Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

106 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методическое пособие распространяется на проектирование театрально-зрелищных зданий, однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами), составляющих основу сети театров (драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета, детских, кукольных) и концертных залов (филармонической, эстрадной, народной и инструментальной музыки и танцев, концертно-театральных, универсальных концертных, зрелищно-досуговых), проектирование особых типов театрально-зрелищных зданий: многожанровых, гастрольных, студийных, экспериментальных, молодежных, эстрадных, летних, концертно-спортивных, клубных и др., а также реконструкцию и реновацию театров и концертных залов. Методическое пособие допускается применять при разработке заданий на предпроектные работы и на проектирование основных и особых типов театрально-зрелищных зданий, с учетом перспективных объемно-планировочных решений. Методическое пособие может применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театрально-зрелищных учреждений. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых театрально-зрелищных зданий и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Участки размещения театрально-зрелищных зданий

6 Объемно-планировочные решения

     6.1 Основные помещения зрительского комплекса

     6.2 Помещения для творческого и административно-хозяйственного персонала, а также для обслуживания сцены

     6.2.1 Сцены и помещения их обслуживающие

     6.2.2 Технологическое обеспечение

     6.2.3 Помещения для артистов

     6.2.4 Репетицонные помещения

     6.2.5 Складские помещения

     6.2.6 Мастерские

     6.2.7 Служебно-административные помещения

7 Театральные здания

     7.1 Драматические театры

     7.2 Музыкально-драматические театры

     7.3 Оперно-балетные театры

     7.4 Гастрольные театры

     7.5 Театры юного зрителя

     7.6 Театры кукол

8 Концертные и многофункциональные залы

     8.1 Концертные залы

     8.2 Концертные площадки на открытом воздухе

     8.3 Многофункциональные залы

9 Многофункциональные театрально-зрелищные комплексы

     9.1 Многофункциональные комплексы

     9.2 Многофункциональные комплексы с доминирующей театрально-зрелищной функцией

10 Реконструкция и реновация театров и концертных залов

     10.1 Цели реконструкции

     10.2 Методы реконструкции

     10.3 Проблемы обновления и модернизации

     10.4 Реновация зданий иного назначения для театрально-зрелищных функций

     10.5 Деформация архитектурной композиции при реконструкции

Приложение А Театрально-зрелищное здание в городе

Приложение Б Театр-Мастерская П.Н.Фоменко в Москве

Приложение В Театры оперы и балета

Приложение Г Многозальные комплексы

Приложение Д Концертный зал "Зарядье" в Москве

Приложение Е Театрально-культурный центр им. Вс.Мейерхольда в Москве

Приложение Ж Театрально-культурный центр "Вишнёвый сад" в Москве

Приложение И Российский культурный центр на стрелке у Краснохолмского моста в Москве

Приложение К Филармония в Гамбурге

Приложение Л Реконструкция Большого театра в Москве

Приложение М Реконструкция театра Ла Скала в Милане

Приложение Н Реконструкция театра Геликон-Опера в Москве

Приложение П Студия театрального искусства в Москве

Приложение Р Реконструкция промышленных зданий для театрально-зрелищных учреждений

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Росси нс ко й Феле|)а и и и

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИ Е

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ

ЗДАНИЙ

Москва 2019

I    Область применения..................................................................................................1

2    11ормативные ссылки.................................................................................................I

3    Термины и определения.............................................................................................2

4    Общие положения.......................................................................................................2

5    Участки размещения театрально-зрелищных зданий.............................................4

6    Объемно-планировочные решения..........................................................................6

6.1    Основные помещения зрительского комплекса................................................6

6.2    Помещения для творческого и административно-хозяйственного

персонала, а также для обслуживания сцены......................................................14

6.2.1    Сцены и помещения их обслуживающие......................................................14

6.2.2    Технологическое обеспечение........................................................................18

6.2.3    Помещения для артистов................................................................................25

6.2.4    Репетиционные помещения............................................................................30

6.2.5    Складские помещения.....................................................................................33

6.2.6    Мастерские......................................................................................................38

