Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

123 страницы

Купить 15/152 ВЛ-Д — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Пособие предназначено в качестве руководящего и справочного материала для и инженерно-технических работников, занятых составлением проектно-технологической документации, а также непосредственно осуществляющих строительно-монтажные работы. Пособие рассчитано на производство работ по устройству фундаментов, монтажу опор, проводов и тросов электросетевыми подразделениями Минэнерго СССР, в первую очередь, на переходах, сооружаемых по освоенной технологии с применением табельных механизмов, стандартного оборудования и типовых монтажных приспособлений.

 Скачать PDF

Пособие разработана в развитие СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства"

Оглавление

1. Общая часть

     Область применения пособия

     Проект производства работ

     Контроль качества

2. Устройство фундаментов

     Общие положения

     Земляные работы

     Свайные работы

     Арматурные работы

     Опалубочные работы

     Бетонирование фундаментов

3. Монтаж переходных опор

     Общие положения

     Установка опор "падающей стрелой"

     Монтаж опор методом наращивания кранами УПК

4. Монтаж проводов и грозозащитных тросов

     Общие положения

     Монтаж проводов и тросов с визированием

     Преодоление водной преграды

     Метод отмера проводов и тросов

     Монтаж проводов под тяжением

Приложение 1 (обязательное). Основная технологическая нормативная документация по состоянию на 01.01.1989

Приложение 2 (справочное). Устройство монолитных железобетонных фундаментов

Приложение 3 (справочное). Устройство фундаментов на сваях

Приложение 4 (рекомендуемое). Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений по устройству фундаментов

Приложение 5 (обязательное). Схема контроля качества при устройстве фундаментов

Приложение 6 (справочное). Характеристики унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м

Приложение 7 (справочное). Характеристики унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м на оттяжках

Приложение 8 (рекомендуемое). Технологические схемы установки унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м "падающей стрелой"

Приложение 9 (рекомендуемое). Технологические схемы установки переходных опор высотой до 100 м на оттяжках "падающей стрелой"

Приложение 10 (справочное). Технологические схемы монтажа опор методом наращивания при помощи крана УПК

Приложение 11 (рекомендуемое). Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для установки унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м "падающей стрелой"

Приложение 12 (рекомендуемое). Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для установки унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м на оттяжках "падающей стрелой"

Приложение 13 (рекомендуемое). Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для монтажа опоры наращивания краном УПК-5

Приложение 14 (рекомендуемое). Схема контроля качества при монтаже опор

Приложение 15 (рекомендуемое). Технологические схемы по монтажу проводов и грозозащитных тросов

Приложение 16 (рекомендуемое). Технологический комплект механизмов оборудования и приспособлений для монтажа проводов и грозозащитных тросов

Приложение 17 (обязательное). Схема контроля качества при монтаже проводов и тросов

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанИнститут Оргэнергострой
УтвержденИнститут Оргэнергострой
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Главное техническое управление по строительству

Всесоюзный институт по проектированию организации энергетического строительства

"01ГШРГ0СТР0Й»

ПОСОБИЕ ПО СООРУЖЕНИЮ СЛОЖНЫХ ПЕРЕХОДОВ Ш1 ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Заместитель директора швтитута

f j _ <«■

r.l|s i'штвъгт

Зам. отделом ЭМ-20

Е.НДоган

Главный инженер проекта

НД.Войнилович

Главный инженер проекта

I

А.А.Кузин

Москва 1989

СОДЕРЖАНИЕ

диет

X. Общая часть.

Область применения пособия . »........4

Проект производства работ .     >4

Контроль качества . . ......

2.    Устройство фундаментов.

Общие положения .......... . . . •

Земляные работы ......

Свайные работы    ........

Арматурные работы ...... .......

Опалубочные работы .....    . . . ......®

Бетонирование фундаментов •    ........ *8

3.    Монтаж переходных опор.

Общие положения .     ....    .9

Установка опор "падающей стрелой" .......9

Монтаж опор методом наращивания кранами УПК. • . IX

4.    Монтаж проводов и грозозащитных тросов.

Общие полфжения ..............*13

Монтаж проводов н тросов с визированием .... 14 Преодоление водной прегради .......... 14

Метод отмера проводов и тросов ........ 16

Монтаж проводов под тяжекием ..... 17

Приложение X. Обязательное.

Основная технологическая нормативная документация по состоянию на 0I.0I.89r.    # . 19

Приложение 2* Справочное.

Устройство монолитных

железобетонных фундаментов .... 20

ЛИСТ


Приложение 3. Приложение 4.

Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8.

Приложение 8.


Справочное*

Устройство фундаментов на сваях.....26

Рекомендуемое.

Технологический комплект механизмов» оборудования и приспособлений по

устройству фундаментов ..... .29

Обязательное.

Схема контроля качества при

устройстве фундаментов ........ 30

Справочное.

Характеристики унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м , . 35 Справочное.

Характеристики переходных опор

высотой до 100 м на оттяжках..... Д2

Рекомендуемое.

Технологические схемы установки унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до 100 м "падающей стрелой" , . . Д9 Рекомендуемое.

Технологические схемы установки переходных опор высотой до 100 м на оттяжках "падающей стрелой" ...... $4


2а4;<Ш

Коеан

}£&ант/>.

За6.

£с0Р£/лс

ton/!.

Ajrdt/p'oSa'

Wff,

.....

mil

Пособие по сооружению сложных переходов ВЛ через водные преграды


15/152 ВЯ-Д


ттл

[&с€сак>змш utfCTuTi/T

$М~£с г №осх/ Формат


!


I

|

!


свободностоящих опор представлены в приложении 8, опор на оттяжках - в приложении 9.

В приложениях!Г приведен состав технологического комплекта механизмов, оборудования и приспособлений для монтажа этих опор "падающей стрелой" по представленным схемам.

При привязке схем к конкретному объекту в проекте производства работ в зависимости от рельефа местности и фактической массы опор по чертежам КВДД следует уточнить расчетные усилия, проверить прочность приспособлений и элементов такелажа, диаметры и длины тросов. С учетом грунтовых условий на пикете выбирается конструкция якорей.•

3.14. Для унифицированных опор с восьмиболтовыми опорными узлами должны быть приняты принципиальные решения, обеспечивающие возможность поворота конструкции и посадки пят на фундаменты.

При горизонтальных пята:; и высоких анкерных болтах рекомендуется использовать специальные коробки согласно рис.3*3/ узел* Если при заказе опоры нет возможности перейти на горизонтальны© пяты и проектом предусмотрены наклонные анкерные болты, рекомендуется по согласованию с проектной организацией применить вариант с фундаментными шпильками согласно рис. 8-33. В этом случае при бетонировании фундаментов должны быть заложены и надежно закреплены "муфты”, подбираемые по равнопрочности с анкерными болтами.

Монтаж опор методом наращивания кранами УПК

3.15. Наиболее распространен монтаж переходных опор методом наращивания в проектном положении при помощи универсального подвесного крана (УПК), закрепляемого внутри ствола на смонтированных поясных элементах опоры и последовательно перемещающегося вверх по мере монтажа.

Этот метод применяется, в основном, для монтажа отдельными элементами или укрупненными плоскостными блоками решетчатых опор, выполненных из труб.

Наращивание опор с поясами из углового проката осуществимо только при обеспечении гибкости монтируемых элементов в нормируемых пределах. Если это невозможно, то следует переходить на монтаж опор пространственными структурами с использованием вертолетов, башенных кранов и другого специального оборудования.

3.16.    Разработаны и изготавливаются универсальные подвесные краны г.п. 5 т: (УПК-5) и г.п. 2 Т'. (УПК-2), эскизы которых представлены на рисЧОЧ и 4(1'6-

Краны УПК могут выполнять с совмещением следующие операции:

-    подъем и опускание груза,

-    поворот вокруг вертикальной оси,

-    подъем и опускание стрелы.

3.17.    При разработке технологической схемы монтажа опоры рекомендуется учитывать следующие положения:

-    количество секций ствола крана принимается в зависимости от высоты монтируемой опоры, но не менее трех;

-    при приварке монтажных столиков вне узлов опоры прочность поясных элементов должна быть проверена на усилия, возникающие при работе крана;

-    приварка монтажных столиков должна осуществляться на заводе при изготовлении опоры;

-    приварка элементов крепления лестниц может производиться на пикете с использованием изготовленных лестниц в качестве кондукторов;

-    растяжки крана должны, как правило, располагаться горизонтально, на отдельных стоянках допускается их кзклон не кру-

-    подвески крана до;1жны располагаться под углом 30-35° к вертикали;

-    с учетом перестановки крана следует предусматривать два полных комплекта подвесок и растяжек;

-    лестницы следует закреплять по всем поясам опоры на полную ее высоту, а трапы и мостики располагать так, чтобы был обеспечен доступ к каждому из стыков, выполняемых на высоте;

-    узел управления краном на земле (лебедки)должен располагаться вне опасной зоны.

3.18.    Последовательность работ по монтажу опоры:

-    установка крана в рабочее положение с закреплением временными растяжками,

-    подъем краном элементов ствола опоры,

-    перестановка крана по высоте путем взаимного перемещения обоймы и ствола крана с закреплением на каждой стоянке при помощи подвесок и растяжек,

-    подъем траверс опоры,*

-    демонтаж крана.

3.19.    Установка крана в рабочее положение (стоянка на земле) производится поворотом вокруг опорного шарнира с использованием А-образной стрелы высотой до 22 м. После подъема крана выполняются его испытания.

Статическое испытание заключается в подъеме на наибольшем вылете стрелы груза массой 1,25 Q, где Q - грузоподъемность крана, на высоту 0,1 м с вьщержкой в течение 10 минут. Динамическое испытание производится путем 3-х кратного подвыла груза массой 1,1 Q. с изменением вылета стрелы и поворотом крана.

ЗУ¥УУ

ёт

п

3.20. При монтаже ствола опоры на каждой стоянке сначала устанавливаются поясные элементы, затем раскосы и диафраг

мы.

гЧ,, oec.    ft'    С04Ю

На земле перед монтажом должна производиться контрольная сборка элементов с проверкой точности совпадения стыковых деталей.

3.21.    Процесс перестановки крана со стоянки на стоянку состоит из следующих операций (рис./#\?) :

-    расцепление верха ствола крана временными растяжками к поясам опоры,

-    отсоединение двух подвесок и двух растяжек, расположенных на разных диагоналях от обойш, и закрепление ими нижней секции ствола крана,

-    отсоединение от обоймы оставшихся подвесок и растяжек,

-    перестановка краном обоймы в новое положение с фиксированием ее штырем,

-    закрепление обойш к опоре подвесками и растяжками,

-    освобождение низа и верха ствола крана от подвесок и растяжек,

-    удаление штыря из обойш и выдвижение ствола крала полиспастом подъема крана в новое положение, которое вноъь фиксируется штырем.

При выдвижении крана из обойш стрела фиксируется в горизонтальном положении, а тросы подъема стрелы, поворота крана и грузовой распускаются.

3.22.    Монтаж траверс опоры выполняется поэлементно или посекционно краном УПК, если вылет стрелы достаточен для выполнения этой операции. При ограниченном вылете стрелы или значительной массе траверс подъем их может осуществляться при помощи парных полиспастов, закрепляемых на стволе опоры или верхней короткой траверсе.

Траверсы устанавливаются в поаледовательности: верхняя, средняя, нижняя.

15/152 ВЛ - Д

._ 'PtfoszaM-


3.23.    В правилах техники безопасности по наращиванию опор выделяются требования к обслуживающему персоналу при работе на высоте и обеспечению надежного технического состояния крана в период эксплуатации.

Монтажные лестницы должны быть оборудованы металлическими дугами с вертикальными связями. Ступени лестниц должны иметь шаг по высоте не более 250 мм. Ширина лестниц в пределах 400-600 мм.

Монтажные люльки должны иметь ширину не менее Цм и ограждение по периметру, состоящее т стоек и перил на высоте не менее 1 м от рабочего настила» одного промежуточного горизонтального элемента ш бортовой доски высотой 0Д6 м.

3.24.    При монтаже опор высотой до 100 и краном УПК устанавливается опасная зона радиусом, равным

ft - хо + о,зн + Н ,

Ы

где Й - расстояние от земли до наивысшей точки поднятого груза, м ;

£ - горизонтальная проекция поднимаемого груза,м;

- радиус опасной зоны от центра монтируемой опоры (фундамента крана УПК), м.

Для опор высотой более 100 н опасная зона назначается ГШР, но не менее 5CMi*

3.25.    Подъем монтажников при помощи край* УПК разрешается при соблюдении следующих условий;

-    грузовая лебедка должна быть оборудована ручным и электрическим приводами,

тгт

-    грузоподъемный крюк должен иметь устройство для предотвращения выпадения стропа (фиксатор или защелку)*

3.26,    Работы на высоте по наращивание отрш шшщщшщй при ветре более 12 м/с, а также при приближении грозы, ливне, сильном снегопаде, обледенении конструкций, в тумане. При температуре наружного воздуха ниже 30° работы на высоте более

30 мтдолжны быть полностью прекращены. Перестановку крана не разрешается производить при ветре более 5 м/с.

3.27.    В приложении /0 представлены материалы по наращиванию опоры краном УПК-5.

В качестве примера принята переходная опора высотой 130 м е поясами из труб разного Диаметра.

В приложении/3 приведен комплект оборудования н приспособлений для монтажа опоры наращиванием^

При привязке схем к конкретному объекту уточняется расположение стоянок крана, разрабатывается оснастка опоры и монтажные приспособления (люльки, лестницы, переходные мостики и т,п. ).

На рис Л 0-7 показана схема монтажа опоры "качающегося*’ типа краном УПК-2.

4, ШНТАЗК ПРОВОДОВ И ГЮЗОЗАЩКШХ

тросов    I

Общие положения

4.1.    Выбор метода монтажа проводов ш тросов на тттж

переходах определяется особенностями    пересекаемой    водной    пре-    |

грады, временем производства работ и    техническими    возможное-    I

тями монтажной организации.    !

4.2.    В пролетах с несколькими переходными опорами* в условиях зимнего монтажа, на переходах мерея несудоходные реки, рекомендуется выполнять монтаж проводов трядицяокнш методом

15/152 Щ * Г ^ ^

I ^ ,

"i'''in;j.ii.a.Mr~ .    1„-    ,|    ■■■■■■■'     ini..    м    '    *1    nii^ii 41» mm—Я

... ............. ..................

е визированием ne рейкам»

В коротких пролетах по схеме А-А к К-К на переходах черва судоходные реки следует применять метод отмвра.

На переходах черва судоходные реки* а также при невозможности опускания проводов по мветнш* условиям рекомендуется при наличии специального оборудования переходить на раскатку проводов под тяж«тием*

» яармимдои ее    перехода    щ    рротпощ^п*

мах возможностей    сочетать    различные    методы мон

тажа и применение различного оборудования - монтаж под тяже*, кием, отмер, использование вертолетов, плавсредств и т.п. ,

4.4.    Оснастка переходных и концевых опор специальными деталями для установки монтажных блоков, закрепления лестниц, люлек и других приспособлений должна производиться, как правило, в заводских условиях при изготовлении опор.

4.5.    Монтаж проводов и тросов на сложных переходах через водные преграды относится к особо опасным работам и должен производиться по наряду-допуску, в котором назначаются ответственные руководитель и исполнитель работ, а также указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства работ, включая средства индивидуальной защиты, принятую систему сигнализации и «цр* •

Монтаж проводов и тросов с визированием

4.6. В общем случав при монтаже проводов и тросов на переходе принимается следующая очередность работ:

-    раскатка на одном берегу до водной преграды,

-    подъем на переходную опору (при схеме К-П41-Ю,

* преодоление водной преграды,

-    раскатка т другом берегу до концевой опоры $ подъемом на вторую первдодИДО спору«

ААр.е?й    'Я tr-j

-    поданквровка на концевой опоре,

-    визирование стрел провеса,

-    подъем и закрепление натяжных гирлянд,

-    установка дистанционных распорок на проводах расщеплен** ной фазы,

4*7* При разработке технологической &жшш монтажа рекомеН”» дуется учитывать следующие положения?

-    * первую очередь следует мтп^йп    Туе*

вы, а затем провода;

-    для подъезда гирлянд о проводами на переходные опоры следует применять верховые блоки, располагаемые над местом подвески гирлянды;

-    при вертикальном расположении проводов на переходной опоре сначала монтируются верхние, затем средние и нижние,

4.8.    В приложении 15 представлены схемы монтажа проводов и тросов на переходе через незамерзающую водную преграду,

В качестве примера принят переход ВЛ 500 Ш, сооружаемый по схеме К-П-П-К на унифицированных переходных опорах высотой до 100 м . Провода сталеалшиниевые сечением 500/336 по 2 в фазе. Грозозащитные тросы стальные марки TK-I4I ,

Преодоление водной преграды

4.9,    При преодолении замерзающих водных преград рекомендуется применять раскатку проводов и тросов по льду с применением обычной технологии. Наличие ледового покрова достаточной толщины и осуществление мероприятий по усилению льда путем намораживания с укладкой битого льда и деревянных лежней с заливкой водой или устройству ледовых переправ позволяет вести рае-катку тракторами с барабанов, установленных т берегу,

,т»»т ....................

15/152 ВЛ * Д    Ж

_ /4    '

--- .,..f

При недостаточной толщине ледового покрова в месте перехода и невозможности его усиления следует применять легкий вспомогательный трос, возможно, синтетический, раскатываемый вручную. Вспомогательным тросом вытягивается стальной тяговый трос, а затем провода при помощи трактора или лебедки, размещаемых на берегу. Для протаскивания тягового троса в исходное положение рекомендуется предусматривать возвратный трос.

Перед зимней раскаткой проводов необходимо произвести осмотр поверхности льда в полосе шириной не менее 20 м от оси фазы и обнаруженные полыньи обнести вешками. В процессе раскатки необходимо следить за состоянием ледяного покрова, отмечая появление трещин v и полыней, В весеннее время, а также при появлении воды на Дьду нагрузка на лед должна быть снижена вдвое. Не допускается пребывание механизмов на льду, который начал приобретать игольчатую структуру, что обычно происходит через 4-5 дней после появления на льду талой воды. Запрещается передвижение по речному льду толщиной менее 25 см машин массой до 3,5 т, а по льду толщиной менее 55 см -тракторов массой до 20 т. Для выхода на лед человека с инструментам (общая масса до 100 кг) достаточна Толщин* »%т 10 $м.

Для -проверяй    льда    Ы&Ш    быть    рекомендов^р

протаскивание контрольного груза массой в 1,5 разАпревышающе йо расчетную, буксируемого тросом.

*

J

4ДО. При раскатке через незамерзающую водную преграду наиболее простым способом является укладка проводов на дно. Для применения этого метода необходимы благоприятные инженерно-геологические и гидрогеологические условия-плотное грунтовое основание без заиленности, отсутствие ям, отсутствие на дне предметов, препятствующих протаскиванию провода, сравнительно небольшая екогюеть течения, С целью обследования дна

^ИГ. S4t Г 4 сё

может быть выполнено треление тросом»

На подготовительной стадии должно быть обследовано состояние берегов в створе перехода и при необходимости спланированы спуски к воде, устроены причалы.

