Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Общие положения

3. Права и обязанности должностных лиц органов регионального государственного надзора

4. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки

5. Формирование контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора

6. Сроки проведения проверок

7. Общие требования к планированию и проведению проверок

8. Порядок проведения плановых проверок

9. Порядок проведения внеплановых проверок

10. Порядок проведения документарных проверок

11. Порядок проведения выездных проверок

12. Оформление результатов проверок

13. Ответственность должностных лиц надзорных органов при исполнении государственной функции

Приложение № 1. Журнал учета объектов надзора

Приложение № 2. Журнал учета проверок

Приложение № 3. Журнал учета дел об административных правонарушениях

Приложение № 4. План проведения плановых проверок объектов надзора на 20__ год

Приложение № 5. Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя

Приложение № 6. Распоряжение (приказ)

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ий


«/5?/»    2016 год


Л.А. Беляев


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (примерные)


по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


\



Москва 2016 год



Содержание:

1.    Введение    3-6

2.    Общие положения    6-8

3.    Права и обязанности должностных лиц органов регионального    9-11

государственного надзора

4.    Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются    11

проверки

5.    Формирование контрольно-наблюдательных дел на объекты    11-14

надзора

6.    Сроки проведения проверок    14

7.    Общие требования к планированию и проведению проверок    15-17

8.    Порядок проведения плановых проверок    17-18

9.    Порядок проведения внеплановых проверок    18-20

10.    Порядок проведения документарных проверок    20-21

11.    Порядок проведения выездных проверок    21-22

12.    Оформление результатов проверок    22-25

13.    Огветственность должностных лиц надзорных органов при    25-26

исполнении регионального государственного надзора

Приложение № 1    27

Приложение № 2    28

Приложение № 3    29

Приложение № 4    30

Приложение № 5    31-33

Приложение № 6    34    -    36

самоуправления, организаций, а также граждан по вопросам осуществления регионального государственного надзора.

4. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки

4.1.    Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора при проведении проверки имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц надзорных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными надзорными органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц надзорных органов;

обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц надзорных органов, повлекшие за собой нарушение прав объекта надзора при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

на возмещение вреда, причиненного возможными незаконными действиями должностных лиц при осуществлении регионального государственного надзора;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

4.2.    Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора обязаны:

обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам надзорного органа на территорию, в здания и другие служебные помещения объекта надзора;

обеспечить представление должностным лицам надзорного органа документов и информации, необходимых для проведения проверки, в установленные сроки, если указанные документы и информация относятся к предмету проверок и если указанные документы и информацию невозможно запросить и получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

присутствовать, обеспечить присутствие иных должностных лиц или уполномоченных представителей объекта надзора при проведении проверки.

5. Формирование контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора

5.1. Учет объектов, подлежащих региональному государственному надзору,

осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

5.2.    Объекты надзора ежегодно, в срок нс позднее 31 декабря, закрепляются (уточняются) за должностными лицами надзорных органов распорядительным документом руководителя надзорного органа.

5.3.    На объекты надзора формируются контрольно-наблюдательные дела (далее - КНД) для последующего их ведения.

5.4.    КНД формируются и ведутся в надзорных органах. Для формирования, ведения и обновления сведений, содержащихся в КНД, руководителем надзорного органа может быть назначен один или несколько уполномоченных на то сотрудников.

5.5.    КНД формируется и хранится на каждый объект надзора, к нему приобщаются материалы по вопросам организации деятельности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на объекте надзора, полученные только в официальном порядке.

Формирование КНД на новый объект надзора осуществляется не позднее десяти дней с момента получения информации о новом объекте.

Порядок хранения КНД определяет руководитель надзорного органа, с учетом оперативного доступа к необходимым материалам.

5.6.    КНД должно включать следующие разделы:

общие сведения об объекте надзора;

сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора за предыдущие 5 лет (при наличии таковых);

копии документов переписки с органами управления объекта надзора за предыдущие 5 лет по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

справочный и нормативный материал.

Кроме того, КНД должно иметь внутреннюю опись содержащихся в нем документов.

5.7.    Особенности формирования и ведения КНД на органы местного самоуправления.

КНД должно включать:

в разделе «Общие сведения об объекте надзора»:

карту территории с обозначением наиболее важных с точки зрения надзора объектов;

краткую пояснительную записку с указанием социально-экономической и демографической характеристики территории;

органы власти (структура, с указанием должностей, Ф.И.О. руководителей);

перечень организаций, входящих в состав звеньев территориальных подсистем единой системы, (с указанием их юридического адреса, Ф.И.О. руководителей, сферы деятельности);

в разделе «Сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора» (за предыдущие 5 лет):

экземпляры актов проверок по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

предписания, выданные надзорными органами;

копии протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных и юридического лиц;

копии вступивших в силу постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и сведения об их исполнении; документы, подтверждающие выполнение предписаний.

В разделе «Переписка с органами управления объекта надзора по вопросам регионального государственного надзора» (за предыдущие 5 лет):

копии исходящих писем, запросов, методических рекомендаций и т.п. по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, направленных надзорным органом в адрес объекта надзора;

копии входящей корреспонденции от соответствующего объекта надзора, по вопросам связанным с выполнением требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В разделе «Справочный и нормативный материал»:

копии титульных листов (с реквизитами согласования и утверждения): паспорта безопасности муниципального образования, планирующих документов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

документы справочного и нормативного характера по данному объекту надзора; сведения об оказанной методической помощи со стороны надзорного органа (когда и по каким вопросам оказывалась помощь, результат).

5.8. Особенности формирования и ведения КНД в отношении организаций, указанных в третьем и четвертом абзацах пункта 2.5 Методических рекомендаций. КНД должно включать:

в разделе «Общие сведения об объекте надзора»;

полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, карточка организации;

должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц организации: руководителя, главного инженера, председателя КЧС и ПБ организации, должностного лица - руководителя структурного подразделения, специально уполномоченного на решение вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

область производственной или иной деятельности организации; сведения о вышестоящей в порядке подчиненности организации (если таковая имеется);

копии правоустанавливающих документов (Положения (уставы), решений учредителей, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц, лицензия на право деятельности и т.п.).

В разделе «Сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора» (за предыдущие 5 лет):

экземпляры актов проверок по вопросам защиты населения и территории от

чрезвычайных ситуаций;

предписания, выданные надзорным органом в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций должностным лицам организации;

копии протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных лиц и юридического лица;

копии вступивших в силу постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и документы, подтверждающие их исполнение.

В разделе «Переписка с органами управления объекта надзора по вопросам регионального государственного надзора» (за предыдущие 5 лет):

копии исходящих писем, запросов, методических рекомендаций и т.п. по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, направленных надзорным органом в адрес руководства организации;

копии входящей корреспонденции от организации по вопросам, связанным с выполнением требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В разделе «Справочный и нормативный материал»:

копии титульных листов (с реквизитами согласования и утверждения): планирующих документов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и т.д.;

документы справочного и нормативного характера по данному объекту надзора; сведения об оказанной организации методической помощи со стороны надзорного органа (когда и по каким вопросам оказывалась помощь, результат).

5.9. КНД подлежит учету по номенклатуре дел в соответствующем надзорном органе, а сведения, содержащиеся в КНД, подлежат уточнению не реже, чем один раз в год.

6. Сроки проведения проверок

6.1.    Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.

6.2.    В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 для микропредприятия в год.

6.3.    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорных органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

7. Общие требования к планированию и проведению проверок

7.1.    Планирование проверок осуществляется на основе прогнозирования возможной чрезвычайной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, анализа произошедших чрезвычайных ситуаций, анализа результатов надзорной деятельности, а также сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

7.2.    Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в надзорных органах для последующего их использования в государственном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и совершенствования регионального государственного надзора.

7.3.    Анализ результатов осуществления регионального государственного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

7.4.    Плановые проверки в отношении организаций, указанных в третьем и четвертом абзацах пункта 2.5 Методических рекомендаций, проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок объектов надзора на текущий календарный год (далее - План), оформляемого в соответствии с приложением № 4 к Методическим рекомендациям.

7.5.    В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты Планов в органы прокуратуры.

7.6.    В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы осуществляют доработку проекта Плана с учетом предложений органа прокуратуры, его утверждение и направление в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде), либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

7.7.    Утвержденные руководителями надзорных органов Планы доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо иным доступным способом.

Внесение изменений в План допускается в порядке и по основаниям, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с обязательным уведомлением органов прокуратуры по субъектам Российской Федерации.

7.8.    Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся надзорными органами совместно на основании ежегодною плана проведения проверок, сформированного и согласованного органами прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее -ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Надзорные органы направляют в органы прокуратуры соответствующего

субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Органы прокуратуры субъекта Российской Федерации на основании представленных надзорными органами проектов формирует ежегодный план нс позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Порядок формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного сводного плана проведения надзорными органами проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 222.

7.9.    Должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

Проведение всех плановых и внеплановых проверок запрещено без их регистрации в установленном порядке в автоматизированной системе «Единый реестр проверок». Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. №415.

7.10.    Для оценки эффективности выполняемых объектом надзора требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера надзорные органы в рамках проверки вправе привлекать в установленном порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по надзору.

7.11.    Изданное распоряжение о проведении проверки, оформленное в соответствии с приложением № 6 к Методическим рекомендациям, заверенное печатью надзорного органа, регистрируется в течение 3 рабочих дней с даты его подписания в журнале учета проверок, оформляемом в соответствии с приложением № 2 к Методическим рекомендациям.

7.12.    Номер распоряжения о проведении проверки должен соответствовать порядковому номеру записи в журнале учета проверок.

7.13.    В случае последовательного проведения в отношении объекта надзора документарной, а затем и выездной проверок распоряжение о проведении проверки издается на каждый вид проверки.

7.14.    При проведении проверок должностные лица надзорных органов не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, если такие требования

не относятся к полномочиям надзорных органов;

проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

проводить проверки без приказа (распоряжения);

проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку объектов надзора в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или

уполномоченного представителя объекта надзора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения проверки;

осуществлять выдачу объектам надзора предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору.

8. Порядок проведения плановых проверок

8.1.    Предметом плановой проверки является выполнение объектом надзора требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

8.2.    Юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора.

8.3.    О проведении плановой проверки объект надзора уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

8.4.    Основанием для включения плановой проверки в План является: истечение 2 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки

органа местного самоуправления; истечение 3 лет со дня:

включения организации в состав звена территориальной подсистемы единой системы;

государственной регистрации организации, на которой возможно возникновение ЧС, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору; окончания проведения последней плановой проверки организации, входящей в

состав звена территориальной подсистемы единой системы, или организации, на которой возможно возникновение ЧС, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

8.5. В случае невозможности проведения плановой проверки по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, по истечении срока проверки должностным лицом надзорного органа составляется докладная записка с приложением подтверждающих документов (сведений) по этому случаю и представляется руководителю надзорного органа или его заместителю.

На основании докладной записки должностного лица надзорного органа издается приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа об исключении объекта надзора из Плана и в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации направляется в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

9. Порядок проведения внеплановых проверок

9.1.    Предметом внеплановой проверки является выполнение объектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки, либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.

9.2.    О проведении внеплановой выездной проверки объект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, с приложением копий приказа (распоряжения) о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

9.3.    Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания

об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поступление в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности и государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

приказ (распоряжение) руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

9.4.    Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в надзорный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 9.3 настоящих рекомендаций, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

9.5.    Если в результате деятельности объекта надзора причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

9.6.    Согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9.7.    Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы направляются надзорным органом в органы прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

9.8.    В случае невозможности проведения внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, должностным лицом надзорного органа составляется докладная записка с приложением подтверждающих документов (сведений) по этому случаю и представляется руководителю надзорного органа или его заместителю.

Докладная записка должностного лица надзорного органа со всеми подтверждающими документами (сведениями) приобщается к КНД.

При этом в случае реорганизации объекта надзора, имеющего ранее выданное предписание, срок исполнения которого объектом надзора истек, надзорным органом не позднее, чем в течение 30 дней с момента составления докладной записки о невозможности проведения внеплановой проверки, в адрес реорганизованного объекта надзора направляется информационное письмо о необходимости выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с приложением указанного предписания.

9.9.    Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления

и должностных лиц местного самоуправления проводятся надзорными органами на основании решения руководителя соответствующего надзорного органа по согласованию с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 222.

10. Порядок проведения документарных проверок

10.1.    Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах объектов надзора, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и исполнением предписаний.

10.2.    Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в установленном порядке и проводится по месту нахождения надзорного органа.

10.3.    В процессе проведения документарной проверки должностными лицами надзорных органов в первую очередь рассматриваются документы объектов надзора, имеющиеся в распоряжении надзорных органов, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах надзорных мероприятий, осуществленных в отношении этих объектов регионального государственного надзора.

10.4.    В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении надзорных органов, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом надзора обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, надзорный орган направляет в адрес объекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа (распоряжения) или приказа руководителя, заместителя руководителя надзорного органа, о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной

1. Введение

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в области ЧС) (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденным Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195;

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 г. «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения

проверки.

10.5.    В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса объект надзора обязан направить в надзорный орган указанные в запросе документы.

10.6.    Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица объекта надзора. Объект надзора вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в установленном порядке.

10.7.    Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в надзорный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

10.8.    В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных объектом надзора документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорных органов, документах и (или) полученным в ходе осуществления регионального государственного надзора, информация об этом направляется объекту надзора с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

10.9.    Объект надзора, представляющий в надзорные органы пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в подпункте 10.8 настоящих рекомендаций сведений, вправе представить дополнительно в надзорные органы документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

10.10.    Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом, его уполномоченным представителем объекта надзора пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений надзорные органы установят признаки нарушения обязательных требований, должностные лица надзорных органов вправе провести выездную проверку.

10.11.    При проведении документарной проверки надзорные органы, не вправе требовать у объектов надзора сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены надзорным органом от иных органов государственного контроля (надзора).

11. Порядок проведения выездных проверок

11.1. Предметом выездной проверки является проверка соответствия и состояния используемых объектом надзора территории, зданий, строений, сооружений, помещений, объектов и имущества, сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе: систем оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях, созданных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, другого оборудования и специальной техники.

плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. №415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. № 496 «Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и

оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 7 июля 1997 г. № 382 «О введении в действие инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий.

Министерства информации и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий.

Министерства информации и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении положения по организации эксплуатационнотехнического обслуживания систем оповещения населения»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий

от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий

от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории российской федерации»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным    ситуациям    и    ликвидации    последствий    стихийных    бедствий

от 13 ноября 2006 г. № 646 «Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 января 2004 г. № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебнометодических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления»;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Общие положения

2.1.    Региональный государственный надзор - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

2.2.    Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

2.3.    Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -региональный государственный надзор) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), в целях проверки полноты выполнения требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности

должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. (Рисунок 1)

Рисунок 1 - Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


* - внесение соответствующей информации в единый реестр проверок.

2.4. Региональный государственный надзор осуществляется специальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление данной государственной функции (далее -надзорные органы).

2.5.    Предметом регионального государственного надзора является проверка выполнения требований в области ЧС, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношении следующих объектов надзора:

органов местного самоуправления;

организаций, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и входящих в состав звеньев территориальных подсистем единой системы;

иных организаций, на которых возможно возникновение ЧС, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

Перечни объектов надзора формируются согласно принятым нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации о функционировании территориальной подсистемы единой системы и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о звеньях территориальной подсистемы единой системы.

В состав звеньев территориальных подсистем единой системы включаются организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по решению соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления (организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения, коммунальные службы, автотранспортные службы и иные организации).

2.6.    В рамках взаимодействия с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации надзорные органы, в целях исключения проведения надзорных мероприятий двумя уполномоченными на то органами в отношении одного объекта, ежегодно до 1 августа направляют утвержденные перечни объектов надзора в органы федерального государственного надзора -Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации рассматривают представленные перечни объектов надзора и до 20 августа направляют в органы регионального государственного надзора аргументированные предложения в части корректировки перечней.

2.7.    Надзорные органы ежегодно в срок до 31 декабря утверждают (корректируют) перечни объектов надзора и закрепляют их за соответствующими должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора.

2.8.    Надзорные органы организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения объектами надзора требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в целях повышения уровня безопасности объектов надзора, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.

2.9.    Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора, утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Права и обязанности должностных лиц органов регионального государственного надзора

3.1.    Должностные лица надзорных органов при осуществлении регионального государственного надзора вправе:

беспрепятственно но предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа, посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности объектов надзора, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование;

осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектами надзора;

запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

запрашивать у объектов надзора документы и информацию, необходимые для организации и проведения проверок выполнения обязательных требований объектом надзора, если указанные документы и информация относятся к предмету проверки и если указанные документы и информацию невозможно запросить и получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

выдавать объектам надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом    Российской Федерации об    административных

правонарушениях и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами надзорных органов.

3.2.    Должностные лица надзорных органов при осуществлении регионального государственного надзора обязаны:

исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы объектов надзора, проверка которых проводится;

проводить проверку на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа о се проведении в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа и в случаях, предусмотренных разделами 6 и 7 настоящих методических рекомендаций, копии документа о согласовании проведения проверки;

не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна;

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю объекта надзора присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю объекта надзора, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя объекта надзора с результатами проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя объекта надзора с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

не требовать от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

осуществлять разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и профилактические мероприятия;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок объекта надзора (при наличии), а также в едином реестре проверок;

осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного