Купить Приказ 352н — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2020 г. Регистрационный № 59010
Профессиональный стандарт. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция. Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации
3.2. Обобщенная трудовая функция. Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
4.2. Наименования организаций-разработчиков
Дата введения | 31.07.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
18.06.2020 | Утвержден | Министерство труда и социальной защиты РФ | 352н |
---|---|---|---|
Разработан | ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет | ||
Издан | Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) | от 20.07.2020. Номер опубликования: 0001202007200079 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИЯ российской ФШРШИ
ЗЛРЕГИСТРИРОПЛНО
Регистрационный .4 ££0/О
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минтруд России)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2013 г., регистрационный № 30658).
Министр
А.О. Котяков
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «LCW-UJL^ 2020 г. Н&З&И Н
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Регистрационный номер
Содержание
I. Общие сведения.......................................................................................................................................1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)....................................................................................................2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.............................................................................3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Комплексное обеспечение социальной реабилитации и
абилитации».............................................................................................................................................3
3.2. Обобщенная трудовая функция «Организация деятельности по социальной реабилитации и
абилитации»...........................................................................................................................................15
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта................................22
1_1
I. Общие сведения
Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых_Г03.007
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой____________________________
Группа занятий:
2634__1 Психологи_ [I_
(код О КЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом) лиц трудоспособного
, возраста____
Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц трудоспособного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов_
Формировать мотивацию к труду____
Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и содержания социальной реабилитации и
абилитации лиц трудоспособного возраста ______
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальных программ реабилитации или
абилитации инвалидов, подготавливать отчеты ___ _______
взаимодействия | |
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей | |
Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной защиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации |
Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного
индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, в том числе защиты персональных данных _ _
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) ] государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим
| лицам_
Критерии оценки методов мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного возраста в социальной реабилитации (абилитации)
Основные междисциплинарные знания о реабилитационной среде__
Основные направления социальной реабилитации и абилитации лиц
трудоспособного возраста_____________________
Основы диагностики лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условий, которые нарушают или могут нарушить их жизненную | ситуацию, реабилитационные стратегии работы с данной категорией
лиц___________________________________ _____ _______
Основные направления паллиативной помощи лицам трудоспособного
возраста__
| Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности
лиц трудоспособного возраста __________
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации j (абилитации) с учетом их реабилитационного потенциала, основные (в |
том числе инновационные) методы профессиональной, социалыю-средовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой и социокультурной реабилитации (абилитации) | |
Методы коррекции эмоционально-волевых нарушений, поведенческих реакций и основы возрастной психологии | |
Психологические методы развития волевых качеств личности | |
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода | |
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций | |
Техники общения с лицами трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности | |
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях | |
Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению | |
Методы эргономики | |
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования | |
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия | |
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия | |
Перечень и виды технических средств реабилитации | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) | |
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия | |
Другие характеристики |
Соблюдение правил профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция | ||||||||||
|
| ||||||||||
Трудовые действия |
Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц пенсионного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Проведение оценки реабилитационного (абилитационного) потенциала лиц пенсионного возраста, уточнение реабилитационного (абилитационного) потенциала инвалидов пенсионного возраста с
учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, участие в определении возможности получения ими услуг по
реабилитации (абилитации) в домашних условиях____
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц
пенсионного возраста__
Составление перечня мероприятий социальной реабилитации
(абилитации) лиц пенсионного возраста ____________
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов Ознакомление лиц пенсионного возраста с инфраструктурой
населенного пункта _______
; Обсуждение адекватности мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста на конференциях (консилиумах) | междисциплинарной команды и составление, утверждение, коррекция, мониторинг и оценка эффективности индивидуальных программ
реабилитации (абилитации)_
Консультирование лиц пенсионного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной
реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации___
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов___ ___ __ ____________
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации
или абилитации инвалидов________
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
■ инвалидов_
Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их
результатах ____________ __________
Обмен опытом, профессиональными знаниями с со специалистами по1
комплексной социальной реабилитации (абилитации)_
Оформление локальных нормативных актов Необходимые умения Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц пенсионного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную
| независимость, самопомощь _
Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию }_____I лиц пенсионного возраста________________________________ _____
Оценивать потенциал социальной реабилитации (абнлитации) лиц пенсионного возраста, потенциал социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы
риска_
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц
пенсионного возраста _ ____________
Определять перечень, приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного
возраста_
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного
j возраста, реабилитационной инфраструктуры территории_
Осуществлять общение с лицами пенсионного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по
социальной реабилитации (абилитации)_________
Работать в междисциплинарной команде
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния лиц пенсионного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или
абилитации инвалидов________________ _
Мобилизовывать личностные ресурсы лиц пенсионного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных
усилий2МЮЗИТИВНОГО взаимодействия с микросоциумом________
Проводить консультирование лиц пенсионного возраста, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку на основных этапах приспособления к
мысли о смерти, снижение страха смерти__________
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у
членов семьи, лиц, осуществляющих уход_____
Применять методы индивидуального, группового, семейного,
профессионального консультирования_
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста,
образования лиц пенсионного возраста_______________
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к
техническим средствам реабилитации ___________ ____
Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц пенсионного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов_
Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие
вопросы организации и содержания социальной реабилитации и
| абилитации_
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалида, подготавливать отчеты__
Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного
взаимодействия ________
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом
национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей__
Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного
_возраста_
Необходимые знания Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной зашиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, дополнительных гарантий, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и
I здоровья_
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты
персональных данных_
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим
1 лицам__
критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного возраста в социальной реабилитации (абилитации)
Особенности формирования реабилитационной среды для лиц
пенсионного возраста__________________
Основы социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста_
Основы паллиативной помощи лицам пенсионного возраста_
Основы диагностики лиц пенсионного возраста, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационные стратегий работы с данной
категорией лиц___________________
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности
у лиц пенсионного возраста _____
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, профессиональной, социально-средовой, социально-
бытовой реабилитации (абилитации)_____ ________
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций ______
Техники общения с лицами пенсионного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с сенсорными, психическими
нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ; ограничениями жизнедеятельности | |
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях | |
Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению | |
Методы эргономики | |
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования | |
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия | |
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия | |
Технические средства реабилитации лиц пенсионного возраста | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) | |
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения согласования и принятия | |
Другие характеристики |
Соблюдение правил профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
Ш |
Наименование | ||||||||||||
|
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование |
Требования к опыту практической работы |
11е менее трех лет по профилю профессиональной деятельности |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
1 |
Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.2.1. Трудовая функция | ||||||||||||
|
Происхождение трудовой функции |
_ v Заимствовано из Оригинал X и,|1ла |
Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта | |
Трудовые действия |
Информирование населения о целях, задачах, методах и мероприятиях социальной реабилитации (абилитации) |
Организация комплексной квалификации реабилитационного случая | |
Определение состава междисциплинарной команды в соответствии с реабилитационным (абилитационным) случаем, обеспечение ее участия в работе в рамках реабилитационного (абилитационного) случая | |
Координирование и управление деятельностью междисциплинарной команды по разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) | |
Определение комплекса мероприятий социальной реабилитации (абилитации) |
Организация и проведение конференций (консилиумов) междисциплинарной команды по обсуждению эффективных практик по социальной реабилитации (абилитации) и составлению, коррекции, утверждению, мониторингу и оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами
социальной реабилитации (абилитации)________
Организация и управление работой реабилитационной команды, реализующей мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)и
оценка результатов ее деятельности__
Организация обеспечения лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации Организация обеспечения доступа несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста к мероприятиям
социальной реабилитации (абилитации)______________
Организация оценки уровня изменений в состоянии здоровья и (или) ; жизненной ситуации в соответствии с прогнозными показателями, при необходимости корректировка перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации), в том числе в рамках индивидуальных I программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) Выяснение удовлетворенности лица, в отношении которого
осуществляются мероприятия по социальной реабилитации
(абилитации), и его ближайшего окружения достигнутыми результатами социальной реабилитации (абилитации)___
Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) Организация переоценки мероприятий социальной реабилитации (абилитации), если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
I (детей-инвалидов)_
Рассмотрение жалоб лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)
Оценивание соответствия рекомендаций специалистов междисциплинарной команды для завершения проведения мероприятий
социальной ребилитации (абилитации)__________
Оценивание инфраструктуры населенного пункта в целях обеспечения работы по поддержке несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий
социальной реабилитации (абилитации)_______________
Организация поддержки несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий
социальной реабилитации (абилитации)_______________
Мониторинг результатов социальной реабилитации после завершения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Проверка отчетов специалистов по завершении проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации), документирование хода и результатов социальной реабилитации
(абилитации) _______
Планирование деятельности по выполнению мероприятий социальной 1 реабилитации (абилитации)_
Разработка методических материалов по внедрению инновационных технологий и методов социальной реабилитации (абилитации) Анализировать информацию об ограничениях жизнедеятельности, личных особенностях, жизненной ситуации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации
Необходимые умения
(абилитации) ____ _ __
Оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной
информации_
Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты социальной реабилитации (абилитации) Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач социальной реабилитации (абилитации)
Проводить переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) со всеми участниками, организовывать
продуктивное взаимодействие в междисциплинарной команде___
Оценивать уровень соответствия используемых методов социальной реабилитации (абилитации) актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования,
социального статуса, дееспособности __ __
Проводить мероприятия, соответствующие потребностям здоровья лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других
I травмирующих обстоятельств___________________
Собирать информацию о ходе процесса социальной реабилитации (абилитации) от всех участников реабилитационного процесса, выяснять мнение лиц. в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), о качестве и объеме проводимых мероприятий социальной реабилитации (абилитации) Мотивировать лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), (законных (уполномоченных) представителей) на активное участие в
реабилитационном (абилитационном) процессе, вырабатывание
собственной ответственной позиции _______ ____________
Обсуждать с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), и значимыми членами их окружения ограничения и ресурсы, пользоваться способами мобилизации ресурсов
Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья,
социальной и психологической дезадаптацией______
Применять методы конфликтологии для урегулирования отношений и согласоваггия индивидуальных программ со всеми участниками Анализировать информацию, полученную от получателей и
поставщиков социальных услуг ________________
Применять методы контроля объема и качества мероприятий
социальной реабилитации (абилитации)______________
Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе
Необходимые знания
; социальной реабилитации (абилитации)__
Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение | качества оказания мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Оценивать эффективность деятельности специалистов
реабилитационной команды_
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Подготавливать презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Разрабатывать локальные нормативные акты о проведении мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Оформлять локальные нормативные акты
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе порядок разработки и реализации индивидуальной программы
реабилитации и абилитации инвалида,_________
Нормативные правовые акты, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
Национальные стандарты в области предоставления социальных услуг
населению_
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам
Руководящие принципы, приоритеты социальной политики,
оказывающие влияние на ведение реабилитационной практики__
Критерии оценки реабилитационной инфраструктуры
Основы диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с нарушениями социализации, виды и процедуры прохождения экспертиз: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований; показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации); технологи мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) с учетом реабилитационного потенциала; основные (в том числе инновационные) методы социальной реабилитации (абилитации); социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции | ||||
код |
— |
уровень квалификации |
наименование |
уровень (подуровень) квалификации | |
А |
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абицитации |
6 |
Социальная реабилитация и абилнтацня несовершеннолетних ЛИЦ |
А’01.6 |
6 |
Социальная реабилитация и абилнтацня лиц трудоспособного возраста |
А/02.6 |
6 | |||
Социальная реабилитация и абилнтацня лиц пенсионного возраста |
А/ОЗ.б |
6 | |||
В |
Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации |
7 |
Организация реабилитационного (абилитанионного) случая и управление им |
В «1.7 |
7 |
Планирование, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий, управление реабилитационными (абилитанионными) мероприятиями |
В/02.7 |
7 | |||
Консу льтирование специалистов организаций социальной сферы _ |
В/03.7 |
7 |
депривации и психологической травматизации на личность___
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы
реабилитации или абилитации инвалида _ ____
Способы мотивации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие
ответственности за ход и результаты реабилитации____
: Техники ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и
судебной власти_____________ ___________ ___________
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия Техники общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
(сенсорными, психическими нарушениями)________ _____
Другие характеристики
Локальные нормативные акты, необходимые для проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
Соблюдение правил профессиональной этики
3.2.2. Трудовая функция
Планирование, координация и оценка | ||||
реабилитационных (абилитационных) |
Уровень | |||
мероприятий, управление |
Код |
В/02.7 |
(подуровень) |
7 |
реабилитационными (абилитационными) |
квалификации | |||
мероприятиями |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта | ||
Трудовые действия |
Разработка направлений, планирование деятельности учреждений по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | |
Постановка целей и определение перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | ||
Координация и управление проведением мероприятий социальной реабилитации (абилитации) | ||
Руководство и координация распределения трудовых ресурсов, координация профессионального развития работников, реализующих мероприятия социальной реабилитации (абилитации) | ||
Консультирование органов государственной власти о мерах социальной реабилитации (абилитации) по улучшению здоровья, мероприятиях и средствах социальной реабилитации (абилитации) | ||
Взаимодействие с органами управления, представителями общественности и учреждениями для обсуждения вопросов сотрудничества и координации деятельности, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Наименование | ||||||||||||
|
номер профессионального стандарта | ||||||||
|
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации2 Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения3 |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||
|
1 6.44.04.02___Психолого-педагогическое образование
I 6.44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование _
* 6.44.05.01^ Педагогика и психология девиантного поведения
Трудовые ! Проведение оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить
действия жизненную ситуацию несовершеннолетних, анализ степени выраженности
ограничений категорий жизнедеятельности у детей-инвалидов_
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
|
Происхождение трудовой функции |
|
Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов_
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц_
Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц_
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов_______
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида_
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего__
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц по итогам реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего____
Подготовка заключений по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации)_
актов в соответствии с задачами
Оформление локальных нормативных социальной реабилитации (абилитации)
со специалистами по
Обмен опытом, профессиональными знаниями комплексной реабилитации (абилитации)
несовершеннолетних на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации) | |
Необходимые умения |
Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних |
Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал несовершеннолетних, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал детей-инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска | |
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц | |
Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних | |
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних, реабилитационной инфраструктуры | |
Осуществлять общение с законными (уполномоченными) представителями несовершеннолетних лиц, самими несовершеннолетними, мотивировать на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации) | |
Работать в междисциплинарной команде | |
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социалыю-средовой реабилитации (абилитации), j социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья несовершеннолетних, а для детей инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Применять на практике психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних | |
Формировать мотивацию к обучению, труду у несовершеннолетних, осуществлять их профессиональную ориентацию | |
Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом) | |
Применять методы индивидуального, семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, специалистов образовательных и социозащитных организаций по вопросам социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних | |
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних | |
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого несовершеннолетним инвалидом, преодоления |
психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологической адаптации к техническим средствам реабилитации | |
Проводить мероприятия по обучению технике и приемам самообслуживания и персонального ухода | |
Проводить мониторинг и оценку эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего | |
Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних лиц | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, подготавливать отчеты | |
Излагать профессиональную информацию в процессе мультидисциплинарного взаимодействия | |
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей | |
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реабилитацию (абилитацию) несовершеннолетних; опеку и попечительство несовершеннолетних; дополнительные гарантии, социальную поддержку детсй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью |
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья | |
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам | |
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных | |
Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовсршен нол етн их | |
Основы формирования реабилитационной среды для несовершеннолетних | |
Особенности паллиативной помощи несовершеннолетним | |
Основные направления социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних, социальной защиты и социального обслуживания населения | |
Основы диагностики несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационных (абилитационных) стратегий работы с данной категорией несовершеннолетних | |
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности несовершеннолетних | |
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально- |
| |||||||||||||||||||
3.1.2. Трудовая функция |
| |||||||||||
Происхождение трудовой функции |
| ||||||||
оригинала профессионального стандарта |
Трудовые действия Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые _ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц j
трудоспособного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, определение возможности самостоятельного проживания и получения ими услуг по |
реабилитации (абилитации) в домашних условиях______
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц
трудоспособного возраста_
Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации
(абилитации) лиц трудоспособного возраста __________
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов
Ознакомление лиц трудоспособного возраста с инфраструктурой населенного пункта ____ _
Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности
1 индивидуальных программ реабилитации (абилитации)_
Проведение консультаций для лиц трудоспособного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации в рамках реализации индивидуальных профамм
реабилитации или абилитации инвалидов _ _ _
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов_
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных профамм
реабилитации или абилитации инвалидов________
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках
реализации индивидуальных профамм реабилитации или абилитации инвалидов_
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной
реабилитации (абилитации) по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их
1 результатах_
I Оформление локальных нормативных актов Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по
Необходимые умения
комплексной реабилитации (абилитации)__________________
Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц
трудоспособного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную
независимость, самопомощь __ ____
Проводить экспертно-реабили гационную оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц
трудоспособного возраста_
Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал лиц , трудоспособного возраста, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы
I риска_
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц
1 трудоспособного возраста_
Определять перечень, а также приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий социальной реабилитации
(абилитации) лиц трудоспособного возраста __ ________
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного
I возраста, реабилитационной инфраструктуры территории_
Осуществлять общение с лицами трудоспособного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации) _
Работать в междисциплинарной команде_____ _____
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья лиц трудоспособного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или
абилитации инвалидов__________________
Мобилизовывать личностные ресурсы лиц трудоспособного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных
усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом____
Применять методы индивидуального, группового, семейного
консультирования_
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к лицам трудоспособного возраста Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста,
j образования лиц трудоспособного возраста___________
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой