МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минприролы России)
ПРИ КАЗ
г. МОСКВА ______
26.05.2014 * 23У
_ ™ -1 .unilll м.'
iunnTa
■М.иД«1Ичм.ч;» *s ,:и HГ',Ль, -..на
Об утверждении правил обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правил обеспечения безопасйости объектов, используемых при осуществлении такой деятельности
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 24, ст. 3067)
и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1168 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти, связанных с регулированием деятельности в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 47, ст. 6516), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемые правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНОРегис грационный .V*
Утверждены приказом Минприроды России от 26.05.2014 №235
ПРАВИЛА
обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении
такой деятельности
I. Общие положения
1. Настоящие Правила обеспечения безопасности деятельности
в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности (далее - Правила) разработаны в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 24, ст. 3067) и на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1168 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти, связанных с регулированием деятельности в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 47, ст. 6516).
2. Настоящие Правила применяются российскими гражданами
и юридическими лицами, имеющими разрешения на осуществление деятельности в Антарктике, выданные в установленном порядке (далее - операторы), при подготовке к осуществлению деятельности
в Антарктике и её осуществлении непосредственно в Антарктике, а также российскими гражданами и юридическими лицами, участвующими в установленном порядке в деятельности оператора в Антарктике (далее - участники деятельности в Антарктике)1.
II. Обязанности операторов н участников деятельности в Антарктике по обеспечению безопасности деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике
3. На этапе подготовки к выезду в Антарктику оператор обязан обеспечить:
ознакомление участников деятельности с требованиями системы Договора об Антарктике, заключенного в городе Вашингтоне 1 декабря 1959 года2, природно-климатическими условиями районов Антарктики, планируемых к посещению, потенциальными рисками для здоровья и безопасности, планами действий в чрезвычайных ситуациях и эвакуации, порядком доставки участников деятельности (транспортировки грузов) к местам проведения работ в Антарктике и возвращения из Антарктики, правилами оказания первой медицинской помощи, маршрутами передвижения;
проверку исправности снаряжения (средств связи, навигационного, аварийного и логистического оборудования, лыж, альпинистского снаряжения) и транспортных средств, которые планируется использовать при осуществлении деятельности в Антарктике;
проверку пригодности экипировки участников деятельности к использованию в природно-климатических условиях Антарктики с учетом особенностей планируемой деятельности;
наличие резервного снаряжения и экипировки;
наличие средств для оказания первой медицинской помощи, а также наличие в составе участников деятельности в Антарктике специалиста, прошедшего специализированное обучение по оказанию неотложной медицинской помощи;
наличие в составе участников деятельности в Антарктике не менее двух участников деятельности, имеющих навыки вождения в полярных районах или в районах, близких по природно-климатическим условиям, на каждую единицу транспортного средства в случае использования транспортных средств для осуществления деятельности в Антарктике;
наличие транспортных средств (при организации многодневных транспортных походов), необходимых для обеспечения безопасности человеческой жизни в случае чрезвычайных ситуаций для эвакуации участников деятельности в Антарктике.
4. При осуществлении деятельности в Антарктике оператор обязан: руководствоваться заранее спланированным маршрутом передвижения; обеспечить участников необходимыми средствами жизнеобеспечения,
оборудованием для навигации и коммуникации, резервными средствами,
согласовать сроки выхода на связь, график и маршрут движения в случае осуществления деятельности на удалении от антарктической станции, сезонной полевой базы, полевого лагеря;
осуществлять полеты в соответствии с графиком полетов, заблаговременно согласованным с уполномоченным представителем национальной программы (национальных программ) государства - участника Договора об Антарктике, обслуживающей взлетно-посадочную полосу и связанные с ней средства регулирования воздушного движения;
обеспечить при осуществлении полетов соблюдение правил использования международного воздушного пространства, правил поведения пассажиров, установленных авиакомпаниями, эксплуатирующими данное воздушное судно3;
принимать меры к ограждению опасных территорий леерами и яркими специальными маркерами с указателями, объясняющими, какого вида опасность существует.
5. Каждый участник деятельности в Антарктике обязан соблюдать: требования Общего руководства для посетителей Антарктики в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике4;
установленные правила внутреннего распорядка или посещений (при посещении антарктических станций и сезонных полевых баз);
установленные правила поведения при посещении исторических мест и памятников Антарктики, особо охраняемых районов Антарктики;
требования оператора при объявлении штормовых предупреждений, возникновении иных непредвиденных ситуаций, связанных с осуществлением деятельности в Антарктике.
6. В случае увеличения количества и ширины ледовых трещин участник деятельности в Антарктике обязан немедленно предупредить о ситуации представителя оператора.
7. При осуществлении деятельности в Антарктике не допускается: осуществлять выход на морской, шельфовый и материковый лед
без разрешения представителя оператора после проведения соответствующего обследования данного района специалистами;
выход в район ледникового шельфа, ледникового барьера
и ледникового купола без причин, вызванных чрезвычайными обстоятельствами или тематическим заданием, без предварительного согласования с оператором;
осуществлять работы в непосредственной близости к опасным участкам без участия аварийно-спасательной группы;
при осуществлении деятельности в опасном районе:
а) находиться одному участнику деятельности без сопровождающих;
б) подходить ближе, чем на 10 метров к обозначенной границе опасного участка ледникового барьера, свисающего снежника или ледовой трещине;
в) подходить к опасному участку в темное время суток и при отсутствии освещения;
использовать средства жизнеобеспечения, технику, приборы и оборудование, не предназначенные для эксплуатации в природно-климатических условиях Антарктики согласно технической документации;
наносить ущерб существующим сооружениям и окружающей среде Антарктики, в том числе:
а) выбрасывать мусор и удалять отходы жизнедеятельности в неприспособленных для этого местах;
б) раскрашивать или наносить рисунки на любых искусственных или естественных поверхностях в Антарктике;
в) изымать биологические или геологические образцы, изменять ландшафт, воздвигать искусственные сооружения, в том числе с использованием природного материала Антарктики;
покидать район организации деятельности без сопровождения (в одиночку);
вмешиваться в деятельность других операторов и их участников, в том числе передвигать научное оборудование или опознавательные вешки, находящееся на антарктических станциях, сезонных полевых базах, иных объектах, посещать без разрешения места проведения экспериментов, расположения полевых лагерей или складирования припасов;
перемещаться по поверхности ледников или крупных снежных полей, не имея соответствующего оборудования и опыта;
входить в аварийные убежища (кроме чрезвычайных ситуаций); посещать без специального разрешения особо охраняемые районы Антарктики;
курить и пользоваться открытым огнем в Антарктике, за исключением специально отведенных и организованных для этого мест; тревожить животных и птиц, подходить к ним на расстоянии менее
15 метров.
III. Правила обеспечения безопасности объектов, используемых для осуществления деятельности в Антарктике
8. Место нахождения недвижимых объектов, используемых для осуществления деятельности в Антарктике, должно быть нанесено условными обозначениями на картографические материалы.
9. При эксплуатации и обслуживании объектов используемых для осуществления деятельности в Антарктике, должны соблюдаться нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие требования и правила в области промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности.
10. При необходимости потенциально опасные объекты обозначаются опознавательными знаками (вешки, растяжки).
11. Транспортные средства, используемые при осуществлении деятельности в Антарктике, должны быть адаптированы к антарктическим природно-климатическим условиям, иметь на борту соответствующее навигационное и связное оборудование, средства пожаротушения, запас горюче-смазочных материалов, продуктов питания, медицинских средств, аварийные средства связи, лыжи, альпинистское снаряжение, утепленные спальные мешки, средства для организации обогреваемого убежища, а также неприкосновенный запас горюче-смазочных материалов, продуктов питания, медицинских средств, способный обеспечить осуществление деятельности в Антарктике в течение времени, составляющего не менее 1/3 запланированного срока осуществления деятельности.
12. Морские суда, используемые в Антарктике, должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (COJIAC/SOLAS, заключенной в г. Лондоне 01.11.1988)5.
13. Морские суда, оперирующие в Антарктике, должны использовать для своих силовых установок только легкие виды моторного топлива (плотностью меньше, чем IFO-40).
1
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 Лз 544 «О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27. ст. 3603).
2
Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.10.1960 «О ратификации Договора об Антарктике» (Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 * 1975. T. 2.-М.: Известия, Советов депутатов трудящихся СССР, 1975. с. 253 - 254).
1 Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944)
3
Ратифицирован Федеральным законом от 24.05.1997 № 79-ФЗ «О ратификации Протокола по охране
4
окружающей среды к Договору об Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, /6 21, ст. 2384).
5
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 456 «О присоединении Российской
Федерации к протоколу 1988 года к Международной Конвенции по охране человеческой жюни на море 1974 года» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2000, № 26, ст. 2768)