Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

94 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция по авиационной охране лесов устанавливает порядок организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров с применением авиации и взаимодействия авиационных и наземных сил и средств по обеспечению охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Организация и планирование авиационной охраны лесов

     2.1. Организация авиационной охраны лесов

     2.2. Планирование авиационной охраны лесов

     2.3. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов

     2.4. Организация диспетчерского управления работой авиаотделений

     2.5. Организация системы связи

     2.6. Организация метеообслуживания

3. Подготовка к пожароопасному сезону

4. Проведение авиационной охраны лесов от пожаров

     4.1. Авиационное патрулирование лесов

     4.2. Организация тушения лесных пожаров

     4.3. Контроль за состоянием действующих пожаров и меры по обеспечению их ликвидации

5. Работы по лесозащите, проводимые базами авиационной охраны лесов

     5.1. Общий надзор за санитарным состоянием лесов

     5.2. Детальный лесопатологический надзор, осуществляемый авиабазами

     5.3. Аэровизуальные лесопатологические обследования

     5.4. Участие авиабаз в экспедиционных лесопатологических обследованиях

6. Производственная документация и правила ее ведения

Приложение 1. Положение об авиационных отделениях баз авиационной охраны лесов

Приложение 1.1. Типовые штаты авиаотделений

Приложение 1.2. Нормы оснащения авиаотделений

Приложение 2. Производственное задание

Приложение 3. Отчет о ликвидации лесного пожара №

Приложение 4. Акт проверки работы в производственном, тренировочном полете летчика-наблюдателя

Приложение 5. Условные знаки для полетных, патрульных карт и карт-схем санитарного состояния лесов

Приложение 6. Сигналы, подаваемые сигнальными ракетами

Приложение 7. Признаки повреждений, причиняемых лесу хвое- и листогрызущими насекомыми

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Согласовано    Утверждена

Федеральная авиационная    приказом Федеральной службы

служба России    лесного хозяйства России

Первый заместитель директора    от    22    сентября    1997    г.    N*    122

И.И.Валов 15 сентября 1997 г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЕ ЛЕСОВ

Москва 1997

ISBN 5-



2014091323


таточных сил и средств для тушения пожаров в районах авиационной охраны или по указанию ПДУ.

Дотушивание и окарауливание пожаров в зонах наземной охраны проводится наземными силами и средствами.

2.3.9.    Лесхозы и авиаотделения должны ежемесячно сверять данные о количестве и площади лесных пожаров, возникших на обслуживаемой территории, обнаруженных авиацией и потушенных с участием авиационных сил и средств и самостоятельно силами авиабазы.

В случаях резкого расхождения этих данных, они обязаны поставить в известность государственный орган управления лесным хозяйством и авиабазу.

2.3.10.    Перед началом пожароопасного сезона и после его окончания лесхозы, обслуживаемые авиабазами, проводят совещания с участием соответствующего авиаотделения. На первом совещании рассматриваются вопросы предстоящих работ но авиационной охране лесов и обслуживанию лесного хозяйства и необходимого взаимодействия в этих работах. На втором совещании заслушивается отчет начальника авиаотделения, подводятся итоги прошедшего сезона и дается заключение о выполнении авиаотделением установленных договорных обязательств.

В случае, когда авиаотделения обслуживают несколько лесхозов, государственные органы управления лесным хозяйством могут проводить указанные совещания только в тех лесхозах, где они признают это целесообразным.

2.3.11.    После проведения итоговых совещаний в лесхозах отчет авиабазы о результатах работы за прошедший пожароопасный сезон рассматривается на техническом совещании в государственном органе управления лесным хозяйством.

В протоколах технических совещаний должны быть указаны в разрезе авиаотделений: количество и площадь пожаров, процент пожаров, обнаруженных авиацией, от числа возникших в пожароопасный сезон и потушенных с применением авиационных сил и средств, а также самостоятельно силами авиационной службы на обслуживаемой территории. Копия протокола технического совещания прилагается к годовому производственному отчету авиабазы.

2.3.12.    На основании протоколов совещаний в лесхозах, отзывов и анализа работы авиаотделений техническое совещание дает общее заключение об итогах работы по авиационной охране лесов за прошедший период и вносит предложения об устранении имеющихся недочетов в работе каждой из сторон.

2.4. Организация диспетчерского управления работой авиаотделений

2.4.1.    Для обеспечения авиапатрулирования на территории, обслуживаемой авиабазой, и принятия своевременных и достаточных мер по тушению пожаров в день их обнаружения организуется диспетчерское управление работой всех лесопожарных служб на охраняемой территории.

2.4.2.    Пункт диспетчерского управления функционирует как межведомственный центр управления с привлечением к работе в нем ответственных представителей органов управления лесным хозяйством и других ведомств, являющихся пользователями леса. Его работа организуется авиабазой.

