Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

69 страниц

Купить ЦЭ-191 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общие требования к заземлению конструкций и устройств на электрифицированных железных дорогах

     2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания в системе тягового электроснабжения

     2.2. Требования по обеспечению электробезопасности

     2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации (СЦБ)

     2.4. Требования по ограничению утечки тяговых токов защиты от электрокоррозии

     2.5. Общие положения по заземлению конструкций и устройств

3. Заземление конструкций, устройств и сооружений

     3.1. Заземление тяговых подстанций

     3.2. Заземление опор контактной сети

     3.3. Заземление опор питающих и отсасывающих линий

     3.4. Заземление опор с разрядниками и секционными разъединителями контактной сети

     3.5. Заземление постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети

     3.6. Заземление пунктов группировки переключателей контактной сети станций стыкования

     3.7. Заземление автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2х25 кВ

     3.8. Заземление отсасывающих трансформаторов и обратных проводов

     3.9. Заземление установок компенсации реактивной мощности

     3.10. Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых по системе ДПР

     3.11. Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых от ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети

     3.12. Заземление пунктов подготовки поездов с электрическим отоплением

     3.13. Заземление напольных устройств СЦБ

     3.14. Заземление мостов и путепроводов

     3.15. Заземление в туннелях

     3.16. Заземление светильников, прожекторных мачт, ВЛ электроснабжения, проложенных по опорам контактной сети, отдельно стоящих опор освещения

     3.17. Заземление волноводов и линий связи, проложенных по опорам контактной сети

     3.18. Заземление протяженных воздухопроводов систем пневмоочистки стрелок и пневмопочты

     3.19. Заземление отдельно стоящих объектов вблизи электрифицированных путей

     3.20. Заземление передвижных тяговых подстанций

     3.21. Основные положения по выполнению заземлений в районах вечной мерзлоты и скалистых грунтов

4. Конструктивное выполнение заземляющих устройств

5. Техническое обслуживание и ремонт заземляющих устройств

6. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте заземляющих устройств

Приложение 1. Термины и основные понятия, применяемые в инструкции

Приложение 2. Технические характеристики защитных устройств, включаемых в цепь заземления на электрифицированных дорогах

Приложение 3. Измерение параметров заземляющих устройств

Приложение 4. Измерение удельного электрического сопротивления грунта

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

10.06.1993УтвержденМинистерство путей сообщения РФЦЭ-191
РазработанМинистерство путей сообщения РФ
РазработанВнии жт
РазработанМИИТ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ yapiMMM электрификация и электроснабжения

ИНСТРУКЦИЯ

НО ЗАЗЕМЛЕНИЮ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ИА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Мосааа - IHJ г ом-

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

Управление электрификации и электроснабжения

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель министра путей сообщения РФ А.Н. КОНДРАТЕНКО ЦЭ—191 от 10.06.93 г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЗАЗЕМЛЕНИЮ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Москва — 1993 год

На электрифицированных путях, необорудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, устанавливают междурельсовые соединители через каждые 300 м, междупутные соединители — через каждые 600 м. Эти соединители могут быть изготовлены из стального провода диаметром не менее 12 мм (постоянный ток) и не менее 10 мм (переменный ток) или из стальной полосы 40x5 мм и прокладываться изолированно от земляного полотна и балласта.

2.1.11.    Электрические тяговые соединители —- междупутные^ междроссельные, дроссельные, меж дроссельные в однониточных рельсовых цепях, стрелочные (рис. 2.2) — должны быть медными и нс менее чем двухпроводными, с площадью сечения каждого провода не менее 70 мм2 (постоянный ток) и 50 мм2 (переменный ток), Длина междупутной перемычки не должна быть более 100 м.

2.1.12.    При использовании тяговой рельсовой сети элект рифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нстяговых потребителей и в качестве естественного заземлитеяя для заземления устройств грозозащиты и зашиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп. 2.1.7, 2.1.9.

2.1.13.    Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифи-цкроваиных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п. 2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п. 2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.

2.1.14.    При тональных рельсовых цепях для выравнивания потенциала рельсов и снижения влияния асимметрии тягового тока на рельсовые цепи должны устанавливаться выравнивающие (симметрирующее) дроссель-трансформаторы (дроссели): на участках постоянного тока на расстоянии не более 2-х км друг от друга, как правило 1 дроссель на блок-участок; на участках переменного тока — на расстоянии не более 3-х км друг от друга.

2.2. Требования по обеспечению элейтробезопасности

2.2.1.    Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в и. 1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания зашиты.

2.2.2.    Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и нс имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.

2.2.3.    Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.

Если на заземленных конструкциях И устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям элсктроСкпопасности не нормируется.

10

г±г.,ч7Л-----Ll.

I (по Инструкции 1/3-J)ff)    1

РИС. 2.2.

Схемы установки рельсовых соедимггелей ив переходах рельсовых цепей даухниточных (а), с двухниточной к однониточной (б), одно ниточных (в), на двухпутных участках с автоблокировкой (г), без автоблокировки (д), на стрелочных переводах при двухниточных (е) н однониточных (ж) рельсовых цепях:

1 — дроссельный электрический соединитель; 2 — междроссельный; 3 — стыковой; 4 и 5 — междроссельный и межаурельсовий в оанонкточных рельсовых цепях; ф — междупутный на участке с автоблокировкой; 7 н 8 — междурельсовый и междупутный на участке без автоблокировки; 9 — стрелочный и 10 — стальной штепсельный соединитель; 11 — путевой дроссель-трансформатор; 12 — изолирующий стык; 13 — тяговая рельсовая нить; • 14 — сигнальная (нетяговая) рельсовая нить.

2.2.4.    Допускаете* в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п» 2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.

Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки я выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземдитсли, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.

2.2.5.    Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.& с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).

2.2.6.    Заземление устройств, . на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длина

2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых целей автоблокировки и электрической централизации

(СЦБ)

2.3.1.    Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых целей во всех режимах работы: нормальном, шунтоаом, контрольном, а также в режиме автоматической Локомотивной сигнализации (АЛСН).

2.3.2.    При олнонмточных рельсовых цепях заземлен!» конструкций и устройств подключают только к тяговым нитям этих цепей, при лнухниточных рельсовых цепях — к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов или ближнему рельсу.

При тональных рслъсовы- цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим Мроссель-траисформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно, быть ниже значений приведенных в табл. 2.1.

2.3.3.    При сопротивлении сигнальному току утечки менее указанных в табл. 2.1, такие конструкции заземляют на тяговую рельсовую сеть через защитные устройства, препятствующие утечке сигнального тока с рельсов через конструкции в землю (искровые промежутки, лиодные и диодно-искровые заземлителн). С этой же целью возможно повышение сопротивления сигнальному току в цепи утечки через конструкции и устройства специальных изолирующих элементов (прокладки, втулки, шайбы и. т.п.), устанавливаемых между заземляемыми деталями конструкций и основаниями, фундаментами, опорами.

12

2.3*4.ТЪк помехи в цепи заземления конструкций и устройств на рельсовую сеть при длительности более 2 с не должен быть выше нормируемых значений, приведенных в табл. 2.2.

2.3.5, Провода рабочих автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2x25 кв, трансформаторных Ьч/дсган-ций, питаемых от системы ДПР установок компенсации реактивной мощности, провода обратного тока отсасывающих трансформаторов, при двухниточных рельсовых цепях^к средним выводам путевых дроссель-трансформаторов (дросселей); при однонит-очных — к тяговому рельсу. Если расстояние от места расположения указанных устройств но существующего путевого дроссель-трансформатора (дроссельного пункззу более 200 м, то допускается подключать их к специально устанавливаемому для этих целей дополнительному дроссель-трансформатору.

В качестве дополнительного дроссель-трансформатора используют ДТ—О, 6—500С с коэффициентом трансформации 3, настраиваемый в резонанс для сигнального тока.

На участках постоянного тока провода рабочих заземлений электроустановок переменного тока частотой 50 Тп разрешается подключать к рельсовой сети в случае применения рельсовых цепей с частотой сигнального тока, отличающейся от 50 ГЦ.

Таблица 2.1

Место подключения заземляемой конструкции к рельсовой

Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее

цепи

индивидуальное

заземление

групповое

заземление

К среднему выводу дроссель-трансформатора (дросселя)

5 Ом

5 Ом

К рельсу двухниточной рельсовой цепи

100 Ом

б Ом-км

К тяговому рельсу одной нточ ной рельсовой цепи

не норм)

«руется

ПРИМЕЧАНИЯ:    1.    Сопротивление не нормируется для заземля

емых конструкций, подключаемых к путевым дроссель-трансформаторам в пунктах отсоса тяговых токов и пунктах подключения междупутных электрических соединителей (перемычек).

2. Для группового заземления нормативное значение минимально допустимого сопротивления сигнальному току в цепи утечки на землю равно /?гз“6/[.гз , (здесь Lrs — фактическая длина троса группового заземления, хм). В условиях эксплуатации по измеренному значению входного сопротивления ftm-з, приведенное к 1 км пути, сопротивление Йп определяется по формуле

Rn-Kaxr* • Lrt

13

ТЪблица 2.2

Место подключат* заземляемой конструкций к рельсоеой цеп*

ТЪк помехи4) частотой 50 Пк при систем* А

постоянного

тока

переменного

тока

К тяговой ття одооявточиой рельсовой цел* с непрерывным лита» наем током частотой

50 Г*

U

Не пркменяютов

23 влв 75 ГЦ в более

10

Не нормируете

К средней точке путевого дросоедъ-трансформатора релейного вля па-тающего концов рельсовых цепей;

е кодовым в нелрерывйым шггв-яяем током частотой

25П1САЛС

5

Не нормируете

ЗОПксАЛС

S

Не применимте

25 и 25 Г* без АЛС

so

Не нормируете

ПРИМЕЧАН. IE. *) Под тоном помехи следует понимать полные ток а цепи заземления; измеряется токонзмерителышмм клешами с соответствующим пределом измерений или определяется по методике Инструкции ОР-3551—п.п. 8.6.4., 8.8.4).

2.3.6.    В системе электроснабжения переменного тока с отсасывающими трансформаторами расстояние между точками поди» точения обратных проводов к средним выводам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов рельсовых цепей о изолирующими стыками при чередующейся системе установки отсасывающих трансформаторов должно быть не менее 4 км; при сплошной системе допускается более частое подключение; если обходная цепь по обратному проводу имеет сопротивление не менее 2 Ом для частоты сигнального ток* 25 Hit. При бесстыковых рельсовых цепях расстояние между точками подключения таких проводов должно быть ие менее 2 ХМ.

2.3.7.    На перегонах и станциях при даухииточиых рельооаых цепях заземляющие проводники конструкций и устройств в цепях предотвращения шунтирования рельсовой цепи должны быть присоединены в пределах каждого блок-участка (рельсовой цепи) к одной и той же рельсовой ндтц.

2.3.8.    Каждая конструкция, электрически представляющая одно целое, может иметь только одно заземление на тяговую рельсовую сеть. Г-ж выполнении этого заземления двумя проводами расстояние между узлами крепления их я рельсу должно быть не более 200 мм.

14

Не допускается металлически объединять (непосредственно или через металлические покровы кабелей, трубопроводы и т.п.) разные конструкции или устройства, если каждое из них имеет заземление на рельсы или дроссель-трансформаторы в разных точках тяговой рельсовой сети,

2.3.9.    Способ прокладки заземляющих проводников под путями должен исключать возможность замыкания рельсовых нитей между собой.

2.3.10.    Групповое заземление конструкций и сооружений на станциях и перегонах присоединяют к рельсам или путевым дроссель-трансформаторам только в одной точке; подключение групповых заземлений к тяговым нитям двухниточных рельсовых цепей допускается не ближе 200 м от путевых дроссель-трансформаторов.

