Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Инструкция распространяется на предприятия гражданской авиации, выполняющие работы ПАНХ, а также предприятия ГКНП и заказчика в части их касающейся. Инструкция определяет порядок организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС ГСМ, а также эксплуатацию технических средств ГСМ, учет, отчетность, технику безопасности на аэродромах ПАНХ
1 Общие положения
2 Организация работ на аэродромах ПАНХ
3 Обязанность и ответственность по организации работ на ПАНХ
4 Порядок обеспечения, хранения ГСМ, подготовки и эксплуатации технических средств. Заправка ВС ГСМ
5 Контроль качества ГСМ
6 Применение ПВК-жидкостей
7 Сохранность, учет, отчетность и рациональное использование ГСМ
8 Охрана труда и пожарная безопасность
9 Отпуск ГСМ с нефтебаз на аэродромы ПАНХ
Приложение 1. Типовая технологическая карта организации работ по поставке, подготовке и заправке ВС на аэродроме (площадке) ПАНХ
Приложение 2. Справочный материал
Дата введения | 01.01.1990 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
15.12.1988 | Утвержден | Министерство гражданской авиации СССР | 805/У |
---|---|---|---|
20.01.1989 | Принят | Госкомнефтепродукт РСФСР | 15--3/5-24 |
Разработан | УГСМ МГА | ||
Издан | Издательство Воздушный транспорт | 1990 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра гражданской авиации СССР В. М. Колесников СОГЛАСОВАНО Заместитель председателя Госкомнефтепродукта РСФСР 20 января 1989 г. № 15-3/5-24 |
Б. Е. Панюков 15 декабря 1988 г. № 805/У |
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ, КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА, ЗАПРАВКИ ВС ГСМ НА АЭРОДРОМАХ ПАНХ
л |
МОСКВА «ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ» 1990
Инструкция по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС ГСМ на аэродромах ПАНХ предназначена для инженерно-технических работников эксплуатационных подразделений гражданской авиации, связанных с организацией обеспечения работ ПАНХ
Инструкция разработана УГСМ МГА и согласована с ГУАРП, ГлавУЛС, ГУЭАТ, ГЭУ МГА, отделом охраны труда МГА. ГосНИИ ГА, ГПИиНИИ ГА «Аэропроект», а также ГКНП РСФСР
Разд. 9 «Отпуск ГСМ с нефтебаз на аэродромы ПАНХ* подготовлен отделом ресурсов и контроля качества ГКНП РСФСР.
5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГСМ
5.1. Лабораторный контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: 1. Приемо-сдаточный анализ осуществляется для проб ГСМ, отобранных по ГОСТ 2517-85 из средств поставки, прибывших на оперативную точку (ж.-д. цистерна, АТЦ, ТЗ, М3, бочки и др.). 2. При хранении ГСМ периодичность проведения контрольного анализа — раз в три месяца, полного — через шесть месяцев или но мере необходимости. 3. Температура кристаллизации определяется для топлива в случаях, когда отклонение показателя фракционного состава, 98 % отгона отличается от паспортных данных поставщика или контрольного анализа более чем на о °С. 4. Пересчет плотности при фактической температуре к плотности при 20 °С производить согласно прил. 2.6. 5. Температура вспышки определяется для топлива в случаях, когда показатель фракционного состава «температура начала перегонки» отличается от паспортных данных поставщика (или контрольного анализа) более чем на 5 °С. |
5.2. Поступившие на аэродром ПАНХ ГСМ разрешается сливать только в подготовленные (зачищенные) резервуары, после проведения приемо-сдаточного анализа и при наличии паспорта, выданного Поставщиком или лабораторией ГСМ авиапредприятия, подтверждающего его кондиционность. Результаты приемо-сдаточного анализа заносятся на оборотную сторону паспорта Поставщика лаборатории авиапредприятия и подтверждаются подписью лица его проводившего.
5.3. При наличии в резервуаре остатка той же марки ГСМ слив разрешается при выполнении требований и. 5.2 и наличии паспорта качества, подтверждающего кондиционность остатка, а также при отсутствии в донной пробе резервуара, после слива отстоя, механических примесей, воды, кристаллов льда, что фиксируется на оборотной стороне паспорта.
5.4. При поставке ГСМ автомобильным транспортом со склада ГСМ ОАО и с нефтебаз (при наличии паспорта качества лаборатории авиапредприятия, подтверждающего кондиционность ГСМ в расходном резервуаре склада ГСМ ОАО или нефтебазы) делается приемо-сдаточный анализ в соответствии п. 5.1; для всех других случаев поставок — приемо-сдаточный и полный анализ.
5.5. К заправке ВС допускаются ГСМ, имеющие действующий паспорт качества и прошедшие с положительным результатом аэродромный контроль качества.
5.6. Действующим паспортом качества ГСМ в резервуаре до 75 м3 в случаях пи. 5.2- -5.3 считается паспорт, который подтверждает качество большего объема одноименного ГСМ, находящегося в резервуаре; при объеме резервуара более 75 м3 — паспорт полного анализа лаборатории авиапредприятия.
Срок действия указанных паспортов качества ГСМ — до 3 месяцев; по истечении указанного срока делается контрольный анализ в лаборатории авиаиреднриятия.
5.7. Чистота масла, используемого для дозаправки ВС, проверяется визуально в пробе, которая разбавляется неэтилированным отфильтрованным бензином в соотношении I : 4. При визуальном просмотре на свет проба смеси, приготовленная в цилиндре или другой посуде из прозрачного стекла, не должна содержать посторонних примесей и воды.
5.8. Отбор проб ГСМ при авиационных происшествиях и предпосылках к ним осуществляется в соответствии с прил. 14 приказа МГА от 17.12.84 №265. Из резервуара в чистую сухую посуду, подготовленную специалистом службы ГСМ или лицом, имеющим допуск к этим работам, отбираются две пробы:
проба отстоя — 1,5 дм3 (для исследования в ГосНИИ ГА);
проба после слива 10 дм3 отстоя — 1,5 дм3 (для оценки кондиционности ГСМ).
5.9. Аэродромный контроль качества ГСМ включает ежедневные проверки перед началом полетов ВС:
проверку наличия действующего паспорта качества ГСМ;
проверку на отсутствие механических примесей, воды, кристаллов льда в пробе ГСМ, отобранной с нижнего уровня расходного резервуара после слива отстоя — раз в смену перед первой заправкой ВС. Топливо, налитое в чистую банку (0,5—1,0 дм3) из бесцветного прозрачного стекла, не должно иметь воды и механических примесей во взвешенном и осевшем на дно состоянии.
проверку слива отстоя с фильтров, сепараторов, отстойников и фильтров подвижных средств заправки ТЗ, М3 и др. перед заправкой ВС;
проверку исправности, укомплектованности средств заправки в соответствии с технологической картой;
проверку наличия в топливе IlBK-жидкости (в случаях применения топлив с ПВК-жидкостью) по паспорту качества или проведением анализа.
5.10. Слив отстоя и контроль чистоты топлива в баках ВС должен осуществляться в соответствии с указаниями МГА от 11.11.79 №247/У и от 29.01.87 №40/У; порядок использования отстоя топлива определен указанием МГА от 25.06.87 №5.1.40.
6.1. Ввод и контроль содержания ПВК-жидкости в топливе при заправке ВС производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной указанием МГА от 29.10.87 № 776/У.
6.2. ПВК-жидкости добавляются в топливо при полетах за Полярный круг, независимо от продолжительности полета и температуры воздуха в аэропорту вылета; в остальных районах — при температуре воздуха в аэропорту вылета +5 °С и ниже.
6.3. Норма добавления ПВК-жидкости: для вертолетов (0,1 — 0.15) % (об.); для вертолетов, базирующихся на ледоколах (0,2± ±0,02) % (об.); в остальных случаях—по приказу МГА №265 от 17.12.84.
6.4. ПВК-жидкость подается в топливо после фильтрации через фильтроэлементы из никелевой сетки саржевого плетения типа 1ГТФЗОСТ, 12ТФ29СН, 16ТФ20, ФГ11СМ, 15ГФ12СН. Если работа дозатора прекращается на срок более суток, необходимо освободить полость фильтра от ПВК-жидкости.
6.5. Разрешается приготовление и хранение топлива с ПВК-жидкостью в резервуарах вместимостью до 75 м3; срок действия паспорта качества в этом случае — 10 сут. с момента приготовления. смеси; по истечении 10 сут. контроль за содержанием ПВК-жидкости в топливе осуществляется повторно перед заправкой ВС.
6.6. Запрещается хранить и перекачивать ПВК-жидкости в контакте с цинковым и лакокрасочным покрытием.
7.1. Обеспечение полетов ВС ГСМ на аэродромах ПАНХ осуществляется за счет фондов ГСМ Авиации.
Предприятия-фондодержатели ГСМ должны вести учет движения и наличия ГСМ по каждому объекту Заказчика в количественном и денежном выражении.
Учет осуществляется на основании первичных приходно-расходных документов.
7.2. Получение ГСМ со складов предприятий-фондодержателей ГСМ производится ответственными лицами Заказчика по доверенности.
На отпущенное по доверенности количество ГСМ выписывается расходное требование (форма №М-11), один экземпляр которого необходимо направить Заказчику.
Полученные Заказчиком ГСМ списываются со склада ГСМ предприятия-фондодержателя и записываются в аналитическом учете по дебету субсчета №061 «ГСМ на складах Заказчиков по прейскурантной учетной цене».
7.3. Получение ГСМ Заказчиком с нефтебаз производится по фондам предприятия-фондодержателя на основании доверенности 14
Заказчика и требований (форма №М-11) предприятия-фондодержателя. Требования выдаются представителю Заказчика лицом, ответственным за учет на аэродроме ПАНХ.
7.4. Получение ГСМ Заказчиком со складов ГСМ или нефтебаз для прикомандированных экипажей производится на основании доверенности Заказчика и требований (форма №М-11), выдаваемых представителю Заказчика ответственным лицом прикомандированного экипажа. Выдача прикомандированному экипажу требований (форма №М-11), а также Расходных листов ГСМ (прил. 2.7) в количествах, необходимых на весь период работы по договору, осуществляется нредприятием-фондодержатслем ГСМ.
Требования (форма №М-11) должны иметь штамп с платежными реквизитами предприятия-фондодержателя ГСМ и регистрационный номер.
Учет и выдача требований осуществляется отделом бухгалтерского учета и финансов предприятия-фондодержателя ГСМ в соответствии с инструкцией МГА от 25.06.75 № 32/И.
7.5. ГСМ, завезенные на аэродромы ПАНХ, должны использоваться только по прямому назначению.
Порядок сдачи ГСМ под охрану устанавливается в договоре применительно к местным условиям наравне с другим авиатех-имуществом.
Перед полетами ВС ответственное от Авиации лицо при приеме ГСМ, сданных под охрану, должно проверить сохранность пломб на резервуарах (ТЗ, АТЦ, таре) и количество ГСМ.
7.6. Количество заправленного в ВС топлива определяется по счетчикам-литрометрам средств заправки или эталонной бочке за вычетом слитого из баков ВС отстоя, фиксируется в Расходном листе ГСМ, который ведется в двух экземплярах под копирку по каждой заправке и заверяется подписями экипажа ВС и ответственного лица от Авиации.
Ежемесячно экипажем ВС выписывается требование но форме № 1-ГСМ на общее количество выданного для заправки ВС.
По окончании работ по договору выписывается требование на количество ГСМ, заправленное в ВС за период после последнего отчета.
7.7. Количество собранного за отчетный период отстоя топлива фиксируется ответственным лицом Авиации в расходном листе ГСМ.
По окончании работ по договору остатки топлива необходимо сдать на склад ГСМ предприятия — фондодержателя ГСМ или перевезти на аэродром ПАНХ, где планируются работы. Порядок сдачи и перевозки оговаривается при заключении договора.
7.8. В период работы по договору ежемесячно по состоянию на первое число ответственное за учет лицо Авиации (прикомандированного экипажа) представляет в отдел бухгалтерского учета и финансов предприятия — фондодержателя ГСМ Расходные листы ГСМ с требованиями (форма № 1-ГСМ), а при получении ГСМ с нефтебаз — и приходные документы.
Копии Расходных листов ГСМ должны оставаться у исполнителя.
По окончании работ по договору ответственное лицо Авиации (прикомандированного экипажа) должно отчитаться перед пред-приятием-фондодержателем об использовании ГСМ, требований (форма №М-11) и Расходных листов ГСМ.
7.9. На первое число каждого месяца на аэродромах ПАНХ, оборудованных стационарными средствами хранения ГСМ, проводится инвентаризация ГСМ и составляется акт снятия остатков, который в десятидневный срок представляется предприятию — фондодержателю ГСМ.
7.10. Проверка измерительных приборов, применяющихся при учетно-расчетных операциях, должна производиться ведомственными или государственными метрологическими олужбами в соответствии с ОСТ 54000— 85.
На резервуары должны быть составлены калибровочные таблицы.
Уровень ГСМ в резервуарах измеряется с точностью до 1 мм метроштоком или рулеткой с лотом.
Плотность определяется нефтеденсиметром (ареометром) с точностью до 0,5 кг/м3; температура — с точностью до 0,5 °С.
Объем ГСМ в автомобильных цистернах определяется по полной их вместимости (по указателю уровня) или по показаниям объемного счетчика.
Вместимость автоцистерн должна проверяться органами Госстандарта не реже одного раза в два года.
8. ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
8.1. Все работники, связанные с применением ГСМ, должны проходить инструктаж по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности, а также медицинское освидетельствование.
8.2. К работам с вредными условиями труда не допускаются подростки моложе 18 лет, а также беременные женщины и кормящие матери.
8.3. Для защиты от механических, химических и термических воздействий необходимо применять средства индивидуальной защиты и спецодежду.
8.4. Резервуары или другие крупногабаритные емкости для хранения ГСМ должны иметь стационарные лестницы с площадками и перилами.
8.5. Заправку ВС необходимо осуществлять строго по технологии Типовой технологической карты.
При верхней заправке ВС необходимо водителю (члену экипажа или яругим лицам, допущенным к заправке) страховать подъем (спуск) исполнителя, производящего заправку, по стремянке |«
на плоскость самолета, а также подавать ему или принимать от него раздаточный рукав.
При заправке ВС необходимо находиться с наветренной стороны для того, чтобы исключить попадание ГСМ на незащищенные участки кожи.
8.6. При проливе топлива в процессе заправки ВС необходимо прекратить заправку ВС и удалить топливо с поверхности ВС. При разливе на землю покрыть место разлива огнетушащей пеной, отбуксировать ВС и убрать пролитое топливо.
8.7. При заправке ВС запрещается:
запускать двигатели или проворачивать винты двигателя ВС;
производить заправку с работающими дизельными двигателями топливозаправщиков и работающими двигателями АТЦ;
заправлять (загружать) ВС химикатами.
8.8. Запрещается производить заправку ВС неисправными или недопущенными к работе заправочными средствами.
8.9. Площадки для приема и хранения необходимо оснащать первичными средствами пожаротушения согласно прил. 2.8.
8.10. Вновь вводимые площадки для хранения ГСМ должны располагаться не ближе 50 м от мест стоянок ВС и ВПП, а стационарные заправочные агрегаты систем ЦЗС — не ближе 5 м и не далее 20 м от ВС.
Разрешается располагать тару для сбора отстоя топлива, а также резервуары (АТЦ) объемом менее 10 м3 на расстоянии не ближе 25 м от мест стоянок ВС.
8.11. Сливоналивные пункты, резервуары, насосные станции, фильтры и стационарные заправочные агрегаты должны быть оборудованы стационарными заземлитслями.
Фланцевые и муфтовые соединения топливопроводов и технологического оборудования должны иметь токопроводящие перемычки.
Все средства заправки, а также сливоналивные пункты должны быть оборудованы тросами выравнивания потенциалов.
8.12. Не реже одного раза в год при подготовке аэродрома ПАНХ к работе необходимо производить измерение омического сопротивления заземляющих устройств объектов, сооружений и оборудования, проверять исправность токоведущих стренг раздаточных рукавов пунктов выдачи ГСМ и средств заправки.
Ежедневный визуальный контроль их состояния и исправности осуществляется ответственным лицом на аэродроме ПАНХ.
9. ОТПУСК ГСМ С НЕФТЕБАЗ НА АЭРОДРОМЫ ПАНХ
9.1. Поставка нефтепродуктов авиапредприятия МГА СССР производится предприятиями нефтепродуктообеспечения в соответствии с Положением о поставках продукции производственнотехнического назначения, утвержденного постановлением Совета
Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888 на основании заключенных хозяйственных договоров. Отпуск ГСМ с нефтебаз предприятия нефтепродуктообеспечения осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР», утвержденной 15 августа 1985 г., и «Временной инструкцией по контролю качества нефтепродуктов в системе Госкомнефтепродукта СССР», утвержденной 29 декабря 1984 г.
9.2. Учитывая особые требования к обеспечению сохранности качественных показателей авиаГСМ и в целях обеспечения безопасности полетов, при приеме, хранении и отпуске авиаГСМ проводятся следующие дополнительные мероприятия:
отпуск авиаГСМ с нефтебаз Госкомнефтепродукта на аэродромы ПАНХ производится на специальных автономных пунктах выдачи, которые должны оснащаться средствами хранения, перекачки, сепарации, фильтрации и учета авиаГСМ.
Строительство новых пунктов выдачи авиаГСМ на нефтебазах осуществляется на основе договоров между авиапредприятиями и территориальными управлениями ГКНП.
Технологическая схема пункта выдачи авиаГСМ (прил. 2.11) разрабатывается совместно нефтебазой и авиапредприятием, которому принадлежит аэродром ПАНХ, и согласовывается с территориальным управлением ГКНП.
Работы по созданию новых пунктов выдачи выполняются силами базового аэропорта совместно с Заказчиком и за его счет.
После окончания строительства пункта выдачи авиаГСМ и проведения испытаний оформляется акт (прил. 2.12);
эксплуатация новых пунктов выдачи авиаГСМ на нефтебазах осуществляется в соответствии с договором авиапредприятия и территориальным управлением ГКНП.
Перед выдачей топлива сливается отстой с фильтров и сепараторов и проверяется визуально наличие воды и механических примесей.
В процессе выдачи авиаГСМ нефтебаза контролирует состояние фильтроэлементов (фильтрочехлов) по показанию манометров или количеству прокачанного топлива и ведет учет по форме согласно прил. 2.13. При достижении предельно допустимого значения перепада давления на фильтрах (сепараторах) или максимальной величины количества прокачанного .топлива нефтебаза сообщает авиапредприятию о необходимости замены фильтроэлементов (фильтрочехлов).
Замена фильтроэлементов (фильтрочехлов) осуществляется специалистами службы авиапредприятия; ими же пломбируется корпус фильтра (сепаратора);
состояние и исправность пункта выдачи ГСМ и лабораторного оборудования на нефтебазах ГКНП ежегодно проверяется и фиксируется актом (прил. 2.14);
руководством нефтебазы назначаются ответственные работники для эксплуатации пунктов выдачи авиаГСМ и проведения контроля качества авиаГСМ, которые допускаются к самостоятельной работе после инструктажа, проводимого специалистами службы ГСМ базового авиапредприятия;
при наливе авиаГСМ в автоцистерны отбор проб производится представителями нефтебазы и получателя согласно требованиям ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб» для проведения контрольного анализа и хранения на случай получения претензий.
После отпуска авиаГСМ выдается паспорт качества, где отмечается номер резервуара, из которого выдан ГСМ, дата изготовления ГСМ. На лицевой стороне паспорта указывается на отсутствие воды и механических примесей за подписью ответственного лица.
Значения показателей, которые не определяются в лаборатории нефтебазы, проставляются по паспорту поставщика (завода-изго-товителя ГСМ), что оговаривается в примечании.
Лабораторный контроль качества проб авиаГСМ, направляемых с аэродромов ПАНХ, и анализ содержания ПВК-жидкостей в топливе осуществляется лабораторией нефтебазы ГКНП по договору.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Представитель Заказчика Представитель Авиации
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА *
организации работ по поставке, подготовке и заправке ВС на азродроме (площадке) ПАНХ
№ пп |
Наименование технологической операции |
Периодичность исполнении |
Исполнители |
Порядок проведения работ |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.1 |
Допуск к рабо тс средств транспортирования ГСМ (АТЦ. АШ ” |
1. <> Перед отправкой иа нефтебазу |
гдетва транспортир! Ответственное лицо Авиации совместно с водителем АТЦ |
звания и заправки Проверить: наличие акта о допуске средств перевозки ГСМ,, оформленного согласно п. 2.1 настоящей Инструкции; чистоту емкости АТЦ (визуально) *•*; наличие н исправность средств пожаротушения и заземляющих |
При положительном результате проверки дается устное разрешение наполнении АТЦ |
1.2 |
Проверка состояния и допуск к работе средств заправки |
В начале смены. перед началом работы |
Ответственное лицо Авиации |
Визуально проверить: наличие пломб на горловинах емкостей, бачках с ПВК-жид-костью, фильтрах н измерительных приборах; |
При положительном результате проверки делается отметка в журнале |
* Разрабатывается авнапрсдприятисм. к которому относится азродром ПАНХ, применительно к местным условиям.
*• Аналогичная проверка производится ответственными лицами совместно с водителем при отпуске топлив ••• В том случае, если для перевозки авиаГСМ используется емкость, в которой перевозили другие марки ГСМ. необходимо се зачистить и составить акт в установленном порядке.
•••• Здесь и далее подразумевается журнал проверки качества ГСМ и допуска технических средств к работе (прял. 2.3).
1.3
Прием ГСМ из средств транспортировки (АТЦ, АЦ)
Перед сливом
Ответственное лицо Авиации совместно с води ■ гелем АТЦ
исправность и надежность за-зсмлитсльиых устройств: отсутствие течи из сальниковых уплотнений, фланцевых соединений и запорной арматуры: состояние раздаточных рукавов и надежность их креплении к штуцерам барабаиоп и наконечникам нижней заправки (РП);
наличие упорных колодок и средств пожаротушения;
оборудование выхлопной трубы искрогасителем;
наличие пломб на огнетушителях н соответствие огнетушителей установленным срокам годности;
исправность наконечников нижней заправки (РП). целость и чистоту фильтрующих сеток в них, наличие брезентовых чехлов для наконечников заправки Проверить:
наличие заключения в паспорте качества о соответствии ГСМ требованиям ГОСТ;
наличие пломб на горловине емкости, кране слива отстоя;
количество ГСМ в емкости и сверить с данными накладной поставщика.
Произвести приемо-сдаточный анализ
Подготовить АТЦ к сливу, для
установить АТЦ на пункте приема. установить упорные колодки, заземлить АТЦ. подсоединить троса выравнивания потенциалов.
При положительном результате проверки про изводится СЛИВ
Согласно п. 5 настоя щей Инструкции
НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ |
УКАЗАНИЕ 15 декабря 1988 г. №805/У
Москва
О введении в действие Инструкции по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов ГСМ на аэродромах ПА ИХ
В целях дальнейшего совершенствования организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями на аэродромах IIAHX
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.90 Инструкцию по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами на аэродромах ПАНХ.
2. Организовать изучение Инструкции с работниками, участвующими в организации и обеспечении работ на аэродромах ПАНХ. Направить до 01.01.91 в УГСМ МГА предложения по уточнению ее положений.
3. Привести объекты ГСМ и средства заправки воздушных судов на аэродромах ПАНХ в соответствие с требованиями Инструкции.
4. В пункте 3.2.25 и 2.3.28 Инструкции по применению и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в гражданской авиации (приложение к приказу МГА от 17.12.84 №265) вместо слов «Правил поставки и контроля качества авиаГСМ для временных аэродромов и площадок ПАНХ» записать: «Инструкции по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки воздушных судов ГСМ на аэродромах ПАНХ».
В
| ||||||||||||||||||
2. Заправка с помощью подвижных средств заправки |
22
2.3
Проверка чис |
Перед заправ |
Ответственное |
Слить отстой из отстойника ТЗ |
тоты топлива |
кой |
лицо за заправку |
и проверить топливо на содержание механических примесей, воды и содержание ПВК-жидкости в |
топливе |
При отсутствии механических примесей и воды дается разрешение на заправку.
Сделать отметку на оборотной стороне паспорта о разрешении заправки
I (одготовка к заправке
Заправка ВС
Перед заправкой
Во время заправки
Водитель ТЗ
Водитель
Подъехать к месту стоянки ВС. получив указание на запранку.
По команде ответственного в данное время за ВС лица установить ТЗ на ручной тормоз в 5 м от ВС. выключить дизельный двигатель (карбюраторный двигатель не выключается), зафиксировать ТЗ упорными колодками.
Заземлить ТЗ. подсоединяя гибкий металлический трос со штырем к контактному устройству аэродромного заземлителя.
Обеспечить выравнивание потенциалов между корпусами ТЗ и ВС. соединить гибкий металлический трос ТЗ с неокрашенной металлической поверхностью ВС-
Полностью размотать раздаточные рукава ТЗ.
Соединить наконечник нижней заправки (ННЗ) с бортовым заправочным штуцером ВС. предварительно подключив штырь ННЗ к приемному гисэду борто ного заправочного штуцера; открыть клапан ННЗ.
При верхней заправке соединить штырь троса раздаточного крана с бортовым гнездом ВС. снять колпачок с РП и опустить кран в горловину топливного бака ВС
Получив разрешение на заправку ВС и сведения о режиме заправки, открыть задвижку на всасывающей линии ТЗ. запустить двигатель, включить насос, открыть соответствующие задвижки
5. С вводом в действие Инструкции считать утратившими силу: пункт 8 приложения 28 и пункт 3.3 приложения 6 к приказу
М ГА от 17.12.84 №265;
Правила поставки и контроля качества авиаГСМ для временных аэродромов и площадок ПАНХ, утвержденные МГА 07.09.83 № 48/И;
указания МГА от 04.10.84 №689/У-2 и от 19.06.85 №516/У-2 раздел 6 Инструкции о порядке ведения учета, отчетности и расходования ГСМ в гражданской авиации от 01.08.84 № 26/И и пункты 5 и 6 приложения к указанию МГА от 12.08.86 №526/У-1.
6. Контроль за выполнением указания возложить на начальника УГСМ МГА.
Первый заместитель'Министра
гражданской авиации Б. Е. Панюков
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на предприятия гражданской авиации, выполняющие работы ПАНХ, а также предприятия ГКНП и заказчика в части их касающейся.
1.2. Инструкция определяет порядок организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС1 ГСМ2, а также эксплуатацию технических средств ГСМ, учет, отчетность, технику безопасности на аэродромах ПАНХ3.
1.3. Организация и выполнение авиационных работ осуществляются в соответствии с «Основными условиями выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства воздушными судами гражданской авиации СССР», а также «Положением о выполнении авиационно-химических работ в сельском хозяйстве».
1.4. Работы выполняются по договорам между эксплуатационными предприятиями гражданской авиации, именуемыми в дальнейшем Авиация, и заинтересованными организациями, именуемыми в дальнейшем Заказчик. При заключении договоров на авиационные работы предусматривается строительство объектов и сооружений ГСМ, которые должны отвечать требованиям ВНТП-б— 85 с учетом настоящей Инструкции.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА АЭРОДРОМАХ ПАНХ
2.1. Поставка (завоз) ГСМ на аэродром ПАНХ разрешается при наличии:
приказа авиапредприятия о допуске аэродрома ПАНХ к эксплуатации;
акта приемки и ввода в эксплуатацию новых объектов и сооружений ГСМ, средств заправки ВС, измерения и количественного
учета ГСМ. Акт оформляется комиссией авиапредприятия, в ведении которого находится данный аэродром;
акта допуска к работе действующих объектов и сооружений, средств транспортирования и заправки (прил. 2.1). Допуск средств транспортирования Заказчика осуществляется совместной комиссией аналогично допуску ТЗ (заправочного агрегата) к работе;
назначенных приказом лиц*, ответственных за организацию поставки, подготовку, контроль качества и заправку воздушных судов ГСМ, за техническое состояние и эксплуатацию средств транспортирования, хранения, фильтрации, заправки, учет, сохранность, соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности на аэродроме Г1АНХ;
технологической карты организации работ по поставке, подготовке и заправке ВС горюче-смазочными материалами с учетом местных условий (прил. 1).
2.2. При получении ГСМ с нефтебаз применительно к местным условиям разрабатывается «Инструкция по отпуску авиаГСМ с нефтебаз на аэродромы ПАНХ».
3.1. При заключении договора на работы ПАНХ Авиация оговаривает с Заказчиком, а при необходимости оформляет это дополнительными условиями договора, ответственность и обязанность Заказчика в вопросах:
выделения резервуаров для хранения ГСМ, средств транспортировки, тарных хранилищ для авиамасел, смазок, спецжидкостей, обеспечения служебным помещением;
направления своих работников (водителей АТЦ и др.) в авиапредприятие, с которым заключен договор на выполнение авиаработ, или на которое возложены обязанности по заправке ВС ГСМ, для стажировки и инструктажа по работе с ГСМ и спец-жидкостями;
определения приказом по своей организации ответственных работников для работы с ГСМ и спецжидкостями. Один экземпляр приказа Заказчик направляет в авиапредприятие;
выполнения своими силами работ по установке и монтажу технологического оборудования ГСМ, зачистке резервуаров, АЦ, АТЦ и обеспечения охраны ГСМ и специмущества;
* Письменный договор о полной материальной ответственное!и может заключаться с ответственными лицами в случае, если они занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ГСМ Перечень т^ких должностей и работ, а также типовой договор о полной материальной ответственности изложены в приказе МГА v)i 26 04 78 №63 6
ответственности за целевое использование ГСМ, а также после завершения работ перевозки остатков ГСМ на другой аэродром ПАНХ или сдачи на склад ГСМ базового аэропорта;
ведения бухгалтерского учета отчетности о движении ГСМ (в случаях, когда обеспечение ГСМ полностью возлагается на Заказчика);
проведения инвентаризации ГСМ.
3.2. Авиация:
осуществляет стажировку и инструктаж работников Заказчика и Поставщика по работе с ГСМ и спецжидкостями, при успешной сдаче зачета выдает удостоверение на право самостоятельной работы;
представляет Заказчику и Поставщику необходимую техническую документацию, техническую консультацию. Оказывает Заказчику помощь в приобретении технологического оборудования ГСМ для аэропортов ПАНХ;
приобретает технологическое оборудование, необходимое для строительства пунктов выдачи у Поставщика (фильтры, сепараторы) ;
создает и оснащает пункты выдачи авиаГСМ у Поставщика силами базового авиапредприятия совместно с Заказчиком и за его счет;
организует ежеквартальный контроль за сохранностью и качеством ГСМ и техническим состоянием средств транспортирования, объектов и сооружений ГСМ. При необходимости оказывает помощь Заказчику по устранению выявленных недостатков;
отвечает за организацию лабораторного контроля качества ГСМ, если это не возложено по договору на предприятия и организации других ведомств.
3.3. Поставщик (предприятия системы нефтепродуктообеспечения) и Авиация заключают договор на поставку нефтепродуктов, в котором оговаривается порядок выдачи ГСМ с нефтебаз в транспортные средства Авиации или Заказчика и ответственность сторон за количественную и качественную сохранность ГСМ. Направляет своих работников, осуществляющих прием, хранение, отпуск ГСМ на авиапредприятие для прохождения стажировки и инструктажа но работе с ГСМ. Определяет приказом по своему предприятию ответственных работников для работы с авиационными ГСМ.
4. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ ГСМ, ПОДГОТОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
4.1. Порядок поставки ГСМ определяется договорными обязательствами и может полностью возлагаться на Заказчика или Авиацию, Поставщика.
4.2. Аэродромы и площадки Г1АНХ оборудуются отдельными для каждой марки ГСМ резервуарами с кранами слива отстоя и обособленными технологическими трубопроводами. Обвязка резервуаров — двухтрубная.
На постоянных аэродромах и площадках резервуары должны быть обвалованы. Обвалование должно вмещать не менее 50 % объема всей резервуарной группы, а для одиночных резервуаров — не менее полной их вместимости.
Высота обвалования должна быть не менее I м, шириной в верхней части не менее 0,5 м.
Места хранения ГСМ на временных аэродромах и площадках окапываются полосой не менее 1 м по ширине.
Горловины и краны слива отстоя заполненных резервуаров пломбируются.
ГСМ в таре необходимо хранить пробками вверх в складском помещении отдельно от автоГСМ.
Тара с ГСМ и спецжидкостями пломбируется.
При отсутствии помещения тарные ГСМ и спецжидкости разрешается хранить под навесом. Площадки для открытого хранения ГСМ и спецжидкостей в таре должны быть расположены выше прилегающей территории не менее чем на 0,2 м.
Тара (бочки) распределяется в группы по маркам (сортам) находящихся в них ГСМ и спецжидкостей. У каждой группы устанавливаются таблички с наименованием содержимого в таре и датой его изготовления (для ПВК-жидкости — с надписью «Ядовито») .
4.3. На постоянных аэродромах и площадках ПАНХ участки для хранения ГСМ необходимо оборудовать стационарными пунктами приема, состоящими из технологических трубопроводов, насосов, запорной арматуры, быстроразъемных соединительных устройств и фильтров.
Слив ГСМ может осуществляться самотеком или с использованием передвижных средств перекачки ПСГ-75, ПСГ-160, МНУ Г-80 и ручных насосов типа БКФ-4.
4.4. Заправку ВС при малых расходах топлива следует производить малогабаритными заправочными агрегатами УЗС-7Б и ФЗА-З, а также с помощью упрощенных систем ЦЗС или топливозаправщиков (прил. 2.2 рис. 1 и 2).
Ежедневно перед началом работ проверяется готовность средств заправки к работе в соответствии с Технологической картрй.
Результаты проверки заносятся в журнал проверки качества ГСМ и допуска технических средств к работе (прил. 2 3).
К заправке ВС допускаются только исправные и укомплектованные оборудованием средства заправки.
4.5. Упрощенные системы ЦЗС должны обеспечивать: прием, хранение и отстаивание топлива; фильтрацию и водоотделение;
дозирование ПВК-жидкости и учет выданного топлива;
защиту оборудования от гидроударов и статического электричества;
опорожнение топлива из раздаточных рукавов.
В качестве заправочных средств системы ЦЗС могут применяться стационарные заправочные агрегаты АЦЗ-С.
На стационарных заправочных агрегатах (кроме АЦЗ-С) упрощенных систем ЦЗС устанавливаются фильтры ТФ-10 с фильт-роэлементами 8Д2.966.055.
Система фильтрации упрощенной системы ЦЗС и пунктов налива ТЗ должна обеспечивать не менее двухкратной фильтрации топлива по следующей схеме:
СТ-500 (с фильтрочехлом 7-183-10) —ТФ-10 (с фильтроэлемен-
том 8Д2.966.055);
или ФТВ-1500 (с фильтроэлементами 8Д2.966.115 и 8Д2.966.800).
В районах Крайнего Севера и районах с повышенной влажностью необходимо предусмотреть установку двух фильтров-сепараторов параллельно или уменьшить расход топлива через фильтр-сепаратор на половину его номинальной пропускной способности.
В качестве средств перекачки топлива в системах ЦЗС должны применяться насосные агрегаты АСЦЛ-20-24, СВН-80 и др.
Дозирование ПВК-жидкости должно осуществляться: счетно-дозирующими установками УСМТ-1 и УИАТ-1; дозаторами 8Д2.966.993, 86-3-02К и установкой УЗС-7Б; упрощенными дозаторами по схеме (прил. 2.4) или в соответствии с п. 6.5 настоящей Инструкции;
самодельными дозаторами, допущенными к работе приказом командира предприятия ГА.
Перед заправкой ВС необходимо убедиться в правильности установленной дозы на дозирующей установке, а в процессе заправки контролировать ее работу по показаниям мерного стекла расходного бачка.
4.6. Контроль за перепадом давления на фильтрах и сепараторах упрощенных систем ЦЗС (пунктов налива) и на средствах заправки при их работе необходимо осуществлять не реже одного раза в день, как правило, при первой заправке ВС (наполнении ТЗ).
Смена фильтроэлементов (фильтрочехлов) должна производиться по достижении предельно допустимых перепадов давления или выработки ресурса по прокачке с учетом гарантийных сроков (прил. 2.5).
Минимально допустимый перепад давления после замены фильтроэлементов (фильтрочехлов) при номинальной пропускной способности не должен быть ниже указанного в прил. 2.5.
На самотечных системах ЦЗС перепад давления может не контролироваться; смена фильтроэлементов (фильтрочехлов) осуществляется согласно прил. 2.5.
При расходе топлива меньше номинальной пропускной способности фильтра минимально допустимый перепад давления может допускаться ниже указанного.
4.7. В качестве раздаточных рукавов на средствах заправки и пунктах налива необходимо применять резиновые бензостойкие напорные рукава диаметром 38 и 50 мм, изготовляемые по ТУ 38 105620—78.
В нерабочем положении рукава должны быть смотаны, наконечники нижней заправки и пистолеты — зачехлены брезентовыми чехлами и уложены в закрывающиеся металлические ящики.
4.8. Допускается производить заправку ВС топливом из эталонной бочки, проградуированной согласно указанию МГА от
29.10.87 № 776/У.
4.9. Заправка маслом производится из маслозаправщиков. Допускается заправка из специального ведра с носиком через воронку, с сеткой, имеющей 8000—10000 ячеек на 1 см2 (№0056 или №0063 по ГОСТ 6313-53).
4.10. Техническое обслуживание сооружений, объектов и оборудования ГСМ на аэродроме ПАНХ проводится в объеме и в сроки, установленные Типовой технологической картой.
Перед началом работ ПАНХ, а также по мере необходимости базовое авиапредприятие должно проводить техническое обслуживание сооружений, объектов и оборудования ГСМ в объеме Регламента по техническому обслуживанию сооружений и Технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения от
10.11.88 № 41 /И.
4.11. Все резервуары для хранения ГСМ подлежат обязательной зачистке не реже одного раза в год, а также при ремонте или необходимости с оформления акта.
В случае хранения ГСМ более одного года зачистка резервуаров проводится после их освобождения.
Зачистка емкостей АТЦ производится два раза в год (к ВЛН и ОЗН), а емкостей ТЗ — один раз в год, а также при необходимости.
Расходные бачки для ПВК-жидкости зачищаются не реже одного раза в квартал.
Тара (бочки) должна зачищаться (промываться) перед наполнением ГСМ, а также по мере необходимости (при обнаружении в ней загрязнений). Кроме того, перед наполнением тару (эталонные бочки) необходимо проверить: нет ли ржавчины на внутренней поверхности, убедиться в наличии пробок с прокладками, приспособления для пломбирования (опечатывания) и в том, что она промыта продуктом, который в ней будет храниться.
На эталонную бочку наносится надпись «Эталонная» и указывается марка ГСМ (ТС-1, Б-91/115).
4.12. Проверка и допуск средств транспортирования ГСМ осуществляется по технологии Типовой технологической карты с составлением акта.
ю
1
Здесь и далее под ВС подразумеваются самолеты и вертолеты гражданской авиации.
2
Под ГСМ имеется в виду авиационные бензины, топлива для реактивных двигателей, авиационные масла, смазки, спецжидкости, отработанные нефтепродукты.
3
Под аэродромом ПАНХ подразумевается взлетно-посадочные полосы (площадки), временные аэродромы,- вертодромы специально подготовленные и оборудованные для взлета и посадки воздушных судов, на которых выполняются, как правило, сезонные работы