Барабаны с проводом погружаются на барку автокраном и устанавливаются на раскаточные устройства. При движении баржи к противоположному берегу производится размотка провода вручную с укладкой на дно.

Провода расщепленной фазы не следует раскатывать одновременно во избежание их спутывания в воде.

При отсутствии плавсредств провода могут протаскиваться по дну предварительно раскатанным легким тросом. Этот способ не рекомендуется применять для проводов с усиленным стальным сердечником и малым числом алюминиевых повивов во избежание их повреждения.

4.II. Для преодоления водных преград,если опускание провода на дно (в воду) по местным условиям исключено, рекомендуется использовать баржи, паромы, понтоны, устанавливаемые на якорь по ширине фарватера. Время производства работ согласуется с управлением пароходства, организуется движение катеров для    f    щ    нижней течешь,

Щщ даяуед 0ДО* щювод опускается %

Расположение плавучих средств» стоящих щ якоре, йпредкк ляется их длиной и расстоянием между фазами. Оптимальным является вариант с использованием одной стоянки для монтажа всех фаз.


15/152 ВЛ


Д


Для преодоления водкой преграды сначала по баржам иди понтонам раскатывается катером тяговый трос, разматываемый с барабана, установленного на берегу. Раскатанный трое приеоеди-

няется к проводам и возвратному тросу, а на противоположном берегу - к тяговому механизму. Провода раскатываются по плавучим средствам путем вытягивания тягового троса*

Для упрощения монтажа рекомендуется выполнять тяговые и возвратные тросы из отдельных секций длиной до 200 м .

4.12.    Рекомендуется перед преодолением водной прегради поднять провод на переходную опору в ржекаточном блоке или роликовом подвесе.

4.13.    Все катера, баржи и другие плавсредства должны быть обеспечены спасательными средствами. Для оказания доврачебной помощи при несчастных случаях на воде должно быть организовано дежурство катеров (лодок).

Метод отмера проводов и тросов

4.14.    Метод отмера, заключающийся в монтаже заранее отмеренных проводов и тросов без предварительного их визирования, наиболее целесообразно применять на переходах черва судоходные реки, когда требуется свести к минимуму время остановок движения ("окон”) на пересекаемой магистрали.

4.15.    Предварительный отмер может выполняться на специальной базе с последующей доставкой проводов к месту монтажа или

в процессе раскатки провода непосредственно& створе перехода.

4.16.    На переходах, монтируемых с применением метода отмера, в состав натяжных гирлянд должны включаться регулирующие звенья для погашения погрешностей монтажа. Для проводов расщепленной фазы регулирующие звенья устанавливаются в натяжной гирлявде как со стороны опоры, так и со стороны пролета.

4.17.    Работы, связанные с отмером проводов(тросов), выполняются в следующей последовательности:

- замеры в натуре величин, необходимых для расчета длин, подлежащих расчету (гирлянды изоляторов, пролеты между

опорами и высотные отметки крепления гирлянд);

-    аналитический расчет длины провода, подлежащей отмеру; v

-    отмер проводов с опрессовкой зажимов*

4.18.    Замеры длин гирлянд производятся мерной лентой или рулеткой. При этом регулирующие звенья и винтовые етяжки устанавливаются в среднее положение.

Фактические пролеты и высотные отметки замеряются евето-дальномером или теодолитом. Введение в расчеты проектных значений недопустимо, так как опоры и фундаменты могут быть смещены против проектного положения.

4.19.    Методика аналитического расчета длин провода по фактически замеренным величинам представлена в приложении )5.рисЛ5~?.

4.20* Для предварительного отмера провода вне монтируемого пролета необходимо наличие ровной горизонтальной площадки, на которой могла бы быть устроена мерная база. В оптимальном случае длина базы принимается равной расчетной длине провода. Рекомендуется производить отмер при монтажном тяжении. В этом случае в расчет мерной длины не вводится упругое удлинение Провода.

Величина натяжения провода замеряется динамометром, врезанным между проводом и тяговым механизмом. В процессе натяжения следует исключить задевание провода за какие-либо предметы иля неровности грунта, что может привести к вытяжке с усилием меньше монтажного»

Отмеренные стальные провода могут быть смотаны на барабан и доставлены на переход. Сталеалюминиевые провода е усиленным сердечником практически не могут быть смотаны на барабан без повреждений, поэтому база для их предварительного отмера должна располагаться поблизости от монтируемого пролета.

15/152 ВД - Д

4.21,    Отмер провода последовательными частями полной длины в ходе раскатки производится без вытяжки до монтажного тя-жения. Мерная длина в этом случае подсчитывается с учетом упругого удлинения провода.

База разбивается в створе раскатываемого провода (фазы) и принимается по длине не более 400м. Отмеряемый провод должен быть прямолинейным, В процессе раскатки на проводе фиксируется положение провода в поддерживающих зажимах и устанавдоливаются защитные муфты, если они предусмотрены проектом.

4.22,    Последовательность производства работ по монтажу предварительно отмеренных длин отличается тем, что раскатан-ные и поднятые на опоры провода после контроля стрел провеса не опускаются. Их подрегулировка в необходимых случаях производится при помощи регулирующих звеньев, и вин овых стяжек, для чего тяжение предварительно передается на вспомогательный трос, используя блок, включенный в гирлянду со стороны провода^ звенья типа ПТМ.

4.23,    На переходах через неширокие водные преграды при большом количестве проводов одинаковой длины рекомендуется использование вспомогательного мерного троса. Сначала визируется с нанесением отметок в местах крапления гирлянд стальной трос, подвешенный со стрелами провеса, соответствующими проектным для проводов. Затем на земле выполняется перенос отметок с троса на провода, вытягиваемые е монтажным усилием, принимаемым по монтажным таблицам с учетом температуры на день монтажа.

Трос, с которого переносятся отметки, должен быть вытянут с усилием, равным тяжению - в кем при проведенном визирова

нии

Монтаж проводов под тяжением

4.23.    Монтаж проводов под тяжением заключается в том, что монтажные операции выполняются без касания проводами земли, что достигается цутем создания в проводах постоянного тяжехия, которое зависит от стрелы провеса, обеспечивающей требуемый минимальный габарит при раскатке.

Для судоходных пересекаемых преград величина тяжения соответствует необходимому габариту для пропуска судов. На несудоходных реках тяжение принимается пониженным, исходя из условия раскатки в 0,5-1 м от поверхности воды.

4.24,    Технология монтажа проводов под тяжением оказывается эффективной при наличии специального оборудования (приложение 15 рис. 15'<5 ).

В общем случае в состав комплекта оборудования для монтажа проводов под тяжением входят:

тяговая машина для перемотки тягового стального троса е заданным усилием;

намоточное устройство для намотки тягового троса, сходящего с тяговой машины;

тормозная машина для торможения с заданным усилием при перемотке одного, двух или трех проводов; раск&точные устройства для размещения барабанов е раскатываемым про в одом (по числу одновременно раскатываемых проводов);

раскаточные блоки для одновременной раскатки нескольких проводов;

ЦисТ

17

вертлюги для исключения в тяговой цепи крутящих моментов, возникающих под действием энергии кручения, накапливаемой проводами в процессе раскатки;

15/152 ВЛ - Д

соединительные звенья (замки) для соединения тягового троса с несколькими проводами;

монтажные чулки (соединительные и концевые) для временного соединения проводов меящу собой и с другими элементами тяговой цепи#

Для монтажа проводов под тяжением требуется специальный малокрутящийся трос, удобные монтажные зажимы требуемой прочности, легкие прессы для работы на высоте, вспомогательные синтетические канаты.

4.25.    Работы по монтажу проводов под тяжением должны вьь> подняться по специальному проекту производства работ, составляемому применительно к конкретному оборудованию. Работы на переходе должны вестись в соответствии с паспортной документацией по эксплуатации этого оборудования.

4.26.    На переходах рекомендуется использовать предварительную раскатку вспомогательных тросов, предназначенных для последующей вытяжки проводов. Переброску вспомогательных тросов через водную преграду следует осуществлять вертолетом, катером или с применением других легких плавучих средств.

4.27.    Анкеровки провода должна производиться на следующих стадиях раскатки:

-    при смене барабанов с проводом на раекаточном устройстве и установке монтажных чулок;

-    при опрессовке соединительных зажимов, устанавливаемых на проводах вместо монтажных чулок;

-    при подъеме натяжных гирлянд с проводами;

-    при перерывах в работе, вызванных технологическими требованиями или окончанием рабочей смены.

*vet

15/152 ВЯ - Д

18

л о

Вид работ


Разработка проектов производства работ


Земляные работы, свайные работы


Устройство железобетонных фундаментов


Основная технологическая нормативная документация по состоянию на 01.01.89


Наименование документов


Действующих


СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства


СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения. Основания и фундаменты


СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции


Приложение I. Обязательное


Аннулированных


СН 47-74 Инструкция по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ


СНиП 3.02.01-83 Основания и фундаменты СНиП Ш-8-76    Земляные сооружения

СН 536-81    Инструкция по устройству обратных засыпок

в стесненных местах


СНиП Ш-15-76 Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

СНиП Ш-16-80 Бетонные и железобетонные конструкции сборные


СН 393-78


Инструкция по сварке соединений арматуры и )бетс


Монтаж стальных переходных опор


закладных деталей железобетонных конструкций СНиП Ш-18-75 Металлические конструкции


Монтаж проводов и тросов


СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства

Методические указания по монтажу проводов и грозозащитных тросов на переходах ВЛ методом отмера без предварительной вытяжки и визирования. Оргэнергострой 1974 г.

К-5-23 Технологическая карта. Опрессовка сталеалюминиевых проводов сечением 185/128 , 300/204 , 500/336 мм2 и гро зозащитных тросов С 100-300


СНиП Ш-33-76 Электротехнические устройства


K-5-I5 Технологическая карта. Опрессовка сталеалюминиевых проводов марок АСУи 185, АСУС 300, АСУС 500 и грозозащитных тросов сечением 100-300 мм2


Техника безопасности


i

и


Правила техники безопасности при производстве электромонтажных работ на объектах Минэнерго СССР


СНиП Ш-4-80 Техника безопасности в строительстве

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузо-подъемных кранов.

Инструкция по безопасной организации и производству совмещенных и особо опасных работ на стройках министерства энергетики и з шктрификации СССР. Информэнерго, 1977


Правила техники безопасности при строительстве воздушных линий электропередачи, Информэнерго 1972 г.

Инструктивные указания по технике безопасности при установке высотных опор, монтаже проводов и тросов переходов воздушных линий электропередачи через преграды. Информэнерго 1981 г.


AUCT


15/152 ВД - Д


п____-


19


лист


лист


Приложение 10, Справочное.

Технологические схемы монтаже опор методом наращивания при помощи

крана УПК . . ................

Приложение И. Рекомендуемое.

Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для установки унифицированных переходных свободностоящих опор высотой до

100 м "падающей стрелой" . . , , ......

Приложение 12, Рекомендуемое.

Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для установки переходных опор высотой до 100 м т оттяжках "падающей стрелой*    »,«»»•»»«*•••.#*•*

Прцяттт 13, Н^**щът$**

Тедоалрг!й«е«х)$ шмааек* механизмов, оборудования и приспособлений для монтажа опоры наращиванием краном 2Ш&-5 • • • Приложение 14, Обязательное.

Схема контроля качества при монтаже

опор .......... .........

Приложение 15. Рекомендуемое.

Технологические схемы по монтажу проводов ш грозозащитных тросов *♦*... Приложение 16.. Рекомендуемое.

Технологический комплект механизмов, оборудования и приспособлений для монтажа проводов и грозозащитных тросов ......


Приложение 17. Обязательное

Схема контроля качества при монтаже

проводов и тросов ......... И7


91


98


103


104


105


107


XI5


i

с


15/152-ВЛ-Д


>£?..

3

Рюмят Л]>


I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Область применения пособия

1.1.    Пособив разработано в развитие СНиП 3*05.06*85

(Электротехнические устройства) и детализирует его положения применительно к сооружению переходов через крупные водные преграды ВЛ I10-750 кВ.

К таким переходам относятся однопролетные или многопролетные анкерованные участки ВЛ» в пределах которых проектом предусматриваются конструктивные решения фундаментов* опор, гирлянд, проводов и тросов, отличающиеся от всей линии;

1.2.    Пособив предназначено в качестве руководящего и

справочного материала для инженерно-технических работников, заняты^ составлением проектно-технологической документации, а также непосредственно    ст|Штельно^онтажные

работы на переходах.

1.3.    Пособив рассчитано на производство работ по устройству фундаментов, монтажу опор, проводов и тросов электросетевыми подразделениями Минэнерго СССР, в первую очередь, на переходах, сооружаемых по освоенной технологии с применением табельных механизмов, стандартного оборудования и типовых монтажных приспособлений.

1.4.    В пособии не рассматриваются специальные методы производства работ (опускные колодцы, водопоиикание, взрывные работы, применение вертолетов, монтаж опор башенными кранами и т.п.) • Эти работы должны производиться специализированными организациями по соответствующим СНиП, пособиям, инструкциям.

1.5.    Пособие не охватывает особых климатических* рельефных и гидрогеологических условий, где требуются индивиду&ль-

ные организационные и технологические решения.

1.6.    В состав пособия входят руководящие указания(текст}* а ташке обязательные, рекомендуемые и справочные материалы (приложения), относящиеся к составлению проекта производства работ, технологии строительства и контролю качества,

1.7.    Пособие, как правило, не повторяет известных положений, содержащихся в СНиП и других нормативных Документах, выделяя вопросы, связанные со спецификой работы на переходах.

1.8.    Пособие включает устройство фундаментов, монтаж переходных опор, проводов и грозозащитных тросов* Подготовительные, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы не

освещаются*

Проект производства работ (ППР)

1.9. Осуществление строительства перехода без проекта производства работ, утвержденного главным инженером треста иди механизированной колонныt запрещается. Отступления от проекта производства работ, допускаются только при их согласовании с организациями, разработавшими и утвердившими ППР.

1Л0. В зависимости от сроков строительства, сложности конструктивных решений и объемов работ ППР разрабатывается на сооружение перехода в целой или в отдельности на устрой-* ство фундаментов, монтаж опор, проводов и грозозащитных тросов,

IЛХ. ППР передается на строительную площадку не позднее, чем за Z месяца до начала работ того цикла, для которого он составлен.

IД2. В исходных материалах для разработки ППР, пред-

15/152 ВЛ-Д

етавляемых заказчиком» должны быть оговорены:

-    время производства работ (зима,лето);

-    особенности преодолеваемой водной преграды, включая режим судоходства и состояние дна в створе ВЛ;

-    возможность доставки товарного бетона для устройства фундаментов,

1ЛЗ, Проект производства работ должен содержать техно** логические щхфш о ДОйдоОД    вЫг^лнапиа

операций t    надежности и устойчив

вости отдельных конструкций и аеаго сооружения при монтаже, требования к качеству работ и решения по технике безопасное-*

(• ти,

1.14,    В составе технологической документаций должны разрабатываться рабочие чертежи опалубки для устройства монолитных железобетонных фундаментов, оснастки для закрепления такелажа на опорах, монтажных приспособлений для установки опор и подъема гирлянд с проводами,

1.15,    Переходы через крупные водные преграды, не имеющие аналогов по конструктивным решениям или условиям строительства, относятся к особо сложным объектам. До разработки ППР для них могут быть составлены "Основные положения4 ,

в которых намечаются принципиальные технологические схемы, выявляется необходимость в разработке нестандартного оборудования, определяются объемы дополнительных работ и обосновывается -целесообразность привлечения субподрядных специализированных строительно-монтажных организаций,

1.16,    В приложении X приведен перечень руководящих документов и проектных материалов по состоянию на 01.01.69 для использования при составлении ППР и ведении работ на переходах.

-it w-£**r4'PC

Контроль качества работ,

1.17.    Производственный контроль качества строительно-монтажных работ осуществляется работниками организации, ведущ щей сооружение перехода с привлечением при необходимости представителей заказчика и других эксплуатирующих организаций,

1.18,    Непосредственно на переходе выполняют три стадии *ситреяяг»ходшЙ* операционный и ^иемочнмй,

1#|9.    контролу    уводится    д§    ****** jM** и

зшдач&эт проверку комплектности и соответствий    мщ

конструкций, элементов и деталей рабочим чертежам, государственным стандартам и техническим условиям.

Обнаруженные при входном контроле дефекты должны устраняться. Раковины и выбоины на поверхности сборных железобетонных изделий заделываются цементным раствором или специальными эмульсиями. Плавно деформированные элементы стальных опор выправляются в холодном состоянии. Мелкие дефекты оцинковки стальных конструкций и линейной арматуры закрашиваются. Поверхность изоляторов очищается от краски, цемента и грязи.

При невозможности устранения обнаруженных дефектов конструкции, элементы и детали должны быть отбракованы,

1.20. Операционный (промежуточныйi) контроль проводится в процессе работы с целью проверки соответствия технологии требованиям норм и проекту производства работ.

Особое внимание при операционном контроле уделяется качественному выполнению операций, прямым образом влияющих на надежность сооружения-уплотнению грунта обратной засыпки фундаментов, болтовым соединениям металлоконструкций, натяжению постоянных оттяжек, опрессованию проводов и тросов.

1,81. Приемочный контроль относится к законченным от-

15/158 ВЯ-Д

............. *"«.......■г-—-»———...........—............■............... 111    -"■■"•............ *-*

дельным частям сооружения или завершенным технологическим

операциям, я число которых входят: при устройстве фундаментов

- подготовка свайного основания,

-    разработка котлованов»

' - установка арматуры и закладных деталей и анкерных болтов,

-    бетонирование монолитных фундаментов и ростверков,

-    установка анкерных плит под оттяжки,

-    гидроизоляция бетонных поверхностей; при монтаже опор

-    укрупни тельная сборка монтажных блоков и секций,

-    установка опор в проектное положение,

-    закрепление опор на анкерных болтах; при монтаже проводов и тросов-

-    монтаж соединительных и натяжных зажимов,

-    сборка гирлянд изоляторов,

-    закрепление проводов в анкерном пролете,

-    соединение проводов в шлейфах на анкерно-угловых

с

опорах,

-    установка дистанционных распорок.

%

1.22.    По объему проверочных работ различает сплошной и выборочный контроль.

Обязательной является сплошная проверка всего количества контролируемой продукции для погружаемых свай, анкерных болтов, соединений проводов и тросов.

Выборочный контроль может быть отнесен к проверке показателей при земляных работах, сборке металлоконструкций, установке дистанционных распорок.

1.23.    В зависимости от периодичности выполнения различают непрерывный и периодический контроль.

£L±2±

llffT'SC УГ- х** г 6СС

При непрерывном контроле информация о параметрах технологического процесса поступает непрерывно. Такой контроль обязателен, например, при бетонировании фундаментов, сборке гирлянд изоляторов.

Периодичность контроля для отдельных видов работ определяется проектом производства работ.

1.24.    Контроль качества выполняется при помощи измерительного инструмента или визуально. Результаты контроля регистрируются в актах на скрытые работы и специальных журналах работ.

К скрытым работам относятся:

-    погружение свай и шпунта, включая устройство стыков м свай;

-    арматурные работы, включая установку закладных деталей;

-    гидроизоляция подземной части фундаментов.

Запрещается производство последующих работ при отсутствии

актов освидетельствования предшествующих скрытых работ.

1.25.    Основными рабочими документами при производственном контроле служат строительные нормы и правила, проект производства работ и схемы контроля качества, приведенные в приложениях 5 (устройство фундаментов), i , }Ц (монтаж опор),

I? (монтаж проводов и грозозащитных тросов).

15/152 ВЛ-Д

2. УСТРОЙСТВО ФУНДАМЕНТОВ

Общие положения 2Л. Устройство фундаментов «од переходим» и концевые опори КВ переход»* ОТНОСИТСЯ Я обЩевТрОИТеЯЬИММ работам и должно выполняться е учетом требований соответствующих СНнР И ДВУГНЛ нерм$?и*ны?е Деиум#?т>*, у**к$л!денн1|х Гаеетроам СССР, a вд<яв <£ *в4деДОчгм и^ани* техники бееопаен»**^ т жаркой бееокавпа^ун S* пр&яйвйдатвенйой санитарии.

2.2» В приложениях 2 И 3 представлены схемы и эдемам, иллюстрирующие технологию производств* работ по устройству фундаментов на примере наиболее часто применяющихся в практике сооружения переходов проектных решений-массивних монолитных железобетонных фундаментов и фундаментов из забивных свай с железобетонным ростверком.

В приложении 4 приведен состав комплекта механизмов, оборудования и приспособлений по устройству фундаментов. В приложение В включены критерии оценки при производственном контроле качества.

2,3. В состав работ по устройству фундаментов входе*3

-    разработка котлованов,

-    устройство свайных оснований,

-    установки арматуры и опалубки;

-    бетонирование,

-    нанесение гидроизоляция,если вто предусмотрено проектом,

-    обратная дееипяа щ у**ройртво деемпе-Й С банк»#ееI *

Земляные работы

язасЗД

2*4, Окем* разработки котлована зависит от глубины еа-я ожени* фундамента и грунтовых условий. В грунтах * малым притоком грунтовых вод котлованы выполняются, как правило.

■ffer

Ж, две kfe-Jt п-лбб г*р*&

I


15/152 ВЛ - Д

W

без крепления стенок с откосами до 1:1*

По дну котлована устраиваются канавы и водосборники, и» которых вода откачивается насосами.

В грунтах с сильным притоком воде ярименяется искусственное кодопрниженив, забивка шпунта и другие специальны» мероприятия, цр»/^сматрива«мм» проектом. Мероприятия по отводу Иоде д<*4дем опережать земляные работы.

2.6.    При обнаружении несоответствия ф^ттят* икдеиФрно-геологических и гидрогеологических условий перехода принятым в проекте, производится корректировка ПИР,

2.6.    В зависимости от базы опоры и габаритов фундамента принимается разработка общего котлована или раздельных. Если есть возможность установки механизмов на нулевом уровне и осуществления подачи конструкций и бетона е верха котлована, то рекомендуется устраивать раздельные котлованы под каждый ростверк или блок монолитного фундамента. Это уменьшает объем земляных работ, упрощает конструкцию опалубки, облегчает водоотлив.

2.7.    Размеры котлована в плане долины назначаться по проектным габаритам фундамента е учетом размещения опалубки и водосборников. От боковой поверхности опалубки до низа откоса следует предусматривать проход для людей не менее 0,6 м.

2.6. При рытье котлована вынутый грунт должен укладываться таким образом, чтобы он не препятствовал перемещению и ррботе Механизмов при установке арматуры, опалубки и подаче бетонной «меси, а также не создавал нелишней нагрувки на стенки «отлова-на, что может привести к обвалуs

Рекомендуется располагать отвал грунта т ближе 0,6 м о» бровки котлована»


"тЧ


2.9. Разработку котлованов ведут обычно экскаватором-драглайн с соблюдением допусков, установленных СНиП и приведенных в приложении 5 .

Свайные работы

2.10. Забивка призматических свай длиной до 12 м производится сваебойным копром СП-49Б с трубчатым дизель-молотом СП-41А. Для вспомогательных работ привлекается стреловой кран КС-4561А.

Перед забивкой выполняется подтягивание сваи к копру и подъем сваи на копер с заводкой ее в наголовник дизель-моло

та.

Вначале осуществляется забивка сваи на глубину до 1,5 м с высотой подъема ударной части дизель-молота не более 0,5 м.

При отсутствии нарушений в погружении сваи переходят к нормальному режиму забивки.

2".II. Перед забивкой составных свай их секции подлежат контрольному стыкованию на стройплощадке для проверки соосности и положения закладных деталей стыков. Сваи должны быть замаркированы, а в местах стыков размечены несмываемой крае» кой для точного совпадения при погружении..

Нижний элемент составной гасти сваи после забивки должен выступать на 0,5-1 м над землей. После наводки верхнего элемента выполняется сварка стыка по периметру.

2.12.    Опасная зона при погружении свай назначается радиусом, равным полуторной длине сваи.

Арматурные работы

1

Е

it

2.13.    Заготовку арматурных сеток слеует производить 8 мастерских с доставкой на пикет после проверки их соответствия рабочим чертежам. Замена арматурной стали должна быть согласована с заказчиком и проектной организацией.

2.14.    Для обеспечения точности установки анкерных болтов применяют специально запроектированные стальные подставки,жестко закрепленные в приямке с заливкой бетоном. Эти же конструкции могут быть использованы также для фиксированного опирания вертикальных и наклонных крупногабаритных арматурных сеток(рис.<?-3 ).

В отдельных случаях для обеспечения проектного положения арматуры могут применяться стальные подпорки или подставки из круглой v уголковой стали, собираемые по месту.

2.15.    Отцепка устанавливаемых арматурных сеток и закладных деталей от крюка крана разрешается только после проверки их устойчивости и надежности закрепления.

Опалубочные работы

2.16.    Для устройства монолитных фундаментов применяется обычно опалубка из деревянных щитов, изготавливаемых в мастерских на стройплощадке (рис,).

При наличии на переходе нескольких однотипных фундаментов и возможности последовательного бетонирования рекомендуется применять стальную опалубку (рис.I-5 ).

Точность установки опалубки определяется проектом производства работ.

Бетонирование фундаментов

2.17.    При возведении монолитных фундаментов устраивают подготовку из уплотненного слоя щебня или бетона, не допускающую утечки бетонной смеси.

2.18.    Резьба анкерных болтов должна быть очищена и предохранена от попадания бетона.



2.19.    Подача бетонной смеси в опалубку осуществляется из металлических бункеров, снабженных затворами.

'гЧ- ~


Транспортирование и подачу бетонной смеси следует производить с созфанением ее заданных свойств; запрещается добавлять воду на месте укладки смеси для увеличения ее подвижности.

Перерывы в бетонировании более одного часа не допускаются.

2.20.    Не допускается опирание бункеров и вибраторов на элементы опалубки, арматуру и закладные детали.

2.21.    При ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5° и минимальной суточной температуре ниже 0°

!следует соблюдать требования к производству работ в зимних условиях.

3. МОНТАЖ ПЕРЕХОДНЫХ ОПОР

Общие положения

3.1.    На переходах ВЛ через крупные водные преграды устанавливаются следующие виды специальных переходных опор:

-    унифицированные свободностоящие оп'оры башенного типа высотой до 100 м(характеристики приведены в приложении б ),

-    опоры высотой до 100 м на оттяжках (характеристики приведены в приложении 7),

-    свободностоящие опоры высотой более 100м преимущественно башенного типа,

F

-    опоры "качающегося" типа одностоечные или А-образные.

5

3.2.    Выбор метода монтажа переходной опоры определяемся, в основном, особенностями опоры и местными условиями.

Опоры -ёысотшй до 100 м при массе до 100 т рекомендуется устанавливать методом "падающей стрелы" путем поворота вокруг шарнира.

-Jt Pf-bit рЖоЪс

При монтаже более тяжелых опор, а также при работе в стесненных условиях, когда отсутствует место для выкладки опоры на земле и размещения механизмов, следует переходить на метод вертикального наращивания опор в проектном положении.

3.3. Концевые опоры на переходах, как правило, имеют высоту до 60 м и по технологии монтажа принципиально не отличаются от линейных анкерно-угловых и концевых опор. Их установка производится обычно поворотом вокруг шарниров с использованием А-образных стрел или стреловым краном с дотягиванием трактором.

Установка опор "падающей стрелой"

3*4. Установка опор методом "падающей стрелы" может производиться при помощи А-образных стрел или одностоечных мачт с выпадающими устройствами. Для тяжелых опор предпочтительны одностоечные мачты (одна или две), которые могут быть установлены за осью поворота опоры ближе к центру тяжести опоры, благодаря чему снижаются величины усилий в вожжах, тяговом тросе и на фундаменты. Для опор с меньшей массой следует ориентироваться на А-образную стрелу, применение которой позволяет отказаться от боковых расчалок.

3.5. При разработке технологической схемы монтажа рекомендуется учитывать следующие положения:

-    оптимальная высота монтажной мачты составляет от 1/2 до 2/3 высоты поднимаемой опоры;

-    усилия в мачте растут с увеличением ее высоты;

-    усилия (монтажные) в опоре растут с уменьшением высоты мачты,

-    необходимо устанавливать распорки по ногам опоры, если они не предусмотрены конструкцией опоры;

-    оптимальное место установки монтажной мачты-на оси по-

15/152 ЗЛ - Д


:/7ас-я^

ворота опоры;

-    следует стремиться к применению одного тягового полиспаста, при отсутствии полиспаста требуемой грузоподъемности применять 2 или 4 полиспаста с уравнительным

устройством;

-    при отсутствии лебедок достаточной канатоемкости или ограниченном пути движения тяговых тракторов полиспаст может быть запасован на две сбегающие нити;

-    при недостаточной жесткости ствола опоры, например, для опор на оттяжках, крепление вожжей производится в двух или более уровнях по зысоте опоры;

-    если на переходе выгоняются монолитные фундаменты, то одновременно с ними целесообразно бетонировать якоря для тяговых полиспастов, особенно, при значительных нагрузках (до 50 т).

3.6.    Последовательность работ по монтажу опоры:

-    сборка опоры на земле,

-    установка одной или двук монтажных мачт и сборка такелажной схемы,

-    подъем опоры в вертикальное положение,

-    опускание монтажных мачт и демонтаж такелажа.

3.7.    Сборка опоры выполняется в исходном для подъема положении на подкладках или клетках из деревянных брусьев(шпал), соединенных строительными скобами. Опорные пяты нижней секции пристыковываются к монтажным шарнирам, закрепленным на фундаментах. Рекомендуется выкладывать опору в сторону пересекаемой водной преграды.

3.8.    Установка монтажной мачты (стрелы) производится стреловыми кранами с дотягиванием тракторами. При этом обычно используется такелаж подъема опоры. Рекомендуется устанавливать мачты вертикально во избежание перегрузки от изгибающего

/Ч..С7С**•S**r*cc

момента в начальный момент подъема.

В зависимости от грунтовых условий под опорные части мачт и стрел устраивается деревянный или железобетонной фундамент, размеры которого подбираются исходя из допускаемого давления на грунт не более 15 т/м^.

3.9. Фундаменты опоры и монтажных мачт должны быть рассчитаны на восприятие сдвигающих усилий и при необходимости раскреплены. Раскрепление фундаментов опоры осуществляется упорами, примыкающими непосредственно к монтажным шарнирам.

ЗЛО. Крепление тросов к опоре следует выполнять, как правило, при помощи специальных монтажных деталей. Запрещается закреплять вожжи непосредственно за элементы опоры.

З.П. Установка опоры начинается с пробного подъема на высоту до 0,2 м над местом сборки с выдержкой в течение 20-30 мин.

При пробном подъеме проверяются:

-    отсутствие просадок грунта под основанием стрелы,

-    отсутствие деформаций, заедания и поломок узлов крепления такелажа,

-    надежность якорей и крепления расчалок,

-    отсутствие деформаций в поднимаемой опоре.

При обнаружении дефектов опора должна быть опущена в исходное положение.

Запрещается устранять дефекты в процессе подъема опоры.

3.12.    При подъеме опоры устанавливается опасная зона радиусом не менее полуторной высоты опоры. При пересечении тяговыми канатами (полиспастами) транспортных путей должны быть выставлены сигнальщики.

3.13.    Технологические схемы установки унифицированных

15/152 ВЛ - Д