2.4.3.    Руководство работой единого пункта диспетчерского управления осуществляет начальник или заместитель начальника авиабазы по летной службе, либо лицо, заменяющее его, а ПДУ авиазвена -командир авиазвена.

Техническим руководителем ПДУ является диспетчер.

2.4.4.    Все указания пункта диспетчерского управления являются обязательными и подлежат выполнению лесопожарными службами немедленно и безоговорочно.

2.4.5.    В пункте диспетчерского управления ежедневно сосредотачивается следующая информация.

К концу дня:

исходные данные на следующий день по каждому авиаотделению:

метеообстановка и прогноз погоды;

готовность к полету воздушных судов, время вылета и цель полета;

наличие в авиаотделениях готовых к вылету работников парашютной и десантно-пожарной службы, а также других ресурсов;

число и площадь действующих и локализованных пожаров на охраняемой территории;

количество занятых тушением пожаров работников парашютной и десантно-пожарной службы, наземной лесной охраны, привлеченных рабочих и наличие на пожарах технических средств пожаротушения;

количество людей и техники, полевого снаряжения, намеченных к завозу на пожары и вывозу с пожаров авиационными средствами на следующий день;

какая помощь нужна авиаотделению.

В течение дня:

время вылета, цель, маршрут полета с указанием типа и бортового номера воздушного судна и количества работников парашютной и десантно-пожарной службы, находящихся на борту;

место и время посадки указанных воздушных судов и дальнейший план их работы;

задержки вылетов или срывы полетов с указанием причин и необходимых мер помощи;

время обнаружения каждого пожара с указанием его места, района, основной характеристики, принятых мер по ликвидации, необходимых дополнительных мер;

данные осмотра действующих пожаров с указанием их характеристики, о принятых дополнительных мерах по их тушению, необходимой помощи;

доклады о направлении работников парашютной и десантно-пожарной службы для тушения пожаров в другие авиаотделения;

сообщения о прибытии дополнительных сил и средств из других авиаотделений, а также о возвращении работников парашютной и десантно-пожарной службы и рабочих иных предприятий, учреждений и организаций с пожаров;

информация о чрезвычайных происшествиях и других событиях, требующих вмешательства авиабазы или государственных органов управления лесным хозяйством.

2.4.6.    Задержка передачи информации из авиаотделения в пункт диспетчерского управления недопустима и рассматривается как нарушение технологической дисциплины.

2.4.7.    Информация, поступающая в пункт диспетчерского управления авиабазы, для наглядности и удобства пользования обобщается на специальных схемах и таблицах с использованием компьютерной техники.

Формы диспетчерской документации и порядок передачи информации устанавливаются Центральной базой.

2.4.8.    Представление оперативной информации о состоянии гори-мости органам управления лесным хозяйством и органам исполнительной власти на местах производится авиабазами в сроки и по формам, согласованным с этими органами.

2.4.9.    Получив данные о задержке или срыве полета какого-либо из воздушных судов, руководитель пункта диспетчерского управления принимает меры по устранению причин, вызвавших их, либо решает через авиапредприятие вопрос о срочной подмене воздушного судна, или дает распоряжение об осмотре соответствующей территории, выполнении намеченных транспортных работ соседними авиаог-делениями.

2.4.10.    В зависимости от конкретных условий текущего дня пункт диспетчерского управления должен заблаговременно направлять дополнительные силы и средства пожаротушения в районы, где создается yipo3a недостатка этих сил и средств, из авиаотделений, где пожарная опасность отсутствует или незначительная.

2.4.11.    По мере нарастания пожарной опасности и увеличения го-римости авиабаза может запросить у Центральной базы помощь из имеющихся у нее резервов.

2.4.12.    Во всех случаях, если в результате выполнения указания пункта диспетчерского управления были допущены ошибки в организации борьбы с пожаром, ответственность за последствия таких ошибок несет руководитель, давший такое указание.

2.5. Организация системы связи

2.5.1.    Для обеспечения работы лесопожарных служб организуется следующая система радиосвязи:

непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотделениями;

радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен немедленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радиостанции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже, чем через 10... 15 мин после возникновения необходимости в таком вызове;

радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, которые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении пожаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

радиосвязь или надежная телефонная связь авиаогделения со своими авиапожстанциями и всеми обслуживаемыми лесхозами;

радиосвязь воздушных судов с авиапожстанциями и обслуживаемыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией соответствующего лесхоза.

Выделение частот радиосвязи и порядок использования средств связи осуществляется в установленном порядке.

Порядок организации радиосвязи и технической эксплуатации радиосредств установлен соответствующими Правилами.

