Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

17 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Оценка состояния национальной безопасности в Арктике

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации в Арктике

IV. Основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

V. Основные показатели эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

 
Дата введения05.03.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.03.2020УтвержденПрезидент Российской Федерации164
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 05.03.2020. Номер опубликования: 0001202003050019
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1.    Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.

2.    Внести в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2136; 2017, № 27, ст. 4021; 2019, № 20, ст. 2424) изменение, изложив преамбулу в следующей редакции:

"В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике постановля ю:".

3.    Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль 5 марта 2020 года № 164

УТВЕРЖДЕНЫ

Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164

ОСНОВЫ

государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года

I. Общие положения

1.    Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

2.    Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

3.    В настоящих Основах используются следующие понятия:

а) Арктика - северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов;

з) реализация комплекса мер по исключению попадания в Арктическую зону Российской Федерации токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ.

16. Основными задачами в сфере развития международного сотрудничества являются:

а)    укрепление добрососедских отношений с арктическими

государствами на двусторонней основе и в рамках многосторонних региональных форматов сотрудничества, в том числе Арктического совета, прибрежной арктической "пятерки" и Совета Баренцева/Евроарктического региона, наращивание международного экономического,    научно-технологического,    культурного

и приграничного сотрудничества, а также взаимодействия в области исследования глобальных климатических изменений, охраны окружающей среды и эффективного освоения природных ресурсов с соблюдением высоких экологических стандартов;

б)    закрепление за Арктическим советом роли ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность в регионе;

в)    обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами - участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.;

г)    сохранение взаимодействия с арктическими государствами по вопросу разграничения континентального шельфа в Северном Ледовитом океане с учетом национальных интересов Российской Федерации, на основе норм международного права и достигнутых договоренностей;

д)    содействие наращиванию усилий арктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасания, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, а также по координации спасательных сил;

е)    активное привлечение арктических и внерегиональных государств к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству в Арктической зоне Российской Федерации;

ж)    содействие малочисленным народам в осуществлении приграничного сотрудничества, культурных контактов и контактов в сфере хозяйственной деятельности с родственными народами и этническими группами, проживающими за пределами Российской Федерации, а также содействие участию малочисленных народов

в осуществлении международного сотрудничества по вопросам этнокультурного развития в рамках межгосударственных контактов и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

з) доведение результатов деятельности Российской Федерации в Арктике до сведения широкой международной общественности.

17.    Основными задачами в сфере обеспечения защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

а)    осуществление научно-технического, нормативно-правового и методического сопровождения деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в арктических условиях;

б)    развитие арктических комплексных аварийно-спасательных

центров и пожарно-спасательных подразделений для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на водном и материковом пространстве, совершенствование их    структуры, состава,

материально-технического обеспечения    и инфраструктуры

базирования, комплектование новыми    образцами техники,

оборудованием и экипировкой с учетом решаемых в арктических условиях задач;

в)    авиационное обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктических условиях.

18.    Основными задачами в сфере обеспечения общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:

а)    приведение структуры органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации и численности их сотрудников в соответствие с задачами в сфере обеспечения общественной безопасности, создание и модернизация соответствующей инфраструктуры, в том числе обеспечение жилищного строительства;

б)    повышение активности участия граждан в охране общественного порядка, пропаганда добровольного участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, расширение деятельности общественных объединений правоохранительной

направленности, в первую очередь в таких отдаленных местностях, в которых отсутствуют силы правопорядка либо требуется их присутствие;

в)    выработка мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделяемых на развитие Арктической зоны Российской Федерации;

г)    сокращение    количества    дорожно-транспортных

происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий.

19.    Основными задачами в сфере обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике являются:

а)    выполнение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности;

б)    повышение боевых возможностей группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников;

в)    совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой в Арктической зоне Российской Федерации;

г)    создание и модернизация объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

20.    Основными задачами в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации являются:

а)    повышение качества государственного управления пограничной деятельностью на основе развития информационных технологий, позволяющих обеспечить мониторинг обстановки в морских пространствах и на морском побережье, ее ситуационный анализ и выработку согласованных решений;

б)    развитие сотрудничества с пограничными ведомствами (береговыми охранами) иностранных государств;

в)    совершенствование пограничной инфраструктуры, обустройство пунктов пропуска через государственную границу

Российской Федерации в сроки, соответствующие срокам реализации инвестиционных проектов;

г)    техническое переоснащение пограничных органов, строительство современных судов ледового класса с авиационным комплексом и обновление парка воздушных судов;

д)    наращивание возможностей федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации;

е)    завершение работы по обновлению системы исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктике.

21.    Выполнение задач, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления совместно с хозяйствующими субъектами, институтами гражданского общества в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

IV. Основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

22.    Основными механизмами реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а)    издание нормативных правовых актов, регулирующих экономическую и иную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации;

б)    совершенствование государственного управления в части, касающейся развития Арктической зоны Российской Федерации;

в)    разработка и реализация стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, стратегии развития арктического туризма в Российской Федерации;

г)    приведение документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также отраслевых документов стратегического планирования в соответствие с настоящими Основами;

д) создание единой статистической и информационноаналитической системы в целях осуществления мониторинга социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и управления ее социально-экономическим развитием.

23.    Общее руководство реализацией государственной политики Российской Федерации в Арктике осуществляет Президент Российской Федерации.

24.    Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также мониторинг ее реализации осуществляет Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

25.    Реализация настоящих Основ осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", а также за счет внебюджетных средств.

V. Основные показатели эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

26.    Основными    показателями,    характеризующими

эффективность реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, являются:

а)    ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне Российской Федерации;

б)    коэффициент миграционного прироста населения Арктической зоны Российской Федерации;

в) уровень безработицы в Арктической зоне Российской Федерации, рассчитываемый в соответствии с методологией Международной организации труда;

г)    количество рабочих мест на новых предприятиях, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации;

д)    средняя заработная плата работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации;

е)    доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств на территории Арктической зоны Российской Федерации;

ж)    доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации;

з)    доля добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте, произведенном в Арктической зоне Российской Федерации;

и)    доля    инвестиций    в    основной    капитал,    осуществляемых

на территории Арктической зоны Российской Федерации, в суммарных инвестициях в основной капитал в Российской Федерации;

к)    доля внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также затрат организаций на технологические инновации, осуществляемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, в суммарных внутренних затратах на научные исследования и разработки, а также в затратах организаций на технологические инновации в Российской Федерации;

л)    доля    инвестиций    в    основной    капитал,    осуществляемых

в целях охраны и рационального использования природных ресурсов, в суммарных инвестициях в основной капитал, осуществляемых на территории Арктической зоны Российской Федерации;

м)    доля сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном объеме сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Российской Федерации;

н)    объем производства сжиженного природного газа в Арктической зоне Российской Федерации;

о)    объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути, в том числе транзитных перевозок;

п)    доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в общем количестве вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне Российской Федерации.

27.    Значения показателей, предусмотренных пунктом 26

настоящих Основ, будут определены в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и    обеспечения

национальной безопасности на период до 2035 года.

28. Реализация    государственной политики    Российской

Федерации в Арктике позволит обеспечить:

а)    устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

б)    опережающий общероссийские темпы рост качества жизни и доходов населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;

в)    рост валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, создание новых рабочих мест;

г)    увеличение объема национальных и международных перевозок грузов по Северному морскому пути;

д)    охрану окружающей среды в Арктике, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

е)    достижение высокого уровня сотрудничества с арктическими государствами, способствующего сохранению Арктики в качестве территории мира, стабильности и взаимовыгодного партнерства;

ж)    недопущение военных действий против Российской Федерации в Арктике.

б) Арктическая зона Российской Федерации - сухопутные территории, определенные Указом    Президента    Российской

Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации.

4.    Государственная политика Российской Федерации в Арктике осуществляется с учетом национальных приоритетов Российской Федерации.

5. Основными национальными    интересами    Российской

Федерации в Арктике являются:

а)    обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

б)    сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;

в)    обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;

г)    развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;

д)    развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;

е)    охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее - малочисленные народы).

II. Оценка состояния национальной безопасности в Арктике

6.    Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике по состоянию на 2020 год обеспечила:

а)    создание нормативно-правовой базы и необходимых организационных условий для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

б)    создание условий для реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации крупных экономических проектов;

в)    начало работ по созданию комплексной инфраструктуры Северного морского пути, системы гидрометеорологического, гидрографического и навигационного обеспечения судоходства в его акватории, модернизации ледокольного флота;

г)    расширение    применения    особых    режимов

природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;

д)    активизацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с арктическими государствами на основе международного права;

е)    создание группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, способной обеспечить военную безопасность в различных военно-политических условиях;

ж)    создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации.

7. Основными угрозами национальной безопасности в Арктике являются:

а)    сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации;

б)    низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;

в)    низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;

г)    отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации;

д)    несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;

е)    низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;

ж) неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.

8.    Основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике являются:

а)    попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества;

б)    незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике;

в)    воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций;

г)    наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;

д)    дискредитация деятельности Российской Федерации в Арктике.

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации в Арктике

9.    Целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а)    повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;

б)    ускорение экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации и увеличение их вклада в экономический рост страны;

в)    охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

г)    осуществление взаимовыгодного сотрудничества и мирное разрешение всех споров в Арктике на основе международного права;

д)    защита национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в экономической сфере.

10.    Основными направлениями реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а)    социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также развитие ее инфраструктуры;

б)    развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики;

в)    охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

г)    развитие международного сотрудничества;

д)    обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е)    обеспечение общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации;

ж)    обеспечение военной безопасности Российской Федерации;

з)    защита и охрана государственной границы Российской Федерации.

11.    Основными задачами в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации являются:

а)    обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, качественного дошкольного, начального общего и основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

б)    обеспечение граждан доступным, современным и качественным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, относящихся к малочисленным народам;

в)    ускоренное развитие социальной инфраструктуры населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;

г)    создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров

в целях обеспечения доступных цен на такие товары для граждан и хозяйствующих субъектов;

д)    обеспечение    круглогодичных    магистральных,

межрегиональных и местных (региональных) авиаперевозок по доступным ценам;

е)    обеспечение выполнения государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

ж)    пропаганда здорового образа жизни, в том числе внедрение корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте.

12. Основными задачами в сфере экономического развития Арктической зоны Российской Федерации являются:

а)    государственная поддержка предпринимательской деятельности, в том числе поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания привлекательных условий для осуществления частных инвестиций и обеспечения их экономической эффективности;

б)    расширение участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией; инфраструктурное обустройство минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем;

в)    наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ при освоении месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых; стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, повышения коэффициентов извлечения нефти и газа, глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции;

г)    создание условий для повышения эффективности освоения и добычи (вылова) водных биологических ресурсов, стимулирование производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и развития аквакультуры;

д)    интенсификация лесовосстановления, стимулирование развития лесной инфраструктуры и глубокой переработки лесных ресурсов;

е)    стимулирование    местного    производства

сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

ж) развитие    круизного,    этнического,    экологического

и промышленного туризма;

з)    сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, народных промыслов и ремесел, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к малочисленным народам;

и)    обеспечение доступа лиц, относящихся к малочисленным народам, к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

к) развитие    механизмов    участия лиц,    относящихся

к малочисленным народам, и их уполномоченных представителей в принятии решений по вопросам осуществления промышленной деятельности в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

л)    приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности в квалифицированных кадрах;

м)    оказание государственной поддержки экономически активному населению России, готовому к переезду (переселению) в Арктическую зону Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности.

13. Основными задачами в сфере развития инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации являются:

а)    формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения круглогодичного, безопасного, бесперебойного и экономически эффективного судоходства в акваториях Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;

б)    создание системы контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе реализация комплекса мер по гидрометеорологическому, навигационному и гидрографическому обеспечению;

в)    создание эффективной системы предупреждения и ликвидации (минимизации) последствий аварийных разливов нефти

и нефтепродуктов на всей протяженности Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;

г)    строительство и модернизация морских портов в акваториях Северного морского пути и других морских транспортных коридоров;

д)    расширение возможностей судоходства по рекам Арктической зоны Российской Федерации, включая проведение дноуглубительных работ, обустройство портов и портопунктов;

е)    строительство    железнодорожных    магистралей,

обеспечивающих вывоз продукции из регионов европейской и азиатской частей страны по Северному морскому пути;

ж)    расширение сети аэропортов и посадочных площадок;

з)    обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, не имеющих связи с сетью автомобильных дорог общего пользования;

и)    развитие системы и средств постоянного комплексного космического мониторинга Арктики, независимых от иностранных технологий и средств информационного обеспечения;

к)    совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации, в том числе прокладка подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути;

л)    развитие системы энергоснабжения, модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива.

14. Основными задачами в сфере развития науки и технологий в интересах освоения Арктики являются:

а)    наращивание деятельности по проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям научнотехнологического развития, а также по осуществлению комплексных экспедиционных исследований в Арктике;

б)    разработка и внедрение технологий, имеющих критически важное значение для освоения Арктики, в том числе для решения задач в области обороны и обеспечения общественной безопасности, разработка материалов и техники для применения в арктических условиях;

в)    расширение деятельности по проведению исследований опасных природных и природно-техногенных явлений в Арктике,

разработка и внедрение современных методов и технологий прогнозирования таких явлений в условиях меняющегося климата, а также методов и технологий снижения угроз жизнедеятельности человека;

г)    разработка и применение эффективных инженерно-технических решений в целях предотвращения повреждения элементов инфраструктуры вследствие глобальных климатических изменений;

д)    разработка и развитие технологий сбережения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в арктических условиях;

е)    развитие научно-исследовательского флота Российской Федерации.

15. Основными задачами в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются:

а)    развитие на научной основе сети особо охраняемых природных территорий и акваторий в целях сохранения экологических систем и их адаптации к изменениям климата;

б)    обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира Арктики, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;

в)    продолжение работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

г)    совершенствование системы мониторинга окружающей

среды,    использование    современных    информационно

коммуникационных технологий и систем связи для осуществления измерений со спутников, морских и ледовых платформ, научно-исследовательских судов, наземных пунктов и из обсерваторий;

д)    внедрение лучших доступных технологий, обеспечение минимизации выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ и снижения иных видов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

е)    обеспечение рационального природопользования, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

ж)    развитие комплексной системы обращения с отходами всех классов опасности, строительство современных экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов;