Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации адресованы предприятиям-производителям крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятиям-переработчикам, организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и использующим общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Основные понятия

3. Структура нефтегазохимического кластера

4. Управляющие органы нефтегазохимического кластера

5. Формирование эффективной модели нефтегазохимического кластера

6. Реализация стратегических направлений развития кластера

7. Характеристика рыночных позиций ключевых предприятий и организаций нефтегазохимического кластера

8. Развитие научно-технического и образовательного потенциала нефтегазохимического кластера

9. Основные направления государственной поддержки нефтегазохимических кластеров

10. Оценка результатов деятельности нефтегазохимического кластера

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.12.2015УтвержденМинэнерго России939
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

Министерство энергетики Российской Федерации

(Минэнерго России)

ПРИКАЗ

л- 939


Москва

Об утверждении методических рекомендаций по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № АД-П9-3884 об обеспечении реализации Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года приказываю:

Утвердить Методические рекомендации по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров согласно приложению к настоящему приказу.

А.В. Новак

Дспвртаиогт переработки нефти и гп»а Комолова Дарьи Олеговна 8(495)631-91-90

Приложение к приказу Минэнерго России от <<Р9» УЛ    201^ г. X? 9i9

Методические рекомендации по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров

1. Общие положения

1.1.    Настоящие методические рекомендации разработаны с целью реализации кластерного развития газо- и нефтехимии согласно Плану развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденного приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. № 79 (далее - План 2030) и разработанного во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 13 сентября 2010 г. № ВП-П9-48 пр и для применения мер стимулирования промышленности, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

1.2.    Методические рекомендации адресованы предприятиям-производителям крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятиям-переработчикам, организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и использующим общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Данные методические рекомендации содержат основные положения по формированию бизнес-модели нефтегазохимического кластера на базе высокой интефации по производственной цепочке от углеводородного сырья до производства продукции с высокой добавленной стоимостью (изделий из полимеров и каучуков) в рамках единой площадки, носят рекомендательный характер и не содержат нормативных предписаний.

Форма 3. Текущее состояние и прогноз выпуска продукции по годам*

Выпускаем» Объем npoKiBoaciBS, тыс. т

пролтквм 12010 г. I 2011 г. 12012 г. 2013 Г. 12014 г. 2015 г. 2016 г.1 2017 г. 2018 г. 1 2019 г. 2020 г. 2021 г.

2022 г. 2023 г. 2024 г. | 2025 г. 2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

Г- 1-1-1-1-1—-f—1-1-1-Г—1-

_: _

‘Форм* 3 заполняете* «якорными» инвесторами и ключевыми резидентами кластера

Форма 3 представляется: в координационный совет нсфтегазохимнчсского кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

Форма 4. Новые инвестиционные проекты (ввод перерабатывающих мощностей)*

Иаиипшиис проекта («новь coi umhuU комплекс или проект чоирияииии)

Краткое описание е >катанием мощностей, тыс. т/тод

Фт проекта (проработка инвестиций, обоснование инвестиции. ТЭО, ММ отопка площадки, установка оборудования.

iio.d о топка к аноду в ■келлуагаиию

Планируемый год ввода (сели проект осушсеталвстся ОНСрС.1ИМИ. то укатать голи виола каждой очереди)

Месторасположение: ФО. населенный

пункт

Объемы сырки, необюлимыс для рсалитации проекта, тыс. т/год

Источник сырья

описание

МОШМОСТ1*

•Форма4 заполняется «якорными» инвесторами и ведущими резидентами кластера.

Форма 4 представляется в координационный сонет мсфтстаюхимичсского кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нсфтстаюхимнчсских кластерах (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

Hhuhi

проект*

Типология создаваемы* про* июле? а

Капитальные мтраты, тыс. рта

Источники финансировании, тыс. руб.

Операционные мтраты, тыс. руб.

Кол-яо

занятых

чсл.

На какие рынки ориентировано 1 пронтволово

•саго

■ - •««Hl.ll

остаток

собствен

ные

тасмиыс

государ

ственные

Сырье н

материалы

Энергетика

Зарплата

отчисле

ниями

Ремонт

Прочие

Всего

Внутрен

ний

рынок,

%

Экспорт.

%

_

_1_

•Форма 5 заполняете* «якорными» инвесторами и ведущими резидентами кластера.

Форма 5 прсдстакляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

6.2.    Проблемы, ограничивающие реализацию прогнозируемых возможностей и увеличивающие риски включают в себя:

низкий уровень развития внутреннего спроса;

возможность приобретения лицензий на технологии новых поколений;

ограниченность инвестиций;

слабо развитая инфраструктура;

нехватка высококвалифицированных кадров;

отсутствие нормативно-технической документации;

наличие техногенных и экологических рисков.

Проблемы являются специфичными для каждого нефтегазохимического кластера.

6.3. Выработка предложений по решению возникающих проблем, конкретные пути их преодоления, роль государства в решении проблем, ограничивающих развитие нефтегазохимического кластера.

7. Характеристика рыночных позиций ключевых предприятий и организаций нефтегазохимического кластера

Степень присутствия «якорных» предприятий и крупных резидентов на внутреннем и мировом рынках.

В Форме 6 представляется степень освоения рынков продукции, выпускаемой в нефтегазохимическом кластере.

Форма 6. Степень освоения рынков продукции, выпускаемой в нефтегазохимическом кластере.*

Выпускаемая

продукция

Доля продукции, потребляемой в нефтегазохимическом кластере, %

Доля продукции на внутреннем рынке, %

Доля импорта продукции, %

Доля экспорта,

%

Доля продукции на мировом рынке, %

* Форма 6 заполняется координационным советом кластера.

Форма 6 представляется в органы исполнительной власти регионов, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.

7.1. Влияние нефтегазохимических кластеров на уровень концентрации товарного рынка

Уровень концентрации рынка характеризуется:

1.    Коэффициентом рыночной концентрации (CRn);

п

1=1

2.    Коэффициентом рыночной концентрации Герфиндаля-Хиршмана (HHI).

- сумма долей на товарном рынке (выраженных в

процентах), определенных в числе (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, где:

Dj - выраженная в процентах доля i-ro крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

п - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

N

HHI = D2

2.    L-i * - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных

1=1

в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, где:

Dj - выраженная в процентах доля i-ro хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

7.2. Нефтегазохимические кластеры - это комбинация конкуренции и кооперации.

Жесткая конкуренция наблюдается в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание, что усиливает интенсивность конкурентной борьбы внутри нефтегазохимического кластера.

8. Развитие научно-технического и образовательного потенциала нефтегазохимического кластера

8.1. Развитие исследований и разработок, направленных на повышение технологического уровня и эффективности производства, повышение качества продукции нефтегазохимического кластера, требует:

выделения ключевых проблем и приоритетов развития технологий и производства на базе научных достижений;

создания научных центров коллективного пользования с современным опытно-демонстрационным оборудованием;

создания инжиниринговых компаний с возможным привлечением мировых лидеров инжиниринга (Линду, Текнип и др.);

разработки систем и механизмов частно-государственного финансирования научных исследований и их коммерциализации.

8.2. Развитие образовательного потенциала нефтегазохимического кластера требует:

определить прогнозируемую потребность в специалистах нефтегазохимической отрасли с учетом экономического развития и конкурентной среды;

обеспечить обновление профессиональных стандартов по специальностям нефтегазохимической отрасли;

осуществить синхронизацию деятельности звеньев образовательной цепи (школы, средние специальные учебные заведения (далее - ССУЗ), высшие учебные заведения (далее - ВУЗ), компании, Минобрнауки России, региональные комитеты, управления, департаменты по образованию), а также координацию учебных программ;

обеспечить соответствующие квалификации выпускников ССУЗов и ВУЗов современным требованиям нефтегазохимической отрасли;

разработать и реализовать качественные программы стажировок на ведущих предприятиях России и за рубежом с целью приобретения практических навыков;

провести материальное оснащение ССУЗов и ВУЗов в соответствии с требованиями подготовки высококвалифицированных специалистов;

разработать программы по повышению квалификации и переподготовке преподавательского состава с учетом мирового развития нефтегазохимии.

9. Основные направления государственной поддержки нефтегазохимических кластеров

Кластеры создают новый механизм сотрудничества бизнес-структур, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

9.1. Основные направления государственной поддержки: повышение доступности долгосрочных кредитов, в том числе путем внесения нефтегазохимии в перечень приоритетов инвестиционной деятельности Меморандума о финансовой политике ряда банков (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО «Сбербанк»), Акционерное общество «Газпромбанк» (АО Банк ГПБ) и др.);

упрощение процедур для прямых иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры путем государственного финансирования (трубопроводы, железнодорожное сообщение);

предоставление льгот по налогам при вводе новых мощностей по всей технологической цепочке от сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью до выхода предприятий на проектную мощность;

финансовая поддержка (низкие цены на сырье, электроэнергию, тепло, воду) для вновь вводимых предприятий - резидентов нефтегазохимического кластера при растущем спросе на их продукцию и ненасыщенном рынке;

изменение ставок, ввозных таможенных пошлин на оборудование и специальные химические реагенты (катализаторы, инициаторы и др.);

поддержка экспорта готовых изделий (трубы, пленки, листы и др.), предоставление долгосрочных экспортных кредитов, предоставление экспортных кредитов банками с участием государства в уставном капитале;

совершенствование технического регулирования в сфере деятельности нефте^охимических организаций;

изменение стандартов потребления конечной нефтегазохимической продукции в отраслях-потребителях;

обеспечение равного доступа к сырью всех участников нефтегазохимического кластера;

реализация мер научной поддержки нефтсгазохимичсеких предприятий кластера, создание условий и стимулов для повышения эффективности коммерциализации научных разработок;

реализация мер образовательной поддержки нефтегазохимической отрасли в сфере образования с учетом потребностей в кадрах, привлечение высококвалифицированного зарубежного инженерно-технического персонала.

10. Оценка результатов деятельности нефтегазохимическою кластера

10.1.    Преимущества кластерного развития:

кластеры создают новый механизм сотрудничества бизнес-структур, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

состояние кластера позволяет оценивать производственный потенциал экономики и факторы, сдерживающие ее дальнейшее развитие;

кластеры способствуют ускорению процесса нововведений, развитию высоких технологий и новых сегментов рынка;

кластеры способствуют снижению издержек за счет использования ресурсов одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены, сокращению логистических затрат, совместного использования и развития инфраструктуры.

10.2.    Показатели развития нефтегазохимического кластера на базе инвестиционных проектов (Форма 7).

Форма 7. Пока»гели развита нсфтсгазохиммческого кластера*

нефтегазохнчический кластер: наименование

Наименование

ИИКПИИИОИНЫ!

просил ов

1

Вклад а ВВП. млн. руб.Дод

CoUlNMf рабочих М«Т, НС л.

Фи и я жиро па мне, н.х

1.1. р>б7тод

Чисзый

приведенный

доход NPV". мл к. ру*.

Внутренняя

мирна

ДОХОДНОСТИ

IRR.%

Средства Федеральное о бюджета

Среде г» Бпип а субъекта Российской Федерации

Средства

чт 11И1|нпа.1ьыо1 о бюджета

Срсдсша оршмихаии* участников исфш аюхимичсскосо

KlJCICpJ

Заемные

средства

(кредит)

пложемми.

*Я*»9У*.

1.

2

в

Совокупный >ффс*т по

|мф|«тнитаяму [кластеру_

'Форма заполняется разработчиками инвестиционных проектов.

Форма представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации, в Минэнерго России для мониюриига Плана 2030.

"NPV - Чистая приведенная стоимость представляет собой рашипу между всеми денежными притоками н опоками, приведёнными к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные опоки, свя занные с осуществлением проекта.

Рассылки приказа «^>»    20    /3    №    S3P

Инд.

Подразделение

Экз.

Министр

АН

Новак А.В.

/

Секретариат Министра

Заместители Министра:

ЮС

Сентюрин Ю.П.

АЯ

Яновский А.Б.

1

ИА

Инюцын А.Ю.

КМ

Молодцов К.В.

*

АЧ

Черезов А.В.

АТ

Текслер А. Л.

Департаменты:

02

Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности

03

Юридический департамент

I

04

Департамент управления делами

1

05

Департамент добычи и транспортировки нефти и газа

йб

Департамент переработки нефти и газа

1

07

Департамент бюджетного планирования и учета

1

08

Департамент экономического регулирования и имущественных отношений в ТЭК

|

09

Департамент развития электроэнергетики

10

Департамент оперативного контроля и управления в энергетике

1

11

Департамент угольной и торфяной промышленности

12

Департамент международного сотрудничества

П

Департамент административной и законопроектной деятельности

14

Отдел безопасности, режима и государственной тайны

Организации:

Итого по рассылке:

_jlJ

М.Б. Грязнов

Руководитель структурного подразделения

2. Основные понятия

2.1.    Промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»).

