Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

79 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение обязательно для всех предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующих карьерные автомобили БелАЗ грузоподъемностью 75 т и более, производящих их техническое обслуживание и ремонт, разрабатывающих нормативно-техническую и проектную документацию, осуществляющих подготовку персонала.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Система технического обслуживания и ремонта карьерных автомобилей

3. Техническое обслуживание

4. Ремонт

5. Условия эксплуатации

6. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта

7. Обеспечение предприятий запасными частями

8. Производственно-техническая база

9. Управление производством технического обслуживания и ремонта

10. Управление качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей

11. Техническая документация

Приложение 1. Операции технических обслуживаний и регламентированных ремонтов

Приложение 2. Трудоемкость основных работ при внеплановом текущем ремонте

Приложение 3. Районирование территории СССР по природно-климатическим условиям

Приложение 4. Пример корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта

Приложение 5. Лицевая карточка автомобиля

Приложение 6. Методические указания по внедрению положения о техническом обслуживании и ремонте автомобилей БелАЗ

Литература

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

13.11.1984УтвержденМинавтопром СССР
17.11.1984УтвержденМинцветмет СССР
29.11.1984УтвержденМинуглепром СССР
14.11.1985УтвержденМинчермет СССР
РазработанБелорусский автомобильный завод Министерства автомобильной промышленности
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский институт управления Министерства угольной промышленности СССР
РазработанНаучно-исследовательский институт организации горных работ Министерства угольной промышленности СССР
РазработанУправление технологического автотранспорта Министерства угольной промышленности СССР
РазработанНаучно-исследовательский автомобильный автомоторный институт Министерства автомобильной промышленности СССР
РазработанКузнецкий политехнический институт
РазработанСибирский филиал Центрального научно-исследовательского института экономики и информации Министерства цветной металлургии СССР
РазработанОтдел автомобильного транспорта Министерства черной металлургии СССР
РазработанБелорусский политехнический институт Министерства высшего и среднего специального образования СССР
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования Московского электромашиностроительного завода Динамо
РазработанТранспортное управление Министерства цветной металлургии СССР
РазработанИГД им. А.А. Скочинского
РазработанГосударственный институт горнохимического сырья
РазработанИГД Минчермет СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство угольной промышленности СССР (Институт горного дела им> А. А. Скочинского) Министерство цветной металлургии СССР Министерство черной металлургии СССР Министерство автомобильной промышленности СССР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 75 т. И БОЛЕЕ

(временное)

Москва

1985

Министерство угольной промышленности СССР (Институт горного дела им. А. А. Скочинского) Министерство цветной металлургии СССР Министерство черной металлургии СССР Министерство автомобильной промышленности СССР

Утверждено Мннуглепромом СССР 29 1184 г.


Утверждено Мннцветметоч СССР 17.11.84 г.


Утверждено Минчерметом СССР 14.11.85 г.


Утверждено Минавтопромом СССР 13.11.84 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ БелАЗ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 75 т И БОЛЕЕ


(временное)

Москва

1985

Периодичность, трудоемкость и простои

Таблица 3.1

в техническом обслуживании автомобилей

х)

Модель

автомобиля

п

Показатели

Виды обслуживания

ЕС

ТО-1

ТО-2 !то-з

СО

БелАЗ-549

Периодичность, ч

Еже-

100

500 jlOOO

2 раза

смен-

в год

но

БелАЗ-7519

Трудоемкость, чел.-ч

0,7

22,5

51

70

31

Простои, ч

0,7

6

17

23

БелАЗ-7420-9590

Периодичность, ч

Еже-

100

500

1000!2 раза

смен-

в год

но

Трудоемкость, чел.-ч

0,8

25,5

60

81,5

34

Простои, ч

0,8

8

18

25

БелАЗ-7521

Периодичность, ч

Еже-

125

500

1000

2 раза

смен-

в год

но

Трудоемкость, чел.-ч

0,8

31

71

98

41

Простои, ч

0,8

10

23

32

-

х) В нормативах трудоемкости учтено время на подготовительные и заключительные работы, обслуживание рабочего места, перерыва на производственную гимнастику и личные надобности, составляющее 12% оперативного времени.Нормативы трудоемкости и простоя автомобиля при ежесменном техническом обслуживании включают нормативы операций, проводимых ежедневно.

3.11.    Нормативы трудоемкости каждого вида технического обслуживания включают нормативы трудоемкости предыдущих видов, указанных в перечне операций.

3.12.    Нормативы трудоемкости ТО-1,    ТО-2,    ТО-3    не    включают

нормативы трудоемкости ЕС и СО.

3.13.    Трудоемкость выполнения технического обслуживания, распределенная по агрегатам, узлам, системам, представлена в табл. 3.2.

3.14.    Основным техническим документом, определяющим порядок проведения технического обслуживания, является инструкция по эксплуатации карьерных автомобилей.

Таблица 3.2

Ориентировочное распределение трудоемкости при выполнении технического обслуживания

агрегатов и систем

Агрегаты,

систем*

Трудоемкость, %

ТО-1

ТО-2

ТО-3

БелАЗ-549

БелАЗ-7519

БелАЗ-7521

БелАЗ-7420-9590

БелАЗ-549

БелАЗ-7519

БелАЗ-7521

БелАЗ-7420-9590

БелАЗ-549

БелАЗ-7519

БелАЗ-7521

БелАЗ-7420-9590

СбдиЯ осмотр

13,5

14,0

6.0

6,0

4.0

4,3

Двигатель и его система

20,0

17,6

24,0

20,5

30,9

26,3

Электрооборудование и электрические машины

36,5

36,0

36,0

35,7

30,6

30,2

Механические

передачи

-

-

-

-

0,5

0,5

Рулевое управление

5,0

4.0

4,0

3,5

8,9

7.6

Тормоза и опро-кндыващий механизм

12,0

12,5

10,0

10,2

10,9

13,6

Подвеска, кузов ступицы

-

-

7.0

10,0

5.1

7.2

Смазочные работ»

13,0

16,0

13,0

14,2

9.1

10,4

4.1.    Ремонт карьерных автомобилей вглючает комплекс операций по восстановлению работоспособности и ресурса автомобиля и его агрегатов.

4.2.    Для карьерных автомобилей и их агрегатов установлены следующие виды ремонта:

регламентированный ремонт ИР-1; регламентированный ремонт ИР-2; неплановый текущий ремонт ТР; капитальный ремонт КР.

4.3.    Нормативы трудоемкости и простоя для эталонных условий эксплуатации, а также перечень операций при выполнении ИР-1 и ПР-2 даны в табл. 4.1 и приложении I, табл. И. 1.3. ПР-1 проводится через каждые 4 тыс. мото-ч, ПР-2 - через каждые 8 тыс. мото-ч.

Нормативы трудоемкости и простоя в плановых ремонтах

Таблица 4.1

Модели автомобиля

Трудоемкость, чел.-ч Простои, дни1)

ПР-1

ПР-2

ПР-1

ПР-2

БелАЗ-549

355

598

8

14,0

БелАЗ-7519

405

890

9,5

16,0

БелА3-7420-9590

435

630

10

14,5

БелАЗ-75211

400

840

9,5

19,5

БелАЗ-75212

500

640

11,5

14,5

Нормативы простоя рассчитаны для двухсменной работы зоны ремонта.

4.4.    Нормативы ПР-1 и ПР-2 включают нормативы предыдущих видов технического обслуживания и ремонта.

4.5.    Лля повышения производительности труда, улучшения качества работ и сокращения времени простоя автомобилей регламентированный ремонт после проведения первого ПР-2 рекомендуется выполнять агрегатно-узловым методом.

4.6. Неплановый текущий ремонт заключается в устранении отказов, возникающих в интервалах между техническим обслуживанием и регламентированным ремонтом.

4.6.1. Нормативы трудоемкости и простоев непланового текущего ремонта для эталонных условий эксплуатации приведены в табл. 4.2; нормативы трудоемкости текущего ремонта основных агрегатов, узлов и электрооборудования приведены в приложении 2.

Таблица 4.2 Нормативы трудоемкости и простоя непланового текущего ремонта карьерных автомобилей

Модели автомобиля

Трудоемкость на 100 мото-ч, чел.-ч

Простои на I0O мото-ч, ч

без шин

шинные

работы

БелАЗ-549

16,5

4,8

9,0

БелАЗ-7519

18,4

4,8

10.0

БелАЗ-7420-9590

19,0

8,0

11,5

БелАЗ-7521

21,6

8,0

II,С

4.6.2. Нормативы трудоемкости плановых, текущих и капитальных ремонтов (ИР, TP, КР) не включают трудовые затраты на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах ЗОЯ скорректированной трудоемкости по этим видам работ.

4.7.    Капитальный ремонт карьерных автомобилей и их агрегатов проводится для восстановления их работоспособности и близкого к полному восстановлению ресурса.

4.7.1.    Направление автомобилей и их агрегатов в капитальный ремонт производится в зависимости от технического состояния, которое рекомендуется определять с помощью средств контроля и диагностики с учетом наработки.

4.7.2.    Нормативы наработки до капитального ремонта карьерных автомобилей, их основных агрегатов и узлов приведены в табл.4.3. Нормативы могут быть увеличены в зависимости от горнотехнических условий эксплуатации и по мере совершенствования конструкции автомобилей.

4.8.    Капитальный ремонт карьерных автомобилей проводится на автотранспортном или специализированном ремонтном предприятиях.

Нормативы наработки карьерных автомобилей и их агрегатов до первого капитального ремонта

Узел, агрегат

Нормативы наработки, тыс.мото-ч (тыс. км;

БелАЗ-549

БелАЗ-7519

БелАЗ-7420-9580

БелАЗ-7521

Двигатель

8РАЧ-185

12

-

8ДМ-21А

8

-

12ЧН-26/26

-

20

12ДМ-21А

-

18

Турбокомпрессор

4(40)

8(80)

Тяговый генератор

20(200)

20(200)

Тяговый алектродвигатель

12(120)

15(150)

Возбудитель генератора

8(80)

12(120)

Редуктор мотор-колеса

12(120)

15(150)

Ступица передних колес

15(150)

15(150)

Шкворень поворотного механизма

15(150

15(150)

Планетарные редуктор рулевого управления

18(180)

18(180)

Цилиндр рулевого управления

12(120)

12(120)

Тормозной цилиндр

15(150)

15(150)

Елок управления тормозами

10(100)

10(100)

Цилиндр опрокидывавшего механизма

16(160)

17,5(175)

Гидроаппараты рулевого управления и опрокидывавшего механизма

20(200)

20(200)

Цилиндр подвески

12(120)

12(120)

Редуктор привода вентилятора

12(120)

12(120)

Коробка отбора мощности

12(120)

16(160)

Автомобиль

16(160)

24(240)

4.9. Капитальный ремонт силами автотранспортного (горнодобывающего) предприятия проводится путем замены агрегатов и узлов, требующих капитального ремонта, на исправные, взятые из оборотного фонда.

4.9.1. Нормативы трудоемкости и простоя в капитальном ремонте, проводимом силами автотранспортного (горнодобывающего) предприятия, даны в табл. 4.4.

Таблица 4.4 Нормативы капитального ремонта карьерных автомобилей, проводимого автотранспортным предприятием

Модели автомобиля

Трудоемкость, чел.-ч

Простои, дни

БелАЗ-549

1230

35

БелАЗ-7519

1450

40

БелАЗ-7521

1700

45

БелАЗ-7420-9590

1500

40

4.10.    Капитальный ремонт агрегатов (узлов) должен, как правило, проводиться на специализированных предприятиях или заводах-изготовителях.

4.11.    Капитальный ремонт автомобиля, агрегатов и узлов на ремонтном предприятии заключается в полной их разборке, дефектации, замене или ремонте составных частей, сборке, регулировке и испытании.

4.12.    Ресурс автомобиля, агрегата и узла после капитального ремонта, проводимого на специализированном предприятии, должен быть не менее 00% ресурса до первого капитального ремонта.

4.13.    Техническое состояние автомобилей, агрегатов и узлов, сдаваемых в капитальный ремонт, и качество выполнения капитального ремонта должны соответствовать требованиям государственных стандартов или другой нормативно-технической документации на капитальный ремонт.

4.14.    Продолжительность пребывания автомобиля, агрегатов и узлов в капитальном ремонте на ремонтном предприятии определяется действующими нормативами или договором между автотранспортным (горнодобывающим) и ремонтным предприятиями.

5.1.    Условия эксплуатация карьерных автомобилей особо боль-joft грузоподъемности должны удовлетворять "Единым правилам безопасности при разработке полезных ископаемых открытым способом" (Ы., Недра, 1972).

5.2.    Для движения автомобилей в карьере прокладываются

технологические автомобильные дороги. Покрытия этих автомобильных дорог разделяются на следующие типы:    усовершенствованные    -

цементобетонные и асфальтобетонные, чернощебеночнне и черногравийные; переходные - щебеночные, грунтощебеночные и грунтогравийные ж низшие - грунтовые спрофилированные, местами с добавкой привозного материала.Последний тип покрытия применяется в основном в забоях и на отвалах.

5.3.    Для строительства, ремонта и содержания дорог действующих карьеров на предприятиях создается дорожная служба.

5.4.    В задачу дорожной службы входит обеспечение требуемой прочности и ровности покрытий дорог, необходимого сцепления колес автомобиля с покрытием и пылеподавление при использовании покрытий переходного и низшего типов.

5.5.    Прочность дорожной одежды обеспечивается своевременным восстановлением слоя износа, ровность - ликвидацией неровностей, сцепление колес с покрытием - удалением снега и грязи, распределением на поверхности покрытия песка, мелкого щебня и аналогичных материалов. Борьба с пылью производится поверхностной обработкой покрытий черными вяжущими (битум, дорожный деготь) и пыле связывающими материалами (универсин, водные растворы хлористых солей, сул!фггно-спиртовая барда (ССБ) и др.).

5.6.    Дорожная служба карьера укомплектовывается пашинами, механизмами и вспомогательным оборудованием в соответствии с проектом карьера или нормами технологического проектирования горнодобывающих предприятий с открытым способом разработки. Ориентировочное количество оборудования, необходимого для ремонта автомобильных дорог, приведено в табл. 5.1.

5.7.    Ширина проезжей части автомобильных дорог принимается не менее значений, приведенных в табл. 5.2.

5.8.    При вскрыто новых горизонтов допускается увеличивать уклон съездов при подъеме (спуске) на один уступ с 8 до 10%, на два уступа - до 3%.

Таблица Ориентировочное количество основного оборудования для ремонта 10 км автомобильных дорог, предназначь для движения автомобиле! грузоподъемностью 75-120

Наименование машин и механизмов

Тип покрытия

усовершенст

вованное

переходное

Бульдозер гусеничный класса 15-25 t

0,4

1.0

Бульдозер колесный класса 5 т

1.0

1.0

АвтогреЙдер тяжелого типа

0,4

2.0

Трактор колесный класса 1,4 т с цавес-ным оборудованием

1.0

1.0

Каток тяжелого типа

1.0

2,0

Распределитель дорожно-строительных материалов, пескоразбрасыватель

Поливо-моечная мамина1*

Снегоочиститель**'

I,0-2.0

2,0

0,3

0,5

1.0

2.0

Для автомобиле! грузоподъемностью 170-180 т количество оборудования увеличивается на 1/3.

**^ Дня северных районов количество оборудования увеличивается в 2,5-3 раза.

Таблица 5.2 Ширина проезжей части двухполосно! дороги

Модели автомобиля

Габаритная ширина ав— томобиля.м

Сушарная скорость движения встречных автомашин, км/ч

30

40

60

70

БелАЗ-549

5,38

16,0

16,5

17,5

18,0

БелАЗ-7420-9590

5,36

16,5

17,0

18,0

19,0

БелАЗ-7519

6,1

18,0

19,0

20,0

21,0

БелАЗ-7521

7.8

23,0

24,0

25,5

27,0

5.9. Радиусы кривых в плане, уширения проезжей части, переходные кривые, поперечные уклоны и виражи на всех участках дорог выполняются в соответствии с нормами технологического проектирования горнодобывающих предприятий с открытым способом разработки и СНиП по автомобильным дорогам [3, 4, 5]. При этом обеспечивается радиус закругления по внутренней кромке проезжей части дороги не менее 1,5 минимального радиуса поворота автомобиля. На криволинейных участках проезжую часть автомобильных дорог необходимо уширять согласно табл. 5.3.

Таблица 5.3 Расчетные значения уширения проезжей части автодороги, м

Радиус кривой, м

Модели автомобиля

БелАЗ-549

БедАЗ-7420-9590

БелАЗ-7519

БелАЗ-7521

30

1.7

6,5

2,8

3,4

50

1.0

3,9

1.6

2,1

100

0,5

1.9

0,8

1.0

5.10.    Поверхность покрытия карьерных автомобильных дорог должна быть равной, обеспечивающей движение автомобиля с расчетной скоростью. По СНиП приемки автомобильных дорог в эксплуатацию просвет мажду трехметровой рейкой и поверхностью покрытия переходного типа вновь построенной или капитально отремонтированной дороги не должен превышать 2,5 см.

Если на участке длиной, равной базе автомобиля, имеется 5 неровностей глубиной от 3 до 5 см или одна неровность глубиной до 10 см, скорость движения автомобилей не должна превышать 25 км/ч. При увеличении количества неровностей в два раза скорость движения поддерживается в интервале от 15 до 20 км/ч.

Участки дорог с неровностями глубиной более 10 см и участки проездов в забоях и на отвалах с неровностями глубиной более 20 ом закрываются для выполнения ремонтно-восстановительных работ.

5.11.    Приемка дороги в эксплуатацию осуществляется комиссией из представителей дорожной службы и автотранспортного предприятия (цеха). Параметры автомобильных дорог и их участков фиксируются в акте приемки дороги в эксплуатацию.

5.12. Условия погрузки карьерного автомобиля должны обеспечивать наибольшую его сохранность. Вместимость ковша экскаватора не должна превышать максимального значения, рекомендуемого в ТУ на данный автомобиль:    БелАЗ-549    -    8    м3;    БелАЗ-7519,

БелАЗ-7420-9595 - 12,5 м3, БелАЗ-7521 - 20 м3.

6. КОРРЕКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

6.1.    Нормативы технического обслуживания и ремонта карьерных автомобилей, установленные в разделах 3 и 4 настоящего Положения, соответствуют следующим эталонным условиям:

климатическая зона - умеренно-холодная; автотранспортное предприятие эксплуатирует 26-50 автомобилей;

наработка автомобиля с начала эксплуатации до 5 тнс.мото-ч; вместимость ковша экскаватора на погрузке соответствует максимально допустимой для данного автомобиля;

коэффициент крепости горной породы 10-15 по шкале М.М.Прото-дьяко нова;

доля участка трассы с уклоном более 50&» составляет 0,51-0,60 расстояния транспортирования;

руководящий уклон подъема (спуска) - 71-80&»; тип дорожного покрытия - переходное.

6.2.    Нормативы корректируются коэффициентами в зависимости от следующих факторов:

природно-климатических условий К1; количества автомобилей на предприятии Кг ; наработки автомобиля с начала эксплуатации (тыс.мото-ч) К3 ; использования рационального сочетания автомобиля и экскаватора Кн;

крепости горных пород К5;

дорожных условий эксплуатации, учитывающих уклоны К6, К7 и тип покрытия К8

Значения корректирующих коэффициентов приведены в табл. 6.1. Районирование территории СССР по природно-климатическим условиям приведено в приложении 3.

6.3.    Использование рационального сочетания автомобиля и экскаватора определяется отношением средней по экскаваторному парку вместимости ковша экскаватора на погрузке к максимально допустимой для данной модели автомобиля.

УДК 622.684.004.67 (083.75)

Положение устанавливает принципиальные основы организации технического обслуживания и ремонта и соответствующие нормативы, обеспечивающие надежную производительную и безопасную работу карьерных автомобилей БелАЗ-549, БелАЗ-7420-9590,    БелАЗ-7519,

БелАЗ-7521 с учетом условий их эксплуатации.

Настоящее положение обязательно для всех предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующих карьерные автомобили БелАЗ грузоподъемностью 75 т и более, производящих их техническое обслуживание и ремонт, разрабатывающих нормативно-техническую и проектную документацию, осуществляющих подготовку персонала.

с

Все замечания и предложения просим направлять по адресу: 140004, г. Люберцы Московской обл., ИГД им. А. А.Скочинского, лаборатория карьерного транспорта.

Институт горного деда им. А. А. Скоминекого (ИГД мм. А. А. Скочмнского). 1985

Коэффициенты корректирования нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей

Эксплуатационные факторы

Значения

Коэффициенты корректирования

факторов

Периодич-

Наработки

до КР

Трудоемкость

ТО и ПР

ТО

ПР

ТР

автомобиля без шн

винные

работы

_I_

_2_

_3_

_й_

_§_

_ &

7

9

Коэффициент Kj

Природно-климатические

районы:

очень холодный

1,2

1,2

1.3

холодный

-

-

-

1,15

1,15

1,2

умеренно-холодный

-

-

-

1,1

1,1

1,1

умеренный, умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный

.