2.3    Л1. Заземление разрядников контактной сети или ВЛ дог^мо осуществляться к средним выводам путевых (дополнитег шп) дроссель-трансформаторов или к тяговым нитям однотп щтш рельсовых цепей; допускается присоединение их к тяговым «тм двухниточных рельсовых цепей на перегонах не ближе 200 ч «г путевых дроссель-трансформаторов, на станциях — в любой то'ут рельсовой цепи, при бесстыковых рельсовых цепях — не ближе 100 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи.

2.3    Л 2. ВЛ напряжением до и выше 1000 В линии связи, радио и т.п., прокладываемые по опорам контактной сети, крепят на деревянных*) траверсах с ограничителями со стороны опор; волноводы крепят на деревянных траверсах без ограничителей.

Детали крепления на опоре траверс ВЛ до 1000 В, линии связи, радио и волноводных не заземляют на тяговую рельсовую сеть.

2.3Л3. Системы электроснабжения устройств напряжением до 1000 В, размещенных на конструкциях, заземленных на рельсы или путевые (дополнительные) дроссель-трансформаторы, при электротяге постоянного тока с рельсовыми цепями 50 П* должны быть с изолированной нейтралью. В системах с неизолированной нейтралью электроснабжение этих устройств должно осуществляться через изолировочный трансформатор.

2.3.14.    Оболочки сигнальных, силовых, телефонных, осветительных и других кабелей должны быть изолированы от всех металлических конструкций и устройств, заземленных на рельс, независимо от схемы их заземления.

2.3.15.    Устройства и конструкции, не связанные с электроснабжением поездов (особенно если в них содержатся источники тока, совпадающего или близкого по частоте с сигнальным), следует преимущественно размещать вне зоны обязательного заземления их на рельсы, т.е в зоне Б, определяемой п. 2.1.3. Это требование не распространяется на кабельные и специальные технологические устройства (ст релочные переводы, устройства обогрева и пневмоочистки стрелок, вагонные замедлители и т.п.).

*) Для ВЛ выше 1000 В допускается применение и металлических траверс с обеспечением изоляции деталей крепления траверсы от опоры.

15

2.4. Требования по ограничению утечки тяговых токов и зашиты от электрокоррозии

2.4Л. Настоящие требования относятся к электрифицированным участкам постоянного тока.

2.4.2.    Конструкции» соединенные с рельсами наглухо или через защитные устройства (искровые промежутки» диодные заземлит^ ли и т.п.), следует:

устанавливать на бетонные или железобетонные основания (фундаменты);

изолировать от металлических оснований (фундаментов)» трубопроводов и оболочек кабелей» проложенных в земле, с помощью специальных электроизолирующих деталей — прокладок» втулок» шайб, муфт, вставок, видимых разрывов электрической цепи и т.п.;

не заземлять повторно на контуры заземления или естественные эаэсмлители.

2.4.3.    Сопротивление токам утечки с рельсов через заземленные на них конструкции не должно быть ниже нормируемых величин по условиям защиты конструкций от электрокоррозии» приведенных в табл. 2.3»

2.4.4.    Соединительные провода цепи заземления на рельс должны быть проложены изолированно от балласта н земляного полотна.

2.5* Общие положения по заземлению конструкций и устройств

2.5.1.    Технические параметры и схемы заземления конструкций и устройств должны удовлетворять требованиям:

на участках постоянного тока — п. 2.1-2.4 Инструкции;

на участках переменного тока и станциях стыкования — п. 2.1-2.3 Инструкции.

При выборе способа заземления следует руководствоваться теми требованиями из перечисленных» которые для данного конкретного случая являются наиболее жесткими.

2.5.2.    Требования по условиям надежной защиты от токов кл. н электробезопасности обеспечиваются:

для конструкций и устройств тяговых подстанций постоянного тока и совмещенных подстанций стыкования «* заземлением на кон1ур подстанции, который имеет сопротивление не выше нормируемого с учетом естественных эаземлитеяелй (трубопроводов и кабелей), соединенных с контуром;

для конструкций и устройств тяговых подстанций переменного тока — заземлением на контур подстанции, который через отсасывающую перемычку и рельсы подъездных путей имеет соединение с тяговой рельсовой сетью и с фазой С тягового трансформатора;

для всея конструкций н устройств тяговой сети» а также для других сооружений, конструкций и устройств, расположенных в опасной зоне А индивидуальным или групповым заземлением их на тяговую рельсовую сеть;

для трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от тяговой сети или ДПР * заземлением на тяговую рельсовую сеть и устройством выравнивающих контуров.

2.5.3 При выборе конкретной схемы заземления устройств контактной сети, в также других сооружений, конструкций и устройств, расположенных в зоне А, следует руководствоваться табл. 2.4.

16

Таблица 2J

Конструкция

Сопротивление цепи заземления на каждый вольт среднего значения потенциалов «рельс-земля», Ом/В» не менее

Норма сопротивления, исключающая необходимость оценки по току утечки и потенциалу «рельс-земля». Ом, нс менее

Опора контактной сети (металлическая или железобетонная)

2S

10000

Бетонный фундамент светофора

400

10000

Железобетонная мачта светофора или фундамент релейного шкафа

100

10000

Фундамент поста секционирования или пункта параллельного соединения

10

500

Фундамент (опора) моста или

Определяется для каждого моста

путепровода

(путепровода) в зам и сим ости от

его конструкции по пункту 8.3.10 Инструкции ЦЭ-35Я

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Ток утечки или сопротивление заземления конструкций не нормируются в катодных зонах потенциалов рельсов.

2.    Для групповых заземлений указанные в таблице значения токов и сопротивлений являются нормируемыми для всей объединенной группы конструкций в целом.

3.    Продолжительность измерений при определении средних значений токов или потенциалов определяется Инструкцией ЦЭ-Э551.

За нормируемое значение сопротивления заземления конструкции (Я норм) на участках постоянного тока принимают большее значение из нормируемых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1) и зашиты от электрокоррозии (см. табл. 2.3); на участках переменного тока —- только по требованиям СЦБ.

Первоначально оценивают возможность глухого заземления сооружений и конструкций на рельсовую сеть как преимущественного по электробезопасности и защите от токов к.э.; если при этом выдерживаются требования СЦБ и защиты от электрокоррозии {Яз £ Янорм), то заземление осуществляется глухим (см. табл. 2.4, схема I).

Глухим заземление выполняют также на конструкциях, для которых оно является единственно возможным по требованиям электробезопасности или защиты от токов к.з<; если при этом не выдерживаются требования СЦБ или защиты от элсктрокоррозии (R3 :£ Янорм), то осуществляют дополнительные технические мероприятия по повышению уровня изоляции конструкций от земли (схема II) или комбинированные способы заземления (схемы IV, V).

Если требования СЦБ или защиты конструкций от электрокоррозии не выдерживаются и в то ж* чремя заземление конструкций может быть неглухим, то в его цеп> включают защитные устройства — искровые промежутки, диодные заэемлители и т.п. (схема III).

17

(- затопляющий проОобнш;

таблица fte

I*e«rv*/v£cwwf о**#/ imra* «м/f he различных 9u9ot зазепления на ряпьсобут сет

Глухи

Пн/тсдопол-нитеяыюй' изоляцией т зепли

черн зашит * мое устройст-бо

KmiЬнибода*-мкештралг май ктаохой

Номбштребан-ное с дополнительной изоляцией петву конструкциями

без зазопло^ ниш на рем-собую сещ

• /

Ж

*

шu

Г

тег.

Kt

3

1

—......... К

Ц«|

|

ft

"™зЗ"

1

$4*

М-4

Ш*ыз

IDvs

Ф S*1

V*

X*

_ *,<

e*tm

Пвосодын ■ усмЗим

Условие примнет*

Глухое зазепленае 1 Гкухое затопление обязательно I не обязательно

Глухо» язе»-, ленца конструкции^ обязательно

Услобнью обозначения:

«imnnrtfi конапрцкцщr;

- защитное усщ: :сюк (нпм,тз, зл+тм);

03

Р - рольсобая сет;

0--сопротивление току уточки нерез'

ф — изоляция контактной шщ КС - штатном etna;

* * конструкцию 9 леплю;

Й сопротивление дополнительной т~

3. ЗАЗЕМЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ, УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ

3.1. Заземление тяговых подстанций

3.1.1.    Для заземления электрооборудования тяговых подстанций предусматривают заземляющую магистраль (шина заземления) и контур заземления (эаземлитель); к магистрали присоединяют электрооборудование закрытых распределительных устройств, комплектные и распределительные устройства внутренней установки; к эаэемлителю присоединяют оборудование и конструкции открытых распределительных устройств, комплектные распределительные устройства наружной установки и заземляющую магистраль (последнюю не менее чем в двух местах).

3.1.2.    На тяговых подстанциях постоянного тока и совмещенных подстанциях станций стыкования для заземления электрооборудования распредустройства 3,3 кВ выполняют внутренний контур заземления, соединяемый с зазсмлитслсм (внешним контуром заземления) в двух местах через реле земляной защиты.

Внутренний и внешний контуры заземления не должны иметь постоянного электрического соединения (кроме цепей дренажной защиты от блуждающих токов) с минусовой шиной (шиной отрицательной полярности), отсасывающей линией и рельсами подъездного пути подстанции; последний изолируют от других путей тремя парами изолирующих стыков, включаемых в обе рельсовые нити: одна из них — у ворот территории подстанции, другая — в месте примыкания подъездного пути к станционным путям, третья — в середине между ними.

Между внешним контуром заземления и отсасывающей линией (до реактора со стороны рельсов) включают коротко замыкатель или дрснажно-шунтовой зазсмлитсль (ПДШЗ).

3.1.3.    На тяговых подстанциях переменного тока фазу С тяговых трансформаторов соединяют с отсасывающей линией, рельсами подъездного пути (через каждые 5-10 м в пределах территории подстанции) и контуром заземления. Изолирующие стыки в рельсах подъездного пути не устанавливают, а сборные стыки рельсов на всем протяжении подъездного пути оборудуют стыковыми соединителями (см. п. 2.1.9); рельсы этого пути должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью электрифицированных путей.

3.1.4.    Сопротивление заземления внешнего контура тяговых подстанций постоянного тока и совмещенных подстанций станций стыкования должно быть не выше 0,5 Ом, включая сопротивление естественных заэемлителей. При удельном сопротивлении земли 0 , больше, чем 500 Ом*м, допускается повышение сопротивления контура в 0/500 раз, но нс выше 5 Ом. Допускается также выполнение контура по нормам напряжения прикосновения в соответствии с требованиями ПУЭ (8 1.7.50, 1.7.51); конструкция контура должна соответствовать п. 4.20.

19

Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах н конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.

В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность. Защитное заземление» зануление». Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87» раздел I глава 1-7)» Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г» Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ)» утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г.» а также инструктивные и нормативные материалы МПС» обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта» накопленного на сети дорог.

Инструкция предназначена для работников» связанных с проектированием» строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения» связи» СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных

дорогах.

Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИ ИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России» управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники» электрификации и электроснабжения. Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.

2

3.1.5.    Контур заземления тяговых подстанций переменного тога выполняют как выравнивающий, его собственное сопротивление не нормируют; конструкцию контура выполняют по п. 4,20.

3.1.6.    Напряжение на контуре заземления по отношению к удаленной земле при отекании с него тока замыкания на землю в соответствии с требованиями ПУЭ (J 1.7.50) не должно превышать 10 кВ. При напряжении на контуре свыше 5 кВ должны предусматриваться меры по защите изоляции отходящих кабелей связи и телеуправления.

3.1.7.    На тяговых подстанциях постоянного тока подлежат заземлению:

а)    на внутренний контур заземления (магистраль заземления);

каркасы ограждения и металлоконструкции распределительного устройства выпрямленного тока и отдельно стоящие ячейки разъединителей преобразовательных агрегатов;

основания быстродействующих выключателей (фидерных и агрегатных);

арматура разъединителей, поддерживающие конструкции сборных шин, шинных мостов и установок постоянного тока 3,3 кВ;

проходные плиты и анкерные игганги филеров выпрямленного тока;

основания разрядников постоянного тока, установленных внутри или на фасаде здания;

конструкции сглаживающего устройства и корпуса конденсаторов;

каркасы щитов и панелей управления, имеющих высоковольтные приборы или кабели постоянного тока напряжением выше 1000 В;

оболочки силовых кабелей выпрямленного тока (кроме отсасывающих и анодных кабелей); оболочки силовых кабелей питающих линий выпрямленного тока изолируют от конструкций контактной сети и заземляют на внутренний контур только в здании

подстанций;

шкафы и панели управления преобразовательных агрегатов, панели управления установок поглощения избыточной энергии

рекуперации.

б)    на внешний контур заземления (искусственный

эаземлитель);

металлические корпуса электрооборудования переменного тока напряжением выше 1000 В и поддерживающие их конструкции, расположенные на открытой части подстанции;

электрооборудование закрытых распредустройств переменного тока напряжением выше 1000 В;

вторичные обмотки измерительных трансформаторов; металлические корпуса шкафов управления, панелей и другие конструкции открытых распредустройств переменного тока;

металлические оболочки и броня силовых кабелей напряжением до и выше 1000 В, проложенных по территории подстанции; металлические оболочки и броня контрольных кабелей; стальные трубы водопровода и канализации, проложенные по территории подстанции.'

20

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .............................................

2.    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУК

ЦИЙ И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ................................................

2.1.    Требования по обеспечению надежной работы

защиты от токов короткого замыкания в системе тягового электроснабжения .........................................................

2.2.    Требования по обеспечению электробезопасности ...

2.3.    Требования по обеспечению ноомального функциони

рования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации (СЦБ) ....................................................

2.4.    Требования по ограничению утечки тяговых токов

зашиты от электрокоррозии...........................................

2.5.    Общие положения по заземлению конструкций и устройств .........................................................................

3.    ЗАЗЕМЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ, УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ ..................................................................

3.1.    Заземление тяговых подстанций...........................

3.2.    Заземление опор контактной сети.........................

3.3.    Заземление опор питающих и отсасывающих линий

3.4.    Заземление опор с разрядниками и секционными

разъединителями контактной сети...................................

3.5.    Заземление постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети..............................

3.6.    Заземление пунктов группировки переключателей

контактной сети станций стыкования ..............................

3.7.    Заземление автотрансформаторных пунктов системы

электроснабжения 2x25 кВ ..............................................

3.8.    Заземление отсасывающих трансформаторов и

обратных проводов .......................................................

3.9.    Заземление установок компенсации реактивной мощности ...........................................................................

3.10.    Заземление комплектных трансформаторных подстанций, питаемых по системе ДПР...................................

3.11.    Заземление комплектных трансформаторных подст

анций, питаемых от ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети............................................................

3.12.    Заземление пунктов подготовки поездов с

электрическим отоплением .............................................

3.13.    Заземление напольных устройств СЦБ................

3.14.    Заземление мостов и путепроводов .....................

3.15.    Заземление в тоннелях.......................................

3.16.    Заземление светильников, прожекторных мачт, ВЛ

электроснабжения, проложенных по опорам контактной сети, отдельно стоящих опор освещения.......................... 41

3.17.    Заземление волноводов и линий связи, проложенных

по опорам контактной сети........................................... 42

3.18.    Заземление протяженных воздухопроводов систем

пневмоочистки стрелок и пневмопочты........................... 43

3.19.    Заземление отдельно стоящих объектов вблизи

электрифицированных путей............. 43

3.20.    Заземление передвижных тяговых подстанций ...... 44

3.21.    Основные положения по выполнению заземлений в

районах вечной мерзлоты и скалистых грунтов................ 46

4.    КОНСТРУКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ....................................................... 48

5.    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ......................................... 53

6.    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ

ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ ...................................................................... 56

ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Термины и основные понятия, применяемые в Инструкции .......................... 58

2.    Технические характеристики защитных устройств, включаемых в цепь заземления

на электрифицированных дорогах.......... 60

3.    Измерение параметров заземляющих

устройств ........................................... 61

4.    Измерение удельного электрического

сопротивления грунта ...........»............. 64

4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Инструкция распространяется на заземление:

1.1.1.    Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ПГ1С), пунктов группировки переключателя котактп й сет и станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих н отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.

1.1.2.    Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6(10)кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.

1.1.3.    Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6(10) кВ, проложенных по опорам контактной сети,

1.1.4.    Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачт ы, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).

1.1.5.    Линий связи, волноводов. ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.

1.1.6.    Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.

1.2.    Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п. 1.1. Инструкции*) на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований

обеспечения

1.2.1.    Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.

1.2.2.    Элсктробезопасности обслуживающего персонала.

1.2.3.    Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.

1.2.4.    Ограничения утечки тягового тока и защиты от элсктрокорроэии.

1.3.    Инструкция не распространяется

1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягодого электроснабжения, путового инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соот-ветствуюшим правилам техники безопасности.

*) В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.

5

1.3.2.    На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств» воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на злектрифициро-ванных ж.д., кроме перечисленных в п. 1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, «(Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей)» и «(Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12. 84 г., «Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85» в части раздела «Заземляющие устройства».

1.3.3.    На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.

1.3.4.    На заземления молниеотводов зашиты сооружений и оборудования тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.

1.4.    Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка а эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.

1.5.    Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.

1.6.    Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний нД род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.

6

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

2Л« Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов

короткого замыкания в системе тягового электроснабжения

2.1Л. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление» обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС

2.1 .2. Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на тяговую рельсовую сеть).

2Л.З. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис. 2.1 (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.

2.1.4.    При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для.наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.

2.1.5.    В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., нс требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой зашиты.

2.1.6.    Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.

2.1.7.    От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.

В случае невозможности обеспечения второго выхода току иа смежные и параллельные пути иа данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.

7

й)

оо



Зоны заземления одиночных объектов, не связанных с тя'овым электроснабжением (а) и график определения высоты расположения «заземляемых металлических

объектов (б)    ,    ___

Зона А — конструкций; Зона Б — заземляются;

П — высота подвески крайнего провода напряженная выше заземляются все металлические элементы 1000 В (до 35 кВ); Н — высота расположения «заземляемых металлических элементов конструкций (не менее); О — металлические элементы конструкций не вертикальная проекция крайнего провода контактной сети.

ВЛ 6(10) кВ, ДПР.

2.1.8.    Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть й в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).

При сближении или пересечении электрифицированных направ-. лений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.

Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразоваикя на сооружениях* с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железны^ дорог выполняют секционирование, рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.

2.1.9.    Сборные неизолированные стыки тяговых рельсовых нитей оборудуют, гибкими приварными медными соединителями сечением не менее 70 мм7 на участках постоянного тока и не менее 50 мм2 на участках переменного тока с поверхностью контакта в месте приварки каждого нс. менее 250 ММ - На боковых путях станций (кроме путей со сквозным пропуском поездов), подъездных путях, малодеятельных ответвлениях участков переменного тока разрешается применять двойные приварные соединители из стального троса диаметром € мм каждый.

Допускаются и другие разрешенные МПС способы, обеспечивающие электрическое сопротивление рельсового стыка на участках постоянного тока не более сопротивления 3 м целого рельса при их длине 12,5 и 6 м — при большей длине и на уравнительных рельсах бесстыкового пути.

2.1.10.    Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.

Для участков постоянного й переменного тока — в соответствии с п. 6.3. Инструкции по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами, утвержденной 04.07.87 г. ЦЭ-3551 (в дальнейшем именуемой Инструкцией). Во всех случаях длина обходных шунтирующих цепей по смежным и параллельным путям и перемычкам (длина I , рис. 2.2, г), независимо от длины рассматриваемой рельсовой цеп*ц должна быть не менее 10 км. При тональных рельсовых цепях длина обходных шунтирующих цепей должна быть не менее 2-х км.

9