2.2.    Нефтегазохимический кластер - территориально локализованная взаимосвязанная производственными, технологическими, сервисными, сбытовыми циклами совокупность предприятий-переработчиков углеводородного сырья, производителей крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятий-переработчиков нефтегазохимической продукции в изделия, востребованные различными отраслями промышленности и населением, а также организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образовательных организаций, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и совокупности в целом, и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

2.3.    «Якорный» инвестор - владелец/оператор газофракционирующих установок, пиролизов и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.

2.4.    Резидент - предприятие-переработчик, географически близкий к «якорному» инвестору или расположенный с ним на одной производственной площадке, включенный в технологическую цепочку переработки нефтегазохимической продукции, производимой «якорным» инвестором, с целью выпуска полуфабрикатов для промышленного рынка и/или конечных изделий для потребительского рынка.

2.5.    «Якорные» производства - деятельность по использованию газофракционирующих установок, пиролизов, и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.

3. Структура нефтегазохимического кластера

3.1.    Участниками нефтегазохимического кластера являются предприятия-производители углеводородного сырья, нефтегазохимические предприятия -производители мономеров («якорные» инвесторы), производители продукции органического синтеза, полимеров и каучуков (резиденты нефтегазохимического кластера), а также предприятия малого и среднего предпринимательства по переработке полимеров в изделия - трубы, пленки, упаковка и т.д. (резиденты кластера), а также образования кластерного типа: технопарки, технополисы, особые экономические зоны и т.д. (резиденты кластера), научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, высшие и средние учебные заведения, дистрибьюторы (Форма 1).

В рамках нефтегазохимического кластера создан комплекс, связанный отношениями функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере нефтегазохимии.

3.2.    Создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территории субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

3.3.    При формировании нефтегазохимического кластера заложены следующие принципы:

принцип независимости и кооперирования, при котором участники нефтегазохимического кластера сохраняют свободу и независимость в своей деятельности;

любое предприятие нефтегазохимического кластера может по собственной

инициативе входить и выходить из его состава.

Форма 1. Перечень предприятий и организаинй-участниц нсфтсгатохнчичсского кластера та три года («якорные» инвесторы, резиденты кластера), характеризующий масштабы деятельности кластера*

||>имгмикани( j Предприятие/

UuntCk n

родукиим

Контактные данные

иефтпатотнмнческ'окУ ортаиимиия-

Иропкиии

ПК. тони

млн. р>4.

ФИО. адрее. телефон, e-mil

iciacvrpa 1 \ чао ниша

201 Jr. 2014 г.

2015 г.

2013 г. 2014 г.

2015 г.

контактом» лти

.--1 .

----

п координационный совет

нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для отчетности при реализации Плана 20J0.

4. Управляющие органы нефтегазохимического кластера

4.1.    Для разработки правил взаимодействия резидентов нефтегазохимического кластера и создания коммерческих условий работы в нефтегазохимическом кластере (далее в разделе - кластер) создаются:

координационный совет кластера;

совет уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в кластер;

управляющая компания кластера;

управляющие органы    кластера    (могут    быть созданы    согласно

договоренностям между участниками кластера, в соответствии с действующим законодательством).

4.2.    В координационный совет кластера входят: «якорные» инвесторы, крупные резиденты кластера, уполномоченные органы исполнительной власти, представители малого и среднего предпринимательства, представители научных и образовательных организаций.

4.2.1. Координационный    совет    кластера    разрабатывает    правила

взаимодействия участников кластера и коммерческие условия работы в кластере.

4.2.2.    Коммерческие условия работы в кластере включают:

стоимость ресурсов, а именно:

арендная плата за землю; стоимость электроэнергии; стоимость промышленной воды;

развитие инфраструктуры, а именно: решение логистических проблем;

обеспечение доступности всех резидентов кластера к инфраструктурным объектам;

оптимизация нормативно-технической документации: по промышленной безопасности; по охране окружающей среды; по стандартам и сертификации качества;

развитие кадрового потенциала, а именно:

разработка и внедрение образовательных программ новых поколений; привлечение квалифицированных зарубежных инженеров и научных сотрудников.

4.3.    Совет уполномоченных ОИВ разрабатывает меры поддержки кластера:

налоговые преференции;

административная поддержка;

инвестиционные меры.

4.3.1. Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации при условии создания специализированной организации (управляющей компании), осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития нефтегазохимического кластера, и соответствия кластера и управляющей организации кластера требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и дополнительным требованиям в случае их установления субъектами Российской Федерации.

4.4.    Управляющая компания кластера является государственной компанией, осуществляющей координацию правительственных организаций. Управляющая компания действует как землевладелец, владелец инфраструктуры, способствуя развитию кластера. Управляющая компания на основе использования инструментов и механизмов государственной поддержки обеспечивает инвесторов производственной инфраструктурой в соответствии с планами развития участников кластеров, предусматривая в инвестиционных программах компаний с государственным участием механизмы частно-государственного партнерства, а именно:

строительство базовой инфраструктуры (дороги, терминалы, логистические центры);

создание капиталоемких объектов (газопроводы, хранилища, морские нефтебазы);

поддержка в научно-исследовательских работах;

регулирование трудового законодательства, законодательства в области окружающей среды и промышленной безопасности.

4.5. Участники кластера заключают соглашение с управляющей компанией о создании комплекса, связанного отношениями, функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере промышленности.

Органы государственной власти не вмешиваются в операционное планирование и ценообразование между резидентами кластера.

Управляющая компания обеспечивает методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.

5. Формирование эффективной модели нефтегазохимического кластера

Формирование нефтегазохимических кластеров необходимо для проведения эффективной промышленной политики в области нефтегазохимии, успешной реализации Плана 2030, обоснованности государственной поддержки нефтегазохимической отрасли.

5.1.    Разработка «дерева целей» стратегического развития нефтегазохимического кластера направлена на:

развитие внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию;

рост выпуска продукции нефтегазохимической промышленности;

снижение зависимости от импорта;

стимулирование экспорта наиболее перспективных нефтегазохимических продуктов;

строительство необходимой инфраструктуры;

развитие новейших технологий на базе отечественных научных разработок;

трансфер прогрессивных зарубежных технологий;

подготовка и повышение квалификации кадров.

5.2.    При разработке «дерева целей» утверждаются основные целевые показатели развития нефтегазохимического кластера (Форма 2).

Форма 2. Целевые показатели*

Целевой показатель

Текущее значение, г.

Целевое значение (2030 г.)

1. Потребление основных видов нефтегазохимической продукции на душу населения в нефтегазохимическом кластере

1.1. Крупнотоннажные пластмассы, кг/чел.

1.2. Синтетические каучуки, кг/чел.

2. Суммарное производство нефтегазохимической продукции в нефтегазохимическом кластере:

2.1. Пластмассы, тыс. т

2.2. Синтетические каучуки, тыс. т

2.3. Продукция органического синтеза, тыс. т

3. Доля пластмасс, перерабатываемых в нсфтаазохимичсском кластере на предприятиях малого и среднего бизнеса

4. Емкость рынка, тыс. т

4.1. Пластмассы, тыс. т

4.2. Синтетические каучуки, тыс. т

4.3. Продукция органического синтеза, тыс. т

5. Доля экспорта в производстве, %

6. Доля импорта на рынке, %

7. Производство этилена в нефтегазохимическом кластере, млн. т

7.1. Количество пиролизных мощностей и мощностей по дегидрированию, ед.

8. Производство УВС в нефтегазохимическом кластере, млн. т

9. Доля углеводородного сырья, перерабатываемого на нефтегазохимию, %

9.1. Доля сжиженных углеводородных газов, перерабатываемых на нефтегазохимию, %

9.2. Доля нафты, перерабатываемой на нефтегазохимию, %

9.3. Доля этана, перерабатываемого на нефтегазохимию, %

10. Доля продукции, выпускаемой на современных технологиях последних поколений, %

11. Количество патентов, полученных и реализованных в производстве, шт.

•Форма 2 заполняется координационным советом кластера и советом уполномоченных ОИВ совместно. Перечень показателей может быть расширен по желанию участников нефтегазохимического кластера.

5.Э. Нефтегазохимический кластер способствует достижению целей и задач субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена инфраструктура промышленного кластера.

6. Реализации стратегических направлений развития кластера

Реализация стратегических ориентиров осуществляется на базе развития производства и производственной инфраструктуры, производится оценка возможностей «якорных» производств нефтегазохимического кластера и наиболее крупных резидентов кластера, разрабатывается динамика роста в долгосрочном периоде до 2030 года.

6.1. Стратегия развития нефтегазохимического кластера определяется объемом выпуска продукции и динамикой развития основных производств кластера до 2030 года (Форма 3), а также реализацией новых инвестиционных проектов (Форма 4). Формы заполняются ключевыми участниками нефтегазохимического кластера. Форма 4 «Новые инвестиционные проекты» сопровождается обоснованием технико-экономической результативности предлагаемых проектов (Форма 5).