Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

Купить Приказ 352н — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2020 г. Регистрационный № 59010

Оглавление

Профессиональный стандарт. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

     I. Общие сведения

     II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

     III. Характеристика обобщенных трудовых функций

     3.1. Обобщенная трудовая функция. Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации

     3.2. Обобщенная трудовая функция. Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации

     IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

     4.1. Ответственная организация-разработчик

     4.2. Наименования организаций-разработчиков

 
Дата введения31.07.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.06.2020УтвержденМинистерство труда и социальной защиты РФ352н
РазработанФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 20.07.2020. Номер опубликования: 0001202007200079
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИЯ российской ФШРШИ

ЗЛРЕГИСТРИРОПЛНО

Регистрационный .4 ££0/О

от "AQUA^ottf 2(E#


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минтруд России)


ПРИКАЗ

'!&vu<?ha~ cLOlOi.    №    3fHn

Москва


Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:

1.    Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».

2.    Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2013 г., регистрационный № 30658).


Министр


А.О. Котяков


УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «LCW-UJL^ 2020 г. Н&З&И Н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Регистрационный номер

Содержание

I.    Общие сведения.......................................................................................................................................1

II.    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта

вида профессиональной деятельности)....................................................................................................2

III.    Характеристика обобщенных трудовых функций.............................................................................3

3.1.    Обобщенная трудовая функция «Комплексное обеспечение    социальной реабилитации и

абилитации».............................................................................................................................................3

3.2.    Обобщенная трудовая функция «Организация деятельности по социальной реабилитации и

абилитации»...........................................................................................................................................15

IV.    Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта................................22

1_1

I. Общие сведения

Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых_Г03.007

(наименование вида профессиональной деятельности)    Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой____________________________

Группа занятий:

2634__1    Психологи_ [I_

(код О КЗ1)    (наименование) (код ОКЗ)    (наименование)

населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом) лиц трудоспособного

, возраста____

Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц трудоспособного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации

инвалидов_

Формировать мотивацию к труду____

Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и содержания социальной реабилитации и

абилитации лиц трудоспособного возраста    ______

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальных программ реабилитации или

абилитации инвалидов, подготавливать отчеты ___ _______

взаимодействия

Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей

Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста

Необходимые знания

Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной защиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации

Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного

индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, в том числе защиты персональных данных _ _

Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) ] государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим

| лицам_

Критерии оценки методов мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного возраста в социальной реабилитации (абилитации)

Основные междисциплинарные знания о реабилитационной среде__

Основные направления социальной реабилитации и абилитации лиц

трудоспособного возраста_____________________

Основы диагностики лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условий, которые нарушают или могут нарушить их жизненную | ситуацию, реабилитационные стратегии работы с данной категорией

лиц___________________________________ _____ _______

Основные направления паллиативной помощи лицам трудоспособного

возраста__

| Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности

лиц трудоспособного возраста __________

Основные принципы подбора методов социальной реабилитации j (абилитации) с учетом их реабилитационного потенциала, основные (в |

том числе инновационные) методы профессиональной, социалыю-средовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой и социокультурной реабилитации (абилитации)

Методы коррекции эмоционально-волевых нарушений, поведенческих реакций и основы возрастной психологии

Психологические методы развития волевых качеств личности

Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода

Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций

Техники общения с лицами трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности

Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях

Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению

Методы эргономики

Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования

Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия

Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия

Перечень и виды технических средств реабилитации

Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)

Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия

Другие характеристики

Соблюдение правил профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Социальная реабилитация и абилитация

Уровень

Наименование

лиц пенсионного возраста

Код

А/03.6 (подуровень) квалификации

6

Происхождение

v Заимствовано из Оригинал X к оригинала

трудовой функции

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц пенсионного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Проведение оценки реабилитационного (абилитационного) потенциала лиц пенсионного возраста, уточнение реабилитационного (абилитационного) потенциала инвалидов пенсионного возраста с

учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, участие в определении возможности получения ими услуг по

реабилитации (абилитации) в домашних условиях____

Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц

пенсионного возраста__

Составление перечня мероприятий социальной реабилитации

(абилитации) лиц пенсионного возраста ____________

Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов Ознакомление лиц пенсионного возраста с инфраструктурой

населенного пункта _______

; Обсуждение адекватности мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста на конференциях (консилиумах) | междисциплинарной команды и составление, утверждение, коррекция, мониторинг и оценка эффективности индивидуальных программ

реабилитации (абилитации)_

Консультирование лиц пенсионного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной

реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации___

Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации

инвалидов___    ___ __ ____________

Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации

или абилитации инвалидов________

Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации

■ инвалидов_

Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их

результатах ____________ __________

Обмен опытом, профессиональными знаниями с со специалистами по1

комплексной социальной реабилитации (абилитации)_

Оформление локальных нормативных актов Необходимые умения Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц пенсионного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную

| независимость, самопомощь    _

Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию }_____I лиц пенсионного возраста________________________________ _____

Оценивать потенциал социальной реабилитации (абнлитации) лиц пенсионного возраста, потенциал социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы

риска_

Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц

пенсионного возраста _ ____________

Определять перечень, приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного

возраста_

Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного

j возраста, реабилитационной инфраструктуры территории_

Осуществлять общение с лицами пенсионного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по

социальной реабилитации (абилитации)_________

Работать в междисциплинарной команде

Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния лиц пенсионного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или

абилитации инвалидов________________ _

Мобилизовывать личностные ресурсы лиц пенсионного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных

усилий2МЮЗИТИВНОГО взаимодействия с микросоциумом________

Проводить консультирование лиц пенсионного возраста, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку на основных этапах приспособления к

мысли о смерти, снижение страха смерти__________

Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у

членов семьи, лиц, осуществляющих уход_____

Применять методы индивидуального, группового, семейного,

профессионального консультирования_

Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста,

образования лиц пенсионного возраста_______________

Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к

техническим средствам реабилитации    ___________ ____

Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц пенсионного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации

инвалидов_

Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие

вопросы организации и содержания социальной реабилитации и

| абилитации_

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или

абилитации инвалида, подготавливать отчеты__

Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного

взаимодействия    ________

Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом

национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей__

Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного

_возраста_

Необходимые знания Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной зашиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, дополнительных гарантий, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и

I здоровья_

Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты

персональных данных_

Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим

1 лицам__

критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного возраста в социальной реабилитации (абилитации)

Особенности формирования реабилитационной среды для лиц

пенсионного возраста__________________

Основы социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста_

Основы паллиативной помощи лицам пенсионного возраста_

Основы диагностики лиц пенсионного возраста, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационные стратегий работы с данной

категорией лиц___________________

Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности

у лиц пенсионного возраста _____

Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, профессиональной, социально-средовой, социально-

бытовой реабилитации (абилитации)_____    ________

Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода

Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций ______

Техники общения с лицами пенсионного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с сенсорными, психическими

нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ; ограничениями жизнедеятельности

Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях

Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению

Методы эргономики

Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования

Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия

Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия

Технические средства реабилитации лиц пенсионного возраста

Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)

Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения согласования и принятия

Другие характеристики

Соблюдение правил профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации

Код

В

Уровень

квалификации

Ш

Наименование

Происхождение обобщенной трудовой функции

I _ v ! Заимствовано из Оригинал X 1 оригинала

Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта

Возможные

Руководитель службы

наименования

Руководитель реабилитационного подразделения

должностей,

Куратор реабилитационной (абилитационной) программы

профессий

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

Требования к опыту практической работы

11е менее трех лет по профилю профессиональной деятельности

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

1

Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения

Другие

характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование

Код

Наименование базовой группы, должности

документа

(профессии) или специатьности

ОКЗ

2634

Психологи

ЕКС

.

Психолог

-

Начальник реабилитационно-оздоровительного центра

ОКПДТР

25883

Психолог

26588

Специалист по социальной работе

оксо

5.37.03.01

Психология

5.37.04.01

Психология

5.37.05.01

Клиническая психология

6.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

Социальная работа

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.04.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

6.44.04.03

6.44.05.01

Специальное (дефектологическое) образование Педагогика и психология девиантного поведения

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Организация реабилитационного (абилитационного) случая и управление

Код

В/01.7

Уровень

(подуровень)

7

им

квалификации

Происхождение трудовой функции

_ v Заимствовано из Оригинал X и,|1ла

Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование населения о целях, задачах, методах и мероприятиях социальной реабилитации (абилитации)

Организация комплексной квалификации реабилитационного случая

Определение состава междисциплинарной команды в соответствии с реабилитационным (абилитационным) случаем, обеспечение ее участия в работе в рамках реабилитационного (абилитационного) случая

Координирование и управление деятельностью междисциплинарной команды по разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)

Определение комплекса мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Организация и проведение конференций (консилиумов) междисциплинарной команды по обсуждению эффективных практик по социальной реабилитации (абилитации) и составлению, коррекции, утверждению, мониторингу и оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами

социальной реабилитации (абилитации)________

Организация и управление работой реабилитационной команды, реализующей мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)и

оценка результатов ее деятельности__

Организация обеспечения лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации Организация обеспечения доступа несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста к мероприятиям

социальной реабилитации (абилитации)______________

Организация оценки уровня изменений в состоянии здоровья и (или) ; жизненной ситуации в соответствии с прогнозными показателями, при необходимости корректировка перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации), в том числе в рамках индивидуальных I программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) Выяснение удовлетворенности    лица, в отношении которого

осуществляются мероприятия    по социальной реабилитации

(абилитации), и его ближайшего окружения достигнутыми результатами социальной реабилитации (абилитации)___

Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) Организация переоценки мероприятий социальной реабилитации (абилитации), если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

I (детей-инвалидов)_

Рассмотрение жалоб лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)

Оценивание соответствия рекомендаций специалистов междисциплинарной команды для завершения проведения мероприятий

социальной ребилитации (абилитации)__________

Оценивание инфраструктуры населенного пункта в целях обеспечения работы по поддержке несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий

социальной реабилитации (абилитации)_______________

Организация поддержки несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий

социальной реабилитации (абилитации)_______________

Мониторинг результатов социальной реабилитации после завершения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Проверка отчетов специалистов по завершении проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации), документирование хода и результатов социальной реабилитации

(абилитации) _______

Планирование деятельности по выполнению мероприятий социальной 1 реабилитации (абилитации)_

Разработка методических материалов по внедрению инновационных технологий и методов социальной реабилитации (абилитации) Анализировать информацию об ограничениях жизнедеятельности, личных особенностях, жизненной ситуации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации

Необходимые умения

(абилитации) ____ _ __

Оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной

информации_

Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты социальной реабилитации (абилитации) Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач социальной реабилитации (абилитации)

Проводить переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) со всеми участниками, организовывать

продуктивное взаимодействие в междисциплинарной команде___

Оценивать уровень соответствия используемых методов социальной реабилитации (абилитации) актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования,

социального статуса, дееспособности    __ __

Проводить мероприятия, соответствующие потребностям здоровья лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других

I травмирующих обстоятельств___________________

Собирать информацию о ходе процесса социальной реабилитации (абилитации) от всех участников реабилитационного процесса, выяснять мнение лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), о качестве и объеме проводимых мероприятий социальной реабилитации (абилитации) Мотивировать лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), (законных (уполномоченных)    представителей) на активное участие в

реабилитационном    (абилитационном) процессе, вырабатывание

собственной ответственной позиции    _______ ____________

Обсуждать с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), и значимыми членами их окружения ограничения и ресурсы, пользоваться способами мобилизации ресурсов

Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья,

социальной и психологической дезадаптацией______

Применять методы конфликтологии для урегулирования отношений и согласоваггия индивидуальных программ со всеми участниками Анализировать информацию, полученную от получателей и

поставщиков социальных услуг    ________________

Применять методы контроля объема и качества мероприятий

социальной реабилитации (абилитации)______________

Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе

Необходимые знания


; социальной реабилитации (абилитации)__

Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение | качества оказания мероприятий социальной реабилитации (абилитации)


Оценивать эффективность деятельности специалистов

реабилитационной команды_

Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности мероприятий социальной реабилитации (абилитации)


Подготавливать презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)


Разрабатывать локальные нормативные акты о проведении мероприятий социальной реабилитации (абилитации)


Оформлять локальные нормативные акты


Нормативные правовые акты Российской Федерации в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе порядок разработки и реализации индивидуальной программы

реабилитации и абилитации инвалида,_________

Нормативные правовые акты, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы


Национальные стандарты в области предоставления социальных услуг

населению_

Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных


Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам


Руководящие принципы, приоритеты социальной политики,

оказывающие влияние на ведение реабилитационной практики__

Критерии оценки реабилитационной инфраструктуры


Основы диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с нарушениями социализации, виды и процедуры прохождения экспертиз: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи


Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований; показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации); технологи мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)


Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) с учетом реабилитационного потенциала; основные (в том числе инновационные) методы социальной реабилитации (абилитации); социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней


II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

уровень

квалификации

наименование

уровень

(подуровень)

квалификации

А

Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абицитации

6

Социальная реабилитация и абилнтацня несовершеннолетних ЛИЦ

А’01.6

6

Социальная реабилитация и абилнтацня лиц трудоспособного возраста

А/02.6

6

Социальная реабилитация и абилнтацня лиц пенсионного возраста

А/ОЗ.б

6

В

Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации

7

Организация реабилитационного (абилитанионного) случая и управление им

В «1.7

7

Планирование, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий, управление реабилитационными (абилитанионными) мероприятиями

В/02.7

7

Консу льтирование специалистов организаций социальной сферы _

В/03.7

7

депривации и психологической травматизации на личность___

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы

реабилитации или абилитации инвалида _ ____

Способы мотивации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие

ответственности за ход и результаты реабилитации____

: Техники ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и

судебной власти_____________ ___________ ___________

Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия Техники общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья

(сенсорными, психическими нарушениями)________ _____

Другие характеристики

Локальные нормативные акты, необходимые для проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Соблюдение правил профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Планирование, координация и оценка

реабилитационных (абилитационных)

Уровень

мероприятий, управление

Код

В/02.7

(подуровень)

7

реабилитационными (абилитационными)

квалификации

мероприятиями

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта

Трудовые

действия

Разработка направлений, планирование деятельности учреждений по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Постановка целей и определение перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Координация и управление проведением мероприятий социальной реабилитации (абилитации)

Руководство и координация распределения трудовых ресурсов, координация профессионального развития работников, реализующих мероприятия социальной реабилитации (абилитации)

Консультирование органов государственной власти о мерах социальной реабилитации (абилитации) по улучшению здоровья, мероприятиях и средствах социальной реабилитации (абилитации)

Взаимодействие с органами управления, представителями общественности и учреждениями для обсуждения вопросов сотрудничества и координации деятельности, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации

Код

А

Уровень

квалификации

6

Наименование

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Кол оригинала

Регистрационный

номер

профессионального

стандарта

Возможные

Специалист по социальной реабилитации

наименования

должностей.

профессий

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской ФедерацииОтсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения3

Другие

характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2634

Психологи

ИКС*

_

Психолог

ОКПДТРт

25883

Психолог

оксо6

5.37.03.01

Психология

5.37.04.01

Психология

5.37.05.01

Клиническая психология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

Психология

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

6.44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

1 6.44.04.02___Психолого-педагогическое образование

I 6.44.04.03    Специальное (дефектологическое) образование _

* 6.44.05.01^    Педагогика и психология девиантного поведения

Трудовые    ! Проведение оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить

действия    жизненную    ситуацию    несовершеннолетних, анализ степени выраженности

ограничений категорий жизнедеятельности у детей-инвалидов_


3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Социальная реабилитация и абилитация

Уровень

несовершеннолетних лиц

Код

A/0I.6

(подуровень)

квалификации

6

Происхождение трудовой функции

v Заимствовано из 1 Оригинал Л

г оригинала

Код

оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов_

Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц_

Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц_

Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов


Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов_______

Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида_

Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего__

Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц по итогам реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего____

Подготовка заключений по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации)_

актов в соответствии с задачами

Оформление локальных нормативных социальной реабилитации (абилитации)

со специалистами по

Обмен опытом, профессиональными знаниями комплексной реабилитации (абилитации)

несовершеннолетних на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)

Необходимые

умения

Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних

Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал несовершеннолетних, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал детей-инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска

Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц

Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних

Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних, реабилитационной инфраструктуры

Осуществлять общение с законными (уполномоченными) представителями несовершеннолетних лиц, самими несовершеннолетними, мотивировать на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации)

Работать в междисциплинарной команде

Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социалыю-средовой реабилитации (абилитации), j социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья несовершеннолетних, а для детей инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего

Применять на практике психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних

Формировать мотивацию к обучению, труду у несовершеннолетних, осуществлять их профессиональную ориентацию

Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом)

Применять методы индивидуального, семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, специалистов образовательных и социозащитных организаций по вопросам социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних

Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних

Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого несовершеннолетним инвалидом, преодоления

психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологической адаптации к техническим средствам реабилитации

Проводить мероприятия по обучению технике и приемам самообслуживания и персонального ухода

Проводить мониторинг и оценку эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего

Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних лиц

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, подготавливать отчеты

Излагать профессиональную информацию в процессе мультидисциплинарного взаимодействия

Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей

Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку

Необходимые

знания

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реабилитацию (абилитацию) несовершеннолетних; опеку и попечительство несовершеннолетних; дополнительные гарантии, социальную поддержку детсй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам

Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных

Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовсршен нол етн их

Основы формирования реабилитационной среды для несовершеннолетних

Особенности паллиативной помощи несовершеннолетним

Основные направления социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних, социальной защиты и социального обслуживания населения

Основы диагностики несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационных (абилитационных) стратегий работы с данной категорией несовершеннолетних

Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности несовершеннолетних

Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-

психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой, социально-бытовой реабилитации (абилитации)

Методы развития несформированных высших психических функций, коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций

Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода

Методы формирования у несовершеннолетних индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрсссирующсго воздействия болезни и (или) социальной среды, повышения эмоциональной стабильности, профилактики деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество

Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций

Техники общения с несовершеннолетними с офаниченнымн возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с детьми-ин вал идам и с различными ограничениями жизнедеятельности

Требования к защите персональных данных

Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях

Методика обучения несовершеннолетних пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению

Методы эргономики для несовершеннолетних

Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования

Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия

Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия

Перечень и виды технических средств реабилитации, в том числе для детей-инвалидов

Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних

Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия

Другие

характеристики

Соблюдение правил профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Социальная реабилитация и абилитация

А/02.6

Уровень

Наименование

лиц трудоспособного возраста

Код

(подуровень)

квалификации

6

Происхождение трудовой функции

J Оригинал X

j Заимствовано из 1 оригинала

Код

Регистрационный номер

оригинала профессионального стандарта

Трудовые действия Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые _ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц j

трудоспособного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, определение возможности самостоятельного проживания и получения ими услуг по |

реабилитации (абилитации) в домашних условиях______

Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц

трудоспособного возраста_

Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации

(абилитации) лиц трудоспособного возраста    __________

Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов

Ознакомление лиц трудоспособного возраста с инфраструктурой населенного пункта ____    _

Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности

1 индивидуальных программ реабилитации (абилитации)_

Проведение консультаций для лиц трудоспособного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации в рамках реализации индивидуальных профамм

реабилитации или абилитации инвалидов _    _ _

Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации

инвалидов_

Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации)    в рамках    реализации индивидуальных    профамм

реабилитации или абилитации инвалидов________

Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий    социальной    реабилитации    (абилитации)    в рамках

реализации индивидуальных профамм реабилитации или абилитации инвалидов_

Разработка рекомендаций    по коррекции    мероприятий    социальной

реабилитации (абилитации) по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий    социальной    реабилитации    (абилитации)    и об их

1 результатах_

I Оформление локальных нормативных актов Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по

Необходимые умения

комплексной реабилитации (абилитации)__________________

Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц

трудоспособного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную

независимость, самопомощь    __ ____

Проводить экспертно-реабили гационную оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц

трудоспособного возраста_

Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал лиц , трудоспособного возраста, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы

I риска_

Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц

1 трудоспособного возраста_

Определять перечень, а также приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий социальной реабилитации

(абилитации) лиц трудоспособного возраста    __ ________

Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного

I возраста, реабилитационной инфраструктуры территории_

Осуществлять общение с лицами трудоспособного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации) _

Работать в междисциплинарной команде_____ _____

Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья лиц трудоспособного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или

абилитации инвалидов__________________

Мобилизовывать личностные ресурсы лиц трудоспособного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных

усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом____

Применять методы индивидуального, группового, семейного

консультирования_

Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к лицам трудоспособного возраста Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста,

j образования лиц трудоспособного возраста___________

Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации

Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой