизводительности — не менее двух. Производительность этих мельниц выбирается с расчетом, чтобы при остановке одной из них оставшиеся обеспечили не менее 90% номинальной паропроизводительности котла.

При установке молотковых или среднеходных мельниц в системе пыле при готовлен и я с пылевым бункером коэффициент запаса выбирается при двух установленных мельницах на котел 1,35, при трех 1,2, при четырех и более 1,1.

4.8.    Для электростанций, предназначенных для работы на твердом топливе, независимо от вида этого топлива применяется замкнутая индивидуальная схема пылеприготовления.

4.9.    Взвешивание топлива производится в тракте топливопэда-чи. Автоматические весы перед мельницами не устанавливаются.

4.10.    Производительность питателей сырого угля принимается с коэффициентом запаса 1,1 к производительности мельниц.

Производительность питателей пыли выбирается из расчета обеспечения номинальной производительности котла при работе всех питателей с нагрузкой 70—75% их номинальной производительности.

Питатели сырого угля для молотковых мельниц при схемах с прямым вдуванием и питатели пыли снабжаются электродвигателями с возможностью широкого регулирования числа оборотов (до 1:5).

4.11.    Полезная емкость бункеров сырого топлива принимается из расчета не менее:

для каменных углей и АШ 8-часового запаса по АШ;

для бурых углей и сланцев 5-часового запаса;

для торфа 3-часового запаса.

Угол наклона стенок бункеров сырого угля котельной, а также пересыпных рукавов и течек для угля и сланца принимается не менее 60°, а для торфа — не менее 65°, кроме случаев, когда опытом эксплуатации электростанций на аналогичном топливе доказана необходимость более крутых наклонов.

Выходное сечение бункеров сырого угля и течек на питатель принимается не менее 1 000 мм в любом направлении.

Внутренние грани углов бункеров закругляются или перекрываются плоскостью.

Бункера сырого угля и торфа котельной снабжаются пневмо-обрушителями.

19

4.12.    Полезная емкость промежуточных бункеров пыли в котельной должна обеспечить не менее 2—2,5-часового запаса номи-

2•

УДК 621.31.658.54.001.12

Настоящие нормы разработаны Всесоюзным государственным ордена Ленина проектным институтом «Теплоэлектро-проект» и являются обязательными в технологическом проектировании тепловых электрических станций и тепловых сетей.

„ 30303-406

Н 051(01^-74 бе3 объявл*

© Министерство энергетики и электрификации СССР, 1974.

Сдано в набор 27/ХИ 1973 г. Формат 84xI08‘/st Уел. печ. л. 4,2 Тираж 5 000 экз.

Редактор издательства Р. М. Ваничкина Технический редактор О. Д. Кузнецова Корректор А. К. Улегова

Подписано к печати 2>/Vl 1974 г.    Т-11238

Бумага типографская № 2 Уч.-нзд. л. 6,56 Зак. 558    Цена    33    коп.

Издательство «Энергия»,-Москва. М-114. Шлюзовая наб., 10.

Московская типография 10 Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящие нормы обязательны при проектировании всех вновь сооружаемых паротурбинных электростанций с турбоагрегатами мощностью 25 МВт и выше при начальных параметрах пара у турбин до 24 МПа (240 кгс/см1) и 540—560 °С, а также вновь сооружаемых тепловых сетей.

Нормы распространяются также на расширяемые электростанции и тепловые сети с соответствующими коррективами, обусловливаемыми существующими технологическими схемами, компоновками оборудования, зданиями и сооружениями*

При проектировании следует также руководствоваться:

«Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей»;

«Правилами устройства электротехнических установок»;

«Нормами расчета и проектирования пылеприготовительных установок»;

«Основными положениями по автоматизированной системе управления тепловыми электрическими станциями»;

«Основными положениями по автоматизированной системе управления энергоблоками»;

«Указаниями по лроектированию противопожарных мероприятий, систем пожаротушения и обнаружения пожара на энергетических объектах»;

«Правилами взрывобезопаености установок для приготовления и сжигания топлива в пылевидном состоянии»;

«Правилами взрыво-пожаробезопасности гопливоподач элек-|ростанций»;

«Правилами взрывобезопаености котельных установок, работающих на мазуте или природном газе»;

«Руководящими указаниями по проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию газопроводов, подающих природный газ к котлам районных электростанций»;

«Правилами Госгортехнадзора по безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов»;

«Правилами Госгортехнадзора по безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»;

«Правилами Госгортехнадзора по безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;

«Правилами техники безопасности при обслуживании теплосилового оборудования электростанций»;

«Указаниями по проектированию производства кислорода и других продуктов разделения воздуха»;

«Указаниями по проектированию производства ацетилена для газопламенной обработки металлов»;

«Указаниями по проектированию и монтажу трубопроводов газообразного кислорода»;

«Санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений»;

«Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузо-подъемных машин и механизмов»;

«Междуведомственными правилами защиты устройств проводной связи, железнодорожной сигнализации и телемеханики от опасного и мешающего влияния линий электропередачи»;

«Техническими условиями (нормами проектирования) и правилами по устройствам связи Министерства связи»;

«Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (СН-202-69);

«Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» (СН-215-71);

соответствующими главами действующих СНиП.

1.2.    В комплекс тепловых электростанций входят:

а)    здания и сооружения основного производственного назначения;

б)    подсобно-производственные здания и сооружения;

в)    вспомогательные здания и сооружения.

1.3.    При проектировании технологической части тепловых электростанций основные технические решения должны разрабатываться вариантно; оптимальный вариант определяется технико-экономическим расчетом.

Здания и сооружения в техническом проекте выбираются исходя из условий получения наиболее экономичных решений в зависимости от типа и мощности электростанций, а также от местных условий.

При проектировании, как правило, должны применяться типовые и повторные экономичные проекты.

1.4.    Для электростанций, сооружаемых в Закавказье, Средней Азии, Молдавской ССР, на юге Украины, Северном Кавказе, в районах с расчетной наружной температурой воздуха для отопления минус 20 °5С и выше, допускается проектирование главных корпусов электростанций с открытой котельной.

1.5.    Тепловые сети внешних потребителей тепла ГЭЦ и ГРЭС, проходящие по территории станции от задвижек коллекторной (или выходных задвижек пиковых котлов), не входят в состав сооружений ТЭЦ и ГРЭС . и относятся к наружным тепловым сетям.

1.6.    Тепловые сети жилых поселков ТЭЦ и ГРЭС не входят в состав промышленного строительства и относятся к комплексу жилищного строительства. 1

2.2.    Выбор площадки производится с соблюдением «Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», законодательных актов по охране природы и использованию природных ресурсов, норм и правил строительного проектирования, увязывается со схемой районной планиров-ки или генеральной схемой промышленного узла.

2.3.    Площадка для строительства теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) должна быть максимально приближена к потребителям тепла.

2.4.    При выборе площадки для строительства электростанции необходимо одновременно рассматривать вопросы, связанные с использованием золы и шлака для нужд народного хозяйства.

2.5.    Площадка для строительства тепловых электростанций должна удовлетворять нижеследующим условиям:

располагаться, как правило, на землях, не пригодных или мало пригодных для сельскохозяйственного производства;

располагаться у водоемов и рек на прибрежных незатапли-ваемых паводковыми водами территориях с учетом наименьшей высоты подъема охлаждающей воды;

грунты, как правило, должны допускать строительство зданий и сооружений без устройства дорогостоящих оснований;

уровень грунтовых вод должен быть по возможности ниже глубины заложения подвалов зданий и подземных инженерных коммуникаций;

площадка должна иметь относительно ровную поверхность с уклоном, обеспечивающим поверхностный водоотвод. Выбор площадки должен производиться из условия, чтобы земляные работы были минимальными;

площадка не должна располагаться в местах залегания полезных ископаемых или в зонах обрушения выработок, на закарсто-ванных или оползневых участках и участках, загрязненных радиоактивными сбросами, а также в охранных зонах в соответствии с действующим законодательством.

2.6.    Генеральные планы электростанций должны предусматривать их развитие на конечную мощность при минимально необходимом отчуждении земель.

2.7.    Генеральные планы электростанций должны предусматривать удобные примыкания подъездных железных и автомобильных дорог к путям общего пользования.

2.8.    Выбор трассы подъездных дорог, линий электропередачи, тепловых сетей и прочих инженерных коммуникаций следует производить, увязывая с генеральным планом соседних предприятий и населенных пунктов при минимальной протяженности трасс.

2.9.    Для линий электропередачи, теплопроводов, шлакозолопро-водов и дорог должны предусматриваться минимальные полосы отвода земель в соответствии со строительными нормами и правилами.

2.10.    Расположение поселка электростанции, а также самой электростанции по отношению к населенным пунктам определяется с учетом местных условий и розы ветров.

2.11.    Генеральный план электростанции выполняется:

с учетом технологической зависимости вспомогательных служб по отношению к основному производству, с соблюдением необходимых санитарных, противопожарных и прочих разрывов;

с учетом максимальной блокировки производственно-вспомогательных зданий и сооружений электростанции для сокращения

5

площади застройки и протяженности инженерных коммуникации;

с учетом расположения железнодорожных станции и топливных складов электростанции, как правило, вне ограды промпло-щадки;

с учетом архитектурного оформления района основного въезда на электростанцию, свободного от застройки временными зданиями и сооружениями.

2.12.    Размещение строительных баз определяется ситуационным планом района.

Строительно-монтажные базы принимаются минимальных размеров с максимальной блокировкой производственно-вспомогательных и бытовых зданий при использовании по возможности постоянных зданий вспомогательных служб электростанции.

Как правило, создается одна база для строительства электростанции и поселка.

Монтажные площадки не должны удаляться более чем на 100 м от торца главного корпуса при достижении электростанцией конечной мощности.

2.13.    При размещении электростанции у крупных водных источников отметка ее территории назначается не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом подпора и уклона водотока, а также высоты волны и ее набега. За расчетный горизонт должен приниматься уровень воды с вероятностью превышения 1 раз в 100 лет.

2.14.    При уклоне естественного рельефа площадки электростанции более 0,03 следует, как правило, применять террасную планировку.

3. ТОПЛИВНО-ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Угольное (торфяное) хозяйство

3.1. При подаче топлива по железной дороге для электростанций с -расходом топлива более 150 т/ч в качестве разгрузочного устройства, как правило, применяются вагоноопрокидыватели.

При расходе топлива от 150 до 400 т/ч устанавливается один вагоноопрокидыватель. от 400 до 1200 т/ч г—два или три вагоно-опрокидывателя, из которых один резервный, от 1 200 до 2 000 т/ч — три, из которых один резервный.

При установке одного вагоноопрокидыватели на складе предусматривается эстакада длиной 120 м или приемный бункер на один вагон.

При необходимости установки на электростанции более трех вагоноопрокидывателей топливоподача выполняется с двумя вводами.

Производительность вагоноопрокидывателей принимается исходя из 10 циклов в час для вагонов грузоподъемностью 90 и 125 тс и 12 циклов в час для вагонов грузоподъемностью 60 тс.

При поступлении вагонов различной грузоподъемности (60, 90 и 125 тс) за расчетный вагон условно принимается вагон средневзвешенной грузоподъемности.

Для электростанций с расходом топлива менее 150 т/ч, как правило, применяются безъемкостные разгрузочные устройства.

При обеспеченном снабжении электростанции сухим дробленым несмерзающимся углем доставка топлива на электростанцию при соответствующем технико-экономическом обосновании должна осуществляться в саморазгружающихся вагонах, оборудованных дистанционным управлением открывания и закрывания люков. В этом случае вагоноопрокидыватели не устанавливаются, а длина фронта разгрузки приемного устройства определяется расчетом исходя из минимально возможного времени разгрузки вагонов.

3.2.    В случае поставки на электростанцию топлива, смерзающегося в вагонах, сооружаются размораживающие или другие устройства для механизации разгрузки топлива.

3.3.    В разгрузочных устройствах, включая и разгрузочные устройства с вагоноопрокидывателями, для дробления смерзшегося топлива на решетках предусматривается применение специальных механизмов.

3.4.    Для электростанций, сжигающих мелкое топливо, при соответствующем обосновании дробилки грубого дробления под бункерами вагоноопрокидывателей не устанавливаются. В этом случае решетки над бункерами выполняются с размерами ячеек не более 350X 350 мм.

3.5.    Подача топлива от вагоноопрокидывателя до первого узла пересылки осуществляется ленточными конвейерами, число которых равно числу вагоноопрокидывателей, а производительность каждой нитки равна производительности вагоноопрокидывателя.

Подача топлива от первого узла пересыпки до места деления потока топлива на склад и в главный корпус предусматривается двухниточными конвейерами при производительности каждой нитки, равной производительности рабочих вагоноопрокидывателей.

При установке одного вагоноопрокидывателя производительность каждого из указанных конвейеров принимается равной 60% производительности вагоноопрокидывателя.

Подача топлива на склад (от места деления потока топлива на склад и в главный корпус) осуществляется по одной нитке производительностью, равной производительности рабочих вагоноопрокидывателей.

Подача топлива в главный корпус (от места деления потока топлива на склад и в главный корпус) выполняется, как правило, двухниточной системой ленточных конвейеров, рассчитанных на трехсменную работу.

Часовая расчетная производительность каждой нитки топливо-подачи должна обеспечивать топливом котельное отделение в количестве, потребляемом всеми котлами при полной проектной мощности электростанции, работающими с номинальной паропроизводи-тельностью в течение 24 ч в сутки, с запасом 10%.

Во всех случаях должна быть обеспечена возможность одновременной работы обеих ниток топливоподачи.

3.6.    Для электростанций, работающих на фрезерном торфе, при расходе топлива до 200 т/ч принимается безъемкостное разгрузочное устройство, свыше 200 т/ч — траншейного типа с многоковшовыми перегружателями.

3.7.    В тракте топливоподачи электростанций, работающих на всех видах твердого топлива, включая фрезерный торф, устанавливаются дробилки тонкого дробления. При работе на торфе и другом мелком топливе (0—25 мм) предусматривается возможность подачи топлива помимо дробилок

Отказ от сооружения дробильного устройства на электростанциях. работающих на фрезерном торфе, допускается при специальном обосновании.

Производительность всех установленных дробилок тонкого дробления должна быть не меньше производительности двух ниток топливоподачи в главный корпус.

Для расширяемых электростанций при специальном техническом обосновании производительность дробилок выбирается с учетом отсева мелочи.

3.8.    В тракте топливоподачи до дробилок тонкого дробления устанавливаются последовательно подвесные и шкивные электромагнитные сепараторы с металлоискателями.

При отсутствии шкнвных допускается установка барабанных электромагнитных сепараторов. При среднеходных и быстроходных мельницах подвесные и шкивные электромагнитные сепараторы устанавливаются также и после дробилок. За дробилками устанавливаются механические пробоотборники, а также уловители щепы. У шахтных мельниц с открытыми амбразурами уловители щепы не устанавливаются.

На электростанциях, проектируемых для сжигания фрезерного торфа, в начале тракта топливоподачи устанавливаются уловители щепы и пней.

Уборка улавливаемых металла, щепы и пней должна быть механизирована. Для складирования отходов на территории электростанции должна предусматриваться площадка.

3.9.    Перекрестные пересыпки в системе топливоподачи с ленточными конвейерами предусматриваются:

а)    после конвейеров разгрузочного устройства;

б)    после конвейера со склада;

в)    в бункерной галерее.

3.10.    Для взвешивания топлива, поступающего в котельное отделение, а также на склад, на соответствующих конвейерах устанавливаются ленточные весы.

3.11.    Угол наклона ленточных конвейеров для вновь сооружаемых электростанций принимается не более 18° для всех видов твердого топлива. В местах загрузки крупнокускового топлива угол наклона должен иметь 12°, допускается не более 15°.

3.12.    Для распределения топлива по бункерам котлов применяются, как правило, стационарные плужковые сбрасыватели с проверкой режима их работы с учетом количества и емкости бункеров сырого угля.

3.13.    Угол наклона стенок приемных бункеров разгрузочных устройств с вагоноопрокидывателем и пересыпных бункеров для всех углей принимается не менее 55°, а для торфа и замазывающихся углей — не менее 60°.

Стенки бункеров разгрузочных устройств с вагоноопрокндыва-телем и склада топлива должны иметь эффективный обогрев.

3.14.    Все пересыпные рукава и течки тракта подачи топлива выполняются по возможности круглыми, без переломов и изгибов, и. как правило, с установкой вибраторов.

При замазывающихся углях пересыпные рукава, течки и тройники выполняются с обогревом, за исключением шиберов.

Рабочие поверхности течек выполняются из утолщенного листа или со специальными средствами защиты, увеличивающими срок их службы.

1

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

2.1. Район или пункт строительства тепловой электростанции и ее поселка определяется схемой развития энергосистемы или схемой теплоснабжения района. Выбор площадки для строительства, а также определение основных характеристик электростанции производятся путем технико-экономического сопоставления конкурирующих вариантов, выполняемого в технико-экономическом обосновании (ТЭО) на строительство электростанции.

Порядок выбора, согласования и утверждения площадки определяется «Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (СН-202-69).