Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

87 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика распространяется на мосты, эстакады, путепроводы, виадуки на автомобильных дорогах и предназначается для применения организациями, выполняющими работы по строительству, содержанию, ремонту, реконструкции и демонтажу мостов, и специалистами, выполняющими работы по обследованию и мониторингу мостов.

 Скачать PDF

Методика носит рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования к организации процесса мониторинга

6 Требования к составу контролируемых параметров

7 Требования к видам и способам мониторинга

8 Требования к сбору, хранению, анализу и применению данных

Приложение А Типовые структуры систем мониторинга

Приложение Б Краткий анализ результатов работ по мониторингам технического состояния мостовых сооружений на различных стадиях жизненного цикла

Приложение В Комментарии к положениям настоящей методики

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанООО НИИ МИГС
УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Мини сгерсг во ст ро ител ьства и жилищно-коммунально! о хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ

Москва 2019

1    Область применения.......................................................................................1

2    Нормативные ссылки......................................................................................1

3    Термины и определения.................................................................................2

4    Общие положения...........................................................................................4

5    Требования к организации процесса мониторинга.....................................6

6    Требования к составу контролируемых параметров.................................18

7    Требования к видам и способам мониторинга...........................................35

8    Требования к сбору, хранению, анализу и применению данных.............38

Приложение А Типовые структуры систем мониторинга................................40

Приложение Б Краткий анализ результатов работ по мониторингам

технического состояния мостовых сооружений на различных

стадиях жизненного цикла.............................................................44

Приложение В Комментарии к положениям настоящей    методики.................71

Библиография........................................................................................................83

разрабатывают программу мониторинга. В пункте 6.1 СП 274.1325800.2016 приведен перечень пунктов, которые должны быть в программе мониторинга. На основании данных, изложенных в приложении Б настоящей методики, этот перечень должен быть дополнен.

Дополнительно в программе следует.

-    определить понятия «безопасная ситуация» и «опасная ситуация», ввести их граничные условия;

-    привести контрольные (проектные) данные по всем параметрам. Если мониторинг планируется проводить не для стадии эксплуатации, то эти данные должны быть привязаны к этапам проводимых работ;

-    сформулировать требования к своевременности получаемой информации;

-    сформулировать требования к единицам измерения, идентификации, доступности и содержанию получаемой, сохраняемой, используемой и передаваемой информации;

-    привести порядок действий при получении данных, значения которых подпадают под понятие «опасная ситуация»;

-    определить способы сохранения данных и доступа к архивам.

5.3 На основе программы мониторинга разрабатывают систему мониторинга. В общем случае система мониторинга состоит из трех подсистем: измерительной подсистемы, подсистемы передачи данных (телекоммуникационной подсистемы) и подсистемы сбора данных (рисунок 5.5.1).

Система мониторинга

Подсистема

передачи

данных


Подсистема сбора данных


Измерительная

подсистема


Рисунок 5.1 - Структурная схема системы мониторинга


J

Назначение измерительной подсистемы - преобразование физических показателей, характеризующих напряженно-деформированное состояние конструкций мостового сооружения, в цифровой вид для последующего транслирования информации посредством подсистемы передачи данных в подсистему сбора данных.

Назначение подсистемы сбора данных - обеспечение автоматизированного сбора, обработки, хранения и визуализация данных с измерительной подсистемы.

Назначение подсистемы передачи данных - передача информации на различные расстояния между другими подсистемами. При этом необходимо учитывать, что в подсистеме сбора данных возможно использование многоуровневой сетевой архитектуры для диспетчерской службы, которая будет иметь свою подсистему передачи данных.

В настоящей методике рассмотрена только подсистема передачи данных, которая соединяет измерительную подсистему с подсистемой сбора данных.

В зависимости от унифицированных технологий, которые могут применяться в каждой из подсистем, для разработки системы мониторинга рекомендуется использовать следующую классификацию:

а) с точки зрения измерительной подсистемы:

по типам измеряемых параметров (тензометрическая, инклинометрическая, для измерения перемещений, для измерения 8

давления, комбинированная и т. д.);

по значимости измеряемых параметров (основные и вспомогательные);

б)    с точки зрения подсистемы передачи данных:

-    по типам каналов передачи данных (проводная, беспроводная, комбинированная);

-    по количеству каналов передачи данных (одноканальная, двухканальная, многоканальная);

-    по дальности передачи информации (в масштабах объекта, в масштабах города, глобальная);

в)    с точки зрения подсистемы сбора данных:

-    по способу сбора измерительной информации (режим реального времени, периодический автоматический сбор показаний, фиксация показаний обслуживающим персоналом);

-    по способу обработки измерительной информации (автоматическая обработка, автоматизированная обработка, обработка данных персоналом);

-    по способу отображения информации (в виде таблиц, в виде графиков, в виде сигналов, в виде моделей);

-    по способу хранения информации (без сохранения информации, с частичным сохранением информации, с полным сохранением информации);

-    по количеству уровней сетевой архитектуры диспетчерской службы (одноуровневая, двухуровневая, многоуровневая).

5.4 При выборе структуры и технологий важными критериями

являются планируемое время работы системы мониторинга и назначение

результатов измерений. От указанных критериев будут зависеть различные

технические характеристики оборудования и способы монтажа. Поэтому

отдельно необходимо ввести классификацию систем по времени их работы и

назначению результатов измерений. В соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 СП

274.1325800.2016 по назначению мониторинг классифицируется на

9

исследовательский и контрольный, а по длительности мониторинг разделяется на периодический (временный) и постоянный. Целесообразно распространить аналогичные понятия и на системы мониторинга. Таким образом, системы мониторинга в целом подразделяются на следующие категории:

-    по назначению результатов измерений (исследовательские и контрольные);

-    по длительности работы системы (временные и постоянные).

5.5 На основе приведенной в 5.3 и 5.4 классификации в таблице 5.5.1 указаны рекомендуемые типы систем мониторинга для различных стадий жизненного цикла. Следует отметить, что в таблице 5.5.1 перечислены наиболее характерные типы систем мониторинга, однако возможные варианты не ограничены указанным перечнем (приложение В). Сравнение двух наиболее часто используемых типовых структур систем мониторинга приведено в приложении А.

Струкгхрмая

слинша

системы

Критерии ли классификации

( талия жи шейного никла мостовою соорежсши

Строительство

Экспле атацня

Капитальный

ремонт

Рскоистре мни

Лсеюмтаж

Надвижка

Навесная

сборка

И 1МСрИТСЛЬИа« П0ЖИСТСЧ1

По типам

намеряемых

параметров

Комбиии

рокисиа*

По шачимости

намеряемых

параметров

Основная и вспомогательная

Подсистема

передачи

данных

По типам канатов передачи .тайных

Беспроводная нли комбинировании)

Беспроводны вти ко мбнннро тинная

Проводная и .ям комбиинро тинная

Беспроводная

Беспроводная

Бее про волги*

По количестве канатов передачи данных

ОДМОЫИЛ ЛЬНЛЯ

И.1И ЛВ> М1.1Н.ПККМ

Одисканатьмая

Олиоикииа!

ШИ лшк хкисиьмая

О.тио канальная

Одмокзнальная

или

две хкакаяьмая

Одно канальная Ш две хкакхлыия

По дальности

передачи

информации

В масштабах обхектз

В масштабах об секта

В мкянтабах

города или

г.тобальная

В масштабах обхектз

В масипабох об секта

В масштабах объекта

Подсистема сбора данных

По способе сбора и тмерите льном информации

Режим JV.I.lbHOK) времени

Псрмо.игясский автоматический сбор пота икни

Периодический

автомат-тсс кий

сбор покахлиий

Периодический автоматический сбор покаииий

Режим реальною

■реме ИИ

Режим реальною времени

По способу обработки и тмс ригельная) имформаиин

Автоматическая обработка ши автомат и «роваи-ная обработка

Автомат троаан-идя обработка или обрчботка данных персоналом

Автомат тированная обработкт или обработка данных

гв: ре окном

Автомат тированная обработка или обрмботка даииых псрсояяаюм

Автоматическая обработка и.тн авюма1итро ванная обработка

Автоматическая обртботка или автомат'.ироваи-иая обработка

По способу

отображения

информации

В юис lpKj«KOB. в пик сигналов ши в ИСК молелен

Любой способ

В Blue габлип ши в виде т рафию*

В виде таблиц яти в виде трафшюв

В мот графинов, в вкх симилов ИЛИ В ВПК

модс.кй

В вяис тр|ф«коп в виде ситкдюв или в ВПК молелен

По способу

хранения

информации

С полным сохранением информации

С ‘«Ж IHNHMVI И.1И ПОЛНЫМ

сохранением

ИИ||юр\и.ЩМИ

С наличным или полным сохршаснисм информации

С малинным ити полным сох рым: и нем

И»|ЮрШЦИИ

С полным сохранением ни(юрм.шни

С полным сохранением информации

По количеству уровней сетевой архитектуры диспетчерской службы

Одноуровневая или дву ху ровне bib

Одиоу ровиевля или дву ху ровмевая

Миотоу ровмеаая

Дву ху ровисвая н.ти

многое ровисвая

Одиоу ровисвая или

дву ху ровисвая

Одноуровневая или дву ху ровисвая

Citctcua в целом

По нашачеиню

рсту.тьтэтов

измерений

Контрол HU1

Контрольны

Контрольная нлн исследователь-екая

Контрольны

Контрольны

Контрольная

1 к> длительности работы системы

Временная

Временная

Временили или постом ним

Врсмеииая

Временная

Временная

5.6 После разработки проекта системы мониторинга осуществляется ее поставка (изготовление), монтаж, пусконаладка, эксплуатация и обслуживание. В зависимости от требований договора (технического задания), а также уточнений в программе мониторинга выполнение указанных этапов распределяется между участниками договорных отношений. В общем случае в этапах создания и эксплуатации системы мониторинга могут принимать участие следующие организации:

-    заказчик (частная, государственная или муниципальная организация);

-    проектная организация;

-    строительная организация;

-    профильная организация (в области обследований, испытаний и мониторинга мостовых сооружений);

-    поставщик (производитель) оборудования;

испытательная лаборатория (с соответствующей областью аккредитации).

В таблице 5.5.2 приведено рекомендуемое распределение обязанностей. При составлении таблицы учитывался опыт выполнения работ по организации мониторинга мостовых сооружений, перечисленных в приложении Б. В общем случае в качестве критериев при распределении обязанностей используются следующие показатели:

-    стоимость выполнения работы;

-    срок выполнения работы и привязка этого срока к календарному плану производства работ на объекте;

-    наличие специалистов;

-    наличие соответствующих разрешительных документов, выданных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.;

наличие материальных ресурсов (инструментальная база, программное обеспечение и т. д.);

-    опыт выполнения подобных работ.

Этап робот по со манию н женту ататитм системы момиторииia

( талия жишеиного пик и мостового сооружения

Строительство

Экептуэтаюгя

Капитальный

ремонт

Реконструкция

Лсмоитаж

Патвижка

Навесная

сборка

Проектирование системы (включая ра (работку технического киамия н программы мониторинга)

Профильна, ортами сшия совместное проектной ортами ыцней

Профильная

органистка

совместное

проектной

оргакигашкй

Профилем..

орг лимшис* совместное «КПЧИКОМ и проектной органи uimiuii

Профильная ортаинышгя совместное проектной ортами сник и

Профяиыи. орлимгшк. совместное ггроектмой ергаии ицией

Профи-шш оргаимииия совместное проектной орган тгииисй

Поставка системы (и (готовлен не)

11р0фи.1ЬК.1Я

СфГ ЛИМ кШИЧ

Профи iMt.ii оргаюплиия

Профмлыш оргаимииия совмссгно с поставщиком обору ловок ия

МрОфиЛЬНЛЯ opt лик кшия

Проявимая

Opi.lHMUlUMI

Профи.шмя

орт линии ИЯ

Монтаж.1'лсмоитаж системы

Профильна, ортам исюня совместно СО строитслкмои ортами сшней

Профмльна. ортами «щ и. совместно со строительной оргакигаггмей

Профншоя оргаимииия совместно со строительной органи ыцней

Профк-шивя орган истин, совместно со строительной ортами «гиней

Цфмн ортами ш имя совместно со строительной органика иней

Профнмм оргаимииия совместно со строительной оргаии шгней

11у скопа.кика системы

Профильная орган и иши

Эксплуатация

системы

Сбор, обработка и хранение информации

Профильная орт вин мани

Профи imui

орт ЛИМ UIUMH

1мамик

Профильная ортами ииия

Профямыиа

ортанмишмя

Профиль*!* орган и ииия

Интерпретации

результатов

Профильная орг ли и «имя или проектная ортами хтия

Профильная ортаиимиия и hi проектная орт лии ииия

профятьнля ортамихисия или проекты орг лии ииия

Проф|1.1ЬИЛЯ Орг лим ииия или преем иля ортами хшмя

Профильная ортамихшия или проектная ортанмишмя

Профилыия

ортлиииимя ИЛИ

проекция орг ЛИИ ииия

Использование

результатов

Строительная ортами ни и я и’или прсе мил я ортами хшмя

Строите .виа ортами ъшия it'll ли проектная орт лии ииия

llKinUK и и ли проекция opi ЛИИ ииия

Строительная ортами ииия и. или преем кая ортами ииия

Строительны ортами хшмя и‘или проемная opi лим ииия

Строительная орг дни ииия н ити проекция

орг лин ии ИЯ

(XVту жившие систсмы

Поверка/

калибровка

Испытательная лдбориория

IVuokt системы

Профильная ортами иция

Профильная орт лии ииия

Профилями ортами хшмя или псетлвшик обор> ловамня

Профи.тыыя ортами иция

Пробельная орг—пиши

Прсфитыия орг дни ииия

Модерн и ииия системы

МрОфн.1ЫС1<1

ортами ииия

совместное проектной ортами хшисй

Пронине»

ортами хшмя совместно с проектной оргакииимей

11рс*фипмп opt л ни ииия совместно с проемной орт лии миней

Профильная ортами ииия совместно с проектной ортами XI имей

Иреками, opi лии хшмя

совместно с проемной

opi лим XIиней

Профилыия

opi ЛИИ ииия

совместно с проемной ортами хшисй

5.7    Дополнительно в программе мониторинга может быть обозначена последовательность этапов наблюдений (порядок проведения измерений) при эксплуатации системы мониторинга. При наличии возможности указывают количество этапов и их продолжительность. Результаты выполнения этапов, как правило, оформляют в виде отчетов. На разделение процесса наблюдения (контроля) за объектом на этапы могут влиять следующие факторы:

-    разделение на этапы самого процесса строительства, ремонта, реконструкции или демонтажа (в этом случае этапы наблюдения могут совпадать с этапами работ строительной организации);

необходимость периодической интерпретации результатов мониторинга для корректировки строительных работ или режима эксплуатации мостового сооружения (в этом случае принимают минимальную продолжительность этапов наблюдений);

-    характерные события, влияющие на напряженно-деформированное состояние мостового сооружения (в этом случае продолжительность этапов наблюдений может определяться интервалами времени между подобными событиями);

-    отсутствие возможности заранее определить необходимый срок наблюдений (в этом случае для удобства продолжительность этапов устанавливают равной определенному интервалу - неделя, месяц, квартал и

т. д.);

условия договорных отношений между организациями, осуществляющими мониторинг.

5.8    В таблице 5.5.3 приведены рекомендуемые характеристики этапов наблюдений при эксплуатации системы мониторинга на различных стадиях жизненного цикла мостовых сооружений.

Настоящая методика разработана в развитие положений сводов правил СП 274.1325800 и СП 79.13330 в целях уточнения и реализации требований действующих строительных норм и правил, а также для организации более грамотного и рационального процесса мониторинга технического состояния конструкций мостовых сооружений.

Методика предназначена для специалистов и руководителей строительных и эксплуатирующих, а также проектно-изыскательских организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), других заинтересованных организаций в целях обеспечения их техническими материалами, которые позволяют осуществить выбор и применить экономичный и рациональный способ мониторинга мостовых конструкций.

Цель мониторинга - обеспечение безопасности людей при возведении и эксплуатации конструкций мостовых сооружений.

Достоверная и своевременная информация о текущем напряженно-деформированном состоянии конструктивных элементов моста (пролетных строений, опор и вспомогательных устройств), а также отслеживание влияния метеорологической обстановки на объекте (температура, осадки, скорость и направление ветра) позволяют принять меры по недопущению перегрузок и деформаций, способных привести к повреждению сооружения.

Для различных технологий строительства, а также при эксплуатации мостов применяют разные методики проведения мониторинга, выбор которых определяется специфическими требованиями к их применению. Так, например, при мониторинге продольной надвижки пролетных строений наряду с измерениями напряженно-деформированного состояния надвигаемой конструкции определяющими параметрами мониторинга являются скорость получения данных и время реакции строителей на возможные отклонения напряжений (деформаций) от проектных значений.

При возведении пролетного строения методом последовательной

Т аблм на 5 3 - Рекомендуемые характерно! и км панов и а б. по деимм

Стадии жшнсниого пик и мостового сооружения

’>тал iiao.iюле ним

Строительство

Капитальный

1Ц.1ПИЖКЛ

11а весила сборка

)кспт\ атация

ремонт

PtKOHCTp) киия

Лехюктаж

Наиболее характерны и принцип ра&делсимя наблюдений на этапы

Ра це ление на этапы процесса строительства < надвижка отдельных секций, пролетов и т д)

Раис.кмис на этапы процесса стронтельства (монтаж отдельных банок, пролетов и т. д)

'Зтапы привя шш к календарным месяцам

’)тапм привя |дмы к календарным месяцам в пределах общего срока ремонта

’>тлпы привя вны к календарным месяцам в

пределах общею срока рскоистрх К НИИ

Раис лсине на этапы процесса строительства (демонтаж отдельных бхток. пролетов и т д )

Количество этапов

От 1 до Ю

От 1 до 10

От 4 до 12 в год

От 1 до 10

От 1 до 10

От 1 до Ю

Продолжительность

этапов

От 1 до 30 ехт

От 5 сут до 2 мсс

От 1 до 3 мсс

Or 1 до 6 чес

От 1 до* чес

От 1 до 30 ехт

Рспдътат выполнения этапа пос.х* обработки данных

Технический отчет с рекомендациями по дальнейшем) выполнению строительных работ ил объекте

Технический отчет с рекомендациями по дальнейшем) выполнению строительных работ на объекте

Технический отчет или включение с рекомендациями по дальнейшем) режим) эксгихатации объекта

Технический отчет или включение с рекомендациями по дальнейшем) выполнению строительных работ на объекте

Технический отчет с рекомендациями по дальнейшем) выполнению строительных робот на объекте

Технический отчет с рекомендациями по дальнейшем) ВЫ1ЮЛНСНЮО

строительных рабэт на объекте

сборки скорость получения информации о напряженно-деформируемом состоянии конструкции менее важна, чем учет климатических условий на объекте строительства.

При разработке методики были учтены данные отраслевых нормативных документов и исследовательских работ в области технического мониторинга сложных конструкций и систем за последние двадцать лет (СП 274.1325800, СП 79.13330, СП 46.13330, ГОСТ Р 22.1.12, [ 1 ]-[6]).

Настоящая методика разработана авторским коллективом ООО «НИИ МИГС» (д-р техн. наук А.И. Васильев (общее руководство), канд. техн. наук МЛ. Хазанов (введение, разделы 1-8, приложения Б, В), А.В. Лысенков (введение, разделы 1-8, приложение А)).

1    Область применения

Настоящая методика проведения мониторинга технического состояния конструкций на различных стадиях жизненного цикла мостового сооружения носит рекомендательный характер.

В настоящей методике рассмотрены вопросы разработки различных систем мониторинга для решения этих задач в зависимости от стадии жизненного цикла моста, приведенные в развитие разделов 5 и 6 СП 274.1325800.2016 и раздела 10 СП 79.13330.2012.

Настоящая методика распространяется на мосты, эстакады, путепроводы, виадуки (далее - мосты) на автомобильных дорогах и предназначается для применения организациями, выполняющими работы по строительству, содержанию, ремонту, реконструкции и демонтажу мостов, и специалистами, выполняющими работы по обследованию и мониторингу мостов.

В настоящей методике приведены рекомендации:

-    по применяемым инженерным решениям при разработке систем мониторинга;

по использованию методов мониторинга, позволяющих предотвращать нештатные и аварийные ситуации во время строительства, ремонта и эксплуатации мостовых сооружений;

-    по выбору типов и структур систем мониторинга мостовых сооружений на основе использования современных технологий;

-    по оптимизации состава контролируемых параметров, сроков, объемов и последовательности этапов наблюдений;

-    по организации взаимодействия различных диспетчерских служб в процессе мониторинга.

2    Нормативные ссылки

В настоящей методике использованы нормативные ссылки на

1

следующие документы:

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы» (с изменениями № 1, № 3, № 4)

СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)

СП 274.1325800.2016 Мосты. Мониторинг технического состояния Примечание - При пользовании настоящей методикой целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на I января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящей методики в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3    Термины и определения

В    настоящей методике применены следующие термины с

соответствующи м и определениям и:

3.1 автоматизированная измерительная система (система

мониторинга): Система, состоящая из персонала и комплекса средств

2

автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения измерительных функций.

Примечание- Если система выполняет все функции без участия персонала, то она называется автоматической. Если функции выполняются только персоналом, то система называется ручной.

3.2    внешнее воздействие (измеряемая величина): Количественная характеристика объекта, его свойство или качество, которые необходимо воспринять и преобразовать в электрический сигнал.

3.3    датчик: Средство измерений, в котором измеряемый сигнал преобразуется в электрический сигнал, удобный для дальнейшей передачи, преобразования, обработки и хранения.

3.4    жизненный цикл мостового сооружения (жизненный цикл): Период времени, в течение которого осуществляются стадии жизненного цикла сооружения - проектирование, строительство, эксплуатация, ремонты, реконструкции, демонтаж.

3.5    канал передачи данных: Набор технических средств и среда распространения сигналов для двухсторонней передачи информации от отправителя к получателю.

Примечание- Односторонняя передачи информации характеризуется понятием канал связи

3.6

мониторинг технического состояния (далее - мониторинг): Технология информационного обеспечения принятия решений по управлению параметрами состояния мостового сооружения на всех стадиях жизненного цикла, реализуемая посредством систематического или периодического слежения (наблюдения) за техническим состоянием конструкций или деформациями мостовых сооружений в целом или отдельными наиболее ответственными элементами , за состоянием грунтов основания и подземных вод в зоне строительства, своевременной фиксации и оценки отступлений от проекта, требований нормативных документов.

сопоставления результатов прогноза взаимного влияния объекта и окружающей среды с результатами наблюдений для оперативного предупреждения и/или устранения выявленных негативных явлений и процессов. Мониторинг может быть составной частью работ по научно-техническому сопровождению строительства мостов.

[СП 274.1325800.2016, пункт 4.1 ]

3.7    подсистема мониторинга: Составная часть системы мониторинга, которую можно представить в виде самостоятельной системы, состоящей из элементов и обладающей определенной целостностью.

3.8    режим реального времени: Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы мониторинга с внешними по отношению к ней процессами (процесс изменения напряженно-деформированного состояния конструкции, процесс изменения параметров окружающей среды и т. д.) на скоростях, соизмеримых со скоростью протекания этих процессов.

3.9    этап наблюдений (контроля): Организационно выделенная часть процесса эксплуатации системы мониторинга, в ходе выполнения которой могут быть решены отдельные задачи мониторинга.

4 Общие положения

Одной из основных задач мониторинга является обеспечение требуемого уровня безопасности жизни и здоровья граждан в процессе строительства и эксплуатации мостового сооружения. Под обеспечением требуемого уровня безопасности понимается обеспечение такого технического состояния сооружения, при котором его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при одновременном действии возможных нагрузок и воздействий (разрушение любого характера, потеря устойчивости формы и положения, нарушение эксплуатационной пригодности и иные явления,

связанные с угрозой причинения вреда).

Следует отметить, что современное мостостроение хара1сгеризуется постоянно увеличивающимися темпами и объемами строительства уникальных и технически сложных мостовых сооружений. Для указанных мостовых сооружений требуется инструментальный мониторинг их напряженно-деформированного состояния в процессе строительства и эксплуатации, сопровождающийся большим объемом измерений. Кроме того, независимо от сложности и размера мостового сооружения, мониторинг технического состояния его конструкций может потребоваться при возникновении различных нештатных и аварийных ситуаций. Для обеспечения возможности принятия своевременных решений, связанных с безопасностью, процессы управления измерениями и оценки результатов должны выполняться в режиме реального времени. В указанных случаях оптимальным решением при разработке концепции мониторинга является применение автоматизированных измерительных систем.

В действующих нормативных документах СП 274.1325800, ГОСТ Р 22.1.12 и [1] концепция мониторинга с применением автоматизированных измерительных систем описана в общем виде, а уровень детализации приведенных методик не позволяет ими пользоваться без дополнительного изучения различных технических документов.

Приведенная в нормативных документах общая классификация видов

мониторинга не в полной мере отражает существующее положение дел в

этой области. Основные виды и задачи мониторинга перечислены в СП

274.1325800 и СП 79.13330. Там указана и систематизация мониторинга по

стадиям жизненного цикла моста: на период строительства и на период

эксплуатации. Однако стадии жизненного цикла не ограничиваются

строительством и эксплуатацией, как это указано в СП 274.1325800. В СП

79.13330 строительство приравнено к реконструкции, что, с точки зрения

организации мониторинга, может привести к ошибкам при разработке

системы мониторинга. В приложении Б настоящей методики показано, что

5

следует выделять шесть жизненных циклов. Вполне самостоятельными, с точки зрения организации мониторинга, жизненными циклами являются капитальный ремонт, реконструкция и демонтаж. Кроме того, мониторинг в процессе строительства также проектируется по-разному в зависимости от способа строительства. Требования к мониторингу в процессе строительства методом продольной надвижки пролетного строения отличны от требований к мониторингу при сборке пролетного строения методом навесного монтажа. Мониторинг в процессе каждого из этих циклов имеет свои особенности, которые рассмотрены в настоящей методике.

При рассмотрении применяемых инженерных решений особое внимание в настоящей методике уделяется способам определения возможных причин нештатных и аварийных ситуаций. Например, большинство опасностей периода строительства связано с человеческим фактором (неправильная установка карточек скольжения при монтаже пролетного строения методом надвижки, установка недопустимого груза на консоль, несвоевременная очистка снега и т. д.). Поэтому система мониторинга должна не только фиксировать приближение значений контролируемых параметров к предельно допустимым границам, но и позволять определять причину этого приближения.

5 Требования к организации процесса мониторинга

5.1    Для начала организации мониторинга определяют стадии жизненного цикла моста. С точки зрения организации мониторинга следует выделять шесть вариантов по числу различных методик проведения контрольного мониторинга, обеспечивающих предотвращение аварийных ситуаций или заблаговременное предупреждение об их приближении. Различие методик проведения мониторинга для различных стадий жизненного цикла подробно рассмотрено в приложении Б настоящей методики.

5.2    На основе определенных по приложению Б требований