Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

151 страница

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Техническая документация

     1.5. Объем освидетельствований

2 Материалы

     2.1 Общие положения

     2.2 Объем технического наблюдения

     2.3 Требования к характеристикам полимерных композиционных материалов и их исходных компонентов

3 Корпус и надстройки судов

     3.1 Конструктивные типы корпусов и системы набора

     3.2 Конструкция корпуса

     3.3 Конструкция надстроек и рубок

4 Корпуса шлюпок и катеров

     4.1 Общие положения

     4.2 Системы набора и наружная обшивка

     4.3. Балки набора

     4.4 Крепление подъемного оборудования

5 Прочность корпуса и надстройки судна

     5.1 Общие положения

     5.2 Расчетные нагрузки

     5.3 Нормы опасных и допускаемых напряжений и деформаций

     5.4 Продольная прочность корпуса

     5.5 Местная прочность корпуса

     5.6 Прочность надстройки

Приложение 1. Прочность и устойчивость балок и пластин корпусных конструкций (рекомедации по расчетам)

Приложение 2. Типовая программа испытаний образцов новых ПКМ и выполненных из них типовых конструкций и узлов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XVI

КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ СУДОВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ композиционных МАТЕРИАЛОВ

НД№ 2-020101-124

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морскич судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2020 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2019 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следу ющих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие констру ктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XVIII "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XVIII соответствует УТ МЛКО SNA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (нюнь 2015) и S34 "Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства. Процедурные Требования. Унифицированные Интерпретации и Рекомендации Международной Ассоциации Классификационных Обществ.

Части I — XVII издаются в электронном Blue на ру сском и английском языках.

Часть XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства издаются в электронном biuc только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2020

П/хгвюо классификации и постройки морских cxxkHt XVI-11

Техническое наблюдение предусматривает следу ющее:

рассмотрение документов, представленных предприятием (изготовителем) в объеме, указанном в 2.2.3.2, подтверждающих способность предприятия производить изделия из ПКМ стабильного качества в требу емых объемах:

освидетельствование предприятия (изготовителя) с целью оценки возможностей предприятия по изготовлению корпусов/конструкций из ПКМ и системы контроля качества: техническое наблюдение за изготоатсиисм в объеме, у казанном в 1.5.1: техническое наблюдение за испытанием образцов ПКМ. вырезанных из технологических припу сков или образцов-свидстслсй (в зависимости от того, что применимо), соответству ющих технической доку ментации на выпуск продукции:

техническое наблюдение за дефектацией корпу са и ремонтом.

По результатам технического наблюдения за корпусом/конструкцией из ПКМ Регистром оформляется Акт освидетельствования (форма 6.3.29).

2.2.5 В случае серийного производства корпусов/конструкций из ПКМ (два и более) вместо Акта освидетельствования (см. 2.2.4) может быть оформлено СТО на корпус/констру кцию из ПКМ с учетом выполнения требований разд. 6 и X части I «Общие положения по техническому наблюдению» 11равил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов. При этом необходимо предоставить отчетный документ изготовителя на корпу с/ констру кцию из ПКМ (паспорт изделия, сертификат качества изготовителя и т.п ).

П/киш ю классификации и постройки мо/кких cyxkw XVI-12

2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

И ИХ ИСХОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ

2.3.1    Армирующие материалы.

2.3.1.1    Армирующие материалы, входящие в состав ПКМ. должны обеспечивать достижение ладанных жссткостных и прочностных характеристик, в том числе при воздействии на материал различных по характеру эксплуатационных факторов (воздействие нагрузок, температурных, влажностных и т.д ).

2.3.1.2    Для обеспечения адгезионной прочности между волокнами и полимерной матрицей на поверхность волокон должен быть нанесен гидрофобно-адгезионный состав (аппрет), совместимый с типом применяемого связующего полиэфирным, винилэфнрным или эпоксидным..

Технология нанесения гидрофобно-адгезионного состава (аппрета) должна обеспечивать стойкость покрытия к механическим воздействиям.

2.3.1.3    Стеклянные армирующие материалы (ткани, ленты, маты) для конструкционных стеклопластиков должны быть изготовлены на основе волокон из стандартного бссщелочного алюмоборосилнкатного стекла марки Е или высокомодульного магнезиально-алюмосиликатного стекла марки ВМП. Характеристики указанных стеклянных волокон, применяемых в армиру ющих материалах, должны быть не ниже значений, приведенных в табл. 2.1.

Таблица 2.1

•IHUIKIMtfUiniMffKItr \ap:(k*lrpil< lllk'll ОСШИШЬП ШИПП 1М1.НЖ11И. примгингммл И М 11(4*1 р\ кцпях rj.im

XjpaKiepnciNKa

Ск-клянные волокна

Углеродные по. «окна

Арам ил мыс волокна

Стекло марки К

Стекло марки ИМИ

Плотность. кг м*

Модуль нормальной ynpvrociH при роетжении. ГПа Предел Прочности при рис1яжсию1. 1 Па Предельное <>|ноете.(мыс уинненмс. *о

2500 2550 нс менее 70 не менее 3.0 4.5

2550 2580 нс менее 90 не менее 4.0

4.5

1800 не менее 250 не менее 4.5 не менее 1.6

1420 не менее 120 не менее 3.0 2.5 - 3.5

2.3.1.4    Углеродные армиру ющие материалы (ткани, ленты) для конструкционных углепластиков должны быть изготовлены на основе высокопрочных волокон номиналом ЗК. 6К. 12К1 с характеристиками, у казанными в табл. 2.1.

Применение высокомодульных волокон с модулем нормальной у пругости более 350 ГПа и предельным относительным удлинением менее 1.1 % допускается в связях, работающих в значительной степени на устойчивость при действии сжимающих нагрузок.

2.3.1.5    Арамндныс волокна должны иметь характеристики (см. табл. 2.1) в составе лент и тканей, обеспечивающие эффективное их применение в конструкциях судов, испытывающих в основном знач1пельныс ударные и вибрационные нагру зки.

Учитывая их повышенное водопоглощеннс. армирующие материалы из этих волокон рекомендуется применять внутри слоистого пакета между монослоями на основе стекло-, нли/н углеродных материалов, для того, чтобы исключить контакт арамидиых волокон с водой.

2.3.1.6    Волокна и армирующие материалы на их основе должны быть проверены на предмет соответствия их механических свойств заявленным. Проверка должна проводиться по методикам между народных и/или национальных стандартов, или дру гих доку ментов, согласованных с Регистром.

Перечень проверяемых показателен определяется технологическими инструкциями и нормами контроля качества изготовления. При наличии СТО проверка осуществляется предприятием (изготовителем) волокон и армирующих материалов, а ее результаты заносятся в паспорт (Сертификат качества изготовителя) на каждую партию выпускаемой продукции (см. 2.2.1).

'К 1000 волокон

П/кгвюа классификации и постройки морских cxxkte XVI-I3

Проверил может также произвол»гть верфь пли предприятие (изготовитель) изделий и конструкций из ПКМ или другие лаборатории, признанные Регистром. Отчетные документы испытании предоставляются в Регистр

2.3.1.7    Армирующие материалы, применяемые в ПКМ. должны иметь определенные характеристики смачиваемости и дралнрусмости для использования их с выбранным типом термореактивного связу ющего при формовании констру кции, имеющих сложные формы.

При применении методов закрытого формования для армирующих материалов должен быть определен показатель проницаемости, определяющий технологические параметры при выборе метода инжекции полимерного связующего.

2.3.1.8    Паспорт (Сертификат качества изготовшеля). оформляемый на кажду ю партию волокна (армиру ющего материала), должен содержать следу ющу ю информацию:

данные предприятия (изготовителя); марка волокна (материала);

тип и структура армирования (для армирующего материала); масса на единицу длины или площади поверхности; результаты приемочных испытаний (см. 2.3.1.6).

2.3.1.9    Предприятием (изготовителем) армирующих материалов или изготовителем конструкций »гз ПКМ (см. 2.2.1) должны быть проверены ламиниру ющие свойства этих материалов путем изготовления из них пластин методом контактного формования и методом инфузии на основе выбранных полиэфирных и виннлэфирных связующих.

Из этих пластин должны быть вырезаны образцы в основных направлениях армирования и испытаны по методикам международных н/или национальных стандартов, или по другим методикам, согласованным с Регистром, для определения следующего: предела прочности и модуля нормальной упругости при растяжении; предела прочности при изгибе; предела прочности при межслойном сдвиге.

Перечень стандартов и методик для определения указанных характеристик приведен в типовой программе испытаний (см. приложение 2).

2.3.1.10    В конструкциях армирующие материалы могут применяться в виде тканей разного плетения, мультнаксиатьных тканей, лент и матов.

Выбор того или иного типа армирующего материала, их комбинации, а также структуры армирования, определяется требованиями, предъявляемыми к ПКМ. условиями его работы в составе констру кции и степенью се ответственности. При этом необходимо у читывать размеры конструкции и се основных связей, их форму и технологию изготовления (см. 2.4).

2.3.2 Связующие.

2.3.2.1 Для термореактнвных связующих, которые использу ются в конструкционных ПКМ (см. 2.1.1). должны быть определены следу ющие показатели:

механические свойства, которые обеспечивают достижение в ПКМ требуемых прочностных и жесткостиых характеристик;

адгезия к волокнам армирующих материалов при всех видах воздействий на ПКМ в процессе эксплуатации;

водопоглощение и стойкость при длительном воздействии мореной воды; термостойкость в диапазоне температу р от —40 С до +60 С; устойчивость к воздействию масло- и нефтепродуктов.

fjfkum ia классификации и пост/юйки м<>[кких с\хк>в XVI-I4

2.3.2.2 Фнзнко-механнчсские свойства полиэфирных и винклэфирных связующих в отвержденном состоянии должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.2.

Таблица 2.2

<|Ч11НК» WXaiUlMrVRUr Vjp.ll.HplHIIII.il IKIHMIMV IIIIImH i'HHIV HHIIIIV, ||р|1ЧГНИГММ\ К коне I pVKIIIIHV О HI

Характеристика

Паппфмрнос свялующсе

Винил«фнрное сиятутощее

Эпоксидное святутощее

Плотность. кг/М*

1100— 1300

ИЗО — 1180

1150 — 1280

Предел прочности при растяжении. МПа

не менее 63

не менее 73

■те менее 100

Модуль нормальной упру гост при растяжении. ГПа

не менее 3.0

нс менее 3.3

нс менее 3.5

Предел прочности при нагибе, МПа

не менее 90

не менее 135

не менее 150

ПрС.ТСЛЫКХ* OTHOCHIC.U4KV у'НННСНИС При рХ'ПСЖеИИИ. %

2-3

■4 - 5

3-6

Ведомо! лощение при нормальном давлении та 24 ч. °»

не более 0.1

не бо.тсе 0.1

не более 0.08

2.3.2.3    Эпоксидные связующие, применяемые при формовании отдельных элементов и связей констру Kiuiii. а также в составе препрегов. должны иметь характеристики в отвержденном состоянии не ниже, приведенных в табл. 2.2. При этом их отверждение должно происходить в условиях, которые могут быть реализованы в условиях судостроительного производства.

Принимая во внимание, что эпоксидные связующие относятся преимущественно к смолам горячего отверждения, их применение для изготовления конструкций судов должно быть технологически обосновано

2.3.2.4    Связующие должны быть технологичными, иметь вязкость и смачивающую способность. обеспечивающие качественную пропитку армирующих материалов, в т.ч. допускать возможность применения методов закрытого формования конструкций и механизацию процесса их изготовления.

Жизнеспособность связующего должна обеспечивать возможность изготовления крупногаба-ртных конструкций сложных форм с относительно большими толщинами их связей.

2J.2.5 Eke компоненты (катализаторы, ускортели. тиксотропные добавки, красящие пигменты), аходящис в состав термореактивного связующего, должны быть совместимы со смолой, обеспечивать полное отверждение связующего и не ухудшать его свойства в отвержденном состоянии.

2.3.2.6    Красящие пигмагты должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов. Количество пигмента, вводимого в состав связу ющего, не должно превышать норму, установленную производителем смол.

2.3.2.7    Связующие, применяемые в технологиях закрытого формования, должны иметь следующие характеристики:

динамическая вязкость по Ьрукфнльду при температу ре 25 С в пределах 150    400    мПа-с;

время гелеобразования при температу ре IX 22 С с возможностью варьирования от 0,5 до 6 ч при сохранении физико-механических свойств.

температура экзотермической реакции при полимеризации связу ющего не более 200 С:

температлра термообработки не выше Х0 С;

температу ра стеклования связу ющего в отвержденном состоянии не менее 110 С.

2.3.2.8    Предприятия (изготов1пелн) терморсакгнвных связующих должны подтвердить их характеристики путем определения свойств в процессе отверждения и после его окончания. Перечень определяемых свойств устанавливается технологической документацией и нормами контроля качества изготовления и согласовывается с Регистром.

Испытания по определению характеристик связу ющего проводятся предприятием (изготовтелсм) по методикам международных н/нли национальных стандартов, или других документов, согласованных с Регистром.

Испытания могут также проводиться лабораторией, признанной Регистром,

2.3.2.9    Каждая партия связу ющего должна сопровождаться паспортом (Сертификатом качества изготовителя), который должен содержать следу ющу ю информацию:

данные предприятия (изготовителя);

тип связу ющего;

П/киш ю классификации и постройки мо/кких с\х)ов XVI-15

марка связующего;

результаты приемочных испытаний

К паспорту (Сертификату качества изготовителя) должна быть приложена инструкция по использованию связующего и условиям его хранения.

2.3.3 Заполнители.

2.3.3.1    Материалы, применяемые в качестве заполнителей средних слоев, в трехслойных (многослойных) конструкциях судов, и в «сердечниках» баток П-образ но го профиля должны облалать необходимой прочностью н жесткостью при мнниматьной плотности для обеспечения совместной работы несу щих слоев этих конструкций и обформовок баток при всех воздействиях на них в процессе эксплуатации.

2.3.3.2    Материалы заполнителей должны быть совместимы с материалами несу щих слоев и обформовок. Связу ющее несу щих слоев при формовании констру кции не должно приводить к изменению стру ктуры и ухудшению характеристик материала заполнителя, который не должен изменять отверждающие характеристики связующего.

В случае применения адгезионного состава для соединения слоев ПКМ и заполнителя он должен обеспечивать их связь в единую конструкцию при всех видах эксплуатационных воздействий и быть совместимым со связу ющим и заполнителем.

2.3.3.3    При выборе материалов заполнителей, применяемых в наружных связях корпусных конструкций (обшивка корпуса, боковые стенки надстройки и т.д.). предпочтение должно отдаваться заполнителям, обладающим низким водопоглощен нем. стойкостью к старению при перепадах температу р и воздействию ультрафиолетового облучения, а также обеспечивающим, по возможности, достаточный у ровень теплоизоляции.

2.3.3.4    В качестве материала заполнителя наружных связей трсхслойных (многослойных) констру кций допу скается применять следующее:

поливинилхлоридные пенопласты (NBX). имеющие жесткую закрытоячеистую стру кту ру;

пенополиу ретан (ППУ);

бальза;

.легковесные маты с мнкросферами (см. 1.2).

Для повышения жесткости и прочности пенопластов ПВХ и ППУ. а также легковесных матов, особенно на поперечный сдвиг, в их структуру могут быть введено дополнительное армирование в виде слоев армирующего материала, гофр, ребер и т.д. Использование дополнительного армирования должно быть обосновано

2.3.3.5    Кроме заполнителей, у казанных в 2.3.3.4. во внутренних связях корпусов и надстроек допускается применять констру ктивно-дискретные типы заполнителей в виде сот. гофров, ребер (без использования сплошного заполнителя типа пенопласта).

2.3.3.6    В балках набора П-образного профиля должен применяться поливинилхлоридные пенопласты (Г1ВХ).

2.3.3.7    Применение дру гих типов заполнителей в трехслойных (многослойных) констру кциях и балках П-образного профиля должно быть обосновано на основании результатов расчетов и испытаний, а также согласовано с Регистром.

2.3.3.8    Физико-механические свойства пенопластов ПВХ и ППУ. приведенные для определенных характерных значений плотности, должны соответствовать требованиям табл. 2.3. Их свойства для промежуточных значений плотности определяются экстраполяцией.

2JJ.9 Предприятия (изготовители) пенопластов ПВХ. ППУ. сот. а также других типов заполнителей должны подтвердить их характеристики путем проведения испытаний образцов материалов

Порядок отбора образцов, перечень определяемых свойств и методики проведения испытаний устанавливаются предприятиями (изготовителями) в технологической документации и нормах контроля качества изготовления и согласовываются с Регистром.

2.3.3.10 До формования трсхслойных (многослойных) конструкций, а также балок набора П образно го профиля с применением пенопласта в качестве заполнителя он должен быть механически обработан для снятия поверхностных слоев (корок), образу ющихся в процессе его изготовления

И/хтюа классификации и постройки морских cukxi XVI-I6

Фшнк»-мгл111Ш'кч-К1М' nmtiniu iiriiiiuuciai 11 ИХ и 1111 >

Таблица 2.3

.\арак1срмс1ика

Пенопласт

ПНХ

ппу

ILioiiiociv. кгиг'

40

100

200

35 — 35

100— 120

200 - 220

Предел прочное 1 и при сжшии (при 10-*«

не менее 0.4

не менее 1.5

не менее 4.0

не менее 0.2

не менее 0.9

не менее 2.5

деформации). МПа

Моду:». нормальной упругости при ежами. МПа

30

100

250

7.5 — 10

25- 35

100— 120

Предел прочности при рас■ жжении. МПа

не менее 0.7

не менее 2.5

не менее 6.0

к* менее 0.16

не менее 0.8

не менее 2.0

Модуль нормальной упруюсти при pact иже-

25

SO

ISO

кии. МПа

Предел прочное™ при с дате. МПа

не менее 0.40

не менее 1.5

не менее 3.5

не менее 0.1

не менее 0.5

не менее 1.0

Модуль сдвига. МПа

10

.35

30

Предельна* деформация при СЛВИ1С. ".

8

25

75

В случае применения технологий закрытого формования пенопласт должен npoihru соответствующую подготовку, заключающуюся в выполнении в нем канатов для обеспечения протекания связующего.

2.3.3.11 Термообработка конструкции с заполнителем типа пенопласта должна проводиться при температуре, при которой в пенопласте не происходит необратимых изменений, приводящих к снижению его прочностных и у пругих свойств, а также к его усадочным деформациям и искажению формы.

2.3.4 Адгезионные составы.

2.3.4.1    Адгезионные составы в виде клеев и компаундов должны применяться для соединения элементов конструкций из ПКМ Последние могут быть наполнены микросферами или короткими волокнами и применяться для заполнения технологических зазоров при соединении элементов конструкции.

Клен и компаунды должны быть совместимы с материалами соединяемых элементов, обеспечивать высоку ю прочность соединения с у четом заданного диапазона рабочих температу р, быть стойкими к старению, воздействию влаги, а также масло- и нефтепродуктов.

2.3.4.2    Адгезионные составы должны быть, по возможности, двухкомпонентными, отверждаться в нормальных условиях в течение приблизительно 20    60 мин. позволяя выполнить

соединения элеметгов в крупногабаритных корпусных конструкциях в производственных условиях судостроительной верфи

2.3.4.3    Адгезионный состав должен содержать данные для каждой пары соединяемых материалов по статической прочности на сдвиг и адгезионной прочности на отрыв в исходном состоянии и после увлажнения при нормальной и повышенной температуре, а также по определению усталостной и длительной прочности при этих видах деформаций.

2.3.4.4    При использовании адгезионных составов для соединения элементов конструкции подготовка их поверхностей и технология нанесения на них состава должна соответствовать рекомендациям предприятия (изготовителя) этих составов. При этом не следует превышать заданную производителем толщину адгезионного состава между соединяемыми элементами конструкции и допускать попадания в него возду ха.

2.3.4.5    В случае термообработки конструкции при повышенной температуре, в которой применяются адгезионные составы, ее величина не должна превышать заданну ю для адгезионного состава температу ру отверждения.

2.3.4.6    Поставка адгезионного состава осуществляется с паспортом (Сертификатом качества изготовителя), в котором должна быть приведена следу ющая информация

данные предприятия (изготовителя);

марка адгезионного состава;

приемочные показатели и их числовые значения, перечень которых должен быть у казан в технологической документации предприятия (изготовителя);

результаты испытаний характеристик прочности для выбранных пар соединяемых материалов.

П/Kmtua классификации и пост/юйки морских сухУов XVI-17

2.3.5 Полимерные композиционные материалы.

2.3.5.1    ПКМ. применяемые в корпусных конструкциях, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

иметь необходимые для создания эффективной корпусной конструкции упругие и прочностные характеристики, а также работоспособность при действии повторно-статических, длительных, вибрационных и ударных нагрузок:

сохранять свои упругие и прочностные характеристики, а также работоспособность в заданных пределах в течение длительной эксплуатации в воде и различных климатических условиях в течение не менее 20 лет:

иметь низкое водопоглощен не и высокую водостойкость в морской воде:

обладать стойкостью при воздействии масло-, нефтепродуктов и морских биологических организмов;

обладать такими пожароопасными свойствами как негорючесть, а также не предстаатять опасность в отношении выделения токсичных или взрывоопасных продуктов при повышенных температурах.

Требования к пожароопасным свойствам определяются в зависимости от типа судна и положений правил PC. на которые был одобрен проект судна.

2.3.5.2    Технология переработки ПКМ в корпусные констру кции, их связи и элементы должна обеспечивать следу ющее:

изготовление материала в составе констру кции с требу емыми характеристиками; стабильное воспроизведение этих характеристик при тиражировании констру кций: высокое качество изготовления без недопустимых дефектов (расслоений, раковин, неплотности укладки и т.д);

возможность применения методов закрытого формования (метода инфу зии. RTM-мстодов и др.) и средств механизации

2.3.5.3    Для изготовления конструкций из ПКМ допу скается применение следующих методов: контактного формования;

закрытого (ваку у много) формования, к которым относятся метод инфу зии и RTM-мстоды: напыления;

формования на основе препрегов.

2.3.5.4    При выборе метода изготовления конструкций необходимо учитывать степень сглаженности данной технологии на предприятии (изготовителе), наличие квалифицированного персонала и необходимого оборудования.

2.3.5.5    Для изготовления корпусных конструкций судов и их связей рекомендуется применять преимущественно метод инфузии.

Для изготовления отдельных элементов конструкции допускается применять RTM-методы.

2.3.5.6    Метод контактного формования должен применяться в тех районах констру кции, где использование метода инфузии невозможно или нецелесообразно, например, в узлах соединений или в районах у силений.

2.3.5.7    Метод напыления допускается применять для изготовления корпусных конструкций и их отдельных связей, на которые не распространяются требования к прочности и жесткости (не у читываются в расчетах прочности).

Процесс напыления должен производиться в соответствии с технологической инструкцией. 11ри этом длина волокон (chops) должна находиться в диапазоне 10    30    мм.    Напыление    рекомендуется

выполнять слоями. После напыления каждого слоя должна произволиться его прокатка для удаления возду ха и уплотнения материала.

2.3.5.8    Формование на основе препрегов допу скается применять для корпу сов судов до 15 м. а также для элементов и связей конструкций, согласованных с Регистром. Прспрсги по своим свойствам должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к его компонентам армирующему материалу и связу ющему.

П/Kmiaa классификации и тктроики морских сухУов

XVI-18

2.3.5.9 Методы формования должны обеспечивать оптимальное соотношение между армирующим материалом и связующим для получения наиболее оптимальных свойств материала.

Относительное содержание армирующих материалов на основе стеклянных и углеродных волокон по массе в зависимости от их типа и метода формования приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

(>п|«сн!г.и.ног содержание армирующих ма|ерна.юн на оенонс стеклянных н у г. терочных подокон по массе к IIКМ

Метод формования

'Гни армиру ющею материала

Стскломаты

Стеклянное волокно

Углеродное волокно

Стеклянная ровница

Контактное формование

не менее 0.3

нс менее 0.5

•к менее 0.35

Закрытое (вакуумное) формование

0.65 — 0.7

0.4 — 0.6

Наша, книг

не менее 0.35

На основе пропрею»

нс менее 0.7

не менее 0.45

2.3.5.10 Режимы отверждения, которые проводятся при повышенных температу рах, не должны приводить к большим остаточным деформациям и нарушению целостности конструкции. В случае, если конструкция является трехе лой нон (многослойной) в заполнителе типа пенопласта не должно происходить необратимых изменений, приводящих к снижению его прочностных и упругих свойств (см. 2.3.3.11).

2J.5.11 Основные характеристики ПКМ на основе лент с однонаправленным армированием (0 ) и тканей равновесной структуры с армированием (0/90 ) и (+45 /—45 ) из стеклянных и углеродных волокон, и полиэфирного (внннлэфирного) связу ющего должны быть не ниже, у казанных в табл. 2.5.

Таблица 2 5

Осникныг характеристики пекли и углепластиков

Тин ПКМ

Армирующее волокно

Углеродное волокно

Стекловолокно

Лента

Ткань

Лента

Ткань

Относительное содержание армирующею мак-риала по массе

0.4

0.6

0.35

0.6

0.5

0.7

0.5

0.7

Значения фишко-механических характеристик, не меткч-

Модуль нормальной упругости. 1 На

65

95

35

55

30

45

16

24

Модуль сдиита в плоскости армирования. 1 Па

2.0

3.5

5.5

6.5

2.0

2.5

3.0

4.5

Предел прочности при растяжении. МПа

850

1200

500

800

550

700

250

-Мм т

Предел прочности при сжатии. МПа

400

500

350

400

300

400

200

300

2.3.5.12    Снижение у пру гих и прочностных характеристик ПКМ после длительного воздействия эксплу атационных факторов в течение 20 лет должно составлять:

для модулей нормальной у пругости и сдвига менее К) %;

ял я прочностных характеристик менее 20 %.

2.3.5.13    Водопоглощенне ПКМ при длительном пребывании в морской воде при нормальном давлении должно иметь следу ющие показатели:

нс более 0.15 % от веса материала за 24 ч воздействия морской воды;

не более 3.0 % от веса материала после воздействия морской воды в течение 30 сух

2.3.5.14    Прочностные и упругие свойства ПКМ при различных видах силовых воздействий (кратковременных, повторно-статических, длительных и тл ). а также после увлажнения и при действии повышенных температур должны определяться в результате испытаний по методикам, указанным в типовой программе (см. приложение 2).

П/Kmtua классификации и пост/юйки морских сухУов XVI-I9

2.3.5.15    Изготовление конструкций из ПКМ должно осуществляться совместно с контролем качества их изготовления на всех стадиях технологического процесса в соответствии с действующими руководящими документами.

Применяемые методы контроля качества должны выявлять недопустимые отклонения от технологического процесса, в том числе разные типы дефектов, которые могу т снизить прочность и работоспособность конструкции.

2.3.5.16    Регистр может производить выборочную проверку качества изготовления конструкций и изделий из ПКМ. по результатам которой принимается решение об одобрении материала.

I//мета классификации и пост/юйки морских суОов XVI-20

3 КОРПУС II надстройки судов

3.1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИНЫ КОРПУСОВ И СИСТЕМЫ НАБОРА

3.1.1 Для обжинки корпуса (настилок палуб и полотнищ переборок) рекомендуется применять следующие варианты их конструктивного исполнения (см. рис. 3.1):

.1 обшивка однослойной конструкции:

>п однородного 11КМ на основе одного тина армирующего материала:

из неоднородного ПКМ на основе двух (реже трех) разных по типу материалов, например, из стеклотканей разного рисунка плетения и схем армирования:

из гибридного ПКМ на основе армирующих материалов разной химической природы, например, из стеклоткани и углеродною волокна (см. 1.2.2):

.2 обшивка трехслойной конструкции с несущими слоями из однородного, неоднородного или гибридного IIKM и средним слоем in сплошного заполнителя, в качестве которого рекомендуется применять пенопласты ПВХ или ППУ;

.3 обшивка трехслойной конструкции, средний слой которой выполнен из слоев заполнителя, армированного слоями армирующего материала. В качестве заполнителя в данном случае рекомендуется применять легковесный мат (см. 2.3.3.4).

Рис. 3.1 Конструктивные схемы обшивки корпуса (насшюн палуб и полошит переборок) из ПКМ: а) обшивка однослойной конструкции; 6) обшивка трехслойной кокору кипи со сплошным заполнителем; а) обшивка трехслойной конструкции с заполнителем, армированным послойно / несущие слои; 2    ял юлит ель: 3    армирующие слои

3.1.2 Применение трехслойной конструкции для обшивки корпуса может быть допущено Регистром при наличии на предприятии (изготовителе) отлаженной технологии се изготовления и проверенных методов кош роля качества для обеспечения прочного соединения всех слоев в единую монолитную конструкцию.

ПЕ РЕЧ ЕНЬ ИЗМЕНЕН ИЙ

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

Нтмсмясмыс пункты г.икы рахтслы

Информация по ктмснсниям

Hi и датп циркулярного письма, которым внесены итмстктшя

Дата вступления в силу

Пункт 1.4.2

Уточнены требования к дополнительной технической докумен тяпни по корпусу с у четом положений части 1 «Общие по. тоже кия по техническому наблюдению» Прапн.1 техническою наблюдения та постройкой судов и ИМ010П.КНИСЧ материалов и игтелий для судов (ПТИНС)

3144)1.1391ц от 12.05.2020

01.07.2020

Пункт 2.1.3

Уточнены требования к конструкционным ПКМ и шпатните.тям среднею с.тоя для конструкций судов с учетом положений части 1 «Общие положения по техническому наблюдению» IITHIIC

314-ОЫ391ц от 12.05.2020

01.07.2020

Глава 2.2

Ую<111сны требования к обкому техническою набхно-. тения е учетом положений части 1 «Общие положения по техническому наблюдению» ПТППС

3144)1 -1391 нот 1105.2020

01.07.2020

///шию классификации и постройки мо/кких cytkxi XVI-2I

Рис. 3.2 Сиосмы набора корпуса судна: а) поперечная сис1сма набора. 6) смешанная. иродсиьная с расположением балок по днищу и нерхней палубе: в) смешанная, с непрерывными или ин1сркос!с.п-нмми ноперечнымн балками по днищу и верхней палубе.

г) смешанная, с рамными поперечными балками.

3.1.3    Обшивка корпуса должна быть подкреплена и в зависимости от взаимного расположения балок может применяться следу ющая система набора (см. рис. 3.2):

поперечная при расположении всех балок в плоскости шпангоутов за исключением вертикального киля (см. рис. 3.2. а):

смешанная поперечная по бортам, а по днищу (верхней палубе): продольная с расположением балок вдоль корпуса (см. рис. 3.2. 0):

смешанная с непрерывными или интеркостельными поперечными балками (см. 1 3.5. рис 3.2. «); смешанная с рамными поперечными связями (см. рис. 3.2. г').

При смешанной системе набора поперечные связи по днищу и патубс должны располагаться в плоскости шпангоутов.

3.1.4    При выборе констру ктивного типа корпуса судна, включая его систему набора, должны учитываться следующие факторы:

назначение и размер судна: условия эксплуатации;

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов следу юшнх судов:

.1 водонзмещающнх судов длиной 15    70    м включительно;

.2 высокоскоростных водонзмещающнх судов с числом Фруда в пределах /*>у* 1.0    2.5;

.3 шлюпок и катеров длиной 4.5 — 15 м с числом Фруда Frv < 2.5.

Требования настоящей части Правил распространяются также на надстройки из полимерных композиционных материалов водонзмещающнх судов с металлическими корпусами.

1.1.2    Корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов судов и шлюпок, проектирующихся на класс Регистра но не указанных в 1.1.1. подлежат рассмотрению Регистром совместно с техническим обоснованием в виде нормативных доку ментов, результатов расчетов и испытаний. Техническое обоснование должно подтверждать уровень безопасности конструкции или изделия не ниже, чем это требуется соответствующими правилами PC. В таком случае применимы положения настоящего раздела и раза. 2.

1.2 ОН РЕДЕЛ ЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в 1.1 части I «Классификация».

Определения размерений судов приняты в соответствии с частью II «Корпус».

1.2.2    В настоящей части Правил приняты следу ющие определения.

Полимерный композиционный материал (ПКМ) — материал, имеющий гетерогенну ю природу и состоящий из армиру ющих элементов и полимерной матрицы

В качестве армирующих элементов применяются частицы и волокна. Применение ПКМ с армирующими элементами, не указанными в настоящей части Правил, допускается при соответствующем техническом обосновании, включающим испытания и расчеты прочности констру кций корпу са из ПКМ.

Однородный ПКМ материал, состоящий из слоев армирующих элементов одного типа и обладающими одними химическими свойствами, имеющих одинаковую схему армирования.

Неоднородный ПКМ материал, состоящий из слоев армиру юших элементов разного типа, но одной химической природы.

Гибридный ПКМ материал, состоящий из слоев на основе армирующих элементов разной химической природы, либо из отдельных слоев, каждый из которых выполнен из армиру ющих элементов одной химической природы.

Волокно стеклянный, углеродный или арамидный армиру ющий элемент, применяемый в виде следу ющего:

ровница (жгутов);

лент;

плетеных тканей;

мультиаксиальных тканей.

Ровница (жгут) большое количество соединенных между собой волокон;

Лента большое количество ровниц, соединенных между собой поперечной сшивкой;

Мат ПКМ. имеющий в своем составе короткие волокна (chops) длиной от 3 до 20 мм. произвольно (хаотично) расположенные на плоскости, на основе полимерной матрицы, в которую могут быть введены микросферы

XVI-5

Ткань мультиаксмальная материал, образуемым слоями лент с однонаправленным армированием, наложенных друг на дру га под заданными углами и соединенных между собой сшивкой.

Мультнакснальныс ткани в зависимости от количества напраатеннй армирования подразделяются на следующие типы:

бмаксиальные. имеющие два направления армирования, как правило. О и 90 или+45 и —45": триаксмальныс. имеющие три направления армирования, как правило. 0 , + 45 и —45 '; квадроаксиальные. имеющие четыре напраатення армирования, как правило. 0 . +45 . —45 и 90 . Ткань плетеная материал, образуемый путем плетения скрученных волокон или ровниц по ткацкой технологии и имеющий различные виды переплетения (сатиновое, полотняное, саржевое и т.д):

Пре пре г армирующие элементы в виде лент, плетеных тканей или мультиаксиальных тканей, пропитанные предварительно термо реактивным связующим, который отверждается при определенных условиях (температу ры н/или давления)

Частица армирующий элемент в виде стеклянной или полиэфирной микросфсры. который применяется в судостроительных констру кциях в материалах типа сфсропластика и мата.

Полимерная матрица связующий матсриат в отвержденном состоянии на основе термореактивной органической смолы (полиэфирной, виннлэфирной. эпоксидной и т.д.) с отверждающей системой и различными добавками (катализатором, ускорителем, тиксотропными добавками, красящим пигментом).

Сферой ласт и к    ПКМ. который состоит из микросфер и полимерной матрицы.

Адгезионный состав клей/компаунд (filler), представляющие собой органические вещества, предназначенные для соединения элементов констру кций из ПКМ и заполнения зазоров между ними, совместимые с полимерной матрицей ПКМ

Пенопласт материал плотностью ниже плотности воды, имеющий пористуюструктуру. преиму щественно 'закрытоячеистую, совместимый с полимерной матрицей несущих слоев

Трехе дойная конструкция конструкция (sandwich), состоящая из наружных несущих слоев, выполненных из ПКМ. н среднего слоя заполнителя, в качестве которого применяются пенопласты, сферопластики, маты, а также конструктивные элементы в виде сот. ребер и гофр различной конфигу рации Последние могут применяться отдельно, либо совместно с пенопластами и сферопластикамн. заполняющими свободное пространство между этими элементами.

Метод контактного формования — метод, состоящий в послойной у кладке армиру ющего материала (ткани, мата), пропитанного связу ющим, в матрицу или на пуансон с последующим его уплотнением и удалением возду шных пузырей

Метод напыления метод, являющийся разновидностью метода контактного формования и заключающийся в том. что формование производится путем нанесения рубленого волокна (chops) со связующим на поверхность матрицы или пуансона с последу ющей прикаткой материала и его уплотнением.

Методы закрытого формования общее название методов, заключающихся в пропитке сухого армирующего материала в замкнутой полости путем движения жидкого связующего через этот материал.

Метод инфузии метод, являющийся одним из методов закрытого формования и заключающийся в том. что пропитка армирующего материала связующим производится за счет создания вакуума в герметичной полости, образуемой матрицей, в котору ю у кладывается сухой армирующий матсриат. и герметичной пленкой, плотно прилегающей к матрице.

Методы RTM (Resin Transfer Molding) методы закрытого формования, отличающиеся от метода инфузии тем. что герметичная полость образуется между жесткой матрицей, в которую уложен сухой армирующий материал, и плотно прилегающим к ней жестким пуансоном Движение связу ющего в армиру ющий материал создается за счет создания в нем даатения. или путем одновременного создания в полости вакуу ма и давления в связу ющем.

XVI-6

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    При разработке конструкций из ПКМ необходимо учитывать особенности его физико-механических свойств, к основным из которых относятся:

анизотропия упругих н прочностных характеристик материала;

их зависимость от свойств исходных компонентов (армирующих элементов, заполнителей средних слоев и связующих). их количественного соотношения, а также от направления у кладки этих элементов (схемы армирования):

сравнительно низкая прочность при межслойном сдвиге и растяжении в поперечном напра&лении:

более низкие модули нормальной упругости по сравнению с конструкционными материалами, традиционными для судостроения такими как стань, титановые и алюминиевые сплавы;

практическое отсутствие пластических деформаций.

1.3.2    Разработка корпуса судна из ПКМ и его основных связей должна сопровождаться разработкой технологий их изготовления, требований к контролю качества и норм их выполнения с учетом производственных возможностей судостроительной верфи, наличия отработанных технологических процессов формования и сборки, и методов контроля качества изгото&ления.

1.3.3    При разработке технологии нзгото&лення конструкций рекомендуется преимущественно применять для их формования методы закрытого формования, к которым относятся метод инфузии и RTM-методы (см. 1.2.7).

Использование метода контактного формования должно быть ограничено и допускается в тех конструкциях, где его применение технически оправдано, а также тогда, когда другие методы формования не могут быть использованы

Во всех случаях технология изготовления конструкций in ПКМ должна быть согласована с Регистром.

1.3.4    При выборе системы набора корпуса рекомендуется максимально сокращать количество балок набора, подкрепляющих обшивку корпуса (настилы палуб, полотнища переборок), а также стремиться к уменьшению количества узлов пересечений балок разного направления, что обеспечивает повышение надежности конструкций.

1.3.5    Балки основного набора (стрингеры, карлннгсы или рамные шпангоуты (шпангоуты, переходящие во флоры и бимсы)) должны выполняться непрерывными Для выполнения данного требования необходимо, чтобы связи взаимно перпендикулярных направлений имели разную высоту в местах пересечений.

Применение интеркостельных элементов набора допускается при условии надежного конструктивного закрепления их концов

1.3.6    Выбор состава и структуры обшивки корпуса и настила верхней патубы должен пронзвод1ггься исходя из условий достижения наибольшей изгибной жесткости в основных направлениях при обеспечении требуемых прочностных характеристик.

Для выполнения данного требования следует применять гибридное армирование с использованием разных по типу, жесткости и плотности армирующих материалов, а также заполнителей средних слоев

1.3.7    Обшивка корпуса и настилы палуб следует выполнять с переменной толщиной связей в соответствии с их напряженно-деформированным состоянием.

Изменение их толщины должно иметь плавный характер путем введения (удаления) части слоев армирующего материала между его непрерывными слоями.

1.3.8    Местные усиления связей допускается выполнять путем наформовки утолщений на основную толщину только в случае применения для их изготовления технологий вакуумной инжекции.

Наформовка утолщений на основную толщину методом контактного формования допускается только в местах крепления дельных вещей, отдельных элементов оборудования и систем, а также в случаях, особо оговоренных в соответствующих разделах настоящей части Правил.

XVI-7

1.3.9    Вес местные утолщения н соединительные элементы (накладки, обформовкн. приформо-вочные угольники и т.д.) должны иметь переменную толщину с плавным уменьшением к их концам. При этом каждый последующий слой ткани должен перекрывать предыдущий в соответствии с требованиями 3.2.1 и 3.2.2.

1.3.10    Конструкторско-технологические решения, отличающиеся от приведенных в настоящей части Правил, должны быть согласованы с Регистром.

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1    До начата изготовления корпуса и надстроек, в том числе следующего: палуб. платформ и их отдельных секций:

переборок;

цистерн;

фундаментов под главные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Регистром, на рассмотрение и одобрение PC должна быть представлена техническая документация но корпус, в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификация».

1.4.2    Техническая документация по корпусу должна быть дополнена техническими условиями (ТУ)/ спецификациями на ПКМ и руководящим документом по технологии изготовления (технологической инструкцией). В указанных документах должно быть представлено следующее:

полный перечень исходных компонентов (армирующих материалов, смол, отвердите лей. клеев и т.д.). используемых для изготовления из ПКМ связей конструкций, а также технологических и вспомогательных материалов.

состав ПКМ. физико-механические характеристики, химическая рецепту ра связу ющего; инфорущция об одобрении PC (Свидетельствах) исходных материалов, заполнителя среднего слоя (при наличии);

требования к технологической оснастке, применяемой при формовании корпусных монстру кций и конструкторская документация на ее изготовление;

перечень у(еропрнятнй по подготовке производства к изготовлению корпусных конструкций, включая перечень необходимого для производства технологического оборудования;

технологические инструкции по формованию корпусных монстру кций. их отдельных связей и элементов, а также по их сборке;

требования к режимам отверждения конструкций;

требования к контролю качества изготовления, включая норупя допускаемых дефектов; технологические указания по ремонту недопустимых дефектов

1.4.3    В конструкторской документации на конструкции из ПКМ необходимо, наряду с общепринятыми обозначениями размеров и толщин, у казывать марку материала, его состав (у<арки армирующего материала и связующего), структуру армирования по слоям, плотность укладки (поверхностну ю атотность). количество слоев армирующего материала.

1.5. ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.5.1 После рассмотрения и одобрения технического проекта судна, включая перечень технической документации, у казанной в 1.4. освидетельствованию PC' на соответствие требованиям 1.4.2 подлежит следующее:

исходные компоненты ПКМ (армирующие материалы, смолы, отвердителн. заполнители и т.д ). которые должны быть одобрены Регистром (см. разд. 2). иметь ТУ (для материалов отечественного производства) или спецификации и поставляться с паспортами (Сертификатами качества изготовителя) на партию, подтверждающими их соответствие заявленным характеристикам; условия хранения исходных номпонскгов ПКМ и данные их входного контроля;

flfxteiua классификации и постройки морских судов XV1-X

состояние производственных помещении и оборудования для формования корпусных конструкции в соответствии с требованиями выбранной технологии:

микроклимат в производственных помещениях и средства для его поддержания в заданных пределах, предусмотренные технологическими инстру кциями:

технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкции, производственное оборудование и средства измерении;

процессы формования корпу сных констру кций, их связей и элементов, а также процессы сборки в соответствии с технологическими инструкциями.

режимы термообработки корпу сных конструкций, их связей и элементов;

контроль качества изготовления готовых корпусных конструкций, их связей и элементов

1.5.2    Испытания готовых корпусных констру кций, а также их отдельных связей необходимо проводить при применении новых технических решений и/или технологий изготовления при строительстве корпусов и надстроек из ПКМ. которые не регламентированы настоящими Правилами. Испытания проводятся по программе и методикам, разработанным предприятием (изготовителем) и согласованным с PC.

1.5.3    Испытания образцов, вырезанных из припусков и технологических вырезов проводятся при контроле качества изготовления корпусных констру кций и их отдельных связей для корпуса головного судна серии н при изменении состава ПКМ Испытания проводятся по программе и методикам, разработанным предприятием (изготовителем) и согласованным с PC.

Il/xuui ui классификации и постройки морских cytkte XVI-9

2 МАТЕРИАЛЫ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕН ИЯ

2.1.1    Настоящие требования распространяются на конструкционные ПКМ на основе армирующих наполнителей из стеклянных нлн/н углеродных, а также арамндных волокон, тсрморсактнвных полимерных связующих полиэфирных, вннилэфирных и эпоксидных. которые применяются для изготовления корпусов и надстроек судов различного водоизмещения, в том числе катеров и лодок.

2.1.2    Общие требования:

технология изготовления конструкций должна обеспечивать стабильное качество, возможность применения высокоэффективных методов формования и средств механизации:

судовые конструкции должны сохранять свои качества, прежде всего работоспособность и надежность при эксплуатации в морских условиях в заданных диапазонах температу р (от —40 С до + 60 С) в течение длительного времени не менее 20 лет:

применяемые материалы, технологии и конструктивные решения должны обеспечивать пригодность корпу сных констру кций к ремонту как в заводских у словиях, так и при эксплуатации в морс.

2.1.3    Для конструкций судов должны использоваться конструкционные ПКМ и заполнители среднего слоя, одобренные PC. поставляемые в соответствии со стандартами и имеющие ТУ/ спецификацию на промышленную поставку, а также паспортами (Сертификатами предприятия) на партию (см. 2.2).

2.1.4    ПКМ для конструкций судов должны удовлетворять требованиям настоящей части, содержащим полный перечень типовых испытаний и проверок, которым в обязательном порядке должен подвергаться каждый материал.

2.1.5    Перечень испытаний, которым должен подвергаться новый ПКМ. не предусмотренный настоящей частью Правил, указан в типовой программе испытаний, приведенной в приложении 2.

2.2 ОБЪЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

2.2.1    Связу ющие для изготовления ПКМ. а также заполнители среднего слоя должны быть одобрены Регистром (иметь СТО и/или Свидетельство Регистра на партию) в соответствии с частью I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов Применение связу ющего ПКМ для шлюпок допускается на основании отчетных доку ментов предприятий (изготовителей) изделий или лабораторий, признанных PC.

Рекоменду ется одобрение Регистра на армиру ющие матернаты для изготоаления ПКМ (см. 2.3.1.6).

2.2.2    Свндетельстал Регистра выдаются предприятиям (изготовителям) материалов на основании одобренной доку ментации. результатов испытаний по проверке соответствия материала требованиям настоящих Правил (см. 2.3.1 — 2.3.3. 2.3.5), освидетельствования непосредственно производства (при оформлении СТО) и проведения контрольных испытаний серийной продукции. Испытания проводятся лабораторией предприятия (изготовителя) или другой лабораторией, признанной PC.

При передаче производства на другое предприятие (изготовитель) выдача СТО производится на основании результатов технического наблюдения и контрольных испытаний.

Программа контрольных испытаний разрабатывается предприятием (изготовителем) с учетом требовании норм контроля качества изготовления и одобряется Регистром.

П/хгвша классификации и тктройки морских с\х)ов XVI-10

2.2.3 Техническое наблюление за нроншолс 1 ном на предприятии (ниотопителе) с целью оформления СТО.

2.2.3.1    Техническое наблюдение включает следующее:

рассмотрение и анализ документов, представленных предприятием (изготовителем) (см. 2.2.3.2), подтверждающих способность предприятия (изготовителя) вытекать продукцию стабильного качества в требуемых объемах:

освидетельствование предприятия (изготовителя), включающее оценю системы качества производства продукции и проведение необходимых контрольных испытаний (см. 2.2.3.3): оформление СТО на выпускаемую продукцию (см. 2.2.3.4).

2.2.3.2    Предприятием (изготовителем) должна быть представлена на рассмотрение PC следующая информация:

краткое описание предприятия (изготовителя), содержащее данные о его организационной структуре, организации производства и управлении, ведомственной принадлежности или форме собственности;

перечень выпускаемых материалов, их характеристики. ТУ на поставку литеры не ниже «01» и другую техническую документацию, подтверждающую заявленные характеристики материалов: технологические инструкции на производственные процессы изготовления матерналов/конструкцнй из ПКМ (в зависимости от того, что применимо) и нормы контроля качества их изготовления: инструкции по правилам складирования и хранения исходных компонентов для производства материалов и их входного контроля;

справку, содержащую информацию об оборудовании и приборах контроля качества, используемых в процессе производства материалов, и уровне квалификации персонала лаборатории. выполняющего контроль качества изготовления продукции;

Сертификаты, подтверждающие наличие у предприятия (изготовителя) системы менеджмента качества:

программу контрольных испытаний образцов продукции:

результаты испытаний материала на соответствие настоящим Правилам и контрольных испытаний образцов материалов, подтверждающие закаленные характеристики и возможность использования материалов по назначению.

2.2.3.3    При положительных результатах рассмотрения документации, перечисленной в 2.2.3.2. провод1ггся освидетельствование предприятия (изготовителя) на предмет состояния организации и управления системой контроля качества продукции и наличия условий ее выпуска в необходимых объемах в соответствии с требованиями разд 8 части I «Общие положения по техническому наблюдению» 11рави.л технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов

2.2.3.4    При положзггсльных результатах освидетельствования предприятия (изготовителя) с учетом требований разд. 6 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов Регистр оформляет СТО на выпускаемые материалы.

2.2.4    Техническое наблюдение за изготовлением корпуса/конструкцнн нз ПКМ.

До начала изготовления предприятием (изготовителем) (верфью) до.лжно быть представлено: одобренная техническая документация в объеме, указанном в 1.4.2 (технические условия/ спецификация на ПКМ. технологическая инстру кция по изготовлению):

отчеты по результатам противопожарных испытаний ПКМ. выполненных в признанных Регистром лабораториях, с заключением о соответствии противопожарной зашиты требованиям настоящих Правил, в соответствии с которыми одобрен проект судна:

в слу чае применения ПКМ. не описанных в настоящей части Правил, отчеты по результатам испытаний ПКМ в соответствии с согласованной программой испытаний (см. приложение 2).