.

1.0

1,0

1.0

жаркий, сухой, очень жаркий сухой

-

-

-

1,0

1.0

1,0

с высокой агрессивностью окружапзей среды

-

0,9

0.9

1,1

1,1

I.I

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное оснащение горнодобывающих предприятий автомобилями особо большой грузоподъемности (75 т и более) выдвигает задачу повышения уровня их технической эксплуатации для обеспечения высокопроизводительного > и эффективного использования подвижного состава автомобильного транспорта. Наличие электромеханической трансмиссии, значительные габариты и большая масса узлов, агрегатов и автомобиля в целом вносят существенные особенности в систему технического обслуживания и ремонта таких машин по сравнению с системой обслуживания и ремонта автомашин ранее выпускаемых моделей и особенно автотранспорта общего назначения. Основой настоящего Положения является многоступенчатая система технического обслуживания и плановых ремонтов, выполняемых в определенном объеме и в сроки, зависящие от условий эксплуатации автомобиля. Полнокомплектный капитальный ремонт уступает место агрегатно-узловому методу ремонта, выполняемого, как правило, автотранспортным предприятием. Регламентированное техническое обслуживание и ремонт обеспечивают увеличение коэффициента использования парка автомобилей.

В настоящем Положении отражены требования к развитию производственно-технической базы, средствам механизации, организации труда и качеству выполнения работ, а также к горнотехническим условиям эксплуатации карьерных автомобилей особо большой грузоподъемности.

Работа выполнялась Институтом горного дела ям. А.А.Скочкн-ского Шнистерства угольной проьшшленности СССР (проф., докт. техн.наук М.Г.Потапов - научный руководитель работы, канд.техя. наук А.В.Биденко, канд.техн.наук В.И.Белозеров, канд.техн.наук А.П.Левчик, В.Н.Любимов, А.К.Абрамова, Н.А.Дибелова, Н.Г.Пронин) ;

Белорусским автомобильным заводом ГЛинистерства автомобильной промышленности (канд.техн.наук А.Н.Казарез, Э.И.Иванов, В.Ф.Шуйский, А.М.Чернов, П.М.Румачек, А.Н.Тарасович);

Научно-исследовательским автомобильным автомоторным институтом Министерства автомобильной промышленности (докт.техн.наук З.Л.Сироткин, И.К.Дельцов, В.Н.Черепанова, канд. техн. наук В.А.Осокин, канд.техн.наук S.А.Индикт, О.А.Алексеев);

Управлением технологического автотранспорта Министерства угольной промышленности СССР (В.Я.Ужанов, В.В.Котченко, А.С.Воробьев, В.Н.Самойлов);

Научно-исследовательским институтом организации.горных работ Министерства угольной промышленности СССР (канд.техн.наук П.А.Пы-зин, канд.техн.наук И.Ю.Шагиахметов, канд.техн.наук В.П.Маслов, Б.В.Гордиенко, Ю.К.Катков);

Всесоюзным научно-исследовательским институтом управления Министерства угольной промышленности СССР (канд. техн. наук В.А.Сергиенков, А.П.Егоров);

Транспортным управлением Министерства цветной металлургии СССР (В.Д.Штейн);

Сибирским филиалом Центрального научно-исследовательского института экономики и информации Министерства цветной металлургии СССР (Л.И.Малков, А.А.Барсуков, В.И.Носков);

Отделом автомобильного транспорта Министерства черной металлургии СССР (В.И.Постников, В.Н.Яковлев).

Центральным научно-исследовательским институтом по добыче железных, марганцевых и хромитовых руд (ИГЛ МЧМ СССР) Министерства черной металлургии СССР (проф..докт.техн.наук М.В.Васильев, канд.техн.наук В.П.Смирнов);

Белорусским политехническим институтом Министерства высшего и среднего специального образования СССР (канд.техн.наук З.Ф.Ван-чукевич, В.И.Пархемовнч, Л.С.Хохолко, канд.техн.наук В.Н.Седю-кевич).

Всесоюзным научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом кранового и тягового электрооборудования Московского электромашиностроительного завода "Динамо" Министерства электротехнической промышленности СССР (канд.техн. наук Ю.М. Андреев);

Государственным институтом горнохимического сырья Министерства по производству минеральных удобрений (В. И. Колпачков);

Кузнецким политехническим институтом Министерства высшего и среднего специального образования СССР (канд.техн.наук В.П.Пене нихин, Н.Д.Вагина).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Положение определяет содержание технического

обслуживания и ремонта автомобилей БелАЗ-549, БелАЗ-7420-9590, БелАЗ-7519,    БелАЗ-7521,    устанавливает нормативы технического

обслуживания и ремонта, позволяющие производственно-техническим службам принимать рациональные решения по планированию и проведению организационных и технологических мероприятий для поддержания исправного состояния автомобилей; рекомендует единые формы технического учета и регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту каждого автомобиля за весь срок службы в целях планирования, контроля и управления качеством обслуживания и ремонта.

1.2.    Карьерный автомобиль с неисправными агрегатами, узлами, соединениями и деталями, влекущими за собой угрозу безопасности движения, должен быть снят с линии.

1.3.    Тербования к техническому состоянию карьерных автомобилей устанавливаются действующими правилами технической эксплуатации, правилами дорожного движения и инструкцией по эксплуатации.

1.4.    Настоящее положение обязательно для всех предприятий и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, эксплуатирующих карьерные автомобили БелАЗ грузоподъемностью 75 т и более, производящих их техническое обслуживание и ремонт, разрабатывающих нормативно-техническую и проектную документацию и осуществляющих подготовку обслуживающего персонала.

1.5.    Техническое обслуживание новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов в период обкатки производится согласно указаниям инструкции по эксплуатации автомобильных, моторных-и авторемонтных заводов.

1.6.    Техническое обслуживание и ремонт автомобильных шин производятся в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации бескамерных шин для автомобилей особо большой грузоподъемности.

1.7.    Ответственность за комплектность поставки автомобилей и соблюдение гарантийных обязательств несет Белорусский автомобильный завод.

1.7.1.    С рекламациями в гарантийный период автопредприятие должно обращаться на Белорусский автомобильный завод для принятия заводом мер по восстановлению работоспособного состояния автомобиля.

1.7.2.    При нарушении руководства по эксплуатации, правил технической эксплуатации, а также при изменении конструкции и параметров настройки электрооборудования без согласования с заводом-изготовителем автомобиль снимается с гарантийного обслуживания и претензии автопредприятий не рассматриваются.

1.8.    Министерства автомобильной, электротехнической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, тяжелого и энергетического машиностроения должны:

постоянно проводить работы по совершенствованию конструкции, повышению качества и надежности карьерных автомобилей;

обеспечить организацию выпуска запасных частей и эксплуатационных материалов по количеству и номенклатуре в соответствии с установленными нормативами;

обеспечить потребителей приспособлениями и специальным инструментом для технического обслуживания и ремонта,а также необходимой документацией в соответствии с действующими ГОСТами [I, 2],’

обеспечить создание единой информационной базы.

1.9.    Министерства, в ведении которых находятся предприятия, эксплуатирующие карьерные автомобили, должны:

обеспечивать осуществление единой политики в области технического обслуживания и ремонта автомобилей, разрабатывать генеральную схему размещения ремонтно-профилактических предприятий отрасли;

осуществлять строгий контроль за выполнением технического обслуживания и ремонта в подведомственных предприятиях;

обобщать передовой опыт, разрабатывать и внедрять прогрессивные формы организации, проводить унификацию и типизацию технологических решений;

совершенствовать систему оплаты труда, принципы моральной и материальной заинтересованности персонала производственно-технической службы;

совершенствовать структуру автопредприятий;

проводить мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;

вносить предложения по уточнению нормативов настоящего Положения по мере совершенствования конструкции автомобилей, улучшения организации и технологии технического обслуживания и ремонта, изменения условий эксплуатации.

1.10.    Предприятия, эксплуатирующие карьерные автомобили, несут ответственность за организацию труда, своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта в соответствии с технологическими картами, разрабатываемыми заводом-изготовителем;

поддерживают парк автомобилей в состоянии высокой готовности при наименьших затратах на техническое обслуживание и ремонт; составляют заявки на эксплуатационные и ремонтные материалы; улучшают условия труда ремонтных рабочих; эффективно используют и совершенствуют производственную базу; применяют рациональную технологию и научную организацию труда при техническом обслуживании и ремонте;

организуют учет и анализ проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту;

обеспечивают надлежащие условия эксплуатации карьерных автомобилей.

