Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

95 страниц

Купить Санитарные правила 1751-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Санитарные правила устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, а также гигиенические требования по содержанию самоходных и несамоходных судов внутреннего (речных и озерных) и смешанного "река - море" плавания СССР при их эксплуатации

  Скачать PDF

Действие завершено 01.01.1988

Оглавление

1. Общие положения

1.1. Назначение и применение правил

1.2. Контроль за выполнением и применением правил

1.3. Классификация судов

2. Санитарные требования, подлежащие выполнению при проектировании, строительстве и капитальном ремонте судов

2.1. Жилые помещения

Общие требования

Расположение оборудования

Жилые помещения для экипажа

Жилые помещения для пассажиров

2.2. Общественные помещения

Общие требования

Общественные помещения для экипажа

Общественные помещения для пассажиров

2.3. Помещения пищевого блока

Общие требования

Камбуз

Заготовочные

Раздаточные

Сервировочные

Посудомоечные

Буфеты

Провизионные кладовые

2.4. Санитарно-бытовые помещения

Прачечные и кладовые для белья

Помещения бытового обслуживания

Помещения для хранения и сушки спецодежды

2.5. Санитарно-гигиенические помещения

Общие положения

Умывальные

Бани и душевые

Уборные

Помещения для гигиены женщин

2.6. Помещения медицинского назначения

2.7. Производственные и служебные помещения

2.8. Помещения и оборудование на зачистных станциях

2.9. Грузовые помещения и оборудование судов, используемых для перевозки специализированных грузов

Пищевые грузы

Питьевая вода

Токсические и другие опасные грузы

2.10. Судовые системы

Системы водоснабжения

Системы сточно-фановые

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

Освещение

2.11. Профилактика вредного воздействия шума и вибрации

2.12. Защита от воздействия электромагнитных полей

2.13. Защита от воздействия статического электричества

2.14. Применение неметаллических материалов, употребляемых в оборудовании и отделке судовых помещений и систем

2.15. Предупреждение проникновения грызунов в судовые помещения

3. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов

3.1. Содержание судов и обслуживание пассажиров

3.2. Содержание помещений и оборудования пищевого блока

Общие требования

Прием и хранение пищевых продуктов, их кулинарная обработка и реализация готовой пищи

Хранение и реализация полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий

Режим мытья посуды

Правила личной гигиены персонала пищевых блоков, ресторанов, столовых, буфетов, баров, кафе

Ответственность за санитарное содержание пищевого блока

3.3. Судовые системы

Системы водоснабжения

Удаление с судов загрязненных вод, отбросов и мусора

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

3.4. Предупреждение вредного воздействия шума и вибрации на экипажи судов

3.5. Зачистные работы на судах

3.6. Перевозка грузов

Перевозка пищевых грузов и питьевой воды

Перевозка сельскохозяйственных грузов

Перевозка токсических грузов

Перевозка радиоактивных веществ

Транспортировка умерших

Перевозка домашних животных

3.7. Дезинфекционные мероприятия

4. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов и медицинское обслуживание экипажа и пассажиров

Основная терминология применительно к настоящим правилам

Приложение 1. Бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция водного бассейна

Приложение 2. Минимальный перечень оборудования в судовых помещениях

Приложение 3. Акт санитарного осмотра судна

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Зам,

Утверждаю

Главного государственного санитарного врача СССР

А, И. Зайченко

31 января 1977 г. № 1751—77

САНИТАРНЫЕ

ПРАВИЛА

для судов

внутреннего

плавания


СССР

МОСКВА

«ТРАНСПОРТ»

1979

Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР — М; Транспорт, 1979 — 96с.

«Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР» разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР и Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний Минздрава РСФСР вместо «Санитарных правил для речных и озерных судов СССР». В новых Правилах учтено дальнейшее развитие судов речного флота и их способность совершать рейсы в условиях смешанного «река—море» плавания; отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию судов, судовых помещений и систем; уточнены гигиенические требования к размещению экипажа и пассажиров, а также перевозке грузов различного назначения

Настоящие Правила согласованы с Минречфлотом РСФСР (письмо № 14-2-97-1238 от 17 декабря 1975 г.) и с ЦК «Профсоюза рабочих морского и речного флота (письмо ОХТ-8/1729 от 16 октября 1975 г.).

Правила предназначены для руководителей и инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией судов внутреннего плавания, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпид-службы на водном транспорте

Составители: Ю. М. Стенько, Ф. В. Романов, Д. И. Лазаренко, Л. А. Сафонов, А. И. Горшков, Л. М. Путко, С. А. Виноградов, И. Я. Чайкин, О. А. Шовкопляс, Я. Г. Двоскин, Л. С. Годин, А. Р. Стеймацкий, Н. Б. Горбоносова, Т. В. ]Ка-ляда.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ СССР

Отв. за выпуск X. Af. Сухин, Ф. В. Романов Редактор Е. И. Елькина Технический редактор Л. Г. Дягилева Корректоры: М. Г. Плоткина, Г. И. Баберкина

Сдано в набор 14.02.79. Подписано к печати 20.07.79. Формат бумаги 60X90,/t6. тип. Ха 1 Гарн. литературная. Печать высокая. Печ. л. 6,0. Уч.-нзд. л. 6,55. Тираж 50 000 экз. Зак тип. 976. Цена 35 коп Изд. Ха 1 к-3-1/12 X? 0462.

Изд-во «Транспорт», 107174, Москва, Басманный туп.. 6а.

г. Куйбышев, пр. К. Маркса, 201. Изд-во «Волжская коммуна».

С I1807-485-БЗ-10-8-79.    3605010000    ©    Издательство    .Транспорт.,    1979

049(01)-79    н


ми по числу личного состава и практикантов, проживающих на борту судна во время рейса.

2.1.21. Жилые помещения для членов экипажа оборудуются в зависимости от группы судов:

на судах I группы — жилые помещения (каюты) со спальными местами для каждого члена экипажа. В каютах должно быть не более двух мест. Исключение составляют каюты для практикантов, где допускается устраивать три или четыре спальных места;

на судах II группы — дежурные помещения для отдыха подвахты — каюты, необходимые для подогрева и приема пищи;

на судах III группы — помещения для переодевания и хранения спецодежды. Для членов экипажа этой группы судов в береговых помещениях порта (пристани) должны предоставляться оборудованные помещения для отдыха, приема пищи и санитарно-бытовые помещения (с гардеробом и душем).

Примечания:    1.    На    судах    III группы, если свободные от вахты

члены экипажа находятся на судне, следует оборудовать для временного пребывания подвахты дежурные помещения.

2. На судах Ш группы местных и пригородных линий при условии, когда члены экипажа после смены вахты остаются на берегу, дежурные помещения и помещения для переодевания н хранения спецодежды не оборудуются В этих случаях предоставление оборудованного бытового помещения на берегу обязательно.

2.1.22 На скоростных судах II группы для временного пребывания подвахты необходимо оборудовать дежурное помещение.

На скоростных судах III группы для отдыха подвахты по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и с технической инспекцией профсоюза разрешается размещать в рубке кресло авиационного типа; причем размеры рубки должны быть соответственно увеличены. Экипажам этих судов на берегу необходимо предоставлять бытовые помещения для отдыха, приема пищщ душевые и гардероб.

2.1.23.    Для всех жилых помещений экипажа полезный объем на 1 чел. должен быть не менее 6,0 м3.

Примечание Полезный объем помещений определяется умножением фактической высоты помещения на площадь, измеренную на полувы-соте каюты, из полученного объема вычитается объем шкафов и сквозных* шахт (выгородок, вентиляционных труб), проходящих через каюту

2.1.24.    На скоростных судах II и III групп по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы полезный объем на 1 чел. должен быть не менее 5,0 м3.

2.1.25.    На малых судах по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы допус-

II

Таблица 2

Нормы площади палубы в жилых помещениях экипажа, м2

Назначение кают

Нормы

Для капитана и старшего (главного) механика, одноместные

9,0

Для комсостава, одноместные

6,0

Для команды, одноместные

3,6

Для команды, двухместные с одноярусными койками

3,25

Для практикантов, двухместные с двухъярусными койками

2,0

Примечание. Площадь палубы измеряется внизу каюты между внутренней обшивкой борта и переборками, ограничивающими каюту.

кается снижение полезного объема за счет усиления вентиляции.

2.1.26.    Площадь палубы в каютах экипажа (I группа судов) на каждого человека должна быть не менее величин, приведенных в табл. 2.

2.1.27.    На малых судах площадь палубы в каюте капита-на-механика должна быть не менее 5,0 м2. В каютах остальных членов-экипажа — 3,0 м2 на 1 чел. При технической невозможности допускаются трех- и четырехместные каюты с площадью не менее 2,0 м2 на 1 чел.

2.1.28.    Для хранения личных вещей в каюте должен быть устроен индивидуальный шкаф или соответствующие отделения в шкафу на каждого проживающего человека размерами: высотой не менее 1750 мм, шириной не менее 400 мм, глубиной не менее 500 мм.

На малых судах платяные шкафы могут быть шириной 300 мм при глубине не менее 500 мм, с ящиком внизу.

2.1.29.    Размеры коечных рам и диванов должны соответствовать действующему стандарту; расстояния между внутренними кромками ограждения должны быть не менее 1900X600 мм.

На малых, а также на скоростных судах допускается устанавливать койки размером 1850X600 мм.

Жилые помещения для пассажиров

2.1.30. Перевозка пассажиров на пассажирских судах может производиться:

в специально предназначенных для этой цели закрытых помещениях (каюты согласно классности со спальными местами, туристские каюты, салоны или общие каюты с местами для сидения и т. п.);

на открытых палубах, специально оборудованных местами для сидения, с тентом и леерными или другими ограждениями.

12

Эти места разрешается использовать только в летний период года.

Примечание. На паромах и пассажирских переправах с продолжительностью рейсов не более 30 мин в один конец устройство закрытых помещений для пассажиров необязательно На этих судах необходимо предусматривать тент для защиты от дождя и солнца.

2.1.31.    Площадь палубы в пассажирских каютах на каждую койку (каждого пассажира) должна быть не менее величин, приведенных в табл. 3.

2.1.32.    Для внекаютных и палубных пассажиров на 1 чел. предусматриваются следующие нормы площади: на судах I группы — 0,8 м2; II группы — 0,5 м2; III группы — 0,4 м2.

2.1.33.    При наличии диванов, кресел или скамеек для пассажиров на судах промежутки между ними должны быть не менее 600 мм — при размещении на них пассажиров лицом друг к другу и 450 мм — при размещении их друг за другом Проходы между рядами скамеек, диванов или кресел должны составлять 600 мм.

В общих пассажирских помещениях (салонах) должен быть обеспечен проход к трапу шириной 800 мм. Проходы в коридорах должны быть шириной 900 мм. Проходы между койками в общих пассажирских помещениях должны быть шириной не менее 660 мм, а между рядами коек в этих помещениях — не менее 800 мм; проходы между койками в каютах — не менее 800 мм.

2.1 34. При расположении пассажирских помещений на обносах эти помещения должны отстоять от края обносов не менее чем на 300 мм.

2.1.35. На пассажирских и туристских судах I группы в зависимости от их конструкции и назначения рекомендуется, предусматривать для прогулок пассажиров на открытых палу-

Таблица 3

Нормы площади пассажирских помещений на 1 чел., м2

Наименование помещения

Группа

судов

1 1

II

Каюта люкс

Не нормируется

Каюты I класса (одноместные)

3,8

3,4

Каюты I и II классов (двухместные при одноярусных койках)

2,3

2,0

Каюты II класса (двухместные при двухъярусных койках)

1,6

1,6

Каюты туристского класса (до четырех мест включительно)

1,6

1,1

Примечание Расчет площадей при применении настоящих Правил пронз* водится путем перемножения средней длины и средней ширины площади, измеренной внизу каюты Площадь, занимаемая койками и внутренним оборудованием каюты из общей площади помещения не вычитается

13

бах свободную площадь из расчета 0,5 м2 на человека. На прогулочных палубах рекомендуется иметь диваны, кресла или стулья для сидения под тентом. На пассажирских судах III группы, а также на скоростных судах прогулочные палубы можно не устраивать.

2.1.36. На пассажирских судах рекомендуется устраивать временные солярии и аэрарии. Для этой цели на верхних открытых палубах следует отводить достаточно места. Солярии и аэрарии должны быть обеспечены стульями, шезлонгами, лежаками или матами. На туристских судах, используемых под дома отдыха и т. п., устройство соляриев и аэрариев обязательно.

2-1.37. На пассажирских судах I группы для размещения матерей с детьми до семилетнего возраста должны предусматриваться каюты или места, расположенные на главной палубе. Число мест должно составлять не менее 2% от пассажиро-вместимости судна. В этих каютах рядом с одноярусными койками для матерей необходимо предусматривать приспособления для подвесных люлек (по типу, принятому на самолетах).

2.2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Общие требования

2.2.1.    На судах внутреннего плавания к общественным помещениям относятся следующие группы:

помещения для экипажа (столовая для комсостава — кают-компания; столовая для команды или общая столовая для всего экипажа; Красный уголок);

помещения для пассажиров (ресторан, столовая для пассажиров, буфет, бар, кафе, салоны для отдыха, музыкальный салон и т. п.).

Номенклатура, состав и площадь этих помещений зависят от назначения судна, количества экипажа и пассажиров, продолжительности рейса и района плавания.

2.2.2.    Общественные помещения должны быть звукоизолированы от жилых помещений.

2.2.3.    Вход в общественные помещения для экипажа и пассажиров должен предусматриваться из внутренних помещений.

2.2.4.    При устройстве помещений общественного питания и салона отдыха (Красного уголка), расположенных рядом друг с другом, между ними устанавливают легкую раздвижную перегородку, позволяющую объединить эти помещения.

2.2.5.    У входа в помещения общественного питания и салона отдыха устанавливаются вешалки (крючки) для верхнего платья и головных уборов, а на пассажирских (туристских) судах I группы, кроме того, и умывальники с электрополотенцем.

14

Общественные помещения для экипажа

2.2.6.    На судах I группы необходимо предусматривать столовую для комсостава, столовую для команды или общую столовую для всего экипажа. Площадь столовой для экипажа должна быть рассчитана на одновременное размещение не менее 2/з из общего числа членов экипажа.

Примечание. На туристских судах при расчете площади столовой для экипажа допускается не учитывать членов экипажа, занятых в пищеблоке обслуживанием туристов. При этом принятие пищи работниками пищеблока допускается в столовой для пассажиров.

2.2.7.    Минимальная площадь на одно посадочное место в столовой должна приниматься:

на пассажирских, грузопассажирских и туристски^ судах — 0,9 м2;

на грузовых транспортных судах— 1,1 м2.

2.2.8.    На судах с экипажем более 15 чел. предусматривается помещение для Красного уголка. Площадь Красного уголка должна быть не менее половины площади столовой для экипажа.

На судах с экипажем в 15 и менее человек Красный уголок допускается объединять со столовой для экипажа. При этом увеличивается ее площадь для размещения дополнительного оборудования (книжных шкафов, столов и др.).

Красный уголок-столовую рекомендуется располагать на главной палубе.

2.2.9.    На судах с экипажем в 5 чел. и менее устройство Красного уголка-столовой не обязательно. В этом случае для общественного питания может быть использована хозяйственная каюта (камбуз) при условии увеличения площади ее для размещения половины членов экипажа

2.2.10.    Ширина обеденных столов должна быть не менее 600 мм. Для столов, имеющих места только с одной стороны, допускается ширина 500 мм. Длина но кромкам обеденного стола должна быть не менее 600 мм на каждое место. Допускается установка диванов вдоль стенок помещения. Свободный проход для обслужиЁания столов должен быть не менее 600 мм.

Общественные помещения для пассажиров

2.2.11.    Рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны для отдыха, музыкальные салоны и т. п. следует располагать в наиболее удобных и светлых помещениях надстройки судна.

2.2.12.    На пассажирских судах I группы рестораны и столовые для пассажиров должны быть рассчитаны на одновре-

15

менное обслуживание не менее 25% пассажиров. На туристских судах число посадочных мест в ресторанах, столовых должно рассчитываться, исходя из одновременного обслуживания не менее 50% отдыхающих.

На пассажирских судах II группы при нецелесообразности устройства ресторана или столовой, в зависимости от продолжительности рейса, необходимо устраивать буфеты.

2.2.13.    Площадь палубы на одно посадочное место должна быть не менее:

для ресторанов — 1,2 м2;

для столовых ■— 1,0 м2;

для буфетов при столовых — 0,5 м2.

2.2.14.    При наличии на судах самостоятельных буфетов санэпидслужба в каждом отдельном случае согласовывает ассортимент реализуемых продуктов в зависимости от номенклатуры оборудования и площади помещения.

2.3. ПОМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОГО БЛОКА Общие требования

2.3.1.    В зависимости от численности экипажа и пассажиров, района плавания и продолжительности рейсов на судах должны быть предусмотрены и оборудованы соответствующие помещения для приготовления пищи и хранения пищевых продуктов.

2.3.2.    В состав пищевого блока входят: камбуз, заготовочные, посудомоечные, сервировочные, отдельные помещения по приготовлению кондитерских изделий, провизионные кладовые.

Примечание. Отдельное помещение сервировочной может не устраиваться. В этом случае в помещении обеденного зала устанавливаются шкафы для предметов сервировки стола При этом площадь обеденного зала должна быть соответственно увеличена.

2.3.3.    Планировка помещений пищевого блока на судах должна быть удобной для обеспечения последовательности технологических процессов обработки продуктов и реализации пищи; нельзя допускать встречных потоков сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды.

Транспортировка готовых блюд из камбуза в столовую не должна осуществляться через открытую палубу и коридоры.

При размещении камбуза и столовой на разных палубах судна необходимо предусматривать механические подъемники (лифты).

2.3.4.    Палубы помещений пищевого блока должны быть покрыты нескользкими и водонепроницаемыми материалами с достаточным уклоном к сточным отверстиям.

16

Переборки и подволоки должны быть облицованы влаго-стойким материалом светлых тонов, иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, мытье и дезинфекцию.

Материалы, используемые для облицовки покрытий технологического оборудования и инвентаря в пищеблоках, должны быть допущены Минздравом СССР

2.3.5.    Окна и наружные двери помещений пищеблока рекомендуется оборудовать противомоскитными сетками.

2.3.6.    Помещения пищеблока должны быть надежно изолированы от помещений с избыточным выделением тепла.

2.3.7.    Вход в помещения пищеблока не должен располагаться рядом с санузлами, бытовыми и медицинскими помещениями, а также складами с пылящими и вредными для здоровья людей грузами.

2.3.8.    Для спецодежды работников пищеблока, столовой, ресторанов, кафе, баров должны быть устроены шкафы (стандартных размеров) с вентиляционными решетками; шкафы оборудуются в этих же помещениях.

2.3.9.    Для хранения уборочного инвентаря в помещениях пищеблока должен быть оборудован шкаф.

2.3.10.    На пассажирских и туристских судах I группы с пас-сажировместимостью более 300 чел. для удаления пищевых отбросов и мусора из помещений пищеблока необходимо оборудовать мусоропровод к общесудовым накопителям — контейнерам. Кроме того, на камбузе и в сервировочной должны быть предусмотрены емкости для пищевых отбросов с крышками и педальными устройствами.

Камбуз

2.3.11.    На судах I и II групп необходимо оборудовать помещение камбуза.

На судах III группы и скоростных судах при обслуживании их бригадным методом (продолжительность работы бригады не более 8 ч) камбуз может не устраиваться. В этом случае в помещениях временного отдыха экипажа должно предусматриваться устройство для подогрева пищи, электрокипятильник и холодильник, а при отсутствии электроэнергии — снабжение термосами.

2.3.12.    На пассажирских и туристских судах I группы с численностью экипажа и пассажиров более 350 чел. оборудуются отдельные камбузы для экипажа и пассажиров; на остальных пассажирских судах допускается общий камбуз.

2.3.13.    Камбуз должен иметь необходимое тепловое и технологическое оборудование для разделки, обработки продуктов и приготовления пищи. Эти процессы должны быть по

17

возможности механизированы. Камбузная плита должна позволять регулировать степень нагрева приготовляемой пищи.

2.3.14.    Камбуз должен быть как минимум оборудован: плитой, двумя разделочными столами, шкафами, полками и электрокипятильником непрерывного действия, двухгнездовой мойкой для камбузной посуды и раковиной для мойки рук.

Столы должны быть длиной не менее 1 500 мм, шириной 750 мм и высотой 850 мм с ящиком внизу. Раздаточный столик должен иметь размеры не менее 800X600 мм.

Для судов смешанного плавания типа «река — море» при отсутствии на камбузе хлебопекарной печи камбузная плита должна иметь духовку для выпечки хлеба.

2.3.15.    При численности экипажа и пассажиров более 200 чел. на камбузе дополнительно устанавливаются варочные котлы закрытой конструкции, электрические печи, электрические жаровни и другое оборудование и агрегаты. Все оборудование камбуза должно быть легко разбираемым и доступным для очистки и мытья после работы.

Необходимость установки дополнительного камбузного и хлебопекарного оборудования определяется численностью экипажа и пассажиров.

Примечание На малых судах (см. п. 1.3.4) допускается сокра-щекие перечня оборудования и размеров столов на камбузе, если это обеспечивает нормальную работу.

2.3.16.    Для хранения продуктов на текущий день необходимо предусматривать кладовую расходных продуктов с холодильным шкафом или оборудовать прямо на камбузе холодильный шкаф для скоропортящихся продуктов и ящик для суточного запаса сухих продуктов.

Примечание. На судах с экипажем до 15 чел. на камбузе устанавливается бытовой холодильник.

2.3.17.    Камбуз оборудуется системой питьевого водоснабжения с подачей холодной и горячей воды, а также сточной системой для слива из моек и раковин использованных вод. На судах, где подача горячей воды на камбуз невозможна по техническим условиям, камбузные плиты должны быть оборудованы резервуарами для подогрева воды с трубопроводами наполнения и расхода. У резервуара должна быть предусмотрена сигнальная труба, выведенная в район шпигата.

2.3.18.    Площадь камбуза определяется численностью экипажа и пассажиров, габаритами оборудования, его расположением и проходами. Ширина проходов должна отвечать следующим минимальным нормам:

перед передней стенкой плиты ти хлебопекарной печью—■ не менее 1000 мм;

18

перед рабочими столами, пищеварочными котлами и другим оборудованием камбуза при одном работнике не менее 800 мм, при двух ихболее работниках — не менеег 1000 мм. На малых судах допускается уменьшение прохода у плиты до 800 мм, а других проходов — до. 600 мм.

2.3.19.    На камбузе необходимо иметь места с креплениями для хранения посуды во время качки.

Посуда для приготовления пищи должна иметь необходимую вместимость, не допускающую расплескивания во время качки. Вся посуда для приготовления пищи должна иметь ручки и плотно закрывающиеся крышки.

2.3.20.    Камбузные плиты должны работать на электрическом или газовом отоплении. Плита должна устанавливаться таким образом, чтобы три стороны ее были доступны для обслуживания. На камбузе для экипажа подходы к плите могут допускаться не менее чем с двух сторон (с передней и торцевой). На судах смешанного «река — море» плавания плита со всех сторон должна иметь штормовое ограждение.

2.3.21.    Камбузные плиты, работающие на жидком топли? ве, могут устанавливаться только в виде исключения на судах, котельные установки которых работают на жидком топливе, или при техническом обосновании по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Примечание. В этих случаях хранение топлива и загрузка его в плиту должны быть вне помещения камбуза. При этом топка плиты должна быть оборудована бесшумными форсунками.

2.3.22.    Боковые и нижние поверхности судовых камбузных плит, а также боковые поверхности пищеварочных котлов и дымоход, проходящий в помещение камбуза, должны быть теплоизолированы так, чтобы наружная температура изоляции на них была не выше + 450С.

2.3.23.    Камбуз должен иметь два выхода: на открытую палубу и во внутренние коридоры.

Выход из камбуза на открытую палубу на небольших судах может не устраиваться, если технически это невозможно.

Заготовочные

2.3.24. На пассажирских и туристских судах I и II групп при наличии ресторана и столовой для пассажиров должны предусматриваться отдельные заготовочные помещения (не менее двух); размещаться они должны рядом с камбузом по ходу технологического процесса. На пассажирских и туристских судах при численности экипажа и пассажиров более

19

350 чел. устраиваются три заготовочные: для холодных закусок; для овощей; для мяса и рыбы. Для приготовления кондитерских изделий оборудуются отдельные помещения.

Примечание. На остальных судах с численностью экипажа до 25 чел. допускается производить разделку сырых продуктов в помещении камбуза. При этом площадь камбуза должна быть увеличена для размещения дополнительного разделочного стола для сырых продуктов и бытового холодильника.

2.3.25.    Заготовочные должны быть оборудованы столами, обитыми листами нержавеющей стали или другим антикоррозионным материалом. Покрытия столов должны быть сделаны из сплошного листа.

Для обработки овощей, мяса и рыбы в заготовочных должны быть предусмотрены отдельные столы и ванны для дефро-стации в них замороженных продуктов. При этом необходимо предусмотреть присоединение ванн к трубопроводу общесудовой сточной системы с устройством воздушных кольцевых разрывов не менее 10 мм.

2.3.26.    Ширина свободного прохода перед рабочими столами в заготовочных при одном работнике должна быть не менее 600 мм, при двух и более работниках — не менее 700 мм.

2.3.27.    В заготовочных должны быть установлены универсальные машины для механизации процессов заготовки и обработки продуктов (картофелечистка, мясорубка, протирочная машина, хлеборезка).

2.3.28 На пассажирских и туристских судах I группы в заготовочной устанавливается секционный холодильный шкаф. Каждая секция шкафа предназначается для отдельных видов продуктов.

Раздаточные

2.3.29.    Для туристских и пассажирских судов I и II групп должны быть предусмотрены помещения раздаточных. На-остальных судах раздача производится непосредственно из камбуза.

Рядом с раздаточным окном необходимо оборудовать место для хранения чистых столовых приборов.

2.3.30.    Раздаточная при обслуживании пассажиров официантами проектируется шириной не менее 2 м. Фронт выдачи блюд в раздаточной на одно посадочное место в обеденном зале необходимо принимать не менее 15 мм. Раздаточная отделяется от зала переборкой.

2.3.31.    В рабочей зоне раздаточной линии устанавливаются мармиты для горячих блюд и холодильные шкафы для хо-

20

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.1.1.    'Настоящие Санитарные правила устанавливают основные требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при проектировании, строительстве и капитальном ремонте, а также гигиенические требования по содержанию самоходных и несамоходных судов внутреннего (речных и озерных) и смешанного «река—море» плавания СССР при их эксплуатации.

1.1.2.    Требования настоящих Правил не распространяются на корабли и суда Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности СССР, а также на рыболовные суда внутренних бассейнов.

1.1.3.    На грузовые несамоходные и вспомогательные суда, на которых не предусматривается проживание экипажа и отсутствуют рабочие места во время рейса, настоящие Правила распространяются только в части требований, относящихся к зачистке и мойке этих судов.

1.1.4.    Требования к устройству и оборудованию помещений, связанные с обеспечением безопасности плавания, устанавливаются «Правилами классификации постройки судов внутреннего плавания» Речного Регистра РСФСР (ч. III, 1975 г.). Требования к устройству и оборудованию помещений, связанные с обеспечением безопасности труда, устанавливаются соответствующими ведомственными руководящими документами.

1.1.5.    Настоящие Санитарные правила вступают в силу с 1 января 1979 г.

1.1.6.    Проекты на строительство, переоборудование и капитально-восстановительный ремонт судов, согласованные с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы до 1 января 1979 г., должны быть приведены в соответствие с настоящими Санитарными правилами до 1 января 1982 г. Внедрение пересогласованных проектов в производство должно производиться в сроки, определяемые Санэпид-службой совместно с авторами проектов.

1.1 7. Суда, построенные до введения настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, фаново-сточной, вентиляции, а также по шу-

3

лодных блюд с тем, чтобы обеспечить при раздаче пищи температуру горячих блюд и напитков 65°С, а холодных блюд и напитков + 7-—Ь И°С.

Сервировочные

2.3.32.    На'•пассажирских и туристских судах I группы оборудуется сервировочная для хранения чистой сервировочной посуды, приборов и столового белья. Сервировочная должна иметь непосредственный вход в ресторан, столовую.

Площадь сервировочной определяется габаритами оборудования и проходами, которые должны быть не менее 800 мм.

2.3.33.    Мытье столовой посуды в сервировочной не разрешается. Допускается мытье стеклянной посуды при условии устройства в сервировочной двухгнездной ванны с подводкой к ней горячей и холодной воды.

Посудомоечные

2.3.34.    На пассажирских и туристских судах I и II групп предусматриваются раздельные посудомоечные столовой посуды для экипажа и пассажиров.

На остальных судах, при технической невозможности, посудомоечная оборудуется в помещении камбуза.

2.3.35.    Посудомоечные должны иметь два окна — для приема грязной посуды и выдачи на камбуз или в раздаточную чистой посуды.

2.3.36.    Размеры и оборудование посудомоечных помещений определяются численностью экипажа и пассажиров, габаритами и расположением оборудования. Свободное пространство перед рабочим местом, посудомоечной машиной и перед рабочим столом должно быть не менее:

при одном рабочем — 600—800 мм;

при двух и более рабочих — 800—1000 мм.

2.3.37.    Посудомоечные оборудуются столами для чистой и грязной посуды, трехгнездными моечными ваннами с подводкой горячей (не ниже 70°С) и холодной воды питьевого качества или двумя посудомоечными машинами, сушильными шкафами, шкафами для хранения посуды, шкафами для хранения моющих средств и принадлежностей, контейнерами с крышками и педальными устройствами для сбора остатков пищи.

Примечание. При отсутствии на судах отдельной посудомоечной на камбузе устанавливается трехгнездная моечная ванна.

2.3.38.    На судах, где имеются рестораны, для мытья стеклянной посуды и хрусталя в посудомоечных устанавливаются дополнительно двухгнездные ванны, за исключением случаев, указанных в ст, 2.3.33 настоящих Правил.

21

мовому фактору — в сроки, установленные органами и учреждениями санэпидслужбы на водном транспорте, совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.8. С изданием настоящих Правил ранее изданные «Санитарные правила для речных и озерных судов СССР», утвержденные зам. Главного Государственного санитарного врача СССР 31 июля 1964 г. за № 485—64, отменяются.

1.2. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАВИЛ

1.2.1.    Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется бассейновыми, портовыми и линейными санитарно-эпидемиологическими станциями на водном транспорте, а при их отсутствии — соответствующими республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными санитарно-эпидемиологическими станциями.

1.2.2.    В соответствии с Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР 31 мая 1973 г. за № 361, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР и министерств здравоохранения союзных республик осуществляют государственный санитарный надзор в СССР в форме предупредительного и текущего санитарного надзора за проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий и соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

1.2.3.    Министерства и ведомства, проектные организации, а также предприятия судостроения и судоремонта обязаны представлять на согласование с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную и техническую документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР — технические проекты на суда зарубежной постройки;

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава союзной республики — технические проекты на типовое и серийное строительство судов (при серии более 5 единиц), а также индивидуальные проекты на строительство экспериментальных крупнотоннажных судов;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции и, по их поручению, в портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте — технические проекты на строительство единичных судов и серии до пяти судов, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4.    Результаты согласования оформляются официальным документом. Срок действия согласования проектов устанавливается на 6 лет после постройки головного судна. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.5.    Министерства и ведомства-судовладельцы обязаны включать представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в состав государственных или ведомственных комиссий по приемке судов после их постройки, капитального ремонта или переоборудования, влияющего на санитарно-гигиенические условия. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы после приемки судна государственной комиссией оформляют заключение о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.2.6.    Выявленные при приемке головного судна нарушения санитарно-гигиенических норм и правил должны быть устранены до сдачи этого судна в эксплуатацию, а проект откорректирован на всю серию.

При технической невозможности устранения указанных отступлений в период сдачи головного судна в эксплуатацию они устраняются в сроки, согласованные с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.7.    Судовладельцы обязаны ежегодно предъявлять органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы к санитарному осмотру все суда, находящиеся в эксплуатации, независимо от их ведомственной принадлежности.

1.2^8. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы при соответствии судна требованиям настоящих Санитарных правил выдают администрации судна Судовое санитарное свидетельство на право плавания сроком на 1 год (прил. 1).

При отсутствии Судового санитарного свидетельства на право плавания или по истечении срока его действия эксплуатация судна не допускается.

Ответственность за сохранность Судового санитарного свидетельства на право плавания и своевременное возобновление срока его действия несет судовладелец.

Ответственность за выход судна в плавание без Судового санитарного свидетельства несет судовладелец.

1.2.9. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют карантинный досмотр судов в случаях:

приема прибывающих из-за границы советских и иностранных судов независимо от государственной или ведомственной принадлежности;

5

отправления всех советских судов за границу независимо от ведомственной принадлежности с выдачей разрешения на выход в плавание.

1.2.10.    Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют право в любое время предъявлять судовладельцам и администрации судов требования по устранению выявленных санитарных дефектов.

1.2.11.    Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на министерства и ведомства, владеющие судами, на управления пароходств и на другие организации, ведущие проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию судов, а также на администрацию самоходных и несамоходных судов внутреннего (речных и озерных) и смешанного «река — море» плавания при их эксплуатации.

1.2.12.    На каждом судне внутреннего и смешанного плавания должны быть нижеперечисленные документы:

Судовое санитарное свидетельство на право плавания (см. прил. 1);

Судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР;

данные о пассажировместимости судна (для пассажирских и туристских судов).

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

1.3.1. Все суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного «река—море» плавания применительно к требованиям настоящих Правил разделяются на три группы:

группа I — суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту свыше 16 ч.;

группа II — суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 16 ч.;

группа III — суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа и пассажиров на борту до 8 ч.

Примечание. Настоящее деление на группы не распространяется на разъездные суда Санитарно-гигиенические требования на их проектирование в каждом конкретном случае уточняются и согласовываются органами н учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.3.2.    Группа судов технического флота определяется также в зависимости от времени непрерывного пребывания членов экипажа (команды или бригады) на борту (земснаряда, землесоса и т. д.). (См. п. 1.3.1.)

1.3.3.    Требования к скоростным судам уточняются в зависимости от их классификации по группам в соответствующих разделах настоящих Правил.

6

1.3.4.    Для грузовых судов грузоподъемностью до 300 т, а также для остальных речных и озерных судов длиной менее 25 м в настоящих Санитарных правилах применяется термин: «МАЛОЕ СУДНО».

1.3.5.    Согласно действующему законодательству, судовладелец несет ответственность за неправильное эксплуатационное использование судна в зависимости от его группы (см. раздел 1. 3 настоящих Правил).

Примечание. Эксплуатация судов в более высоких группах разрешается только по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и с технической инспекцией труда профсоюза при условии выполнения требований раздела 2 настоящих Правил.

2. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СУДОВ

2.1. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Общие требования

2.1.1.    Жилые помещения для экипажа, а на пассажирских судах — помещения и для пассажиров в зависимости от группы судна должны отвечать требованиям настоящих Санитарных правил.

2.1.2.    Для размещения экипажа и пассажиров не разрешается использовать следующие судовые помещения:

не имеющие естественного освещения, вентиляции и отопления;

предназначенные для механизмов и грузов;

общественные, медицинские, санитарно-бытовые, хозяйственные, пищевого блока, а также кладовые всех назначений, вестибюли, коридоры и т. п.;

не изолированные от влияния высоких и низких температур, шума и вибрации, электромагнитных полей (радиоволн), проникновения воды, испарений, запахов и газов, выделяемых работающими двигателями, котельными и холодильными установками;

примыкающие непосредственно к помещениям, предназначенным для хранения опасных и токсических материалов или грузов, влияющих на здоровье и Жизнь людей;

не отделенные от малярной, аккумуляторной, станции пожаротушения или фонарной газонепроницаемыми переборками, палубами или сообщающиеся с ними через общие помещения.

2.1.3.    Не разрешается устройство жилых кают для экипажа и пассажиров над топливными цистернами без устройства горизонтального коффердама высотой не менее 600 мм и рядом с топливными цистернами без вертикального коффердама шириной в одну шпацию.

2.1.4.    На нефтеналивных судах, а также на судах, предназначенных для перевозки сжиженных токсических газов (хлор, аммиак и т. п.) и ядовитых грузов, пассажирские помещения не оборудуются.

2.1.5.    Помещения для экипажа должны быть изолированы от помещений для пассажиров. В отдельных случаях с разрешения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы допускается размещение персонала, обслуживающего пассажиров, в пассажирских отсеках, в отдельных каютах, обо-

S

Таблица 1

Нормы высоты жилых судовых помещений, м

Жнлые помещения

Группа судов I II III

При одноярусных койках

2.0

2.0

При двухъярусных койках

2,3

2.2

Пассажирские, с местами для сидения

2.0

'2,0

1,95

Примечание. Высота помещения измеряется от настила палубы или сланн до нижней кромки бимса, а если имеется подшивка по бимсам, то по нижней ее поверхности.


рудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каютам экипажа настоящими Правилами.

2.1.6. На судах смешанного плавания, а также на стоечных судах технического флота, не имеющих установки для кондиционирования воздуха, окна (иллюминаторы) жилых помещений и наружные двери коридоров должны быть оборудованы противомоскитными сетками.


2.1.7.    Высота жилых помещений для экипажа и пассажиров на судах должна соответствовать нормам, указанным в табл. 1.

2.1.8.    При размещении пассажиров в корпусе скоростных судов II и III групп высота помещений может быть снижена на 100 мм.

2.1.9.    В жилых помещениях при оборудовании их системой кондиционирования воздуха допускается снижение высоты помещений:

в каютах с одноярусными койками -— на 100 мм;

в каютах с двухъярусными койками для судов I группы — на 100—200 мм, а для судов II группы — на 100 мм.

2.1.10.    На малых судах (только при технической невозможности соблюдения норм) высота помещений может быть снижена не более чем на 150 мм.

В таких случаях в жилых помещениях следует предусматривать сквозные световые фонари, возвышающиеся над палубой не менее чем на 400 мм и имеющие в боковых стенках открывающиеся фрамуги или иллюминаторы.

Расположение оборудования

2.1.11. В жилых каютах судов необходимо предусматривать оборудование согласно Табелю оснащения судовых помещений.

Размеры столов, стульев, кресел, вешалок, полочек и прочей судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.

Примечание Минимальный перечень судовой мебели приведен в прнл. 2.

9

2.1.12.    Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:

от верхнего настила палубы до нижней койки не менее 400 мм;

от верхней кромки нижней койки до нижней кромки верхней койки не менее 900 мм;

от верхней кромки верхней койки до нижней кромки бимса или подволока на судах I группы не менее 900 мм, на судах II и III групп не менее 800 мм.

На судах, где высота помещений не более 2,0 м, расстояние между еланью и кромкой нижней койки может быть уменьшено на 50 мм.

2.1.13.    Размещение коек более чем в 2 яруса не допускат ется. Койки должны быть доступны по всей длине.

2.1.14.    При двухъярусном расположении коек должен быть обеспечен удобный доступ на верхнюю койку, не мешающий лежащему на нижней койке. При оборудовании в каютах двухъярусных коек верхняя койка может быть опускающейся.

2.1.15.    Койки рекомендуется располагать поперек диаметральной плоскости судна. В случае расположения коек вдоль борта судна или наружных стен надстройки между койкой и внутренней обстройкой борта или стенкой должен быть оставлен промежуток, равный 75 мм, а борт или стенка в районе койки должны иметь усиленную теплоизоляцию.

Запрещается размещать койки вдоль наружных стен надстроек, расположенных на обносах.

2.1.16.    В каютах комсостава рекомендуется устанавливать, помимо коек, мягкие диваны для отдыха. На судах смешанного плавания диваны необходимо устанавливать перпендикулярно койкам. Диваны не должны быть углообразные.

2.1.17.    Ширина проходов в каютах между переборкой и параллельной боковой стороной койки или между параллельными койками должна быть не менее 700 мм в одноместной каюте и не менее 800 мм — в двухместной.

2.1.18.    В трех- и четырехместных каютах ширина прохода должна быть равна 850 мм. При расположении коек по одну сторону от прохода ширина может быть снижена до 750 мм, при этом указанная ширина прохода должна быть обеспечена на протяжении не менее 2/з длины койки.

2.1.19.    На скоростных судах и судах с кондиционированием воздуха расстояние между койками может быть уменьшено на 100 мм.

Жилые помещения для экипажа

2.1.20. На каждом судне должны быть предусмотрены помещения для проживания, отдыха и бытовых потребностей членов экипажа: каюты с индивидуальными спальными места-

10