Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

221 страница

Купить Doc 9184-AN/902 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве излагаются принципы определения типа аэропорта, который может потребоваться для удовлетворения потребностей населенного пункта или региона, а также выбора и оценки местоположения аэропорта.

  Скачать PDF

Второе издание.

Оглавление

Первый раздел - Процесс планирования аэропорта

Глава 1. Введение

Глава 2. Подготовка к планированию

Глава 3. Прогнозирование в целях планирования

Глава 4. Организация финансирования и контроль

Глава 5. Оценка и выбор местоположения аэропорта

Второй раздел - Создание контролируемой зоны аэропорта

Глава 6. Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

Глава 7. Перроны

Глава 8. Устанавливаемые в аэропортах навигационные средства и средства управления движением в воздухе и на земле

Третий раздел - Создание неконтролируемой зоны аэропорта

Глава 9. Пассажирский аэровокзал

Глава 10. Грузовые службы и средства

Глава 11. Наземный транспорт, внутреннее движение и места стоянки аэропортовых транспортных средств

Четвертый раздел - Вспомогательные элементы аэропорта

Глава 12. Эксплуатационные и вспомогательные службы и средства аэропорта

Глава 13. Средства заправки воздушных судов топливом

Глава 14. Обеспечение безопасности

Добавление А. Глоссарий терминов

Добавление В. Другие названия ИКАО, относящиеся к генеральному планированию аэропортов

Показать даты введения Admin

Doc 9184-AN/902 Part I

РУКОВОДСТВО

no

ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ

ЧАСТЬ 1

ГЕНЕРАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ — 1987 ГОД

Утверждено Генеральным секретарем и опубликовано с его санкции

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Опубликовано Международной организацией гражданской авиации отдельными изданиями на русском, английском, испанском и французском языках. 5слэ корреспонденцию следует направлять в адрес Генерального секретаря ИКАО.

Заказы на данное издание направлять по одному из следующих нижеприведенных адресов, вместе с соответствующим денежным переводом (тратта, чек или банковское поручение) в долл. США или в валюте страны, в которой размещается заказ. Заказы с оплатой кредитными карточками ("Виза", "Мастеркард" или "Америкэн экспресс") направлять в адрес Штаб-квартиры ИКАО.

International Civil Aviation Organization. Attention: Document Sales Unit 999 University Street, Montreal, Quebec, Canada НЗС 5H7

Telephone: +1 (514) 954-8219 ext. 8022; Facsimile: + 1 (514) 954-6769; Sitatex: YULADYA;

E-mail: sales_unit@icao.int

Egypt. ICAO Regional Director, Middle East Office, Egyptian Civil Aviation Complex,

Cairo Airport Road, Heliopolis, Cairo 11776

Telephone: +20 (2) 267-4840; Facsimile: +20 (2) 267-4843; Sitatex: CAICAYA

France. Directeur regional de ГОАС1, Bureau Europe et Adantique Nord, 3 bis, villa Emile-Bergerat,

92522 Neuilly-sur-Seine (Cedex)

Тё1ёр1юпе: +33 (1) 46 41 85 85; Тё1ёсор1еиг: +33 (1) 46 41 85 00; Sitatex: PAREUYA

India. Oxford Book and Stationery Co., Scindia House, New Delhi 110001 or 17 Park Street, Calcutta 700016 Telephone: +91 (11) 331-5896; Facsimile: +91 (11) 332-2639

Japan. Japan Civil Aviation Promotion Foundation, 15-12,1-chome, Toranomon, Minato-Ku, Tokyo Telephone: +81 (3) 3503-2686; Facsimile: +81 (3) 3503-2689

Kenya. ICAO Regional Director, Eastern and Southern African Office, United Nations Accommodation,

P.O.Box 46294, Nairobi

Telephone: +254 (2) 622-395; Facsimile: +254 (2) 226-706; Sitatex: NBOCAYA

Mexico. Director Regional de la OACI, Oficina Norteam6rica, Centroamerica у Caribe,

Masaryk No. 29-3er. piso, Col. Chapultepec Morales, Мёхюо, D.F., 11570 Telefono: +52 (55) 52 50 32 11; Facsimile: +52 (55) 52 03 27 57; Sitatex: MEXCAYA

Nigeria. Landover Company, P.O. Box 3165, Ikeja, Lagos

Telephone: +234 (1) 4979780; Facsimile: +234 (1) 4979788; Sitatex: LOSLORK

Peru. Director Regional de la OACI, Oficina Sudam6rica, Apartado 4127, Lima 100 Telefono: +51 (1) 302260; Facsimile: +51 (1) 640393; Sitatex: LIMCAYA

Russian Federation. Aviaizdat, 48,1. Franco Street, Moscow 121351 Telephone: +7 (095) 417-0405; Facsimile: +7 (095) 417-0254

Senegal. Directeur гёеюпа) de ГОАС1, Bureau Affique occidental et centrale, Boite postale 2356, Dakar Telephone: +221 8-23-54-52; T616copieur: +221 8-23-69-26; Sitatex: DKRCAYA

Slovakia. Air Traffic Services of the Slovak Republic, Levotd prevddzkovd sluzby Slovenskej Republiky,

State Interprise, Letisco M.R. Stef&nika, 823 07 Bratislava 21, Slovak Republic Telephone: +421 (7) 4857 1111; Facsimile: +421(7) 4857 2105

South Africa. Avex Air Training (Pty) Ltd., Private Bag X102, Halfway House, 1685, Johannesburg, Republic of South Africa Telephone: +27 (11) 315-0003/4; Facsimile: +27 (11) 805-3649; E-mail: avex@iaMca.com

Spain. A.E.N.A. - Aeropuertos Espanoles у Navegacion Aerea, Calle Juan Ignacio Luca de Tena, 14,

Planta Tercera, Despacho 3.11,28027 Madrid

Telefono: +34 (91) 321-3148; Facsimile: +34 (91) 321-3157; Carreo electronico: sscc.ventasoaci@aena.es

Thailand. ICAO Regional Director, Asia and Pacific Office, P.O. Box 11, Samyaek Ladprao, Bangkok 10901 Telephone: +66 (2) 537-8189; Facsimile: +66 (2) 537-8199; Sitatex: BKKCAYA

United Kingdom. Airplan Flight Equipment Ltd. (AFE), la Ringway Trading Estate, Shadowiness Road, Manchester M22 5LH Telephone: +44 161 499 0023; Facsimile: +44 161 499 0298; E-mail: enquiries @afeonline.com;

World Wide Web: http://www.afeoiilme.com

1/02

Каталог изданий и аудиовизуальных учебных средств ИКАО

Ежегодное издание с перечнем всех имеющихся в настоящее время публикаций и аудиовизуальных учебных средств.

В ежемесячных дополнениях сообщается о новых публикациях, аудиовизуальных учебных средствах, поправках, дополнениях, повторных изданиях и т. п.

Рассылаются бесплатно по запросу, который следует направлять в Сектор продажи документов ИКАО.

Часть I. Генеральное планирование

l-(ix)

Страница

Глава 1*4. Обеспечение безопасности ...................................... 1-19*4

1*4.1    0 содержании настоящей главы ................................. I-I9**

1*4.2    Обеспечение безопасности неконтролируемой зоны аэропорта ..... 1-19*4

1*4.3    Обеспечение безопасности контролируемой зоны аэропорта ....... I — 197

Справочный материал ...................................................... I—199

ДОБАВЛЕНИЯ

Добавление А. Глоссарий терминов ....................................... I-20I

1-205

Добавление В. Другие издания ИКАО, относящиеся к генеральному планированию аэропортов

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ АЭРОПОРТА ВВОДНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Быстрый рост авиаперевозок создает чрезмерную перегрузку во многих аэропортах и требует пересмотра существующих концепций, методов обработки грузопассажирских потоков и используемых для этого средств. В связи с увеличением объема пассажирских и грузовых авиаперевозок будут возникать дополнительные потребности в расширении пропускной способности аэропортов, хотя частота движения воздушных судов может расти не столь быстро благодаря введению в эксплуатацию воздушных судов большей вместимости.

В связи с этим администрациям, отвечающим за аэропорты, которые обслуживают наиболее важные в мире авиамагистрали, предстоит осуществить напряженную программу усовершенствования и строительства, чтобы удовлетворить эти потребности наиболее эффективным образом.

Цель настоящего Руководства состоит в том, чтобы облегчить полномочным органам, занимающимся вопросами аэропортов, сложную задачу составления генеральных планов при расширении существующих и строительстве новых аэропортов. В Руководстве освещается система планирования и порядок составления долгосрочных прогнозов деятельности авиации, экономических факторов и других соображений, учитываемых при генеральном планировании.

В нем разъясняется необходимость консультаций и совместного участия в планировании всех заинтересованных учреждений, включая эксплуатантов воздушных судов, правительственные органы планирования национального и местного значения, органы правительственного контроля (таможенного, иммиграционного, санитарного и т.п.), национальные и местные транспортные ведомства, изготовителей воздушных судов и оборудования и международные авиационные агентства.

В Руководстве излагаются принципы определения типа аэропорта, который может потребоваться для удовлетворения потребностей населенного пункта или региона, а также выбора и оценки местоположения аэропорта. Особое внимание обращается на важность осуществления экономической оценки при решении вопроса о создании аэропорта и определении его целесообразности для местного населения в сравнении с другими проектами.

Необходимость системного подхода при составлении генерального плана рассматривается наравне с методом составления плана, необходимыми отраслями знаний и элементами, которые следует принимать во внимание. Значение сбалансирования пропускной способности многих элементов, обеспечения гибкости и способности к расширению с учетом изменяющихся потребностей, показывается вместе с методами достижения этих целей. Чтобы обеспечить возможность поэтапного составления генерального плана, излагаются принципы оценки пропускной способности отдельных средств и служб, а также принципы планирования конфигурации ВПП,

РД и перронов, зданий пассажирского аэровокзала, наземных транспортных коммуникаций и внутренних дорог, мест стоянки автомобилей и расположения грузовых зон.

Генеральный план аэропорта призван обеспечить ту основу, в рамках которой наиболее эффективно могут функционировать отдельные средства и службы. Как указывалось выше, не всегда имеется возможность совместить оптимальные планы создания отдельных объектов в рамках общего плана аэропорта без их некоторой доработки с целью достижения сочетаемости их друг с другом. Это нередко приводит к снижению качества планов создания отдельных объектов, однако при хорошем планировании достигается оптимальная сбалансированность, и тем самым создается общий план, который в функциональном отношении более эффективен и потому обеспечивает больше возможностей и дает большую отдачу,чем в случае отсутствия согласованности между планами создания отдельных объектов аэропорта. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы согласование планов не оказывало отрицательного воздействия на безопасность полетов.

I-I

Руководство по планированию аэропортов

1-2

Принципы планирования

Наиболее эффективным планом аэропорта в целом является план, обеспечивающий требуемую пропускную способность с точки зрения движения воздушных судов, пассажиров, груза и на-г земных транспортных средств, а также предусматривающий максимальные удобства для пассажиров, эксплуатантов и персонала при наименьших капиталовложениях и эксплуатационных расходах .

Гибкость и способность 'к расширению являются основными требованиями для всех аспектов планирования^ их следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи. В силу специфических особенностей некоторых участков, возможно, потребуется принять решение о реализации плана даже в том случае, если обеспечение способности к расширению не является возможным. Этот вопрос решается на месте с учетом местных условий. Однако ни при каких обстоятельствах не бывает необходимым отказываться от требований к гибкости. При планировании большинства аэропортов можно предусмотреть соответствующую гибкость даже в тех случаях, когда предусмотреть потенциальное расширение невозможно.

Система планирования

Процесс планирования аэропортов осложняется разнообразием служб, средств и сооружений, необходимых для обеспечения движения воздушных судов, пассажиров и груза, а также связанных с ними наземных транспортных средств, и с необходимостью объединять планирование. К таким средствам и сооружениям относятся ВПП и РД, перроны для воздушных судов, здания, куда эксплуатанты воздушных судов доставляют и откуда забирают пассажиров, помещения, где органы правительственного контроля осуществляют свои инспекционные функции, где созданы удобства для пассажиров и обеспечивается их обслуживание. В соответствии с дополнительными требованиями предусматривается наличие зданий и мест стоянки для технического обслуживания воздушных судов, подъездных путей и мест стоянки наземных транспортных средств, используемых пассажирами, посетителями, эксплуатантами воздушных судов и всеми лицами, занятыми в аэропорту, а также зданий для отправки и приема авиагрузов.

Эксплуатация аэропорта по существу объединяет функции многих из этих сооружений и средств, и поэтому их не следует планировать изолированно. Зоны перрона для воздушных судов должны Функционально объединяться с теми сооружениями, с которыми они связаны. Аналогичным образом, стоянки наземных транспортных средств необходимо планировать с учетом рода занятия людей, которые ими пользуются, и расположения зданий, где находятся эти люди.

Планирование аэропорта заключается в поиске компромиссного сочетания различного рода несогласующихся элементов оптимального варианта плана каждого отдельного объектй. Степень точности и сбалансированности элементов в общем плане в основном зависит от предполагаемого масштаба деятельности, которую должен обеспечивать аэропорт. Чем выше интенсивность потоков движения воздушных судов, наземных транспортных средств и пассажиров, тем настоятельнее потребность в том, чтобы планы аэропортов представляли собой оптимальный компромисс, т.е. чтобы планирование всех отдельных объектов учитывалось и сводилось в наиболее эффективный общий план и обеспечивало максимальную степень гибкости и способности к расширению в будущем.

Назначение генерального плана

Определение и вопррсы планирования

Согласно общепринятому определению, генеральный план "представляет собой идею планировщика об окончательном развитии конкретного аэропорта. В нем наглядно воплощаются исследования и логика, на основе которых был разработан план, представляющий собой искусство графического изображения и письменного обоснования. Генеральные планы применяются при модернизации и расширении существующих аэропортов и при строительстве новых, независимо от их размера или функциональной роли".

Часть I. Генеральное планирование

1-3

В контексте данного определения термин "развитие" принято относить ко всей террито рии аэропорта - к территории как авиационного, так и неавиационного назначения* Он вклю чает также предложения об использовании земель в окрестностях аэропорта.

Важно уяснить, что генеральный план аэропорта служит лишь руководством в отношении

1)    создания или расширения физических объектов аэропорта, имеющих как авиационное, так и неавиационное назначение;

2)    разработки методов землепользования в окрестностях аэропорта;

3)    определения воздействия на окружающую среду факта строительства и функционирова ния аэропорта и

*0 установления требований в отношении доступа и подъездных путей к аэропорту.

К строительству любого физического объекта, обозначенного в генеральном плане, еле дует приступать только в том случае, если данные об объеме перевозок и экономические расчеты свидетельствуют о том, что потребность в таком сооружении обусловлена необходимостью. В связи с этим в генеральном плане должен быть определен график очередности и этапов осуществления различных усовершенствований, указанных в плане. Более подробные данные о генеральном плане приведены ниже.

I. Общие соображения

A.    Генеральный план аэропорта является руководством в отношении:

-    создания или расширения физических объектов аэропорта;

-    разработки методов землепользования в окрестностях аэропорта;

-    определения воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации аэродрома;

-    установления требований в отношении доступа к аэропорту.

B.    Кроме того, генеральный план аэропорта служит:

-    руководством при выработке генеральной линии и принятии решений, рассчитанных на ближайшее будущее и на длительный срок;

-    средством определения потенциальных проблем и возможностей;

-    обоснованием для получения финансовой помощи;

-    основой для переговоров между полномочными аэродромными органами и концессионерами ;

-    средством привлечения интереса и обеспечения поддержки со стороны местного населения.

II. Виды деятельности, связанные с составлением генерального плана

A.    Основополагающее и координационное планирование:

-    изложение целей и задач проекта;

-    разработка программы работы, графиков и бюджетов;

-    подготовка формы представления оценок и решений;

-    установление порядка координации и контроля;

-    установление систем получения и обработки данных и информирование общественности .

B.    Экономическое планирование:

-    подготовка анализа характеристик авиационного рынка и прогнозов деятельности в области авиации;

-    определение репрезентативных данных о рентабельности различных вариантов проектов аэропорта;

-    подготовка оценки влияния различных вариантов на местную экономику.

Руководство по планированию аэропортов

С. Планирование физических объектов включает разработку

-    средств контроля воздушного пространства и управления вездушным движением;

-    конфигурации летного поля (включая зоны воздушных подходов);

-    аэровокзального комплекса;

-    сети дорог, коммунальных сооружений и средств связи;

-    вспомогательных и служебных сооружений;

-    системы подъездных путей;

-    общих схем использования земельных участков.

D. Планирование в области охраны окружающей среды

-    подготовка оценки условий естественной окружающей среды в зоне, подверженной "влиянию" аэропорта (животный и растительный мир, климат, рельеф местности, природные ресурсы и т„п.);

-    документальное обоснование схемы текущей и перспективной застройки в зоне, подверженной влиянию аэропорта;

-    выяснение мнений и отношения со стороны местного населения.

Е. Финансовое планирование

-    определение источников финансирования аэропорта и ограничений в этой области;

-    подготовка исследования возможностей осуществления различных вариантов аэропортового строительства с финансовой точки зрения;

-    подготовка предварительных финансовых планов и программ для окончательно

согласованного замысла.

1-4

III• Этапы процесса планирования

А. Подготовка программы работ по составлению генерального плана.

в.

Учет и документальное оформление существующих условий.

с.

Подготовка прогноза перспективных потребностей в авиаперевозках.

D.

Определение общих требований к объектам аэропорта и составление предварительного плана их поэтапного создания.

Е.

Оценка существующих и возможных ограничений.

F.

Согласование относительной важности или очередности решения различных вопросов в отношении тех или иных элементов:

-    тип аэропорта,

-    ограничения,

-    политические и другие соображения.

G.

Разработка нескольких вариантов концептуального или генерального плана в целях проведения сравнительного анализа.

Н.

Рассмотрение и отбор вариантов концептуальных планов. Предоставление всем заинтересованным сторонам возможности проверить каждый вариант.

I.

Выбор наиболее приемлемого и соответствующего варианта. Внесение необходимых изменений с учетом результатов его рассмотрения и подготовка окончательного варианта.

1У. Рекомендации по обновлению плана

А.

Генеральный план и/или его отдельные элементы необходимо пересматривать по крайней мере ежегодно и вносить соответствующие коррективы с учетом условий, существующих на момент пересмотра.

Часть I. Генеральное планирование

1-5

В. Генеральный план следует тщательно анализировать и дорабатывать каждые пять лет или чаще, если этого требуют изменения экономических, эксплуатационных и финансовых условий и условий окружающей среды.

Ограничения, свойственные генеральному плану

Выше упоминалось, что генеральный план представляет собой лишь руководство и ничего более. Он не является программой осуществления проекта. Программа осуществления проекта разрабатывается после того, как разработаны директивы по генеральному плану, отдельные же улучшения в планировании аэропорта практически разрабатываются и осуществляются только по завершении этапа составления генерального плана. Следовательно, генеральный план не содержит деталей, касающихся усовершенствований; в нем указываются лишь виды усовершенствований, которые следует осуществить. Так, например, финансовый план, включаемый в генеральный план, представляет собой изложение вариантов, а не конкретно разработанную финансовую программу. Генеральный план намечает направление развития. Он не содержит подробную программу, в которой бы разъяснялось, как перейти к фактическому этапу финансирования проектов усовершенствования.

Окончательный генеральный план

Для эффективного использования генерального плана в ходе его разработки может потребоваться составление параллельных планов по реализации усовершенствований. Для того чтобы генеральный план стал авторитетной директивой, в нем особо должны быть подчеркнуты местные проблемы и перспективы.

При подготовке документа с обоснованием генерального плана прежде всего необходимо помнить, что его следует составить таким образом, чтобы иметь уверенность в его принятии соответствующими официальными лицами и широкой общественностью.

Завершив составление генерального плана, соответствующие полномочные органы должны, исходя из его общих направлений, составить программу, учитывающую Конкретные ограничения и возможности, характерные для того мира конкуренции, в котором должен существовать данный аэропорт.

Глава I. ВВЕДЕНИЕ

IЛ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ АЭРОПОРТОВ

IЛ Л Настоящее Руководство предназначено для полномочных органов, ответственных за палнирование и создание сети аэропортов, прежде всего таких, где отсутствуют обладающие опытом отделения планирования или соответствующий персонал. Он составлен таким образом, чтобы быть пригодным для использования этими полномочными органами и их планирующим персоналом в отношении таких вопросов, как обоснование запросов в вышестоящие органы по поводу финансирования соответствующих работ, а также для информирования консультантов, инженеров и специалистов по Планированию аэропортов относительно требований, предъявляемых вышеуказанными полномочными органами к работе по созданию новых и расширению существующих аэропортов.

I.I.2 В настоящем Руководстве анализируются проблемы, связанные с планированием аэропортов. Вначале рассматриваются наиболее широкие и общие аспекты, а затем более подробно освещаются конкретные зоны аэропорта, а также их средства и оборудование. В ходе анализа из основных предпосылок делаются выводы и заключения, и этот принцип соблюдается на всех соответствующих стадиях. Такой подход применим как к существующим, так и к новым аэропортам, независимо от их размера или местоположения; он может применяться как в период начального планирования, так и при последующем развитии и расширении аэропортовых объектов .

I.I.3 Одна из проблем, связанных с планированием аэропортов, состоит в том, что основные факты и принципы не бывают представлены на всесторонней основе. Это особенно касается средств обслуживания пассажиров. Для обеспечения более или менее удовлетворительного развития положения в будущем весьма важно произвести выполняемый по установленной форме анализ. Необходимо определить основные факты, которые можно критически изучить и проверить во всемирном масштабе и, если они окажутся неправильными, заменить их другими, которые можно проверять таким же путем, пока не будет создана совокупность безошибочных данных. Делать выводы и устанавливать принципы также необходимо на основе анализа, с тем чтобы существующие в настоящее время спорные "варианты" были заменены точными данными. Надо надеяться, что использованный в настоящем документе метод изложения поможет создать основу для комплекса согласованных фактов и принципов, на которые мог бы опираться общий подход к решению проблем аэропортов. С учетом таких фактов могут создаваться функционально более совершенные аэропорты.

I.I.A Основную роль в перевозках, а следовательно и в развитии сети аэропортов, играет планирование потоков движения. В силу этого в настоящем документе отдельные зоны аэропорта рассматриваются с точки зрения маршрутов потоков движения, а аэропортовые объекты рассматриваются с точки зрения соответствующего функционального этапа маршрутов потоков движения. Воздушный транспорт является составной частью мировой транспортной системы, и вопрос об аэропортах нельзя рассматривать изолированно. С учетом этого в настоящее .Руководство включено рассмотрение Факторов, выходящих за границы собственно аэропорта. Однако рассматриваются они лишь в той степени, в какой это необходимо для планирования аэропортов. Подробно рассмотреть все аспекты этих сопутствующих факторов было бы невозможно и нецелесообразно.