6.2.7    Служебно-административные помещения....................................................46

7    Театральные здания..................................................................................................47

7.1    Драматические театры.....................................................................................51

7.2    Музыкально-драматические театры...............................................................57

7.3    Оперно-балетные театры.................................................................................58

7.4    Гастрольные театры........................................................................................60

7.5    Театры юного зрителя......................................................................................61

7.6    Театры кукол.....................................................................................................62

х    Концертные и многофункциональные залы...........................................................63

8.1    Концертные залы..............................................................................................63

8.2    Концертные площадки на открытом воздухе................................................66

8.3    Многофункциональные залы...........................................................................67

II

6 Объемно-планировочные решения

6.1 Основные помещения зрительского комплекса

Помещения театрально-зрелищных зданий подразделяются на:

помещения зрительскою комплекса (помещения, обслуживающие зрителей и зрительный зал);

- помещения для творческого и административно-хозяйственного персонала, а также для обслуживания сцены (сцена или эстрада, помещения технологического обеспечения сцены, помещения для артистов, репетиционные помещения, складские помещения, мастерские, служебно-административные и технические помещения). Традиционно эти помещения называются помещениями демонстрационного комплекса.

Помещения, обслуживающие зрителей - это кассовый, входной и распределительный вестибюли, гардеробная, фойе, кулуары, буфет и санитарные

узлы.

Кассовый вестибюль площадью 0.05 м2 на одно место в зрительном зале может проектироваться как отдельно стоящее здание, как помещение с отдельным входом в том же здании, как помещение смежное с входным вестибюлем. Кассовый вестибюль состоит из помещения для зрителей и кассовых кабин. В кассовом вестибюле размещаются афиши и реклама, схема размещения зрительских мест. Число кассовых кабин принимается из расчета одна кабина площадью 5 м2 на 500 зрителей. Кроме кассовых кабин в помещении кассового вестибюля рекомендуется размещать комнату' администратора с выходом как в кассовый вестибюль, так и в распределительный. В том случае, когда кассовый вестибюль расположен в отдельно стоящем здании, в нем следует предусматривать служебное помещение. В этом случае, во входном вестибюле основного здания следует размещать комнату администратора, и помещение кассира, возможно за барьером.

Кассовый, входной и распределительный вестибюли могут проектироваться раздельными или объединенными:    кассовый с входным либо входной с

распределительным вестибюлем. Между входным и распределительным вестибюлями рекомендуется предусматривать место для размещения контролеров билетов и

оборудования обеспечения безопасности.

Распределительный вестибюль рекомендуется проектировать так. чтобы движение публики осуществлялось без встречных и пересекающихся потоков, особенно потоков зрителей в верхней одежде и без нее.

При расположении распределительного вестибюля смежно и в одном уровне с фойе и кулуарами возможно перераспределение площади этих помещений, при этом не рекомендуется уменьшать площадь вестибюля более чем на 30 %.

В распределительном вестибюле желательно предусматривать скамьи, банкетки и кресла из расчета на одновременное пользование 10 % зрителей.

Гардеробная площадью 0.1 м2 на одного зрителя в распределительном вестибюле может размещаться в одном месте или в нескольких местах, располагаясь у стен или островным способом. Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м, высота у стен - не менее 2,1 м, над барьером - не менее

2,4 м. Ширина свободного пространства перед барьером принимается не менее 3 м, между барьерами - не менее 6 м.

Длину барьера гардеробной рекомендуется определять из расчета 1 м не более чем на 30 зрителей.

Рекомендуется предусматривать место для размещения ячеек для хранения сумок и портфелей на площади гардеробной (с увеличением ее площади) или на площади распределительного вестибюля (ячейки с кодовыми замками).

Фойе и кулуары площадью 1,0 м2 на одного зрителя рекомендуется организовывать по принципу дифференциации пространства, оставляя свободными зоны для активного движения зрителей (к лестницам и лифтам, к буфету, санитарным узлам) и оборудуя креслами, диванами, банкетками зоны для отдыха.

При проектировании театрально-зрелищных зданий с большим и малым (малыми) залами для определения площади фойе, буфета, курительной, санитарных узлов, и гардеробной, принимается в расчет и вместимость малого зала (залов).

Кулуары предназначены для рекреации и эвакуационных целей. Их ширина - не менее 2,4 м, уклон пола - не более 1:12.

При проектировании в составе помещений зрительского комплекса музея его общую площадь рекомендуется принимать из расчета не менее 0,2 м2 на одно место в

зрительном зале. Возможно размещение экспозиций музея на площади фойе с увеличением сС на 0.05 м2 на одно место в зрительном зале.

Назначение музея - показ истории строительства, истории театра и творческого лица коллектива. Экспозиционное помещение музея располагается изолированно или в общем пространстве с помещениями зрительского комплекса. Рекомендуется предусматривать места для размещения экранов видеопроекции. Временные периодические выставки устраиваются на площади помещений зрительского комплекса, а фондохранилище - только в изолированном помещении.

Буфет (буфеты) площадью 0,4 м2 на одного зрителя размещается в отдельном помещении или непосредственно в фойе, кулуарах, распределительном вестибюле. Длина стойки буфета принимается не менее 5 м, а число посадочных мест - из расчета одно на 12 зрительских мест.

Помимо обслуживания со стойки возможно предусматривать обслуживание за столами (по типу ресторана) с передвижных каталок, автоматами и комбинированное.

Расчетное число мест может быть увеличено за счет устройства столов без посадочных мест.

При основном буфете рекомендуется предусматривать сообщающиеся с ним, без перепадов высот, помещения моечной и доготовочной. связанные с подсобными помещениями и загрузочной буфета. Связь моечной и доготовочной - через окно или дверной проем.

Рядом с доготовочной и моечной могут проектироваться комната для сотрудников буфета и отдельный санитарный узел.

Кладовую и тарную буфета рекомендуется размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах с устройством специальных служебных дверей и загрузочной. Связь между доготовочной, кладовой и тарной при расположении их на разных этажах осуществляется подъемниками грузоподъемностью 100 кг.

Производственные помещения буфета не рекомендуется размещать над вентиляционными камерами, элекгрощитовыми, зрительными залом, фойе и вестибюлями, помещениями с ценным художественным оформлением. Над помещениями буфета не рекомендуется расположение санитарных узлов, душей и других помещений с производственными стоками.

Возможно объединение подсобных помещений зрительского буфета и служебного буфета. По заданию на проектирование кроме буфета допускается проектирование других предприятий общественного питания, связанных с деятельностью театра или автономных.

В театрально-зрелищных зданиях клубного типа на практике часто встречается такая форма - зрителям подают напитки и еду в зале, перед спектаклем или концертом, в антракте и после него. Это сказывается на устройстве буфета, организации обслуживания столиков, специфики оборудования зала. В таком случае вместо буфета в фойе может быть барная стойка или столик, за которым зрители могут сделать предварительный заказ.

По заданию на проектирование возможно устройство при вестибюльной группе магазинов по продаже сувениров, в фойе - киосков и прилавков для продажи сувениров, рекламных и информационных буклетов, предварительной продажи билетов.

В санитарных узлах выделяются - туалетная с умывальниками и зеркалами и уборная с кабинами.. В туалетной рекомендуется предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2. Санитарные узлы для маломобильных групп населения проектируются смежно с основными мужскими и женскими или в их составе, с выделением специально оборудованных кабин.

При расположении вестибюлей, фойе и кулуаров более чем в двух этажах, рекомендуется выделять санитарные узлы для балконов и ярусов, располагая их на соответствующих этажах.

Рекомендуется предусматривать многофункциональное использование зрительского комплекса. Эти функции могут быть дополнительными по отношению к театрально-зрелищному зданию (конференции, собрания, презентации) либо основываться на разных режимах работы: будничном, выходного дня. праздничном, фестивальном, премьерном и т.п.

Фойе (зона, часть фойе) может проектироваться с учетом установки елки, представлений и развлечений вокруг нес.

Рекомендуется при проектировании фойе предусматривать возможность устройства на его площади дополнительных сценических площадок для показа

спектаклей, интермедий и устройства концертных выступлений. Они могут быть стационарными или разборными. Желательно предусмотреть их связь с комплексом помещений, обслуживающих сцену, с возможностью доставки мебели, реквизита, музыкальных инструментов, устройства постановочного освещения и озвучивания. При осуществлении этой дополнительной функции рекомендуется устройство кладовой при фойе с учетом противопожарных требований. Площадь кладовой может определяться из расчета 0,03 м2 на одно место в зрительном зале.

Рекомендуется при проектировании фойе предусматривать возможность использования открытых лестниц, галерей, антресолей, мостиков и пр. в качестве сценических площадок или мест для зрителей с применением переносного оборудования.

Буфет театрально-зрелищного здания, если он занимает отдельное помещение, может использоваться для проведения банкетов, праздничных мероприятий сотрудниками. В крупных театрально-зрелищных зданиях по заданию на проектирование при служебном или зрительском буфете может быть устроен развитый блок подсобных помещений, для обеспечения обслуживания различных мероприятий и автономной работы. Если предусматривать в помещении буфета дополнительную сценическую площадку, он может использоваться как малый зал для камерных спектаклей или концертов. Буфет, расположенный на площади фойе, при устройстве дополнительных стоек и столов, служит для организации конференций, презентаций, пр.

Зрительные залы

Вместимость зрительного зала в зависимости от его назначения определяются

заданием на проектирование. Вместимость зала, в некоторой степени, связана с

театральным или концертным жанром. Но рекомендации касаются ограничения

верхних пределов вместимости (не более). Оперные театры, концертные залы даже с

органами, могут иметь залы небольшой вместимости. В зависимости от вместимости,

залы делятся на камерные, малые, средние, большие и крупные с градацией от 80 до

1201 (СП 309.1325800). Возможно, по заданию на проектирование, увеличение

вместимости и проектирование залов на 1500, 1800, 2500 и более мест. Увеличение

вместимости возможно при применении систем зву коусиления.

10

Площадь зрительного зала на одно место варьируется в зависимости от размера и назначения зала. Рекомендуется принимать из расчета 0,7 м2 на одно место в театральных и концертных залах. Возможно увеличение до 1,0 м2 в малых, трансформируемых и универсальных залах. Минимально допустимая площадь 0,6 мвозможна при применении специально разработанной или подобранной мебели (жестких кресел, скамей, подиумов и пр.) Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

В зрительном зале (рисунок 1) могут быть выделены зоны, которые традиционно носят наименования: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон, ложи (служебная или директорская, гостевая, ложи бельэтажа или балкона).

В зависимости от назначения зала, зоны могут быть связаны между собой, чтобы обеспечивать беспрепятственный проход зрителей, или изолированы. Служебную и гостевую ложи, если они предусматриваются заданием на проектирование, рекомендуется располагать у сцены или эстрады с устройством кулуара и связи со служебными помещениями. По заданию на проектирование возможно устройство отдельного вестибюля и буфета для гостевой ложи.

При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех, высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций выше расположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать нс менее 2,1 м, при большем количестве рядов - нс менее 3 м. На барьерах шириной менее 30 см. предусматриваются сетки или иные устройства, предохраняющие от падения предметов с высоты. С внутренней стороны барьеров балконов и лож целесообразно прсдусмагривать углубления для ног зрителей, сидящих в первом ряду.

Рисунок 1 - Расположение мест в зрительных залах

Зрительные залы рекомендуется проектировать с учетом установки в них кресел с откидными сиденьями. Мягкие, полумягкие или жесткие кресла и скамьи выбираются в зависимости от назначения зала, его вместимости, акустических требовании. Крайние кресла ряда в проходах можно оборудовать откидными сиденьями (строфонтенами) с пружинными устройствами, обеспечивающими их

самоопрокидывание. В задах вместимостью более 80 мест кресла должны жестко крепиться к полу или. в случае, когда предусматривается трансформация зала, к полу трансформируемых площадок.

Допускается установка незакрепленных кресел в ложах, вместимостью до 12

мест.

Ширину кресел (между осями подлокотников) принимают согласно таблице Б.7 СП 309.1325800.2017. Ширина стульев и мест на скамьях - не менее 0.45 м.

Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) принимают согласно таблице Б.7 СП 309.1325800.2017, а между спинками стульев и скамей - не менее 0.85.

Число непрерывно установленных мест в ряду принимается при одностороннем выходе из ряда - не более 26 (оптимально 16), при двустороннем - не более 50 (оптимально 30).

Расстояние между передней границей сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы и спинками мест первого ряда зрительских мест, принимают согласно таблице Б.5 СП 309.1325800.2017 - наиболее целесообразный вариант приведен для уровня комфорта 3, увеличение этого расстояния до 2,5 м в некоторой степени приведет к повышению уровня комфорта зрителей, сидящих в первом ряду зала, однако данное решение не улучшает комфорт зала в целом.

Ширина проходов в зале, согласно таблице Б.5 СП 309.1325800.2017, должна быть не менее 1.0 м (оптимально 1,35 м). При увеличении ширины проходов уровень комфорта зрительных мест не повышается, но увеличивается удобство прохода зрителей к своим рядам и выхода из зала во время антракта, а также при эвакуации. Вместе с тем. при увеличении ширины прохода возникает вероятность при эксплуатации зала установки дополнительных мест, что отрицательно скажется на его качестве.

При перепаде уровней пола соседних рядов более 0,45 м рекомендуется применять кресла с высокими спинками. При перепаде 0,7 м рекомендуется устанавливать между рядами ограждение, высотой нс менее 0.8 м. предохраняющее зрителей от падения при проходе на место.

У барьера амфитеатра или у задней стены зала возможно размещение мест для

МГН, пользующихся креслом-коляской, с устройством откидных мест для сопровождающих или. при отсутствии инвалидов, устройства там дополнительных зрительских мест.

6.2 Помещения для творческою и административно-хозяйственного персонала, а также для обслуживания сцены

6.2.1 Сцены и помещения их обслуживающие

В театрально-зрелищных зданиях основное действие происходит на сцене или эстраде. Связь вместимости зала с размерами сценической площадки не может жестко нормироваться, как и выбор типа сцены или эстрады. Тип и размер сцены или эстрады определяется заданием на проектирование в зависимости от назначения зала.

В настоящем методическим пособии принимаем, независимо от размеров и пространственной организации, место, где происходит действие, в театральных залах - сцена, в концертных - эстрада.

В театральных залах вместимостью 800 и более мест необходимо устройство сцены, отделенной от зала противопожарным занавесом.

В многофункциональном зале с преимущественной концертной функцией устраивается эстрада, в этом случае, независимо от вместимости зала, противопожарный занавес не нужен. В многофункциональном зале с преимущественной театральной функцией, вместимостью более 800 мест, устраивается сцена. Размеры и оборудование сцены принимаются в расчете на требования массового и сложного в постановочном отношении действия.

Размеры эстрады (СП 309.1325800) определяются функциональным назначением зала - приведены в таблице 1.

Тип

эстрады

Ширина х глубина х высота, м

Строительный портал ширина х высота (рекомендуемое), м

Авансцена (рекомендуемое), м

Э-1

9х6х5,5

Э-2

12x7,5x6

8,5x5

1,5

Э-3

18x9x12,5

10,5x5,5

1,5

Э-4

18x12x18

12x6,5

1,5

Э-5

21x12x16

14x7,5

1,5

Э-6

24x15x11

16x9

1,5

Взаиморасположение зрителей и эстрады (сцены) может иметь множество вариантов (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Взаиморасположение зрителей и эстрады (сцены)

9    Многофункциональные театрально-зрелищные комплексы................................70

9.1    Многофункциональные комплексы................................................................70

9.2    Многофункциональные комплексы с доминирующей театрально

зрелищной функцией.....................................................................................73

10    Реконструкция и реновация театров и концертных залов....................................75

10.1    Цели реконструкции......................................................................................75

10.2    Методы реконструкции.................................................................................77

10.3    Проблемы обновления и модернизации......................................................78

10.4    Реновация зданий иного назначения для театрально-зрелищных

функций.........................................................................................................79

10.5    Деформация архитектурной композиции при реконструкции.................80

Приложение А Театрально-зрелищное здание в городе..................................................84

Приложение Б Театр-Мастерская П.Н.Фоменко в Москве.............................................86

Приложение В Театры оперы и балета.............................................................................88

Приложение Г Многозальные комплексы........................................................................89

Приложение Д Концертный зал «Зарядье» в Москве.....................................................90

Приложение Е Театрально-культурный центр им. Вс.Мейерхольда в Москве...........91

Приложение Ж Театрально-культурный центр «Вишнёвый сад» в Москве..................92

Приложение И Российский культурный центр на стрелке у Краснохолмского моста в Москве........................................................................................93

Приложение К Филармония в Гамбурге...........................................................................95

Приложение Л Реконструкция Большого театра в Москве.............................................96

Приложение М Реконструкция театра Ла Скала в Милане.............................................97

Приложение Н Реконструкция театра Геликон-Опера в Москве..................................98

Приложение П Студия театрального искусства в Москве.............................................99

Приложение Р Реконструкция промышленных зданий для театрально-зрелищных

учреждений..............................................................................................100

Библиография......................................................................................................................101

Характерные особенности проектирования эстрады для концертных залов приведены в разделе 8.

В театрах используется в основном глубинная колосниковая сцена с ограничением размещения зрительских мест в границах зоны видимости (см. рисунок 3).

Рисунок3 - Традиционный вариант взаимосвязи зрительного зала и глубинной

колосниковой сцены

Методическое пособие разработано в развитие положений СП 309.1325800.2017 «Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования». В методическом пособии приведена развернутая характеристика различных типов театрально-зрелищных зданий, раскрываются особенности их проектирования, касающиеся номенклатуры, вместимости, размещения, архитекту рно-планировочных и технологических решений, технической оснащенности; раскрыты современные тенденции проектирования, учтен российский и зарубежный опыт проектирования, современный уровень технической оснащенности театрально-зрелищных зданий.

Методическое пособие разработано для широкого круга специалистов в области научно-исследовательской работы и проектирования театрально-зрелищных зданий, в том числе специалистов; проектных организаций; государственных и иных органов экспертизы и согласования; надзорных служб в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; органов лицензирования и сертификации.

Планомерные научные исследования в области проектирования театральнозрелищных зданий проводились в 90-е годы в нау чно-исследовательских и проектных институтах «Гипротеатр» и ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. К этому времени относятся «Современное театральное здание. Пособие по проектированию», под редакцией В.М.Виноградова, В.Д.Красильникова. Л.Д.Чумакова [1], «Репетиционные залы для театров всех назначений» [2], «Проектирование театров. Справочное пособие к СНиП» [3]. «Артистические уборные для театров всех назначений» [4]. «Рекомендации по проектированию концертных залов» были разработаны в 2004 г. ГУП МНИИП «Моспроект-4» и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева [5J.

Основные положения этих пособий и рекомендаций не утратили актуальности. Однако, в связи с развитием нормативной базы возникла необходимость в уточнении и разъяснении некоторых положений, в том числе, включенных в СП 309.1325800. Проблемам архитектуры театрально-зрелищных зданий посвящены работы А.В.Анисимова [6], [7] и В.Д.Красильникова [8J, [9]. История развития театральной архитектуры и сценографии исследуется в сборнике «Мир-театр: архитектура и сценография в России, составители А.Г.Степина и А.А.Петрова [ 10].

Анализ построенных за последние годы театрально-зрелищных зданий позволяет выявить новые принципы и приемы объемно-планировочных и технологических решений. Современные примеры приведены в работах Хрис Ван Уффелен [11], Михаель Хаммонд [12]. Хардли Хольсман Пфейфер [13].

Анализ современных объектов отечественной архитектуры приведён в статьях М.Белова [14], А.Белоусовой [15], А.В.Анисимова [16]. Примеры зарубежных театрально-зрелищных зданий приведены в публикациях Ричарда Брет и Джона Оффорд [17], Марка Флетчера [18], Мишеля Галиндо [19], сборниках Мари Христин Лориерс и Жан-Франк Пуссе «Техника и архитектура» [20]. Приведены примеры проектной практики авторов настоящего методического пособия.

Настоящее методическое пособие разработано Акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений - ЦНИИПромзданий» (АО «ЦНИИИромзданий») (руководитель работы - канд. архитектуры ДК.Лейкина, исполнитель - канд. архитектуры, доцент Н.В.Дубынин), ООО «Товарищество театральных архитекторов» (канд. архитектуры, член-корреспондент РААСН М.М Гаврилова, канд. архитектуры, академик РАХ В.Д.Крааиьников), проф. ВГ ИК, д-р архитектуры, член-корреспондент РААСН А.В.Анисимов.

1    Область применения

Настоящее методическое пособие распространяется на проектирование театрально-зрелищных зданий, однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами), составляющих основу сети театров (драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета, детских, кукольных) и концертных залов (филармонической, эстрадной, народной и инструментальной музыки и танцев, концертно-театральных. универсальных концертных, зрелищно-досуговых), проектирование особых типов театральнозрелищных зданий: многожанровых, гастрольных, студийных, экспериментальных, молодежных, эстрадных, летних, концертно-спортивных, клубных и др., а также реконструкцию и реновацию театров и концертных залов.

Настоящее методическое пособие допускается применять при разработке заданий на предпроектные работы и на проектирование основных и особых типов театрально-зрелищных зданий, с учетом перспективных объемно-планировочных решений.

Настоящее методическое пособие может применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театрально-зрелищных учреждений. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых театрально-зрелищных зданий и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом пособии использованы следующие нормативные документы:

СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (с изменением №1)

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (с изменением №1)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями № 1, № 2)

СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» (с изменениями № 1, № 2)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» (с изменением № 1)

СП 59.13330.2016 «СНиП35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» (с изменением №

1)

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (с изменением № 1)

СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования

3 Термины и определения

В настоящем методическим пособии применены термины с определениями в соответствии с СП 309.1325800.

4 Общие положения

4.1    Выбор типа театрального-зрелищного здания определяется особенностями региона, административной значимостью города, его культурными и историческими традициями, численностью и социально-демографическим составом населения, сетью театрально-зрелищных зданий и иными факторами, которые рассматриваются при проведении прсдпросктных исследований.

4.2    При проектировании в городе первого или единственного театра, или концертного зала следует учитывать возможность его использования также в качестве детского театра и гастрольной площадки. Рекомендуется проектировать многофункциональный зал или многозальный театрально-концертный комплекс.

Особые типы театральных зданий - балетный, детский музыкальный, пантомимы, эстрады и др.. строятся в городах при условии полноты сети театров. Гастрольные театры без собственной труппы рекомендуются для курортной зоны, для городов с насыщенной сетью театров со сложившимися коллективами и для средних и малых городов.

4.3    Назначение, вместимость зала определяются предпроектным исследованием и являются основой для составления задания на проектирование.

Состав и площади помещений для творческого и административно-хозяйственного персонала, в том случае, когда театрально-зрелищное здание проектируется для сложившейся труппы или коллектива, определяется заданием на проектирование с учетом штатного расписания театрально-зрелищного учреждения. В ином случае задание составляется на основе рекомендаций настоящего методического пособия, разработанных с учетом [21].

4.4    В практике деятельности театрально-зрелищных учреждений получили распространение многие дополнительные функции: клубная работа с детьми и взрослыми, праздничные и премьерные формы деятельности, конференции, фестивали с танцами, развлечениями, устройством елки, активным общением и др. Это актуальное требование необходимо учитывать при проекгировании театральнозрелищных зданий.

4.5    Уровень комфорта театрально-зрелищного здания определяется в результате предпросктных исследований и указывается в задании на проектирование. В том случае, если уровень комфорта в задании не определен, рекомендуется основываться на требованиях, предъявляемых в СП 309.1325800 к зданиям 2 уровня комфорта.

4.6    Театры и концертные залы в зависимости от конкретных условий города, от характера инвестиций и специфики деятельности театрально-зрелищных учреждений можно проектировать:

-    как отдельно стоящие здания;

-    как театрально-зрелищные здания с развитой досуговой функцией, включающие другие объекты культурного назначения, предприятия питания и торговли, возможно, гостиницы для гастролеров;

-    как театрально-зрелищные здания в составе многофункциональных комплек-

сов, включающих объекты различного назначения (административные, торговые, предприятия общественного питания), требования к проектированию которых изложены в СП 160.1325800.

5 Участки размещения театрально-зрелищных здании

5.1    Театрально-зрелищные здания - важный элемент формирования застройки города. В зависимости от назначения и масштаба здания оно может служить ориентиром в пространстве города, его визитной карточкой (как правило, это концертные и многофункциональные залы, оперные театры), формировать застройку площади (концертные залы и театры) или улицы, квартала или района (как правило, драматические театры или театры в составе многофункциональных комплексов), входить в рекреационную зону. Размещение театрально-зрелищных зданий в городе определяется планировочной и транспортной структурами города, характером окружающей застройки, количеством театрально-зрелищных зданий в городе, составом сооружений городского центра, назначением проектируемого театральнозрелищного здания и т.д. Выбор земельного участка рекомендуется осуществлять на основе предпроектного исследования. Примеры размещения театрально-зрелищных зданий в различных ситу ациях приведены в приложении А.

5.2    При проектировании театрально-зрелищных зданий на свободных территориях, площадях, вблизи парков, на площадке перед входом организуются рекреационные зоны, озеленение, рекламные щиты или иные конструкции, пешеходные подходы, подъезд и стоянки автомобилей.

Площадкой перед входом в здание может служить внутренний двор, открытый или закрытый. Возможно размещение театрально-зрелищного здания на красной линии застройки, с устройством площадки в галерее, нише, под навесом.

При проектировании театрально-зрелищных зданий с малыми залами рекомендуется увеличение площадки перед входом на 10 %. При проектировании двух и более залов в одном здании площадь площадки перед входом может составлять 0.8 - 0.85 суммарной площади площадок, необходимых по расчету' для отдельных залов.

5.3    Для разгрузки различных материалов и декораций и транспортирования их в склады и мастерские театрально-зрелищных зданий рекомендуется проектировать хозяйственный двор.

Въезды в хозяйственный двор (при устройстве ограждений) рекомендуются шириной не менее 4 м и высотой - нс менее 4,3 м. Если хозяйственный двор имеет один въезд, то в его габариты должны вписываться в круг диаметром не менее 20 м для разворота автомашин.

К местам загрузки складов декорациями организуются подъезды и дебаркадеры или разгрузочные площадки, оборудованные тельферами или иными средствами малой механизации. Рекомендуется устраивать их в закрытых помещениях или под навесом. Мри соответствующих объемно-планировочных решениях здания разгрузочные площадки могут быть размещены под стилобатом, внутри здания и т.д.

Производственные помещения и склады в полном составе проектируются для театров с постоянной труппой. Для гастрольных театров и концертных залов производственные помещения проектируются в сокращенном составе. Хозяйственный двор можно не проектировать, но необходимо обеспечивать площадку для подъезда и стоянки служебного транспорта, разгрузки декораций и реквизита.

Возможно устройство хозяйственного двора и стоянок автомобилей на подземных или надземных уровнях.

При проектировании новых и реконструкции существующих театров в случае невозможности расположения в здании и на его участке производственных и складских помещений в полном объеме рекомендуется резервировать на территории города участок для их размещения. Площадь этого участка в зависимости от назначения театра определяется проектом.

5.4    При размещении стоянок индивидуального транспорта вне границ земельного участка театрально-зрелищного здания, расстояние от автомобильных стоянок до здания не должно превышать 250 м.