2.5.2.    Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиабазой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Перерывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой проводятся с разрешения диспетчера авиабазы.

2.5.3.    Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, ра-

бочие частоты и расписание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствующих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

2.5.4.    При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радиостанций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, согласованному с авиабазой.

2.5.5.    Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, решаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сообщается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса циркулярной связи.

2.5.6: С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радиостанции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции имеют право только с разрешения лстчи-ка-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраняемой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблюдатель закончил очередной сеанс связи.

2.5.7.    После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель устанавливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происходит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лесхозом свои дальнейшие действия.

За 5... 10 мин до подхода воздушного судна к 1ранице другого лесхоза летчик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

2.5.8.    Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается только после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

2.5.9.    Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту связную радиостанцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с радиостанцией авиазвена или авиабазы.

2.5.10.    Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом, летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответствующего аэропорта.

Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обязан передать се авиаотдслению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу с помощью средств связи, находящихся в его распоряжении.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ-диапазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помощью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

2.5.11. Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапредприятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед началом пожароопасного сезона.

2.6. Организация метеообслуживания

2.6.1.    Метеорологическое обеспечение авиационной охраны лесов организуется в целях планирования сроков проведения авиалесоохран-ных работ, определения и прогнозирования пожарной опасности в лесу по условиям погоды.

2.6.2.    Для планирования авиалссоохранных работ авиабазы и авиазвенья обеспечиваются месячными, периодичными и суточными прогнозами погоды, прогнозами пожарной опасности в лесном фонде, ежедневными сводками о фактической погоде и метеорологической информацией с искусственных спутников земли (ИСЗ).

2.6.3.    Определение класса пожарной опасности в лесу по условиям погоды на обслуживаемой территории производится, как правило, по данным метеорологической станции в пункте базирования авиаотделения.

2.6.4.    Для корректировки выполнения полетов по утвержденным патрульным маршрутам используется информация о фактическом состоянии погоды, классах пожарной опасности и количестве выпавших осадков по всем метеостанциям, находящимся на территории авиаотделения.

2.6.5.    В авиабазах и авиазвеньях, где организовано диспетчерское управление работой лесопожарных служб, расчет класса пожарной опасности в лесу но условиям погоды производится ПДУ.

3. ПОДГОТОВКА К ПОЖАРООПАСНОМУ СЕЗОНУ

3.1.    Подготовка авиабаз и их авиаотделений к пожароопасному сезону включает в себя проведение следующих мероприятий.

3.1.1.    Заключение договоров на работы по авиационной охране ле-

сов с государственными органами управления лесным хозяйством и предприятиями других ведомств.

3.1.2.    Заключение договоров на выполнение полетов по авиационной охране лесов от пожаров с авиапредприятиями.

3.1.3.    Набор и подготовка недостающего количества работников.

3.1.4.    Подтверждение квалификации летчиков-наблюдателей и работников парашютной и десантно-пожарной службы, выполнение контрольно-проверочных полетов, прыжков с парашютом и спусков с вертолетов, тренировочные занятия по использованию средств пожаротушения, тактике и технике тушения лесных пожаров, сдача зачетов по технике безопасности.

3.1.5.    Медицинское освидетельствование работников летного состава, парашютной и десантно-пожарной службы.

3.1.6.    Подготовка к работе средств пожаротушения, транспорта и связи, парашютно-десантного имущества и полевого снаряжения.

3.1.7.    Подготовка картографического материала.

3.1.8.    Организация авиапожарных станций и дозаправочных пунктов, подготовка складов взрывчатых материалов (ВМ), получение разрешительной документации на производство взрывных работ, завоз авиационных горючесмазочных материалов и ВМ на места хранения.

3.1.9.    Строительство новых и ремонт существующих зданий и сооружений производственного назначения, служебных помещений, общежитий в авиаотделениях и на авиапожстанциях, а также строительство посадочных площадок для вертолетов и самолетов.

3.1.10.    Участие в подготовке решений государственных органов власти по охране лесов и в совещаниях работников государственной лесной охраны, проводимых органами управления лесным хозяйством.

3.1.11.    Проведение мероприятий по противопожарной профилактике в соответствии с установленными заданиями.

3.1.12.    Страхование в установленном порядке членов экипажей, служебных пассажиров и другие виды страхования деятельности.

3.2.    Подготовка парашютистов и десантников-пожарных проводится в авиабазах по программам, утвержденным Центральной базой.

3.3.    Подтверждение квалификации летчиков-наблюдателей, работников ПДГ1С и других специалистов проводится в соответствии с Положением, утверждаемым Центральной авиабазой.

3.4.    Проверка самолетовождения у работников командно-летного состава авиабаз может проводиться в необходимых случаях, по согласованию с региональным управлением ФАС России, штурманским и командно-летным составом местного авиапредприятия.

