Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

225 страниц

1168.00 ₽

Купить ЦП-774 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Приведены нормы и технические условия содержания звеньевого и бесстыкового пути, а также стрелочных переводов и глухих пересечений. Рассмотрены особенности содержания пути на электрофицированных участках с автоблокировкой, на искусственных сооружениях, а также на пучинных участках зимой. Даны основные положения по организации и проведению работ по текущему содержанию пути

  Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1. Общие положения

2. Технические условия, нормативы устройства и содержания рельсовой колеи

3. Технические условия, нормативы устройства и содержания пути и его элементов

4. Организация текущего содержания пути

5. Хранение и учет средств механизации, приборов, инструмента и покилометрового запаса материалов верхнего строения пути

Приложения

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПУТИ И СООРУЖЕНИЙ

Утверждаю: Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации

В Т Семенов

1 июля 2000 г.

ИНСТРУКЦИЯ по текущему содержанию железнодорожного пути

I

МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 2000

Рис. 2.1. Отводы возвышения наружного рельса кривой на ленте путеизмерителя: а — номинальный отвод (0; б — допускаемый отвод (ц, /2) в процессе текущего содержания

(К= 120 км/ч)

2.1.8. Между переходными кривыми смежных круговых кривых должны быть прямые вставки длиной не менее 50 м; в стесненных условиях допускается прямая вставка меньшей длины, но не менее 25 м при кривых одного направления и 15 м при разносторонних кривых.

На близко расположенных кривых одного направления без переходных кривых отводы возвышения устраиваются только в том случае, если на протяжении прямой вставки, расположенной между концами кривых, укладываются длины обоих отводов и между их концами остается прямой участок длиной не менее 25 м (рис. 2.2). В случае недостаточной длины прямой вставки для соблюдения этого условия отвод делается более крутым, но не круче, чем допускаемый по табл. 2.1. Если же и в этом случае длина прямого участка оказывается менее 25 м, то возвышение делается на всем протяжении прямой между кривыми. При

ю

этом возвышение устанавливается равным возвышению на кривых и делается переходным на длине прямой вставки при разных радиусах кривых (рис. 2,3). В таких случаях величина возвышения должна быть не более 115 мм (по условию непревышения непогашенного ускорения 0,7 м/с2).

При отсутствии прямой вставки на двухрадиусной кривой одного направления отводы возвышения наружного рельса и уширения колеи делаются в переходной кривой или в пределах кривой большего радиуса (рис. 2.4). Переходные кривые можно не устраивать между примыкающими одна к другой круговыми кривыми одного направления, если разность их кривизны не превышает 1/4000.

При разносторонних кривых без переходных кривых отвод возвышения делается на прямой вставке мевду ними. При этом между концами отводов возвышений наружных нитей кривых должен быть прямой участок длиной не менее 25 м при возможности устройства отводов возвышения с уклоном не более 0,001. При несоблюдении этого условия допускается увеличить уклон до 0,003 при сохранении длины прямой вставки 25 м, снизив скорость в соответствии с табл. 2.1; при невозможности выполнения и этого условия допускается уменьшение прямого участка без возвышения до длины 15 м с устройством отводов уклоном 0,003, причем в начале круговой кривой возвышение должно составлять не менее половины величины полного возвышения (рис. 2.5).

Во всех случаях, когда между кривыми одного или разных направлений прямая вставка недостаточна, порядок устройства отводов возвышения наружного рельса и уширения колеи устанавливается начальником службы пути.

Скорости движения по сопрягаемым кривым, у которых длина прямой вставки без возвышения 25 м и менее, определяются по методике, изложенной в приказе МПС России от 14.07.94 г. 2ЦЗ "Нормы допускаемых скоростей движения по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм".

2.1.9.    Радиусы закрестовинных кривых, как правило, должны быть не менее 300 м на главных, приемоотправочных и сортировочных путях, 200 м — на остальных станционных путях, но во всех случаях не менее радиусов переводных кривых.

2.1.10.    На кривых участках путей 1-го и 2-го классов и 1—3 категории 3-го класса на концах тангенсов (в середине переходной кривой) должны устанавливаться постоянные знаки (реперы) с надписями: НКК — начало круговой кривой, ККК — конец круговой кривой.

Допускается установка таких знаков на опорах контактной сети, искусственных и других постоянных сооружениях с указанием расстояния до НКК и ККК.

11

Рис. 2.2. Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при достаточной длине прямой вставки между ними


Рис. 2.3. Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними


Рис. 2 5. Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых разного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними


Рис. 2.4. Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити (и уширения колеи) между смежными кривыми разных радиусов одного направления без прямой вставки


Начало и конец каждой переходной кривой отмечаются на шейке рельса вертикальной полосой белой несмываемой краской и надписями: НПК *— начало переходной кривой, КГ1К — конец переходной кривой.

Начало и конец закрестовинных кривых, а также их координаты на главных и приемоотправочных путях отмечаются на шейке рельса с внутренней стороны наружной нити вертикальной полосой и соответствующими цифрами несмываемой белой краской.

Закрепление кривых в тоннелях постоянными знаками (реперами) производится в соответствии с Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.

12

2.1.11.    В соответствии с Г1ТЭ сооружения и устройства общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.

Сооружения и устройства, находящиеся на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых районов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сп, установленного государственным стандартом.

Габариты С и Сп должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции железных дорог, подьездных путей, сооружений и устройств на них, при электрификации и строительстве вторых путей, а также при эксплуатации сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.

Запрещается нарушать габариты сооружений и устройств при проведении любых ремонтных, строительных и других работ.

2.1.12.    Расстояние между осями соседних путей (междупутье) на перегонах должно соответствовать ПТЭ и быть:

между первым и вторым путями на двухпутных участках, третьим и четвертым на четырехпутном участке — не менее 4100 мм;

между вторым и третьим путями на трехпутных и четырехпутных участках — не менее 5000 мм.

На станциях расстояние между осями смежных путей на прямых участках должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых районов — не менее 4500 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть 3600 мм.

Если оба главных пути расположены с одной стороны от остальных путей станции, то с разрешения начальника железной дороги допускается расстояние между ними 4100 мм.

В кривых участках расстояния между осями путей устанавливаются Инструкцией по применению габаритов приближения строений.

Переходы от нормальных междупутных расстояний на прямых участках пути к увеличенным на кривых при концентрическом расположении путей устраиваются в пределах переходных кривых, как правило, за счет применения на внутреннем пути переходных кривых увеличенной длины по сравнению с наружным путем.

В стесненных условиях, при коротких прямых вставках между смежными кривыми разрешается иметь уширенное междупутье, общее для всего участка по нормам для кривой с наименьшим радиусом.

13

2.1.13.    В соответствии с ПТЭ станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке; в отдельных случаях допускается расположение их на уклонах не круче 0,0015, а в трудных условиях — не круче 0,0025. В особо трудных условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, а с разрешения МПС и на промежуточных станциях продольного и полупро-дольного типов, на которых не предусматривается маневров и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединение поездов, допускаются уклоны более 0,0025 в пределах станционной площадки. Допускаются также в особо трудных условиях с разрешения МПС уклоны более 0,0025 при удлинении приемоотправочных путей на существующих станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива).

В необходимых случаях для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути и маршруты приема-отправления поездов должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков и стрелок, заградительных устройств.

2.1.14.    На многоиутных линиях головки рельсов всех путей, расположенных на общем земляном полотне, должны устраиваться на одном уровне. В процессе эксплуатации допускается разница в уровне головок рельсов всех путей на прямых участках не более 15 см.

В пределах переездов, расположенных на прямых участках пути, разность в уровнях головок рельсов смежных путей не должна быть более 40 мм при междупутном расстоянии до 5000 мм, 50 мм — при междупутном расстоянии более 5000 мм.

При расположении переездов на кривых участках пути настил переезда устраивается с уклоном, обусловленным возвышением наружного рельса над внутренним.

2.1.15.    План и профиль главных и станционных путей, а также подъездных путей, принадлежащих железной дороге, должны подвергаться периодической инструментальной проверке. Продольные профили сортировочных горок, подгорочных и профилированных вытяжных путей на сортировочных, участковых и грузовых станциях проверяются не реже одного раза в три года; на остальном протяжении станционных путей всех станций профиль проверяется не реже одного раза в 10 лет. Продольный профиль главных путей на перегонах проверяется в период проведения капитального и среднего ремонтов пути. По результатам проверок устанавливаются конкретные сроки производства работ по выправке профилей.

14

Организация работ по инструментальной проверке плана и профиля путей, изготовлению соответствующей технической документации, а также составлению масштабных и схематических планов станций, возлагается на службы пути железных дорог с привлечением для выполнения этих работ проектных институтов, проектно-изыскательских и проектно-сметных групп.

Дистанции пути должны иметь:

чертежи и описания всех имеющихся на дистанции сооружений и устройств путевого хозяйства, а также соответствующие стандарты и нормы;

масштабные и схематические планы станций, продольные профили всех главных и станционных путей, сортировочных горок, а также железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы дороги.

Участки, на которых производится реконструкция пути и другие работы, вызывающие изменение плана и профиля пути, проверяются исполнителями работ после их окончания с представлением в дистанцию пути, а на станциях и начальнику станции, соответствующей документации.

2.1.16.    В соответствии с ПТЭ при возведении на территории станции новых объектов, расширении или переносе существующих объектов любая организация, выполняющая такие работы, должна незамедлительно передавать начальнику дистанции пути и начальнику станции исполнительную документацию, определяющую привязку объекта к существующему развитию станции.

2.1.17.    Путь в плане должен соответствовать проектному положению. Положение пути в плане нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 20 м. Допуски (разность смежных стрел от хорды 20 м) при текущем содержании пути в плане в прямых и кривых (а в переходных кривых — от равномерного роста стрел) не должны превышать: при скоростях 81—140/71—90 км/ч — 10 мм; 61—80/61—70 км/ч — 15 мм; 41—60 км/ч — 20 мм; 16—40 км/ч — 25 мм; 15 км/ч — 30 мм. (Здесь и далее: в числителе — скорость пассажирских, в знаменателе — грузовых поездов.)

Расчетная стрела изгиба круговой кривой, м, определяется по формуле:

(2.6)

/= a2! 8R,

где а — длина хорды (20 м); R — радиус кривой, м.

15

Таблица 2.2. Номинальные размеры ширины колеи, мм

План пути

Деревянные

шпалы

Железобетонные

шпалы

Колея 1520 мм

Прямые и кривые радиусом 350 м и более

1520

1520

Кривые радиусом менее 350 м до 300 м (включительно)

1530

Кривые радиусом менее 300 м

1535

Колея 1524 мм

Прямые и кривые радиусом более 650 м

1524

Кривые радиусом от 650 до 450 м

1530

Кривые радиусом от 449 до 350 м

1535

Кривые радиусом от 349 м и менее

1540

2.1.8. Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках, измеряемая на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу, приведена в табл. 2.2.

На участках сопряжения прямой с кривой, имеющих разные номинальные размеры ширины колеи, переход от одной ширины к другой осуществляется в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии — на прямой с номинальным отводом 1 мм/м.

2.1.19. Согласно ПТЭ рельсовые нити на прямых участках должны

быть расположены в нулевом уровне.

Разрешается на прямых участках содержать путь по уровню с возвышением на 6 мм одной нити над другой, при этом длина такого прямого участка не должна быть менее 200 м за исключением прямых участков, расположенных между смежными кривыми одного направления, на которых возвышение одной нити над другой может быть и

при длине прямой менее 200 м.

На прямых, расположенных на двухпутных участках пути, повышается, как правило, наружная нить; на однопутных участках повышаемая рельсовая нить устанавливается начальником дистанции пути в зависимости от местных условий (состояния земляного полотна, наличия односторонних пучин и др.).

16

Возвышение одной нити над другой на прямом участке должно заканчиваться не ближе 25 м от начала возвышения в кривой, если повышенная нить на прямой совпадает с нижней нитью кривой.

Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.

На мостах с ездой поверху с мостовыми брусьями возвышение допускается, если длина моста не более 25 м. На мостах большей длины с мостовыми брусьями, в тоннелях и на подходах к ним протяжение^ 25 м, а также на стрелочных переводах, расположенных на прямых участках, содержать путь с повышением одной нити над другой на 6 мм не допускается.

Перечень прямых участков, где разрешается содержание одной нити на 6 мм выше другой, устанавливается приказом начальника дистанции пути с указанием километров, пикетов и повышенной нити.

При этом номинальный уклон отвода по уровню от нормы 6 мм к нулевому положению не должен превышать 1 %о.

2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи

2.2.1.    Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче допускаемые величины степеней отступлений и требования, предъявляемые к содержанию пути.

2.2.2.    Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам от номинальных, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл. 2.3—2.5.

17

К I степени относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства рельсовой колеи и не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент.

2 Зак 7223

Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знаменатель - грузовых), км/ч

Сте-

Уширение колеи при номинале, мм

Сужение колеи при номинале, мм

пень

от

ступ

ления

1520

1524

1530

1535

1540

1520

1524

1530

1535

1540

101—140/81—90

I

8

8

8

6

6

4

4

4

4

II

14

14

14

9

6

10

10

12

III

16

16

16

11

8

12

12

15

Б о

лее

IV

16

16

16

11

6

8

12

12

15

61—100/61—80

I

8

8

8

6

6

4*1

4

4

4

4

11

18

16

14

9

8

6*2

10

10

12

15

III

22

20

16

И

8*3

12

15

18

20

Б о j

1 е е

IV

22

20

16

11

8

00

*

и>

12

15

18

20

26—60/26—60

I

■»»

00

8*4

00

8м

6

4*'

4

4

4

4

II

20

16

14

п

8

6*2

10

10

12

15

III

26

22

16

13

г*>

*

00

12

15

18

20

Б о j

1 е е

IV

26

22

16

13

8

8*3

12

15

18

20

25 и менее

I

10

10

10

10

6

4*1

4

4

4

4

II

26

22

16

11

8

б*2

10

10

12

15

III

28

24

18

13

8*3

12

15

18

20

Б о j

I е е

Закрывается движение поездов

IV

28

24

18

13

8

8*3

12

15

18

20

*    Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. (включительно) — 6 мм.

[2 То же — 8 мм.

*    То же — 10 мм.

Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч — 10 мм.

Примечания. 1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 1510 мм) закрывается движение поездов.

2. При наличии в кривых радиусом 1200 и и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем 15 мм, при этом ширина колеи не должна превышать значений, установленных для Ш степени.

Таблица 2.4. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам

Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знамена гель ~ грузовых), км/ч

Степень

Величина отступления, мм

отступления

Уровень1

Перекос

Просадка

121—140/81—90

I

6

8

10

И

16

12

15

III

20

16

20

Более

IV

20

16

20

61—120/51—80

I

8

10

10

II

20

16

20

III

25

20

25

Более

IV

25

20

25

41-60

I

10

12

12

II

25

20

25

III

30

25

30

Более

IV

30

25

30

16-40

1

12

14

15

11

30

25

30

III

35

30

35

Более

IV

35

30

35

15

I

15

16

18

11

35

30

35

111

50

50

45

Более

Закрывается движение поездов

IV

50

50

45

1 Исключая участки, где номинальный отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой

Примечание. При превышении одной рельсовой нити относительно другой в кривых участках пути в любом сечении (в том числе в местах отдельных просадок, перекосов, отступлений по уровню) более ISO мм движение поездов закрывается.

19

УДК 625.172 (083.0) ББК 39 211-08 И 72

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути/ МПС России. М.: Транспорт, 2000. 223 с.

Приведены нормы и технические условия содержания звеньевого и бесстыкового пути, а также стрелочных переводов и глухих пересечений. Рассмотрены особенности содержания пути на электрифицированных участках с автоблокировкой, на искусственных сооружениях, а также на пучинных участках зимой

Даны основные положения по организации и проведению работ по текущему содержанию пути.

В разработке настоящей Инструкции приняли активное участие ЦП МПС, ВНИИЖТ, Г1ТКБ ЦП, МГУПС, НГУПС, РГУПС, железные дороги.

Ил. 100, табл. 31.

Ответственные за выпуск В. А. Алексеев (ЦП МПС), В. Ф. Федулов (ВНИИЖТ)

Заведующий редакцией В. К. Тихонычева Редактор А. С. Яновский

ISBN 5-277-02210-4

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации.

О Департамент пути и сооружений МПС России, 2000

Таблица 2.5. Величины степеней отступлений в плане

Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знаменатель - грузовых), км/ч

Степень

отступления

Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм, при длине неровности пути

До 20 м включительно

Более 20 до 40 м включительно

121—140/81—90

I

10

15

II

15

25

III

25

35

Бо

лее

IV

25

35

81—120/71—80

I

10

15

II

25

35

III

35

40

Б о

лее

IV

35

40

61—80/61—70

I

15

25

II

35

40

III

40

50

Бо

лее

IV

40

50

41—60

I

20

30

II

40

50 4

III

50

65

Б о

лее

IV

50

65

16—40

I

25

35

II

50

65

111

65

90

Б о.

лее

IV

65

90

15

I

30

40

11

65

90

III

100

100

Б о ^

лее

Закрывается движение

IV

100

100

поездов

20

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов.

Железнодорожный путь (далее — путь) состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

Для соблюдения машинистами локомотивов и других подвижных единиц требуемых скоростей движения, в том числе на участках производства путевых работ и в местах образовавшихся неисправностей пути, путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.

1.2.    В задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.

1.3.    Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

1.4.    Все сооружения и устройства на перегонах и станциях должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), настоящей Инструкцией и другими нормативными документами, связанными с текущим содержанием пути.

1 Здесь и далее, если специально не оговорено, имеются в виду сооружения и устройства пути.

3

1.5.    Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, являегся дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливаются МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.

1.6.    Дистанции пути должны иметь контингент монтеров пути в соответствии с нормами расхода рабочей силы на текущее содержание пути, установленными МПС России, л утвержденным структурным делением дистанции, а также необходимое техническое оснащение, оборудование и инструменты.

1.7.    Организация работ по содержанию пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование, а также работ по содержанию рельсовых цепей (в объеме, выполняемом дистанцией пути) возлагается на начальников дистанций пути, их заместителей, старших дорожных мастеров, начальников участков, дорожных и мостовых (тоннельных) мастеров, бригадиров пути и бригадиров по искусственным сооружениям. На них же, а также на работников рельсовой дефектоскопии, путеобследовательских и мостоиспытательных станций, обходчиков и дежурных по переездам возлагается контроль за состоянием пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование.

Указанными работниками должны периодически проверяться вверенные им участки пути, обеспечиваться высокое качество текущего содержания пути, сооружений и устройств, создаваться необходимые условия для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также для продления срока службы элементов пути.

С целью большей оперативности при принятии неотложных мер по обеспечению безопасности движения поездов начальник дистанции пути, его заместитель, начальники участков и дорожные мастера должны обеспечиваться средствами мобильной связи.

1.8.    Непосредственное выполнение работ по текущему содержанию пути возлагается на путевые бригады, бригады по содержанию искусственных сооружений и земляного полотна, дежурных по переездам.

1.9.    Текущее содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей на классы. Классность путей устанавливается в зависимости от их грузонапряженности, допускаемых скоростей движения поездов и других факторов, оказывающих влияние на работу пути и его элементов.

1.10.    Конструкция вновь укладываемых элементов пути, стрелочных переводов и настилов переездов должна соответствовать утвержденным МПС России техническим условиям.

4

1.11.    в настоящей Инструкции изложены основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование при допускаемых в соответствии с ПТЭ скоростях движения: до 140 км/ч — для пассажирских поездов; 120 км/ч — для рефрижераторных; 90 км/ч — для грузовых.

Технические условия, нормы и правила для скоростных линий устанавливаются специальной инструкцией МПС России.

1.12.    В настоящей Инструкции вводятся следующие понятия в части геометрии рельсовой колеи:

"нормативы устройства рельсовой колеи" — номинальные значения по каждому из контролируемых параметров, установленные ПТЭ или утвержденной МГ1С нормативной документацией, и допускаемые отклонения от них (не требующие устранения);

"допуски на содержание рельсовой колеи" — устанавливаемые МПС допускаемые отступления расположения рельсовых нитей от номинальных значений, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, требующие устранения в очередности, которая устанавливается в зависимости от сгепени отступления.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ

2.1. Технические условия и нормативы устройства

рельсовой колеи

2.1.1.    Железнодорожный путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации и требованиям настоящей Инструкции.

2.1.2.    Круговые кривые радиусом 4000 м и менее должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, когда по условиям плана линии осуществить это не представляется возможным (закрестовинные кривые, а также кривые, смежные с прямой вставкой недостаточной длины).

R

2.1.3.    В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения А, мм, определяется по формуле:

(2.1)

где Кприв — приведенная скорость поездопотока, км/ч; R — радиус кривой, м. Приведенная скорость поездопотока

(2.2)

где Q\ — масса поезда данного (/-го) вида (пассажирского, грузового груженого и порожнего, пригородного), т брутто; я/ — суточное количество поездов /-го вида; Vicр — средняя скорость движения поездов /-го вида на рассматриваемой кривой, определяемая по локомотивным скоростемерным лентам выборочно в различные периоды года (весной, летом, осенью, зимой — по пять-шесть лент), км/ч.

Величина возвышения проверяется по формуле:

(2.3)

где Лтт — минимальное расчетное возвышение наружного рельса, мм; Vmax пасс — максимальная допускаемая скорость пассажирских поездов, установленная приказом начальника железной дороги для данной кривой радиуса R, которая не должна превышать скорости, получаемой по тяговому расчету для ведущей серии локомотивов, км/ч; 115 — величина допускаемого максимального недовозвышения наружного рельса, рассчитанная из условия непревышения установленной нормы непогашенного ускорения для пассажирских поездов (0,7 м/с2).

Из полученных по формулам (2.1), (2.3) величин возвышения принимается большее и округляется до значения, кратного 5.

В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям), полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.

Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с учетом допусков не должно превышать 150 мм.

В кривых, расположенных на участках рекуперативного торможения, рекомендуется для компенсации действия продольных сжимающих сил увеличивать полученное расчетом возвышение на величину до 20 %, а на кривых, расположенных на руководящих подъемах и близких к ним, для компенсации продольных растягивающих сил уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15 %. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.

В целях сокращения расходов на содержание пути при проведении ремонтах работ величину возвышения наружного рельса в кривых рекомендуется устанавливать исходя из непогашенного ускорения аНп = 0,3 м/с2 для грузовых поездов.

2.1.4. На перегонах и станциях, расположенных на кривых, возвышение наружного рельса на главных и приемоотправочных путях устанавливается с учетом как допускаемых скоростей движения поездов, так и габаритов приближения строений в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений.

Стрелочные переводы, расположенные на главных путях в кривых с возвышением наружной нити, устраиваются также с возвышением наружной нити, если переводная кривая совпадает по направлению с кривым участком пути. При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе должна быть не более 75 мм. Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается; при этом скорость движения поездов по такому стрелочному переводу должна определяться по Нормам допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520/1524 мм МПС России. До-

7

пускается на таких стрелочных переводах устраивать возвышение наружного рельса по главному пути величиной не более 20 мм. Скорость движения поездов по ответвленной переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.

На приемоотправочных путях, расположенных на кривых, а также на закрестовинных кривых, где установленные скорости движения 25 км/ч и менее, возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.

Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся бед возвышения наружного рельса.

Закрестовинные кривые на путях следования пассажирских и грузовых поездов со скоростью более 25 км/ч должны иметь возвышения наружного рельса. Отвод возвышения должен начинаться за последним переводным брусом, но не ближе 2 м от заднего стыка крестовины. При возможности устройства отвода возвышения с допускаемым по табл. 2.1 уклоном делается полное возвышение. Если такой отвод неосуществим, то величина возвышения наружного рельса устанавливается начальником службы пути с соблюдением допустимой крутизны отвода.

Постановка закрестовинных кривых в плане должна производиться по ординатам.

2.1.5.    Отводы возвышения наружного рельса кривой и кривизны при переходе от прямых к кривым, и наоборот, устраиваются на протяжении переходных кривых.

Начало и конец отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками НПК (начало переходной кривой) и КПК (конец переходной кривой).

В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50 % — на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны). При этом должны соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения 0,7 м/с2 и скорости его изменения 0,6 м/с3.

2.1.6.    Длина переходной кривой определяется в зависимости от расчетной величины возвышения наружного рельса и от количества смежных главных путей и проверяется по непревышению допустимого значения скорости изменения непогашенного ускорения 0,6 м/с3 на длине отвода кривизны (см. п. 2.2.3).

(2.4)

На однопутных линиях и для наружного пути двухпутных линий длина переходной кривой LH определяется по формуле

Lh — Л//,

где Л — расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой, мм; i расчетный уклон отвода возвышения, мм/м.

8

Таблица 2.1. Рекомендуемые (при сплошной выправке переходных кривых и производстве ремонтных работ) и предельно допускаемые уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых

Уклоны отвода возвышения, мм/м

Установленная скорость движения поездов, км/ч

рекомендуемые

предельно

допускаемые

0,5

0,7

140

0,8

1.0

120

0,9

1,2

110

1,0

1,4

100

1,2

1,6

90

1,4

1,7

85

1,6

1,9

80

1.8

2,1

75

1,9

2,3

70

2,0

2,5

65

2.1

2,7

60

2,3

2,9

55

2,5

3,0

50

2,7

3,1

40

3,0

3,2

25

Более 3,2

Закрывается движение поездов

Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой

U - |2ARdZH,    (2.5)

где d — уширение междупутья в кривой, м; R — радиус кривой, м.

Необходимые уширения междупутья на двух- и более путных участках определяются в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений. В соответствии с этим определяются и длины переходных кривых.

Длина переходной кривой не должна быть меньше 20 м.

2.1.7. Уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых, измеряемые по наклону средней линии на отводе уровня (рис. 2.1, а), должны быть одинаковыми по всей длине переходной кривой. При большой длине переходной кривой (более 60 м) допускается иметь разные уклоны отводов на огрезках переходной кривой длиной не менее 30 м (рис. 2.1, б). При этом в обоих случаях наибольший уклон отвода не должен превышать величин, приведенных в табл. 2.1.

9