1*1-5 Проектные решения в настоящем Руководстве не рассматриваются. Планирование является специфической стадией создания аэропорта, которую необходимо пройти, прежде чем можно будет приступить к проектированию. Чтобы использовать настоящее Руководство с максимальной пользой, необходимо четко уяснить различие между планированием и проектированием .

1-6

Часть I. Генеральное планирование

1-7

1.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО РУКОВОДСТВА

1.2    Л Каждую главу настоящего Руководства можно использовать как самостоятельный материал по теме, указанной в ее заголовке. Вместе с тем для удобства органов, которые могут заниматься планированием нескольких элементов аэропорта, в документе даются перекрестные ссылки, которые позволяют также избежать дублирования и повторов; В конце каждой главы приводится указатель других документов и важных публикаций ИКАО. Эти справочные материалы дополняют настоящее руководство и содержат указания в отношении специфических приемов и методов планирования аэропортов. В добавлении к настоящей публикации приводится глоссарий авиационных терминов, предназначенный для тех, кто может быть незнаком со специальной технической терминологией.

1.2.2    В настоящем документе не делается попытки продублировать тот значительный объем информации по проектированию аэропортов, которая уже опубликована. Его цель скорее состоит в том, чтобы оказать содействие в определении потребностей в логическом ана лизе и решении проблем, связанных с подготовкой основной общей схемы или плана. Это г свою очередь обеспечивает прочную основу, необходимую для извлечения максимальных выгод из хорошего проекта, для рациональных капиталовложений, а также эффективного функционирования и управления.

1.3 СТРУКТУРА НАСТОЯЩЕГО РУКОВОДСТВА

I.3.I Настоящее Руководство состоит из следующих четырех основных разделов: процесс планирования аэропорта; создание контролируемой зоны аэропорта; создание неконтролируемой зоны аэропорта; вспомогательные элементы аэропорта. Порядок расположения глав внутри каждого раздела обеспечивает изложение соответствующей темы в логической последовательности.

Первый раздел. Процесс планирования аэропорта

1.3.2    В этом разделе отражены процесс планирования и важные факторы, которые полномочные органы должны учитывать при составлении генерального плана аэропорта. В нем разъясняется важность консультаций и сотрудничества при планировании, а также необходимость выработки методического подхода при определении требованйй к будущему аэропорту. Кроме того, в данном разделе излагаются цели и задачи составления генерального плана аэропорта, а также указания относительно использования генерального плана по завершении его составления.

1.3.3    Первый раздел состоит из четырех глав, в которых излагаются важные аспекты процесса планирования аэропорта.

Глава 2. Подготовка к планированию. Цель этой главы состоит в отражении наиболее важных моментов, предшествующих планированию, которые, если их учитывать, обеспечат основу для разработки эффективного и практически осуществимого генерального плана аэропорта.

Глава 3. Прогнозирование в целях планирования. Прогнозы развития авиации обеспечивают основные данные, позволяющие определить потребности и необходимую пропускную способность аэропорта, а также служат основой для определения предполагаемых доходов от эксплуатации аэропорта.

Глава А. Организация финансирования и контроль. Экономический анализ позволяет составить программу обеспечения необходимого финансирования аэродрома. В этой главе описы ваются наиболее важные элементы, которые необходимо учитывать при прогнозировании и эко номическом планировании.

Руководство по планированию аэропортов

1-8

Глава 5. Оценка и выбор местоположения аэропорта. Для того чтобы аэропорт обладал максимальным сроком полезной службы, а также для определения максимальных размеров основных капиталовложений, необходимых для создания и последующего развития аэропорта, требуется земельный участок достаточных развмеров для перспективного расширения аэропорта по мере увеличения объема воздушного движения. В этой главе описывается процесс выбора и оценки местоположения аэропорта, включающий оценку контуров и размеров участка, необходимого для аэропорта, вопросы расположения участков, потенциально пригодных для расширения аэропорта, а также вопросы изучения и оценки альтернативных участков.

Второй раздел. Создание контролируемой зоны аэропорта

1.3.4    Прежде чем приступить к планированию служб и средств, необходимых для удовлетворения многочисленных функциональных требований, которые предъявляются к аэропорту, следует рассмотреть и сопоставить задачи различных эксплуатационных систем.

1.3.5 В этом разделе освещаются основные факторы, на которые необходимо обратить внимание. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, поскольку их физические характеристики, требующийся участок земли и все другие влияющие на них факторы ограничивают свободу выбора при их размещении. После определения размерных критериев, несущей способности покрытия, пропускной способности летного поля и его конфигурации определяются по очереди другие элементы контролируемой зоны аэропорта, а именно перрон, навигационные средства и средства управления воздушным движением.

Глава б. Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. При рассмотрении планировки аэропорта следует начинать с взлетно-посадочных полос (ВПП) и связанных с ними рулежных дорожек (РД), поскольку для них требуются большие территории и поскольку они взаимосвязаны с обширным воздушным пространством, необходимым для полетов воздушных судов.

По вопросам планирования и проектирования ВПП и РД в аэропортах имеется большое количество информации. В этой главе для специалистов по планированию аэропортов приводится информация по вопросам размерных критериев, несущей способности покрытия, длины ВПП и пропускной способности летного поля. Эта информация отражает взаимосвязь и значение этих элементов в общем процессе составления генерального плана аэропорта.

Глава 7. Перроны. Большая часть этой главы содержит изложенные в сжатой форме важные концепции и соображения, которые необходимо учитывать при планировании перронов воздушных судов. В главе рассматриваются, в частности, следующие вопросы: местоположение, конфигурация, необходимое количество стоянок, средства посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов, а также средства обслуживания воздушных судов.

Глава 8. Устанавливаемые в аэропортах навигационные средства и средства управления движением в воздухе и на земле. При планировании аэропортов необходимо предусмотреть средства, которые обеспечат деятельность системы УВД, навигационные средства обеспечения захода на посадку воздушных судов и, наконец, средства управления наземным движением воздушных судов и спецавтотранспорта в аэропорту. .В цель этой главы входит общее описание требований к тем средствам управления, которые имеют отношение к генеральному планированию аэропортов.

Третий раздел. Создание неконтролируемой зоны аэропорта

1.3.6 В этом разделе излагаются конкретные принципы планирования зоны аэропорта, куда имеют свободный доступ посторонние лица, не относящиеся к пассажирам, а также принципы планирования служебной части помещений авиакомпаний и грузовых помещений, помещений для администрации аэропорта и правительственных служб. Основные элементы разработки неконтролируемой зоны включают здание пассажирского аэровокзала, грузовые службы й средства, а также сеть дорог и места стоянки грузового и легкового автотранспорта.

Часть I. Генеральное планирование

1-9

Глава 9, Пассажирский аэровокзал, В этой главе рассматриваются вопросы планирования служб и средств, предназначенных для обеспечения передвижения пассажиров и перемещения их багажа от места высадки из средств наземного транспорта у здания аэровокзала до места выхода к воздушному судну, а также вопросы пересадки пассажиров и перемещения их багажа на: стыковочные и транзитные рейсы. Во многих аэропортах, для которых предназначено настоящее руководство, средства обслуживания пассажиров могут быть сосредоточены в одном месте в пределах аэропорта. Однако при определенных обстоятельствах некоторые операции, например, обработка авиагрузов, могут выполняться в местах, удаленных от основного здания аэровокзала. Кроме того, в числе прочих вопросов, в указанной главе рассматриваются принципы планирования, а также факторы, влияющие на тип и масштаб, а также особенности планирования частей аэровокзала, имеющих различное функциональное назначение.

Глава 10. Грузовые службы и средства. К расположению грузовой зоны применяются те же принципы, что и к расположению средств обслуживания пассажиров. Для обеспечения о(..дей сбалансированности необходимо найти компромиссное решение, зависящее от характера перевозок, для обслуживания которых предназначен аэропорт. В цели этой главы входит рассмотрение некоторых аспектов проблем, которые могут возникнуть при планировании грузовых средств и служб. При этом одним из основных учитываемых факторов является площадь, необходимая для размещения этих средств и служб.

Глава II. Наземный транспорт, внутренее движение и места стоянки аэропортовых транспортных средств. В этой главе рассматриваются вопросы планирования элемента аэропорта, обеспечивающего наземные перевозки пассажиров, багажа и служащих в аэропорт, из аэропорта и в его пределах. Планирование подъездных путей и мест стоянки транспортных средств, обслуживающих всех тех, кто пользуется аэропортом, будет зависеть от прогнозов, сделанных в соответствии с положениями главы 3, и от обследований, проведенных в данном аэропорту.

Четвертый раздел. Вспомогательные элементы аэропорта

1.3.7    Для обеспечения функционирования аэропорта необходимо иметь ряд зданий специального назначения и предусмотреть выполнение ряда специальных операций. В зависимости от характера аэропорта могут потребоваться все или только некоторые здания, упоминаемые в настоящем разделе; точно также будут меняться потребности в специальных площадях.

В целом их количество и сложность будет зависеть от объема движения. Размещение этих зданий в аэропорту или в соответствии с отдельными генеральными планами должно определяться их функциональным назначением, а также их совместимостью с основными особенностями плана.

1.3.8    В этом разделе рассматривается также важное значение обеспечения надлежащей безопасности аэропорта.

Глава 12. Эксплуатационные и вспомогательные службы и средства аэропорта. В аэропорту необходимо иметь здания, предназначенные для различных целей, связанных с производством полетов, а также вспомогательных целей. К ним относятся помещения для метеорологической службы, служб управления воздушным движением связи, аварийно-спасательной и противопожарной служб, для хранения авиационного топлива, а также все виды административных помещений, сообружения для технического обслуживания, помещений для персонала, эксплуатантов воздушных судов, службы и средства авиации общего назначения, помещения для полиции и т.д., а в ряде случаев и гостиница. В настоящем разделе излагаются функции каждой из этих вспомогательных служб и их взаимосвязь с другими элементами аэропорта, рассматриваемыми в настоящем руководстве.

Руководство по проектированию аэропортов

(Doc 9184-AN/902)

Часть 1 Генеральное планирование

Руководство по планированию аэропортов

МО

Глава 13» Средства заправки воздушных судов топливом. При планировании аэропорто" вых средств и оборудования следует учитывать такой важный аспект, как решение вопроса о системе снабжения авиационным топливом, поскольку при этом потребуется удовлетворять специальные требования в отношении безопасности, сводя к минимуму время стоянки воздушного судна на перроне и перемещения наземных крупногабаритных и тяжелых транспортных средств. В этой главе описываются топливохранилища с указанием их соответствующей емкости и месторасположения, различные системы заправки воздушных судов и требования к проектированию систем снабжения топливом.

Глава 14о Обеспечение безопасности. Во всех аэропортах необходимо поддерживать определенный уровень безопасности, причем конкретный уровень безопасности зависит от обстановки в данном государстве. Для эффективного обеспечения безопасности требуется системный подход, который включает методику разработки основного плана проектирования аэропорта. Меры, перечисленные в этой главе, не обязательно должны осуществляться в каждом аэропорту в полном объеме, однако их следует применять в зависимости от уровня безопасности, который целесообразно обеспечить, причем меры безопасности необходимо осуществлять таким образом, чтобы свести к минимуму неудобства для пассажиров и экипажа или задержки при обработке багажа, груза и почты.

ПОПРАВКИ

Дата

Кем внесено


Об издании поправок регулярно сообщается в Журнале ИКАО и в ежемесячном дополнении к Каталогу изданий и аудиовизуальных учебных средств ИКАО, которыми рекомендуется пользоваться для справок. Тексты этих поправок можно получить бесплатно по запросу.

Дата

Кем внесено

2

31/7/90

ИКАО

00

ПРЕДИСЛОВИЕ

10 марта 1967 года Совет ИКАО (ЕХ-8) утвердил предложение Генерального секретаря о подготовке инструктивного материала в целях оказания помощи государствам в вопросах планирования при расширении существующих в строительстве новых международных аэропортов.

Поводом для разработки данного проекта явилось значительное влияние, которое оказывает и будет оказывать развитие воздушного транспорта на службы и средства обслуживания во всем мире. При этом учитывается, что помимо основных проблем, связанных со значительным ростом абсолютного объема перевозок пассажиров, грузов и воздушного движения, введение в эксплуатацию воздушных судов очень большой вместимости, очевидно, будет создавать особые проблемы во все большем числе аэропортов. Существующие программы ИКАО не обеспечивали полномочные аэропортовые органы инструктивными указаниями относительно разработки генеральных планов аэропортов во всех их аспектах. Впрочем, такая цель в программах и не ставилась.

Первое руководство под названием "Руководство по генеральному планированию аэропортов11 было составлено специально привлеченными для этой цели тремя специалистами по проектированию аэропортов. Очень ценную помощь в определении содержания Руководства и в редактировании материала оказала консультативная группа, состоящая из представителей следующих организаций: Парижский аэропорт, Ассоциация авиационно-космической промышленности Америки, Международный совет директоров аэропортов, Директорат британских аэропортов, Региональный совет по аэропортам(Даллас-Форт-Уорт), Министерство транспорта Канады, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Калифорнийский университет. Кроме того, значительный объем работы был выполнен штатными сотрудниками Секретариата.

В 1976 году Аэронавигационное управление ИКАО при содействии, согласно контракту, фирмы "ТСВ/Моррис Интернэшнл" выполнило общую редакцию данного Руководства, а Авиатранспортное управление отредактировало главы 3 и А. Редакция имела целью отражение опыта, накопленного при использовании первоначального варианта Руководства, а также опыта, накопленного в связи с введением в эксплуатацию воздушных судов большой вместимости и использованием новых методов планирования. В настоящее второе издание включен ряд изменений и добавлений, которые являются результатом общего пересмотра, выполненного Секретариатом.

Важно отметить, что содержащийся в настоящем Руководстве материал не обязательно отражает точку зрения ИКАО или тех лиц, которые оказывали помощь в его разработке. Настоящий документ затрагивает многие области, где пока еще отсутствует определенность или точность, и в будущем предполагается обновлять содержащийся в нем материал. В связи с этим большую ценность будут представлять любые предложения, которые могут содействовать улучшению и обновлению данного материала. Такие предложения следует направлять Генеральному секретарю ИКАО.

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ АЭРОПОРТА ................................ I-I

Глава I. Введение ............................................................ 1*6

1.1    Задачи, связанные с генеральным планированием аэропортов ........... 1*6

1.2    Использование настоящего руководства ............................... 1~7

1.3    Структура настоящего руководства ................................... 1“7

Глава 2. Подготовка к планированию ........................................... I-II

2.1    0 содержании настоящей главы ....................................... 1-11

2.2    Предплановая координация ........................................... 1“П

2.3    Требования, предъявляемые к информации ............................. I-II

2.А    Предварительное экономическое обоснование .......................... I-I2

2.5    Роль финансирования при планировании аэропорта ..................... I-I3

2.6    Группа планирования ................................................ I-I3

2.7    Организация планирования ........................................ I-IA

2.8    Методика планирования .............................................. I-I6

2.9    Цели и основополагающие задачи ..................................... I-I6

2.10    Привлечение консультантов .......................................... I-I8

Справочный    материал ........................................................... I-I9

Глава 3. Прогнозирование в целях планирования ................................ 1-20

ЗЛ    0 содержании настоящей главы ....................................... 1-20

3.2    Требования ......................................................... 1-20

3.3    Виды требующихся прогнозов ......................................... I-2I

З.А    Точность прогнозов и ограничивающие факторы ........................ I-2A

3.5    Разработка критериев планирования на основе прогнозов

ежегодного объема перевозок ........................................ 1-26

3.6    Факторы, влияющие на рост перевозок ................................ 1-27

3.7    Принципы прогнозирования ........................................... 1-29

3.8    Методы прогнозирования ............................................. 1-30

3.9    Представление прогнозов ............................................ 1-32

Справочный    материал ........................................................... 1-33

Глава А. Организация финансирования и контроль ............................... I-3A

АЛ 0 содержании настоящей главы ....................................... I-3A

А.2 Организация финансирования ......................................... I-3A

А.З Финансовый контроль и учет ......................................... I-AI

Справочный материал ........ 1-50

l-(v)

Руководство по планированию аэропортом

Страница

Глава 5. Оценка и выбор местоположения аэропорта ........................... I—51

5.1    0 содержании настоящей главы.................................... I-5I

5.2    Общее определение требующегося земельного    участка ............... 1-52

5.3    Оценка факторов, влияющих на расположение    аэропорта ............. 1-56

5.** Предварительное изучение вариантов возможного

местоположения аэропорта .......... 1-58

5.5    Обследование участков на месте    ............. 1-58

5.6    Изучение окружающей среды ...... 1-64

5.7    Обзор потенциальных участков ............... 1-64

5.8    Составление общих планов и смет расходов    и доходов .............. 1-65

5.9    Окончательная оценка ............................................ 1-65

5.10    Доклад и рекомендации ........................................... 1-66

Справочный    материал .................................... 1-66

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - СОЗДАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЫ АЭРОПОРТА ...................... 1“67

Глава 6. Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки ..................... 1-68

6.1    0 содержании настоящей главы .................................... 1-68

6.2    Физические характеристики ВПП и РД .............................. 1-68

6.3    Пропускная способность аэропорта ................................. 1-79

6.4    Типичный поэтапный план развития ................................ 1-84

Справочный материал .................. l-8k

Глава 7. Перроны .......................................................... 1“85

7.1    0 содержании настоящей главы ................................ 1-85

7.2    Параметры планирования .......................................... 1-85

7.3    Перрон пассажирского аэровокзала ..... 1-89

7.4    Перрон грузового аэровокзала .................................... 1-94

7.5    Перрон базы технического обслуживания ............................ 1-94

7.6    Перрон для стоянки воздушных судов .............................. 1-95

7.7    Площадки ожидания ............................................... 1-95

7.8    Перрон авиации общего назначения ................................ 1-96

7.9    Вертолетный перрон .............................................. 1-96

7.Ю    Меры безопасности на перроне .................................... 1-96

7. II    Стационарные средства и оборудование ............................ 1-96

7.12    Перронные РД и полосы руления воздушных

судов на местах стоянки ............... 1-97

7.13    Перронные служебные дороги и зоны размещения оборудования

1-98

для наземного обслуживания ...................................... 1-97

Справочный1 материал ►

Масть I. Генеральное планирование

l-(vii)

Страница

Глава 8. Устанавливаемые в аэропортах навигационные средства

и средства управления движением в воздухе и на земле ..................... 1-99

8.1    0 содержании настоящей главы ................................. 1-99

8.2    Визуальные средства .......................................... 1-99

8.3    Радионавигационные, средства .................................. 1-99

8.4    Сооружения для радионавигационных средств ........ I-I0I

8.5    Разграничение критических зон ................................ I-I0I

8.6    Обслуживание воздушного движения ............................. I-I02

8.7    Поисково-спасательная служба ................................. I-I03

8.8    Организация деятельности на перроне .......................... I-I03

8.9    Средства связи ............................................... I-I03

Справочный материал ...................................................... I-I04

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ - СОЗДАНИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЫ АЭРОПОРТА ................. 1-Ю5

Глава 9. Пассажирский    аэровокзал ........................................ I-I06

9.1    0 содержании настоящей главы ....................... I-I06

9.2    Общие соображения ............................................ I — 106

9.3    Связь здания пассажирского аэровокзала с системой

подъездных путей ............................................. I-I24

9.4    Обслуживание пассажиров ...................................... I-I28

9.5    Обработка багажа ............................................. I-I36

9.6    Зоны ожидания для пассажиров ................................. I-I43

9.7    Государственный пограничный контроль ......................... I-I45

9.8    Связь здания пассажирского аэровокзала с воздушными

судами ...................................................... I-I48

9.9    Транзитные пассажиры и пассажиры, делающие    пересадку ......... I-I56

9.10    Удобства для пассажиров и другие виды их обслуживания

в здании аэровокзала ....... I-I57

9.11    Учет потребностей инвалидов и пожилых людей при

планировании зданий пассажирского аэровокзала ................ I-I6I

Справочный материал ...................................................... I — 166

Глава 10. Грузовые службы и средства ..................................... I-I67

ЮЛ    0 содержании настоящей главы ................................. I—167

10.2    Правильное планирование грузовых служб и средств ............. I-I67

10.3    Местоположение ............................................... I-I69

I0sii    Плз МИГ»ОВЗНИв систем    =    =    =    =    =    =    =    =    =    Т *“ 170

10.5    Здание грузового аэровокзала .................... I-I72

10.6    Грузовой перрон .............................................. I-I74

10.7    Требования в отношении грузовой службы ....................... I-I75

10.8    Подъездные пути к зоне грузового аэровокзала ................. I-I76

10.9    Места стоянки у здания грузового аэровокзала ................. I-I78

10.10    Проверки, осуществляемые контролирующими

I-I78

полномочными органами ......... I-I78

Справочный материал

Руководство no планированию аэропорте»

Страница

Глава II. Наземный транспорт, внутреннее движение и места стоянки аэропортовых транспортных средств ...................................... I-I79

IIЛ 0 содержании настоящей главы ............................... I-I79

12.2    Подъездные пути к аэропорту для личного и

общественного автотранспорта ............................... I-I79

11.3    Данные о движении в аэропорту ................ I—179

11. А    Движение на внутренних дорогах аэропорта ................... I—180

11.5    Зона посадки/высадки пассажиров наземного

транспорта у здания пассажирского аэровокзала .............. I-I8I

11.6    Места стоянки наземных транспортных средств ................ I-I8I

Справочный материал .................................................... I-I82

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ    ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОПОРТА .................. Ы83

Глава 12. Эксплуатационные и вспомогательные службы и

средства аэропорта ..................................................... I-I84

12.1    0 содержании настоящей главы ............................... I-I84

12.2    Административные здания и здание для целей

технического обслуживания .................... I-I8A

12.3    Медицинский центр .......................................... I—184

12. А    Заправочные станции для наземных транспортных средств ...... I—185

12.5    Электростанции ............................................. I-I85

12.6    Водоснабжение, канализация и удаление отходов .............. I-I85

12.7    Кухни для приготовления бортприпасов ....................... I—185

12.8    Метеорологическое обслуживание ...................'.......... I—185

12.9    Инструктаж членов летных экипажей и сбор донесений ......... I—I86

12.10    Зона технического обслуживания воздушных судов ............. I—187

12.11    Аварийно-спасательная и противопожарная службы ............. I—187

12.12    Средства и службы авиации общего назначения ................ I—I88

Справочный материал .................................................... I-I89

Глава 13. Средства заправки воздушных судов топливом .................. I—190

13.1    0 содержании настоящей главы ............................... I-I90

13.2    Емкость топливохранилища ................................... I-I90

13.3    Размещение топливохранилища ................................ I-I90

13. **    Заправка воздушных судов топливом .......................... I — 191

13*5 Требования в отношении обеспечения безопасности

и особые проектные требования, связанные с

I -193

системами заправки топливом ................................ I-I92

Справочный материал