3.5.    Продление срока действия свидетельств летчикам-наблюдате-лям проводится местными квалификационными комиссиями, организуемыми в авиабазах.

Повышение в классе летчиков-наблюдателей проводится квалифи-

2-4943

кационными комиссиями авиабаз и Центральной базы в соответствии с Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным ФАС России.

3.6.    Подготовка работников парашютной и десантно-пожарной службы, а также их воздушная тренировка проводятся в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.

3.7.    Карты, применяемые в авиационной охране лесов, по своему назначению подразделяются на:

патрульные карты, используемые для точного определения местоположения лесных пожаров и разработки необходимых мер по борьбе с ними;

полетные карты для самолетовождения;

лесопожарные карты для нанесения на них схем лесных пожаров, планирования работ по тушению, а также использованию их парашютистами и десантниками-пожарными при выполнении производственных заданий;

административные карты территорий субъектов Российской Федерации для общей ориентировки парашютистов и десантников-пожар-ных при выполнении производственных заданий;

штабные карты в авиабазах, авиазвеньях и авиаотделениях.

3.8.    Ежегодно после окончания пожароопасного сезона все патрульные и полетные карты авиаотделений проверяют и определяют, какие из них после уточнения могут использоваться в следующем пожароопасном сезоне и по каким авиаотделениям карты должны быть подготовлены вновь.

3.9.    Подготовка полетных и патрульных карт на обслуживаемую территорию авиаотделения проводится летчиками-наблюдателями с учетом требований Наставления по штурманской службе ГА, а также специфики выполнения данного вида работ, с определенным перекрытием территорий соседних авиаотделений.

Количество комплектов полетных и патрульных карт в авиаотделениях определяется с учетом обеспечения полетов при высокой пожарной опасности.

Подготовленные карты проверяет заместитель начальника авиабазы по летной службе.

3.10.    Порядок пользования картами и их хранение определяется соответствующей инструкцией.

3.11.    В качестве патрульных используются топографические карты масштаба 1:100 ООО...1:300 000. Масштаб карты выбирается в зависимости от размера кварталов в обслуживаемом лесном фонде и развития ориентирной сети с таким расчетом, чтобы кварталы имели на карте размер не менее 1x1 см, и карта содержала подробности, ко-

торые могут быть использованы для точной привязки пожара к ориентирам на местности.

3.12.    Па патрульную карту условными знаками наносятся: границы территории, обслуживаемой авиаотделением, границы лесхозов и лесничеств, их названия, конторы лесхозов и лесничеств, районы авиационной охраны лесов, границы и номера кварталов, места жительства лесной охраны, пункты приема донесений, пожарные наблюдательные вышки, мачты, пожарно-химические и авиапожарные станции, пункты сосредоточения пожарных дружин (пожарных команд), радиостанции лесного хозяйства и лесопользователей, аэродромы, посадочные площадки для вертолетов и дозаправочные пункты, линии электропередач и другие ориентиры, имеющиеся на местности.

На патрульную карту также могут наноситься места расположений экспедиций, поисковых партий и отрядов, маршруты их следования. При необходимости на карту могут наноситься дополнительные данные, характеризующие степень пожарной опасности отдельных участков территории, а также участки леса, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, с обозначением плотности радиоактивного загрязнения почвы, и другие характеристики радиационной обстановки.

3.13.    Авиаотделения, оказывающие помощь соседним авиаотделениям по плану маневрирования, должны иметь полные комплекты полетных карт на территорию этих авиаотделений.

3.14.    Для удобства пользования патрульной картой в полете, последняя разрезается и наклеивается на планшеты размером 20x30 см. Планшеты патрульной карты нарезаются из плотного картона, причем с восточной и северной сторон оставляются незаклеенными картой ноля шириной 15 мм. На верхнем (северном) поле наносится номер листа.

Планшеты могут изготавливаться из целых листов топографической карты, размеры которых не превышают по ширине 50 см, а по высоте - 65 см. В этом случае планшет разрезают на две части, соединенные наклейками из материи.

Нумерация планшетов проводится так, чтобы с запада на восток смежные планшеты имели порядковые номера, а с севера на юг номер каждого нижнего планшета был больше номера планшета, расположенного над ним, на 10 или 20.

3.15.    Патрульные карты ежегодно уточняются по материалам лесоустройства, аэрофотосъемки, противопожарного устройства и других материалов, несущих информацию об изменениях в лесном фонде, происшедших за истекший год.

3.16.    В процессе выполнения полетов по авиационной охране лесов патрульная карта уточняется дополнительными ориентирами, подробностями, определенными на местности.

3.17.    В качестве полетной карты используются топографические

карты масштаба 1:500 ООО (при патрульной карте М 1:100 ООО) или 1:1 ООО ООО (при патрульной карте М 1:300 ООО).

3.18.    Подготовка полетной карты заключается в нанесении на нее условными знаками границ обслуживаемой авиаотделением территории, границ лесхозов и рамок планшетов патрульной карты с указанием их номеров, патрульных маршрутов, а также пунктов расположения контор лесхозов и пунктов дозаправки авиаГСМ. В районах, где число обслуживаемых авиаотделением лесхозов невелико, на полетную карту наносятся также границы и местонахождение контор лесничеств.

3.19.    Полетные карты подготавливаются на территорию с расчетом выполнения полетов к местам базирования соседних авиаотделений.

3.20.    Нанесение специальной нагрузки на полетные и патрульные карты производится тушью или фломастером.

3.21.    В качестве лесопожарных карт используются специальные топографические карты масштаба 1:100 000.

3.22.    Штабные карты подготавливаются и используются в авиабазах и авиазвеньях, в которых организовано диспетчерское управление.

Необходимость ведения штабных карт в авиаотделениях определяется начальником авиаотделения в зависимости от условий работ.

3.23.    В качестве штабных используются карты масштаба не менее 1:1 000 000, на которые наносятся границы лесхозов и их конторы, границы территорий, обслуживаемых авиаотделением, места базирования авиаотделений с указанием плановых воздушных судов и численности работников парашютной и десантно-пожарной службы, патрульные маршруты, аэродромы и посадочные площадки для самолетов и вертолетов, авиапожарные станции и дозаправочные пункты, пожарно-химические станции лесхозов.

На карту накладываются значки, изображающие фактическую расстановку воздушных судов и численность работников ПДПС. Значки заменяются по мере изменения обстановки.

При обнаружении пожаров места их отмечаются флажками красного цвета с указанием даты возникновения и номера пожара. Локализованные пожары обозначаются флажками синего цвета.

3.24.    При проведении совещаний в обслуживаемых авиаотделением лесхозах по вопросам подготовки к пожароопасному сезону рассматриваются следующие основные вопросы:

3.24.1.    О готовности авиационных и наземных сил и средств, порядок организации связи и представления информации о пожарах.

3.24.2.    Взаимодействие авиационных и наземных сил и средств по борьбе с пожарами, проведение профилактических выжиганий горючих материалов, организация команд из числа постоянных рабочих лесхозов, порядок привлечения дополнительных резервов для борьбы с пожарами.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация является одной из ведущих лесных стран мира. Согласно Лесному кодексу все леса России подлежат охране.

Охрана лесов и защита их от вредителей и болезней является одной из важнейших государственных задач, решение которой возлагается на органы государственной власти и органы управления лесным хозяйством.

Охрана лесов от пожаров обеспечивается авиационными и наземными методами, с учетом их биологических и иных особенностей, и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются: предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Инструкция по авиационной охране лесов устанавливает порядок организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров с применением авиации и взаимодействия авиационных и наземных сил и средств по обеспечению охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов.

Настоящая Инструкция разработана Всероссийским институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства и Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (руководитель временного научно-творческого коллектива профессор, канд. с-х. наук Е.А.Щетинский) на основе ранее действующей Инструкции по авиационной охране лесов (1993) и в соответствии с основными положениями Лесного и Воздушного кодексов Российской Федерации.

3.24.3.    Организация помощи парашютистам и десантникам-пожар-ным в тушении лесных пожаров, их окарауливании, возврате в авиаотделение.

3.24.4.    Правила устройства опознавательных знаков в пункте приема донесений.

3.24.5.    Порядок приема вымпелов.

3.24.6.    Порядок подтверждения ликвидации и локализации лесных пожаров авиационными силами и средствами.

3.24.7.    Строительство и эксплуатация посадочных площадок для вертолетов и самолетов и обеспечение хранения авиаГСМ.

3.24.8.    Анализ основных недостатков в работе как авиационной, так и наземной охраны лесов в прошедшем пожароопасном сезоне, определение мер по их устранению и решение других вопросов взаи-моувязки в работе.

3.25.    Авиаотделения до наступления пожароопасного сезона обязаны:

3.25.1.    Обеспечить подготовку команд рабочих и добровольных пожарных дружин, организуемых и выделяемых лесхозами для тушения лесных пожаров.

3.25.2.    Определить совместно с лесхозами места, в которых должны быть установлены радиостанции и организованы пункты приема донесений, получить список этих пунктов с указанием присвоенных им позывных и опознавательных знаков, а также должностей и фамилий лиц, ответственных за прием донесений.

3.25.3.    Совместно с лесхозом провести разделение территории на районы охраны лесов и уточнить патрульные карты.

3.25.4.    Проанализировать причины возникших в прошедшем сезоне лесных пожаров и условий, способствующих их распространению.

3.25.5.    Получить сведения о районах работы экспедиций и их маршрутах.

3.25.6.    Определить совместно с лесхозами, где и в каком составе должны быть организованы пожарные команды.

3.25.7.    Определить совместно с руководством лесхоза сроки строительства посадочных площадок для вертолетов и самолетов и организации дозаправочных пунктов.

3.25.8.    Проводить противопожарную профилактику в период подготовительных работ в соответствии с планом по противопожарной профилактике в лесах, утвержденным авиабазой.

3.26.    Перед началом пожароопасного сезона в авиаотделениях проводится тренировка (учения) работников парашютных и десантно-пожарных команд по использованию всех имеющихся в авиаотделении технических средств борьбы с лесными пожарами и средств связи.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Авиационная охрана является составной частью общего комплекса мероприятий но охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней, проводимых федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации.

Отнесение территорий лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов к зоне авиационной охраны устанавливается Федеральной службой лесного хозяйства России.

1.2.    Авиационная охрана лесов осуществляется специализированными организациями - базами авиационной охраны лесов (авиабазами) или авиазвеньями на правах авиабаз федерального органа управления лесным хозяйством России.

Управление работой авиабаз осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Центральная база) Федеральной службы лесного хозяйства России.

Осуществление авиационной охраны лесов допускается и другими физическими и юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение этого вида работ. Лицензия выдается Федеральной службой лесного хозяйства России в установленном порядке.

1.3.    Авиабазы выполняют работы по договорам с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, другими ведомствами и несут перед ними ответственность за надлежащее выполнение принятых договорных обязательств. Основные положения договора устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.

1.4.    Территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяются на районы, в которых тушение пожаров должно проводиться авиационными силами и средствами (район авиационной охраны), и районы, в которых тушение пожаров должно проводиться наземными силами и средствами (район наземной охраны).

К районам авиационной охраны относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не могут быть обеспечены имеющимися наземными силами и средствами пожаротушения.

В районах наземной охраны авиабазы могут обеспечивать обнаружение лесных пожаров, оповещение наземной лесной охраны о их

возникновении, распространении и необходимых мерах по борьбе с огнем.

1.5. Авиабазы выполняют следующие виды работ:

1.5.1.    Авиационное патрулирование лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов и других природных ландшафтов с целью обнаружения лесных и других пожаров.

1.5.2.    Тушение лесных пожаров силами и средствами парашютной и десантно-пожарной службы (ПДПС) и с воздушных судов в районах авиационной охраны лесов, оленьих пастбищ и охотничьих угодий, а также оказание содействия органам управления лесным хозяйством и лесопользователям в обнаружении и тушении лесных пожаров.

1.5.3.    Доставка воздушными судами к местам лесных пожаров для их тушения и обратно людских ресурсов, технических и других средств борьбы с лесными пожарами.

1.5.4.    Организация разработки и внедрения технических, других средств и технологий обнаружения и тушения лесных пожаров с применением авиации.

1.5.5.    Проведение противопожарной пропаганды и других профилактических мероприятий авиационными и обычными методами и средствами.

1.5.6.    Проведение одновременно с авиалесоохранными работами государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, выявление и привлечение к ответственности виновных в их нарушении.

1.5.7.    Проведение в процессе выполнения полетов по авиационной охране лесов общего и детального лесопатологического и санитарного надзора, обследования и других работ по защите лесов от вредителей и болезней.

1.5.8.    Выполнение других авиационных и иных работ по обслуживанию органов управления лесным хозяйством.

1.5.9.    Участие в обеспечении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и тундровыми пожарами, и проведение первоочередных авиационно-спасательных работ.

1.6.    Авиабазам разрешается выполнение в установленном порядке транспортных и иных работ для нужд лесного хозяйства и других ведомств как на собственных, так и арендованных ими вертолетах и самолетах.

1.7.    Организация проведения авиационной охраны лесов, изложенная в настоящей Инструкции, является обязательной для авиабаз, государственных органов управления лесным хозяйством России и других ведомств, организующих авиационную охрану лесов.

1.8.    Авиационные работы проводятся с использованием самолетов и вертолетов авиационных предприятий Рослесхоза и (или) арендуемых в других авиапредприятиях гражданской авиации.

1.9.    Полеты по авиационной охране лесов выполняются в соответствии с действующими документами воздушного законодательства Российской Федерации, регламентирующими условия и порядок выполнения полетов, перевозку служебных грузов и пассажиров, эксплуатацию аэродромов и другие вопросы.

1.10.    Выполнение прыжков с парашютом и сбрасывание грузов с самолетов, высадка людей и грузов с вертолетов на специальных спусковых устройствах осуществляется в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.

1.11.    Работы по тушению лесных пожаров наземными и авиационными средствами проводятся авиабазами в соответствии с действующими инструкциями, указаниями и положениями по обеспечению охраны лесов от пожаров, с соблюдением соответствующих правил по охране труда, технике безопасности и безопасности полетов.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ

2.1.    Организация авиационной охраны лесов

2.1.1.    Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров на территории, обслуживаемой авиабазой, осуществляется авиационными отделениями (авиаотделениями).

В составе авиаотделения могут организовываться механизированные отряды или команды, оснащаемые бульдозерами, автоцистернами и противопожарными афегатами. Для доставки механизированных отрядов (команд) к местам пожаров могут использоваться тяжелые вертолеты.

Работа авиаотделений организуется в соответствии с Положением об авиаотделении.

2.1.2.    При необходимости могут организовываться опытно-производственные авиабазы и авиаотделения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Центральной базой.

2.1.3.    В состав авиабаз могут быть включены в установленном порядке авиапредприятия Рослесхоза (летные подразделения), которые кроме работ по авиационной охране лесов могут быть наделены правами осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации.

2.1.4.    Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютиста-ми-пожарными и десантниками-пожарными.

2.1.5.    Команды возглавляются старшим инструктором парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности пара-шютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.

2.1.6.    Техническое руководство работами по защите лесов от вредителей и болезней осуществляет старший летчик-наблюдатель авиабазы по лесозащите.

2.1.7.    В соответствии с заданием Центральной базы в авиабазах создается резерв работников парашютной и десантно-пожарной команд, лстчиков-наблюдателей, средств пожаротушения и полевого снаряжения для оказания помощи другим авиабазам. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, зачисленные в резерв, сосредотачиваются в авиаотделениях, откуда возможна их быстрая отправка.

2.2. Планирование авиационной охраны лесов

2.2.1.    Основные производственные показатели по авиационной охране лесов - охраняемая площадь и уровень охраны - для авиабаз устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России в срок до 1 декабря года, предшествующего работам.

2.2.2.    Государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в срок до 15 января заключают с авиабазами договоры на работы по авиационной охране лесов от пожаров.

2.2.3.    Величина осматриваемой территории авиаотделения, как правило, должна равняться нормативной площадной нагрузке на основное плановое воздушное судно в расчете на однократное патрулирование при плотности пожаров, соответствующей малой пожарной опасности по условиям погоды. Границы обслуживаемой территории должны совпадать с границами лесхозов либо лесничеств или проходить по хорошо известным, распознаваемым с воздуха ориентирам (большие реки, железные дороги и т.д.).

2.2.4.    Места базирования авиаотделений устанавливаются в пунктах, имеющих аэродромы (посадочные площадки), расположенные как можно ближе к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территории. Вертолеты при необходимости могут базироваться вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с Наставлением по аэродромной службе.

2.2.5.    Авиаотделениям устанавливаются патрульные маршруты для одно-, двух- и трехкратного патрулирования, соответственно для малой, средней и высокой пожарной опасности в лесу по условиям погоды.

2.2.6.    В зависимости от заданного уровня охраны и от числа пожаров, возникающих на территории, обслуживаемой авиаотделением, в т.ч. в удаленных районах, определяется численность авиапожарных команд, необходимая для своевременного обслуживания пожаров, а также типы и количество воздушных судов, которые должны обеспечить доставку команд к местам пожаров.

Технические нормативы для определения этих данных утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России.

2.2.7.    Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная просматриваемость обслуживаемой территории при средних условиях видимости. Как правило, не должно допускаться больших перекрытий просматривания одной и той же площади с соседних маршрутов. По возможности следует избегать изломов маршрутов иод острыми углами. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.

2.2.8.    Расстояние между линиями маршрута должно быть не более 60 км, а от маршрута до границы обслуживаемой территории - не более 30 км.

Поворотные пункты маршрутов должны выбираться над ориентирами, хорошо опознаваемыми при полете.

2.2.9.    Б соответствии с заключенными договорами составляется производственный план авиабазы, который утверждается начальником базы не позднее 1 февраля. На основании производственного плана авиабазы каждому авиаотделению выдается производственное задание.

2.2.10.    План по налету часов предусматривает распределение лимитов летного времени по авиаотделениям и авиабазе по видам полетов: авиалесоохранные и прочие производственные.

2.2.11.    К авиалесоохранным полетам относятся полеты, проводимые в целях обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, контроля за состоянием пожаров и соблюдением правил пожарной безопасности в лесу. Потребное для этих целей авиаотделениям летное время планируется с учетом фактического рационального налета часов, сложившегося в предшествующие годы при средней горимости лесов и продолжительности периода аренды.

2.2.12.    К прочим производственным полетам относятся полеты по перегонке самолетов (вертолетов) в авиаотделения и обратно, а также специальные полеты по лесопатологическим обследованиям, для проведения воздушной тренировки работников парашютной и десантно-пожарной службы и проверки в воздухе летчиков-наблюдателей авиабазы, инспектированию авиаотделений.

2.2.13.    Перевозка к месту базирования авиаотделения воздушным транспортом личного состава, противопожарного снаряжения, средств связи и другого имущества допускается при отсутствии наземного

транспорта либо приурочивается к перегонке воздушных судов.

Потребное для этих целей количество летного времени определяется в каждом отдельном случае на основании производственного плана.

2.2.14.    В районах, где по многолетним наблюдениям горимость лесов в летний период отсутствует не менее 1 месяца, могул* планироваться перерывы в авиационной охране лесов.

2.2.15.    За каждым авиаотделением закрепляется необходимое количество летчиков-наблюдателей, как правило, с постоянным жительством в месте базирования авиаотделения.

Для обеспечения бесперебойной работы авиаотделений в авиабазе предусматривается резерв летчиков-наблюдателей, который должен составлять не более 10% от планового количества воздушных судов в расчете на среднюю пожарную опасность.

2.2.16.    Оснащение авиаотделений средствами пожаротушения производится с расчетом, чтобы каждое авиаотделение, ведущее активную борьбу с лесными пожарами, было полностью подготовлено к применению тех средств и методов борьбы с лесными пожарами, использование которых целесообразно в природных и экономических условиях обслуживаемой территории и возможно при выбранном типе воздушного судна.

2.2.17.    Авиабазы совместно с органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и их территориальными органами разрабатывают на периоды повышенной пожарной опасности в лесах мероприятия оперативного взаимодействия с государственными органами власти в организации борьбы с лесными пожарами, которыми предусматривается:

участие в подготовке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

порядок привлечения дополнительных воздушных судов, места их базирования и патрульные маршруты;

маневрирование силами и средствами пожаротушения;

обеспечение авиаГСМ, средствами транспорта и связи, картогра-фическими материалами, средствами пожаротушения, продуктами питания и т.п.;

порядок привлечения и размещения резервных парашютных и десантно-пожарных команд, направляемых из других авиабаз.

2.3. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов

2.3.1. Авиационная охрана лесов должна проводиться в тесном взаимодействии с работой наземной лесной охраны, что обеспечивает наиболее эффективное использование авиационных сил и средств.

О всех случаях нарушения договорных обязательств стороны обя-

заны сообщать органам управления лесным хозяйством и авиабазе, которые незамедлительно рассматривают эти сообщения и принимают меры к устранению выявленных нарушений.

2.3.2.    Организация авиалатрулирования и тушения лесных пожаров на охраняемой территории осуществляется едиными пунктами диспетчерского управления (ПДУ).

2.3.3.    Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством (далее лесхозы), в которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров, обязаны:

совместно с авиаотделениями провести разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;

организовать проведение инструктажа лесной охраны но всем вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;

подготовить пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолетов оборудовать своими силами посадочные площадки у контор лесхозов, лесничеств, в местах нахождения пожарно-химических станций и жительства лесной охраны, лесных массивах, наиболее опасных в пожарном отношении и др. (методическое и техническое руководство по подготовке площадок для вертолетов осуществляет авиаотделение);

иметь соответствующие радиосредства для связи с патрульным самолетом (вертолетом), если в месте расположения лесхоза нет радиостанций авиабазы;

оказывать необходимую помощь работникам ПДПС при возвращении их к месту базирования после ликвидации лесных пожаров.

2.3.4.    В районах авиационной охраны авиабазы обязаны принимать своими силами необходимые меры для успешной ликвидации каждого обнаруженного лесного пожара.

2.3.5.    В случае невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделенис обязано немедленно доложить об этом в соответствующий лесхоз.

Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство работами по борьбе с ним.

2.3.6.    Авиаотделения доставляют к месту пожара воздушным транспортом наземные силы и средства, обеспечивают радиосвязь руководителя тушения с патрульным воздушным судном, по требованию руководителя предоставляют ему возможность облета пожара для выработки наиболее целесообразных решений по борьбе с огнем.

2.3.7.    Дотушивание и окарауливание пожаров в районах авиационной охраны входят в обязанности работников ПДПС.

2.3.8.    В районах наземной охраны авиаотделения обязаны немедленно сообщать о всех обнаруженных пожарах лесхозам. Меры но их тушению могут приниматься авиаотделением при наличии у него дос-