Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

162 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Общие рекомендации по анализу риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     2.1. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов трубопроводного транспорта жидких углеводородов

     2.2. Структура показателей риска аварий

     2.3. Общий алгоритм количественного анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

III. Планирование и организация работ по анализу риска

IV. Идентификация опасностей на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

V. Оценка риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     5.1. Алгоритм оценки ожидаемых частот возникновения аварий и реализации расчетных сценариев аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     5.2. Алгоритм расчета процессов формирования, распространения и воздействия на потенциальных реципиентов поражающих факторов аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     5.2.1. Расчет интенсивности и объемов выбросов опасных веществ

     5.2.2. Расчет распространения поражающих факторов аварии

     5.2.3. Расчет количества пострадавших от аварии

     5.2.4. Расчет количества уничтоженного и поврежденного имущества и компонентов природной среды от аварии/инцидента

     5.2.5. Оценка ущерба от аварии на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

     5.2.6. Расчет итоговых показателей риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

VI. Установление степени опасности аварий и определение наиболее опасных составляющих линейной части и площадочных объектов конденсатопроводов и продуктопроводов

     6.1. Установление степени опасности аварий

     6.2. Определение наиболее опасных составляющих

VII. Порядок разработки рекомендаций по снижению риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 1. Сокращения

Приложение 2. Термины, определения

Приложение 3. Характеристики опасных веществ, обращающихся на технологических объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 4. Исходная информация, необходимая для анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 5. Алгоритм анализа развития аварий и типовые группы аварийных сценариев на технологических составляющих конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 6. Методика экспертной оценки ожидаемой частоты аварий на линейной части конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 7. Рекомендации по расчету интенсивности истечения и количества выбрасываемого опасного вещества при разгерметизации конденсатопроводов и продуктопроводов

Приложение 8. Методика расчета разлета осколков при разрушении резервуаров с жидкостью

Приложение 9. Критерии поражающего воздействия различных поражающих факторов аварии на человека, имущество, компоненты природной среды

Приложение 10. Схема расчетов удельной массовой скорости выгорания и средней по поверхности интенсивности теплового излучения при пожарах пролива стабильных и нестабильных углеводородных жидкостей

Приложение 11. Порядок расчета углового коэффициента облученности от цилиндрического излучателя

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

(РОСТЕХНАДЗОР)


ПРИКАЗ



/33


Москва


Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и ироду кто про волах»

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:

Утвердить прилагаемое руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах».


Руководитель


/

/


А.В. Алёшин


Утверждено

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от £0 /*/&*, тех 2020 г. №

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА КОНДЕНСАТОПРОВОДАХ И П РОД У КТО ПРО ВОДАХ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на кондснсатопроводах и продуктопроводах» (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. № 96 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный № 28138), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 года, регистрационный № 28222), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов

этапа

под

этапа

Наименование этапа, подэтапа

2.2

Определение спектра возможных нежелательных событий на ОПО. Выбор и обоснование основных (расчетных) сценариев аварий

3

Оценка риска

3.1

Анализ частоты

3.1.1

Оценка ожидаемой частоты аварий для выбранных основных (расчетных) источников опасности

3.1.2

Оценка условных вероятностей реализации расчетных сценариев аварий

3.2

Анализ последствий

3.2.1

Расчет интенсивностей и объемов аварийных выбросов опасных веществ для всех расчетных сценариев аварий

3.2.2

Расчет распространения поражающих факторов аварий в окружающей среде для всех расчетных сценариев аварий

3.2.3

Расчет условных вероятностей поражения людей, количества пострадавших для всех расчетных сценариев аварий

3.2.4

Расчет ущерба: социально-экономического ущерба (связанного с поражением людей), ущербов имуществу и компонентам природной среды для всех расчетных сценариев аварий

3.3

Расчет показателей риска

3.3.1

Расчет потенциального, коллективного, индивидуального и социального риска или иных показателей риска

3.3.2

Расчет ожидаемого годового ущерба с учетом частоты аварий на ОПО

4

Сравнительная оценка риска

4.1

Сравнение показателей риска с рекомендуемыми или установленными уровнями допустимого риска или другими показателями обоснованной базы сравнения и определение степени опасности аварий на ОПО

4.2

Определение перечня наиболее опасных участков и составляющих ОПО

5

Разработка рекомендаций по снижению риска

III ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АНАЛИЗУ РИСКА

17. Исходными информационными материалами для выполнения этапа 1 «Планирование и организация работ по анализу риска» являются:

ТЗ заказчика на выполнение работы, связанной с необходимостью проведения количественного анализа риска ОПО КП/ПП;

информация о фоновом риске техногенных происшествий для населения и персонала в регионах размещения ОПО КП/ПП, предельно допустимом риске

для населения и персонала, установленных для аналогичных ОПО, а также -о рекомендуемых для Российской Федерации значениях предельно допустимого риска.

Последовательность выполнения этапа отражена в пунктах 19-22.

18.    Анализ технического задания. Типовыми работами, указываемыми в ТЗ, как правило, являются:

разработка вновь ДГТБ для действующих ОПО;

разработка ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ и/или СТУ в составе проектной документации/документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО в целом или его составляющей;

разработка раздела ИТМ ГОЧС, СТУ, ОБ в составе проектной документации на капитальный ремонт ОПО в целом или его составляющих;

разработка паспортов безопасности на участки действующих 0110;

разработка ПМЛА для проектируемых и действующих ОПО;

проведение КолАР для отдельных участков линейной части и составляющих ОПО для обоснования возможности строительства различных объектов вблизи ОПО и других целей.

В зависимости от вида указываемых в ТЗ работ определяют цели, задачи, глубину анализа риска и состав группы специалистов для выполнения КолАР в соответствии с пунктами 19, 20.

19.    Определение цели, задач и глубины анализа риска.

При разработке ДПБ и паспортов безопасности для действующих ОПО целью анализа риска является расчет всего спектра показателей риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Руководства, для всех анализируемых составляющих ОПО и разработка (при необходимости) рекомендаций для эксплуатирующей организации по уменьшению риска эксплуатации ОПО. Для реализации этих целей рекомендуется выполнять полный цикл КолАР с использованием методик и математических моделей, приведенных и указанных в настоящем Руководстве.

При анализе риска на ранних стадиях проектирования ОПО (стадии обоснования инвестиций) целью анализа риска может являться определение только части спектра показателей риска: характеристик и степени опасности обращающегося на ОПО вещества, ожидаемой частоты аварий, размеров зон воздействия наиболее опасных поражающих факторов аварий, объемов ущерба и ожидаемого числа пострадавших среди населения на наиболее критичных составляющих ОПО, рассчитываемых для различных вариантов их размещения и вариантов предварительных технических решений с дальнейшей разработкой рекомендаций по размещению ОПО и выбору оптимальных технических решений. Глубину анализа рекомендуется ограничить применением инженерных моделей расчета последствий аварий на ОПО КП/ПП, ряд которых приведен или указан в настоящем Руководстве.

При разработке ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, СТУ или ОБ в составе проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО в целом или отдельных его участков или составляющих и тех же документов (кроме ДПБ) в составе проектной документации на капитальный ремонт целью анализа риска является расчет всех показателей риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Руководства и разработка рекомендаций по оптимизации технических решений с целью уменьшения риска на КП/ПП. Для реализации этих целей рекомендуется выполнить полный цикл КолАР в соответствии с требованиями разделов V, VI, VII.

При разработке ПМЛА целью анализа риска является определение характерных сценариев аварий на КП/ПП и оценка их последствий с дальнейшей разработкой организационно-технических мероприятий и плана действий персонала по локализации и ликвидации аварий. ПМЛА рекомендуется разрабатывать с использованием готовых результатов анализа риска аварий из ДПБ КП/ПП в части рассмотренных в ней сценариев аварий и размеров соответствующих зон поражения.

20. Организация группы специалистов для выполнения КолАР.

Для проведения работ по анализу риска рекомендуется следующий примерный состав группы: руководитель работ;

специалист по технологии трубопроводного транспорта жидких углеводородов;

специалист по автоматике и телемеханике (КИПиА); специалист по диагностированию технического состояния ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов;

специалист по анализу риска ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов (рекомендуется наличие квалификации эксперта, осуществляющего экспертизу промышленной безопасности ДПБ и ОБ ОПО магистрального трубопроводного транспорта 2); инженер - программист.

Численность указанных специалистов в составе конкретной группы определяется количеством анализируемых объектов в составе заказанной работы и требуемой глубиной анализа.

21.    Описание анализируемого КП/ГТП и его окружения включает общие сведения об эксплуатирующей организации, сведения о линейной части КП/ПП и площадочных объектах с учетом их специфики. Справочная информация по некоторым характеристикам опасных веществ, обращающихся на технологических объектах КП/ПП, представлена в приложении № 3 к настоящему Руководству. Перечень исходной информации, необходимой для анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах КП/ПП, представлен в приложении № 4 к настоящему Руководству.

22.    Определение и обоснование предельно допустимых значений риска как базы для сравнения с ними расчетных показателей риска после проведения КолАР выполняется отдельно для населения и производственного персонала

' Шифры областей аттестации экспертов Э8Д. Э80Б.

с учетом фоновых рисков, наблюдающихся на территории прохождения анализируемого КП/ПП.

IV. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ

И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ

23. Основная цель этапа идентификации опасностей - установление и детальное описание опасностей, связанных с функционированием каждой из составляющих ОПО КП/ПП, с учетом свойств и параметров состояния обращающихся в них флюидов, а также определение причин и прогнозирование последствий инцидентов и аварий.

На данном этапе рекомендуется следующая последовательность действий:

а)    провести сбор исходной, необходимой для проведения количественного анализа риска, информации;

б)    выделить типовые составляющие и/или производственные участки КП/ПП:

насосные станции,

ограниченные запорно-регулирующей арматурой линейные участки трубопроводов (при определении протяженности участков следует учитывать наличие водных преград, особенности рельефа местности и особенности расположения объектов окружения и инфраструктуры трубопровода);

резервуарные парки, площадки хранения ОВ, включающие стационарное емкостное оборудование с трубопроводами обвязки;

сливоналивные эстакады;

транспортные пути перевозки опасного вещества в жидком состоянии цистернами;

в) провести анализ условий возникновения (в том числе причин) и развития аварийных ситуаций на составляющих ОПО. Используя результаты анализа, определить группы характерных сценариев аварий для рассматриваемого ОПО КП/ПП и предварительно выделить на нем наиболее опасные составляющие и/или производственные участки.

Алгоритм анализа развития аварийных ситуаций и типовые группы сценариев на составляющих ОПО КП/ГТП приведены в приложении № 5 к настоящему Руководству;

г) дать предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности, либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

V. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ

5.1. Алгоритм оценки ожидаемых частот возникновения аварий и реализации расчетных сценариев аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроволов и продуктопроводов

24. Оценка (прогнозирование) ожидаемых частот аварий и инцидентов на линейной части КП/ПП проводится с учетом:

статистических данных по количеству, частоте и причинам техногенных событий на ОПО КП/ПП с разными технико-технологическими параметрами и в разных эксплуатирующих организациях (далее - ЭО);

влияния на вероятность нарушения целостности КП/ПП различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, техникотехнологических, эксплуатационных и возрастных параметров КП/ПП, антропогенных (связанных с промышленно-хозяйственной деятельностью, плотностью населения) и других факторов, изменяющихся, как правило, вдоль трасс КП/ПП.

Для оценки (прогнозирования) в рамках проведения КолАР ожидаемых частот аварий и инцидентов на произвольных участках КП/ПП рекомендуется применять методические подходы, использующие принцип факторного анализа для корректировки среднестатистической удельной частоты техногенных событий на трубопроводах корпорации (страны) с помощью системы коэффициентов и/или балльных оценок, учитывающих неравнозначное на

разных участках трасс КП/ПП влияние на трубопровод разнородных факторов (при наличии необходимой информации).

Подход, реализующий балльно-факторную оценку ожидаемой частоты аварий и инцидентов на участке КП/ПП, изложен в приложении № 6 к настоящему Руководству. Этот, подход, применяемый при достаточности необходимой информации, использует принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ КП/ПП, эксплуатирующихся в Российской Федерации, 2 (выраженной в количестве аварий на 1000 км в год и определенной за последние 10 лет по данным Ростехнадзора о расследовании аварий и инцидентов) с помощью специально выстроенной системы из 9 групп факторов влияния с установленными экспертным путем весовыми коэффициентами и шкалами балльных оценок факторов. Учитываемые факторы влияния условно разделены на «угрожающие» и «защищающие». К первым относятся внешние агрессивные условия и воздействия окружающей среды, нарушения эксплуатационных требований, ко вторым - конструктивно-технологические решения и комплекс эксплуатационных организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение целостности КП/ПП.

В рамках КолАР балльно-факторную оценку ожидаемых удельных частот аварий и инцидентов (Я.) на линейной части анализируемого трубопровода рекомендуется выполнять применительно к заранее выделенным ПОУ данного трубопровода. Рассчитанные для каждого ПОУ значения Я. заносятся в таблицу (таблица 2 с примером ее заполнения).

Таблица 2

Ожидаемые удельные частоты аварий на потенциально опасных участках КП/ПП

Номер (п) и положение ПОУ на трассе КГ1/ПП, км-км

1

км 502,34-км 503,45

2

км

512,14-км

514,00

К

км

515,05-км

516,32

N

км 517,09-км 518,20

Яи, 1/( 1000км год)

0,241

0,125

0,452

0,653

Ожидаемая частотаf, (1/год) возникновения аварии или инцидента на л-ом ПОУ длиной L„ определяется по формуле

fn=*n-Ln/1000,    (5.1)

где - ожидаемая удельная частота аварий и инцидентов на л-ом ПОУ, 1/(1000км год);

L„- длина л-го ПОУ, км.

25. Оценку ожидаемой частоты инцидентов и аварий на площадочных объектах КП/ПП рекомендуется выполнять с использованием ретроспективных статистических данных об аварийности на указанных ОПО в сочетании с рекомендациями по выбору удельных частот разрушений технологических трубопроводов и элементов оборудования, приведенными в руководстве по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 г. №144.

Для объектов магистральных трубопроводов рекомендуется использовать значения частот техногенных событий приведенных в таблице 3.

Таблица 3

Рекомендуемые консервативные оценки ожидаемой частоты разгерметизации технологических составляющих на действующих НС КП/ПП

Наименование ОСПО

Частота аварий (разрывов). ЛТТ-prp. 1/(м год) ИЛИ fn.pyp, 1/год

Частота инцидентов (свищей, утечек),

/•ТТ-свщ. 1 /(МТОД) ИЛИ /п-свщч 1/ГОД

1

2

3

Участки КП. прилегающие к НС

З Хмкп-ртр *

З'ХмКП-смц *

Входной трубопровод-шлейф

МО'7 1/(мгод)

510'7 1/(мгод)

Выходной трубопровод-шлейф

210'7 1/(мгод)

МО'6 1/(мтод)

Горизонтальные фильтры-грязеуловители с трубопроводной обвязкой

МО’5 на фильтр/год

М0“* на фильтр/год

Вертикальные фильтры-грязеуловители с трубопроводной обвязкой

НО’5 на фильтр/год

МО-4 на фильтр/год

Входной коллектор магистральной насосной

3 107 1/(мгод)

1.5-10'6 1/(м-год)

Выходной коллектор магистральной насосной

4 10'7 1/(м год)

210* 1/(мгод)

Наименование ОСПО

Частота аварий (разрывов),

ш-тр,\ /(мгод) или/,.?*,. 1/год

Частота инцидентов (свищей, утечек).

лтт-(*щ. 1 /(М1 год) ИЛИ 1/год

1

2

3

Соединительные трубопроводы между установками (блоками, узлами)

3 10'7 1/(мгод)

1,5-10* 1/(мтод)

Магистральные насосы с трубопроводной обвязкой

110-4 на насос/год

5 104 на

насос/год

Резервуары-сборники продукта

Г 10'5 на рез-р/год

МО'4 на рез-р/год

Узел регулирования давления

1.5-10'* на элемент/год

7.5-10'5 на элемент/год

Узлы запорной арматуры

1.5 105 на элемент/год

7.5 10 * на элемент/год

* Хмкп - среднее значение удельной частоты техногенных событий на линейном перегоне между НС

При безусловном выполнении всех требований к организационно-

техническим мероприятиям для площадочных объектов, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, приведенные в таблице 3 значения ожидаемой удельной частоты техногенных событий (аварий или инцидентов) уменьшают в 2 раза.

Для действующих площадочных объектов со сроком эксплуатации не более 10 лет (относительно новых), а также для проектируемых площадочных объектов приведенные в таблице 3 значения ожидаемой удельной частоты техногенных событий (аварий или инцидентов) рекомендуется уменьшать в 10 раз.

Для участка технологического трубопровода абсолютная частота аварий определяется исходя из длины рассматриваемого участка трубопровода и удельной частоты аварийной разгерметизации на единицу длины, значения которой приведены в таблице 3, по формуле:

fn—Xrr’Lrrt    (5.2)

где    ожидаемая    частота    техногенных    событий    (аварий или

инцидентов) на рассматриваемом участке технологического трубопровода длиной Ln, —;

год

&,г- ожидаемая удельная частота техногенных событий (аварий или

инцидентов) на технологическом трубопроводе, —!—;

м • год

Ln -длина рассматриваемого участка технологического трубопровода, м.

Для условно «точечных» объектов (насосов, фильтров, резервуаров) абсолютная частота техногенных событий (аварий или инцидентов) задается непосредственно из таблицы 3.

26.    Оценка ожидаемой частоты реализации расчетных сценариев аварии на линейной части и площадочных объектах КП/ПП определяется как произведение ожидаемой частоты возникновения аварии на рассматриваемом объекте/составляющей объекта на условную вероятность реализации расчетного сценария (рассчитывается с использованием деревьев событий в соответствии с приложением № 5 к настоящему Руководству).

5.2. Алгоритм расчета процессов формирования, распространения и воздействия на потенциальных реципиентов поражающих факторов аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов

и продуктопроводов

5.2.1. Расчет интенсивности и объемов выбросов опасных веществ

27.    Неконтролируемые выбросы опасных веществ (флюидов) на участках линейной части и составляющих площадочных объектов КП/ПП происходят вследствие:

гильотинного разрыва (образование протяженной трещины) ЛЧ магистральных трубопроводов;

разрыва на полное сечение технологических трубопроводов;

частичной разгерметизации оборудования или трубопроводов;

полного разрушения емкостного оборудования;

работы дыхательной арматуры и испарения со свободной поверхности резервуаров.

В первых двух случаях неконтролируемые выбросы характеризуются как интенсивностью, так и их объемом. Рекомендации по проведению расчета

магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. № 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538 (зарег истрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30855), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный № 32326), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2017 г. № 515 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2017 г., регистрационный № 49330), и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазового комплекса, в том числе конденсатопроводов и продуктопроводов (далее -КП/ПП).

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (оценки ожидаемой частоты аварий и оценки последствий) (далее - анализ риска аварий) для опасных производственных объектов конденсатопроводов (далее - КП) и продуктопроводов (далее - Г1П) (в том числе внутрипромысловых трубопроводов), транспортирующих нестабильный и стабильный газовые конденсаты, сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), широкую фракцию легких углеводородов (далее - ШФЛУ).

интенсивности и количества выбрасываемого опасного вещества приведены в приложении № 7 к настоящему Руководству.

5.2.2. Расчет распространения поражающих факторов аварии

5.2.2.1. Рассеивание выбросов флюида при авариях на конденсатопроводах и продуктопроволах с обращением стабильных и нестабильных углеводородов в жидком состоянии

28. Аварийные выбросы на объектах с обращением жидких углеводородов приводят к переносу и рассеиванию в окружающей среде опасных веществ. Такой перенос, в зависимости от фазового состояния выбрасываемого вещества (флюида), может происходить:

посредством газодинамических течений и диффузии в атмосфере флюида в газообразном состоянии (газ, пар) или в виде воздушно-капельной взвеси (аэрозоля, который образуется только для трещин и свищей) с образованием топливо-воздушной смеси (ТВС);

при потоковом движении на неровной местности или растекании по ровной подстилающей поверхности флюида в жидком состоянии.

С учетом физико-химических свойств жидких углеводородов их перенос в атмосфере следует рассматривать как рассеивание облаков и шлейфов от выбросов тяжелых газов. Моделирование рассеивания выбросов данного вида проводится с использованием Руководства по безопасности: «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 апреля 2015 г. № 158 и Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 апреля 2015 г. № 160.

Эволюция выброса в атмосферу флюида в жидком состоянии при потоковом движении на неровной местности или растекании по ровной подстилающей поверхности при необходимости более точных расчетов

Для стабильных жидких углеводородов в дополнение к настоящему Руководству по безопасности рекомендуется использовать Руководство по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июня 2016 г. № 228, и Руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 сентября 2015 г. № 366.

Руководство не распространяется на распределительные трубопроводы, трубопроводы и площадочные объекты, расположенные на шельфе морей, ОПО с обращением сжиженного природного газа, нефти и нефтепродуктов.

Настоящее Руководство описывает процедуру количественного анализа риска (далее - КолАР) аварий на КП/1Ш, результаты которого могут быть использованы при разработке деклараций промышленной безопасности (далее -ДПБ), паспортов безопасности, обоснований безопасности (далее - ОБ), разделов по анализу риска, промышленной безопасности и инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) в составе проектной документации на строительство, реконструкцию и документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию КП/ПП, специальных технических условий (далее - СТУ), планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) и иных документов, в которых содержатся результаты анализа риска.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценку риска аварий на КП/ПП, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4.    В настоящем Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложениях № 1,2 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ

2.1. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов трубопроводного транспорта жидких углеводородов

5.    Анализ риска аварий на ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов - ОПО КП/ПП является необходимым элементом управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой периодическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа риска ОПО.

6.    Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:

объективной информации о состоянии промышленной безопасности 0110; сведений о наиболее опасных участках и составляющих ОПО; сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОНО и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;

обоснованных рекомендаций по уменьшению риска; обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО.

7.    Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО различаются и конкретизированы для каждого этапа.

8.    На этапе обоснования инвестиций (далее - ОИ) (когда решаются задачи оценки целесообразности реализации проекта, поиска приемлемого варианта размещения ОПО и его основных составляющих, оценки предлагаемых вариантов принципиальных решений, сравнительной оценки экономической эффективности, оценки побочных социальных и экологических последствий) целями анализа риска могут быть:

выявление опасностей и предварительная оценка риска (причем при соответствующем обосновании достаточно провести только оценку последствий от наиболее критичных аварий) для различных вариантов размещения объекта на местности и альтернативных технических решений с учетом возможного воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду, анализ приемлемости предложенных принципиальных технических решений и выбор оптимального размещения ОПО в целом в окружении иных производственных, социальных и природных объектов;

оценка финансового, инвестиционного риска, обусловленного потерями дорогостоящего оборудования и продукции в результате возможных аварий;

определение (выделение) рисков, требующих дальнейшего, более глубокого исследования.

9.    На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО целями анализа риска аварий являются:

выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей среды;

обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛА на проектируемом ОПО;

обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций на ОПО;

обеспечение информацией для разработки ДПБ в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки раздела ИТМ ГОЧС в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки СТУ и/или ОБ.

10.    На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются: выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок

риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО;

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию;

11.    На этапе эксплуатации ОПО целями анализа риска являются: проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной

безопасности;

получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО;

расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;

разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛА 1 ОПО;

оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.

12.    При реконструкции и техническом перевооружении ОПО целями анализа риска являются:

обеспечение информацией для разработки ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ или СТУ в составе проектной документации/документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО;

выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных участков и составляющих ОПО (в том числе при декларировании промышленной безопасности);

уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛА.

13.    При капитальном ремонте на ОПО целями анализа риска являются: выявление специфических опасностей ремонтных работ;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;

обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО; уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.

14. На этапах консервации и ликвидации ОПО целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;

обеспечение информацией для разработки ДГ1Б или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО;

разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации

ОПО.

2.2. Структура показателей риска аварий

15. Показатели риска аварии на ЛЧ и площадочных объектах КП/ПП количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования опасных составляющих (далее - ОС) ОПО по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО.

Показатели риска аварии, расчет которых предусмотрен в настоящем Руководстве, разделяют на промежуточные и итоговые (потенциальный, индивидуальный, коллективный, социальный риски, ожидаемый годовой ущерб). Промежуточные показатели являются расчетными составляющими итоговых показателей, но при этом имеют и самостоятельное значение, прежде всего, при выполнении вариантов анализа риска, не требующих расчета итоговых показателей.

Перечень промежуточных показателей риска приведен в подразделе 3.1 Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2018 г. № 647 (при использовании аббревиатура «МГ» заменяется на «КП/ПП»), в дополнение к которым в настоящем Руководстве вводится показатель «Частота аварий

на /i-ом участке ЛЧ КП/ПП, приводящих к разливу продукта массой не менее М (М - 100 т, 500 т, 5000 т)».

Расчет промежуточных показателей риска аварии на объектах КП/ПП осуществляют по алгоритмам, изложенным в разделе V настоящего Руководства.

Рекомендации по определению итоговых показателей риска приведены в подразделе 5.2.6 настоящего Руководства.

2.3. Общий алгоритм количественного анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продукгопроводов

16. Основные этапы и подэтапы количественного анализа риска аварий на ОНО КП/ПП приведены (с учетом рекомендаций руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 г. № 144) в таблице 1. Состав этапов и подэтапов может уточняться в зависимости от задач анализа риска.

Таблица 1

Этапы количественного анализа риска аварий на ОПО

этапа

под

этапа

Наименование этапа, подэтапа

1

Планирование и организация работ

1.1

Определение факторов и проблем, обусловивших необходимость проведения КолАР

1.2

Организация группы специалистов для выполнения КолАР

1.3

Определение целей и задач КолАР

1.4

Определение глубины (детальности) анализа, уточнение алгоритма и набора методов анализа

1.5

Описание ОПО его окружения на базе сбора и анализа исходных данных. Разделение линейной части на участки с выделением потенциачьно опасных участков (ПОУ), а площадочных объектов - на опасные составляющие (ОСПО)

1.6

Обоснование критериев допустимого (приемлемого) риска

2

Идентификация опасностей

2.1

Идентификация источников опасностей

1

При уточнении ПМЛА для объектов I и П класса опасности рекомендуется использовать результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.