Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

350 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе учитываются изменения в техническом оснащении разрезов, горнотехнических и горногеологических условий, применение новых технологий и приемов работ, организации производства, параметров и элементов систем разработки.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть 1 Схемы ведения горных работ при транспортных системах разработки

Введение

1 Современное состояние и перспективы отрытых горных работ на угольных разрезах

2 Общие особенности типовых технологических схем и их систематизация

3 Элементы системы разработки

4 Средства механизации горных работ и внутрикарьерного транспорта

5 Расчет производительности оборудования

6 Схемы путевого развития

7 Карьерные автомобильные дороги

8 Параметры и показатели буровзрывных работ

9 Рекультивация земель

10 Организация работ

11 Оперативное планирование работы вскрышкых комплексов методом имитационного моделирования

I Технологические схемы вскрышных работ (схемы 1 - 31)

     1.1 Схемы разработки уступов сплошным забоем (схемы 1 - 19)

     1.2 Схемы разработки мощных междупластий наклонными слоями с применением железнодорожного транспорта и БВР (схемы 20 - 22)

     1.3 Схемы разработки высоких уступов слоями (схемы 23 - 29)

     1.4 Схемы разработки уступов с подъемом породы на концентрационный горизонт с применением железнодорожного транспорта и БВР (схемы 30, 31)

2 Технологические схемы добычных работ (схемы 32 - 70)

     2.1 Схемы разработки угольных пластов сплошным забоем (схемы 32 - 41)

     2.2 Схемы разработки сложных забоев (схемы 42 - 70)

3 Технологические схемы нарезки уступов (схемы 71 - 76)

4 Технологические схемы проведения траншей (схемы 77 - 89)

5 Технологические схемы отвалообразования (схемы 90 - 100)

Часть II. Схемы ведения горных работ при бестранспортных системах разработки

Введение

1 Опыт применения бестранспортной системы разработки на угольных разрезах СССР

2 Область рационального применения бестранспортной системы разработки

3 Систематизация технологических схем

4 Средства механизации горных работ

5 Элементы системы разработки

6 Расчет производительности вскрышных экскаваторов

7 Параметры и показатели буровзрывных роабот

8 Рекультивация внутренних отвалов

9 Организация работ

Технологические схемы вскрышных работ с применением простой бестранспортной системы разработки (схемы 1 - 10)

Технологические схемы вскрышных работ с применением усложненной бестранспортной системы разработки (схемы 11 - 37)

Приложение. Краткие технические характеристики современного и перспективного горного, транспортного и вспомогательного оборудования угольных разрезов

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.11.1991УтвержденКорпорация Уголь России
РазработанВНИМИ
РазработанМГИ
РазработанКарагандагипрошахт
РазработанУралгипрошахт
РазработанКузбассгипрошахт
РазработанВостсибгипрошахт
РазработанИнститут горного дела им. А.А. Скочинского
РазработанСибгипрошахт
РазработанОбъединение Кузбассразрезуголь
РазработанОбъединение Красноярскуголь
РазработанКонцерн Эстонсланец
РазработанОбъедиение Сахалинуголь
РазработанНИИОГР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

КОРГЮРАЩЯ 'УГОЛЬ РОСХИИ*

РООЗЯЛАЯ WXA 'УГОЛЬ открытых РШГ' НАУ4*3-ИСХаЕДОВАТНиЬООЙ И 11К;ёХ1ШЛШСГРУКГОРаОЯ ЮСГИТУТ ID ДЩЧЗ ДОНН iKXCIUaUX OTrOVTbUi СПОСОБОМ (НИСГР)

л воздан

Корпорацией 'Угод» ГОССИИ' 29 («ябри 1991 г.

тоюаыв тсмакгифскж схаь

В-*3«Я ГОРНЫХ РАВ07 НА УГОЛЬНЫХ ИЬРЕЪАХ

ЧвлЛимек, 1991

Г*м транспортов систем» разработки основным» хдзсснрла-•„•нонным» грязная ам» является (табл.II): вид работ к» уступе, вия транспорте, способ подготовки горнов «осы к выеи»е, залегание пластов. К дополни тельюп» признакам относятся: способ погрузки, направление отработки заходам, число проходов экскаватора яри отработке заходах, схема подачи транспорта под погрузку к др. По виду работ на уступах технологические схем: разделяются: на схем! вскрывал работ со сплеввов межой горной массы в забое и темной сдоят; на схем! ДОбЫШИХ работ со сплотой выомсой угодной пластов к раздельной выстой уголыал пластов к меядупласткй; на схема нарезки уступов, про воде кия трахеей и от вале образования.

По виду транспорта схема разделяется на схема с аелеэмо-деровоеи», автомобильным и конмйермам транспортом. ЕЦа транспорта определяется в зависимости от дальности транспортирования, условий залегания пластов, объемов гиремодвиия горной нас см, размеров карьерного поля. Явлезнодоромый транспорт применяется в основном при значительных расстояниях перевоэох (более 3 км), большх объемах горной массы на разрезах нобольвой и средней глубины. Автомобильный транспорт предпочтителен на иебольоих участках разрезов с коротким» расстояниям» перевозки (до 3 км) и относительно наболыпаа объемам» горной массы. Конвейерный транспорт обычно применяется для трансгергировахня угля с глубоких горизонтов.

IVм «ионной разработке уступ отрабатывается баз разделения горной массы ил отдельные комитенты (уголь, порода). Ори раздельной выемке уголь и порода извлекается отдельно. В зависимости от условий залегания и типа погрузочюго оборудования разработка осуществляется путем оргаииэащи нескольких грэходов экскаваторов, аре иг иного складирования утдя или порозы к прим:-пенил золоти тельного оборудования. При этом правильный шбор схем добычных работ обеспечивает возможность значительного еок-pw,nw зкспдуагацистмл потерь угля.

Нарезка уступов и проведение трамвей осудествляется при поникании работ и в зависимости от угла наклона пластов и места »алеке1е*я третей производятся в один или насколько проходов экскаватора. Разработка мюторокдсиия обычмо осучествдяется с Г0)1оонтальным подвигаикем уступов. В отдельных случаях, в част->,ас*я при наличии мооных ммщупластяй на наклонных пласта», г.ра-**п,вт<5я раз работка их слоят. Слоям» вынимаете* такай и высокие »«тугъ.

10


Система тжзвдш твхмологм'лсыпс схем ••денхя горвсс работ на угольных разрезах

ТоОлиц» II


2.2. Разработка

сложных забоев

Вид

трансоэрта

(Наличие

(буро-

1ЯГ

I Номера ! схем 1 |

железнодорожные

7Л2

автомобильный

13,14

15^19

келезмодзровшй

20-22

келезиодорниоо1й

.

23-26

ал го мобильный

.

26-29

железнодорожный

эоГз!

авто «обильный

конвейерный

-

40.41

-

аелеэмздоротмй

автомобильный

ъя

аолеэнодзролвшй

71-74

азтомзбидымй

75.76

желоэнодарожый

77-63

автомобильный

84-09

келезмз до ройный

90-95

ко»бииир©ва>«ыа

-

96

аа тс мобильный

-

97-ICO

Вид работ на уступах 2 3 4 1 5


to

трвнсгкрта и

А А АША


i mv imnmwi I,

° ° з is


з з


i t

< ?


*    *    *    i

8 18 3

ж О О А 1 ' ■■


о о о


3.    Технологические cxeiai нарезки уступов

Карелка уступов с применением желеонодарэжного транспорта

■ БЙ>

Нарезка уступов с применением автомобильного транспорта и БИ>

4.    Технологические cxe»ai проведения траипей Проведение тракэвй с прьскеиекиен железнодорожного транспорта и БЕР

Прозе Денис гранка е пртеиекием автомобильного транспорта

и БЕ?

5.    Техно логх>«схио cxewj от золообразования Отвалсобраэоааиие при желеэнодоролоюм транспорте Ствалообразование при комбинированном транспорте с перегрузочюж пунктом

Отаалообразоваксе при автомобильном транспорта

3. ЭИИЛУ СИСТЕМЫ РАЗРАВОТЖ

X основным вдем*нтам систем# разработки относятся жсотв уступе, охр их* захода, перине три развале взорванной горной несем, ерике рабочей плоцадда, утям откоса уступа, длина {роите работ.

Определение элементов систем! разработки производится по результатам квуммх исследований и опыта работы горних предприятия с учетом регом>ндуем>го сочетания погруэочмгс и транспортных средств.

Высоте уступ* и «ир*<а захода долины обеспечивать безо пасность ведения работ при рациональном использовании погрузочного и транспортного оборудования, призабойного пространства и рабочей плооада уступа.

Полная шр*ма рабочей плооада уступа (в м) определяется суммой слетахцих ее элементов

Ш/)Я - U    *О,

где Ш - имхыальиая шрама рабочая плседдхи, м;

6„ - «ирима полосы безопасности (призmi обручения), м;

О - x-aputa резервной полосы, м.

Минимальная гярина рабочей плооада (• и) при железнодорожном транспорте без примзнекия бурювзригмых работ определяется по форпдо (рис. 1а)

ш • л + Cj* е * с,+п}*п:    <и

с применением буровзрывных работ на буфер (рис.16)

Ш ш 6С * A a Cj +Е * Ct + П, г/7;    (2)

с применением буровзрывных работ на развал (рмсЛв)

12 л


Рис.1. Cxetu к расчету мирит рабочей плоэдкм


при автомзбильмои транспорте без применения буровзрывных работ

Ш »А -С *5ЛУ + R. +П;    (1а)

с применение и буровзрывных работ на буфер

Ш • вс *А »С *ВЛЫ е/5„ *П;    {2а)

с применением буро взрывных работ на развал

UJ • А +&Х +С +6ЯЧ +В. *П,    (За)

где А - вирвна эвходти зисхаватора, м;

Сг - расстояние от июней бровки уступа или развала до оси железно доровно го пути, и;

С - расстояние иг*ду осям» железнодорожных путев, м;

С, - расстояние от оси железнодорожного сути до полосы

для размерения дополни тельного оборудования и проезд всподогатеяьного транспорта, и;

(If - скрина полосы для размену кия устройств электро -сняв летя, м;

П - влрмня полосы для раз игре ни я дополнительного оборудования и проезда всоомзгателъного транспорта, м;

6е - трина буфера, м;

лк- прирадоние «верит развала, м;

С - расстояние от июней бровки уступа или развала до хромки проезжей части ai-то дороги. и;

8дУ- трона проезжей частя автодороги, м;

в, • виряна сбочит автодороги, м.

В расчете ведхчкаш рабочей слоцадхи у'анты веется аирята обочаош автодороги со стороны нюи-лежаче го уступа.

При отработке уступа с применением буровзрывтх работ взорванная заходка может быть отработана за один или за два прохода экскаватора.

Ирм ОДОМ проходя экскаватора хряка взры пашей заходх*

• массиве до**на «опираться таким образом, чтоб* общая шкрт-н* развала выла равна 1,5 радиуса чер<ыикд экскаватора на уродов столом (R чу). Дм доадол вкскаааторов по условиям безопасного вращтхл хвостовой част* * обеспечоим подов 5-о груз к* ковва *слпзнодорса»в1Я гута мояет вить отодвинут от ос* хода эхсхааатора и вкрои развала увеличивается до I.7R чу. В этом случае несколько усложняется отработка енотеj (оокм-доююй) част* разила, но это окупается скикгиием объемов путепсреуаладолва работ.

Ц* отгрузке вэорваовю* заходя* за дн прохода экскава-тора псрхм проходом отгрукается низкая част в заходк* на ао-лпэиодороювя дуть, остамшйся в полоаемяи от предедудой заходя*, вторым проходом - при пороуловеином пут* с после дупрш использованием этого дут* для первого прохода при отработке следукщей взрывной заходя*.

Дкя обеспечения погруз** развала за один проход экскаватора додано шпожяться условие

A ajX • Кз • Р ЧУ, за дм прохода экскамтора

А та X - 2Кэ • R ЧУ ,

где Кэ - яозф4»пз»нт заходк*, Кэ ■ 1,5-1,7;

Кчу - радиус черпания эх ехал» торя на уровне стояняя, м.

Прирадоике кмрихы развала рассхтмвается по эьеирогжеко*

{с payee, получение Я в результате обобщения результатов лроьяа-

дХ - 2.5 . Куп •<    ,    (    4    )

где Куп - *©»W*i*ewT, учмтмвлхххяЯ ехшу взрывания. При порядной схемэ взрывания Куп-1, при диагональной, треугольной и водопой схемх Кув*0,6«0,75;

Л - высота уступа, м;

р, - расчптинй удельный расход ВВ, иг/м3.

Ьмрын-а заходи* в массиве из условия размещения развала пр одом проходя экскаватора

А - Кэ • R ЧУ - 2,5 . Куп . к рй ,    (    5    )

15


T* W* проходах

А • 2Кэ • R ЧУ - 2,5 • Куп • к <fp

Эти форв<улы »сгут быть испэльэоваш дм расчета вэрывасмоЯ заходах и параметров буровзрывных работ.

Прм производстве tapunotx работ форма И конфигурагви римда зависят от выоо-m взрываемого уступа. В соответствии с требоваюиш ’£дашв правил безопасности’ высота забоя при отработке взорванного массива m должна проявить повтори вме о ты черпани экскаватора. &юога уступа ваяет бить определена из условия равенства плодадеЯ развала Sp м заходам в массиве Sn с учетом ковффнцисит» разрыхления горио* массы при взрыва (рже.2)

Ор • Sfi •

ОрионтирюВО410 можно принять

V.

£г»(/Л 't*)j ; Sm‘ к, к а .

хооффкдокт разрмхяония порода в раз пало; (места развала, м.

(А ♦ 0,5ЛХ)/, - Кр к А

Импя ввиду, что к, »1,5Нч, а л Х-2,Ы(уп / $р , можно определить максимальиу» высоту уступа в м

( у )

к - _Lfcll-,

Кр-А - 1,075-Куп-Нч- Ч-р

где Нч - максимальная высота черпания экскаватора.

Принимаемая высота уступа не должна предавать огрюдедяецлв г» дахноЯ фораогл».

По это* формуле ьпжот бить определена высота уступа при взрывании на развал без пршвнеиня подгорной стенки (буфера).

При взрывании с буфером, в соответствии с иттодагвеким руководством 00 буропэрммол* работам, имрина буфере В орывнти-ровочао опредедаотся по формуле:

( 8 )

В - 0,4ЛХ - Куп к fr •

си


О Л Го О CD о ООО СИ


£fc

8


л гч> о а о (яюооо


о    о    о    о    о    о    о    о о о    о    о    о    о    оо

N)    М    W    Ю    М    М    О    М    М V» V)    *ГО    М    V)    м    О    ГО То

Ь    Ь    Ь    Ь    b    b    i>    го    i> ь

•••••• •■•■••• • • •

СО Л Л СИ >7 О W W W А (Л О» О) ГО СО Л


Г??йооГоооо (

3 8 о н К В SS2 3SSо    О    О-


о о о о о о

Уь’ь'Пь

О ООО о о

ХЙЗЗвК


I I


о о о о о о

sttm

• •••••

о о о о о о

??Т?f?

н м м м м м

-О «О О CD СО О


о о о о

sm

л си а» о

f”p f f

ними

го го го го


о    о    о    о    о    о    оооооооо    о    о    о о    о

••••••••    •    •    • •    «

го    го    го    ю    го    го    гогогогогогогого    ГО    ГО    ю го    го

о    о    о    о    Ь    Ь    bbbbbbbb    b    b    b b    Ь

•    •••%•    •*••••••    •    •    • •    •

•о о о о о о -ОФСГООООО Л СГ О СЕ о


ЗЙЙЗй SKKSSfS


mu


S


о о о о о о

ШШ

••••••

о о о о о о


I I I


о о о о о

£ ГО ГО Го го

. > > b ь

о о о о о


о о о о V го го го

£ <ь ь ь

о о о о


U


• • •


■8


в

к


SI


HHVoxwt eodxoNodcu в«ьэсd *rt wkkJjoik^ *£*344

>

*




9 4".

(V о о




9 & е» &» о>_ о»


о о" о о" о* о о


a* ^ со


i?C4ji9»oiar'Oia


ООО


шззззззд

оооооооооо



0> » о> ® г- ч> л

‘9*9 9*9*9* • *1 °1 *4 °1 *4 о о о о о* о о



2 Я SJ



33



о л о


I


л V по

^^To^To^evcacv

C^CN^CVCVOOOO '

о о о о

® О «V •* «5 м м м м

Л

2 Я Я Я Я*



(ма буфер, без буфера). Результаты расчетов предсталлею! в табл. 12.

В дайкой случае удельный расход ВВ характеризует крепость зэрываемэй порода. Как видно. область применения способа отработки взорванного блока »а одан проход экскаватора ограничивается породами средней и кипе средней крепости с удельным расходом Е8 0,2-0,3 кг/м*. В боаее крепких породах кирина развала увеличивается и, чтобы его отгрузить »а один проход, необходимо сужать з«ходку в массиве, а это не выгодно, т.к. значительно снижается выход горной массы на метр передвину того пути.

В связи с этим в породах средней и вь»е средней крепости схедает отработку ааходки производить за два прохода экскаватора или организовать взрывание блока на буфер. При взрывании на буфер высоту уступа следует снижать в связи с тем, что туи взрывании в зажатой среде взорванная масса расжряется вверх. Максимальная высота уступе определяется по фор^ле 7.

Бохъхая сирина заходив также нежелательна, т.к. при втом узелтлвается рабочая длсвядиа в целом, что прыводат к неоправданно^ с пере ко кис всхршм(х работ. Таким образом, при легко взрывав ил породах целесообразно разрабатывать заходху за один проход эхекалатора, при средне взры мела породах - за два прохода или за один проход о взрыванием на буфер, при

трудно взрывав «а» породах - за два прохода или за один и два прохода с взрыванием на буфер.

Тяговые размеры элементов забоя при применении экскаваторов с погрузкой на уровне стояния и верхней погрузкой приведены в табл.13 и 14.

Таблица 13

Типовые размеры забоя при применении экскаваторов с погрузкой не уровне стояния

Элементы забоя

1ЭКГ-5Л |2 [ЭКГ-4,ffijc

т

Ш№ЖФ

ate i_

Высота черпания экскаватора максимальная, и

10

13,5

15 17,1

EWcora уступа максимальная при отработке ,*м:

без буровзрывных работ

10

13,5

15 17

е бурс взрытыми работала!:

без буфера

16

20

22 25

с буфером

12.5

17

18,7 21

Про» ляг мне тайл. 13


шь*-ш

Элемент* забоя

Hi19W*#'

SJS4SST-?*

вез буроюрм»»* райот 14 с вуроюрывиыш работам:

18

22

25

без буфера:

за один проход 9-1I

10-17

15-23

15-20

за дал прохода 1!>-24 с буфером:

12-37

17-40

15-43

за одни проход 9-12

10-19

16-24

15-22

за два прохода 18-26

Расстояние от оси хода зкеяалвтсра до бром* забоя, и:

28-38

40-50

32-45

ииевней 5

5.8

7.2

7.5

внутренней 9

12,2

14.8

13,5

и) определяется по форели 7

п) определяется по формулам 5,6,8 и мзотраше рис.З.

Таблица 14

Типом» раз игры элементов забоя при

применении эискалаторов с верхней погрузкой

Заем™ „а,. |ЗКГ-4у(аИГ-£у »

ЭНГ-б.Эу

ЭКГ-Оу

1 Угол устоймеого откоса уступа.

градус

• 34 Г 45 I 70 f

31_L

45 f 70 1

34 I 45 I 70


РУ«>осц. ы‘

ХЗДГЙГ-!»-*»


•^iuiacHoc P*CCTOW« от оси

•"Утренней

: 60

60 80

60

60

80

60

60 80

’ 8,0

10,5 11,0

13,0

16.5

18,0

12,0

16,0 18,0

7.5

1

4.5 2.4

Н.5

7.5

3.5

H.S

7.5 3.5

1

2.5

1

2.5 2.5

2.5

2.5

2,5

2.5

2.5 2,5

м:

II.5

II.5 И.О

14.0

14.0

14.0

14.0

14,0 14,0

7.5

7,5 13.0

9.0

9.0

17,0

И.О

И.О 20.0

''19,0

19.0 24,0

23,0

23,0

31.0

25,0

25.0 34,0


3 случае оврлзомимя 'козырьков" и нависей доли* применяться допожительные способы и средства для их ликвидации или высота уступа долина быть уменьшена.

При разработке породоуголькых уступов с нахлоюшм зале ганмеы Пластов (20-70°) высота уступа ограничивается во условие прочерпывлиия ковшом экскаватора, йюзта про нерпы вахня породеугодыюго контакта в оааисиыосты от угла падения пласта при ыинииальноы я иисимпдмюм расстояния* установки экскаваторе показана на рис.4.

Ширина полосы безопасности (призм обрушения) определяется по фзрчглс (в ы)

&t »А (efyot.    (9)

где Ыф - угол устойчивого откоса уступа, градус; о< - угод откоса рабочего уступа, градус.

Конкретные параметры откосов, указанные в теххзлогических схенах, подучены с учетоы гсоввтричссшжх параметров прилитого оборудования.

В тех случаях, когда фимно-механичесхие свойства горой пород и гидрогеологические условия ыестороаденкя *сгут способ-стаэвать развит кг деформаций бортов уступов и отвалов, их параметры до ляны определяться гсомехамижским расчетам и согласовываться с ШИШ.

Раэм'ры элсметов рабочих пдоеддок уступов, ва исилвчен* ей ширины рсэермоЯ полосы, спреде ля стел в зам» си мости от физике-механических свойств вскрышных пород и угля, а твиле от параметров го рио транспортного сбору до вянхя (табл.15, 15а).

Таблица 15

Типовые размеры элементов рабочих плочядок при ке хсэкодороднои транспорте

!_Экскаватор


Элементы рабочей плоцадки


Михяммыюе расстояние от оси

лелевнодпроююго пути до нижней бровки уступа (развала), и

3.5

5.0

6.0

Расстояние моду осям лелеэио-

4^5

4.5

4.5

дэрожмх путей, м

7.0

8.0

в.о


Продолжение тайл. 15

Расстояние от оси железнодорожного пути до полосы дополнительного оборудования, м

2.5

2.5

2.5

Кирина полосы для раэмецемия дополнительного оборудования, м

6

6

6

Зе£ЕН«тор


Элежктм рабочей плевал*»



Примечание. Данные а числителе - при применения тепловозной или «эвльэдектрической тяги, в знадоматслс при прв-ие нении контактных злектродоэов.

Таблица 15в

Тавоте размеры зле ментов рабочих плевало» при автомобильном транспорте

Элементы ребоче* пяовадхи

'-%»*»«??£. -

\ж-*;    ;    gfrif-5    i”-”

2

2

2.5

3,5

4.5

11/6

14/7

!</?

1С/8

20/10

1.5

1.5

1.5

2.0

2.5

6

6

6

6

6


iw- ж

Расстояние от никме ? броаки уступа иля развела до проезжей части автодороги, м

I

Кирыма проезжей части автодороги, м

П/6

Кирина обочины автодороги, м

1.5

Ькрипа полосы для размедомкя вспомогательного оборудования, м

6

Прим»чание. Датак в числителе . дм двухподосмэй. в зил мекатслс для однополосной проозией части автодороги.

Рис.4. Греф*».» изменения высоты уступа - (по условие прочер»)ваии* контакта) е зависимости от угла падения пласта { Г ) прм минимальном (а) и максимальном Ш расстоянии от места установки экскаватора до плоскости контакта уголь-порода

I, 2, 3, 4. 5, 6 - дли экскаваторов соответственно JKr-SA. ЭКГ- 0и , ЭКГ-12,5, ЭКГ-4у, ЭКГ-6,Зу, ЭГО-8

ведав

В местоящее вреда не угодная разрезах стрел иа»лк*»гся богобъеда кекршшх ■ дзбычвпс работ - около 1500 иж.игорной дассы а год. В 1991 г. на разрезах *ооте«про«« СОСУ имелось а налич» 1966 одаокодаотгх эхскааатороа, вэ кмх 489 драглайна больмой « средне* швюсти, 147? м»!лопат с едаость» ■соааа от 3 до 35 м*. На перевозае всхримю пород ■ угла используется 1296 аоиомзтиаоа, №63 дудаклрок груэоподьевезсть» от 60 до 180 т, 3171 автосашсаала груэоподьсдаостье 27-180 т. Протяженность желеэмо*>рои1«л путей составляет ‘-МЯ дм, в т.ч. на уступах и отвалах - 1894 дм.

Рааюобраамо типов экскаваторов ■ траиспортмя средств в штреком диапазоне горио-геологичвеих услодай тзммет иообхо даьпсть применения большого количества разхк-лоа техло вопле елях схем ведения гортая работ. Анализ сряшеняема технологических схем свидетельствует о том, что на различая разрезах окт су-чвегввкю отличается как по количеству и составу иерашруемдх пврааетров в покаватеаей. тал в по абсохптзода дх амчвжям.

Совершенствовал* технологических схем к улучшение покааа-теавй работ на угодная разрезах вокмошао цугам отидавацв п^аштров н ВВЯ1С11ТОВ систем разработка, а также качасткеаоая и кожпетвепая соотношений оаиошюго к вспомогательного оборудования в различали горнотехнических условиях.

В 1974 г. институтом ЖИ0ГР раз работал: первое издание ^вювмх техмологкчвехих схем ведения горних работ иа уголыая рмрезах (ПС), Гда кпарав* бмли представденм технологкчеевз» сгеш » систематиэироваимом и уи*{1п»фовави>м виде орл ивдввно-*Ч»«ном. автомобильном транспорте и б«странепорттея системах Разработки.

В I9W г. Ifcoor во громом ССХУ утверждено второ# жадаиме ПС («»Двтельство -Hejpa", 1982). в котором более полно отряда*! с****' салектжвиой разработка уступов, схода подготовки уступов, cxeiai ведении добтая работ. В этом издании таив гром»дека е*е1*метжэ41ви техно во пг* ежих схем, улучшена структура и уточат «пета* покаватевай садах схем.

Зе арен» действии выпущенных ПС 10-15 лет прожзоали еу-**Ст*в°йа* жэ*)иенжя гориогеож>гич»сжих ж гориотехжчюких технического оснащения разрезов и, самое главное, в Уро** катталыоя м яке вдует алойных аотрат иа содаршаюю

горного ж транспортного оборудования ж производства горкл работ в целен.

В условиях про водою* политики хозяйстве ото го расчета и зконоавчвекого регулирования производства последнее обстоятельство играет бодьщу» роль, т.и. уровень в соотношение затрат по видам оборудования предопределяет « качественен и кояи-чествевав соотношения, радомадьму» структуру технологий, еда-кичнуе мояйюсть оборудования, элементы ж параметр* самих схем. Так, за последнее 15 лет о игрекапасе развитие получила самая дорогая технология горкл работ е пре*пением автомобильного транспорта, уделыв/Я вес которой повысился на 17*, в го время как удгльдай вес более деметл систем с желеэнэдорошам и бестранспортной значительно снизился. Во mom случаях неоПравдаи-ам оказалось в правюненме оборудования больаой вдютчюй меш-ности.

В связи с излеченным разработана новая редакция ТТС, к которой учмтмваггся изменения в техническом осдащении разрезов, горнотехнических и гормогеологических условий, применение новых технологий и придаю в работ, организации производств, параметров я элементов систем разработки.

В разработке I чести типовых схем пржихмяхм участие: Недов И.И., Ддамиров В.И., Длеинн Б.Г., Анпилогов А.Б., Неюмев А.С., Галкин В.А., Грмнцоа В.А., Вагин Э.В., Васильков D.M., Бортников В.П., Егоров М.0., Пономарев А.*., Нсчунвев В.Н., Тмнтеров И.А., Брмодаев В. А., Гордиенко Б.Д., Богомолов С.В., Юааив С. А., Григорьев А.И., Мамонтов В.М., Савченко А.Я., Томвков П.И., Макиеев В.П., Таикинов А.С., Кононов А.П., Усенко C.D.

При подготовке настоящего издания болюсу» помадь оказали работжки концернов и объедай сил* Т^эбассразрсэуголь*. "Красно-ярсдуголь". "3cToi*uai*4". "Окхалдауголь", институтов «V. ИГД км.А.А.Скочинскопэ. ЕМвМ, Скбпшроаяхт, Карагвмддгмпроаахт, ^алгипрочахт, Ьзстсибгипроявхт, Кузбасспстроаахт.


i. соврглгжзг состсяшЕ и перспяси» развития откилых гота раьот на угслькос разрезах

Советски* Союз занимает одно из ведущих пост » мире по добыче угля. По орехи* ОСИ * 1990 г. всего » мир* добито около 4900 млн.т угля. В СССР - 703 мхи.* иди 14,3% от мирового объем» добычи, * СПА - 18,3%, в НИР - 21.6%. 3* последние 10 дет объем добыч* угли в СПА и ЮТ постоянно возрастает. Открыло# способом в 1990 г. добмто в СССР 46,3% угля, в COI - около 60%, в ЮТ - около 7%. В СССР и в педуцхх капиталистических странах открыты* способ развивается опережасщими темпами.

СССР располагав? значительными запасами угля. Евламсотыв запасы, пригоднме для открыто# разработки, составляют 455 от обрего количества разведанных запасов. По состояние на 1.01.1991г. в Иикугяепроме СССР деяствуст 84 разреза и несколько участков открытых работ при вахтах. Распределены разрезы по территории страны неравномерно. В РО#С? действуют 63 разреза, на Украине 7, в Казахской ССР - 8, в Узбекской ССР и Кыргызстане - 6. Добыто угля в 1990 г. в РСвСР - 67,0% от общего объема добычи открытым способом, на Украине - 2,0%, в ХазахскоЯ ССР - 28,5%. в республиках СреднеЯ Азми - 2,6%. Объем угля для коксования составил в I9W г. 5,8% от оСцего объем» добычи открытым способом в стране.

Угольные ыестсроадекия, раэрабвтывамаю в СССР открытым способом, характеризуются больоим разнообразием горно-геологических условия. Распределение числа разрезов по условия! разработки приведено в табл. 1. Сложнее залегание угольных пластов (см.табл. I) характерно для ы*есго рождения с антиклинальными и синклинальными складками. Число разрезов по количеству разрабатываема пластов и их суымарноЯ мощности распределено относительно равномерно. По углу падения иаибольвее число разрезов (40,5%) разрабатывают месторождения со срежительио простые#* условиями - горизонтальное и пологов залегание пластов. Относительно высок удельный вес числа разрезов (19%) со сложным залеганием сайт пластов.

Те 6л* i# 1

Горно-геологические условия открытое разработки угольных месторождений (по состояние на X.01.1991 г.)

Количество ржэрябаты-    Но^мвльмя'мэдн^Г'.......Irw'падения"

«“«.ИИ!..................."!««!...................MfSKI__

коли

чество

пластов

ЧИСЛО

раз

резов

уделы*»*

вес

рв|ревсв

значения . нежности, и

ЧИСЛО

раз

резов.

удель

ны»

вес

разре

зов,*

знече-чисяо уделы*»Я иия раз- вас угла, peace реаревов г ре- X

ДУС

I

21

25,0

до 5

12

14,3

до 5 25

29,8

2

19

22.6

5,1-15

23

27.4

6-10 9

10,7

3

12

14.3

15,1-25

11

13,1

11-30 13

15.5

4-6

15

17,9

25,1-40

J7

20,2

31-56 II

13,1

7-10

9

10,7

40,1-60

10

И.9

66-90 10

Н.9

ставе !0

8

9.5

г

I

О

и

13,1

сложное 16 залегание

19.0

Всего

84

100

Всего

84

100

Всего 84

100

Среднегодовая добеги на один разрез * 1990 г. составим 3,92 или.т угля. В табл. 2 приведено распределение удельного васа добычи угля на дейстауежих разрезах в зависимости от горнотехнических условий вадакия гордое работ. В мястсчюе время основной облей добычи (около 90*) осуществляется на рал ревах с глубиной от 60 до 200 м. Уделышй вес числа разрезов е такой глубине* составляет 75*. На разрезах с глубиной сееве 150 м объем добычи угля равен 38*. В то же время число реаревов с такой глубиной всего 22,(Л. Эе проовдяие 10 лет число разрезов глубиной до 50 и умень*жлось не 5,8*. Глубиной от 51 до 150 и осталось не том же уровне, а глубине* сееве 150 и - увеличилось на 6,в*.

На «болели» объем добычи производится на гориэоитаяъдо» и пологих месторождениях (44,4*). Объем добычи на наклонных и крутых месторождениях распределен относительно равномерно. Наименьем* объем добычи -не месторождениях со сложнее» залеганием уролъдо» пластов (9,В).

Более W* угля добывается на разрезах, отрвбатыавхдшх 1-3 пласта. Су«*вриал мощность пластое также влияет на величину добываемого угля. При разработке пластов средней нежности и мещдо» производится каиболь-■и* объяв» добычи (71,2*).

s


Таблиц» 2

Распределение добычи угля по условия! разработки на д«Яствупф« разрезах а 1990 году

Наименование

Интервалы

Удельный вес Добычи, %

показателев

значений

Глубина разрезов, и

до 60

6.9

М-100

33,2

101-150

21,9

161-200

34,0

4.0

Угол паданка пластов.

____......

до 5

31,2

градус

6-10

13,2

II-30

13,5

31-56

12.6

56-90

20,6

слали ое

_______________________»*«£««__________3*1_____

Количество пластов

1

2 3

4-6

7-10

_ более IP_________ _

17,0

15.2

29.3

24.3

5.6

8.6

Сумм*риал нормальная

АО 5

6.9

кониость пластов, и

5,1-15

17,2

15,1-25

7.6

25,1-40

21,6

40,1-60

15,8

более 60

30 л9

Производительность разреза

до I

5.2

"о угле, млн.t/год

I.I-6

30,2

6,1-10

17,8

10,1-15

12,3

16,1-20

4.9

"~ --■---- .. , .г.

-ЛЯтЛб.___________

J&A......

Продоллеиие Tail. 2

||

11

Интервалы

значений

Удельный

добычи

Ксз«М*1»хент вскрыши.

ДО 2

37,0

м3

2,1-3

16.7

3.1-4

2,7

4,1-Ъ

7,7

6,1-10

28.6

более 10

7.4

Таблица 3

Распределение объемов горный работ по вилам транспорта в 1990 г.

Вид транспорта

члн.м» 1

_____

млн.т 1

Залеэпэдороюш*

351,2

26,0

154.6

49,1

Автомобильный

511,6

40,8

123.7

39.3

Кейве йер**й

9.8

0.8

34.6

11.1

Бестранспортная

всирыва

334,8

26.7

-

Отвальные мосты

25.9

2.1

-

-

Гидравлический

17.9

1.4

0.8

0.2

Прочие

3.0

0.2

1.0

0.3

Всего

1254,2

100

314.7

ICO

С пса 70S от общего количества одиоковвовых экскаваторов приходятся нв механические лопаты. Парк та пре дета мен 4 моделями экскаваторов Э6Г с емкостью ко во» от 4 до 35 м*. и более 10 моделями экскаваторов тип» ЭКГ е емкостью ковоа от 3 до 20 м*. Структур» парка экскаввторов-мекяояат по емкости ковав следуемая: до 4 м* - 26,81. от 4 до в м* - 48,«С. евьпе 8 м*- 24,61. Преобладают экскаваторы с относительно небельао* емкостью ков». На разрезах получили распространение сладу»»» модели экскавв-тороа-мехлопат: Э«Г-4.«£; ЭКГ-5А; ЭКГ-Ъ.Эу; ЭКГ-6,Эус; ЭКГ-8; ЭКГ-8м; ЭКГ-10; ЭКГ-12,5; ЭКГ-20.

Оягакцие экскаваторы используются в основном при бестранспортной технологии раэработяи всирыи»в« пород. Списокое количество драглайнов на 1.01.91 составляет 409 единиц. Паря драглай-моа представлен 13 моделям. По емкости ковав структура парив оагасфа экскаввтсров оледуюцая: до 10 м* - 65,41; от II до 20м* -32,91; свизе 20 м* - 1,7*. Наиболее распространены на разрезах - Эв-6/45; Э&-Ю/60 (Э&-Ю/70); ЭО-11/70; 30-13/50; 30--15/90; Эв-20/90.

Зр^ективность добычи угля во жогом связана с работой карьерного транспорта. На разрезах применяется несколько видов транспорта. Автомобильный транспорт используется как основой

ь

вид транспорте, так и а комбинации с кеяеэмодорояшм и конвейерным видами транспорт*. За последим* 25-30 лет автотранспорт, среди других видов транспорте, получил маибольвее развитие. Структур» парка и производителе ост» технологических автомобилей представлена в табл. 4.

Таблица 4

Структура парка и производительность технологических автомобилей a 1990 г.

---------?M«i5.5»!?S4!f?SSW»________________

........

Количество, ВТ.

426

1762

ICO

520

2

171

151

40

Удельный вес. *

13.4

56,5

3.2

16,3

0.1

5.4

4.8

1.3

Производительность, гас.т/год

233

334

556

851

III9

1140

771

«26

Среднее расстояние перевозок технологическим автотранспортом по Нкнугдепрому СССР в 1990 г. составило 2.9 им.

Подвили о* состав хеяезнодорокиого транспорта на разрезах представлен электровозами, тепловозами, тягоаьам агрегатами, думпкарами и полувагонами. Структура парка хохомотивов по Мичуглепрому СССР дана а табл.5. Количество думпкаров равно 6683 гг. Структура парка думпкаров: грузоподъемностью 40-60 т - 12*. 00 т - I.8X, 100-1» т - 76.». 140 т и вш» -- 7,7*. Протккенкость кезеэиодрохиык путей свозе 5 гас.км. Протяженность передвижных путей с сете ваяет 37* от обцей протяженности путей. На уступах 69* переделите путей.

В 1990 г. 66,1* ескрмзннх пород отработано с предварительным рыхлением буровзрывлш способом. Парк буровых станков на конец 1990 г. составил 649 малин, из них 39.» - станки «пекового бурения и 51,9* - станки веревочного бурения. Пнсхоаые станки на разрезах представленм 4 моделями, из которых наибольоее распространение получили станки С8Б-21СВ&-2м) и СЕР-160. Парк еаротечкых станков представлен II неделями. Преобладает следу свис модели: 2060-203 - 19,2*, 2СБЮ-20СН - 17,9*, 2СБО-25Сай--32 - 8.21, 4СБО-2СО-40 - I2.7X, ЭСЫМОО-бО - 17.», 603-200-36 - 10,7*. Данные о роботе станков 9 иолом по Минуглепроцу СССР приведем в табл.6.

Табл и,* 5

Структуре парка и производительность локомотивов > 1990 Г.

Показатели

———---

электро- тяговые тепловозы - агрегаты

Количество, от.

101

369

ВЭ6

Годовая производительность локомотивовосоставп на вскрышных роботах, tuc.iT

906

1246

1149

Средняя вместимость яокомоти-вососпв на вывозке вскрывю»

пород, и*

26В

442

346

Таблида 6

Производительность станков и расход бурения

Показатели

Дсбычтая

работы

Век рамные работы

Годовал производительность на один списочный станок,тыс.и

31,6

36,0

Расход бурении на 1000 т. и

13,0

-

Расход бурения на 1000 и3, и

29,4

Краткий анализ состояния открытых горных работ показы-мат, что разрезы Отрасли раболют в различных горно-технически условии, достаточно оснащаю* современно* техникой и способны устойчиво енлбоать народное хозяйство углем.

В перспективе в крупнейших угледобывающих странах мира предполагается увеличение добычи угля. В КИР прирост добычи угля к 2000 г. планируется I42t, СОА - III*. СССР - 116*. Доля открытого способа добычи также возрастает. В КНР намечено резко увеличить добычу угля открытым способом и довести ее только на строящихся разрезах до 200 мли.т в год. В СОА доля открытого способа останетс* приблизительно на современном уровне - около 60*. В СССР плажруется к 2000 г. довести добычу угля открыло* способом до Sft-K*. Увеличение добычи угля открыть* способе* в СССР намечено за счет ввода в эксплуатацию крутых разрезов и рексжстругции существующих с приростом мощности.

В предстоящие 10-15 лет в Советском Сосое будет действовать около 100 разрезов. На части разрезов маяушсти будут выбывать кди частично снижаться в свяли с отработкой запасов и ухудшением горно-геологических условия разработки. Часть разрезов планируется построить. Среднегодовое количество равреэоа увеличится незначительно. Строительство новых и расширение действующих разрезов будет происходить в основной в Кляпами бассейне, Казахстане (ЭТОЮ в объединениях 'Востсибуголь*, *Дмьвостуголъ*, “Красноярскуголь".

По количеству преобладав*»»" в период до 2000 г. будут разрезы с производственной иооиостьс менее 5 илн.т угля в год (70-751). Объем добычи на этих разрезах в сравнении с 1990 г. практически не изменится, а уделыый вес в общем объеме добычи снизится с 35,41 в 1990 г. до 17-201 в 2000 г. Количество разрезов с производственной моврюстьв от 5 до 15 мли.т увеличится в 1,7 резв.

Доля их в общем объеме добычи сохранится иеимеккой на уровне 25-301. Число разрезов-гигантов с производственной мощностью самое 20 ман.т увеличится в 1,8 раза. Доля их в общем объеме добычи возрастет. Среднегодовая добыча угля на один разрез а 2000 г. составит 5,7 мли.т.

Число разрезов по количеству разрабатываемых пластов в ближайшие 10 «от изменится незначительно. Нескольхо увеличится число разрезов, отра беты ваших 4-6 пластов (на 6-71) и уменьшится на 4-Ы число разрезов, отрабативающих свыше 10 пластов. На уровне 701 сохранится объем добычи угля па разрезах, разрабатывающих 1-3 пласте.

В период до 2000 Г. число разрезов, разрабатывающих пласты сушарной мощности до 25 м, увеличится (табл. 7). Число разрезов, раэрабатыващих пласты средней мощности, уменьшится. Соотношение удельного веса добычи на разрезах, раэрабатыващих пласты различной суммарной мощности, в основном сохранится. При разработке пластов средней мощности и мэщых объем добычи составит 66-701.

Изменение удельного веса числа разрезов по углу падения по сравнению с современным состоянием сведущее (табл. 7): число разрезов, разрабатывающих горизонтальные, пологие и наклонные пласты, увеличится. Число раэреэоо, раэрабатыващих крутонахлоинмо (31--55?) и крутые (56-90®) пласты, уменьшится. Такая ив тенденция наблюдается я по удельному весу объема добычи.

С учетом строительства одних разрезов и доработки других существует медленная, но устойчивая тенденция увеличения средней по угольной про*аклениости глубюы разрезов. В 1995 г. средняя глубина разрезов состевит 106-110 и, в 2000 г. - I15-120 и, а в 2006г-

Таблиц» ?

Горно-геологические условия открыто* разработки местороадекий на перспективу

Сумм риал нормальная    Угол    падей    ля пластов

!KW?St>-M?ST09....................................

знача- удалыми вес    значения    удеяьнм*    вас

»*     BHBfMIjS__ угла. ----ВНИИ!----

“«;и    1995г. 2000 г.    г^с    1995г.    2000    г.

КОСТИI

до 10

22,7

20,0

до 10

49,4

40.9

V-

33,3

36,6

П-30

23,4

25.5

25,1-40

16,0

16,5

31-55

6.2

5.5

40,1-60

17.3

15,3

56-90

3.7

3.3

10,7

9.4

слоеное

залегание

17,3

16,8

Вид транспорта

Железнодоролшй Автомобильный Конвейер»! ый

Всего

-    ОКОЛО 130 м. Чясдо разрезов глубиной до 100 и за счет предполагаемого строительства истых предприятий увеличится в период до 2000 г. до 60-661, а с глубиной от 100 до 200 м

-    уменьвится до 23-261. Число разрезов с глубиной более 200 м возрастает до 10-151.0сиовное иоличество разрезов (75-601) в этот период будет иметь глубину до 180 и.

Удельный вес годового объема добычи угля в период до 2000 г. на разрезах с глубиной до 150 м увеличится до 61-664. С глубиной от 150 м до 200 м будет уменьшаться до 15-231, а с глубиной саше 200 и - увеличится до 12-241.

С ростом объемов добычи будет увеличиваться в период до 2000 г. и объем вскрюньк работ. В табл. 0 представлены значения коэффициента вскрыли для разрезов с разлитой производственно? мощностью. В период до 2000 г. с ростом на разрезах коэффициент* ьскрьки производственная мощность « уменьшится.

Таблиц? в

Значения коэффициента вскрыли (м3/т)

Годовая производственная     ГМИ.

мощность разреза, мли.т

„ .

2000

Менее 5

7.5

7.5

6-10

5.1

5.0

П-ЭО

2.0

2.9

свыше ЭО

0,8

0.9

Нс основе проектных проработок и результатов научно-исследовательских работ выполнен анализ распределения объемов г орет работ по видам аыемхи и транспортирования на бяижа!к!ие Ю лет. При анализе не учитывалась технология разработки ьехрьшаа пород способом гедромехам-иэацм и так называем ‘прочие способы'. Удельный вес этих технологи* незначителен. Одиохоесовыми и ротор»аа«а зкекдавторами будет добываться приблизительно равжй объем угля. Наибольший объем угля будет перевозится колески» трвнепортем (тебя. 9). Однако ом будет снижаться. Объем перевозок угля конвейером* увеличится к 2000 г. до 261 (тебя. 9). Получит развитие при добыче угля комбинированный транспорт - автомобкльно-велеэнодо-рохиыЯ и автомобпльно-хоквейереый. Удельный вес добычи угля с использованием комбинированного транспорта к 20СО г. достиг кет 35.

Таблиц» 9

Уделыа1й вес добычи угля (в 1) по видам транспорта

..... Годы.. .

1990<факт) 1995

2000

49,4 48

38

39,5 33

34

II.I 19

28

100 IOO

100

Произойдут изменения в ре определении объемов вскрышных работ по видам выемки и транспортирования (табл. 10). Преобладающи* объем вскрлекмх работ будет выполняться с применением одкокспошх экскаваторов и колесного транспорте. Несколько снизятся объемы вскрыз-«« работ по бестранспортной технологии. Удельный вес поточной технологии возрастет к 2000 г. до 61. Объемы перевозок вскрывных пород с применением комбинированного транспорта возрастут до 7-91.

Анализ распределения горных работ по видам выемки и транспортирования ив период до 2000 г. показывает, что преимущественное применение техники цикличного действия сохранятся.

В блишйвие 10 лет на разрезы отрасли будет поступать иовая горнодобывающая техника. Парк станков шнекового бурения пополнится станками СБР-10СБ-32 (d«» - 160; 190 ш), 2СБР-160-24 (d^ 126;

160 »i), ЭСЕР-160-24 ldcu. 160мм), СЕР-200-32 (d„, - IW-200*ai) и СЕУЬ-160-32 (d(„« 125,160 »ai). Будут поступать новые и модорки-


I f 8 i I § I l.-s | j; § «2 a | Ь |

nil'll nil 1:1 и


1

   Проведение тратеп

2

   Бскршмлс работ

1.1.    Разработка уступов споэшнм

1.2.    Разработка uocxux ыедду-пдастий наклонны »« СЛОЯ 14!

1.3.    Разработка высоких уступов слоям»

1.4.    Разработка уступов с пзд*»-моы порода ка кот|ентрад)1С*(-м<Я горизонт

3

   Добы>оо*с работ

2.1. Разработка

угольных пластов сяловмым забоем

4

   Нарезка уступов

5

   Отвалообразовакис