Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

121 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В пособии разъясняются основные аспекты проектирования конструкций искусственных покрытий элементов аэродрома, методики выбора расчетной нагрузки, расчета толщин конструктивных слоев покрытия и искусственного основания, учета воздействия эксплуатационных нагрузок и климатических факторов. Пособие используется при сборе исходных данных для проектирования аэродромных покрытий, назначении требований к материалам конструктивных слоев, расчете толщин слоев проектируемых покрытий и слоев усиления существующих покрытий, расчете толщин конструктивных слоев искусственных оснований, расчете расстояний между швами расширения, выборе методов повышения эксплуатационной надежности конструкции покрытия (расчет аэродинамической устойчивости, повышение трещиностойкости асфальтобетона, армирование бетонных слоев покрытия и др.).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения

5 Общие положения

6 Исходные данные для проектирования

7 Требования к материалам аэродромных покрытий

8 Деформационные швы и стыковые соединения

9 Повышение трещиностойкости асфальтобетонного слоя усиления существующих покрытий

10 Проектирование покрытий на местах стоянок и перронах

11 Расчет сборных аэродромных покрытий из плит ПАГ-14, ПАГ-18 и ПЛГ-20 под тяжелые нагрузки

12 Расчет жестких слоев усиления при реконструкции покрытий аэродромов

13 Расчет расстояний между швами расширения в монолитных жестких покрытиях

14 Расчет асфальтобетонного слоя на аэродинамическую устойчивость

15 Расчет аэродромных покрытий на скальном основании

16 Расчет приведенной повторности приложения нагрузки

17 Конструирование железобетонных покрытий

18 Технологии ремонтных работ, предшествующих реконструкции

Приложение А Типовые схемы расчета аэродромных покрытий

Приложение Б Разновидности крупнообломочных и песчаных грунтов

Приложение В Характеристики материалов аэродромных покрытий и искусственных оснований

Приложение Г Армирование плит железобетонных покрытий

Приложение Д Максимальные контактные давления на основания жестких покрытий

Приложение Е Требуемая толщина пескоцементного основания под сборные покрытия из плит ПАГ

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

М и н истерст во стронтел ьст ва и жилищно-коммунального хозяйства Росс и й с ко й Фсд с ра пни

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»

ПОСОБИЕ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

Москва 2020

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки................................................................1

3    Термины и определения.............................................................3

4    Обозначения...........................................................................3

5    Общие положения....................................................................7

6    Исходные данные для проектирования............................................8

7    Требования к материалам аэродромных покрытий.............................10

8    Деформационные швы и стыковые соединения...............................18

9    Повышение трещнностонкостн асфальтобетонного слоя усиления

существующих покрытий..........................................................29

10    Проектирование покрытий на местах стоянок и перронах..................36

11    Расчет сборных аэродромных покрытий из плит ПАГ-14, ПАГ-18 и ПАГ-20

под тяжелые нагрузки...............................................................37

12    Расчет жестких слоев усиления при реконструкции покрытий

аэродромов...............................................................................44

13    Расчет расстояний между швами расширения в монолитных жестких

покрытиях...................................................................................51

14    Расчет асфальтобетонного слоя на аэродинамическую

устойчивость..................................................................................................58

15    Расчет аэродромных покрытий на скальном основании......................66

16    Расчет приведенной повторности приложения нагрузки...................76

17    Конструирование железобетонных покрытий..................................79

18    Технологии ремонтных работ, предшествующих реконструкции.........79

Приложение А Типовые схемы расчета аэродромных покрытий..............87

Приложение Б Разновидности крупнообломочных и песчаных грунтов.......91

Приложение В Характеристики материалов аэродромных покрытий и искусственных оснований.....................................................93

Приложение Г Армирование плит железобетонных покрытий.......................................................................101

Приложение Д Максимальные контактные давления на основания жестких покрытий..............................................................108

Eed    -    эквивалентный модуль упругости нежесткой конструкции;

р0    -    коэффициент Пуассона;

В    -    жесткость сечения плиты;

Вgupi - жесткость сечения плиты верхнего и нижнего слоев двухслойного покрытия Blnf соответственно;

Bf - жесткость слоя основания, обработанного вяжущим;

Вш    -    суммарная жесткость слоев;

Р/ - плотность материала конструктивного слоя или грунта;

Ф    -    угол внутреннего трения грунта;

с    -    удельное сцепление грунта;

W    -    влажность грунта;

LШр    - расстояние между швами расширения.

t

ti

Л0

Л,

Is

d

tab

tsup

tlnf

4

tfot

to

Геометрыческие характеристики конструкции толщина плиты; толщина /'-го слоя;

рабочая высота сечения железобетонного покрытия;

площадь сечения растянутой арматуры;

шаг арматуры в железобетоне;

диаметр арматурных стержней;

толщина асфальтобетона;

толщина верхнего слоя двухслойного покрытия;

толщина нижнего слоя двухслойного покрытия,

толщина слоя основания из материала, обработанного вяжущим;

общая толщина конструкции;

толщина прослойки сыпучего материала между покрытием и скальным

основанием

5 Общие положения

5.1    Настоящее пособие разработано в дополнение к СП 121.13330 с учетом требовании [3] и содержит указания по проектированию покрытий аэродромов гражданской авиации Настоящим пособием следует пользоваться при проектировании покрытий на вновь строящихся и реконструируемых аэродромах

5.2    Проектирование аэродромных покрытий, как правило, выполняют на воздействие конкретных ВС или, как исключение, исходя из условий воздействия нормативных нагрузок

5.3    По характеру сопротивления действию нагрузок от ВС аэродромные покрытия разделяются на два типа: жесткие и нежесткие.

Расчетная схема жестких конструкций представлена моделью однослойной или двухслойной бесконечной в плане плиты, лежащей на упругом основании Винклера (с одним коэффициентом постели Ks).

Расчетная схема нежестких аэродромных конструкций представлена моделью слоистого упругого полупространства. Несущая способность грунтового основания выражается модулем упругости

Типовые схемы расчета аэродромных покрытий приведены в приложении А.

5.4    Процесс конструирования включает:

а)    назначение типа конструкции аэродромного покрытия;

б)    выбор материалов для устройства конструктивных слоев покрытия и размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы наилучшим образом проявились их распределяющая и деформативная способности, прочностные и теплофизические свойства;

в)    установление требуемой толщины конструктивных слоев и площади сечения арматуры в железобетонных покрытиях.

5.5    При проектировании следует рассматривать несколько вариантов конструкций покрытий, при этом наиболее экономичный вариант устанавливают путем сравнения приведенных затрат с учетом сроков службы покрытий и эксплуатационных расходов

5.6    Прочность аэродромных покрытий следует представлять классификационными числами искусственных покрытий PCN согласно действующей отечественной классификации с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

5.7    В настоящем пособии изложены вопросы, касающиеся проектирования

аэродромных покрытий капитального типа.

6 Исходные данные для проектирования

Исходные данные для проектирования аэродромных покрытии приведены в таблице

6.1.

Таблица 6.1

Исходные данные для проектирования аэродромных покрытий

Источник информации

жестких

нежестких

Нагрузки от ВС:

Нагоузка

• максимальная взлетная масса;

-    доля массы, приходящаяся на основную опору;

-    схема основных опор;

СП 121.13330

- давление воздуха в пневматиках.

Категория нормативной нагрузки:

Справочные данные

- нагрузка на условную опору;

(руководства по летной

- внутреннее давление воздуха в пневматиках;

эксплуатации ВС)

- количество колес в опоре, расстояния между колесами в опоре.

Состав движения

Типы ВС и их интенсивность движения с учетом перспективы или:

Задание на проектирование

Суммарное число приложений

Приведенная повторяемость

Задание на

нагрузки от опор

приложения нагрузки Nr

проектирование.

эксплуатируемых ВС.

расчет в соответствии с

приведенных к приложению нагрузки от опор расчетного ВС за проектный срок службы (Ua), или соответствующий коэффициент ки

разделом 16

Продолжение таблицы б. 1

Исходные данные для проектирования аэродромных покрытий


жестких


нежестких


Источник

информации


Условия работы покрытия Дорожно-климатическая зона (ДКЗ)


Тип гидрогеологических условии; географическая широта места расположения аэродрома; глубина горизонта подземных вод; наименование грунта естественного основания.

Годовая амплитуда    Среднемесячная температура

среднемесячных температур    наиболее холодного месяца

воздуха;

максимальная среднесуточная температура воздуха для летнего периода;

среднемесячная температура наиболее холодного месяца

Группа участков, к которой относится покрытие элемента аэродрома


Данные по конструкции


СП 121 13330


Данные изысканий

»

»

»

СП 131.13330


СП 121.13330,


генеральный план


Класс прочности бетона; модули упругости материалов укрепленного основания;

коэффициенты постели материалов неукрепленного искусственного основания; коэффициенты постели грунта естественного основания


Марка и тип асфальтобетона; модули упругости материалов искусственного основания; модули упругости грунта естественного основания


СП 121 13330


Исходные данные для проектирования аэродромных покрытий

Источник

информации

жестких

нежестких

Характеристики арматурной стали (класс, диаметр, марка)

Приложение В настоящего пособия

Покрь

Наименование грунта (материал основанием и покрытием: толщина прослойки: модуль упругости грунта (материа

ггия на скальном основании а) прослойки между скальным

ла) прослойки:

Расчетный коэффициент

сцепления грунта:

угол внутреннего трения грунта

прослойки:

плотность материалов

конструктивных слоев

Данные изысканий

Проектирование слоев усиления существующих покрытий

Конструкция существующего покрытия (толщины и материалы конструктивных слоев)

Данные проекта:

результаты

обследования

и испытаний

покрытий:

материалы

изысканий

Виды дефектов и число плит с характерными дефектами (разрушенных плит) и категория разрушения верхнего слоя существующего покрытия

Виды дефектов и объем разрушений в зоне колеи главных опор расчетного ВС

Характеристики грунтового основания

7 Требования к материалам аэродромных покрытий

7.1 При конструировании аэродромных покрытии в верхнем слое следует применять прочные морозостойкие, износостойкие, долговечные материалы, устойчивые к агрессивному воздействию газовоздушных струй реактивных двигателей и авиационному топливу. Требования к материалам и конструкциям для аэродромных покрытий жесткого типа следует принимать в соответствии с требованиями подразделов 7.3 и 7.4 СП 121.13330.2019.

Материалы, применяемые в конструкциях аэродромных покрытий и оснований, должны удовлетворять требованиям нормативных документов Расчетные характеристики этих материалов приведены в таблицах приложений В, И СП 121.13330.2019 и в таблицах В. 1, В.2, В.4-В.6 приложения В настоящего пособия

Выбор марки битума для асфальтобетонных смесей для нежестких покрытий в зависимости от климатических условий, величины нагрузки и участка покрытия рекомендуется проводить в соответствии с таблицами 7.1-7.5.

При реконструкции аэродромов следует уточнять расчетные значения характеристик грунтов и материалов на основании данных испытаний (расчетную влажность, температуру, модуль упругости, коэффициент постели, сопротивление растяжению при изгибе, параметры сопротивления сдвигу и т. д.).

7.2 Искусственные основания под покрытиями должны обладать достаточной прочностью и распределяющей способностью передачи нагрузки на грунтовое основание и не изменять своих свойств по сезонам года.

Для нормативных нагрузок категории IV и выше в несущих слоях оснований рекомендуется применять низкомарочный «тощий» бетон (мелкозернистый (песчаный) бетон), а также щебеночные и гравийные материалы подобранного состава, обработанные органическими и неорганическими вяжущими.

При устройстве выравнивающей прослойки из сухой пескоцементной смеси в основаниях под сборными покрытиями расход цемента следует принимать равным 250 кг на 1 м' песка при оптимальной влажности смеси.

Для нормативных нагрузок категорий V и VI в основаниях рекомендуется применять местные грукгы, обработанные вяжущими, если подстилающие грунты сложены из глин, суглинков, пылеватых супесей, а гидрогеологические условия относятся ко 2-му или 3-му типу.

аэродромов

дкз

Вид

асфальто

бетона

Категория нормативной нагрузки

В/К, I, II, 111

IV

V

Марка и тип асфальтобетонной смеси

Марка

вяжущего

Марка и тип асфаль -тобе-тонной смеси

Марка

битума

Марка и тип асфальтобетонной смеси

Марка

битума

I

Плотный и высокоплотный

I

А, Б

БНД90/130

11

А, Б. Г

БНД90/130

III

Б. В, Г

БНД90/130

II, 111

Плотный и высокоплотный

I

А, Б

БНД60/90

БН60/90

БНД90/130

II

А, Б, Г

БНД60/90

БН60/90

БНД90/130

III

Б, В, Г

БНД60/90

БН60/90

БНД90/130

IV, V

Плотный

I

А, Б

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

11

А, Б, Г

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

III

В. Г

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

Примечания


1    Битумы БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10 °С.

2    Битум марки БН40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке


покрытий рулежных дорожек, мест стоянок (МС) и перронов аэродромов

дкз

Вид

асфальто

бетона

Категория нормативной нагрузки

В/К. 1,11. III

IV

V, VI

Марка и тип асфальтобетонной смеси

Марка

вяжущего

Марка и тип асфальтобетонной смеси

Марка

битума

Марка и тип асфальтобетонной смеси

Марка

битума

I

Плотный

I

А, Б

БНД90/130

II

А, Б, Г

БНД90/130 БНД130/200

III

Б. В, Г

БНД90/130 БНД 130/200

II, III

Плотный

I

А, Б

БНД60/90

БНД90/130

БН60/90

БНД90/130

11

А, Б, Г

БНД60/90 БНД90/130 БНД130/200 БН60/90 БН90/130

III

Б. В, Г

БНД60/90 БНД90/130 БНД 130/200 БН60/90 БН90/130 БН 130/200

IV. V

Плотный

I

А, Б

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

II

А, Б, Г

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

III

В, Г

БНД40/60

БНД60/90

БНД90/130

БН40/60

БН60/90

Примечания


1    Битумы БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10 °С.

2    Битум марки БН40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.


Типы асфальтобетонной смеси в зависимости от категории нормативной

нагрузки

дкз

В/К. L !L "1

IV

V. VI

ВПП, МРД

Остальные

участки

ВПП.

МРД

Осталь

ные

участки

ВПП,

МРД

Остальные

участки

I

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки 1

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки II

Плотные крупнозернистые типов А, Б марок I, II

Порис

тые

марок I, II

Пористые марок I, II

Пористые марки II

Пористые марки I

Пористые марки I

Пористые марок I, II

II. III

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки 1

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки II

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки 11

Порис

тые

марок I, II

Пористые марок I, II

Пористые марки II

Пористые марки I

Пористые марки I

Пористые марок I, II

IV, V

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки I

Плотные крупнозернистые типов А, Б марки II

Пористые марки I

Порис

тые

марок I, II

Пористые высокопористые марок I, II

Пористые, высокопо-рнстые марки II

Пористые марки I

Пористые марки I

Вид

Категория нормативной нагрузки

дкз

полимер-

В/К. I. II. Ill

IV

асфальто

бетона

Марка

смеси

Марка

вяжущего

Марка

смеси

Марка

вяжущего

I

Высокоплотный и плотный

I

ПБВ90

11

ПБВ90

II, III

Высокоплотный и плотный

I

ПБВ60

II

ПБВ60

IV, V

Плотный

I

ПБВ40

II

ПБВ40

Таблица 7.5- Область применения полнмерасфяльтобетонов при устройстве слоев

покрытий рулежных дорожек, МС и перронов аэродромов

дкз

Вид

полимер-

асфальто

бетона

Категория нормативной нагрузки

В/К. I. И. Ill

IV

Марка

смеси

Марка

вяжущего

Марка

смеси

Марка

вяжущего

I

Плотный

I

ПБВ90

11

ПБВ90

ПБВ130

II, III

Плотный

I

ПБВ60

ПБВ90

11

ПБВ60

ПБВ90

IV. V

Плотный

I

ПБВ40

ПБВ60

II

ПБВ40

Г1БВ60

7.3 Нижние (дополнительные) слои оснований предназначены защищать аэродромную конструкцию от вредного влияния воды и мороза в неблагоприятных климатических и гидрогеологических условиях. В зависимости от основной функции, которую выполняет дополнительный слой, его называют термоизоляционным или дренирующим. Дополнительные слои, как правило, устраивают из местных материалов, которые должны отвечать требованиям, предъявляемым к ним в зависимости от их назначения. Совместно с верхними слоями оснований дополнительные слои обеспечивают прочность аэродромной конструкции, поэтому учитываются в расчете при определении эквивалентного коэффициента постели или модуля упругости основания, если толщина слоя не менее 10 см. К

Приложение Е Требуемая толщина пескоцементного основания под сборные

покрытия из плит ПЛГ...................................................112

Библиография .............................................................................115

дополнительным слоям относятся также прослойки гндро- и пароизоляционные, капилляропрерывающие, разделяющие и противозапливающие.

7.4    Для дренирующих слоев следует применять зернистые материалы с коэффициентом фильтрации не менее 7 м/сут (щебень, песчаные грунты, гравий, отсортированный шлак и другие фильтрующие местные материалы). Минимальная толщина дренирующего слоя зависит от типа грунтов естественного основания, типа климатических условий и должна приниматься в соответствии с таблицей 7.3 СП 121.13330.2019, если в слое используются пески крупные и средней крупности.

Если дренирующие слои выполняются из песчано-гравийной смеси, гравия или щебня, минимальная толщина слоя принимается равной 15 см, при этом она должна быть проверена расчетом на прочность и на дренирующую способность.

7.5    Материалы термоизоляционных слоев должны обладать теплоизолирующими свойствами и способствовать частичному или полном)' предотвращению промерзания грунтового основания, а следовательно - уменьшению или исключению деформаций пучения грунта Такими материалами являются стабильные зернистые материалы, например песок, гравий, щебень, шлаки и др., грунты и каменные материалы, укрепленные вяжущими, а также керамзитобетон, шлакобетон, пенобетон и др. Слои из зернистых материалов одновременно выполняют функции дренирующих и несущих. Требуемую толщину термоизоляционных слоев устанавливают расчетом согласно приложению ДСП 121.13330.2019. Деформационные и прочностные характеристики материала слоя учитывают также при расчете аэродромной одежды на прочность

7.6    Устройство термоизоляционных слоев предусматривается на пучнноопасных участках, где технически невозможны или экономически нецелесообразны традиционные мероприятия по обеспечению морозоустойчивости, например, требуется устройство насыпи большой толщины. Для уменьшения толщины теплоизолирующей насыпи (при соответствующем технико-экономическом обосновании) в ее теле могут использоваться материалы с более эффективными теплозащитными свойствами, чем у обычных строительных материалов, например пенопласт, легкие бетоны (керамзитобетон, шлакобетон, пенобетон) и составы смесей из укрепленных вяжущими местных материалов (грунтов) или отходов промышленности и пористых заполтгтелей (керамз1гг. перлит, аглопорит, гранулы полистирола, измельченные отходы пенопласта), золошлаковые смеси и др.

7.7    Гидроизолирующие прослойки устраиваются в ДКЗ IV и V в тех случаях, когда необходимо изолировать нижние слои оснований от переувлажненного грунтового основания Прослойки устраивают из грунта, обработанного битумом, толщиной не менее 5 см.

Введенне

Настоящее пособие разработано в развитие положении СП 121.13330.2019 «СНнП 32-03-96 Аэродромы» и предназначено для специалистов по проектированию аэродромов, работников аэродромных служб на предприятиях гражданской авиации в целях реализации требований, заложенных в строительных нормах и правилах, и выполнения более грамотного и рационального проектирования аэродромных покрытий

Основной задачей разработки настоящего пособия является повышение уровня безопасности искусственных покрытий аэродромов, повышение степени их соответствия функциональному назначению, обеспечение снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, учет требований отечественных и международных нормативных документов.

Необходимость разработки настоящего пособия вызвана, прежде всего, изменением условий работы аэродромных конструкций: растет интенсивность движения, увеличивается нагрузка на искусственные покрытия (масса и давление в пневматиках воздушных судов), разрабатываются новые материалы для строительства ремонта и эксплуатации искусственных покрытий.

При разработке настоящего пособия решались, в том числе, следующие задачи:

-    гармонизация настоящего пособия с федеральными законами [I], [2], другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-    сближение основных положений настоящего пособия с положениями СП 121.13330, а также соответствующих международных и европейских стандартов;

-    взаимосвязь настоящего пособия с действующими нормативными документами в части учета положений действующих сводов правил по проектированию и строительству и других нормативных документов в области строительства.

Настоящее пособие разработано впервые, как дополнение к СП 121.13330 в виде методик, номограмм и таблиц для проектирования аэродромных покрытий. В настоящем пособии отражен подход к конструированию многослойных аэродромных покрытий с различным сочетанием конструктивных слоев, включены разделы, касающиеся расчета усиления существующих жестких и нежестких покрытий, расчета жестких и нежестких покрытий на скальном основании и др . а также приведены методики по расчету расстояний между швами расширения; искусственных оснований под типовые сборные плиты типа ПАГ-14, ПАГ-18, ПАГ-20 для тяжелых самолетов; асфальтобетонного слоя на аэродинамическую устойчивость от воздействия газовоздушных струй реактивных двигателей воздушных судов;

приведен раздел, касающийся способов повышения трещиностонкости асфальтобетонных слоев усиления.

В приложениях к настоящему пособию приведены справочные материалы о расчетных характеристиках стро»ггельных материалов, расчетные схемы покрытий, таблицы контактных давлений, изгибающих моментов.

Настоящее пособие разработано авторским коллективом ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (руководитель работ - канд. техн. наук В.И. Березин; д-р техн. наук А.П. Виног/хн)ов, канд. техн. наук В.И. Березин, В.А. Сабуренкова, М.Д. Суладзе, ИХ'. Дедовская, В.А. Коблов, Э.С. Нонанов,//.В. Орехову Ю.Б. Скоробогатая, А.Ю. Бочарова).

1    Область применения

1.1    Настоящее пособие разработано в развитие положений разделов 6 (пункты 6.8, 6.9), 7 (подразделы 7.3-7.10), приложении В, И, К СП 121.13330.2019.

1.2    В настоящем пособии разъясняются основные аспекты проектирования конструкции искусственных покрытий элементов аэродрома, методики выбора расчетной нагрузки, расчета толщин конструктивных слоев покрытия и искусственного основания, учета воздействия эксплуатационных нагрузок и климатических факторов.

1.3    Основными задачами разработки настоящего пособия являются дополнение и переработка действующих методов проектирования искусственных покрытий аэродромов с учетом вновь разработанных и актуализированных нормативных документов, научных исследований, отечественного и зарубежного опыта строительства и реконструкции аэродромов различных классов, в первую очередь таких аэропортов как Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково. Геленджик, Сочи и др.

1.4    Настоящее пособие используется при сборе исходных данных для проектирования аэродромных покрытий, назначении требований к материалам конструктивных слоев, расчете толщин слоев проектируемых покрытий и слоев усиления существующих покрытий, расчете толщин конструктивных слоев искусственных оснований, расчете расстояний между швами расширения, выборе методов повышения эксплуатационной надежности конструкции покрытия (расчет аэродинамической устойчивости, повышение трещнностойкости асфальтобетона, армирование бетонных слоев покрытия и др ).

2    Нормативные ссылки

В настоящем пособии использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полнмерасфальтобетонные. асфальтобетон, полнмерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравнйно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25912-2015 Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные Технические условия

ГОСТ Р 52608-2006 Материалы гсотскстнльные. Методы определения водопроницаемости

ГОСТ    Р    55029-2012    Дороги    автомобильные    общего    пользования    Материалы

геосинтетическне для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды Технические требования

ГОСТ    Р    55030-2012    Дороги    автомобильные    общего    пользования.    Материалы

геосинтетическне    для дорожного    строительства    Метод    определения    прочности    при

растяжении

ГОСТ    Р    56335-2015    Дороги    автомобильные    общего    пользования.    Материалы

геосинтетическне    для дорожного    строительства    Метод    определения    прочности    при

статическом продавливании

ГОСТ    Р    56337-2015    Дороги    автомобильные    общего    пользования.    Материалы

геосинтетическне. Метод определения прочности при динамическом продавливании (испытание падающим конусом)

СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (с изменением № 1)

СП 121.13330.2019 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»

СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»

Примечание - При пользовании настоящим пособием целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с > казанным выше годом утверждения (принятия) Если после \твсрждення настоящего пособия в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно провертъ в Федеральном информационном фонде стандартов.

3    Термины и определения

В настоящем пособии применены термины по СП 121.13330.

4    Обозначения

В настоящем пособии применены следующие обозначения:

Характеристики нагрузок и усилия от их воздействия в расчетных сечениях покрытии Ра - давление воздуха в пневматических шинах колес основных опор; па - число осей на основной опоре воздушного судна (ВС);

/V,-    - число взлетов ВС за проектный срок службы покрытия;

Uei - эквивалентное число приложений нагрузки /-го ВС, приведенное к расчетному ВС;

Ud - суммарное число приложений расчетной нагрузки за проектный срок службы для жестких покрытий;

Nr - максимальная суточная приведенная повторяемость расчетной нагрузки в последний год срока службы нежестких покрытий;

mc. max “ максимальный изгибающий момент от нагрузки при центральном

загруженин плиты; md - расчетный изгибающий момент;

md. sup ~ расчетный момент в верхнем слое двухслойного покрытия, md,inf ~ расчетный момент в нижнем слое двухслойного покрытия;

\а - расчетный относительный прогиб нежесткой аэродромной конструкции,

Аи - предельный отноагтельный прогиб нежесткой конструкции; ог - наибольшее растягивающее напряжение при изгибе в рассматриваемом слое асфальтобетонного покрытия от расчетной нагрузки;

Dr - условный диаметр круга передачи нагрузки от покрытия на основание;

Рк - наибольшее контактное давление на основание под покрытием;

Ри - предельно допустимое давление на грунт;

Рг - горизонтальное отрывающее усилие при расчете на аэродинамическую устойчивость;

-    прижимающее усилие при расчете асфальтобетона на аэродинамическую устойчивость;

Рь

-    результирующая отрывающая сила на единицу поверхности при расчете на аэродинамическую устойчивость;

°гр

о?в

-    удельное давление от собственной массы покрытия;

-    температурные напряжения на краю плиты, МПа.

Расчетыые ко)ффициенты

Yj    -    разгрузки;

ка    -    динамичности;

kN    -    учитывающий    увеличение    изгибающего    момента    в    покрытии    вследствие

неравномерного накопления остаточных деформаций в грунтовом основании и искусственном неупрочненном основании;

кХ1 - учитывающий число приложений колесных нагрузок ВС на жесткие покрытия;

к - учитывающий увеличение изгибающих моментов в краевых зонах плит;

к'    -    то же, для двухслойных покрытий с совмещенными швами;

ki    -    учитывающий    концентрацию    напряжений    в    верхнем    слое    двухслойного

покрытия над швами (и трещинами) нижнего слоя для покрытий с несовмещенными швами и конструкций усиления, кХ(у) ~ учитывающий перераспределение внутренних усилий в ортотропных плитах в зависимости от отношения жесткостей в продольном и поперечном сечениях;

ус - условий работы в зависимости от типа покрытия;

кт - поправочный множитель к коэффициенту условий работы, определяемый в зависимости от толщины верхнего слоя двухслойного покрытия или слоя усиления;

кп - приведения нагрузок от ВС к нагрузке расчетного ВС;

р - учитывающий разгружающий эффект наличия стабилизированного основания под жесткими покрытиями;

учитывающий ортотропность плит типа ПАГ при расчете давления на грунт и требуемой толщины искусственного основания под сборными покрытиями; коэффициент армирования;

коэффициент отпора, значение которого определяется поданным испытаний; коэффициент запаса.

Характеристики материалов конструктивных с.wee и конструкции

расчетные сопротивления бетона растяжению при изгибе при расчете на прочность и по образованию трещин соответственно; расчетное сопротивление сжатию (призменная прочность); расчетное сопротивление арматуры;

расчетное сопротивление асфальтобетона растяжению при изгибе; предельный изгибающий момент в рассматриваемом сечении плиты; ширина раскрытия трещин; упругая характеристика плиты; требуемая упругая характеристика плиты;

ядровый момент (момент равнодействующей усилий в нижней и верхней

напрягаемой арматуре на единицу ширины сечения отноагтельно оси,

проходящей через ядровую точку, наиболее удаленную от зоны сечения,

трещиностойкость которой проверяют);

расчетный коэффициент постели грунтового основания;

эквивалентный коэффициент постели многослойного основания,

коэффициент, учитывающий изменение свойств грунтов, слагающих

основание, по сезонам года;

модуль упругости арматурной стали;

модуль упругости материала /-го слоя;

модуль упругости грунтового основания;

модуль упругости материала прослойки между конструкцией и скальным

основанием.