1.11.    Предприятия, осуществляющие капитальный ремонт автомобилей и их агрегатов, должны повышать качество выполнения капитального ремонта;

сокращать время проведения капитального ремонта автомобилей и агрегатов;

модернизировать в установленном порядке автомобили при проведении капитального ремонта согласно изменения».* в конструкции, внесенным заводом-изготовителем.

2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО 0БСЛУ1ИЗЛНИЯ И РЕГЮНТА КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

2.1.    Под системой технического обслуживания и ремонта карьерных автомобилей понимается совокупность средств, исполнителей и нормативно-технической документации, необходимых яля поддержания и восстановления работоспособного состояния автомобилей.

2.2.    Работоспособное состояние карьерных автомобилей обеспечивается соблюдением правил технической эксплуатации и проведением технического обслуживания и ремонта.

2.3.    Основой системы технического обслуживания и ремонта карьерных автомобилей являются ремонтно-профилактические работы. Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта карьерных автомобилей состоит в планируемом выполнении установленных видов технического обслуживания и ремонта в соответствии со структурой ремонтного цикла.

2.4.    При каждом виде технического обслуживания или планового ремонта выполняются работы, установленные нормативами и перечнем операций. Работы, не предусмотренные перечнем операций, проводятся с соответствующим увеличением трудоемкости.

2.5.    Техническое обслуживание и ремонт должны обеспечивать безотказную работу карьерных автомобилей в пределах установленной периодичности воздействий, включенных в обязательный перечень операций.

2.6.    Периодичность технического обслуживания и планового ремонта устанавливается в мото-часах (при пересчете в единицы пробега эксплуатационная скорость принимается не менее 10 км/ч). Допустимые отклонения от нормативов периодичности технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 составляют -10%, для остальных видов обслуживания и ремонтов - ±5^.

2.7.    Определение технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки производится с помощью средств контроля и диагностирования. Цель контроля и диагностирования при техническом обслуживании состоит в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных настоящим Положением, и прогнозировании момента возникновения отказа или неисправности путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также определения качества выполнения работ.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

3.1.    В техническое обслуживание входят операции по поддержанию карьерных автомобилей в работоспособном состоянии. Техническое обслуживание регламентируется по периодичности и перечню операций.

3.2.    По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание автомобилей подразделяется на следующие виды:

ежесменное техническое обслуживание (ЕС);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

третье техническое обслуживание (ТО-3);

сезонное техническое обслуживание (СО).

3.3.    Перечень операций всех видов технического обслуживания приведен в приложении I (табл. I.I, 1.2).

3.4.    Ежесменное техническое обслуживание включает общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида автомобилей, заправку его топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для автомобилей, работающих в особых условиях, - санитарную и прочую обработку.

3.5.    Операции, выполняемые ежедневно, проводятся дополнительно к операциям ежесменного обслуживания, как правило, в начале работы в первую смену. В зависимости от местных условий эти операции могут быть выделены в самостоятельный вид обслуживания - ежедневное обслуживание (ЕО).

3.6.    Ежесменное (ежедневное) обслуживание рекомендуется проводить в помещениях, максимально приближенных к карьеру, или в карьере на специально оборудованных площадках с применением передвижных мастерских.

3.7.    Первое, второе и третье технические обслуживания включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, разборочво-сборочные, демонтажно-монтажные работы (со снятием и постановкой обратно некоторых деталей, узлов) и другие операции, направленные на предупреждение и выявление отказов и повреждений, снижение интенсивности изменения параметров технического состояния автомобилей, экономию топливно-энергетических ресурсов, уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду.

3.8.    Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. Сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 и ТО-3 с соответствующим увеличением трудоемкости.

3.9.    Нормативы периодичности и трудоемкости технического обслуживания в эталонных условиях эксплуатации приведены в таблице 3.1.

ЗЛО. Нормативы табл. 3.1 не включают трудовые затраты на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах 30£ скорректированной трудоемкости ТО автомобилей по автотранспортному предприятию.